УПП

Цитата момента



Господи, дай мне терпения…
Немедленно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Невинная девушка имеет этот дар Божий - оценивать мужчину в целом, не выделяя (искусственно), например, его сексуальности, стройности и так далее. Эта нерасчленённость восприятия видна даже по её глазам. Дамочка, утратившая невинность, тут же лишается и целомудрия. И взгляд её тут же становится другим - анализирующим, расчленяющим, в чём-то даже нагловатым.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Глава 23. ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ

"Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря.

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела"

(Еккл. 12, 11-12).

В условиях современной жизни для родителей обычно остается мало возможностей влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа образования довольно стандартна.

Было бы бесполезно сейчас обсуждать - что из этой программы образования является действительно необходимым и что является ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков - времен господства язычества, о чем говорилось уже выше (см. гл. 13).

Вопрос в этом отношении для родителей состоит только в том - нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго индивидуально - в зависимости от склонностей ребенка.

В общем случае - этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей употреблять на дополнение светского образования духовным (изучение Св. Писания, истории Церкви, жизни св. отцов и богослужения) путем соответствующего чтения и бесед с детьми (см. гл.10).

Нужно помнить, что всякое светское дополнение школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного образования, о значении которого для души ребенка говорить излишне. И не будут ли подобные - дополнительные к школе - занятия (светскими науками) теми "заботами житейскими", которыми не следует отягчать свои сердца по заповеди Сеемого Господа (Лк. 21, 34).

Приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг. Об этом же пишет еп. Феофан Затворник: "Пусть считается главным - изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществуют последние над ученостью" ("Путь ко спасению").

Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке данных ему от Бога талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для соответствующей будущей специальности.

Также важно развитие в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.

Выше (см. гл. 16) уже говорилось о необходимости приучения детей с самого раннего детства к труду и привычке по возможности самим обслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть, и будут давать кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.

Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов питания. Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера.

При наличии склонностей, девочек можно научить и художественному шитью, и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и навыков из области медицины, как то: уменье перевязывать и бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях. Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать и к практике огородного дела и садоводства.

Чем глубже удастся дать знания детям по каким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь их детей в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.

Глава 24. ВЫБОР ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРОФЕССИИ

"…Одни в почетном, а другие в низком употреблении"

(1 Тим. 2, 20).

Вот и уходит вдаль светлое, безмятежное детство. Отцветает юность… Перед молодой душой встают жизненные задачи, вопросы и трудности.

Вот первый и серьезный вопрос - выбор профессии, определение себя на какое-либо занятие в течение большей половины каждого трудового дня.

Царь Давид говорит: "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет, и самая лучшая пора их - труд и болезнь…" (Пс. 89, 10).

Итак, доля и роль труда в жизни велика. Он заповедан Адаму (а с ним и его потомкам) после грехопадения, как наказание: "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19).

Но характер труда может быть различен. Для одних этот труд может быть благословенным, легким для их духа (хотя может быть и тяжелым для тела) и служить главной целью жизни христианина - спасению своей души. Но для других труд может оказаться тяжелым и быть в какой-то мере препятствием к достижению Царства Небесного.

Поэтому выбор профессии - очень серьезный вопрос, который часто приходится решать один раз и на всю жизнь. Перемена профессии доступна лишь для наиболее простых видов труда, не требующих длительной подготовки.

Если же на последнюю затрачено много лет, то перемена профессии практически очень трудна.

Непременная обязанность родителей - помочь детям правильно выбрать себе профессию.

Для христианина есть один путь для решения всех жизненных вопросов - это искание во всем воли Небесного Любящего и Премудрого Отца, предание себя Его благому Промыслу, ибо "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126, 1).

Если у решающего есть духовный отец или старец и благочестивые родители, то воля Божия будет говорить их устами. И тогда не может быть места колебаниям или сомнениям: ослушание может принести многие скорби, когда поздно будет уже говорить себе: "Маловерный! зачем ты усомнился?" (Мф. 14,31).

Но какими основами должны руководствоваться родители, давая указание детям о выборе ими будущей профессии?

У христианина в жизни нет случайностей: у него "и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10, 30). И как говорилось уже ранее, Всеблагий Отец премудро направляет ко благу наши пути внешними обстоятельствами нашей жизни.

