УПП

Цитата момента



Я на свете всех умней,
Не боюсь я никого.
Вот какой я молодец,
Буду жить теперь сто лет.
Скромненько и со вкусом

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Наши головы заполнены мыслями относительно других людей и различных событий. Это может действовать на нас подобно наркотику, значительно сужая границы восприятия. Такой вид мышления называется «умственным мусором». И если мы хотим распрощаться с нашими отрицательными эмоциями, самое время сделать первый шаг и уделить больше внимания тому, что мы думаем, по-новому взглянуть на наши верования, наш язык и слова, которые мы обычно говорим.

Джил Андерсон. «Думай, пытайся, развивайся»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Собственное изобретение: одноразовый комплект для смены подгузника

Если есть на свете самое неподходящее место, где нужно менять ребенку подгузник, то мы там уже были. По‑моему, нам пришлось это делать чуть ли не на каждой стоянке вдоль трассы Нью‑Йорк Сити —Вашингтон, округ Колумбия.

Но даже при наличии самых прекрасных условий — хороших комнат, больших столов, маленьких флакончиков с сухими духами, источающими аромат, — все равно вы мечтали бы о том, чтобы вам не нужно было делать это. Вы мечтали бы о тех днях, когда малыш наконец освободится от этой сырой отвисшей массы на попке.

Однако пока вам не удастся путешествовать налегке. Куда бы вы ни направлялись с младенцем или более взрослым малышом, который уже приучен к горшку, вы все равно должны взять с собой свою верную сумку с подгузниками и со всеми необходимыми принадлежностями, которая весит столько же, сколько и сам малыш.

Наша цель — помочь вам облегчить этот груз и сохранить уверенность, что у вас есть все необходимое для успешного решения проблемы. Мы предлагаем вам комплект, придуманный Биллом и дающий большие преимущества. Мы назвали его сменный комплект. В принципе он составляется следующим образом: вы упаковываете вместе все необходимые принадлежности для одного переодевания в отдельный небольшой пакет на «молнии», затем прикидываете, сколько переодеваний вам предстоит (во избежание неприятностей — с поправкой в сторону увеличения), и упаковываете все комплекты в одну сумку.

Вот что на наш взгляд должно входить в один сменный комплект:

  • Один подгузник
  • Сложенный в несколько раз метровый лист вощеной бумаги
  • Несколько бумажных полотенец
  • Дорожная упаковка бумажных салфеток
  • Дорожная упаковка тканевых салфеток
  • Пара одноразовых перчаток из латекса
  • Пара отдельно свернутых дезинфицирующих салфеток для рук
  • Пара отдельно свернутых пакетиков детского крема от раздражения кожи.

Теперь у вас есть сменный пакет. Вощеную бумагу можно использовать как подкладку на столик для переодевания. Бумажные полотенца пригодятся для самых различных целей, включая изготовление дополнительной многослойной подкладки, если вам понадобится посадить малыша на что‑то чистое, а также для того, чтобы протереть его попку. Для чего нужны подгузник и салфетки, ясно и так. Благодаря перчаткам из латекса руки останутся чистыми, а дезинфицирующие салфетки избавят вас от поиска источника проточной воды и мыла, чтобы помыть руки после процедуры. Закончив смену подгузника, вы можете сложить грязные использованные предметы в тот же самый пакет с «молнией», который становится контейнером для мусора, а отдельные неиспользованные пакетики положите в какой‑нибудь карман и приберегите для следующего раза, когда вы будете укладывать новый сменный комплект.

Преимущество такого комплекта состоит в том, что вам не нужно тащить с собой отдельную коробку с салфетками, подгузниками и другими предметами. Вам не придется вылавливать в сумке для подгузников с многочисленными карманами каждый из необходимых предметов. Когда вам понадобится сменить малышу подгузник, вы просто вытащите один пакет с комплектом, где будет все необходимое. Если вы отправляетесь на часовую прогулку, возьмите с собой один комплект, но для более длительных экскурсий их понадобится несколько. По мере продолжения вашего путешествия сумка с подгузниками будет становиться все легче и легче.

