УПП

Цитата момента



Самая лучшая импровизация – та, которая отрепетирована заранее.
Луи Армстронг

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: «А вот и я!», и те, кто произносит: «А вот и ты!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море
Если вам пришлось столкнуться с проблемой вшей (бр‑р‑р!), то имейте в виду:
  • Короткие волосы не менее привлекательны для вшей. Обнаружить и удалить гниды вручную в коротких волосах будет намного легче, чем в длинных.
  • Вши не перепрыгивают с одной поверхности на другую. Они умеют только ползать, так что при отсутствии физического контакта с носителем вшей нет необходимости производить обработку.
  • Вши встречаются одинаково часто у детей в семьях различного материального положения, поэтому не следует стесняться говорить об этом.

Мне нужно стричь моего сына, но как заставить его спокойно сидеть в кресле парикмахера. Нет ли у вас каких‑нибудь хороших идей на этот счет?

Что, если в роли стилиста выступить вам самим? Ребенок вам доверяет, не так ли? Уверяем вас, что ему гораздо легче спокойно сидеть дома на знакомом удобном стуле, чем в этом огромном черном парикмахерском кресле, да еще в окружении незнакомых людей. Когда он привыкнет доверять кому‑то из вас эту быструю и безболезненную процедуру, помогите ему понять, что стрижка — дело простое и обычное, и ее можно делать вне дома.

В конце концов подстригите волосы «под горшок», возможно, ему безразлично, какую носить прическу.

Если вы почувствовали, что пора усадить малыша в парикмахерское кресло, можем кое‑что вам посоветовать:

Отведите его в парикмахерскую вместе с другом, который не станет там плакать. Попросите кого‑нибудь из родителей друга пойти вместе с вами и подстричь своего ребенка первым. Увидев друга, улыбающегося во время стрижки, ваш сын, несомненно, успокоится.

Постарайтесь узнать, нет ли в процессе стрижки чего‑то определенного, чего ребенок особенно не любит. К примеру, ему может не нравиться соприкосновение с нейлоновым пеньюаром, которым прикрывают одежду. В таком случае вам нужно будет всего лишь взять с собой большое мягкое домашнее полотенце и покрыть его во время стрижки.

Воспользуйтесь услугами проверенного парикмахера, который умеет ладить с детьми. Иной специалист может казаться вам славным парнем, но отнюдь не вызвать восхищения у вашего малыша. Лучше всего отправиться в специальную парикмахерскую, в которой стригут только детей. Вы сможете посмотреть там различную видеоинформацию, пока малыш пройдет всю процедуру. В холле для ожидания обычно находится масса игрушек, но самое замечательное (с точки зрения малыша) то, что по окончании процедуры стрижки на выходе из специального ящика он получит небольшой приз (к примеру, леденец на палочке или наклейки).

Иногда ребенка больше всего пугает мысль, что при стрижке он навсегда потеряет какую‑то часть себя. Один из способов борьбы с этим страхом — позволить ему хранить состриженные волосы в мешочке. Если же вам не нравится идея хранить дома мешочек, полный состриженных волос, попытайтесь уговорить ребенка взять одну прядь, которую он может положить в специальную коробочку и хранить в своей комнате, и если он положит эту коробочку себе под подушку, то, может быть, прилетит фея Волос и унесет ее с собой, оставив вместо коробочки сверкающую монетку.

Теперь, когда мои дочурки‑близнецы научились одеваться самостоятельно, каждое утро много времени уходит на споры о том, что надеть, и всякий раз они неизменно выбирают абсолютно неприемлемые варианты. Так, однажды одна из близняшек настаивала на том, чтобы надеть старые в пятнах джинсы на пасхальную службу в церковь; в другой раз, когда мы собирались на детскую площадку, вторая дочь надела карнавальный костюм кошечки с длинным болтающимся хвостом, который, как я опасалась, мог зацепиться за перекладины шведской стенки. Но самая ужасная битва разразилась тогда, когда обе они решили, что могут пойти на воскресный обед к бабушке в купальных костюмах. Мой муж не поддерживает меня в этих спорах; он считает, что, пока девочки маленькие, ничего страшного, если позволить им одеваться как хочется, и что у них еще достаточно времени, чтобы научиться одеваться так, как принято в обществе.

