АСПСП

Цитата момента



Правила обязательно надо соблюдать.
Просто не всем

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Наблюдение за детьми в моей школе совершенно убедило меня в правильности точки зрения – непристойности детей есть следствие ханжества взрослых.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

ДЭВИД

Как и у большинства людей, у меня бывают моменты, когда гнев становится для меня проблемой: гнев внутри меня самого и гнев в окружающих меня людях. Однако вот пример, как я, хочется думать, с ним справился. И что наиболее важно, я научился видеть и анализировать гнев ребенка. Наш сын Дэвид однажды, когда ему было 13 лет, был перегружен домашними заданиями. Он пришел домой в тот день в половине четвертого и занимался до двенадцатого часа ночи, не считая десятиминутного перерыва на ужин. Кроме того, через несколько дней ему нужно было сделать доклад по книге. В 11: 30 я сказал ему: «Дэвид, мне все равно, сколько там еще у тебя работы; тебе пора спать, и я хочу, чтобы ты сейчас же отправился в постель».

Он ответил: «Пожалуйста, папа, еще 5 минут. Я почти закончил».

Я сказал: «Хорошо, 5 минут, и не более того».

После этого я вернулся в спальню к жене. Через несколько минут в комнату вошел Дэвид, в руке у него была книга; он подошел к матери и сказал: «Мама, я, наверно, буду делать доклад по этой книге».

Мать посмотрела на книгу и возразила: «Нет, Дэвид, ты не можешь взять эту книгу, ведь ты ее уже использовал в прошлом году».

Дэвид ответил: «Я знаю, но я сумею сделать по ней еще один доклад, и мне не придется читать новую книгу». «Извини, Дэвид, но так нельзя, это нехорошо, – сказала мать. – Тебе придется прочитать другую книгу».

Дэвид рассердился и накричал на мать: «Ну ладно, я прочитаю другую! Помоги мне подобрать книгу, и я прочитаю ее. Хорошо, я буду читать другую книгу!»

Моя первая реакция была типичной реакцией на то, что ребенок словесно выражает свой гнев неподобающим способом – я почувствовал, как во мне тоже закипает гнев. Моей первой мыслью было: «Да как он смеет так разговаривать с матерью! Я позабочусь, чтобы такое отвратительное поведение не прошло ему даром».

Но к счастью, я вспомнил о том, что случилось со мной накануне. Три дня назад я разозлился на одного человека (обратите внимание – в церкви!) до того, что обозвал его лжецом. Кто справлялся с гневом лучше – я или Дэвид? Я понял, что Дэвид сделал это лучше меня, что он был на третьей ступени шкалы гнева, а я – где-то около пятой. Он направил свой гнев на его источник – на мать. Он не стал выплескивать его на младшего брата, не пинал собаку, не ломал вещи, не пытался оскорбить мать или раскритиковать ее, он не использовал пассивно-агрессивное поведение. Он не стал ворошить старые неприятные темы или обиды. Он просто сказал, что прочтет другую книгу. Может ли кто-нибудь выразить гнев лучше? Единственное, что Дэвид сделал неверно, это то, что он повысил на мать голос. Я знаю не так, уж много людей, включая даже зрелых, которые смогли бы превзойти его.

А что бы случилось, если бы я не сдержался и наказал бы Дэвида? Я отвечу вам: он находился на третьем уровне шкалы гнева, а в следующий раз, когда рассердится, он будет вынужден использовать менее зрелый способ выражения гнева.

Что мне следовало сделать? В тот момент лучшим для меня выходом было не отвечать. Не отвечать не значит простить. По выражению моего лица и лица матери Дэвид понял, что нам не понравилось то, что он сделал. Не отвечая, мы говорили ему: «Нам не нравится то, что ты делаешь, но если ты решил поступить так, будь по-твоему. Это не так уж плохо, но нам все равно это не нравится».

После того как мы все успокоились, Дэвид ушел спать. На следующий день во время нашего обычного вечернего ритуала (это хороший пример того, как вечерний ритуал окупается с лихвой) и после совместной молитвы я сказал Дэвиду: «Я горжусь тем, как ты справился с гневом вчера вечером. Ты не сорвал его на брате или собаке. Ты не швырялся предметами, не надулся и не сказал ничего дурного. Ты говорил с мамой прямо, не пытаясь оскорбить или критиковать ее. Ты просто сказал, что прочтешь другую книгу. Это было здорово. Единственное, в чем ты был не прав, это в том, что закричал на маму». Эффект был потрясающим. Дэвид почувствовал облегчение, увидев, что я не сержусь на него, хотя ему было не по себе оттого, что он накричал на мать. На следующий день он извинился перед ней.