ГЛАВА 8. Отучаем малыша от подгузников

Составляя данную книгу, мы изучили массу писем, присланных нам по электронной почте родителями детей дошкольного возраста со всех концов страны. Когда мы попытались рассортировать эти письма по категориям, стали очевидными проблемы, вызывающие наибольшее беспокойство. Самая большая группа вопросов связана с уходом за малышом. Победителем в этой категории стал вопрос: «Как научить ребенка пользоваться горшком?» [3]

Вы наверняка раньше читали какую‑нибудь литературу на эту тему и знакомы с основным советом большинства специалистов, а именно: подождать, пока малыш будет готов к такому обучению. Мы просмотрели рекомендации, предлагаемые доктором Споком, Т. Берри Брэзелтоном, Пенелопой Лич и многими другими специалистами, и нас совершенно не удивило, что все они в той или иной степени склоняются к одному и тому же подходу. Мы попытались обобщить для вас основные положения, тем самым избавляя от необходимости покупать эти книги.

Подождите, пока ребенку исполнится хотя бы два года и станут очевидными его способности:

  • Понимать и произносить слова, обозначающие мочу и фекалии («пи‑пи», «а‑а» и т.п.)
  • Выполнять простые указания
  • Спускать и натягивать штанишки
  • Понимать, когда подгузник мокрый или испачкан и просить сменить его
  • Оставаться сухим в течение примерно двух часов после смены подгузника
  • Иметь регулярный стул
  • Гордиться тем, что научился новому
  • Подражая вам или кому‑то другому, пользоваться туалетом

Ваш ребенок должен первым проявить к этому интерес. Не следует учить его пользоваться горшком, если он не спрашивает об этом или никак не демонстрирует любопытства к горшку и тому, как им пользоваться.

Мы назвали приведенный выше подход так: «ключевая роль ребенка в обучении его умению пользоваться горшком». Основой такого подхода является убежденность в том, что дети растут и развиваются в соответствии с их собственным «графиком». Придет время, и ваш малыш сам обратит внимание на то, что взрослые не носят подгузников, а пользуются туалетом. Мальчик или девочка тоже захотят быть взрослыми и надевать такое же белье, как мама и папа. К этому времени ребенок уже имеет физическую способность осознавать, когда наступает время сходить на горшок, может самостоятельно справиться с одеждой — и все это по собственной воле, безо всякой борьбы. Так что родителям не стоит беспокоиться, если малыш счастлив в подгузнике и совершенно не проявляет интереса к горшку ни в два, ни в три и даже ни в три с половиной года.

Но если вы проявляете нетерпение в ожидании этого дня и пытаетесь форсировать события, вы постараетесь посадить ребенка на горшок раньше, чем он будет к этому готов эмоционально, физически и интеллектуально. Как следствие, малыш ощутит неудобство и неспособность справиться с ситуацией. Это повлечет за собой многочисленные неприятности, которые малыш будет воспринимать как неудачи, а в его сознании утвердится стойкая мысль, что все это ему не по силам. И тогда ребенок будет сопротивляться самой идее обучения; горшок для него станет полем битвы, борьбы характеров и воли. Поскольку вы не сможете контролировать деятельность пищеварительного тракта и мочеполовой системы, эту «битву» может выиграть малыш.

Такой подход выглядит разумным на бумаге, что объясняет такое широкое его распространение. Кроме того, в отношении многих детей он действительно верен — может быть, даже для большинства, но не для всех. Многие родители, пытавшиеся действовать по этой методике, сообщали, что в течение курса у их детей не отмечалось никакого прогресса, предсказанного специалистами. Вот некоторые цитаты из их жалоб:

«Моему ребенку уже больше трех лет, но он не проявляет ни малейшего интереса к тому, чтобы учиться пользоваться горшком».

«Мой малыш вначале заинтересовался, а потом по какой‑то причине (может быть, из‑за неудачного опыта или от скуки, что больше не происходит ничего нового) перестал пользоваться горшком».

«Мой сын говорит, что не хочет быть «большим мальчиком», ему нравятся его подгузники и он не желает расставаться с ними!»

«Мою дочь совершенно не волнует мокрая попка, и нам кажется, что ей нравится, когда по первому зову слуги (родители) меняют ей подгузники».

Родители рассказывали, что они терпеливо ждали. Но когда ребенку исполнилось три с половиной года, они с тревогой спрашивали себя : «Мой малыш когда‑нибудь захочет учиться этому?» Заметим, что такая тенденция, когда ребенок в возрасте более четырех лет все еще не пользуется горшком, отмечается все чаще. Это подтверждается появлением новых подгузников супербольшого размера, предполагающих вес ребенка до 36 кг.

