УПП

Цитата момента



Ты учишь меня, как согласуются между собой высокие и низкие голоса, как возникает стройность, хотя струны издают разные звуки. Сделай лучше так, чтобы в душе моей было согласие и мои помыслы не расходились между собою! Ты показываешь мне, какие лады звучат жалобно; покажи лучше, как мне среди превратностей не проронить ни звука жалобы!
Сенека о музыке

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Неуверенный в себе человек, увидев с нашей стороны сигнал недоверия или неприязни, еще больше замыкается в себе… А это в еще большей степени внушает нам недоверие или антипатию… Таким образом, мы получаем порочный круг, цепную реакцию сигналов, и при этом даже не подозреваем о своем «творческом» участии в процессе «сотворения» этого «высокомерного типа», как мы называем про себя нового знакомого.

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера
Что не следует делать, приучая ребёнка к горшку

Мы всегда советуем родителям доверять собственным чувствам и интуиции в воспитании ребёнка. Когда же речь заходит о необходимости приучать к горшку, мы настоятельно рекомендуем соблюдать некоторые правила:

1. Не угрожайте ребёнку и не наказывайте его. Когда приучаете малыша пользоваться горшком, лучше применять методы поощрения за успехи, чем наказание за неудачи. Наказание непродуктивно, потому что, с точки зрения ребёнка, естественные нужды находятся вне его контроля, а следовательно, и вне ответственности. Если его наказывать до того, как он поверил, что контролирует эти процессы, можно вызвать чувство страха и разочарования.

2. Не указывайте на других детей того же возраста, которые уже научились пользоваться горшком, потому что малыш скорее всего почувствует себя неспособным справиться с проблемой.

3. Не допускайте шуток, непонятных для малыша. В процессе обучения следите за своими словами. Иногда взрослые, не задумываясь, допускают вульгарные или насмешливые выражения на «туалетную» тему, совершенно забывая, что их могут услышать маленькие дети. Например, если малыш услышит выражение «наложил здоровую кучу», он может испугаться, задумавшись о том, что с ним тоже может произойти что‑нибудь подобное на горшочке.

4. Не начинайте приучать ребёнка пользоваться горшком в периоды больших изменений или стрессов. Не стоит начинать обучение:

  • непосредственно до или непосредственно после рождения брата или сестры
  • непосредственно до или непосредственно после переезда в новый дом
  • в течение первых недель общения с новой няней или в новых условиях дневного ухода
  • во время болезни (как ребёнка, так и родителя)
  • во время ссоры или развода родителей.

Моему сыну Дэвиду уже скоро пять, а он еще не посещает детское учреждение.

К сожалению, школ по обучению пользованию 'горшком нет. Так что вам придется принять помощь, которая имеется. Сейчас вы, несомненно, настолько опустошены и расстроены, что потеряли веру в способность добиться положительных сдвигов в решении этого вопроса. Есть ли рядом с вами человек, который не участвовал в этой «битве» и который мог бы взять все на себя, дав вам так необходимую передышку?

Иногда бабушки и дедушки способны не только возражать, но и нетерпеливо замечать: «Я ведь тебе об этом говорила». Почему бы им не попробовать? А может быть, тетя или дядя, няня или лучшая подруга (только самая‑самая лучшая)?

Отправьте сына на выходные к этому человеку; смените сцену, чтобы он, так сказать, не ощущал «преимуществ игры на своем поле». Он может решить, это —чужая территория, здесь действуют другие правила, и принять изменения в процедуре туалета без возражений. Эти перемены могут привести к положительному результату. И он вернется как победитель, которого с восторгом будут встречать дома.

Прежде чем вы выберите ту или иную линию поведения в обучении, обязательно проконсультируйтесь с врачом, т. к. у ребенка этого возраста, возможно, есть проблемы медицинского свойства. Например, у малыша не установленная задержка в развитии, что затрудняет для него контроль за физиологическими функциями. Еще одним медицинским фактором может быть нарушение деятельности пищеварительного тракта и мочеиспускания, наличие инфекционных заболеваний сказывается на частоте физиологических выделений и замедляет процесс обучения.

Существуют и психологические препятствия, которые ослабляют способность ребенка к концентрации внимания. Если возникнут подобные проблемы, разрешить их помогут консультации с педиатром и/или психологом.

Запоры также нередко препятствуют успешному проведению подобного обучения. Например, ребенок без проблем научился писать в горшок или в унитаз, но по‑прежнему предпочитает ходить «по‑большому» в подгузник. Малышу не нравится давление, которое на него оказывают взрослые, заставляя делать это в горшок, и он думает, что лучше вообще избегать ходить «по‑большому» и таким образом решить проблему. Он сдерживает стул день или два; потом, когда в конце концов он уже не может его сдерживать, происходит обильное и болезненное выделение.

