АСПСП

Цитата момента



Я не терпел поражений. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают.
Томас Алва Эдисон,

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как сделать так, чтобы собеседник почувствовал себя легко и непринужденно? Убедив его или ее, что у них все в порядке и что вы оба чем-то похожи и близки друг другу. Когда вам удается это сделать, вы разрушаете стены страха, подозрительности и недоверия.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

10. Интеллектуальная помощь подростку

Чтобы подготовить своего подростка к будущей жизни в этом безумном мире, вы должны научить его ясно мыслить. Для этого утверждения есть пять оснований: во-первых, ясное мышление необходимо, чтобы понимать мир таким, какой он есть. Подростки не знают исторических перспектив и не могут понимать ежедневно происходящих событий без логического их обоснования.

Во-вторых, подростка надо учить ясно мыслить, чтобы обеспечить ему возможность понимать разницу между добром и злом. Без серьезного и глубокого понимания законов этики подросток может легко стать жертвой противозаконных, разрушительных тенденций, которые сегодня так широко распространены. Родители должны быть в курсе всех этических и моральных тенденций общества, интересоваться взглядами влиятельных лиц шоу-бизнеса, правительства, религиозных структур. Мы должны вооружить наших подростков против разрушительных влияний, хоть это и нелегко и даже взрослые сегодня в большинстве своем пребывают в замешательстве и растерянности. Неподобающее, неэтичное поведение быстро становится нормой жизни в нашем обществе.

В-третьих, мы должны учить подростков ясно мыслить, чтобы в своей жизни они смогли принимать самостоятельные и разумные решения. Ведь мы хотим, чтобы их поведение основывалось на взвешенных решениях и серьезных основаниях. Слишком часто в современном обществе поведение людей основывается не на обдуманных и разумных решениях, а на глупых сиюминутных капризах. Мы живем в обществе, где нет авторитетов, так как их низвергают люди, не умеющие управлять своим гневом (см. главу 7). И эта тенденция усиливается. Здравомыслящий же человек имеет огромные преимущества.

В-четвертых, ясное мышление необходимо, чтобы дать подросткам возможность развиваться в рамках законов того общества, в котором они живут, и стать социально зрелыми взрослыми. Человеку, способному разумно и логично мыслить, в общении с разными людьми, с разными типами характеров почти всегда сопутствует удача. И само собой, эта способность во многом поможет подростку стать порядочной, положительной и сильной личностью.

И наконец, в-пятых, без логичного, ясного мышления подросток не сможет поддерживать сильную, стойкую веру и твердую систему нравственных ценностей. Твердая и непоколебимая вера, составляющая основу жизни, не может быть слепой верой, она должна утверждаться на разумных логических основаниях, согласовываться с реальностью и давать разумные ответы на самые глубокие жизненные вопросы.

Также очень важно научить своего подростка мыслить не только разумно и логично, но и последовательно (выстраивать факты в правильном порядке). Самое лучшее оружие, которое вы можете дать своему подростку, – это способность трезво оценивать свой собственный интеллектуальный уровень, чтобы быть уверенным в себе, а также способность развивать и повышать его. Кроме того, подросток должен учиться видеть ошибочность некоторых своих умозаключений и понимать, как он пришел к ложным выводам. Как же научить подростка всему этому?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Важно понимать, что ребенок движется в своем интеллектуальном развитии от одной фазы к другой. Эмоциональное питание, которое он получает, – фактор, в наибольшей степени определяющий, насколько ребенок освоится на очередной стадии развития мышления. Чем более безусловна и искренна ваша любовь к нему, тем успешнее он развивается. Чем больше ваш подросток ощущает себя любимым, тем больше у него шансов научиться ясно и логически мыслить, а чем меньше он ощущает эту любовь и внимание, тем медленнее развивается его интеллект.