На самом деле сейчас ваши близнецы учатся не этому. Главный урок, который они извлекают, состоит в том, что не стоит заботиться о мнении бабушки, а маме, вместо того чтобы суетливо бегать по детской площадке, гораздо важнее было бы понять смысл детского стиля одежды.

Но одежда имеет большое значение: так неправильно выбранная — является элементом риска получить травму при игре или проявлением неуважения к другим людям.

Это вовсе не означает, что вы должны кричать всякий раз, когда ваши девочки придерживаются другого мнения. Вам просто нужно перехитрить ваших близняшек (кстати, это также снимет напряженность и в отношениях с супругом). Мы предлагаем стратегию, которая, возможно, поможет вам.

  • Первое: попытайтесь использовать тактику затягивания. Скажите: «Да, ты безусловно сможешь надеть свои любимые старые синие джинсы, но после того, как мы вернемся из церкви».
  • Второе: попытайтесь смягчить ваши доводы: «Нет, кошачий хвостик не годится для детской площадки. Подумай, что с ним может произойти, если он зацепится за качели или за перекладину? Он испортится или оторвется вообще, и ты уже никогда не сможешь надеть костюм». (Обратите внимание: наиболее эффективно апеллировать не к страху ребенка упасть или удариться, а к его любви к костюму и желанию уберечь его от порчи.)
  • Третье: воспользуйтесь возможностью преподать урок уважения. Скажите: «Конечно, вы могли бы надеть купальные костюмы на обед к бабушке, но меня беспокоит то, как она к этому отнесется. Она воспитана так, что когда идешь в гости, то всегда надеваешь самую лучшую одежду, показывая важность мероприятия. Я уверена, что она никогда не поймет, почему, собираясь к ней на обед, вы оделись как в плавательный бассейн».

Пытаясь доброжелательно вмешаться в выбор одежды и при этом сохраняя твердость позиции, вы должны сделать все возможное, чтобы убедить детей в том, насколько их идеи важны и интересны. Идите на компромисс при любом удобном случае. Если ваша малышка сможет надеть купальный костюм под нарядное платье — так это просто прекрасно! А что касается костюма кошечки на детской площадке, то, может быть, достаточно надеть какую‑то его часть, а не весь костюм целиком?

Используйте все свое воображение, творческие усилия в поисках компромисса. Это очень важно, чтобы в результате избежать утомительного словесного поединка.

Предположим, малыш настаивает на том, чтобы надеть в детский сад плащ любимого супергероя. Попытайтесь привлечь к сотрудничеству работников детсада и узнайте, где и когда ребенок может надеть этот плащ. Может быть, он пригодится как покрывало во время дневного сна. Или же предложите ребенку идти в плаще в детский сад и обратно, а остальную часть дня плащ может повисеть в шкафчике. Можно предложить педагогам детского сада организовать специальный уголок с маскарадными костюмами или выделять постоянное время, когда детям будет разрешено изображать самых разных персонажей любимых мультфильмов или сказок. Если администрация детского учреждения отличается гибкостью мышления и действий, то решение, которое удовлетворит всех, обязательно появится. (Если же этого не произойдет, для вас это должно послужить сигналом, что в детском саду, где ваш ребенок проводит большую часть дня, не все благополучно.)