УЧИТЕ СВОЕГО ПОДРОСТКА

Радуйтесь, если ваш подросток выражает гнев прямо, облекая его в словесную форму. Чем больше он использует словесное выражение гнева, тем лучше. Затем определите, на какой ступени шкалы гнева он находится. Постарайтесь понять, что в его поведении в этот момент хорошо и что дурно.

Однако словесное выражение гнева легко спутать с неуважением. Это является камнем преткновения для большинства родителей. Чтобы справиться с этой дилеммой, задайте себе вопрос: «Каково отношение моего подростка ко мне по большей части? С уважением он относится ко мне обычно или нет?» Относительно большинства подростков ответ будет: с уважением. Большинство из них хорошо, уважительно относятся к своим родителям. Если это так и для вашего подростка, успокойтесь на этот счет и поймите, что словесное выражение гнева – особенно гнева по поводу конкретной проблемы – как раз то, что вам нужно. Тогда вы сможете научить подростка совершенствоваться в этой области и разумно справляться с гневом. С другой стороны, если ваш подросток неуважителен по отношению к вам почти постоянно, это совсем другое дело. Это означает, что в ваших взаимоотношениях существует серьезная проблема, и я бы посоветовал вам обратиться за профессиональной помощью, и как можно скорее.

Иной случай – если подросток по какой-либо причине неспособен выражать свой гнев словесно. Это усложняет, а иногда и просто делает невозможным обучение положительным формам выражения гнева. Одна из основных задач в таких случаях – дать возможность подросткам выражать гнев словесно, а это чрезвычайно сложно. Теперь вы видите, дорогие родители, почему мы должны радоваться, если наши подростки способны к этому, ведь тогда мы сможем помочь ему/ей достичь зрелости в управлении чувством гнева.

Вы хотите научить подростка поступать как следует? Во-первых, хвалите его за правильное выражение гнева. Затем поговорите с ним об одном из неприемлемых способов, которые он использует (как например, оскорбление словом), попросите его исправиться. Вы хотите выбрать лучший из возможных способов; говорите с подростком об исправлении его ошибок после каждой ссоры. Вы должны учить ребенка постепенно подниматься по шкале гнева, преодолевая не более одной ступени за один раз.

Наличие пассивно-агрессивного поведения нормально для раннего подросткового возраста, если оно не приносит вреда ни самому подростку, ни членам его семьи. Нормальное подростковое пассивно-агрессивное поведение обычно начинается около 11 лет. Помните, что подросток должен полностью избавиться от него к 16 – 17 годам, из чего следует, что преодоление такого поведения – длительный процесс, так как речь идет о протяженности по крайней мере в 5 – 6 лет. Это важно понимать. Ведь мы должны быть терпеливы и готовы к медленному, постепенному прогрессу – 3 шага вперед, два назад. И это происходит столь медленно потому, что процесс обуздания гнева – это процесс совершенствования, а мы всегда совершенствуемся очень медленно. Поэтому, пожалуйста, не торопите развитие вашего подростка, в противном случае вы будете чувствовать разочарование в нем и тем самым помешаете нормальному протеканию процесса. Будьте терпеливы!

Многие родители хотят, чтобы их подростки, не пройдя обучения, достойно и в совершенстве справлялись с гневом. Это все равно что перед первым уроком сказать ученику, собравшемуся заниматься теннисом: «Я надеюсь, ты уже готов выступить на Уимблдонском турнире».

В некоторых случаях избавиться от гнева невозможно. Например, если невозможно объясниться с человеком, вызвавшим его. Тогда подросток должен учиться другим корректным способам выражения гнева, таким, как физические упражнения, разговор со зрелым человеком; можно отвлечься, занявшись каким-нибудь приятным делом, или побыть в одиночестве и расслабиться.

