УПП

Цитата момента



Если хочешь завести друзей - заведи их подальше.
И.Сусанин

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: «А вот и я!», и те, кто произносит: «А вот и ты!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Пример из практики

Наша группа проводит вместе день полнолуния каждого месяца (что ближе к природе и более романтично, чем встречи в последнее воскресенье каждого месяца). Мы познакомились на «любовном» семинаре и решили организовать группу поддержки. Вскоре все мы стали друзьями.

Для каждой встречи мы готовили и дарили друг другу что-нибудь символическое, что могло бы помочь в поисках любви или её усилении. Однажды кто-то принёс мыло в виде сердца для каждой из нас и каждой написал ритуал для принятия ванны.

Одна девушка принесла восхитительную ткань и предложила сшить из неё подушки, представляя, что стёжки приглашают в нашу жизнь любовь. Она дала нам нитки и цветки жасмина, которые мы должны были вышить на подушке. Ритуал заключался в том, что каждый месяц мы добавляли что-нибудь к рисунку, который олицетворял для нас любовь. Мы специально выбрали момент для того, чтобы сделать последний стежок в одно и то же время.

Один мужчина из нашей группы придумал интересный ритуал. Он попросил каждого из нас на следующую встречу принести с собой коробку из-под обуви. Он принёс клей, палочки, тонкие кисточки и краски и предложил нам построить дом для своего любимого человека и добавлять в этот дом каждый месяц разные вещи. Возможно, это помогло – двое из нас в тот месяц влюбились!

Иногда люди просто приносят символические подарки. Кто-то принёс корзинку спелых фруктов, другая – для каждого из нас кассету с любовными песнями, чтобы мы их слушали каждый день. Когда группа расширилась, «старички» (люди, которые посещали её с первого занятия) руководили ритуалами, а вновь прибывшие приносили подарки. Иногда, в зависимости от нашего желания, в группе появляется лидер.

Краткий курс по «чтению» любовных отношений

Как я упоминала ранее, «чтение» в группе – исключительно полезное занятие. Члены группы могут разбиться на пары и «читать» друг друга или группа может устроить коллективное «чтение» специально для одного из её членов. Я научу вас делать и то и другое.

Во второй главе мы обсуждали, как подступиться к интуиции, и я надеюсь, что сейчас вы уже умеете «читать» себя. «Чтение» другого очень на это похоже, но всё-таки существуют некоторые ключевые различия.

Начнём с того, что прислушаемся к себе, ко всему своему телу. Пусть ваши органы чувств придумают историю для вашей «мишени», начав с какой-то информации из прошлого, затем из настоящего, а потом уже и из будущего. Если вы обнаружите, что человек стоит перед выбором, предложите ему обдумать, какие шаги ему необходимо предпринять, чтобы его жизнь пошла по тому или иному сценарию.

Обратите внимание на интуитивные ответы на вопросы, которые задаёт ваш слушатель, а также на любую информацию, приходящую на ум благодаря совместному чтению. Сделав это, забудьте про эти ощущения и ответьте на вопросы так, будто слышите их впервые.

Будьте настолько точной, насколько это возможно, и сообщайте конкретную, наглядную информацию, особенно ту, которая касается имён и дат. Попытайтесь дать чёткую интерпретацию любой информации, возникшей в виде символов или образов. Если, например, у вас возник образ дерева без листьев зимой, вы можете сказать, что этому человеку необходимо время, чтобы найти новые силы.

При «чтении» другого человека ваши интуитивные впечатления часто не будут иметь смысла. Не надо делать на основе этого вывод, что эта информация неверна. Когда мы «читаем» близких людей, наше подсознание часто маскирует информацию, чтобы уберечь нас от знания того, что мы не хотим или не должны знать. Возможно, вы обнаружите, что «читаемый» понимает значение слов и образов, о которых вы ему рассказываете, хотя вам они кажутся непонятными.

Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете, что выговорились до конца, отвечая на вопрос. Когда вы закончите, слушатель может задать дополнительные вопросы или постараться прояснить «прочитанный» вами материал. Однако в большинстве случаев «мишень» записывает вопросы и ждёт, пока вы не закончите «читать»: обычно на все вопросы находятся ответы.

Иногда ваше первое ощущение меняется под влиянием дополнительной интуитивной информации. Например, «мишень» может спросить вас: «Что я могу сделать для улучшения отношений с Джимом?» Допустим, вашей первой реакцией будет ответ, что Джиму просто не интересен этот человек. Однако, прислушавшись к интуиции, вы, может быть, обнаружите, что у вашей «мишени» всё время возникают трудности на работе, и Джим недоволен тем, что сейчас у неё совсем нет времени на близкие отношения. Если ваша «мишень» действительно хочет улучшить отношения с Джимом (вам необходимо спросить свою интуицию, насколько они подходят друг другу), то ваша интуиция сможет предложить несколько способов изменения отношения Джима к работе вашей «мишени».

Всегда представляйте информацию в позитивном ключе

Цель «чтения» – дать точную и полезную информацию. Если вы просто скажете, что там-то и там-то есть проблемы, то не достигнете нужной цели. Более того, возможно, вы ошибаетесь. Пожалуй, наилучшим выходом будет просто описать ситуацию так, как вы её видите, и то, как она будет развиваться согласно вашей интуиции, не высказывая при этом никаких суждений.

«Читая» человека, обращайте особое внимание на точность используемого языка. Выражайте свои впечатления позитивно и дипломатично. Если вы почувствуете, что полученная информация сильно расстроит «мишень» или будет для неё абсолютно бесполезной, задайте себе несколько вопросов. Например, однажды у меня возникло предчувствие разрыва отношений, которые моей «мишени» казались стабильными. Вместо того чтобы сообщить информацию, которая её расстроит, я задала себе следующие вопросы:

– Что послужит причиной разрыва?

– Что может сделать «мишень», чтобы предотвратить его?

Если расставание этих людей кажется неизбежным (даже если человек этого ещё не осознал), я спрашиваю себя:

– Будет ли хорошо, если они действительно расстанутся?

Быстро задав себе эти вопросы, я, возможно, скажу что-нибудь вроде:

«Мне кажется, вы можете отдалиться друг от друга. Причина этого – разрыв после случая, происшедшего в декабре. Я полагаю, вам необходимо создать обстановку, которая поспособствует общению: сходите в театр или послушайте музыку, приятную вам обоим. Я чувствую, что охлаждение между вами окажется прелюдией к появлению тех отношений, которые вы ищете, но с другим человеком. Мне кажется, его зовут Ричард.

Я представляю себе ноябрь. Вы в каком-то месте, где в это время года тепло, возможно, вы в отпуске. Вы должны прямо сейчас начать работать над тем, чтобы ваша повседневная жизнь стала гораздо приятнее и чтобы у вас появилась своя собственная группа друзей. Я думаю, в последние несколько месяцев вы собирались над чем-то поработать, возможно, задействовав свой старый талант, и, вероятно, вам пора этим заняться».

Существует много ситуаций, возникающих в процессе «чтения» любовных отношений, которые нужно разрешать с большой тактичностью и деликатностью. Например, мои «мишени» всё время надеются получить от своих взаимоотношений невозможные результаты.

Самое главное в «чтении» любовных отношений – не допустить, чтобы у вашей «мишени» возникло ощущение безнадёжности ситуации. Ищите конструктивные предложения, которые повысят её самооценку. Вы также должны предложить ей такие ситуации, в которых взаимоотношения могут отойти на второй план. Наконец, «читая» отношения, я всегда напоминаю «мишени», что могу ошибиться и что она должна больше доверять своим собственным впечатлениям, ощущениям – не важно, интуитивным или каким-нибудь иным.