И если юноше или девушке от Бога дарованы особые способности, то последние и определяют будущую профессию. Так определяется профессия художника, скульптора, музыканта, певца, поэта, писателя.

Если в молодой душе горит любовь и сочувствие к страждущей и болящей меньшей братии Христа, если ей понятны наивысшие и чистейшие радости земли - стирать слезы несчастным; то пусть идет она по пути "возлюбленного врача" (Кол. 4, 14) и апостола Луки, целителя Пантелеимона, св. врачей Косьмы и Дамиана и друзей человечества - доктора Гааза, Лешко-Попела и т. д. Это - благословенная профессия, дающая чувство глубокого духовного удовлетворения.

Следует руководствоваться при выборе для детей профессии и склонностью их к чему-либо, например, к какому-либо ремеслу или к какой-либо отрасли науки, техники, при условии, что это - давно сложившаяся прочная склонность.

Но бывают временные поверхностные увлечения, которые быстро проходят. Поэтому и при наличии склонности с решением не надо торопиться, как во всех затруднительных и неясных вопросах, когда воля Господня не так очевидна. И в этих случаях надо прибегнуть к усердной молитве - да откроет Небесный Отец Свою благую волю в видимых для родителей и юной души признаках. Как осуществляется исполнение молитвы? Конечно, нельзя ждать ничего чудесного - какого-либо сновидения и т. п. Мы, по своей греховности, недостойны прямых откровений. Поэтому, как говорилось уже ранее, нам надо научиться распознавать выявление воли Господней по внешним признакам.

Чаще всего случается, что эту волю мы услышим в советах близких и опытных в жизни людей. К словам последних надо быть всегда очень внимательными и чутко к ним прислушиваться. И в том случае, когда совету предшествует усиленная молитва, Господь Сам положит на сердце тому, у кого мы просим совета, сказать нам Его святую волю.

Нет сомнения, что наиболее высокий и достойный путь для христианина - это путь пастырский.

Здесь вместе с тем следует упомянуть, что, как пишет о. Александр Ельчанинов:

"Священство - единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе своей самой серьезной стороной и где ты все время живешь "всерьез".

Здесь христианин выполняет наиболее великое из предначертанного человеку, которое так определяется епископом Михаилом Таврическим: "Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в духе при помощи Христа".

Ап. Павел пишет: "Если кто епископства желает, доброго дела желает" (1 Тим. 3, 1). Но здесь неуместно побуждение. Пастыри избираются Самим Богом. "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас", - сказал Господь апостолам (Ин. 15, 16). И Своих избранных Господь Сам приведет к Себе, и ничто в жизни не заглушит у Божия избранника внутреннего зовущего голоса - настойчивого стука Высокого Гостя (Откр. 3, 20).

Часто думают, что умственный труд - это высший, наиболее почетный труд для человека, а физический - низший. Так ли это?

Какую профессию выбрал Себе на земле Сам Строитель и Творец Мира и занимался ею до тех пор, пока не вышел на Свое верховное служение?

Как мы знаем, Он был плотником (Мк. 6, 3). А из кого выбрал Он Себе первых учеников и апостолов? Можно было бы думать, что их следовало выбирать из мудрецов, книжников, учителей. Но нет - это были простые неученые рыбаки. И ап. Павел пишет: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее" (1 Кор. 1, 27-28).

Есть, вместе с тем, одно преимущество у простого физического труда или ремесла перед умственным трудом. Последний требует всего человека - и его рук, и ума, а через ум завладевает чаще всего и сердцем.

Физический труд или привычное ремесло занимает преимущественно руки, оставляя в значительной мере свободным ум и не затрагивая сердца. И если в человеке есть склонность к молитве, то такой труд менее другого помешает ему заниматься молитвой и богомыслием, оставляя свободу отдавать ум и сердце Единому и Вечному.

Правда, для Господа нужны Свои рабы во всех слоях общества. Но тем, кому на долю выпал умственный труд с необходимостью непрерывного совершенствования в какой-либо специальности и постоянной заботы - следить за новейшими достижениями в данной отрасли науки или техники - тем можно сказать слова ап. Павла: "А мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28).

Вместе с тем, таким христианам надо знать, что книжная мудрость и эрудиция - богатство познаниями в науке или технике - представляют ту же опасность, как и всякое богатство. Они чаще всего всецело овладевают человеком и его сердцем.

