ОСНОВЫ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Глава 16. ТЕСНОТА ПУТИ
"Входите тесными вратами"
"Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк. 13, 24). Этими словами Господь предупреждает нас, что для достижения Царствия Небесного недостаточно одного желания, которое будут иметь многие, но необходимо обладать также навыком - уменьем идти в жизни тесным путем. В чем теснота этого пути?
Из воистину спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно выделить две характерные категории, которые можно противопоставить и между которыми будут находиться все остальные христиане.
К одной из них принадлежат те христиане, которые сами добровольно выбирают тесный путь духовного подвига - усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним.
Старец Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений однажды обратился к Киевскому митрополиту Филарету с вопросом, который его тревожил: как он (Парфений) спасется, если не испытал ни от кого гонений, хотя Спаситель сказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15, 20)? То же подтвердили и апостолы: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы" (2 Тим. 3, 12).
Высокопреосвященный успокоил старца, великого подвижника и аскета: "На что тебе гонения? Ты сам себя гонишь. Кто ныне пожелает жить твоей жизнью?"
И для этой категории спасающихся, как для добровольных мучеников, характерным является самопринуждение, которым они в той или иной мере избавляются от неизбежного для учеников Христа гонения со стороны.
Естественно, что характер принуждения будет различен в зависимости от того положения, которое христианин занимает в обществе. Для иноков - это подвиг усиленной молитвы, поста, уединения, затвора.
Для мирян это будут дела милосердия - самоотверженное служение ближним, забота о голодных, больных, заключенных. Такими, например, были жены, которые служили Господу "имением своим", Акила и Прискилла, которые "голову свою полагали за душу ап. Павла (Рим. 16, 4), святой Филарет Милостивый, питатель нищих, сирот и убогих (память 1 декабря), доктор Гааз - печальник и отец заключенных.
Некоторые из таких мирян могли совмещать деятельное служение ближним и широкую благотворительность с подвигами поста и молитвы. Такими были, например, Константинопольская чета - св. Ксенофонт и Мария (память 26 января), св. Иулиания Лазаревская (жена воеводы), на которой лежала забота о 13-ти детях и хозяйство большого дома, благочестивая Нонна - мать св. Григория Богослова, которая напряженную практическую деятельность и любовь к делам милосердия умела сочетать с глубокой созерцательной жизнью, и многие другие.
Пример спасающихся из другой категории можно найти в жизнеописании прп. Серафима Саровского. [1]
Его посетила одна мать многочисленного семейства, шедшая путем многих скорбей. Очень ласково встретил ее Преподобный и говорил ей: "Нет тебе дороги хромать; тяжело тебе Иово терпение… все от Иова Господь взял, а потом все возвратил сторицею… Нет тебе дороги хромать". По рассказу дочери этой многострадальной матери, вся ее жизнь сложилась на редкость многострадально: смерть мужа, несчастья с детьми, смерть многих из них, несчастные супружества дочерей, полное материальное разорение и нужда, как удар за ударом поражали ее.
Но она не хромала, как духовно хромают те, которые идут в жизни легким путем или ропщут в скорбях. С полным смирением и терпением несла она свой тяжелый крест и с упованием вспоминала слова Преподобного, что Господь все вернет ей, но, конечно, не как Иову - здесь на земле, а там - в Небесном Царстве Христовом, где христианин собирает свои сокровища.
Вот пример нехромающего хождения тесным путем скорби, о неизбежности которого нас предупреждал Господь: "в мире будете иметь скорбь" (Ин. 16, 33). То же говорили и апостолы: "многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие" (Деян. 14, 22).
