УПП

Цитата момента



Господи, дай мне терпения…
Немедленно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Взгляните со стороны на эмоциональную боль, и вы сможете увидеть верования, повлиявшие на восприятие конкретного события. Результатом действий в конкретной ситуации, согласно таким верованиям, может быть либо разочарование, либо нервный срыв. Наши плохие чувства вызываются не тем, что случается, а нашими мыслями относительно того, что произошло.

Джил Андерсон. «Думай, пытайся, развивайся»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

«НАУЧИ МЕНЯ ЖИТЬ»

Наиболее серьезная претензия современных подростков к родителям заключается в том, что те не могут указать им моральных и этических ориентиров, которыми следует руководствоваться в жизни. Свою неудовлетворенность они выражают по-разному. Одни подростки утверждают, что им необходим «смысл жизни», другие хотят иметь «образец для подражания», третьи мечущиеся души мечтают о «руководстве свыше», о чем-нибудь, на что «можно опереться» или что «научит их жить».

Подобные крики о помощи исходят не только от нескольких несчастных, неудовлетворенных подростков. Подавляющее большинство выражает тоску и растерянность, полнейшую растерянность относительно этой важной сферы своей жизни. К сожалению, весьма нелегко встретить в наши дни молодого человека, которому было бы все ясно в вопросах о смысле жизни, который бы гармонично вписался в действительность и имел бы представление о том, как жить в столь непонятном, быстро меняющемся и пугающем мире.

Ребенок в первую очередь от родителей ждет помощи в этом плане. Найдет ли он у них то, что ему нужно, зависит от двух условий: первое – есть ли у самих родителей ответы на эти вопросы; второе – отождествляет ли ребенок себя с родителями настолько, чтобы быть в состоянии принять их систему ценностей. Для ребенка, который не чувствует себя искренне любимым, это весьма трудно.

Давайте обратимся к первому условию, которое необходимо обеспечить молодому человеку, отчаянно ищущему смысла жизни. Мы, родители, должны иметь фундамент, на котором базируется наша собственная жизнь и который может поддерживать нас во все периоды жизни: во время семейных неурядиц, финансовых кризисов, проблем с нашими детьми, усталости от жизни, а также во времена различных общественных перемен, при которых духовные ориентиры, критерии и установки быстро рушатся. Мы, родители, должны иметь такой фундамент, чтобы передать своим детям.

Но истинной, несущей мир и покой ценностью, в которой нуждается каждое сердце, является Он. Он – величайшая тайна и, в то же время. Он доступен всем. Он дает силы в кризисных ситуациях и успокаивает в моменты печали. Он дарит мудрость в минуты смятения и поправляет, когда мы ошибаемся. Он помогал нам в прошлом, обещает помогать и в будущем. Он руководит нами в любые времена, Он нам ближе, чем родной брат.

Он диктует правила, которым надо следовать, но и обещает удивительные награды за послушание. Порой Он допускает потери, разочарования и боль в нашей жизни, но всегда заменяет утраты чем-то лучшим. Он не принуждает нас, но терпеливо ждет, когда мы впустим Его в свою жизнь. Он не заставляет нас выполнять Свою волю, но будет горько сожалеть, если мы пойдем по неверному пути. Он хочет, чтобы мы любили Его, потому что Он первым полюбил нас. Но Он дает нам возможность выбрать Его или отказаться от Него. Он хочет заботиться о нас, но отказывается принуждать нас. Его величайшее желание – быть нашим Отцом, но Он не будет навязывать нам Себя. Если мы хотим того же, чего хочет Он, то есть добрых и доверительных отношений между Ним и нами, нам следует принять Его предложение. Он слишком деликатен, чтобы принуждать нас. Если мы еще не приняли Христа как Спасителя и Господа, то Он ждет, что мы станем Его детьми. Конечно, вы уже догадались, что Он – это Бог, живущий в нас.

Сокровенные, личные отношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа – самое важное в жизни. Это и есть то самое, чего жаждут наши молодые люди: это и «смысл жизни», и «то, на что можно надеяться», и «то, что дает успокоение, когда кажется, что все рушится». Все это дает Он!

А в вас Он живет? Если нет, обратитесь за помощью к священнику или другу-христианину.

Второе условие состоит в том, что ребенок должен отождествлять себя со своими родителями, чтобы принять и унаследовать их систему ценностей.