Св. отцы даже опасаются утонченности ума. Так св. Исаак Сириянин пишет: "Ходи перед Богом в простоте, а не в мудровании ума. За простотой следует вера, а за утонченностью и изворотливостью мудрования - самомнение, за самомнением же - удаление от Бога".

Следует предостеречь также от часто напрасной затраты времени и сил у девушек, стремящихся к профессиям, требующим длительной подготовки.

Если девушка имеет склонность к семейной жизни (а таких громадное большинство), то их подготовка (помимо изучения закона Божия) должна быть направлена более всего на воспитание детей и мудрого ведения всех дел семьи и семейного хозяйства. Для этого от них потребуется уменье хорошо шить, готовить пищу, хорошо разбираться в медицинских вопросах.

И если даже такие девушки останутся одинокими, то и в этом случае незачем им затрачивать много сил и времени для подготовки к трудным профессиям. Для одинокой много ли надо в жизни? Ведь "жизнь человека не зависит от изобилия его имения", - сказал Господь (Лк. 12, 15).

И почему бы девушке не выбрать скромное ремесло медицинской сестры или даже швеи, которое всюду нужно, дает верный кусок хлеба и опыт, что может быть использовано и в семейной жизни.

Часто при выборе профессии следует принимать во внимание и состояние здоровья: в современной промышленности есть много предприятий, на которых атмосфера такова, что и крепкое здоровье быстро разрушается.

Поэтому родителям и самим юношам необходимо предварительно хорошенько разузнать про условия работы, которую они выбирают.

Против ряда профессий следует решительно предостеречь. Со званием христианина в современных условиях вряд ли допустима, например, профессия артиста.

В Древней Руси считалось недопустимым и позорным "надевать на себя личину". Ведь человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 20). а христианин призван быть в чине "царственного священства народа святого" (1 Пет. 2, 9).

Совместимо ли это со многими ролями, которые будут поручаться актеру? И может ли "образ Божий" служить угождению часто низких вкусов и прихотей толпы? В первые века христианства актеров отлучали от Церкви, а св. Иоанн Златоуст даже запрещал христианам общение с ними или вкушение с ними пищи.

Казалось бы, что всякое звание не противоречит званию христианина. Так, мы знаем святых из воинов (мученик Иоанн Воин, мученик Меркурий, благоверный князь Александр Невский и многие другие).

Но надо вспомнить царя Давида. Давид был Помазанником Божиим, пророком и псалмопевцем, и все же Господь не захотел, чтобы первый Иерусалимский храм был построен его руками: на них было слишком много пролитой им человеческой крови. Поэтому храм был построен сыном Давида - Соломоном.

Надо помнить слова ап. Павла о сосудах, из которых одни "в почетном, а другие в низком употреблении" (2 Тим. 3, 20).

И поскольку это в нашей воле - зачем избирать себе путь для более "низкого употребления".

Пусть избегают также юноши горделивых мечтаний о высоком положении в мире. 'Что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк. 16, 15). - говорит Господь.

И чем выше на земном поприще стоит человек, тем ему бывает труднее и тем опаснее для его души, а иногда и для тела: 'Подальше от царей - голова целей", - говорит пословица. На высоких местах требуется или большая мудрость, которой может не хватить, или требуется "прислуживаться", т. е. кривить душой, лицемерить, льстить, а все это - неправда перед Богом, это может повести к гибели души.

Глава 25. МОЛИТВА РОДИТЕЛЕЙ О ДЕТЯХ - ЗАЛОГ УСПЕХА ВОСПИТАНИЯ

"…Просите и дано будет вам…"

(Лк. 11, 9).

Глубокий знаток духовной жизни - св. Исаак Сириянин - основным условием для успеха всякого дела человека считал нижеследующее: "Всякую вещь, малую и великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего".

Итак, первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению св. отцов, качество нашей молитвы мы должны, как говорилось выше, восполнять количеством ее. Так советовал прп. Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час.

Примеры усиленной молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета.

Так, Иов, "вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря: "Может быть, сыновья мои согрешили" и так делал Иов во все дни" (Иов. 1, 5).

В своей молитве за детей Иов был близок Духу Христову - духу посредничества между Богом и людьми.

Как и всякая молитва, молитва родителей за детей может быть разумной и неразумной. Ап. Иаков говорит: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро" (Иак. 4, 3). О чем же прежде всего должны молиться родители в отношении детей?

Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребенка живым членом Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в свое время. Но когда придет это время нам не дано знать; бывают случаи, что Господь вел юношей не прямым путем, но спасал их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще прилежнее умоляют Всемогущего ("утомляют своею молитвою Неутомимого").

Надо помнить в таких случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына - блаженного Августина. Последний в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев.

Все, что могла, - все сделала Моника для исправления сына. Она не только увещевала его, но одно время даже лишила его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына, как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере.

Обращение его случилось нескоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем обращении сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного епископа повлиять на сына.

Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки, при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он посоветовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: "Не может быть, чтобы погиб сын таких слез".

Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, упоминая значение в его жизни молитв матери, его часто называют "сыном слез".

Св. отцы говорят: "Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина".

Это относится и к молитве родителей и, в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная покорность Всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: "…впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22, 42).

В таких случаях надо помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее ее сыновей на земле. Она видит их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.

Очевидно, не с матери этих двух сыновей надо брать пример родителям, а с матери Людовика Французского (католического святого), которая говорила ему: "Мне легче видеть тебя умирающим на моих глазах, чем совершающим смертный грех".

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида при болезни его сына. Неделю молился царь и ничего не ел, говоря: "…Кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?". Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя свое поведение окружающим: "Теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне" (2 Цар. 12, 22-23).

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают несмотря на мольбы родителей, имеется еще более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя.

Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом. Я слышал такой рассказ из жизни наших дней. Родители отпускали своего сына от себя на три года в среду, полную опасности и для его тела, и для его духа. "Сын наш, - сказал ему отец, - где бы ты ни был - в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся за тебя преподобному Серафиму". И в полунощный час, когда все затихало, сын вспоминал своих родителей.

Он знал, что родители свято исполняли свое обещание, и в это время возносили свою ночную молитву за него к Преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через 3 года разлуки, то первыми его словами своему отцу были: "Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами".

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда им следовало бы отказать.

Свидетельством этому является случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех - клятвопреступление - был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: все мужское поколение Азуриных постигало или самоубийство, или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Св. Писания: "Я - Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20, 5-6).

Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь в исступлении молилась и рыдала перед образом святого, особо почитаемого семьей, умоляя спасти сына. Под утро, в полусне она видит, что святой вышел из иконы и сказал ей: "Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет ребенок. Но если ты так просишь, то пусть будет по твоей просьбе". Сын выздоровел, вырос, и жизнь его стала проклятием для его матери.

Как к тяжкой, так и ко всякой болезни ребенка родители должны относиться спокойно.

"Здоровье есть дар Божий", - говорил при. Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет одумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.

О болезнях последних так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский: "Не должно забывать и мудреного настоящего времени, в котором и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные… Посмотрите - и самые грудные младенцы не без болезней ли или страданий переходят в будущую жизнь?"

Тяжело видеть страдание детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках у которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. "Чужое брал?" - строго спросил старец. - "Брал, грешил, батюшка",- отвечал крестьянин. - "Вот тебе и наказание",- сказал старец и отошел от несчастного отца, оставив его без помощи в беде.

Точно так же в житии прп. Аммона (память 4 октября) рассказывается про отрока, укушенного бешеной собакой в наказание родителям за их грех - кражу вола.

Смерть сына царя Давида последовала также, как наказание за вину отца (2 Цар. 12, 14).

Страдания невинных детей так объясняются св. Нифонтом, еп. Кипрским (память 23 декабря): "Многие живущие в мире… в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют.

По этой-то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном суде Своем…

Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния". Поэтому при страдании ребенка нам следует спрашивать свою совесть: не покарал ли Господь за мой грех моего ребенка?

Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Здесь, как и ранее, мы приходим все к тому же основному выводу, который должен глубоко запасть в наше сердце - сердце родителей: судьба, счастье, спасенье наших детей зависят прежде всего от нас - их родителей.

Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь "в поте лица" и идя "узким путем", путем "безумной" мудрости (1 Кор. 3, 18) постараемся спасти себя покаянием и "стяжанием Духа Святого Божия", а через это мы спасем и наших детей.

Прежде всего на деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к теплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле - в деле их духовного воспитания.

Ибо, по словам Псалмопевца, "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126, 1).



Страница сформирована за 0.55 сек
SQL запросов: 169