О неизбежности тесного пути для христианина единодушно говорит и вся святоотеческая литература. Вот, например, слова прп. Исаака Сириянина (сл. 67 и 69):
"Путь Божий - ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно… Тем и отличаются сыны Божий от прочих, что живут они в скорбях; а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные его покоились, пока они в теле, но более восхотел, чтобы они пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах и скудости, в наготе, в нужде, в унижении, в оскорблениях и утружденном теле… Живущим в покое невозможно пребывать в любви Господней и поэтому Он отказывает им в покое…" И поэтому там, где нет произвольного подвига - "самогонения" - там неизбежен путь скорбей. Прп. Серафим говорил: "Нет скорбей, нет и спасения". И пусть благодарят христиане Господа при встрече испытания, говоря: "Не забыл - посетил меня Господь. Слава Господу за все".
Итак, и в одном, и в другом случае для христианина неизбежна теснота жизненного пути. Как должны мы, родители, подготовить детей к такому пути и избавить их от опасности - захотеть поднять крест и не иметь силы этого выполнить?
Как и при всяком обучении, здесь имеют место те же законы, о которых говорилось выше: начинать учить как можно ранее, вести учение на примерах и вести его непрерывно с последовательно возрастающей нагрузкой.
В основном это будет укрепление воли и самообладания, обучение искусству преодолевать свои желания, превозмогать лень и принуждать себя к послушанию.
В младенческом возрасте это будет прежде всего обучение терпению. Об этом так говорит еп. Феофан Затворник: [2] "Должно поставить правилом приучать тело (ребенка) безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жары, холода, уязвлений, болей и проч. Душа в таком случае является владычицей тела.
Как счастлив приученный к этому с детства… главное содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив - более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо".
Вот должное начало обучения хождению тесным путем. Затем следует обучать детей пересиливать себя, никогда не распускаться и держать себя как бы в известном напряжении и внимании. Сюда относится навык быстро встать с постели утром, не позволяя себе нежиться и валяться; мужественное преодоление усталости, голода и боли. Такое же значение имеет привитие привычек - прямо сидеть за столом, не разваливаясь, вставать при разговоре со старшими, если те стоят, уступать в транспорте место старикам, инвалидам или имеющим на руках детей.
Нам надо помнить всегда, что главным условием правильного воспитания является развитие у детей хороших и прочных навыков и привычек. Это - основа, "краеугольный камень" всякого воспитательного процесса.
Очень портит детей привычка пользоваться помощью слуг или старших. Поэтому дети с раннего возраста должны постепенно приучаться обслуживать себя в чем только возможно. Сюда относится приготовление себе постели вечером и убирание ее утром, чистка обуви и платья, уборка своего столика или уголка.
Чем раньше начинается посильный домашний детский труд, тем лучше. Для девочек это будет прежде всего шитье, вышивание, штопанье, вязанье, затем уборка комнат, мытье посуды, помощь старшим в приготовлении пищи. Для мальчиков - выполнение различных домашних поручений - починка утвари, покупка припасов и т. д. Летом, живя за городом, следует приучать детей к труду, и во время прогулок терпеливо собирать ягоды и грибы, набирать хворост для печки, траву для домашних животных.
Очень хорошо, если семья имеет свой сад, огород и домашних животных. В этом случае детей можно очень рано приучать к такому труду, который будет для них и интересен, и не обременителен. Во всех занятиях надо требовать от детей тщательности и аккуратности, напоминая им наставления ап. Павла: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков" (Кол. 3, 28). Суровая трудовая обстановка жизни семьи - лучше при лишениях, чем при избытке - есть наиболее здоровая среда для воспитания ребенка. И горе ему, если он растет в богатстве, в окружении слуг, в баловстве, в изнеженности. Излишнее баловство, исполнение всех желаний ребенка - одна из постоянных и наиболее вредных ошибок воспитания. Рассказывают про обезьян, что они в порыве нежности и любви к своим детенышам, иногда так крепко прижимают их к себе, что раздавливают насмерть. Так же точно, до духовной смерти, портят баловством детей неразумные родители.