Основные элементы стратегии «войн» из-за одежды

  • Не сдавайтесь, если под угрозой безопасность ребенка. (Никогда не позволяйте ему играть в одежде со свободно свисающими концами, которые могут обернуться вокруг шеи.)
  • Уделяйте должное внимание тому, как стиль одежды вашего ребенка будет оценен окружающими. (Стандарты бабушки могут показаться старомодными, но для нее они важны. Постарайтесь объяснить малышу, что поскольку вы заботитесь о чувствах бабушки, то, навещая ее, вы оденетесь так, как это приятно для нее.)
  • В большинстве случаев, насколько это возможно, необходимо поддерживать в малыше чувство собственного достоинства, которое проявляется в выборе одежд, а не пытаться навязывать ему свои взгляды.
  • Места, в которые требуется надевать торжественную одежду, как правило, не предназначены для детей. Им не обязательно присутствовать на официальных концертах, похоронах дальних родственников или каких‑либо торжественных религиозных службах. В таких случаях вам необходимо пригласить няню, а не устраивать «сражения».

ГЛАВА 2. Боязнь перемен

Малыши по своей натуре консервативны. Они всегда стремятся сохранить «статус‑кво». Умилительно, когда ребенок, глядя вам в глаза, говорит: «Мамочка, я хочу, чтобы ты всегда жила со мной» или «Папочка, обещай, что всегда будешь укладывать меня спать». Но приходит день, когда он с громким ревом, цепляясь руками и ногами, не отпускает из дома, а вам надо бежать на работу, или же не желает ложиться спать в новую большую (и дорогую!) кровать, купленную специально для него. Все это —и милые слова, и страх — являются результатом одного и того же страстного желания: сохранить все как было, чтобы оставалась какая‑то надежда управлять ситуацией.

Мы, взрослые, могли бы в таком случае посочувствовать ребенку, но чаще всего очевидно — причина, по которой дети так отчаянно сопротивляются изменениям, которых они боятся. Возможно, предлагаемая нами аналогия поможет вам взглянуть на это глазами ребенка. Представьте себе, что вы оказались в чужой стране. Вы только начинаете постигать нравы и обычаи народа; может быть, уже пытаетесь говорить на его языке, но по‑прежнему чувствуете себя смущенным и неуверенным. И вдруг судьба неожиданно забрасывает вас на официальный прием с обедом. Вы понятия не имеете ни о еде, которую там подают, ни о том, как правильно обращаться с новыми и странными для вас принадлежностями, с которыми легко справляются остальные гости; вы даже не можете разобраться, что из стоящего на столе можно есть, а что находится там просто для украшения, тогда как все окружающие, включая вашего начальника, друзей и членов семьи, кажется, чувствуют себя вполне комфортно.

Вы пытаетесь сообщить им о своей тревоге, но создается впечатление, что чем больше вы стараетесь донести до них то, что вас беспокоит, тем больше они теряют терпение. Они ведут себя так, словно вы должны были знать отведенную роль, но чем больше вы пытаетесь копировать их поведение, тем яснее осознаете свою беспомощность. Вам хочется покинуть это место, но по какой‑то причине (совершенно вам непонятной) не можете уйти оттуда. Вас охватывает паника: это ловушка. Болезнь — вот что поможет вырваться из этого кошмарного места. Надо привлечь к себе внимание, энергично замахать руками, схватиться за сердце, упасть на пол.

Теперь вас конечно же замечают все. Кто‑то, наконец, реагирует… вас спасают и выносят чьи‑то заботливые руки. Вы испытываете большое облегчение.

Примерно то же самое происходит в сознании малыша, когда его впервые оставляют в детском саду или с новой незнакомой няней и даже когда ему приходится проводить день в доме бабушки и дедушки, которые раньше нечасто навещали его.

Безусловно, не все дети с таким трудом привыкают к новой ситуации. Многим из нас присуща врожденная тяга к приключениям, радость познания нового; мы даже стремимся отправиться по новым местам и познакомиться с новыми людьми. Психологи, занимающиеся изучением особенностей личности, считают, что общительность, так же, как и противоположная ей застенчивость, скорее всего, являются врожденными качествами.

Обе эти черты характера могут иметь место у братьев и сестер, рожденных и воспитывавшихся одними и теми же родителями, точно так же, как у общительных и склонных к приключениям родителей может оказаться робкий и застенчивый ребенок, трудно привыкающий к окружающей обстановке.