Тогда родители снова обращаются за помощью к этим специалистам и обнаруживают в их книгах примерно такие успокаивающие строчки: «Не волнуйтесь — ведь еще ни один ребенок не отправился в колледж в подгузнике!» Но ведь вовсе не это беспокоит родителей. Их волнует, что ребенок не сможет пользоваться горшком в детском саду.

В последнее время развернулось движение родителей во главе со специалистами, являющимися противниками методики «ключевой роли ребенка». Оно противопоставило ей строгий контроль родителей с начала и до конца процесса. Самыми известными лидерами этого нового подхода являются супруги Гари и Анна‑Мария Эццо, которые руководят Международной организацией помощи семьям («Growing Families International parenting organization»), являются авторами многочисленных книг по семейному воспитанию и Джон Роузмонд — автор целого ряда трудов. Мы попытались обобщить суть этого подхода, который условно назвали методом «родительской строгости».

Метод «родительской строгости» состоит в том, что не следует оставлять за ребенком право определять, когда и как обучаться какому‑то важному жизненному навыку. Совершенно очевидно, что это — область ответственности родителей. Вполне естественно, что дети хотят и ожидают от взрослых принятия важных решений и чувствуют себя растерянными и брошенными, когда этот груз перекладывается на них. Детей можно довольно легко обучать в очень юном возрасте (до двух лет). Они верят, что должны и могут делать то, чему их учат, если в процессе обучения им предоставляются достаточные возможности, поощрение и поддержка.

При этом родители должны играть активную роль, по нескольку раз в день высаживая малыша на горшок и ожидая столько, сколько понадобится ребенку, сделать все свои «дела».

Приучая ребенка к горшку, родителям необходимо быть последовательными и не надевать на него подгузник во время прогулок или визитов, а твердо придерживаться обычного режима дня.

Родителям необходимо хвалить малыша за успех (только не перехвалите!). Их отношение должно формулироваться так: «Ходить на горшок — обычное житейское дело, а не огромное достижение».

Никогда не следует наказывать малыша, если произойдет «случайность». Но надо дать ему понять, что необходимо пользоваться горшком. Всегда просите малыша помочь вам вытереть следы «неприятности».

Супруги Эццо и Роузмонд указывают, что они основываются на методах, использовавшихся одно или два поколения тому назад, и прекрасно зарекомендовавших себя. Мало кто из детей к трем годам пользовался подгузниками.

Сторонники противоположных взглядов на обучение навыкам пользования горшком считают, что метод «родительской строгости» разрушает зарождающееся чувство самоуважения ребенка, и в некоторых случаях настолько травмирует детей, что, став взрослыми, они могут оказаться пациентами психиатра. Они рассказывали, как родители унижали их, заставляли стыдиться своих интимных мест и в результате — они вообще медленно всему обучались.

Сторонники «родительской строгости» насмехаются над приверженцами идеи «ключевой роли ребенка», считая их занудами, из‑за которых вырастают чрезмерно избалованные маленькие тираны, которые по собственной воле даже не пойдут в ванную.

Возможно, какие‑то из этих взаимных обвинений и верны, — мы не собираемся участвовать в этой полемике, потому что ни одна из методик не отражает в полной мере нашу собственную концепцию.

Мы призываем забыть о теоретических размышлениях на эту тему и применять то, что будет лучше для вас и вашего ребенка. Если вы считаете, что еще есть время и по характеру вы — спокойный и выдержанный человек, который может ждать, пока ребенок сам задумается над этим вопросом, то придерживайтесь этой линии поведения. Если же вы чувствуете, что еще два года смены подгузников доведут вас до точки, покупайте горшок, усаживайте на него малыша и начинайте работу.

Чтобы помочь определить, какие условия и характеристики могут склонить вас к той или иной точке зрения, мы составили список тезисов. Если вы хорошо знаете себя и своего ребенка, уверены в своей правоте, значит, обязательно найдете верный путь. Столкнувшись с проблемами, которые в форме вопросов и ответов приведены далее, вы справитесь с ними, проявив некоторую долю изобретательности. Всем без исключения родителям — какого бы метода они ни придерживались и к каким бы советам ни прислушивались — мы рекомендуем проявлять спокойствие и терпение, потому что, как всем нам хорошо известно (а если не известно, то об этом могут напомнить старые наклейки хиппи на бамперах машин): ВСЯКО БЫВАЕТ.