Чтобы интеллект подростка развивался правильно и быстро, он в первую очередь должен быть о себе хорошего мнения. Только тогда он сможет стать мудрым и здравомыслящим человеком, способным обрести правильный взгляд на вещи, особенно если это касается его эмоций. Молодой человек, получающий скудное эмоциональное питание, будет, вероятнее всего, плохо контролировать свои мысли, предаваясь во власть своих чувств. Таким образом, в первую очередь вы должны удовлетворять эмоциональные потребности своего подростка.

Несколько лет назад я видел, как сильный, хорошо сложенный четырнадцатилетний мальчик ударил битой своего тренера по бейсболу. Подросток был при этом абсолютно уверен в своей правоте. Он решил, что он имел право на это, потому что, конкурируя с сыном тренера за возможность занять определенное положение, оказался в проигрыше.

Слабые доводы, которыми руководствовался этот мальчик, называются неточными ассоциациями. Используя их в мыслительном процессе, человек может оправдать практически все. Такое сумбурное мышление алогично и потому опасно, и оно становится сегодня все более распространенным среди подростков. К несчастью, такой алогичный процесс мышления незаметен и его трудно распознать при поверхностном общении. Но это одна из основных причин, почему наши подростки оказываются не готовыми к зрелому поведению во взрослой жизни.

Вам следует быть постоянно начеку, чтобы, используя все возможности, научить своего подростка делать правильные умозаключения. Обыкновенный подросток, как правило, не может абстрактно мыслить по меньшей мере до пятнадцати лет, и только с этого возраста он начинает этому учиться. Поэтому-то подростки младшего и среднего возраста часто уверены в том, что родители неправы или несведущи в чем-либо; позже, когда процесс мышления становится более зрелым и подросток обретает способность рассуждать абстрактно, он начинает понимать своих родителей и уважать их мнения.

Вы должны быть терпеливыми в эти сложные периоды, мягко и с любовью учить своего подростка ясно мыслить. Один из способов сделать это – распознать ложные ассоциации и понятия и исправить их.

ПООЩРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Чтобы научиться правильно мыслить, подросток нуждается в поощрении своего интеллекта. Ведь умение мыслить творчески требует уважения к себе, человек должен чувствовать, что не только в эмоциональном или физическом плане, но и в плане интеллектуальном его способности оцениваются высоко. Это не означает, что надо уверять человека в том, что он всегда прав. Скорее всего, росту самоуважения способствует поощрение стремлений подростка разумно обосновывать и решать проблемы.

У большинства из них нет уверенности в себе, и они не могут одобрять свои действия, не получив сперва одобрения и поддержки своих родителей или лиц, их заменяющих. Многие родители допускают ошибку, отмечая одни лишь промахи своих детей, тогда как последние осознают свои способности, только если получают одобрение, похвалы и подтверждения своей правоты наряду с указанием ошибок.

Вы сможете обеспечить все это своему подростку только в том случае, если будете заниматься интеллектуальной работой совместно с ним. Это значит, что вы должны быть готовы обсудить с ним любую тему, которая его интересует, должны охотно выслушивать его мысли и дослушивать их до конца, независимо от вашей на них реакции. Затем, вместо того чтобы напрямую указывать на его ошибки или спорить с ним, нужно с уважением обсудить все спорные моменты, учитывая его точку зрения и спокойно излагая свою собственную. Такая беседа должна напоминать разговор хороших друзей, но вам вовсе не надо умалять свою родительскую власть. Надо просто выказать уважение к мыслям вашего подростка, дать ему понять, что вы цените его размышления и мнения и не считаете их вздорными. Если подростки почувствуют, что их любят и уважают, они постепенно начнут перенимать некоторые ваши взгляды и усваивать ваши нравственные ценности.

К сожалению, слишком многие родители не желают вступать со своими подростками в диалог. Напротив, они настаивают на необходимости поучений, как если бы те были маленькими детьми. Это заставляет подростка думать, что его мнение не имеет значения. Такие подростки, не получая поощрений своему уму, не ощущают себя искренне любимыми своими родителями. Не чувствуя уважения к себе, они склонны часто обижаться и сердиться.