Наряду с врожденными чертами характера ребенка не следует упускать из виду его способность к подражанию. Если вы знаете, что ваш малыш нелегко привыкает к новому месту и людям, вам следует особенно чутко относиться к его чувствам и действовать не торопясь. Необходимо облегчить этот переход подготовительной работой, очень медленно и постепенно вводя элементы предстоящих изменений. Вам придется много разговаривать с малышом, подбадривая его на каждом шагу; быть готовым к плачу, но ни в коем случае не срываться на крик: «Немедленно прекрати шуметь!» (По крайней мере, вы должны к этому стремиться.)

Однако, как бы осторожно и осмотрительно вы ни действовали, может показаться, что все это не срабатывает и что ребенок ни за что и никогда не сможет адаптироваться… Но благодаря вашему терпению и настойчивости малыш снова улыбнется. Вы справились! Вы помогли ему выйти из еще одной трудной ситуации, и отныне все пойдет намного легче.

Откуда нам это известно? Мы — родители двух маленьких застенчивых девочек, которые тяжело переносили любое изменение в. жизни. Сейчас, например, они встречают в штыки любую идею поменять хоть каким‑либо образом окраску нашего дома, и эти же самые дети, будучи малышами, успешно пережили перемены в их комнате, смену нянь, нашествие родственников, не говоря уж о первом дне в начальной школе (хотя и не обошлось без скандала — об этом смотрите на стр. 64). Если уж наши дети смогли пережить все это, обещаем, что ваш ребенок тоже сможет, какими бы мрачными не казались вам сейчас перспективы.

Несколько лет назад, когда нашей дочери Кейли было около трех лет, я везла ее в детский сад и обратила внимание, что она какая‑то притихшая и задумчивая. В ее жизни было очень много серьезных изменений, поэтому я знала, какая возможна реакция, если что‑то будет беспокоить ее. Незадолго до этого она научилась пользоваться туалетом для взрослых, и мы изменили ее образ жизни, отдав в новый гимнастический класс. Маневрируя вокруг тесной стоянки у здания детского центра, пытаясь припарковать машину, я силилась понять, что же так взволновало малышку.

Однако все прояснилось после того, как моя дочь спросила: «Ты ведь не собираешься учить меня водить машину, да? По‑моему, это трудно!» И в тот момент я неожиданно увидела все происходящее ее глазами: и здесь новое, и там новое, и одевайся сама, и пользуйся ножом и вилкой, учись тому и этому, да к тому же и побыстрее. Ее волновало, что мы можем потребовать от нее дальше: научиться водить машину или идти работать?

«Нет, — ответила я, — этому учиться тебе еще очень рано!»

Услышав мой ответ, она просияла.

Бонни Д. Вудсток, штат Нью‑Йорк

До того, как я снова пошла работать, Дория была счастливым беззаботным существом, но теперь каждое утро, когда я пытаюсь выйти из дома, она цепляется за мои ноги с криком: «Не уходи! Мамочка, не уходи!», и каждый раз я, обливаясь слезами, иду к машине. Как долго это может продолжаться?

Не исключено, что ваша дочь будет вести себя так очень долго. Необходимо как можно скорее предпринять то, что отменит этот ежеутренний ритуал.

Утром как обычно одеваясь, чтобы идти на работу, скажите: «Сегодня я хочу доставить тебе удовольствие и взять с собой. Ты пойдешь в мамин офис, чтобы увидеть место, где я работаю целый день».

Страница 56

Очень важный момент: не произносите эту фразу с вопросительной интонацией. Ни в коем случае не спрашивайте: «Не хочешь сегодня сходить к маме на работу?», потому что дадите своей малышке возможность ответить «нет», что она, естественно, и сделает (а если быть точнее, то вы услышите: «НЕ‑Е‑Е‑Е‑ЕТ! Не хочу идти‑и‑и‑и!»).