В избалованном ребенке совершенно отсутствует способность к самопринуждению, он растет эгоистом, склонным к раздражительности и гневу, на что указывал еще Сенека, который говорил: "Ничем нельзя так развить в человеке чувство гнева, как нежным воспитанием: тот не простит обиды, кому в детстве ни в чем не было отказа, кому заботливая мать всегда отирала слезы каприза и чью волю воспитатель исполнял беспрекословно и во всякое время".
Будем же знать строгую меру и время при подарках детям или выдаче им сластей и будем тщательно разбираться - какие из их просьб и желаний могут быть исполнены и какие - категорически и непреклонно отвергнуты.
Между двумя категориями спасающихся, о которых говорилось ранее, есть большое различие.
"Путь самопроизвольного подвига", "самогонения", воздержания и лишений может казаться непосильным и трудным с внешней стороны. Но зато он преисполнен благодатных утешений и внутренней радости.
Будем же говорить нашим детям словами Самого Господа: "…Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты… любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя…" (Втор. 30, 19-20).
Приложение к главе 16-й
Из книги "Блестки золота"
Мать, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную ко всему дочку превыше всего, высказывала свои опасения своему духовнику: ей нестерпимо думать, что дочь ее будет в жизни страдать и хотелось оградить дочь от всякого горя и, если возможно, взять его на себя.
Духовник, к ее удивлению, упрекнул ее в эгоизме, в том, что отнимая у дочери крест, она лишает ее спасения. Наоборот, он советовал приучать дочь к испытаниям, не развивать в ней излишней сентиментальности и впечатлительности. "Лучше молитесь за нее и, целуя дочь, произносите тихонько спасительное имя Иисуса Христа, как лучшую опору в жизни.
Не разрешайте ей всего того, что ей страстно хочется. Пусть она научится переносить неудачи, не раздражаясь, приучиться ждать терпеливо, лишая себя приятного без слез, и терпеть недостатки в жизни, не считая при этом все в жизни пропавшим.
Если у нее горе, не спешите тотчас же залечить ее рану. Вы лучше вместе с ней подойдите к Распятию и на коленях помолитесь вместе, поцелуйте ее… Господь Сам сделает Свое, а вы свое дело… Укажите ей долг, работу, но не делайте эту работу за нее. Назначайте дело на каждый день и требуйте строго его исполнения. Дело, работа укрепляют душу…
Учите ее не опираться на вас, уметь обходиться без вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она не останется одинокой и беспомощной и без поддержки.
Сердце девушки, у которой нет возле нее матери и которая не умеет прибегать к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется… " Духовник замолчал, мать плакала…
_____________
[1] Составл. Денисовым, с. 847 (прим. авт.).
[2] "Путь ко спасению" ( прим. авт.).
[3] Более полное жизнеописание, о котором сказано в предыдущей сноске, было составлено и опубликовано по смерти отца Серафима.
Глава 17. СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
"Всегда радуйтесь"
Наряду с заповедью Господа: "Входите через тесные врата", - мы слышим призыв апостола: "Всегда радуйтесь". Здесь мы встречаемся с одной из тех антиномий (т. е. логически несовместимых понятий), которых много в христианстве.
Те, кто идут за Христом, всегда будут загадкой для мира и живут они по законам, которые для мира являются парадоксами. На это указывает ап. Павел: "Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем" (2 Кор. 6, 10). Итак, для христианина характерна радость не при богатстве, славе и развлечениях.
"…Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11), - так обещал Господь Своим ученикам. И Он обещал им не просто радость, а совершенную, т. е. лучшую, идеальную радость и об этом повторял и Он Сам и св. апостолы: "Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную" (Ин. 17, 13) и "чтобы радость ваша была совершенна" (1 Ин. 1, 4).
Эта радость совершенна, потому что она незыблема, не зависит от внешнего мира и внешних переживаний и будет сопровождать христианина в вечное Царство Христа. Эта радость не мимолетна, она постоянный спутник того Духа Святого, Которого стяжала душа христианина.
"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь", - заповедовал филиппийцам ап. Павел (Фил. 4, 4).
