УПП

Цитата момента



В человечишке всё должно быть прекрасненько: и мордочка, и душонка, и тельце, и мыслишки…
Типа — Чехов…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Крик и брань – не свидетельство силы и не доказательство. Сила – в спокойном достоинстве. Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. Но опускаться до уровня хама бессмысленно. Это значит отказываться от самого себя. От собственной личности. Спрашивать: «Зачем вежливость?» так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?»

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Глава 13. ОГРАЖДЕНИЕ ОТ КНИГ МИРА

"Горе миру от соблазнов"

(Мф. 18, 7)

Вместе с заботой о подборе для детей хорошей духовно питающей литературы следует оберегать их от книг, могущих неблагоприятно повлиять на их души.

Из литературы для детей младшего возраста следует обратить внимание на сказки. Есть много сказок и рассказов, где автор выводит бесов в шутливом тоне (например, Гоголь). На первый взгляд - что особенно плохого может быть в таких сказках?

Диавол и его темные полчища - враги человека, по словам Самого Господа (Мф. 13, 28) и поэтому нельзя рисовать их детям в качестве глуповатых или смешных существ. При правильной духовной настроенности христианин должен быть всегда бдительным против своего врага и не обманываться в отношении его силы, злобы, коварства. Прп. Серафим говорил, что если бы благодать Божия не охраняла людей, то сатана одним ногтем смел бы с лица земли все человечество.

Привитие же с детства пренебрежительного отношения к темной силе притупляет в дальнейшем нашу бдительность и ведет к тому, что христиане не учатся борьбе с темной силой, ставящей себе цель - лишить человека радости вечного блаженства. Кроме того, само произношение при чтении богопротивного имени нельзя одобрять, это может привести к привычке употреблять его легкомысленно в разговоре.

Вместе с тем, детям младшего возраста нельзя рисовать бесов в их истинном свете, так как это будет устрашать детей и делать их пугливыми. Для маленьких детей вообще не должно существовать этой темной стороны жизни. Когда дети подрастут и не будут пугливы, тогда надобно рассказать им про истинный характер темных сил и про способы борьбы с ними, пользуясь для этого литературой с описанием богатого опыта святых и подвижников в этом отношении.

Особенно тщательно следует оберегать детей всякого возраста от чтения книг кощунственного характера, богоборческих, безнравственных и сеющих нечистые образы. Чтение богоборческих книг недопустимо не только для детей, но и для взрослых: наша вера - дар Божий, так как "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым", - пишет ап. Павел ({Кор. 12,3).

Поэтому испытывать крепость своей веры чтением богоборческих книг грешно по заповеди Спасителя - "Не искушай Господа Бога Твоего" (Мф. 4, 7). Известен рассказ про Антония Великого, который убежал от пришедшего к нему еретика: таким образом, даже великий святой не рисковал испытывать крепость своей веры.

Нечистые же образы безнравственных книг способны так глубоко западать в душу, что могут жить там до смерти и не исчезают из памяти, грязня наше воображение. Поэтому один греческий мудрец говорил: "Я не столько хотел бы иметь дар хорошей памяти, сколько способность забывать".

Но не только подобная литература вредна для наших детей. Всякая книга, написанная безбожником, носит отпечаток безбожного миросозерцания ее автора и в какой-то мере побуждает читателей смотреть на мир его глазами. Блаженный Иероним так пишет одной матери: "Оберегайте дитя свое от всех чтений, которые вносят в недра христианской души понятия и вкусы языческие". Поэтому родителям следует учитывать отрицательное влияние значительной части современной детской литературы.

Возьмем, например, сочинения Марка Твена, который считается детским классиком и которым зачитываются все мальчики.

В произведениях "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" Марк Твен выводит яркие типы двух мальчиков, которые в глазах молодого поколения овеяны героизмом. На первый взгляд им свойственен ряд положительных черт характера: мужество, самостоятельность, сострадание к обиженным. Этим мальчикам, вероятно, будут подражать многие молодые читатели.

Но на самом деле здесь выводятся дети антихристианского характера, у которых тление греха прикрыто личиной доблести. Для мальчиков не существует религии и Бога: непослушание и обман - основные черты их доведения по отношению к старикам. Мальчики курят, воруют куриц, вступают в яростные драки и все это возводится автором в какую-то доблесть.