Давайте здесь остановимся, чтобы немного поговорить об одном из общих принципов взаимоотношения родителей и детей, актуальном во многих житейских ситуациях: никогда не задавай вопроса, ответ на который не соответствует планам воспитания ребенка. Поощряйте независимость мышления вашей малышки, но только в том случае, если уверены, что результат этой свободы не противоречит родительским планам.

Наихудшим вариантом развития этой ситуации будет стремление малышки выразить совершенно неприемлемое для вас мнение. Это может запутать ребенка, потому что впоследствии он не сможет отличать моменты, когда нужно разумно и результативно выразить свое желание.

Теперь вернемся к нашему сценарию. Итак, вместо того чтобы как обычно исчезнуть из дома в восемь часов утра, вы объявляете своей малышке, что сегодня все будет по‑другому, и она отправится на работу вместе с вами. Заранее договоритесь с няней о времени, где и когда она встретит вас. Отведите как минимум полчаса или даже час для того, чтобы показать своей дочке место, где вы проводите свой рабочий день.

Если ваш начальник и коллеги не возражают, покажите ей остальной офис; разрешите попечатать на машинке, посидеть на своем вращающемся стуле и покрутите ее на нем несколько раз, а потом выпейте воды из забавного треугольного бумажного стаканчика; покажите ее фотографию на вашем столе и телефон, по которому вы звоните домой, чтобы узнать, как у нее дела. Позвольте малышке задать вопросы о том, где и как вы делаете свою работу и дайте на них простые ответы.

Если вы считаете, что пояснения о вашей работе слишком сложны для понимания маленького ребенка, заранее подумайте о том, как проще объяснить основной смысл ваших занятий. Кстати, объяснение того, чем вы на самом деле занимаетесь, позволит вам попутно выявить положительные и отрицательные моменты вашей деятельности и, возможно, наведет на мысль об улучшении вашей трудовой деятельности.

А теперь попросите малышку оставить вам рисунок или отпечаток руки. Заверьте ее, что, находясь на работе, вы часто думаете о ней, что она всегда в вашем сердце и мыслях. Это — самая легкая часть дела.

Дальше наступает самое трудное. В заключение вашего «похода» няня должна будет забрать ребенка домой. Возможно, ваше расставание будет новой версией хватания за платье, крика и слез, обычно происходящих дома. Чтобы избежать подобной сцены на вашем рабочем месте, пройдите вместе с няней и ребенком до машины или автобусной остановки.

На следующее утро, готовясь к уходу на работу, напомните ей, что вы вместе делали в офисе. Пообещайте ей позвонить — и обязательно сделайте это, если уверены, что ваш звонок действительно не нарушит душевного комфорта ребенка. Прежде чем взять на вооружение эту методику, как, впрочем, и большинство остальных, предлагаемых в данной книге, подумайте об индивидуальных особенностях и темпераменте собственного ребенка.

Не ждите, что скандалы при расставании исчезнут сами собой только потому, что малышка теперь каким‑то образом связана с вашим рабочим местом. Изо дня в день вы должны повторять ей то, чем вы будете заниматься на работе до тех пор, пока она не запомнит ваши слова как стихи или катехизис. После этого попрощайтесь и отправляйтесь на работу, быстро закрыв за собой дверь (можно попросить мужа в момент прощания находиться рядом с малышкой и придержать ее, чтобы она не побежала следом за вами).

Если вы снова выходите на работу после долгого пребывания дома, то для вашего ребенка очень важно привыкнуть и найти общий язык с няней за несколько дней и даже недель до вашего первого рабочего дня. Идеальный вариант — нанять няню за месяц до этого, чтобы не только дать ребенку возможность привыкнуть к новому человеку, но и чтобы самим определить, достаточно ли хороший выбор вы сделали, и в случае необходимости произвести замену.

Одно огромное «НО» должно быть в вашем сознании: первый день работы няни в доме ни в коем случае не должен совпадать с первым днем вашего выхода на работу. Вы не должны допустить, чтобы малыш одновременно оказался перед необходимостью привыкать к двум новым ситуациям — это большое испытание даже для самых общительных и самостоятельно мыслящих детей.