Как приучить ребенка к горшку: чью сторону вы принимаете?

Прочтите утверждения, приведенные в каждой из колонок. Если вы согласны с четырьмя и более положениями, значит, для вас будет легче и эффективнее использовать этот подход при обучении малыша пользоваться горшком.

«ведущая роль ребенка»

Обычно мой ребенок любит приключения, не боится пробовать что‑то новое

«ведущая роль родителей»

Мой ребенок застенчив, боится нового, любит только знакомое; не любит никаких изменений в привычном распорядке

«ведущая роль ребенка»

Мой ребенок довольно хорошо умеет сообщать мне о своих желаниях и нуждах

«ведущая роль родителей»

Обычно я замечаю потребности ребенка прежде, чем он сообщит о своих нуждах

«ведущая роль ребенка»

Мой ребенок довольно ловок для своего возраста, любит додумываться сам (сама), как нужно сделать то или иное дело

«ведущая роль родителей»

Мой ребенок часто подходит ко мне за помощью. Он (она) редко додумывается, как нужно сделать то или иное дело

«ведущая роль ребенка»

Мой ребенок не любит переодеваться на специальном столе. Он (она) извивается, проявляет нетерпение в процессе переодевания. Вполне возможно, он решит, что пользоваться горшком — верный шаг

«ведущая роль родителей»

Мой ребенок кажется довольно спокойным во время обычного переодевания

«ведущая роль ребенка»

Мой ребенок часто бывает среди детей, которые уже умеют пользоваться горшком и/или играет в других домах или посещает детский сад, где есть горшки

«ведущая роль родителей»

Мой ребенок в основном проводит время со взрослыми или детьми младше него или с младенцами и пользование подгузниками ими поощряется

«ведущая роль ребенка»

Это мой второй (третий и т.д.) ребенок

«ведущая роль родителей»

Это мой единственный ребенок, или первый с братом (сестрой) —младенцем, или двойня без других братьев и сестер

«ведущая роль ребенка»

В целом я считаю себя спокойным, уравновешенным человеком. Однако не думаю, что необходимо все делать, что некоторые вещи должны выполняться в каком‑то определенном возрасте. Не считаю необходимым делать все строго по расписанию. Люблю спонтанность в каком‑то определенном возрасте. Не считаю необходимым делать все строго по расписанию. Люблю спонтанность

«ведущая роль родителей»

В целом я человек организованный, люблю, когда все делается по определенному расписанию. Предпочитаю планировать все заранее и аккуратно исполнять

«ведущая роль ребенка»

Я определенно не помешана на чистоте и ничего не имею против возни с подгузниками и сопутствующими им неприятными процедурами еще некоторое время

«ведущая роль родителей»

Я на самом деле буду очень рада, когда закончится необходимость возиться с подгузниками. Чем скорее это случится, тем лучше

«ведущая роль ребенка»

С моим графиком работы мне будет трудно посвящать много времени обучению ребенка пользоваться горшком

«ведущая роль родителей»

Я домохозяйка или мой работодатель предоставляет мне гибкий график работы, так что у меня будет время научить ребенка пользоваться горшком или есть помощник, чтобы поддержать мои усилия

«ведущая роль ребенка»

Покупка подгузников для нас большая проблема как с точки зрения расходов на них, так и доставки из магазина Кроме того, так тяжело таскать эти огромные сумки с подгузниками из магазина домой

«ведущая роль родителей»

Покупка подгузников — дополнительные расходы, чувствительно отражающиеся на бюджете нашей семьи

«ведущая роль ребенка»

Я не нахожусь под давлением внешних обстоятельств (например, близость срока поступления в детский сад), и меня не волнует, будет ли кто‑то думать, что мой ребенок уже долго носит подгузник. Я тут же посоветую им заниматься своим делом!

