УПП

Цитата момента



Быть суеверным — не к добру.
Примета такая есть

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет девочкам: представь, что на тебя смотрит мальчик, который тебе нравится. Посмотрись в зеркало, когда злишься. Хочешь, чтобы он увидел тебя, злораду такую, с вредным голосом и вредными движениями?

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет
Все равно мы любим друг друга!

Прочитав наши советы, как уладить споры между детьми в одной семье, вы, наверное, подумали: с какой планеты эти люди? Ведь в реальной жизни все эти правила напрочь забываются в ту самую минуту, когда вы начинаете злиться друг на друга. Люди не могут вести себя идеально, как мы описали, но это отнюдь не означает, что не надо стремиться к тому, чтобы эти правила стали для вас эталоном поведения. По крайней мере попытайтесь, даже если знаете, что в пылу горячности способны на безрассудные поступки.

Примите этот факт, и тогда вы не будете чувствовать себя обескураженными в минуты вспышек эмоций у ваших детей. Однако вы можете и должны вынести из каждого такого эпизода урок и постараться в следующий раз действовать правильно. Конечно, за драку детей следует наказать, но после этого обязательно примирить. Твердо и убедительно скажите, что любите их так же, как и раньше, и что ваша любовь не зависит от их поведения. Дайте им понять, что, когда вы ругаете их, вам не нравится поведение, а не сами дети. Используйте слова, понятные даже самому маленькому крохе: «Я всегда люблю тебя, даже когда ты дерешься со своим братом, но мне очень не нравится, когда вы деретесь».

Когда дети чувствуют себя защищенными родительской любовью, они понимают, она никак не связана с их поведением, и начинают принимать эту любовь как главный принцип семейной жизни, учась в дальнейшем применить его в отношениях с собственными детьми. Так что, продолжая драться по тому или иному поводу, они просто реагируют друг на друга и по‑прежнему любят друг друга несмотря ни на что, а значит, вы можете не беспокоиться по этому поводу.

Временно приостанавливаем действие первой поправки

Высказывая другим родителям своё отношение к ссорам между детьми в одной семье, мы иногда слышим такие замечания: «В моём доме дети имеют право на свободу слова. Я не хочу заставлять их извиняться или запрещать им выражать свои чувства — иначе я превращусь в диктатора».

Эти родители путают управление семьей с выступлением перед верховным судом. Да, первая поправка даёт человеку право кричать на каждом углу, что у некоего общественного деятеля — куриные мозги, но в своём доме родители не должны позволять себе изъясняться таким образом. Мы считаем недопустимым разрешать одному ребёнку обзывать другого и говорить ему какие‑то оскорбительные слова. Да и взрослому не позволено безнаказанно злословить, угрожать или как‑то иначе словесно обижать другого человека.

Помните, дети не могут обжаловать ваши решения в верховном суде. Вы для них последняя инстанция, решающая, что можно, я чего нельзя произносить в вашем присутствии.

Мои дети часто дерутся друг с другом, но главная проблема не в этом. Дело в том, что силы у них неравные: старший сын все время пристает к младшему, дразнит его, а когда я ругаю его за это, он думает, что я всегда на стороне младшего. Но если я буду обращаться с ними одинаково и наказывать за драки обоих, то в конечном итоге младшего придется наказывать больше, чем он этого заслуживает.

Родители разных по возрасту детей очень скоро начинают осознавать, что воспитание — процесс, не имеющий универсальных подходов. Так что, правильно с самого начала относиться к детям по‑особому — это как портной шьет костюм по индивидуальной мерке. Старший сын может иметь какие‑то привилегии, потому что младший еще не дорос до них. Но в то же время у старшего должны быть и обязанности, потому что на малыша пока еще трудно надеяться. Например, вы считаете, ваш старший сын не настолько глуп, чтобы дразнить младшего брата, и вы говорите ему об этом, в случае необходимости, и применяете меры принуждения.

Если старший станет кричать: «Это нечестно! Ты наказываешь меня больше, чем его!», ответьте: «Нет, это честно, если бы он был такого же возраста, как ты, и дразнил маленького мальчика, я бы наказала его точно так же».

Настанет время, когда вам придется обращаться с ними по‑разному, и не потому, что один ведет себя плохо, а другой — хорошо, а потому, что у них разные потребности. Например, у малыша проблемы с произношением звука «р». Логопед может посоветовать вам делать дома какие‑то специальные упражнения. Тогда старший сын будет жаловаться: «А со мной ты специально не занимаешься!» Вы можете попробовать рассчитать, сколько часов в неделю занимаетесь с одним ребенком, чтобы выделить столько же времени для другого. Но мы советуем не подчиняться диктату старшего сына. Вы потерпите поражение в системе счета, которую может придумать сын, и соперничество между братьями будет продолжаться, а может быть, даже и усугубится.