Няня должна особенно постараться, чтобы время, проведенное без вас, было для малышки как можно более приятным. Заранее договоритесь с няней, чтобы она предприняла что‑то особенное — к примеру, сходила бы с малышкой на новую детскую площадку, причем такие прогулки должны происходить как можно раньше с утра няни, чтобы направить мысли ребенка в приятное русло и отвлечь его внимание от факта, что вас нет дома.

Вниманию родителей чрезмерно робких и застенчивых детей: вам необходимо поручить няне, чтобы она придерживалась привычного распорядка дня.

В таких случаях ребенку всегда помогает «переходный» предмет: любимое одеяльце, плюшевый мишка или другая игрушка, с которой малыш чувствует себя особенно комфортно в стрессовой ситуации. Посоветуйте ему держать эту вещь рядом во время вашего отсутствия. Поговорите с игрушкой сами, причем очень уважительно. Скажите: «Ты сегодня прекрасно проведешь время с Дорией, ждите меня, пока я не вернусь с работы!»— и на прощанье поцелуйте игрушку, чтобы показать малышке, что вы цените все, что она любит, а значит, и все ее чувства.

Совершенно очевидно, что после выхода на работу не следует отучать малышку от привычек или действий, которые она находит удобными для себя, т. е. не начинайте приучать ребенка к горшку, отбирать соску‑пустышку или запрещать сосать палец; пусть она, если хочет, хоть каждый день надевает старую вязаную шапку, даже если на дворе стоит июльская жара — позвольте ей это.

Даже если вы захотите внести некоторые изменения в утренний распорядок дня ребенка, остальную часть времени он должен проводить как обычно: няня должна уложить его спать в обычное время и приготовить еду, к которой он привык, причем неплохо в первые несколько дней давать любимые блюда. Не позволяйте няне требовать от ребенка в это время соблюдения каких‑то новых правил или ограничений. Ведь намного труднее привыкнуть к отсутствию мамочки, если заменяющий ее человек ругает тебя за то, на что мамочка не обращала внимания. Поговорите с няней, предупредите ее о том, что вы позволяете малышке, а чего — нет, чтобы между ними не возникло непонимания.

Особо нервным родителям, беспокоящимся о том, как пережил ребенок утреннее расставание, хорошо сделать краткий звонок домой сразу же по прибытии на работу.

Предположим, что няня делает все возможное для того, чтобы помочь малышке пережить этот переход, но и вам следует проявлять терпение. Все обязательно будет хорошо. Возможно, вы полагали, что недели через две вы сможете уходить из дома без слез, а малышка плачет все сильнее. Вот уж почти месяц прошел — и никаких признаков улучшения ситуации. Значит, настало время изменить тактику.

Попытайтесь применить радикально отличающийся подход: встаньте примерно на час раньше, оденьтесь и отправляйтесь на работу, пока малышка не проснулась. В таком случае она не сможет заставить вас наблюдать эту душераздирающую сцену, испытывая чувство вины, а проснется с новой реальности, которую ей придется принять.

Возможно, вы убедитесь, что няне ребенка недостает изобретательности или опыта, чтобы помочь ребенку пережить этот переход. Если неподалеку от места работы есть хороший детский центр, возможно, будет лучше устроить малышку туда, к тому же тогда вы сможете отвозить ее сами, что несколько отдалит момент расставания, и она попадет туда, где другие родители тоже будут оставлять своих детей, так что это может стать удачным вариантом. Возможно, вам удастся найти такой центр, где вам позволят навещать малышку в течение дня, что может быть особенно важно для кормящих мам, которым из‑за выхода на работу пришлось отлучить ребенка от груди.

