УПП

Цитата момента



Без детей хорошо, а все равно как-то плохо.
Лучше и не скажешь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Главы 3 и 4. Детский сон

Сначала вместе поиграть, потом заснуть в одиночестве – это удается лучше всего, если ребенок привык к этому с самого начала. Если же для засыпания до сих пор он нуждался в вашем присутствии или бутылочке, и вы собрались его переучивать, для начала уберите что-то одно. Это ему не понравится. Но гармоничным вечерним ритуалом вы облегчите этот этап обоим.

Важно закончить вечерний ритуал неким пунктом. Можно, к примеру: захлопывать книгу, уложить малыша в постель, накрыть одеялом, выключить свет и после поцелуя сразу покинуть комнату. Ребенок сразу почувствует, что с »продолжением банкета» ничего не выйдет. Если же вы остаетесь стоять в нерешительности у его постели и возможно даже спрашиваете ребенка: «Я могу теперь идти?» он сразу чувствует вашу неуверенность и свою власть. Он теперь будет уверен: «Я могу устанавливать тут правила. Нужно только поплакать и мамочка сделает все, что я захочу!»

Иногда начинается совершенно безобидно. Маркус, 15 месяцев, имел привычку «нуждаться» в присутствии папы или мамы для засыпания. Они должны были лишь стоять возле его кроватки. Для родителей это (и совершенно правильно) не составляло проблемы до тех пор, пока Маркус засыпал в течении нескольких минут. Но с тех пор, как ему исполнился год, это время стало все больше и больше растягиваться. Последние недели родители проводили минимум 1 час рядом с Маркусом. Он приучился быть настороже, потому что: «Мне нельзя засыпать, так как они сразу уйдут от меня».
Тут для родителей наступил критический момент. Ежедневные ожидания у кровати не доставляли им никакого удовольствия, скорее будили агрессию. О позитивном контакте с ребенком в это время не было и речи. Родители мечтали лишь поскорей покинуть помещение и ребенок это чувствовал. И боролся за родительское внимание всеми силами.
После консультации ритуал сменили. Мама или папа брали Маркуса на колени, рассматривали книжки или просто обнимались и болтали – но не дольше 10 минут. После этого укладывали в кроватку и уходили. Для Маркуса эти минуты были дороже всей борьбы в течение часа! 5 дней ему потребовалось для беспроблемного засыпания. Цена восстановленной гармонии была ровно 15 минут плача за все эти дни.

У Моны, 9 месяцев, засыпание (вернее борьба со сном) длилось 2,5 часа. Ее мама была постоянно с ней в комнате, смотрела на нее, держала за ручку, брала на руки, клала обратно. Так повторялось много раз по кругу. Мама днем работала и потому наслаждалась этими 2,5 часами. Ей было крайне тяжело расстаться вечером с дочкой. На консультацию ее притащила бабушка. Чуть ли не против желания решилась мама Моны уйти из комнаты. Правда осталась стоять возле двери и наблюдала за девочкой через щелку двери. К ее большому удивлению никакого крика не последовало. Через 5 дней Мона засыпала за несколько минут. Как будто только и ждала, чтоб ее оставили в покое!!!

Не все дети принимают изменения вечерней программы беспроблемно. Что можно в таких случая предпринять см. Главу 5.

И еще одно: многим детям дается расставание с родителями на ночь гораздо легче, если дверь останется немножко приоткрытой. Небольшой луч света и обычные звуки дают детям ощущение близости и связи с родителями. Если помещения позволяют, исполните это маленькое пожелание ребенка.

Сон в родительской постели.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Мешает ли вам ребенок, если он лежит рядом с вами или между вами и вашим партнером?
  • Мешает ли это вашему сну?
  • Влияет ли на сексуальную жизнь?
  • Спит ребенок плохо или много раз за ночь просыпается?
  • Нуждаетесь ли вы в телесной близости ребенка, потому что вы иначе чувствуете себя слишком одиноким (ой)?
  • Отличается ли мнение партнера от вашего на тему «ребенок в супружеской постели?»
  • Хотите ли вы или партнер изменить ситуацию?

Если вы на все вопросы ответили «Нет», то вероятней всего нет и проблемы. Вы решили сознательно брать ребенка в постель. Нет никакого смысла менять ситуацию тем более против ваших убеждений.