Важно, чтобы вы сами распределяли свое время и возможности. Если кто‑то из детей указывает вам на несправедливость в этом отношении, ответьте универсальной и по‑философски глубокой фразой: «Жизнь вообще несправедлива».

Повторяйте это по мере необходимости.

Став старше, дети будут спрашивать вас, почему в каких‑то случаях они должны мириться с несправедливостью, тогда как, по их мнению, это можно исправить. Они с энтузиазмом будут пытаться изменить мир. Но пока они маленькие, вы с уверенностью можете произносить «Жизнь вообще несправедлива», чтобы прекратить споры.

Моя четырехлетняя дочь Эми почти всегда ведет себя хорошо, зато двухлетний сын Джереми — настоящий буян и скандалист. Он постоянно проказничает, и Эми часто сообщает мне об этом. Не знаю, как относиться к этому: иногда я радуюсь, что она предупреждает о каких‑то шалостях, которые могут навредить самому Джереми, но с другой стороны, мне все чаще кажется, что она просто ябедничает, и это меня беспокоит. Что вы об этом думаете?

В этом доносительстве плохо то, что девочка действует на родительской «территории». Следить за маленьким сыном — ваша обязанность, а не ее. Ее долг присматривать за братом, чтобы помочь уберечь его от неприятностей. Можно сказать ей, что вы надеетесь, она предупредит вас в случае его рискованного поведения. Тогда она будет не ябеда, а ангел‑хранитель.

Ваша девочка должна понимать эту разницу, но если это не удается, подскажете ей, что в подобных случаях она должна задать себе вопрос: «Не случится ли беды, если я не скажу об этом взрослым?»

Чтобы не потакать доносчице, не наказывайте малыша, даже если поступок, о котором вам сообщили, был нехорошим (если только не опасным). Вместо этого отругайте ябеду. Не наказывайте ее, а просто строго скажите: «Тебя никто не просил следить за братом как полицейский. Лучше обрати внимание на собственное поведение — ябедничать нехорошо».

Несколько слов о выговорах (в этой и других ситуациях):

  • Постарайтесь не ругать ребенка в чьем‑то присутствии.
  • Не разрешайте им подсчитывать, кого чаще ругают. Хорошее поведение — не конкурс! (Так прямо и скажите.)

С другой стороны, это — приемлемая и даже хорошая идея для родителей: отслеживать, кого ругают, как часто и за что. Это поможет понять, какой аспект поведения вашего ребенка нуждается в исправлении, а также осознать, когда ваши слова эффективны, а когда — нет.

Если вы обнаружите, что всегда ругаете кого‑то из детей за одно и то же, следует задать себе вопрос: «А есть ли какой‑нибудь прок от моих выговоров?» Значит, ребенок нуждается в каком‑то другом способе коррекции его поведения.

  • Конечно же определите, кого из детей следует похвалить за примерное поведение, особенно если ребенок старается вести себя хорошо.
  • Попросите ребенка помочь вам разрешить общую для вас проблему. Это, безусловно, поможет ему задуматься о том, как изменить свое поведение.

Чего нельзя допустить: не позволяйте «хорошему» ребенку злорадствовать и ухмыляться, когда «плохой» будет наказан. Такое поведение должно рассматриваться как гораздо худшее по сравнению с тем, что бы ни совершил «плохой» ребенок.

Правило номер один по предупреждению соперничества детей в одной семье

Вот основное правило, которому должны следовать все родители, имеющие несколько детей, независимо от их возраста и пола: никогда не сравнивайте их между собой.

Никогда не говорите ничего подобного: «Ну почему ты не можешь сидеть прямо, как твой брат?», разве только если вы хотите, чтобы он обиделся и затаил злобу на брата с прямой спиной. Имейте в виду, что дети склонны принимать роль, которую, как они считают, им отводят в семье, а также быстро понимают, когда им выделяется особое место. Если ребенок замечает, что его брату или сестре уже придан ореол «хорошего ребенка», он избирает надежный способ обратить на себя внимание родителей — это занять нишу «плохого ребенка».

Сестры попадаются в эту ловушку так же часто, как и братья, позволяя наклеивать на себя ярлык широко распространенного стереотипного деления: «хорошенькая девочка», что означает не очень умная по сравнению с «умненькой девочкой».

Мальчики тоже уязвимы для стереотипных ярлыков уже в раннем возрасте и вам следует присмотреться, не начинает ли один из ваших сыновей исполнять навязанную ему социальную роль «классного клоуна», «нарушителя спокойствия» или же «тупицы». В присутствии других детей никогда не употребляйте ярлыков даже из хороших побуждений («Ты всегда был лучшим спортсменом»), ребенок наверняка мысленно дополнит за вас это предложение («…не то что твой увалень — брат»).