Еще одним преимуществом детских центров является то, что там день ребенка будет четко распределен; уход и обучение будут осуществлять профессионалы и особый упор делается на обучение и развитие необходимых навыков. Поступление ребенка в группу может стать шагом вперед из дома и из младенчества. Если вы хотите, чтобы ваша малышка осознала, что она — большая девочка, которая ходит в группу каждый день, как папа и мама на работу, тщательно подыскивайте детский центр, который, по вашему мнению, сможет обеспечить вашей девочке благотворную среду для воспитания и обучения.

Если же ваша малышка по‑прежнему боится расставаться с вами, читайте дальше.

Кристофер без проблем привык к тому, что меня в течение рабочего дня не было дома. Он прекрасно ладил с няней, которая оставалась с ним дома. Однако как только он пошел в детский сад, все изменилось: когда я оставляю его там, он ведет себя как в первый раз. Я уж подумываю забрать его оттуда и подождать еще год. Как думаете, это хорошая мысль?

Точно так же мы собирались поступить с собственной дочерью Карен, когда впервые отвели ее в детский сад в три с половиной года. Интересно, был ли ваш малыш столь же непреклонен в своем нежелании идти в детский сад, как наша Карен. Более подробно о том, как это происходило с нашим ребенком, рассказано на стр. 64. Как вы сможете убедиться, ей удалось преодолеть свой страх, и все испытали огромную радость от ее успехов. В дальнейшем адаптация Карен во многих новых ситуациях проходила легче благодаря уверенности, которую она обрела, поняв, что смогла справиться с необходимостью покидать дом каждый день.

Из собственного опыта мы поняли одну очень важную вещь: необходимо доверять профессионалам, работающим в детском учреждении, которое мы выбрали. Они были абсолютно правы, когда, как нам казалось, поступали бессердечно, настаивая, чтобы мы как можно быстрее уходили в то время, как наш ребенок плакал, не желая расставаться. Как позже нам рассказывала воспитательница, чем быстрее мы уходили, тем быстрее прекращались слезы и тем легче сотрудникам садика было вовлечь нашу малышку в коллективную деятельность и отвлечь ее. Когда мы, крадучись, возвращались к зданию детского центра, чтобы подсмотреть за Карен в окошко, мы собственными глазами видели, как все происходило: буквально через одну‑две минуты после нашего ухода дочь поднималась с пола, прекращала плакать и, вполне счастливая, играла с малышами из своей группы.

Найдите хороший детский центр, основательно изучите его возможности, а затем доверьте профессиональным воспитателям оказание помощи вам и вашему ребёнку в переходный момент к новому этапу в его жизни. Это не будет самодеятельностью, а если вы все же попытаетесь действовать самостоятельно, то можете только усугубить ситуацию.

Однако это вовсе не означает, что теперь вы ничего не можете сделать. Вот некоторые действия, которые дополнят усилия воспитателей, которые помогут вашему маленькому Кристоферу или Карен приспособиться к новому образу жизни.