Отцы Церкви учат: "С тех пор, как Христос искупил людей, нам надлежит только радоваться".
Один из величайших святых - прп. Серафим Саровский - являет образ необычайной радости, которой была переполнена его душа, и которая изливалась на всех, посещавших его. Это был поистине "пасхальный святой". И радость эта была так обильна, что и всех приходящих к нему он именовал "радость моя".
Другим образцом постоянной радости и ясности духа является старец Амвросий Оптинский. Несмотря на постоянную болезнь, немощь и частое истощение сил, он для всех был всегда воплощением радости и бодрости. Он имел обыкновение часто шутить, говорил иногда в рифму и этим ободрял окружающих. И даже в те минуты, когда он совершенно изнемогал телом, окружающие видели его все таким же "веселеньким", так называли они его обычное состояние духа.
Даже такой суровый подвижник, как прп. Пахомий Великий имел обыкновение иногда шутить со своими учениками, чтобы не допускать их до уныния.
Итак, не к печальной или мрачной жизни будем готовить мы наших детей, следуя заветам Христа, а к жизни преисполненной радости, но радости особенной и совершенной.
Но не на шумных стезях мира - театрах, кино и светских развлечениях смогут найти наши дети эту совершенную радость. Эта радость раскрывается в исполнении заповедей Господних, в тихие минуты молитвы и духовного чтения, в деятельном служении ближним, а для более крепких духом - в добровольном подвиге, понесенном ради Христа.
Обязанность наша, родителей, в том, чтобы у детей развивался вкус к этой совершенной радости, чтобы она не отравлялась и не заглушалась у детей нечистыми, мутными развлечениями мира. Эти два вида радости несовместимы, так как нельзя "служить двум господам", по словам Спасителя (Мф. 6, 24).
Итак, пусть тихая и чистая радость счастливого детства будет овевать наших детей с самой колыбели. Пусть любовь, ласка и нежность постоянно согревают их сердца; пусть глубокий и нерушимый мир и согласие между родителями господствуют в семье, не омрачая ни единым облачком безмятежного детства.
Когда ребенок вырастет, то одни уже воспоминания своего счастливого детства, полного любви и духовной радости, будут залогом его дальнейшей близости к Богу и успешного сопротивления тем соблазнам, которые неизбежно встретятся ему в жизни.
Вполне можно согласиться с древним мудрецом Демокритом, когда он говорит: "Если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам, сто ворот, то пусть входит туда радость во все эти ворота, дабы они из сада юности как можно более вынесли добра на поле будущей деятельности".
Время детства - время игр. Игра ребенка - не пустое занятие. Это подготовка его к жизни, развитие его телесных, душевных и даже (как увидим ниже) его духовных способностей. Родители должны тщательно следить за детскими играми, направлять их, самим по возможности принимать в них участие; нельзя запрещать невинные детские игры, хотя бы они беспокоили взрослых.
Однажды к прп. Серафиму пришла женщина с маленьким ребенком. Пока Преподобный разговаривал с матерью, ребенок начал бегать и резвиться. Мать хотела запретить ему, но Преподобный остановил ее: "Оставь, - сказал он ей тихо, - с ним играет ангел хранитель". Очи Преподобного видели более, чем видела то мать ребенка.
И пусть родители и взрослые снисходят в играх к детям, пусть говорят с ними их детским языком, умаляются сами до их возраста. Такой пример дал однажды старец Амвросий Оптинский. Его тоже посетила одна мать с трехлетней дочкой. Пока мать разговаривала со старцем, девочка обошла и внимательно осмотрела все уголки и наконец встала посреди комнаты, сложила на груди ручки и, жалостливо глядя на старца, повела такую речь: "Бедненький старичок. Такой он старенький, все на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может; у меня игрушки есть. Хочешь, старичок, я игрушек привезу поиграть тебе?"
"Привези, привези, девочка, - отвечал старец, - вот какая ты хорошая, спасибо тебе, что старичка пожалела". Так старец умел говорить языком трехлетней девочки.