Помните, что невинные замечания, сделанные вами, могут стать причиной раздора между братьями и сестрами. Если у вас несколько детей, то очень важной частью вашего родительского труда должна стать забота о сохранении взаимопонимания и дружбы в семье.

«Потому что я так сказал!» — главный элемент нашего воспитания.

Вы слышали эти слова от мамы, она — от бабушки, а потом задумались: «А действительно ли это хороший довод для ребёнка?» Существуют различные точки зрения. Одни родители категорически против употребления этой фразы, полагая, что она призывает к слепому повиновению. Они стремятся, чтобы их дети поступали самостоятельно, даже в отношении тех вещей, которые эти родители считают важными. Другие родители относят повиновение к числу добродетелей и не считают нужным как‑то обосновывать свои требования к детям, потому что ребёнок должен делать то, что ему говорят.

Что предпочесть? Мы заняли твёрдую и решительную позицию … ровно посередине. Мы считаем, что это, конечно, здорово снова и снова произносить: «Потому что я так сказал», но не рекомендуем делать это очень часто.

Мы полагаем, что не так уж часто случаются ситуации, когда вы должны будете их произнести. Только не превратите это в привычку. Иначе вам придётся всегда терпеливо и снисходительно объяснять и отвечать на каждое «Почему, мамочка?» или «Зачем, папочка?». В этом случае у вас не останется времени пойти куда‑то или сделать что‑то полезное.

Маленькие дети быстро понимают, что задавать вопросы — прекрасный способ отсрочить или избежать того, что им не хочется делать. Фраза «Потому что я так сказал» прекращает разговор, а впереди могут быть случаи, когда будет не до разговоров. Так что, только когда наступит тот самый случай, используйте эти слова.

Потом, когда у вас будет время, вы можете (если захотите) обсудить с детьми, почему вы так резко требуете от них подчинения при некоторых обстоятельствах. Попробуйте объяснить: «Если я когда‑нибудь скажу тебе „Потому что я так сказала“ (как сделала сегодня в машине), значит у меня не хватает времени и терпения на объяснения, или это объяснение может понять только взрослый. Не важно, почему я так говорю, и впредь, когда ты услышишь от меня подобные слова, ты должен понять, бесполезно докучать вопросами, я не уступлю, и тебе придётся сделать то, что я говорю».

Вот случай, когда Биллу пришлось употребить «потому что я так сказал», чтобы избежать обсуждения некоторых сложных вопросов.

Он включил телевизор в поисках передачи о пандах и вдруг попал на репортаж из новостей, в котором рассказывалось о страшной бойне, произошедшей в одной из школ. Он быстро переключил канал, но наша четырёхлетняя дочь успела заметить на экране завёрнутые в простыни трупы детей, которые выносили из школы.

— Что это? Я хочу посмотреть эту передачу, — попросила Карен.

— Нет. — ответил Билл, надеясь быстро найти передачу о пандах.

— Почему? — настаивала она. — Что там происходит? Почему эти люди плачут?

— А вот и панды! — воскликнул Билл. — Давай посмотрим!

— Нет, расскажи мне, о чём была передача, в которой плакали, — повторила она.

— Не хочу, — сказал ей Билл. — Это очень трудно объяснить.

— Но я хочу! Переключи на тот канал!

Билл отказался, но Карен продолжала хныкать и просить: «Почему мне нельзя смотреть эту передачу? Я пойму. Просто объясни мне».

После ещё одного круга «нет» и «почему нет» Билл в конце концов весомо произнёс универсальный прекращающий дискуссию ответ: «Потому что Я ТАК СКАЗАЛ», и всё тут же прекратилось. Конечно, жаль, что мы больше не можем так отвечать на подобные вопросы нашей уже девятилетней девочки. Однажды она смотрела передачу по телевизору, её прервали выпуском новостей, в котором сообщили о расстреле детей неподалёку от Национального зоопарка. (Мы не могли переключит канал, хотя знали, что нам придётся ответить на все её вопросы — иначе она услышала бы на следующий день в школе разговоры своих одноклассников).

Моя дочь кусается! Ей год и месяц, и у нее уже есть зубы, так что это вам не легкое покусывание деснами младенца. Когда она сердится, то просто вонзается зубами, да так больно! Как прекратить это? Бабушка советует укусить ее в ответ. Стоит ли делать это?