В книгах М. Твена встречаются рассуждения относительно молитв и Промысла Божия, полные насмешек над религией.

В произведении "Принц и нищий" Марк Твен среди ряда светских людей выводит одно духовное лицо - отшельника, но он выводится безумным и грозит смертью принцу.

В произведении "Гимназисты" Н.Г. Гарина описывается, как постепенно мальчик сбрасывал с себя "цепи религии". Окончательно потеряв веру, гимназист (очевидно, сам автор) иронически говорит: "Мне говорили, что без религии нет морали; а вот я не верю, но не имею потребности ни убивать, ни грабить". И "оправдана премудрость чадами ее" (Мф. II, 19) [1].

Один из приемов сатаны для достижения обладания душой человека, - это заставить его забыть о Боге. "Трепещу, - пишет св. Василий Великий, - чтобы по невнимательности ума или по занятию суетным не отпасть от любви к Богу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается". И не ругается ли так громадная масса современной беллетристики, в том числе и детской?

И нельзя закрывать глаза на то, что подобная литература, написанная авторами безбожного миросозерцания, будет если не отравлять, то во всяком случае подавлять духовную жизнь детей.

Родители не в силах в полной мере уберегать от соблазна своих детей, и чем старше становятся дети, тем труднее это делать. Но и здесь, как и во всех сторонах воспитания, родители должны сделать все от них зависящее. Прежде всего они должны сами подбирать для детей ту литературу, о которой говорилось в 10-й главе и которая питала бы детей духовно. При недостатке такой литературы (а ее сравнительно мало) следует подбирать такие книги, которые были бы написаны если не живыми по духу христианами, то хотя бы не врагами христиан и были бы по духу близки к христианству (например, Диккенс). "Кто не против вас, тот за вас", - сказал Господь (Лк. 9, 50).

В отношении же писателей вроде Марка Твена, Уэлса и т. п. надо стараться, чтобы такой литературы дети читали меньше и по возможности менее, чем здоровой по духу.

Вместе с тем, надо раскрывать детям истинное лицо ее авторов и ее героев, их безумие ("Сказал безумец в сердце своем: нет Бога", Пс. 13. 1) и порочность их миросозерцания. Книги же богоборческого духа, вроде "Гимназистов" и "Студентов" Н.Г. Гарина-Михайловского должны тщательно устраняться и не попадать в руки детям.

Говоря о современном увлечении светской литературой, старец Амвросий Оптинский дает такой совет одной воспитательнице: В благие минуты можно сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора - что можно родиться из пыли и что люди прежде были обезьяны".

Из этих слов старца Амвросия видно, что опасность соблазна грозит нашим детям и от той части современной науки (точнее, лженауки), преподаваемой в школах, которая носит явно богоборческий характер, сеет ложь и обольщение мнимым могуществом человеческого разума.

Современные христиане находятся в отношении обучения детей в том же положении, что и первая христианская церковь среди господствовавшего языческого мира. И тогда христианские наставники предупреждали детей о необходимости критически относиться к материалу, который им преподавали. В сочинении "К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями" св. Василий Великий пишет: "Не без разбора брать от языческих учителей, только полезное. Ибо стыдно, отвергая вредное в пище, не делать никакого разбора в науках, которые питают нашу душу".

Основным противоядием языческой философии христианские родители считали благочестивое воспитание в семье и старались помимо школы сами давать духовное образование детям. Так воспитывался, например, Ориген. Когда он был мальчиком, отец ежедневно заставлял его заучивать Священное Писание и потом пересказывать. Эти занятия увлекали Оригена и он удивлял отца своими богословскими вопросами. Отец был счастлив успехами и духовным настроением мальчика. По рассказам отца он нередко ночью тайком открывал грудь Оригена и целовал ее как "святилище Духа Божия".

Будучи еще 16-летним отроком, Ориген уже укреплял своего отца Леонида-исповедника и сам стал бы добровольно мучеником, если бы не был насильственно удержан от этого матерью, которая, не надеясь на свои уговоры, прятала его одежду. Не имея поэтому возможности выходить из дома, он писал в тюрьму своему отцу и просил не тревожиться за будущность его большой и материально бедной семьи. Когда Леонид был обезглавлен за исповедание Христа, 16-летний Ориген начал преподавать и стал опорой матери и шести младших братьев.