Если же один или многие вопросы вы ответили «Да», ситуация выглядит по другому. Вы оказались в этой ситуации против своей воли, возможно после болезни ребенок отказался вернуться в свою кроватку, и исключение стало правилом.

В некоторых семьях доходит до смешного: ребенок приходит ночью к родителям в постель, там становится тесно и отец просыпается утром в детской кровати, мать лежит на самом краю, зато ребенок поперек и занимает почти все пространство. Эта картина очень хорошо описывает ситуацию: ребенок смог силой воли вытеснить своих родителей на край и показать, кто в семье играет главную роль.

Уступки ради собственного спокойствия и тишины против собственных убеждений ведут со временем лишь к новым виткам борьбы «кто сильнее». Рекомендуем вспомнить о Вашей ответственности и обозначить ребенку четкие границы. Вы должны решать, что для вашей семьи является лучшим решением.

Иногда мамы или папы сами с удовольствием берут ребенка в супружескую постель, потому что это отвечает их потребностям: некоторые (женщины и мужчины) рады, что присутствие там ребенка предотвращает сексуальные контакты. Или одинокие (либо просто при долгом отсутствии супруга) не любят спать в одиночестве, поэтому берут ребенка в качестве замены партнеру.

Попробуйте понять ваши причины. Это нечестно по отношению к ребенку - пользоваться им для собственных целей.

Время режима

Если вы его еще не ввели – начинайте как можно скорее. И для сна и для еды.

Рабочие, которые трудятся посменно знают, что организм привыкает к определенному ритму и если смена попадает на время сна, то они не могут есть, просто не чувствуют голода.

Часто нарушения сна возникают у детей, чьи родители не установили режим, и дают решать ребенку самому, когда он есть или спать хочет.

Конечно, есть дети, у которых режим сам по себе устанавливается. Но не у всех:

Яна кормили грудью по требованию. В 6 месяцев он ел 6-9 раз, 3-5 из них приходились на ночь. Его укладывали во время между 18 и 24 часами. Где то с 6.30 до 10 утра он просыпался. Днем спал от одного до трех раз, что длилось от 1 до 6 часов! После кормлений ночью Ян не всегда мог сразу заснуть, и это неудивительно. Откуда ему было в 2 часа ночи знать, что это ночь, а не конец одного из его дневных снов? Маме стал понятен этот хаос по настоящему, после того, как она вела 10 дней круглосуточный протокол.
У Яна были сразу несколько проблем. Она засыпал на груди и питался несколько раз по ночам. Это нужно было изменить, но сначала ввести нормальный режим дня.

В возрасте между 6 и 12 месяцами рекомендуют два дневных сна.

Время сна:

  • Ночной сон: с 20 до 7 часов
  • Первая половина дня сон: 10 до 11.30
  • Вторая половина дня сон: 14.30 до 15.30

Можно выбрать вечером время, которое вам больше подходит. Если вы укладываете ребенка в 19 часов, соответственно сдвигаются все сны на час раньше.

Это будет длится несколько дней, пока ребенок примет новый режим.

Вы сможете ему помочь, соблюдая следующие советы:

  • Большинство детей спят ночью около 11 часов. Если ребенок заснул в 19 часов, в 6 утра он будет уже выспавшийся!
  • Перед каждым сном лучше выдерживать 3 часа бодрствования. Самая длинная фаза – 4 часа должна быть перед ночным сном.
  • Ребенок сможет лучше всего привыкнуть к новому ритму, если класть его не спящим в кровать.
  • Не бойтесь будить ребенка по окончании времени, отведенного на сон. Так вы поможете ему войти в режим.
  • Кормлениям тоже нужно установленное время. Вы решаете, когда будете кормить, например перед дневным сном или лучше после него. Важно лишь, что один раз выбранная последовательность так и сохранялась.
  • Некоторые дети необычно мало спят. Если ваш ребенок, несмотря на режим дня, просыпается днем через 30 минут, ничего тут не поделаешь. Нужно принять как есть.

Мой ребенок по ночам часами не спит

Некоторые дети обязаны проводить в постели больше времени, чем они могут спать. Они лежат в кровати и просто не могут уснуть. Кто не знает это ощущение? Возможно для маленького ребенка это также неприятно как и для взрослых. С одним простым правилом эту проблему можно решить:

Время в кровати=время сна.