Когда дети растут в среде обычаев Церкви, при частом посещении богослужений, это может наложить отпечаток и на характер игр. В последних они будут, может быть воспроизводить Таинства или обряды из богослужения. И если они играют серьезно, то в этом им мешать нельзя, хотя нельзя их и побуждать к этому. В истории Церкви был такой случай.
Однажды св. Александр, епископ Александрийский, смотрел на группу мальчиков, играющих на берегу моря. Он заметил, что мальчики тщательно воспроизводили обряд крещения. Когда игра была окончена, св. Александр призвал играющих и узнал, что крещаемые были языческими мальчиками, а крестившие - христианами. Епископ выяснил, что все возгласы, вопросы и ответы были произнесены вполне правильно.
Св. Александр созвал духовный совет для решения вопроса - за кого теперь считать языческих мальчиков - за христиан или за язычников. И совет решил, что Таинство было совершено действительно, и св. Александру оставалось лишь дополнить обряд миропомазанием. Он призвал затем родителей новокрещенных и сообщил им о факте крещения.
Родителям же тех мальчиков, которые крестили, предложил позаботиться о подготовке их к сану пресвитеров, которыми они и стали впоследствии. Мальчик, игравший роль священника, стал впоследствии епископом. Это был знаменитый защитник Православия св. Афанасий Александрийский. Как видно отсюда, под внешностью игры совершалось Таинство и на детей сходил Дух Святой.
Когда имеется к тому возможность, родители должны помочь детям в играх быть близкими к духовному миру. Так, например, рождественскую елку надо зажигать, начиная с пения рождественских песнопений (тропаря, кондака и ирмосов канона), исполненных особой красотой. Затем дети могут декламировать стихи, посвященные Рождеству, поклонению пастухов и волхвов, легендам о елке. Декламацию стихов с духовным содержанием можно устраивать вообще на всех детских семейных праздниках. В таких случаях могут устраиваться и детские спектакли, но при непременном условии, что для этого будет найдена пьеса, вполне отвечающая духу учения Христа.
Много радости дает детям участие в жизни Церкви и ее обрядах. Сюда относится, например, украшение дома зеленью перед Троицей, крашение яиц перед Пасхой, помощь при богослужении - вынос свечей, подавание кадила.
Чистую, умиротворяющую радость дает всегда общение с природой. Природа ведет нас к Богопознанию, когда "вечная сила Его" раскрывается для нас, по словам ап. Павла, "через рассмотрение творений…" Бога (Рим, 1, 20).
Поэтому детей надо учить чувствовать среди природы Создавшего ее и постигать Его Благость, Промысел, Всемогущество и непостижимую Мудрость.
Насколько это только возможно, надо воспитать детей среди природы, и когда нельзя этого достигнуть на все время, то хотя бы увозить туда детей на возможно долгие сроки.
Чистую, возвышенную радость может давать и хорошая музыка. Духовные же музыка и пение приближаются по своему действию к молитве, возвышают и очищают душу; лира в руках Давида отгоняла беса от Саула (1 Цар. 16, 23). Но бывает музыка и пение, исполненные пошлости, безнравственности и легкомыслия, и от такой музыки надо оберегать детей.
Какие игры и занятия следует поощрять у детей?
Для девочек ничего не может быть лучше игры в куклы, шитья для них и вышивания. Этим подготавливается будущая мать и хозяйка. Для мальчиков хороши все игры со стройками - кубики, кирпичики, строительные ящики. Не следует мешать всяким невинным подвижным играм - пряткам, жмуркам, догонялкам, хотя бы они и беспокоили старших.
Хорошо иметь в семье иди при доме домашних животных - кошку, собаку и в клетках певчих птичек, за которыми дети должны ухаживать сами. Птичек следует выпускать на Благовещение, следуя в этом русскому обычаю, а осенью приобретать новых.