Как вы помните, если подросток не чувствует, что его любят и принимают, ему очень трудно отождествлять себя с нами, родителями, и, как правило, он реагирует на родительское руководство с возмущением, обидой и враждебностью. Он рассматривает каждую родительскую просьбу (или приказ) как новое посягательство на его личность и вырабатывает способы сопротивления. В наиболее тяжелых случаях подросток привыкает реагировать на все просьбы родителей с таким негодованием, что становится ясным – его отношение к родительскому авторитету (а в конце концов и к любому авторитету, включая Бога) прямо противоположно тому, чего от него ждут.

Для того чтобы подросток, отождествляя себя с родителями, тесно связывал себя с ними и был способен принять их ценности, он должен чувствовать, что искренне любим и знать, что его ценят. Чтобы подросток унаследовал те отношения с Богом, которых достигли его родители, последние должны позаботиться, чтобы их ребенок чувствовал себя безусловно любимым. Эту тему мы уже обсуждали ранее. Подросткам, которые не чувствуют к себе безусловной любви родителей, чрезвычайно трудно почувствовать себя любимыми Богом.

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Крайне важно знать, как действует память подростка. Помните, что подросток – еще ребенок и гораздо более эмоционален, чем логичен. Вследствие этого он чаще удерживает в памяти чувства, а не факты. Ребенок скорее запомнит, что он чувствовал в конкретной ситуации, чем детали произошедшего события. Например, ребенок или подросток, посещающий воскресную школу, будет четко помнить те чувства, которые испытал там, даже спустя много времени после того, как забудет, что ему говорили или чему его учили.

Таким образом, в некотором смысле гораздо важнее, было ли общение для ребенка приятным или неприятным, чем конкретные детали, которым обучал учитель. Говоря о приятном общении, я не подразумеваю, что учитель должен потакать желаниям ребенка резвиться и шалить. Я имею в виду, что надо относиться к ребенку с уважением, добротой и заботой, давая ему возможность почувствовать себя комфортно. Его нельзя распекать, унижать или подавлять каким-либо иным способом.

Если религиозное образование ведется на низком уровне и вызывает у молодого человека скуку, то он, вероятнее всего, отвергнет любое, даже самое лучшее учение, особенно если оно касается моральных и этических норм. Именно в таких ситуациях у подростка вырабатывается предубеждение против религии и склонность считать всех людей в церкви лицемерами. Такое отношение трудно в дальнейшем изменить, и оно может сохраниться на всю жизнь.

С другой сторон, если процесс обучения доставляет приятные ощущения, то и воспоминания о религиозных предметах тоже будут приятными и могут в дальнейшем укорениться в личности ребенка. Эмоциональные и духовные вопросы нельзя полностью разделить, они взаимосвязаны и зависят друг от друга. По этой причине, если родители хотят помочь подростку духовно, они должны позаботиться об его эмоциях. Поскольку ребенок запоминает чувства гораздо лучше, чем факты, необходимо, чтобы у него было как можно больше приятных воспоминаний, благодаря которым он накопит и знания, особенно религиозные знания.

«НЕ ТОРОПИТЕСЬ С ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ВЫБОРОМ» – НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД

Давайте поговорим о широко распространенном заблуждении, суть которого в общих чертах такова: «Я хочу, чтобы мой ребенок научился принимать свои собственные решения после того, как сам все испробует. Он не должен думать, что обязан верить в то, во что верю я. Я хочу, чтобы он узнал разные религии и философии и только после этого, став взрослым, сам смог сделать свой выбор».

Родитель, высказывающий такое мнение, либо пытается закрыть глаза на проблему, либо пребывает в глубочайшем неведении относительно мира, в котором мы живем. Ребенок, воспитанный таким образом, воистину заслуживает жалости. Если он не получает постоянного руководства и разъяснения этических, нравственных и духовных вопросов, то впоследствии не сможет ориентироваться в окружающем его мире. Именно это является причиной многих жизненных неудач и противоречий. Один из самых прекрасных даров, которые родители могут дать своему ребенку, – это четкое понимание мира и его непростых проблем. Нет ничего удивительного, что многие дети, лишенные этой непоколебимой основы (знаний и правильного восприятия мира), упрекают своих родителей:»Почему вы мне не объяснили, что все это означает?»

Другая причина, почему нельзя допускать такого небрежного подхода к духовным проблемам, заключается в том, что появляется все больше организаций и культов, предлагающих разрушительные, порабощающие и лживые ответы на жизненно важные вопросы. Для такого рода тенденций человек, выросший в условиях, якобы способствующих широкому кругозору, – самая желанная находка и легкая добыча.