Для приведения сдвинутого внутреннего ритма у детей нет ничего лучше, чем будить их во время «пересыпания».

Надин, 2,5 года без проблем уладывалась в постель в 20.00 и тут же засыпала. Но в 21.00 она уже просыпалась и не хотела больше спать. Чего родители только не делали! Но ребенок засыпал лишь на диване перед телевизором в 0.30. Ее переносили уставшие как собаки, родители в постель и она спала до 8 или 9 утра. Иногда еще она днем на часок засыпала.
Что было там неправильно? Надин была каждую ночь 3,5 часа бодра, после того, как час уже проспала! Проблема была следующая: этот отрезок сна с 20 до 21 часа был на самом деле у Надин «дневной сон». Ночь, соответственно, начиналась в полпервого.
Что родители изменили? Сначала посчитали общее количество сна. Получилось 10,5 часов. Они укладывали Надин сначала в полпервого в постель, и будили через 9 часов. Постепенно довели время укладывания до 21.30. Девочка стала хорошо спать, а через 2 недели спала на 2 часа больше, чем раньше.

Глава 4 и начало 5

Из нашего опыта можно сказать, что родителям, чьи дети экстремально мало спят очень сложно применить правило «Время в кровати=время сна».

Яник был один из таких гениально-малоспящих детей. Ему хватало ночью 8, максимум 9 часов. Днем он вообще не спал. Время в кровати=время сна означало, что ему нельзя поводить в постели больше 8-9 часов. Родители согласились на с 22 до 6.30 часов. Им было нелегко это принять, но все лучше, чем разбираться с бодрым ребенком  между 3 и 4 часами утра. По крайней мере, он спал теперь одним куском. Родители – тоже.

Глава 5

Плохие привычки при засыпании

Если ваш ребенок старше 6 месяцев и у него образовались не самые лучшие привычки для засыпания, возможно вы уже чувствуете, что делаете что то не правильно. И вы задаете себе вопрос: «Как я могу это изменить? Оставить бодрствующего ребенка просто в постели одного? Самой определить для этого время? Но он точно не придет от этого в восторг. Что же мне делать, если он плачет?»

Наш совет не звучит: «просто оставить кричать». Но и не стоит ждать, что проблема уйдет сама по себе. Это может долго длиться. Тут нужно проявить активность и сделать то, что вашему малышу не понравится. Если выразиться по-другому: Вы прекратите делать как раз то, что хочет ваш ребенок. Для многих детей (и родителей!) это новый и необычный опыт.

Почти все дети поначалу протестуют. Почти все дети могут в период от 2 дней до 2 недель изменить свои привычки и спать всю ночь, если будут систематически и без отклонений поддержаны родителями.

Во второй главе мы говорили, что если  засыпание ребенка не обходится от родительской помощи, могут возникнуть 2 проблемы. Либо ребенок настороже «вот вот уйдут» и оттягивает всеми силами засыпание. Либо просыпается ночью с ощущением, что чего-то не хватает. И не может уснуть сам до тех пор, пока привычные условия укладывания не будут восстановлены. Это может повторяться много раз за ночь. Ребенок никогда или почти никогда не спит всю ночь куском.

Эти проблемы не обязательно возникают у каждого. Если ваш малыш засыпает, хотя и с вашей помощью вечером, но потом спокойно спит всю ночь в своей постели до самого утра, конечно нет никакой необходимости что либо менять.

Если же ребенок просыпается постоянно и к тому же регулярно нуждается в вашей помощи для засыпания, мы можете быть уверены: Ваша «помощь» является на самом деле лишь причиной нарушения сна.

С соской

Если вам приходится вскакивать каждый час ночью или еще чаще (5-10 раз), чтобы помочь ребенку найти соску легче его от этого отучить. Это  гораздо легче, чем Вы себе это представляете. Как бы ни казалось, что ребенок «зависим» от соски, через 3 дня он о ней навсегда забудет.

Некоторые дети находят свой пальчик в таком случае. Можно положить игрушку или тряпочку на замену. Опять же если ребенок может сам найти соску и засунуть ее в рот, это уже не влияет на сон вообще никак. Если только соска выпадет из кроватки. Лучшим средством против этого является просто положить несколько сосок в кровать.