Добавьте к этому еще и тот факт, что в этом случае родители теряют возможность указать подросткам, когда их логика верна, а когда нет, когда их доводы разумны, а когда наоборот. Ребята не получают отзыва родителей по поводу своих мыслей и не могут понять, значимы ли хоть сколько-нибудь их идеи.

Большинство подростков сомневаются в правильности своих суждений, и это часто вынуждает их принимать суждения тех, кто далеко не всегда желает им добра. Это происходит в тех случаях, когда подростки настолько отчуждаются от семьи, что не могут согласиться с мнениями и ценностями своих родителей или других авторитетных ее членов. Тогда они начинают прислушиваться к тем, чьей целью является причинить вред их физическому состоянию, умственной, эмоциональной или духовной сфере.

Конечно, вы хотите, чтобы ваш подросток ощущал себя безусловно любимым, обеспечиваете ему зрительный и физический контакт, уделяете безраздельное внимание. Но кроме этого, поощряйте его интеллект, внимательно выслушивайте своего подростка, отмечайте, как он мыслит и приходит к определенным заключениям. Уважайте его; делясь с ним своим мнением, не критикуйте и не осуждайте его мысли.

Только когда ваш подросток увидит, что вы относитесь к нему как к уважаемому человеку с собственным складом ума, он почувствует твердую уверенность в себе, научится ясно мыслить, достигнет интеллектуальной зрелости.

Если вы будете критиковать мнения вашего подростка, он наверняка станет сердиться, обижаться и даже ожесточится и, возможно, станет проявлять неповиновение, сопротивляясь попыткам его изменить. Если это случится, подросток будет придерживаться ошибочных, эгоистических и незрелых взглядов и сохранит их и в своей взрослой жизни. Всем нам знакомы взрослые, которые исповедуют странные, ложные идеи; эти несчастные люди не в состоянии сформировать правильное представление о социальных, духовных или эмоциональных явлениях жизни. Обычно они присоединяются к наиболее популярному современному движению, и их взгляды непоследовательны и далеки от реальности.

ОБУЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ПРИМЕРАХ

Я тоже совершил немало ошибок как родитель. Но как автор книги в данном случае я имею преимущества, ведь я могу отбирать те случаи, о которых мне хотелось бы вам рассказать. Позвольте мне привести один пример, показывающий, как я учил мыслить своего сына Дэвида. Я думаю, что справился с этой задачей, так как попытался, не критикуя, показать ему, где он мыслит нелогично или слишком упрощенно, а затем уже приводил примеры зрелых путей решения проблемы.

Дэвид знал, какие из телепередач мы с его мамой одобряем, а какие нет, и обычно без возражений соглашался с нашими требованиями в этом вопросе. Однако однажды вечером он стал смотреть передачу, которую мы не одобряли. Когда я напомнил Дэвиду, что я не хочу, чтобы он смотрел ее, он спросил: «Но почему?» – и добавил, что в ней нет ничего плохого, потому что «никто никому не причиняет зла».

Вам знаком такой аргумент? Хотя эта фраза была произнесена Дэвидом несколько лет назад, но она соответствует и современному состоянию нравственности в нашем обществе – «я могу делать все, что захочу, если это никому не вредит».

Мне очень хотелось наброситься на Дэвида и раскритиковать его неглубокие и незрелые размышления. Телевизионные передачи тогда (а сейчас еще в большей степени) ввергали молодых людей в коварные и опасные философствования. Но я с радостью могу сообщить – я все-таки вспомнил, что Дэвид нуждается в поощрении интеллекта и что его надо не критиковать, а учить мыслить зрело.

Поэтому я сказал: «Дэвид, я понимаю, что ты имеешь в виду, но я считаю, что эта передача исповедует философию гедонизма и себялюбия». (Это привлекло его внимание.)

В ответ он спросил: «Что это означает?»