Этот печальный опыт еще более убеждает его удерживать стул, что приводит к более мучительным последствиям. Таким образом, устанавливается цикл запоров, сменяющихся мучительными выделениями, который приносит малышу страх ко всему, что связано с этим процессом.

Этот цикл бывает очень трудно прервать, преодолеть трудности удается только с помощью врача. Однако, как только родители заподозрят, что запоры становятся проблемой, им по силам провести профилактику. Вот некоторые предупредительные меры:

Увеличение количества волокнистой пищи в рационе ребенка. Никогда не давайте ребенку слабительных средств, не посоветовавшись с врачом. Убедитесь, что ребенок получает достаточное количество фруктов, овощей и злаков, содержащих растительные волокна. Особенно хороши яблоки, виноград и изюм, сливы, кукуруза (включая воздушную — поп‑корн) и, конечно, бобовые и отруби.

Увеличение количества жидкости. Зачастую запоры возникают как результат употребления малого количества жидкости. Поскольку нежелательно поить малыша фруктовыми соками, содержащими сахар, лучший выход — в течение дня почаще давать малышу пить воду.

Не оказывать давления на своего малыша. В случае запоров прекратите обучение пользоваться горшком и разрешите малышу снова ходить в подгузнике. Подождите, пока регулярность стула восстановится и он станет не таким болезненным, пропустите еще две‑три недели, прежде чем снова взяться за дело. Теперь, когда вы будете учить ребенка ходить на горшок «по‑большому», проявляйте крайнюю сдержанность и не заостряйте внимание на срывах.

И последнее замечание, касающееся «аварий» у четырех‑, пятилетних детей обоего пола, особенно у мальчиков: не ждите сухих трусиков по ночам. Для детей этого возраста совершенно нормально писаться в кровати по ночам. В большинстве случаев эта проблема разрешается сама собой, когда мочевой пузырь сможет удерживать большое количество мочи в течение восьми‑девяти часов. Если вам надоело менять простыни, воспользуйтесь водонепроницаемыми подкладками, застилая их между простыней и попкой ребенка. Можно укладывать малыша спать в подгузнике так долго, как вы сочтете нужным (сейчас продаются подгузники большого размера). Если же ребенку почти шесть лет и он просыпается мокрым, поговорите с врачом, обсудите с ним все «за» и «против» различных методов лечения. Сейчас их немало.

ГЛАВА 9. Во имя здоровья и безопасности

Однажды, зайдя на кухню, вы обнаруживаете, что шкаф, который считали совершенно недоступным для малыша, открыт, и находившиеся там кастрюли и сковородки разбросаны по полу, замок куда‑то бесследно исчез. Как же ему все это удалось сделать? удивленно восклицаете вы. Или как двухлетний малыш смог догадаться о том, что вы записались на прием к детскому врачу, едва услышав произнесенное по буквам слово «Д‑О‑К‑Т‑О‑Р»?

А что, если ребенок выплюнул лекарство, которое должен был проглотить? Или ему удалось открыть шкаф не с кастрюлями и сковородками, а с чистящими средствами? Чтобы подобные истории не произошли в вашей семье, мы приводим информацию по проблемам здоровья и безопасности, полученную от родителей со всех концов страны.

Что бы я ни делала, мне не удается заставить сына выпить лекарство.

В своих предписаниях врачи всегда указывают: этот сироп принимать каждые четыре часа, а эти капли закапывать в глаза два раза в день, но никогда не говорят, как вы должны это сделать. Иногда вам удается увидеть, как делает медсестра, и со стороны это кажется обманчиво просто. Вы полагаете, что сможете повторить то же самое дома. Только при первой попытке лекарство оказывается на полу… или еще хуже — на новых брюках за двести долларов (из чего следует совет № 1: надевайте старую одежду или фартук).

Когда у нас появилась первая дочь, мы учились всему очень медленно — думаем, нам удавалось процентов на пятьдесят. Иногда она упиралась и так плотно сжимала губы, что мы пытались найти хоть какой‑то способ влить липкую жидкость в ее упрямый ротик; иногда, едва завидев, что мы открываем бутылку с лекарством, она удирала и пряталась; а бывало, что наша дочка делала вид, что сдается и проглатывает лекарство… а потом выплевывала его на пол.

Частично проблема заключается в том, что маленькие дети не понимают смысла приема лекарства. Сама мысль о необходимости делать что‑то неприятное в течение нескольких дней, во избежание худшего, для них слишком абстрактна. В то же время у них развит сильный рвотный рефлекс, и они совершенно не знакомы с понятием «приобретенный вкус». Проблемы не всегда возникают по вине детей. Так называемые ароматизаторы по типу «жевательной резинки», добавляемые в детские лекарства, не так уж вкусны. Детей не одурачишь.