Для таких, каким был юноша Ориген, не могла быть опасной языческая школа. И у нас духовное воспитание детей должно стать основным средством для сбережения их от влияния атеизма из лженауки и литературы. Укрепляя веру наших детей всеми доступными нам способами (таинства, молитва, духовная среда и духовное чтение) - мы можем рассчитывать на обетование Спасителя для уверовавших в Него: "…и если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк. 16, 18).

_____________

[1Впрочем, в дальнейшем автор сам опровергает себя. Его герой-гимназист, ставший студентом, начинает свою половую жизнь насилием над горничной. Вероятно, здесь автор не постеснялся нарисовать картину из своей личной жизни - ярко характеризуя героя, сбросившего "цепи религии" (прим. авт.).

Глава 14. СОХРАНЕНИЕ ОТ ПРИСТРАСТИЙ МИРА

"Не сотвори себе кумира"

(Втор. 5, 8).

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6, 24). Так предупреждает нас Господь.

Маммона - золотой телец - один из кумиров падшего человечества. Пристрастием к земным благам могут заразиться наши дети и заразиться от нас, их родителей, если мы не свободны вполне от этого порока.

Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом, это недоверие Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление - это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушение повеления Спасителя "продавайте имения ваши" (Лк. 12, 33). Поэтому страшно богатство для души христианина, по словам Господа (Мф. 19, 23).

Но не только маммона - богатство, пристрастие к роскоши и комфорту - является кумиром современного человечества. Для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники. Вот то, что по мнению многих современников может сделать человечество счастливым, чему следует отдавать все свои силы и все свое внимание, во что можно верить.

Молодежь склонна поддаваться подобным господствующим идеям и обольщаться "чудесами" техники. Пусть родители не забывают указывать детям на истинную ценность такого прогресса: человек овладел воздухом - и, вот рушатся города от тысячи бомб, сброшенных с аэропланов; человек проник в воду - и тонут корабли от подводных лодок; человек проник в тайны строения материи - и создаются заводы по производству атомных бомб и отравляющих веществ.

Конечно, и наука может быть направлена не на служение сатане, но Богу. И нет сомнения, что истинная, не богоборческая, наука расширяет наше познание о Творце мира. "Ибо, - по словам ап. Павла, - невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1,20).

Но не в светской науке, однако, лежит кратчайший путь к цели жизни христианина, - к стяжанию Духа Святого - к Богообщению. И как один из видов богатства, светская наука обольстительна и может стать кумиром, заменяющим Бога. И в этом случае "трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф. 19,23).

Не напрасно обличает ап. Павел будущие для него и настоящие для нас поколения людей последнего времени, которые "противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере" (Тим. 3, 8). Следует помнить, что первыми встретили Христа на земле неученые пастухи; мудрые волхвы поклонились Ему много позднее.

Будем же опасаться за детей при их занятиях науками и молить Бога о том, чтобы, по словам ап. Павла, их "умы нe повредились, уклонившись от простоты во Христе" (2 Кор. II, 3). Следует учитывать также, что усиленное занятие наукой может слишком много занять у детей времени и внимания, от чего может ослабнуть их духовная жизнь. Крайность в этом отношении вредна: не будем забывать заповеди Спасителя: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25).

Пусть же свято сохраняется у детей посвящение Богу воскресных и праздничных дней с обязательным посещением богослужения, и пусть ненарушимы остаются те минуты в течение дня, которые посвящены утренней, вечерней молитве и духовному чтению.

Чрезмерные умственные занятия вредно отражаются на здоровье детей и ведут к переутомлению нервной системы. Противодействием этому должны служить прогулки и подвижные игры на воздухе в раннем возрасте и физический труд в более старшем.

Особенно осторожно надо загружать учением тех детей, в которых ясно замечается склонность к духовной жизни. Этих избранников Божиих надо питать всего более духовно.

Так, старец Амвросий Оптинский не позволял обучать французскому языку двух девочек-сироток, проявлявших склонность к уединению и молитве.