Как «читать» в группе

«Чтение» в группе незначительно отличается от «чтения» наедине. При групповом «чтении» в качестве «мишени» выбирается человек, который садится в центре группы с ручкой и бумагой (а возможно, и с магнитофоном) и пишет вопрос или проблему, которую ему нужно решить. Это может быть или конкретная проблема, например как уладить разногласия, возникшие с любимым человеком относительно того, где проводить отпуск, или более общий вопрос, например: «Какая информация поможет мне прямо сейчас?»

Закончив писать, она зачитывает вопрос вслух всей группе. Однако «мишень» не должна давать информацию о том, что произошло до этого, поскольку у группы может возникнуть искушение использовать при ответе на вопрос не интуицию, а логику.

Все члены группы прислушиваются к себе. Затем, как только появляется интуитивная информация, они свободно сообщают её человеку, находящемуся в центре. «Читатели» должны позволить себе перебивать друг друга или отвечать по очереди, следуя за своей интуицией. Помните, что интуитивная информация создаёт помехи. Чья-то интуитивная информация может повлиять на ваши сильные интуитивные предположения.

Вы должны отвести на прислушивание к своему телу не меньше минуты, а «чтение» каждого человека должно занимать, в зависимости от размера группы, от трёх до пяти минут. Не забудьте, что интуитивная информация появляется как вспышка, так что на её сообщение не должно уходить много времени. Если у вас гораздо больше информации для человека и вы не успели высказаться, запишите её на листок и позже передайте его «мишени». Спустя несколько минут у человека, сидящего в центре, возможно, возникнет желание задать группе вопросы. Сосредоточьтесь на своей интуиции, даже если вам покажется, что у других членов группы возникают противоречивые представления. Вы можете видеть разные стороны одной и той же монеты.

Насколько надёжно «чтение» другого человека?

Мы можем научиться доверять своей собственной интуиции, но продолжать сомневаться в надёжности «прочтения» нас другим человеком. Одним из способов проверить точность интуиции «читателя» является следующий: задайте вопросы, ответы на которые вы знаете. Но из того, что «читатель» дал неправильный ответ на вопрос, не следует, что всё «чтение» было ошибочным. Однако в общем и целом у вас должно возникнуть ощущение, что человек, «читающий» вас, имеет ясное представление о вашей жизни, причём о разных её аспектах.

Знакомство с техникой конверта

Не все члены вашей группы поддержки одинаково хорошо владеют навыками «чтения» людей. Более того, когда группа только начинает встречаться, её члены редко бывают по-настоящему откровенны и открыты.

Полезная техника в подобных ситуациях – вы даже сами можете ею воспользоваться – запечатывайте вопроса «мишени» в конверт. Это практически на сто процентов гарантирует чистое интуитивное «чтение», поскольку у человека, получившего его, нет «ключей», которые неизбежно предлагает любой вопрос.

Человек, осуществляющий «чтение», держит конверт с вопросом и сообщает о своих интуитивных впечатлениях так, словно он уже слышал этот вопрос, зачитанный вслух. Затем «мишень» может попросить этого человека прояснить вопросы. Когда интуитивные представления «читателя» будут высказаны, он может открыть конверт для дальнейшего прояснения и интерпретации своих открытий.

Эта техника, помимо того что является развлекательным упражнением для группы, имеет множество вариаций. Например, каждая участница может написать собственный вопрос на листке, пометив конверт каким-то известным ей символом (только не именем), и с кем-нибудь поменяться конвертом. Дальше все по очереди приступают к чтению, не определяя принадлежности конверта. Кто-то должен записывать эти впечатления для того, кто «читает», а остальные внимательно слушают и пытаются определить, когда прозвучит их собственный вопрос. После того как все конверты будут «прочитаны», можно проверить правильность интерпретации вопросов.