Однако, если заболев, малыш не примет полный курс антибиотика, организм не сможет противостоять болезнетворным микробам. Кончится тем, что ему придется пройти новый длительный курс более сильного препарата, и вы окажетесь в худшем положении, чем раньше.

А теперь перейдем к тому, как уговорить малыша принять лекарство. Первый принцип — учитывать особенности ребенка. Постарайтесь понять, что ему больше всего не нравится в лекарствах. Вкус? Лекарства для детей выпускаются не только с упомянутым привкусом жевательной резинки. В некоторых аптеках, по вашей просьбе, могут добавить другие ароматизаторы, в зависимости от предпочтений ребенка, например шоколадный, лакричный, апельсиновый, клубничный, банановый и фруктовый.

Может быть, малышу не нравится то, что лекарство очень концентрированное и принимать его надо ложками. Попросите вашего врача выписать вам лекарство в форме капсул, содержимое которых можно извлечь и смешать с яблочным пюре, шоколадным пудингом или другой пищей, которую малыш съест, не заметив гранул лекарства.

Если такое решение невозможно, спросите, нельзя ли дозу лекарства добавить в чашку сока (или в бутылочку, если ваш малыш еще не умеет пить из чашки), не снижая эффективности препарата. Например, лекарство, растворенное в виноградном соке, может быть «не опознано» малышом.

Если вам приходится принимать лекарство из ложечки, проявите изобретательность: «Вот едет поезд:, чу‑чу!» или «А вот летит самолет!» — и сопровождайте это звуками, изображающими стук колес или шум мотора. Это — старый прием, успешно применяемый для детей даже до полутора лет. А вот еще некоторые варианты: «Смотри! Вот ложечка волшебного сока!», «А вот ложечка особого меда Винни Пуха!» (это особенно хорошо срабатывает, когда лекарство янтарного или золотистого цвета), «А это то, что едят астронавты перед тем, как отправиться в космос». Используйте любой сюжет, который, на ваш взгляд, заставит работать воображение ребенка.

Еще одна возможность — приучать малыша проглатывать маленькие таблетки. Для тренировки можно взять мелкое драже «М&М» — такие уроки наверняка понравятся малышу. Скажите, что разрешите ему съесть весь пакетик, если он успешно проглотит одно драже и запьет его водой. Если сработает рвотный рефлекс или ребенок закашляется, прекратите «урок», но за усилия наградите мини‑драже «М&М».

Не все пилюли надо проглатывать целиком. Спросите у своего детского врача, не выпускается ли лекарство в виде ароматизированных жевательных таблеток. (Хотя должны вас предупредить, что наши дети всегда отказывались их принимать, спрашивая: «Что это такое? Мел?») Существует еще один новый вид таблеток, которые мгновенно тают на языке. Они практически без вкуса и их легко поделить пополам, чтобы получить детскую дозу. Нам известно одно лекарство, выпускающееся в такой форме: противоаллергический препарат кларитан.

Вам не удается уговорить ребенка принять ни один вид таблеток? А что скажете о суппозиториях (свечках)? Мы знаем родителей, которые прибегали к немыслимым трюкам, чтобы уговорить дочь проглотить жидкий тайленол, но все было безрезультатно.

Малышка была настолько больна и так измучена попытками родителей заставить ее проглотить лекарство из ложки, что просто уснула. Пока она спала, мать ввела ей тайленоловую свечку и была поражена тем, что ей удалось сделать это так легко, и малышка даже не проснулась. Буквально в течение получаса температура значительно снизилась и кризис миновал.

Если и это не удастся, ведите ребенка к врачу. Сегодня многие антибиотики выпускают в такой форме, что достаточно бывает одного укола. Это, безусловно, предпочтительнее (по крайней мере, с точки зрения родителей), чем десять дней борьбы и попыток по четыре раза в день засунуть в рот разнервничавшегося малыша ложку с каким‑нибудь лекарством.

Что бы вы ни предпринимали, идите до конца. При приеме лекарств нельзя идти на уступки малышу. Если вам не удастся как‑то обмануть его, заставьте сделать любой ценой, даже используя силу. Вы не обязаны проявлять чудеса ума и все 100% времени посвящать ребенку, чтобы он делал то, что надо. Но вы обязаны защищать и беречь его здоровье даже тогда, когда он вас за это, кажется, ненавидит.

Три предупреждения, касающиеся приема лекарств

Будьте бдительны, если заподозрите, что малыш с большим энтузиазмом принимает лекарства. Некоторым малышам действительно нравится розовый амоксициллиновый сироп с ароматом жевательной резинки, и они шумно требуют его.