Другой способ научить подростка справляться со своим гневом – это помочь ему овладеть искусством осознанно находить такое объяснение ситуации, которое бы своей разумностью гасило вспышки зарождающегося гнева. Например, я заметил чудесную перемену в Дэвиде, когда мальчик был в младшем подростковом возрасте. Вместо мгновенной бурной реакции на что-либо, он научился использовать свой мыслительный аппарат.

В раннем подростковом возрасте Дэвид, случалось, выходил из себя, играя в бейсбол, если другой игрок делал что-либо, запрещенное правилами, особенно когда это причиняло ему физическую боль. Но однажды летним вечером я отметил определенный прогресс. Шла игра Младшей лиги, и Дэвид бежал к своей площадке, когда один из игроков поймал мяч, поданный из-за пределов поля, и был готов коснуться этим мячом Дэвида и вывести его таким образом из игры. Дэвид резко отскочил в сторону, перехитрив тем самым своего противника. К сожалению, в результате этого он оказался слишком далеко от своей площадки. Когда он бросился на живот, чтобы дотянуться до нее, мальчик, приведенный в бешенство тем, что его провели, подскочил к Дэвиду и, коснувшись все-таки мячом, ударил его по лицу. Я был ошеломлен и испугался, что Дэвид, будучи более рослым, непременно даст ему сдачи. К моему огромному облегчению и удивлению, он лишь отряхнул с себя пыль и спокойно направился к скамейке для выбывших из игры. Дэвид научился разумом подавлять гнев в зародыше, поняв, что его противник не умел справляться со своим гневом и выражать его как следует. Короче говоря, Дэвид понял, что мальчик не имел ничего против него лично, но поступил так из-за своих собственных проблем с поведением.

Большинство взрослых тоже не умеют справляться с сильным чувством гнева. Они либо теряют над собой контроль и срывают гнев на невиновном человеке, либо за спиной тех, на кого сердятся, дурно отзываются о них, либо используют иные непрямые и недостойные способы поведения. Почему? Потому что никто не научил их справляться с гневом лучшими способами. Кто должен был бы сделать это? Их родители.

Однако относительно этого вопроса мы также должны знать, что у одних детей возникает больше проблем в области управления гневом, чем у других, независимо от воспитания. Например, маленькие дети и подростки с какими-либо неврологическими отклонениями особенно склонны выражать гнев пассивно-агрессивными способами. Это чаще случается в тех случаях, если болезнь ребенка связана с проблемами восприятия или интеллектуального развития. Такие дети и подростки (впоследствии взрослые), как правило, ведут себя пассивно-агрессивно и обычно подвержены депрессии.

Незрелые способы выражения гнева встречаются каждый день: муж с женой кричат друг на друга и ругаются; жена или муж заводят романы, чтобы отомстить друг другу; служащий плохо работает, нанося вред интересам работодателя; директор оскорбляет учителя; учитель незаметно делает что-нибудь назло директору. Одни группы людей пытаются ущемить интересы других в материальной сфере. Незрелое выражение гнева можно увидеть на каждом шагу. Сегодня это одна из самых серьезных проблем в бизнесе, которая выливается в конфронтацию служащих и управляющих. 60 – 80% всех проблем в любом учреждении происходят оттого, что мало кто умеет разумно справляться с гневом. Многие очень искусно скрывают его в открытом общении с людьми, но он проявляется позже и, как правило, выражается неподобающим образом.

Одна из важнейших особенностей чувства гнева, с которой нельзя не считаться (независимо от того, с кем мы общаемся – со служащими, объединениями людей, правительством или подростками), – это то, что гнев не может не существовать. Любое человеческое взаимодействие может вызвать гнев. Еще один важный момент: гнев будет возрастать, становиться все более неуправляемым и даже опасным, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он. чем труднее с ним справляться. Поэтому мы должны искать пути, чтобы либо подавить его в зародыше, если он основан на непонимании, либо проследить за тем, чтобы он выходил наружу и исчезал, если он справедлив. Такой контроль над гневом никому не дается просто. Чтобы человек достиг того уровня зрелости, который требуется для разумного управления гневом, необходимо учить его, что, в свою очередь, предполагает большие затраты времени и сил.

8. От родительского контроля – к самоконтролю

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного доверия. Когда ребенок мал и почти не отвечает за свои поступки, родители берут практически всю ответственность за его поведение на себя. Когда же ребенок становится подростком, он испытывает тягу к независимости и стремится уже сам контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения. Задача родителей – сделать этот переход по возможности ровным и безболезненным.