Кроме науки дети и юноши могут увлечься занятиями искусством и поэзией. Здесь та же опасность: искусство и поэзия ревнивы так же, как и наука, и так же требуют очень многого от человека. Счастье, если наряду с талантом к музыке, живописи, поэзии или литературе в ребенке засеяны и растут всходы духовной жизни. Тогда он свой талант посвятит Богу и употребит с пользой для души, как употребляли его, например, св. Иоанн Дамаскин, художники Васнецов, Нестеров, Поленов и многие духовные композиторы. Но горе, если его талант будет служить угождению низменного вкуса и прихотям толпы. Прп. Серафим говорил: "Только дела, совершаемые ради Христа, приносят пользу для христианина".

Пусть вспомнят тогда родители таких даровитых детей слова Христа: "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф. 5. 30).

Нам вспоминается судьба двух чистых молодых девушек, воспитанных благочестивой няней. После смерти няни их окружила типичная светская среда, которой не было дела до Бога. В талантливых девушках проявились склонности: у одной к балету, у другой к драматической сцене.

Но, видно, крепко любила их няня. Можно думать, что уже будучи за гробом, она вымолила у Бога чистоту их девических душ. И обе они - одна за другой в ранней юности были взяты от мира. Горько рыдала мать, а ей надо было бы благодарить Господа и скорбеть о своих ошибках воспитания.

Остается упомянуть об увлечении юношей спортом, понимая под последним усиленную тренировку каких-либо физических способностей. На бесполезность таких занятий указывает ап. Павел: "Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4,8).

Это, однако, не относится к подвижным детским играм на воздухе, катанью на коньках, на лыжах, на лодке, плаванью, которые укрепляют тело детей. Св. Макарий Великий говорит: "К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него Богом ".

И чем бы ни занимались дети - наукой, техникой, искусством - родители должны внимательно следить за тем, какое место занимают в сердце детей эти занятия.

Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром, отдалило их от Бога, заглушило рост духовной жизни. Это признак духовной болезни, с которой надо бороться. Это признак нездоровой атмосферы, окружающей детей - недостаточности их духовного воспитания.

Пусть сделают родители в этом случае все возможное для исцеления, исправления сделанных ими ошибок или упущений, усердно прося помощи у Бога.

Ап. Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6,12).

Приложение к главе 14-й

Смотря на детей…

Мальчик мой милый в коротких штанишках.
Я ухожу, а ты остаешься.
И будут твердить тебе устно и в книжках,
Что ты перестройки всемирной добьешься.

Что ты полетишь на другие планеты,
Поставишь на службу расщепленный атом,
У космоса новые вырвешь секреты,
И сделаешь мир бесконечно богатым.

Что ты чудодействием техники брызнешь
На все, что подвержено смерти и горю,
И люди придут к ослепительной жизни
Не где-то, когда-то, но близко и вскоре.

Мой милый, мой бедный доверчивый мальчик,
Все это - игрушки - твое обольщенье.
Чем дольше играешь, тем дальше и дальше
Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.
Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли -
Что целую жизнь ты напрасно построил -
Удобное кресло к финалу спектакля.

Что путь твой был предков извечной тропинкой,
Что двигался, дедов своих не догнав ты,
Хотя они шли в большинстве по-старинке,
А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти всесущие двери.
Войдешь в них и ты со всемирным теченьем,
И скажешь: "Зачем я, зачем я не верил,
Что жизнь - это к Вечности приготовленье.

Зачем не собрал я богатство другое -
Сокровища сердца - они б не иссякли.
Ведь целую жизнь я бессмысленно строил
Удобное кресло к финалу спектакля.

А. Солодовников

Глава 15. ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

"…чтобы жить тихо…"

(1 Фес. 4, 11).

Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности.

Для этого люди, особенно сильно стремившиеся к Богу, бежали в пустыни, уединялись в затворы, уходили от мира за монастырские стены. По свидетельству тайновидца, жена - новозаветная Церковь Христова - бежала в пустыню, спасаясь от дракона (Откр. 12, 6).