На руках.

Феликсу было 13 месяцев, когда его родители пришли на консультацию. С 5 по 8 месяц он прекрасно спал всю ночь, но потом серьезно заболел. За это время он привык засыпать на руках. Когда Феликс уже давным-давно был здоров он, просто не хотел от этого отказываться. Ношение длилось вечером 10-15 минут, днем до получаса, но хуже всего было ночью. В конце каждой фазы легкого сна  (5-6 раз) Феликс просыпался и плакал. Засыпал лишь на руках, и невозможно было его слишком рано переложить в кроватку.
Ясно, что он был на стреме. Ему требовалось для укладывания в целом около 2 часов, родители делали это по очереди. Их самопожертвование было просто потрясающим. Но оба были абсолютно уже без сил. Им пришлось отучать Феликса засыпать на руках. И далось это нелегко.

С родителями в постели.

Еще одна «помощь для засыпания» очень распространена: Мама или папа ложатся к ребенку в постель, до его засыпания, или они берут малыша к себе в постель. Некоторые ложатся перед кроваткой и держат ребенка за ручку. Все эти дети «нуждаются» в присутствии родителей и телесном контакте.

Для родителей это часто не так тяжело, как ношение на руках. Некоторые дети имеют еще и экстра-желания: играть с мамиными волосами, чтоб им спинку гладили, пальцы засунуть в мамин или папин рот, или гладить папину бороду. Если такие детки просыпаются ночью обычно они приходят сами в родительскую постель (или забраны родителями туда же). Если конечно они и без того не проводят там всю ночь.

Лариса почти всегда спала хорошо, но в 2 года вдруг начала плакать лишь при приближении к своей кроватке. Мама не знала, как это объяснить, предположила «страх», положила матрас в детскую комнату и ложилась на нем с Ларисой вдвоем. Через 20 минут мама покидала детскую. Лариса просыпалась обычно 2 раза и звала маму. Та приходила, ложилась и ждала, пока дочь снова уснет. Это длилось уже несколько недель. Ларисина мама была на последних месяцах беременности и хотела обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Так как Лариса уже перестала бояться кроватки и в присутствии матери не так уж и нуждалась, перемена далась не так уж и тяжело.
Матиасу уже было 8 лет, но его мама каждый вечер все также ложилась к нему в постель и ждала, пока он уснет. Ночами он просыпался и приходил в родительскую постель. Если ему везло, и  мама не просыпалась, он спал там до утра. Если же просыпалась, относила(!) его в свою кровать назад.
Отвыкание было довольно простое. Мама сообщила о своем решении в будущем больше не ложиться к Матиасу в постель. Он согласился и больше, в свою очередь,  не приходил к родителям в постель.

На груди или с бутылочкой.

Очень часто детям не хватает простого присутствия родителей, и они требуют грудь или бутылочку много раз за ночь. Ребенок просто привык быть ночью голодным. Можно потихоньку его от этого отучить (см. Отучение от еды ночью). Или он не ест, а просто висит на груди. Либо делает пару глотков из бутылочки. В этом случае сосание является просто «помощью для засыпания». Голод или жажда не играют тут никакой роли.

Совмещенные привычки.

Иногда дети требуют к груди или бутылке дополнительную помощь.

Рон, 7 месяцев, его кормили 2 или 3 раза ночью грудью. По завершении мама должна была держать его на руках и петь. Папин голос его не устраивал. Зато ему позволялось ночами носить сына на руках.

Вера, 10 месяцев, привыкла к целой цепочке из вспомогательных приемов. Она выпивала вечером в кровати одну бутылочку. Потом мама давала ей соску и держала ей руку над глазами до полного засыпания. Эта церемония повторялась от 7-9 раз за ночь. И каждый раз Вера пила понемногу из бутылочки. Около 1 часа ночи родители брали ее к себе в постель, так как ее невозможно было по другому успокоить.

Все вышеназванные привычки вполне реальны, все являются условиями для засыпания. Все их можно изменить следующим образом.

Глава 5. Изменение привычек

Просто «пусть поплачет»?