Группы поддержки из Интернета

Создаётся впечатление, что технология способна изменить любой аспект современной жизни. Наверное, этот феномен лучше всего отражён в Интернете. Благодаря анонимности Интернета люди могут общаться и создавать уникальный форум для «любовных» групп поддержки.

Конечно, полную анонимность Интернет гарантировать не может, но, соблюдая определённую осторожность, вы сможете избегать людей с сомнительными мотивами и создавать виртуальные группы, которые будут регулярно встречаться. Существует множество вэб-сайтов, которые позволяют людям создавать свои собственные чаты. Сначала вам нужно обратиться к какому-нибудь Интернет-провайдеру или воспользоваться популярной поисковой программой.

Между прочим, одним из преимуществ Интернет-группы является то, что участникам ничего не нужно сообщать о себе, за исключением выдуманного имени, используемого для самоидентификации. Как и в технике конверта, отсутствие информации заставляет каждого прислушиваться к интуиции. Есть ещё одно преимущество подобных групп: люди становятся более искренними, когда осознают частичную или полную анонимность общения в Интернете.

Приблизимся к следующему шагу

Благодаря помощи своих друзей и группы поддержки вы сможете активно менять свою жизнь. Теперь мы готовы разобраться в том, что происходит, когда вы действительно влюбляетесь. В дополнение к личным проблемам, которые могут возникнуть, вам придётся справиться с трудностями, которые неизбежно появятся в отношениях с любимым человеком. Даже если у вас пока ещё нет близких отношений с кем-то, вы можете попрактиковаться в этих техниках в других важных отношениях, существующих в вашей жизни.

Памятка

Каждый день своей жизни я посвящаю удовольствию и любви.

Я знаю, как получить интуитивную информацию о себе и о других, и умею создавать телепатические сообщения, соответствующие моей цели в любви.

Я знаю, чего я хочу от любовных взаимоотношений и что мне хотелось бы предложить в ответ.

Каждый день я предпринимаю активные действия, чтобы напомнить себе о своей цели.

Я начала расчищать пространство в своей жизни для любви.

Я активно создаю новую модель своей внутренней жизни и борюсь со скрытыми проблемами, возникающими в любовных взаимоотношениях.

Я активно создаю новую модель своей внешней жизни, изучая, в том числе и интуитивно, свои отношения с окружающими.

Я поддерживаю дружеские и другие значимые отношения и постоянно практикуюсь в навыках общения.

Я начала развивать группу поддержки, которая поможет мне в моём путешествии к любви.

Часть 5. Забота о вашем саде (шипы и розы)

Как справиться с испытаниями, которые предполагают любые отношения

Подобно любым дружеским отношениям, у романтических тоже есть свои взлёты и падения. Теперь мы будем учиться справляться со сложностями, возникающими в отношениях.

Эти сложности могут быть вызваны внешним давлением, например важными переменами в работе одного из партнёров. Перемены могут быть положительными, например продвижение по службе, но их нужно обязательно вместе обсудить.

Даже если сейчас у вас нет романтических отношений, всё равно нужно знать, как решать проблемы, которые со временем могут появиться.

Сильным инструментом является телепатический диалог. Телепатический диалог позволяет выстроить связь с другим человеком и отправлять ему мысленные сообщения, не вступая в реальный контакт. Благодаря этому вы сможете предвидеть реакцию человека во время будущего с ним разговора. Кроме того, вы получите более точное представление о его потребностях, а также о наилучших способах удовлетворения своих собственных.

Даже если сейчас у вас нет близкого человека, с которым вас связывают романтические отношения, вы можете использовать телепатическую технику, чтобы решить проблемы с друзьями или даже с вашим будущим партнёром. Конечно, несмотря на применение данной техники, вам всё равно придётся выяснять отношения друг с другом.