Родителям, конечно, понравится, что так легко напоить ребенка лекарством, но необходимо помнить об оборотной стороне этой ситуации: ребенок начинает считать лекарство угощением, чем‑то вроде сладостей. Он или она начинают жаловаться, что болит горлышко, головка или животик, а на самом деле все в порядке. Малыш, принимающий лекарство, может потребовать его во внеурочное время, а родители по рассеянности выполнить эту просьбу, тем самым превысив дозу. Последнее можно предотвратить, если соблюдать следующие правила:

Правило первое: внимательно следите за графиком приема лекарств. Для достижения максимальной эффективности большинство препаратов необходимо принимать ежедневно в одно и то же время. Для того чтобы быть уверенными, что вы дали малышу нужную дозу лекарства в нужное время, изо дня в день ведите карту всего курса лечения и помечайте каждую дозу после ее приема. Такую карту могут выдать по вашей просьбе в вашей детской поликлинике. Если же нет, то вы прекрасно сможете сделать ее сами.

Правило второе: не позволяйте ребенку затягивать процесс приема лекарства. Некоторые малыши, когда им дают лекарство с ложечки, делают крошечный глоток и тут же требуют запить его большим количеством воды, потом делают новый глоточек и т. д., пока вы не обнаруживаете, что прошло уже 20 минут или больше. Во‑первых, родителям трудно так долго неподвижно держать ложку, и, во‑вторых, (что еще важнее) это придает малышу ощущение контроля над процессом приема лекарства. Как только он попробует пить лекарство крошечными глоточками, вы должны настойчиво сказать: «Так нельзя. Ты должен проглотить это одним большим глотком». Если ребенок не сможет разом быстро проглотить лекарство, вам нужно будет перелить его в маленький пластмассовый шприц (они продаются в аптеках для приема жидких препаратов младенцами, кошками и собаками) и впрыснуть лекарство ему в рот. Не позволяйте выплевывать!

Услышав слово «доктор», мой сын Бен, которому два с половиной года, прячется под кровать. Как уговорить сына не бояться осмотров у врача и его визитов во время болезни?

Мы прекрасно помним один инцидент, который случился в нашей детской поликлинике: из кабинета врача выскочил голый трехлетний мальчишка и нырнул в небольшое пространство под аквариумом в холле. Понадобились усилия обоих родителей и двух медсестер, чтобы уговорами и с помощью физической силы вытащить его оттуда.

Да и наша дочь в год и два месяца (она едва произносила отдельные слова) начала плакать и извиваться, еще сидя на своем детском автомобильном сиденье, когда заметила, что мы припарковываем машину перед поликлиникой, и именно тогда впервые произнесла целое предложение: «НЕ ХОЧУ ДОКТОРА!» А когда добрый заботливый врач появился в кабинете, она так поприветствовала его: «Уходи, дядя, уходи!»

Мы понимаем вашу озабоченность. Но наш ответ вам не понравится: это более чем трехлетний опыт. Только к шести годам Карен хорошо поняла цель посещений врача, осознала, что они необходимы. Ей были приятны воспоминания о последних визитах, когда за уколом следовало вознаграждение. (Наш детский педиатр дарит детям наклейки или другие маленькие призы.)

Когда Карен было около трех лет, мы объяснили ей, что уколы хоть и причиняют в какой‑то момент боль, но в дальнейшем защищают ребенка. А дети, которые противятся уколам, могут очень‑очень сильно заболеть и даже умереть. Только не говорите этого перед самым осмотром врача. Лучше вести такого рода беседы за день или два, а потом несколько раз повторить утром в день визита. Расскажите малышу, что, когда вы были такого же возраста, тоже не любили уколы. Но пообещайте, что будете рядом с ним, будете держать его — в общем делать все, чтобы было как можно лучше. Малыш поймет не все из того, что вы говорите, но от вашего тона он немного успокоится.

Вот некоторые способы, которые улучшат его отношение к этим визитам:

Игрушечный набор инструментов врача. Приобретите малышу детский набор врача: стетоскоп, термометр и аппарат для измерения давления крови. Дайте ему мягкого игрушечного кролика и скажите, что у него болит ушко. Вы услышите, как малыш будет уговаривать своего мехового пациента: «Выпей лекарство, и тебе станет намного лучше!»

Почитайте ему книгу о визите врача. (Далее приводятся авторы и названия американских книжек.)

Отправляясь к ветеринару с домашним питомцем, возьмите малыша. Пусть малыш посмотрит, как вашей собаке делают укол или как ветеринар осторожно осматривает уши кошки. Дети легко отождествляют себя с животными, а животные, как и маленькие дети, нуждаются в утешении и подбадривании перед процедурами. Такие визиты дают возможность малышу переключиться на другую роль, взять на себя «родительскую» функцию, т. е. функцию человека, который подбадривает и помогает успокоиться испуганному пациенту.

Отправляясь на прием к врачу:



Страница сформирована за 0.95 сек
SQL запросов: 169