Меня поражает, как некоторые родители готовы тратить огромные деньги и пускаться на любые манипуляции ради того, чтобы дать своим детям хорошее образование, но, в то же время, когда дело доходит до самой главной подготовки – подготовки к духовным битвам, к поискам настоящего смысла жизни, – ребенок оказывается предоставлен самому себе и становится жертвой всевозможных сект.

ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКА К ДУХОВНЫМ БИТВАМ

Как родители духовно подготавливают своих подростков? Организованные религиозные мероприятия воспитательного характера чрезвычайно важны для развивающегося подростка. Однако ничто не оказывает на него такого влияния, как его семья и все, что с ней связано. Родители должны принимать активное участие в духовном становлении подростка, они не имеют права передоверять это кому-нибудь другому, даже самым превосходным воспитателям молодежи при церкви.

1. Родители должны передать подростку свои духовные ценности. Это означает не просто сообщить о существовании библейских истин, но научить применять их в повседневной жизни. И это нелегко. Совсем нетрудно указать подростку основные духовные ориентиры, почерпнутые из Библии, рассказать о библейских персонажах и их деяниях. Но это вовсе не конечная цель. Необходимо помочь вашему подростку понять, какое отношение имеют лично к нему их поступки и принципы жизни. Сделать это можно только лишь принеся своего рода жертву: пожертвовать своим временем и полным безраздельным вниманием к ребенку. Сделайте так, чтобы вашей потребностью стало читать вместе с вашим подростком, размышлять вместе, гулять и отдыхать, удовлетворяя тем самым как эмоциональные, так и духовные запросы его личности.

2. Родители должны делиться с подростками своим духовным опытом. Тот фактический материал, который подростки накапливают в церкви, в воскресной школе и дома, – всего лишь сырье, необходимое для развития их духовной жизни. Ребята должны научиться эффективно применять эти знания на практике, чтобы стать духовно зрелыми людьми. Для этого им необходим опыт ежедневного общения с Богом и привычка полагаться на Него.

Лучше всего поможет в этом подростку опыт вашей собственной духовной жизни. По мере взросления подростка делитесь с ним все больше, говорите все больше о том, как сами любите Бога, как проживаете с Ним каждый день, полагаетесь на Него, ищите Его руководства и помощи, благодарите Его за любовь, работу, дары, за ответы на молитвы.

Делиться таким опытом с вашим подростком нужно в процессе ваших переживаний, а не после. Только в таком случае он испытает «непосредственное соприкосновение». Рассказывать же о прошлом опыте означает просто давать дополнительный фактический материал, что лишает подростка возможности через сопереживание приобретать свой собственный опыт. Глубокая истина кроется в старой поговорке: «Опыт – лучший учитель». Пусть ваш подросток разделит с вами ваш опыт. Чем больше он научится доверять Богу, тем сильнее он станет.

Подростку важно знать, как Господь удовлетворяет личные потребности каждого человека и каждой семьи, включая и финансовые. Ему необходимо знать, о чем постоянно молятся его родители. Например, необходимо, чтобы он слышал, когда вы молитесь за других. Если это уместно, ему следует знать о проблемах, с которыми вы обращаетесь к Богу за помощью. Не забывайте постоянно рассказывать ему, как Бог действует в вашей жизни, как через вас Он помогает кому-то другому. И, конечно, подростку определенно следует знать о том, что вы молитесь и за него, и за его конкретные нужды.

3. Родители должны подавать пример прощения. Подросток должен узнать на практике, что значит прощать и быть прощенным как Богом, так и людьми. Прежде всего, прощайте окружающих, признавайте свои ошибки, извиняйтесь и просите прощения у ваших детей, если сделали что-либо, причинившее им боль. Невозможно переоценить значение подобного поведения. Так много людей сегодня живут с комплексом вины. Они не умеют прощать и/или не знают, что значит быть прощенным. Счастливец, который научился прощать обидевших его, способен просить и получать прощение, являет собой образец духовного равновесия.

4. Родители должны учить своего подростка справляться с гневом. Как мы уже говорили в 7 главе, для подростка в некоторой степени нормально выражать гнев пассивно-агрессивными способами. Если такое поведение, направленное против какой бы то ни было власти, не будет контролироваться и сдерживаться, то у подростка сложится система ценностей (включая и духовные), непохожая, а то и вовсе противоположная тому, чем руководствуются родители. Как я упоминал ранее, пассивно-агрессивные тенденции обычно исчезают к 16 – 17 годам. Когда это происходит, отношение подростка к законным авторитетам (особенно к авторитету родителей) становится по большей части позитивным. Позже, когда молодой человек определит свои жизненные (этические и духовные) ценности (а это обычно происходит в возрасте от 18 до 25 лет), он/она становится способным разумно, логично и четко обосновывать свои поступки и не прибегать к саморазрушительному, пассивно-агрессивному выражению гнева. Поэтому мы, родители, должны особо старательно учить своих подростков справляться с гневом.

АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ

Мой бывший пастор, Монкриф Джордан, рассказывал мне об одном своем друге, и так как эта история имеет прямое отношение к нашей теме, я хочу пересказать ее вам. Друг пастора Джордана говорил, что, когда ему надо было справиться с приступами уныния и отчаяния, он обычно просил своих «ангелов-хранителей» утихомирить голоса «демонов».

«Демоны» живут в каждом из нас и временами вылезают из темных закоулков нашего сознания. Иногда это те импульсы и побуждения, которые мы обыкновенно приписываем животному миру – чрезмерная вспыльчивость, бурный гнев, жажда мести.

Но «демоны» не имеют ничего общего с эмоциональными или физическими реакциями. Они обитают в темных уголках нашего «я» – там, куда большинство из нас не заглядывает. В этих темных закоулках сознания формируются наши чувства ненависти, жадность, гордыня, наши вожделения. И горе тому, кто не признает силы и могущества этой территории!

Голоса демонов также могут исходить и от окружающих нас людей, которые в силу низкой самооценки, чувства вины, раздражения или скрытой враждебности хотят навредить нам разговорами о том, как ужасен мир вокруг нас и как ужасны мы сами. Если мы будем прислушиваться к этим демонам, они приведут нас к отчаянию и безнадежности.

Но друг пастора Джордана, к счастью, рассказывал и об «ангелах-хранителях». «Ангелы-хранители» – это живые или умершие люди, которые поддерживают нас своей любовью, верой, надеждой, мужеством.

Нам всем необходимы ангелы-хранители, которые говорили бы нам, что мы можем подняться над мелочностью и неурядицами жизни, что мы не должны впадать в скептицизм и отчаяние, что мы не должны позволять внутренним конфликтам опустошать нашу жизнь, что мы способны одерживать победы. Добрые ангелы показывают нам это и своими словами, и делами.

Некоторые из ангелов-хранителей прекрасно представлены нам в главе 11 Послания к Евреям в списке людей, доказавших, как им помогла их вера и что жизнь имеет и смысл и цель в любой исторический момент.

Большинство людей учатся на собственном опыте. Но мудрые люди учатся на опыте других, и нам надо только позволить нашим добрым ангелам защищать нас от лишних ошибок и ненужных конфликтов, поддержать в нас надежду.

Возможно, нам стоит написать собственную «одиннадцатую главу Послания к Евреям», перечислив в ней своих добрых ангелов. Вы осознаете, что у нас их больше, чем у людей, живших до нас?

В этот список следует внести несколько ныне живущих людей, перед которыми мы можем без колебаний открыть свою душу и сердце. Это люди, которым мы полностью доверяем и которыми восхищаемся, которым можем открыть свои темные стороны, зная, что все равно нас будут любить и за нас будут молиться. Это как раз то, о чем говорит и христианская церковь.

Нашим подросткам также необходимы ангелы-хранители, которые бы давали им надежду. Голоса «демонов» они слышат громче, чем нужно. А мы должны стать для нашей драгоценной молодежи ангелами-хранителями, мы должны работать над собой, чтобы не сеять вокруг себя уныние и обреченность. Ведь наши подростки так восприимчивы к пессимизму, особенно если он исходит от их родителей. Мы не должны поддаваться отчаянию. Только вера в Бога и в самих себя спасет нас. Вы уже прочли 11 главу Послания к Евреям? Нет? Поторопитесь! Это даст вам нерушимую надежду.

Бог дает нам надежду. Надежда не есть ваше желание. Надежда есть знание того, что чудесные обетования Бога осуществятся. Бог дал нам множество обещаний. Прочтите их для себя еще раз.

Начните с Послания к Римлянам 8:28: «Притом мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

А как насчет Книги пророка Иеремии 29:11: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

Также обратите внимание на Книгу пророка Исаии 41:10: «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Прочтите еще и Псалом 34:19: «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно».

НАДЕЖДА ХРИСТИАНИНА

Надежда должна возродиться на нашей земле. Она необходима нашим молодым людям, чтобы смело встретить будущее, полное нестабильности. Я знаю, что пока ситуация не выглядит обнадеживающе. Но поколения сменяются, у если мы дадим нашей молодежи все, в чем она нуждается для встречи с этим будущим, она будет во всеоружии и справится со всем. Наш долг – обеспечить им уверенность, мужество, нравственную силу и способность брать на себя ответственность. Но все эти бесценные сокровища мы не сможем дать им без надежды, без твердого знания того, что Бог существует, что Он любит нас и что Его обетования сбудутся.