Почему же трудно иметь общение с Богом среди мира? Господь сказал апостолам: "Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу" (Лк. 22. 31). И это трясение мира в решете сатаны совершается чем далее, тем с большей яростью. Нарастают бедствия, пышно расцветают соблазны: мир богатеет благами и комфортом, а на фоне материального прогресса и развития светской науки ширится отступление и противоборство Христу.

И как имеются на земле два магнитных полюса - две противоположности - так существуют они и духовно в среде душ человеческих. Один полюс - это уход от мира душой, вместе с ап. Павлом распинание в себе мира (Гал. 6, 14). искание Царствия Божия внутри себя (Лк. 17. 21).

Другой - это погружение себя в решето сатаны - в вихрь мирской суеты с жаждой развлечений и удовольствий, с боязнью остаться наедине с самим собою и заглянуть в свою душу.

Последнего не хочет позволить нам сатана. Как говорит св. Макарий Великий, цель сатаны в том, чтобы "отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки и от действительно прекрасного отвращать нас к мнимо прекрасному". [1]

Сатана, вместе с тем, не хочет обнаружить свою власть над плененной им человеческой душой. Не замечает этой власти мир, находящийся в трясении. А воздействие сатаны можно увидеть лишь в тишине - в молитве. Тогда обнаруживается туча помыслов, препятствующих молитве, открывается "мысленный шум", как называют наш умственный плен св. отцы. И лишь тогда может начаться "невидимая брань" с сатаною - стремление через двери сердца приблизиться к Царствию Божию, которое, по словам Спасителя, "внутрь вас есть" (Лк. 17, 21).

Поэтому сатана ненавидит тишину и не хочет позволить человеку оставаться с самим собою, развлечениями отвлекая его от мыслей о цели жизни, смерти и суетности земных удовольствий.

Как должны мы, родители, ограждать наших детей от этого решета сатаны, как помочь им открыть наш внутренний плен и создать условия для успеха во внутренней "невидимой брани"?

Если у родителей есть возможность выбора жительства между городом и деревней, то предпочтительнее выбрать деревню. Там менее соблазнов, развлечений и суеты. Там легче создать для детей тихую, трудовую жизнь, легче привить вкус к хорошей серьезной книге, сроднить с природой, приучить к нерассеянной молитве. Там больше будет у них времени, чтобы задуматься о Боге и о вечности. Там ближе к ним будет Небесная, Торжествующая Церковь и образы великих святых и праведников. Старец Амвросий Оптинский часто говорил мирянам: "Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо".

В истории Церкви можно встретить много примеров воспитания детей в уединении и тишине. Это обусловливало всегда высокие духовные достоинства детей. Следует вспомнить прежде всего, что Спасительница рода человеческого - Божия Матерь с трех лет жила при храме в полном уединении. Также при храме с трех лет рос и пророк Самуил, посвященный Господу своей матерью Анной еще до зачатия (1 Цар. 1, 2). В полном уединении воспитывалась дочь св. Филарета Милостивого - греческая царица, о которой говорилось уже ранее (в 12 главе).

Много труднее духовное воспитание детей в городе с его развлечениями - театрами, кино и т.п. [2] Рано или поздно туда будут проситься и дети. Как относиться родителям к этим просьбам? Подойдем к этому вопросу с осторожностью и сначала ответим себе - насколько развлечения для взрослых согласуются с духом учения Христа?

Первым призывом Христа при начале Его проповеди был призыв к покаянию: "…Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь…" (Мк. 1, 15). Его первыми заповедями были заповеди блаженства, в которых говорится: "Блаженны плачущие…" (Мф. 5, 4). И не только звал Господь, но и предупреждал отвергающих покаяние и ведущих легкомысленную жизнь: 'Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.. 6, 25). В Царствие Божие Господь указывает путь лишь через тесные врата (Мф. 7. 13). Он говорит также: "Кто не возненавидит… и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14. 26). Что говорят эти слова, если глубоко вдуматься в них?

К отвержению от мира с его удовольствиями единодушно призывали и апостолы Христовы:

"Юноши… не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", - призывает ап. Иоанн (1 Ин. 2, 14-16).

"Смех ваш да обратится в плач: …дружба с миром есть вражда против Бога", - говорит ап. Иаков (Иак. 4, 4, 9).