Я сказал: «Вот что, Дэвид, давай-ка возьмем словарь и посмотрим там эти слова». (Иногда использование словаря оказывало мне громадную помощь при объяснении детям трудных понятий.)

Мы вместе прочитали толкование этих слов. Затем мы обсуждали их значение до тех пор, пока я не удостоверился, что Дэвид понял их. Но, как и любой другой обыкновенный развивающийся ребенок младшего подросткового возраста, он, даже уяснив себе значения, не понимал, как они работают в реальной жизни. Я сказал: «Дэвид, как ты считаешь, самовлюбленный гедонист сможет стать хорошим мужем или женой, отцом или матерью? Что ты думаешь о своей маме? Разве она эгоистка? Разве она беспокоится только о себе, не беря в расчет интересы других? Разве она заботится только о собственном удовольствии и ей наплевать на других?» Естественно, такая речь образумила Дэвида. Он вспомнил об всем, что сделала для него в тот день его любящая мама, хотя и чувствовала себя плохо.

Я был безмерно доволен, когда Дэвид в конце концов заключил: «Это означает, что эгоистичный человек заинтересован только в том, как бы самому получить наслаждение, вместо того чтобы заботиться о других».

После этого мы поговорили с Дэвидом о том, каким образом люди, участвующие в этой передаче, выражают эгоистичные взгляды, уча потворствовать только собственным интересам, нимало не заботясь об уважении к другим и об их благополучии.

Научить подростка ясно мыслить – сложная, кропотливая и трудоемкая работа. Но если вы не проясните своих позиций перед ребенком, чужие взгляды незаметно вытеснят ваше влияние.

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ

Одной из причин, почему у подростков нет ясных представлений о морали и нравственности, является то, что одни родители не считают обязательным передавать детям собственные убеждения, другие же, исповедуя на словах высшие ценности, не живут в соответствии с ними. У многих родителей – включая и христиан – проблемы со своим собственным поведением. Тревожит рост сексуальной распущенности среди взрослых, встречаются случаи оскорбления и обмана детей.

Ничто так не сбивает подростка с толку, как непоследовательность его родителей, особенно когда те говорят, что высоко ценят что-либо в жизни, а поступают так, будто ни во что не ставят это же самое. Как такие родители могут дать своим детям четкое представление о нравственных и духовных ценностях, если их собственная жизнь не является примером?

Я считаю, что нужно бороться с распущенностью поведения взрослых, подрывающей моральные устои нашего поколения. Без сомнения, Бог осудит нас, называющих себя христианами, за отсутствие дисциплины и самоконтроля.

Дорогие родители, давайте приведем в порядок наши жизни и будем последовательны, будем поступать так, как, мы знаем. Бог хочет, чтобы мы поступали. Тогда мы сможем просить Божьих благословений для наших детей, как Он обещал это и для нас самих.

11. Духовная помощь подростку

Как уже упоминалось раньше, современное поколение подростков часто называют «апатичным поколением». Но важно помнить, что эта апатия – лишь прикрытие для ярости и гнева, особенно направленных против законной власти. К несчастью, многие подростки безразличны ко всему, а более всего – к будущему. Надежда страны, это поколение лишено той жизненности, энтузиазма и энергии, которые нам хотелось бы в них видеть.

Почему же так много апатичных подростков? Почему в них нет инициативы и желания что-либо делать? Главным образом это происходит потому, что у них практически нет надежды на будущее, и эта безнадежность гораздо более опасна, чем агрессивные и яростные движения протеста конца 60-х годов. И хотя деятельность молодежи тех лет была дурно организована и приносила мало результатов, она все же была, и это давало веру – веру в свою страну, в будущее и, что самое важное, веру в себя.

Сейчас ничего этого нет. Преобладающее настроение молодежи – безнадежность, беспомощность и отчаяние. Мы, родители, удивляемся, как стало возможным такое ужасающее положение. Кажется, что у наших драгоценных подростков вырвали и сердце, и душу. Почему же у них так мало веры в будущее?