Монкриф Джордан рассказывал мне об одном человеке, которого он регулярно навещал. У этого человека было много физических недугов, и в конце концов ему вынуждены были ампутировать обе ноги. Пастор Джордан думал, что это несомненно разрушит его радостный и оптимистичный взгляд на жизнь. Но ничего подобного не случилось. Этот человек, перебираясь с помощью специального устройства из кровати в инвалидное кресло, продолжал приезжать в холл того унылого дома инвалидов, где он жил. Там он продолжал играть на фортепиано и петь до тех пор, пока все присутствующие не начинали ему подпевать. В последние годы своей жизни он был источником надежды и радости многих людей.

Надежда христианина не зависит от того, в какие условия ставит нас жизнь. Она зависит лишь от наших дел, которыми мы отвечаем на великую любовь к нам Бога.

Дорогие родители, давайте будем вселять надежду в наших подростков, они в ней отчаянно нуждаются; давайте будем для них «ангелами-хранителями», как некоторые люди называют тех, кто оберегает и любовью своей помогает нам в течение всей жизни. Быть добрым ангелом трудно, но я уверяю вас, что это окупится сполна, как окупает себя сполна труд земледельца, щедро оросившего иссушенную зноем землю. Самое важное – это вселять надежду в наших подростков, оберегать и укреплять их своей любовью, давать им все необходимое, чтобы и сами они впоследствии могли стать для кого-нибудь «ангелами-хранителями».

По природе своей я не настолько хороший ангел-хранитель, как моя жена Пэт. И наблюдать год за годом, как моя дочь идет по стопам своей матери, было для меня величайшей радостью. Она тоже теперь «ангел-хранитель».И я восхищаюсь ею и стараюсь быть как можно больше похожим на нее!

Дорогие родители, давайте будем совершенствоваться вместе. Работая над собой каждый день, мы постепенно будем становиться все более похожими на Христа – самого высшего Ангела-хранителя.

12. Юность

Когда подросткам приходит время жить отдельно от своей семьи, им все еще нужны родители, чтобы помочь совершить этот непростой переход во взрослую жизнь. Вопреки тому, что думают многие родители, такой переход не происходит в одно мгновение, когда подросток заканчивает школу или уходит из дому.

Переход во взрослое состояние – постепенный процесс, к которому должны готовиться как подростки, так и их родители.

Первая стадия подготовки к этому – удостовериться, что ваш подросток научился вести самостоятельную жизнь. По мере того как ребенок подрастал, вы, вероятно, устраивали ему «контрольные тестирования», такие, как жизнь в летнем лагере или у родственников. Теперь нужно увеличить независимость подростка и удостовериться, что он вполне может сам позаботиться о себе. Может ли он сам стирать? Готовить для себя здоровую пищу? Умеет ли он справляться с другими, неизбежными для самостоятельной жизни проблемами? Обычно на необходимость таких умений смотрят сквозь пальцы, особенно если дело касается мальчиков. И вполне типична ситуация, когда мальчик или девочка, живя вдали от дома, поначалу постоянно готовят одну и ту же нездоровую однообразную еду, что приводит к дефициту витаминов в организме и делает подростка предрасположенным к болезням.

Кроме того, когда ваш ребенок становится независимым, он должен быть в состоянии сам управлять своими финансами. Это означает уметь поддерживать равновесие между доходами и расходами, вести свою чековую книжку. Такие вещи могут показаться банальными и пустяковыми, но даже взрослые часто не умеют рассчитывать деньги, и уж тем более не могут их копить.

Требуется много времени, чтобы научить подростка справляться со всеми этими делами. Невозможно научиться этому сразу. Например, я удивляюсь, что многие студенты не могут даже встать утром и так рассчитать свое время, чтобы вовремя успеть на лекцию. Самодисциплине лучше всего учить до того, как подросток покинет дом, потому что после трудно научиться этому в полной мере.

Привычки, сохраняющиеся на всю жизнь, обычно формируются в старшем подростковом возрасте. И хотя к этому возрасту большинство черт характера и стиль поведения подростка уже частично сформированы, они все еще могут меняться. И родители, и сами подростки должны не упустить это время, укрепляя благоприятные черты и по возможности исправляя нежелательные.



Страница сформирована за 0.57 сек
SQL запросов: 170