«ведущая роль родителей»

Мне необходимо, чтобы ребенок научился пользоваться горшком к началу посещения детского сада и/ или меня расстраивают и утомляют рассказы других членов моей семьи о том, что они учили того‑то и того‑то пользоваться горшком, когда тому было полтора года

Помогите! В сентябре мой трехлетний сын идет в детский сад. Там он должен уже обходиться без подгузника. Сейчас начало лета, а он по‑прежнему игнорирует горшок. Время бежит, а я не знаю, что делать. Есть у вас какие‑нибудь хорошие идеи?

Да, и наше первое предложение к вам: обучайтесь на улице. Пусть малыш бегает голеньким на солнышке, а горшок стоит поблизости во дворе или рядом с задней дверью. Включите разбрызгиватель, а затем скажите ребенку, что он и сам, когда ему захочется писать, может так же «побрызгать» в горшок.

На улице будет жарко, так что не сомневайтесь: малыш будет пить очень много жидкости. Чем больше он будет пить, тем чаще ему понадобится писать, а значит, будет возможность делать это в горшок. Рано или поздно потребность «облегчиться» у малыша непременно совпадет с необходимостью пользоваться горшком.

Добившись первого успеха, последовательно переходите к другим действиям, говоря малышу, что он все сделал правильно. Скажите примерно следующее:

«Помнишь, как ты прекрасно сходил на горшочек в последний раз? Ты много попил и когда понял, что тебе надо пописать, ты взял горшочек и сделал это в него. Теперь прошло время, ты опять много попил и сейчас самое время попробовать снова. Может быть, у тебя получится второй раз подряд. Ну, попробуй! Спорим, что ты сможешь!» (Примечание: бросать вызов можно не каждому ребенку. Если вы убедитесь, что, получив от вас такой «толчок», малыш сможет сделать это, то добавьте эти слова. Однако некоторые дети могут побаиваться делать то, что мама бросает им как вызов, так что родителям пугливых и застенчивых детей следует избегать подобной практики.)

Повторяйте свое приглашение, когда сочтете нужным. В период обучения повторение и напоминание должны быть постоянными. (Вы должны себе реально представлять, что дети нуждаются в напоминании сходить в туалет и в семь лет, а некоторым родителям довольно долго приходится спрашивать своих подросших детей, не нужно ли им сходить в туалет.) Только путем длительной практики у вашего малыша выработается собственное понимание того, когда и как часто ему надо «сходить» на горшок. Частые напоминания необходимы не только потому, что малышей отличает рассеянное внимание и они легко отвлекаются, но еще и потому, что их жизненный опыт слишком мал и они нуждаются в помощи и поддержке.

Одним из значительных преимуществ обучения на свежем воздухе является то, что вам легко будет справиться, если малыш вдруг оплошает. Просто ополосните его и скажите: «Ну и ну! Но в следующий раз ты успеешь на горшочек!» В случае подобной «неожиданности» на одежде появляются пятна, и она начинает плохо пахнуть. Это может сильно обескуражить ребенка. Он решит, что вся эта история с горшком слишком сложна, и захочет вернуться к подгузникам.

Помимо того что обучение вашего трехлетнего малыша на свежем воздухе приятно благодаря теплой погоде, его можно сделать и веселым. Вот некоторые приемы:

Точный выстрел в горшок. Закажите по каталогу или купите в магазине детских товаров мишени; кладите их на дно горшка и пусть малыш попробует попасть струей мочи в центр мишени.

Кораблики и рыбки в горшке. Эти вырезанные из шелковой бумаги предметы разного размера и формы, которые ваш малыш должен попытаться потопить, писая на них, продаются в тех же магазинах, что и мишени, или же вы их легко можете сделать сами.

Пальчик в теплой воде. Ваш малыш может посидеть на горшке, но не пописать, хотя вы уверены, что его мочевой пузырь полон. Если минута‑две прошли безрезультатно и он говорит, что хочет встать, попросите его подождать минутку. Принесите чашку с теплой водой и попросите малыша опустить в нее пальчик (или всю ручку). Для большинства детей этого достаточно, чтобы у них началось мочеиспускание.

Еще несколько побуждающих способов: шум текущей воды; теплая ванна; дать малышу выпить стакан теплой воды; накормить соленой пищей, вызывающей жажду, что в свою очередь будет способствовать увеличению количества выпитой жидкости и, следовательно, потребности «сходить» на горшок.