При всем уважении к мудрости вашей бабушки это — просто безумие! Для малышки это будет означать, что взрослые тоже кусаются. Кроме того, мы не советуем вам много и громко кричать, даже если вам больно. Возможно, эффект, внимание и ощущение власти от собственных действий будут увлекать и возбуждать ее. На наш взгляд, лучше всего сразу же снять ее с рук, давая понять, что вы не хотите не только держать ее, но и даже находиться рядом, так как она делает опасное и неприятное вам.

Если она начнет кричать и звать вас, скажите что‑то подобное: «Ты укусила меня. Мне больно. Мне это не нравится. Дети не кусаются. Больше никогда не кусайся!» Говорите просто, и она все поймет, Говорите негромко и серьезно — не кричите на нее. Ваша цель не запугать малышку, а дать ей понять: то, что она сделала — серьезная проблема. Она еще младенец, так что наказание не подкрепит урок, а только расстроит ее.

Но если она укусит брата или сестру или еще кого‑то, ваши действия должны быть несколько иными. Вам необходимо защитить этого ребенка от дальнейших укусов, так что если подобное случилось в гостях, то извинитесь перед родителями и сразу же разлучите детей (увезите свою дочь домой, если не будет возможности найти отдельную комнату). Постарайтесь сделать так, чтобы ваша малышка поняла: визит так быстро прервался из‑за ее поведения. Если же это произошло дома, ненадолго положите ее в кроватку, а если есть манеж, посадите туда и займитесь другим ребенком. Сделайте именно так, даже если вы подозреваете, что другой малыш спровоцировал укус, отобрав у малышки любимую игрушку. В этом возрасте дети эгоистичны и не хотят делиться игрушками, но они могут и должны учиться тому, что кусаться в ответ недопустимо.

Кстати, укусы детей могут привести к серьезным медицинским проблемам. Если кожа повреждена, немедленно обработайте рану и смажьте антибактериальной мазью.

Я испробовала разные тактические приемы в борьбе с частыми приступами раздражения у моей дочери Элизабет. Я усаживала ее на «штрафной» стул, отсылала в другую комнату, отменяла развлечения, ругала и отбирала игрушки. Наконец, я лишала ее десерта (как вы советовали), но ни одно из этих наказаний не произвело большого впечатления. Она продолжает кричать сколько хочет, а потом, как правило, идет спать. Просыпается она спокойной и озадаченной тем, почему не дают десерт, почему нельзя играть с той или иной игрушкой. Озадаченной… но не очень‑то обеспокоенной. Может быть, я делаю что‑то не так?

Прежде чем анализировать эффективность дисциплинарных мер, применяемых к детям, давайте подумаем о том, что может быть лучше, чем новый и более совершенный способ наказания. Если вести речь о приступах раздражения у малышей, то здесь ваша основная задача заключается в их предупреждении. Постарайтесь определить, что выводит из себя Элизабет, и устранить эту причину. В таком случае вам не придется задумываться о том, какая форма наказания сработает после свершившегося факта.

Итак, прежде всего задайте себе вопрос, не случаются ли эти вспышки раздражения ближе к вечеру? Если так, то ваша дочь, может быть, просто устает, и ей необходимо поспать, чтобы восстановиться и прийти в более спокойное состояние. В таком случае регулирование расписания дневного сна путем увеличения времени отдыха может стать самым лучшим способом помочь девочке прервать этот цикл вспышек нервозности.

А может быть, эти явления наблюдаются в основном по утрам или перед обедом. Хорошо ли она позавтракала, прежде чем начался первый период дневной активности? Голод способен очень испортить настроение малышки, хотя она может не понимать, что причина заключается в этом. Она лишь чувствует, что‑то не так, и начинает все больше и больше раздражаться, пока, наконец, окончательно не теряет контроль над собой и отрицательно реагирует на те вещи, которые, скорее всего, не вызвали бы у нее такой реакции на сытый желудок.

Если же подобные вспышки раздражения происходят не в какое‑то определенное время, значит, вам следует поискать предшествующие им признаки. Может быть, она начинает отвергать вещи, которые обычно любит, или становится молчаливой и выглядит подавленной перед тем, как что‑то выводит ее из себя? Определив это, вы можете предпринимать шаги, чтобы предупредить «бурю» в вашем доме> не давая ей разбушеваться.

Сядьте вместе с ней в каком‑нибудь спокойном месте, и пусть малышка расскажет о том, что ее волнует; обнимите, приласкайте ее. Помните: когда приступ раздражения у ребенка уже начался, делать что‑либо поздно, тогда наступят лишь дисциплинарные последствия, то есть наказание.

Совершенно очевидно, что ни одно из ваших наказаний не произвело на Элизабет особого впечатления. Это, однако, не означает, что их нельзя изменить. Вот шесть способов воздействия, которые могут пригодиться в вашем случае.



Страница сформирована за 0.8 сек
SQL запросов: 169