Глава 11. Применение полученных навыков общения с людьми на практике

Как сглаживать острые углы

В предыдущей части мы обсудили, насколько важны дружба и другие значимые для вас отношения. Они помогут вам создать новый образ жизни и практиковаться в общении с людьми. Как и в любых других, в романтических отношениях неизбежно возникают сложные моменты. Так что давайте постараемся разобраться в том, как справляться с этими сложностями и проблемами.

Четыре основные проблемы всех романтических отношений

Романтические отношения вознаграждаются на многих уровнях, но предполагают множество проблем, которые должны обсуждать оба партнёра. Некоторые из этих проблем, или испытаний, внешние – они возникают за пределами самих отношений и не являются чьей-то «неудачей». Пример подобных проблем – значительные изменения в карьере одного из партнёров. Или (постучим по дереву) серьёзная болезнь. Или даже долгожданное рождение ребёнка.

Кстати, эти сложности не всегда можно назвать неприятностями. Просто они повышают требования к одному из вас или к обоим, что, безусловно, влияет на отношения. Я убеждена в том, что любая из этих внешних проблем может быть успешно разрешена, если оба партнёра справятся с внутренними проблемами.

Вот как я представляю четыре основные проблемы, касающиеся любых взаимоотношений:

– Неспособность сообщать любимому человеку не только о своих мыслях и чувствах, но также и о потребностях и ожиданиях. Общение включает не просто ясное сообщение о чём-то, но изложение этого таким образом, чтобы любимый понял, о чём идёт речь, и захотел прореагировать. Например, если вы чувствуете, что партнёр не прислушивается к вашим желаниям, надо говорить с ним так, чтобы он захотел слушать. Это значит, что вы должны уметь выражать свои желания, что не всегда просто. («Ты не понимаешь меня» часто означает «Ты не оправдываешь мои ожидания».)

– Постарайтесь, в свою очередь, слышать и понимать партнёра. Вы должны развить навыки слушания, о которых говорилось в предыдущей главе. Подразумевается, что вы должны быть проницательной, поскольку партнёр может и не уметь чётко выражать свои пожелания. (Вспомните, как мы использовали метод второго «я», чтобы вжиться в образ другого человека и понять его потребности.)

– Умейте улаживать споры и досадные ситуации. Это выходит за рамки простых навыков общения «он сказал – она сказала». Подразумевается умение предвидеть ситуацию и желание прийти к компромиссу. В спорной ситуации важно чутко прислушиваться к настроению партнёра и, как это обсуждалось во второй части, стремиться создать целостность отношений – быть внимательной к своим собственным нереализованным потребностям и к потребностям партнёра.

– Будьте способны принимать «я» партнёра, не отрицая своего собственного «я». Каждый партнёр должен разделять то, что связывает его с другим человеком, и то, что принадлежит каждому из них в отдельности. Это называется «установлением границ». Один из способов обеспечить это – сосредоточиться на удовольствии. Ущемляя свои интересы или жертвуя прежними делами и желаниями для другого, мы невольно наносим двойной удар своему партнёру. Во-первых, преувеличиваем своё жертвоприношение («Подумай только, я это сделала ради тебя!»), и, во-вторых, вы становитесь другим человеком – не тем, в кого влюбился ваш партнёр! Чтобы не потерять свою индивидуальность, находясь в состоянии влюблённости, нужно упрочить дружеские отношения – так, как это обсуждалось в предыдущей главе. «Установление границ» настолько важно, что мы изучим эту тему в шестой, и заключительной, части.

Конечно, вступая в романтические отношения, сталкиваешься не только с проблемами. Упражнения и техники, приведённые в этой главе, выработают у вас такие навыки общения, которые помогут вам выстроить продолжительные взаимоотношения с партнёром.

Жизненно важна искренность общения: задавайте вопросы и слушайте ответы

Люди часто забывают о том, насколько важно прямо высказывать свои мысли и желания. Если вы хотите, чтобы друг или любовник относился к вам по-другому, вы можете воспользоваться упражнениями, приведёнными в данной книге, помогающими решать проблемы на интуитивном уровне. Но это не заменит личного разговора с человеком о своих переживаниях и о потребности что-то изменить.