Чтобы выполнить эту задачу, в первую очередь нужно признать тот факт, что стремление к независимости – естественное явление. Ведь в конце концов ваш ребенок все равно перестанет быть зависимым от вас, нравится вам это или нет. От вас же требуется контролировать силу этого влечения, соизмеряя ее с уровнем зрелости вашего подростка. Здесь лучшим индикатором является степень вашего доверия своему подростку и его способность контролировать свое поведение.

Ваш подросток, возможно, будет проверять границы вашей власти, как, впрочем, и вашу к нему любовь. Таким образом, вашей главной заботой становится вопрос: где же установить эти границы? Какими они должны быть, в меру мягкими и лояльными или, наоборот, очень жесткими? Важно помнить, что любой подросток обязательно попробует преступить, а иногда даже и сломать установленные вами ограничения вне зависимости от того, каковы ц они. Если ваши ограничения достаточно суровы, подросток наверняка будет пробовать нарушить их и, скорее всего, нарушит. Если они мягкие, подросток все равно найдет повод оспорить или нарушить их. Здравый смысл подсказывает, что поскольку стремление оспаривать и/или нарушать ваши ограничения и правила, какими бы жесткими или лояльными они ни были, заложено в природе большинства подростков, единственный разумный выход – установить сначала достаточно строгие границы дозволенного. Затем, по мере того как взрослеющий ребенок доказывает вам, что он умеет вести себя подобающим образом и вы можете ему в этом доверять, вы должны постепенно давать ему все больше привилегий и уменьшать свою родительскую власть. Другими словами, границы дозволенного подростку зависят от того, насколько ему можно доверять. Если ваш подросток оказывается достойным доверия, вы все больше доверяете ему. Если он правильно себя ведет, вы расширяете его права. Но начинать надо со строгой дисциплины.

В таком подходе есть множество преимуществ. Во-первых, благоразумней занимать такую позицию, которая позволяет вам предоставлять права, а не отбирать их. Взаимоотношения с вашим подростком будут лучше, если вам удастся предстать в его глазах положительным; гораздо хуже, если случится наоборот. Когда ваш ребенок только вступает в подростковый возраст и начинает гораздо активней взаимодействовать с окружающими, вы можете предстать в лучшем свете, если начнете с того, что будете даже слишком строги – и подросток будет считать вас хорошим. Но если вы с самого начала будете лояльны, слишком много ему позволяя и почти ни в чем его не ограничивая, то потом вам придется становиться все более строгим, и подросток будет считать вас плохим. Если же вы снисходительны, а границы дозволенного широки, но ваш подросток все-таки переступит их, то вам грозит другая опасность – ваш ребенок может попасть в беду или скомпрометировать себя, а то и всю свою семью.

Невозможно переоценить важность таких правил, которые позволят вам выглядеть в его глазах как можно более положительным. Начинайте с преувеличенной строгости, чтобы иметь возможность поощрять подростка, ослабляя ее. Если вы сразу предоставите ему все права, то сами останетесь ни с чем. Вам нечем будет вознаградить подростка, когда он начнет становиться все более и более ответственным. И что еще хуже, вы не сможете научить его поступать так, чтобы ему доверяли, не сможете объяснить ему, как важно уметь отвечать за себя.

Цель перехода от строгости к поощрениям в том, чтобы к 18 годам ваш подросток стал независимым взрослым, вполне способным отвечать за себя и достойным доверия.

Это не так-то просто, потому что требует мужества и решимости поставить права подростка в строгую зависимость от его способности контролировать свое поведение. Необходима сила, чтобы выстоять перед искушением пойти на уступки, не заслуженные им, и выдержать давление не только с его стороны, но и со стороны других подростков, их родителей или общества.

Однако запомните одну вещь: все подростки на определенном уровне развития понимают, что им необходимы совет и руководство своих родителей. Они нуждаются в этом. От многих из них я слышал, что родители якобы не любят их, потому что недостаточно строги с ними. И очень многие выражают благодарность и любовь родителям, если те помогали им советами и руководством, так как это свидетельствует о неравнодушии и заботе о своих детях.



Страница сформирована за 0.54 сек
SQL запросов: 170