Часто даваемый знакомыми или бабушками  совет матери: «Да оставь его в покое, пусть поплачет». Нередко  такой же совет  дают детские врачи. Они могут его даже обосновать: если родители ночью после каждого плача уделяют ребенку внимание (дают бутылочку, носят и т.д.), они поощряют тем самым крики. Ребенок учит: «если я покричу, получу что хочу». Если внимание не оказывается, крики не поощряются. Ребенок понимает, что таким образом цели не добьется и перестает плакать.

У прошлых поколений это было обычной практикой. И действительно 30-40 лет назад почти не было нарушений сна у детей. Даже новые исследования показывают действенность этого метода.

Мы же, из некоторых соображений, не рекомендуем этот метод.

Он может быть действенен, только если вы довольно долгое время последовательно выдерживаете и не обращаете на крики внимания. Возможно, ребенок лежит несколько часов, разрываясь от рыданий один в своей кроватке, и не понимает что происходит. Он привык, что при малейшем плаче кто-нибудь его успокаивал, брал на руки и т.д. И вдруг его оставили лежать и плакать. Нельзя исключить, что ребенок почувствует себя брошенным и переживет «страх разлуки». Не стоит так с ним поступать.

В полном отчаянии многие родители тем не менее уже попробовали «оставить проораться» и через короткое время оставили эти попытки, потому что не помогло. Совершенно естественно, что большинство родителей не могут вынести плач любимого чада. По прошествии 10, 20, 30 или даже 60 минут – во время которых нередко происходит ругань между супругами о смысле этого метода – они не выдерживают. Один из них идет и берет ребенка на руки, а потом успокаивает тем, от чего собственно хотели отучить.

В таком случае ребенок, конечно не научится засыпать сам. Вместо этого он научился орать подольше, чтобы добиться желаемого.

Пробуют родители несколько раз такой метод с тем же успехом – в экстремальных случаях ребенок растягивает время ора на 2-3 часа. Всем участникам от этого становится лишь хуже.

Ну и собственно метод «Как правильно научить ребенка хорошо спать»

Наш план основан на методе профессора доктора Ричарда Фебера, который он разработал в своем детском центре сна в Бостоне (США).

  • Предпосылки: вашему ребенку  минимум 6 месяцев и он здоров.
  • Сначала установите оптимальное время еды и сна. Поэтому твердому распорядку  укладывайте и кормите малыша. Регулярные часы являются очень действенной помощью. Успех нашего предприятия может быть получен лишь если ребенок действительно устал к тому времени, когда пора в постель.
  • Все другие «помощники», которые были у ребенка непосредственно перед засыпанием – ношение на руках, кормление грудью, бутылочка – должны быть отделены от укладывания и происходить минимум за полчаса до него.
  • Последние минуты перед укладыванием проведите, лучше всего, общаясь с ребенком во время гармоничного вечернего ритуала. Сразу после уложите его в постель, попрощайтесь и покиньте комнату.
  • Так как лежать одному в своей кроватке очень необычно, скорей всего он начнет  плакать. Будет ждать восстановления привычных условий укладывания. Именно это вы и не должны делать. Вместо этого, соблюдая ранее составленный план, ждите несколько минут, прежде чем пойти к нему (см. План). Обычно родители в состоянии выдержать 3 минуты, поэтому план начинается с ожидания в 3 минуты.
  • Смотрите на часы. «По ощущению» несколько минут могут показаться слишком долгими. Дверь в детскую может быть в это время закрыта.
  • Если ребенок плачет, заходите каждый раз по окончании времени ожидания и оставайтесь до 2-х минут внутри. Можно успокаивать спокойным, твердым голосом, можно гладить. Если он встал, положите его снова и выйдите опять. Ни в коем случае не берите ребенка на руки и не давайте бутылочек.  Он также не должен заснуть в вашем присутствии. Смысл акции – дать ребенку понять «все в порядке, я тут, но ты должен теперь научиться засыпать сам». Некоторым родителям помогает проговаривать это предложение вслух. Ребенок чувствует в вашем голосе уверенность и решимость, а также тепло и любовь. Даже если он  пока не понимает слов.
  • Некоторые дети реагируют на присутствие родителей еще более возмущенным ревом. В таком случае оставайтесь лишь совсем ненадолго возле постели. Тут действует правило: чем возмущенней ребенок, тем короче вы остаетесь с ним. Но тем не менее заходите к нему, чтобы он не чувствовал себя покинутым.
  • Успокоился ваш ребенок или нет – самое позднее через 2 минуты покиньте комнату и снова засеките время. В этот раз ждите чуть дольше – по плану 5 минут- снова заходите и убедитесь, что все в порядке. Дальше все повторяется, как написано выше. Покиньте комнату через 1-2 минуты и ждите. Время ожидания удлиняется в этот раз до 7 минут.
  • Если ребенок еще не заснул, заходите каждые 7 минут к нему чтобы успокоить и показать, что вы тут до тех пор, пока он не заснет сам в своей кроватке.
  • Во время дневного сна, вечером и при каждом ночном просыпании начинайте в первый день с 3 минут ожидания и доводите их до 7.
  • На следующий день начните с 5-минутного ожидания и доводите до 9-ти минут. Эту 9 мин. паузу вы повторяете до засыпания ребенка. На третий день начните с 7 и доведите до 10  минут. Более длительные паузы лучше не допускать.
  • Заходите к ребенку теперь лишь если он действительно плачет. При легком похныкивании есть большая вероятность, что он успокоится самостоятельно. Поэтому лучше немного подождать.