Легко обвинить во всем безжалостный мир и кризисы национальных масштабов, такие, как безработица, природные бедствия, СПИД, голод, загрязнение окружающей среды. Но не они являются причиной безнадежности и отчаяния подростков.

Наши предки жили в не менее тяжелые, опасные и неустойчивые времена. Им приходилось выдерживать такие испытания, как Великая депрессия, ужасы второй мировой войны. Но у молодых людей той эпохи не было такой безнадежности и отчаяния, которые мы наблюдаем сегодня.

Взгляды и настроения молодежи нации есть отражение взглядов и настроений ее взрослых. Иногда молодежь поддерживает взрослых, особенно когда существует угроза национальной безопасности, иногда выступает против них, особенно если чувствует их лицемерие. Но сегодня нет ни того, ни другого. Только лишь одна внушающая тревогу инертность. Какие настроения взрослых отражают наши подростки? Они отражают подавленность, уныние, беспомощность и отчаяние. Разве может подросток положительно реагировать на такую атмосферу? Нет, сперва ему необходимо разглядеть в жизни что-нибудь позитивное и стоящее.

К сожалению, у подростков почти нет исторической широты взглядов, которая бы позволила им оглянуться назад и учиться на опыте своих предков. Они ограничены лишь настоящим и будущим, поэтому формируют свои взгляды и настроения, основываясь на той атмосфере и на том отношении к будущему, которые преобладают в настоящем.

Одна из основных причин, почему наши подростки не могут сформировать положительного отношения к жизни, состоит в том, что мы, взрослые, не передаем им решимости, веры и воодушевления, необходимых для смелого взгляда в будущее. Мы, люди старшего поколения, предлагаем молодежи какие-то странные и нездоровые взгляды, в большинстве своем неправильные и, уж конечно, не соответствующие заповедям Священного Писания. Почти не осознавая этого, мы быстро приобретаем нездоровое, деструктивное, трусливое и пассивное отношение к жизни. Мы позволили другим определять за нас нашу систему ценностей и мировоззрение. Многие из нас считают:

  • что мы первое поколение, столкнувшееся с кризисами;
  • что мир был лучше, приятнее и безопаснее, пока не появились современные проблемы;
  • что мир настолько быстро деградирует, что планировать и готовиться к будущему – глупое и безнадежное занятие, потому что этого будущего может и вовсе не быть.

Нет ничего странного в том, что подросток, плохо знающий историю человечества и еще хуже великие обетования Господа, поддастся такому всепоглощающему, убивающему всякую надежду пессимизму. Мы стали поколением без собственных убеждений и твердой системы ценностей. Мы отчаиваемся, когда что-то в нашей жизни идет не так хорошо, как прежде, не замечая, что кое-что хорошее все же осталось. Мы забываем о дарованных нам благах. Я видел, как люди впадали в отчаяние из-за абсолютных пустяков. С другой стороны, иногда столь же незначительные вещи, как новая машина или новая одежда, вызывают у нас целую бурю положительных эмоций. Как же мы можем удивляться, что наша молодежь так легко попадает под влияние рок-групп и сект, когда на нас самих так же сильно влияют телевидение и различные общества с их специфическими интересами?

Я могу понять неверующего, испытывающего такое замешательство, растерянность и отчаяние, но мне трудно понять, как христианин может оказаться в сетях такой безнадежности. И тем не менее, вокруг меня так много христиан, поддавшихся пессимистическим настроениям. И я вижу, что и их подростки не могут найти тот жизненно важный, несущий успокоение луч надежды, который Иисус дает Своим детям.

Я хотел бы, чтобы наши подростки обрели надежду и вдохновение и откликнулись на зов Господа. Но наше поколение практически потеряло связь со своим духовным наследием. Да, у нас существуют проблемы, и некоторые из них абсолютно новы. Но так же было и у наших дедов. Почему же мы не можем принимать свои кризисы и трудности без депрессии, без чувства обреченности, безнадежности и ужаса, как перед приближающейся гибелью?

ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА?