У моей хорошей подруги есть гнуснейшая привычка произносить свои советы в язвительной, критичной форме. Её тон казался мне настолько обидным, что я наконец решила поговорить с ней об этом прямо. Я подчеркнула то хорошее, что есть в наших отношениях, и попросила её обращать внимание на то, каким тоном она со мной говорит в те моменты, когда я более всего уязвима, и теперь она знает, как со мной нужно общаться. Изменение в поведении не оказалось для неё очень уж обременительным. Наоборот, благодаря этому и другие люди стали считать её гораздо добрее. Оказывается, полезно давать советы тому, к кому вы хорошо относитесь, но только в мягкой форме.

Для развития идей на эту тему вы можете вернуться к нашему разговору о том, что во время «чтения» другого человека нужно представлять информацию в позитивном ключе.

Коммуникативные неудачи

Существует бесчисленное множество книг и статей, посвящённых недопониманию между мужчинами и женщинами. Большинство академических экспертов (часто социологи или антропологи) полагают, что это связано с половыми различиями.

Они представляют общение в идеализированном виде, утверждая, что у говорящего человека всегда имеется чёткое сообщение, которое каким-то образом искажается или неправильно интерпретируется тем, кто его слушает. Мы никогда не видели, чтобы эксперты осуществляли анализ реально происходящего контакта: когда нет чётких сообщений и когда люди сами толком не знают, что они, собственно, хотят сказать.

Я вспоминаю фразу Алисы из Страны Чудес: «Я никогда не знаю, о чём я думаю, до тех пор пока не произнесу этого вслух!» Как часто это бывает справедливо и в отношении нас. Иногда мы знаем, что чувствуем, скажем, гнев, но не знаем почему. К несчастью, дав волю своему гневу, мы вызываем эмоциональный отклик в слушателе, и он тоже начинает горячиться. Как часто вам приходилось сожалеть о своих необдуманных словах! Бывает и так: вы знаете, что хотите сказать, и даже как это сказать, но не знаете, как на это прореагирует другой человек. А если другого человека просто здесь нет? Или его нет вообще?!

Возможно, это вас удивит, но, используя телепатию, вы сможете продолжать беседу в любой из таких ситуаций. Я покажу вам, как это делать.

Три уровня коммуникации

Взаимоотношения осуществляются на трёх уровнях: сознательном, подсознательном и интуитивном. Сознательный уровень – это тот, на котором мы общаемся постоянно. Скажем, я понимаю, что мой партнёр – забавный человек, а сама я – серьёзная натура, но у нас есть общие цели. Мы восхищаемся друг другом и чувствуем, что, несмотря на различия, у нас будет хорошая совместная жизнь.

Мы постоянно работаем над нашими отношениями и ставим это во главу угла.

На подсознательном уровне хранятся образы нашего прошлого и то, какую роль оно играет в наших взаимоотношениях. Кроме того, мы неосознанно «проецируем» на своего партнёра какие-то качества (он сильный, он надёжный), которые могут быть, а могут и не быть частью его характера. Хотя мы не осознаём этот уровень, он оказывает влияние на наше восприятие и поступки.

В известном смысле интуитивный уровень коммуникации является наиболее интимным, хотя в целом мы не осознаём его присутствия и влияния. Этот уровень состоит из непрерывных внутренних диалогов мыслей, чувств и воображения, которые перемещаются по кругу от нас к партнёру. Даже не спрашивая, можно понять, каковы потребности или обиды партнёра, каковы причины его поступков. Интуитивно можно прочувствовать, что на самом деле представляет собой партнёр – в отличие от того, каким он представляется людям, того, каким он считает себя сам, или того, каким он хотел бы стать.



Страница сформирована за 0.56 сек
SQL запросов: 169