Карты «большого мальчика» или «большой девочки». Можно купить (или, потратив некоторое количество времени и усилий, сделать самим) карту успеха. На каждый день недели сделать несколько прорезей или коробочек, и за каждое успешное использование горшка по «малой» нужде кладите серебряную звездочку в соответствующую прорезь или коробочку на карте, а по «большой» — золотую (или любой другой формы и цвета, которые нравятся малышу). После того как наберется несколько звездочек (скажем, за целый день успешного пользования горшком), можно наградить малыша (игрушкой или чем‑нибудь вкусненьким).

Вознаграждение «на месте». Многие родители используют для награды конфеты типа «Херши Кисс» и «М&М», которые можно давать маленькими порциями и которые являются быстрой и легкой «платой» за каждое успешное пользование горшком. Некоторые родители считают, что за исполнение «большой» нужды поощрение должно быть больше, и дают за это больше конфет. (Родители, которым не хотят закреплять в сознании ребенка мысль о том, что конфеты — самая желанная пища, могут заменить их наклейками и т.п.)

Большая отсроченная награда. Предложите пойти в парк развлечений или в зоопарк, но скажите: «Мы с удовольствием взяли бы тебя в (назовите это место), но это не очень подходящее место для тех, кто носит подгузники. Там можно покататься (или еще что‑нибудь поделать), но тогда тебе весь день придется быть в трусиках. Я знаю, что ты уже готов к этому, так что давай сделаем так: всю эту неделю мы попробуем надевать трусики. Если сможешь всю неделю ходить в трусиках и не будешь забывать пользоваться горшочком, то в конце недели мы возьмем тебя с собой в (назовите место)». Вы не должны ни требовать, ни ждать абсолютного успеха в течение этой недели и заверить малыша, что одна — две «неудачи» не лишат его шансов. Если он еще очень мал, не устанавливайте точного дня, а сами решите, действительно ли он добился прогресса к концу недели, и наградите его. Если же прогресса не отмечалось, скажите, что на ваш взгляд нужно больше времени, чтобы понять, готов ли он отправиться на прогулку, и дайте еще неделю. В конце второй недели, если малыш прилагал усилия и тому есть подтверждение, он, безусловно, достоин награды (даже если ему далеко не всегда удается успешно пользоваться горшочком).

Приятное нижнее белье. Вашему малышу может быть легче сохранять свои трусики сухими и чистыми, если он выберет их сам в магазине и если они будут украшены фигурками динозавров, обитателей джунглей или Винни Пуха и его друзей. (Можете произнести низким рычащим голосом, имитируя голос Тигры: «Никто не захочет писать и пачкать старого доброго Тигру!»)

Психологическая мотивация № 1. Не думайте, что малыш беспокоится только о материальных поощрениях — таких как конфеты, одежда и пр. Для него, несомненно, очень важно ваше одобрение, но, поздравляя его, не переборщите с подарками и «ахами‑охами» по любому поводу — это должно восприниматься как обычное действие. Ваш малыш вполне осознает, что пользоваться горшком хорошо, но это делает не только он, но и другие дети. Это не покорение Эвереста, так что не надо таким образом реагировать на удачу малыша. Просто скажите: «Отличная работа, я знала, что ты сможешь сделать это!» Заверьте его в том, что с самого начала верили в него.

Психологическая мотивация №2. Ваш малыш не только любит вас и ждет вашего одобрения, но он также хочет быть похожим на тех, кем восхищается. Есть у него любимый книжный герой? Может быть, он хочет быть похожим на Питера Пэна? Отлично, но ведь тот не носил подгузников! (Они бы тянули его вниз, когда он летал.) А может быть, он хочет быть похожим на какого‑то киногероя? (Только когда речь идет о горшке, не выбирайте в качестве героя животное — даже такое, как Симба или Король Лев.) Не забудьте добавить, что любимый герой тоже когда‑то был обыкновенным маленьким мальчиком, так же, как он, носил подгузники, а потом научился пользоваться горшком. Одного не следует говорить: какой‑то знакомый малышу ребенок уже научился «ходить» на горшок. Это непродуктивно, потому что ваш малыш тут же решит, что слишком трудно научиться чему‑то на примере другого ребенка. Более того, он возненавидит этого ребенка, особенно если это его брат или сестра! В качестве побудительного мотива можно использовать примеры взрослых людей (любимая воспитательница в детском саду или кто‑то из взрослых родственников могут быть хорошим выбором).



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 169