Сталкиваясь с проблемами, некоторые религиозные организации и проповедники пытаются избежать ответственности, замыкаясь в себе в ожидании Страшного суда. Вместо того чтобы использовать тексты Библии, как это велел Бог, то есть как весть надежды и обетования, эти самозванные пророки, ссылаясь на Священное Писание, провозглашают близящийся день Страшного суда. Такие заявления полны безнадежности: скоро наступит конец, поэтому нет смысла решать наши проблемы или пытаться обеспечить лучшую жизнь нашим детям. Это приводит к состоянию духовного и эмоционального паралича, а также поддерживает лозунг: «Ешьте, пейте и веселитесь сегодня, ибо завтра все умрем».

Вообразите, как чувствует себя подросток в подобной атмосфере. В то время, когда ему нужно готовиться к будущей жизни, стремиться достичь чего-либо и внести свой вклад, он/она видит – общая точка зрения такова, что надо брать как можно больше от сегодняшнего дня, потому что завтра, даже если оно наступит, уже, быть может, жизнь ничего не будет стоить.

Такие приготовления снижают чувство ответственности как у подростков, так и у взрослых. Прочитав одну из рекламируемых по телевидению книг о «конце света», одна мама решила: «Интересно, почему это я должна растить своих детей или пытаться готовить их к будущему, которого не будет». Мужчина, читавший другую книгу о дне Страшного суда, сказал: «Я подумываю бросить работу, просто уволиться. А зачем продолжать?»

В атмосфере, когда растет убеждение в бесполезности жизни, трудно бороться с цинизмом, не употреблять наркотики или не прятать голову в песок. Когда провозглашается только предстоящий Страшный суд и забывается о любви Иисуса, о надежде и вере в обетования Господа, удивительно ли, что христианам становится все труднее и труднее жить ответственной, мужественной и созидательной жизнью?

Периоды нездоровой тяги к пророчествам о грядущем конце света повторяются каждые 5-10 лет. Обычно в такие периоды появляется книга на данную тему, которая рассматривает действительность с точки зрения библейского пророчества, и очень скоро становится бестселлером. Мы, родители, осознаем, какое разрушающее воздействие все это может оказать на подростка, поэтому, когда наступает такой период, давайте будем готовы защитить его, объясняя ему причины этого явления. Давайте объяснять истинный смысл и глубину библейского пророчества, иначе подросток может не только впасть в пессимизм и депрессию по поводу своего существования, но и подвергается риску увлечься астрологией, подпасть под возрастающее влияние экстрасенсов, гадалок и предсказателей.

Иисус не звал к пессимизму. Он наказывал нам надеяться и радоваться. Относительно последних дней Христос сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13: 32 – 33). Мы должны ждать Его пришествия и молиться. Мы не должны сдаваться или с пессимизмом смотреть в будущее. Мы не имеем права отворачиваться от своей моральной обязанности прожить жизнь благочестиво и передать свои ценности детям. Священное Писание призывает нас быть оптимистами, радоваться, надеяться и верить в лучшее.

Если мы, родители, сможем осмыслить целостную картину истории, мы увидим в ней и свое место: это чрезвычайно важное и значимое место. Мы – одно из звеньев в планах Бога, одна из глав в летописи истории. И ни Его планам, ни истории никогда не придет конец. Когда закончится наша глава, лично я хотел бы, оглядываясь назад, быть уверенным в том, что мы, будучи Его детьми, выполняли Его волю, что мы были тверды в нашей вере в Него и в Его милосердие. Оглядываясь назад, я хочу порадоваться, что не поддался всеобщему стремлению «испытать» свою собственную силу и власть ценой потери Богом данной привилегии жить праведно и благочестиво. Я хочу сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

Бог помогает нам совершить течение и сохранить веру. Если мы справимся с этим достойно, наши подростки получат от этого больше пользы, чем от чего-либо другого. Но чтобы передать подросткам свою надежду, веру и оптимизм, мы сами должны иметь их.



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 170