План

***

1 раз

2 раз

3 раз

Каждый последующий раз

1 день

3 мин

5 мин

7 мин

7 мин

2 день

5 мин

7 мин

9 мин

9 мин

3 день

7 мин

9 мин

10 мин

10 мин

С 4 дня

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

Потребность во сне сильней привычек, за которые ребенок поначалу борется. Постепенное увеличение времени ожидания нужны для того, чтобы ребенок понял: дольше кричать тоже не имеет больше смысла, родители все равно не делают того, что я хочу.

При этом протекает процесс приучения к новому ощущению засыпания в кроватке.

Если родители последовательно выдерживали план, то на 3-4 день должно быть заметное улучшение, а нередко даже решение проблемы. Дели учатся легко и быстро, гораздо быстрее, чем родители. Лишь в редких случаях длится дольше 1 недели, и лишь в исключительных – дольше 2 недель. Самое позднее тогда ребенок привыкает засыпать сам и спать всю ночь не просыпаясь.

Время ожидания по Плану оправданы, судя по нашему опыту. Большинство родителей это устраивает. Но вполне возможно ПЕРЕД приведением плана в жизнь составить свой собственный.

  • Возможно кажутся вам периоды ожидания слишком длинными. Вы можете сократить их на 2 минуты. Дойдя до 5 минут можете дальше не увеличивать. Даже если вы ни разу не оставите ребенка дольше чем на  5 или 6 минут одного, терапия все равно будет удачной.
  • Некоторые растянули время ожидания на большие промежутки, так как их присутствие не успокаивает ребенка, а совсем наоборот. Проф. Фербер, разработавший этот метод, также рекомендует более длительные паузы.
  • Неважно какие временные промежутки вы для себя установите, главное выберите себе тот, что кажется вам оптимальным и вы сможете его «провести в жизнь». Во время терапии план не должен больше меняться. Даже если вам кажется твердо установленный план лишним самодурством – для родителей это большая помощь заранее знать: «что я буду дальше делать?» Он дает уверенность подконтрольно и целенаправленно действовать. Ваш ребенок будет чувствовать эту уверенность и быстрее сдаст позиции, чем при вашей беспомощности и неуверенности.
  • Мы рекомендуем пользоваться планом при каждом укладывании в постель. Днем и ночью. Это дает очень хороший обучающий эффект.

Не все родители хотят так резко начинать переобучение. В таком случае можно порекомендовать терапию в 2 этапа:

  • Во-первых, обучите с помощью плана днем и вечером засыпать в одиночестве. При просыпании ночью дайте обычную помощь, сразу, без всяких промедлений. Иногда  ночи становятся лучше сами по себе.
  • Если же ребенок все еще регулярно просыпается по ночам, хотя днем и вечером засыпает один без проблем, введите вторым шагом теперь план и ночью. В таком случае придется подождать подольше, пока ребенок научится спать всю ночь.


Страница сформирована за 0.57 сек
SQL запросов: 169