С рядом игр необходимо вести борьбу. Это, например, рогатка, хлопанье пистонами и рискованные химические опыты. Это все просто опасно и поэтому "не искушайте Господа, Бога вашего" (Втор. 6, 16).
Совершенно недопустимы игры в карты: их не следует даже и держать в доме. Всякая игра в карты азартна, т. е. развивает самые низкие чувства человека - желание унизить других и гордиться от своего выигрыша.
Чтобы предотвратить увлечение картами, следует рассказать детям ряд случаев, когда игра в карты на деньги вызывала материальное разорение семей или приводила к самоубийствам. Это поможет детям иметь против них предубеждение на всю жизнь.
Надо разбираться и в настольных играх и, если давать их детям, то преимущественно те, которые служат развитию способностей детей - памяти и сообразительности. Следует учитывать, что и здесь может иметь место проявление азарта, что не полезно.
Родителям стоит позаботиться о том, чтобы при прогулках с младшими детьми время прогулок было использовано возможно целесообразнее. Так, при этом хорошо посещать с детьми больных и бедных, в чем возможно помогая последним. Так можно приучать детей к самому важному в жизни - искусству жить жизнью других: радоваться радостью ближних, утирать слезы скорбящих, утешать страждущих, кормить голодных.
При прогулках хорошо также заходить с детьми в церкви или часовни, давая им прикладываться к иконам.
Е. Поселянин в своем труде "Идеалы христианской жизни" рассказывает про свою встречу с девочкой лет четырех. Девочка с няней обходила иконы, к которым они стали ставить свечи, причем девочка набожно крестилась и целовала иконы.
Поселянин спросил у няни, часто ли они бывают тут. "Да почти всякий день, - отвечала няня, - она все меня сюда тянет". - "Что же она Богу любит молиться?" - "У - у… Такая богомолица, а уж иконы как любит, сколько их у кроватки понавешено, и чтобы непременно лампадка горела и не гасла. Огорчается очень, если погаснет. Вот, тоже до бедных большая охотица. Не позволит ни одного нищего пропустить, чтобы не подать…"
Вот то твердое основание, на котором может быть построена жизнь, полная радости - радости близости к Богу и деятельного служения ближним.
Дети любят путешествовать. И если есть возможность удовлетворять это желание, то надо выбирать для посещений места, которые были бы освящены благодатью и населены истинными рабами Божиими, т. е. монастыри.
Из летних занятий не надо поощрять собирание детьми коллекций насекомых - бабочек и жуков. Следует прививать детям мысль, что человек вправе отнимать жизнь животного или насекомого только по необходимости: святые обходили насекомое, если оно попадалось им на дороге, чтобы не лишить его жизни.
Жизнь христиан есть жизнь "агнцев среди волков" (Лк. 10, 3). И нашим детям встретятся случаи соблазна со стороны сверстников - привлечения к играм и развлечениям, не подходящим христианину. К числу таких игр относится, например, нескромная игра "во флирт", к которой привлекаются юноши и девушки. К недопустимым развлечениям относятся также гадания, спиритические сеансы с вызыванием духов - верчение блюдечка и т. п. Участие в таких занятиях является грехом и запрещено Св. Писанием, в котором написано: "…не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (т. е. гипнотизер), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…" (Втор. 18, 10-II). Следует отметить также, что на спиритических сеансах "духи" часто требуют удаления тех из присутствующих, кто носит крест.
Не всегда родители смогут сами предохранить детей от неподходящих или соблазнительных игр и развлечений. Ограничением детей в этих случаях может быть лишь правильное духовное воспитание, полученное в семье. Мы знаем многих детей, которые сами чуждались игр со сверстниками, не отвечающих их духовному устроению. Такими были в детстве многие из святых и подвижников благочестия. Благодать Господня, пребывающая с детьми, живущими с Богом, сама в таких случаях умудряет их и предохраняет от всего нечистого. Об этом так пишет ап. Иоанн:
"Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает… и само сие помазание учит вас всему" (1 Ин. 3, 27).