"Я вам сказываю, братия… время уже коротко, так что… радующиеся должны быть как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как нс пользующиеся: ибо проходит образ мира сего", - пишет ап. Павел (1 Кор. 7, 29-31).

Но относится ли все это к детям?

Здесь надо помнить, что лишь то разовьется у детей впоследствии, склонность к чему была заложена у них и раннем возрасте. Наша обязанность - приучить детей с раннего возраста к тихой жизни. Тогда в них может развиться сосредоточенность, внимательность к своему внутреннему миру и появиться вкус к духовным переживаниям, к тихим радостям, к жизни в Боге. Всему этому нет места в жизни, полной шума, удовольствий и развлечений.

Епископ Феофан Затворник пишет: "Молодой цветок, посаженный там, где со всех сторон дуют на него ветры, немного потерпит и засохнет; трава, по которой часто ходят - не растет; часть тела, которую подвергают долгому трению - немеет. То же бывает и с сердцем и с добрыми в нем расположениями, если предаться мечтам или пустому чтению, или развлечениям. Кто долго стоял на ветру, особенно сыром, тот зашедши в затишье, чувствует, что все в нем, как не на своем месте; то же бывает и в душе, развлекшейся каким бы то ни было образом.

Возвратившись из рассеяния в себя, юноша находит в душе своей все в извращенном порядке, а главное - некоторым покрывалом забвения задергивается все доброе и на первом плане стоят одни прелести, оставленные в душе впечатлением…

Отчего, возвратившись в себя после какого-нибудь рассеяния, душа начинает тосковать? Оттого, что находит себя обкраденною. Рассеянный сделал душу свою большою дорогою, по которой через воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу". [3]

Однако, из этого еще не следует, что все удовольствия и развлечения должны быть запрещены детям, как не могут быть запрещены им разумные игрушки, игры. Принуждение не в духе Христа: "Милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9, 13), - говорит Господь и зовет к полной отданности Богу и чистоте жизни лишь "могущих вместить". И не запрещениями надо бороться с желаниями развлечения у детей.

Детям можно позволить ходить в театр или кино, однако, не побуждая их к этому со своей стороны. "Ты гадишь своих детей", - упрекает старец Амвросий Оптинский одну женщину, толкавшую своих дочерей на развлечения и посещение театра. И, конечно, родители должны тщательно разбираться в постановках, выбирая те из них, которые наиболее подходящи, как, например, исторические пьесы и научные фильмы. Вместе с тем, посещения детьми театра или кино должны быть не частыми и не совпадать с постами или канунами праздников.

Аналогично разрешается вопрос - надо ли учить детей танцам? Не надо запрещать им этого, если они этого хотят, но отнюдь не побуждать их к этому. Св. отцы не благоволят к занятию танцами, вспоминая дочь Иродиады.

Внимательно должны следить родители за работой радио и телевизора, если они имеются в семье по просьбе детей. Нельзя допускать призыва к безбожию, безнравственных пьес или песен. Не должно звучать радио, когда дети занимаются уроками или читают: доказано, что раздвоение внимания очень вредно отражается на нервной системе.

При включении радио или телевизора следует учитывать то, что его принуждены будут слушать все в комнате (а часто и во всей квартире), в том числе те, кто этого не хочет. Эти члены семьи таким образом будут лишены тишины, возможности сосредоточиться, читать или молиться. Чтобы избежать этого, радио и телевизор должны выключаться по согласию всех членов семьи. Наличие в квартире телевизора может стать бедствием для христианской семьи и прежде всего для детей. Надо уберечь их от вредных для души фильмов и также соблазна постоянно развлекаться. Тем более, что длительное пребывание у телевизионного экрана вредит здоровью, в особенности, зрению.

Во всем, и в отношении развлечений, родители прежде всего сами должны давать детям пример тихой сосредоточенной жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, жизни в Боге и с Богом.

И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, если нельзя наглухо запереть для них двери, уходящие вдаль от чистой, тихой радости духовной жизни, то пусть боятся родители сами толкать детей на развлечения мира, вспоминая слова Господа: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18.7).

____________________

[1"О хранении сердца" (прим. авт.).

[2К сожалению, в наше время телевидение проникло всюду, включая деревню (прим. ред.).

[3"Путь ко спасению" (прим. авт.).



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 169