  • 1. С сегодняшнего дня и в дальнейшем продолжайте соблюдать краткий ритуал прощания. Выйдя из машины или пройдя с малышом до двери, крепко обнимите и поцелуйте его — ну, может быть, добавьте: «Веселого тебе дня!» — но и только. Не поддавайтесь искушению ответить на просьбу поцеловать его еще раз или подождать еще только одну минуточку, чтобы ребенок не надеялся таким образом продлить время прощания с вами.
  • 2. Сделайте так, чтобы в детском саду ребенку было интереснее и веселее, чем дома. Если ваш дом —игрушечный рай, настоящее царство искусства или животных, то как же может соревноваться с ним детский сад? В нашем случае, к примеру, помогло то, что мы и не думали покупать трехлетней девочке мольберт и набор кистей. Возможность писать собственные картины красками приводила ее в восхищение и трепет, и это она могла делать только в детском саду. Весь первый месяц каждое утро (как только мы скрывались за дверью) она надевала халатик и занимала место за мольбертом. Мы наблюдали, что и другие дети находили там себе занятие по душе: для одних это была большая лошадь‑качалка, для других — гимнастический снаряд, а третьи с увлечением играли в полностью обставленной игрушечной кухне в детский рост. В хорошо оборудованном детском учреждении предоставляется широкий выбор заманчивых занятий, благодаря которым ваш малыш скоро с удовольствием будет находиться там.
  • 3. Позвольте малышу взять с собой любимый домашний предмет. Это может быть плюшевый мишка, одеяльце или какая‑нибудь другая игрушка, которую он обычно брал с собой в кроватку. Не во всех детских учреждениях разрешается делать это. Некоторые специалисты считают, что все эти вещи относятся к младенческому миру и, когда начинается дошкольный период, их следует оставить в прошлом. Во многих, точнее сказать — в большинстве детских центров запрещают приносить соски‑пустышки и пытаются бороться с привычкой сосать палец во время дневного сна. Выбирая детское учреждение для своего малыша, вы должны быть уверены, что воспитатель с пониманием отнесется к его любимым вещам и в случае необходимости ребенок обязательно получит поддержку. Зачастую ребенку, чтобы чувствовать себя спокойно в стрессовой ситуации, обязательно нужно знать, что его любимая кукла находится рядом в уютном домике или в коробочке.
  • 4. Постарайтесь заранее познакомить малыша с воспитателями детского сада: хотя бы однажды он должен поиграть в классной комнате или на детской площадке. Это должно произойти не за несколько месяцев до того, как он начнет посещать детский сад (потому что если это случится слишком рано, то ребенок все забудет), но и не перед самым началом посещения — иначе у него не останется времени привыкнуть к мысли, что для него наступает новый детсадовский период. Попытайтесь раздобыть список группы, которую будет посещать ваш малыш, и пригласите к себе домой или на ближайшую детскую площадку одного или двух будущих товарищей.
  • 5. За неделю до первого дня посещения, а может быть, и раньше ежедневно говорите с малышом о детском садике. Не пытайтесь увещевать и подбадривать его, что там он будет без мамы и папы; это может напугать и утвердить в его сознании страх. Ваши успокаивающие слова и фразы понадобятся после того, как малыш сам почувствует, как это страшно остаться одному в новом месте. Вместо этого говорите, причем как можно подробнее, о том, чем дети занимаются в детском саду. Если, к примеру, в группе есть живой уголок с кроликами или хомячками, обязательно расскажите об этом. Говорите все это бодрым и уверенным тоном, чтобы вселить в ребенка мысль: детский сад — это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Расскажите, как вы сами любили ходить туда, когда были маленькими (а если это было не так — см. стр. 175 главы 5 о значении изобретательной выдумки).
  • 6. Если все же у ребенка возникает страх при расставании, он начинает кричать и плакать — подавите, подавите, подавите!!! все свои природные материнские и отцовские инстинкты броситься ребенку на помощь. Не говорите ему, что заберете его домой раньше, чем других детей. Не позволяйте ребенку цепляться за вашу руку, тащить в комнату или как‑то иначе препятствовать вашему уходу. Не оставайтесь в помещении дольше, чем считает нужным воспитатель. Если садик хороший, вы должны доверять его персоналу.
  • 7. Не торопитесь делать вывод, что ваш ребенок не готов к пребыванию в дошкольном учреждении. Посетите с малышом консультанта по дошкольному обучению или специальный исследовательский центр, сотрудники которого способны оценить готовность ребенка. Ваш малыш пройдет тестирование, состоящее из многочисленных элементов: игра в мяч, умение слушать рассказ, рисование картины, складывание из кубиков различных фигур и другие «игры», в которые легко и весело играть. Собранные воедино, они позволяют создать полную картину уровня навыков и умений ребенка, включая и его эмоциональное развитие.
  • 8. Если у вашего малыша обнаружатся какие‑то особые проблемы адаптации или развития, консультант направит вас в детское учреждение, располагающее необходимыми для него условиями, или же посоветует программу помощи в домашних условиях для подготовки к посещению детского сада в более поздний срок.


Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 169