УПП

Цитата момента



Мудрость начинается с готовности к потерям.
Хотя — что такое «потеря»?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Комплексное саморазвитие и самоутверждение

Существует справедливое на наш взгляд мнение, которое, к тому же, находит практическое подтверждение в жизни многих выдающихся людей, что для достижения успеха человек должен быть комплексно, всесторонне развит. Прагматическое же устремление к развитию по каким-то отдельным направлениям стратегического успеха обычно не приносит. Какое преломление эта идея приобретает применительно к семье? В данном частном случае она говорит о взаимозависимости между благополучием в семейной жизни и жизни вне семьи. Применительно к семейной жизни мы прежде всего имеем ввиду психологическое благополучие, достижимость состояния душевного комфорта – потому что ситуация с материальной составляющей и так достаточно ясна.

Успешному во внешней жизни человеку проще достичь хороших отношений и в семейном кругу. И наоборот, недостаток возможности для самоутверждения в обществе может привести к тому, что отсутствие социальной реализации выльется в гиперсамоутверждение внутри семьи, что с большой вероятностью отрицательно повлияет на моральный климат в ней. Приведем некоторые практические примеры, начав с мужчины.

Что греха таить, нередко мужчина стремится доминировать в семье, требует от женщины подчинения и послушания. Данное стремление в обществе оценивается по разному: кто-то его поддерживает, а кто-то наоборот, осуждает. К сожалению, редко при этом исходят из разумных позиций, хотя на наш взгляд, в первую оценивать нужно насколько это целесообразно, что окончательно определяется только в каждом конкретном случае. Однако оценим и общие моменты, тем более, что они непосредственно связаны с вопросами самоутверждения.

Целесообразность тотального доминирования мужчины обосновать непросто. Ведь в зависимости от жизненной ситуации руководящая роль должна переходить к наиболее компетентному в данной области человеку. Следовательно, постоянно оставаться на одной стороне она может только в том случае, если один партнер кардинально превосходит другого во всех отношениях. Очевидно, что в этом случае партнеры не равны, и мы этот случай рассматривать не будем, как не перспективный, поскольку ранее отмечали, что прочный союз возможен лишь тогда, когда потенциал супругов однопорядков.

Кроме того, если такое различие в потенциалах и встречается, то достаточно редко. Гораздо чаще в основе подобного стремления к власти лежит вовсе не сознательный выбор, а стремление мужчины к самовозвышению. Вот он, гордый глава семьи, выставив пузо вперед, командует – «Делай то, делай это!». Не слишком красивое зрелище. Нехорошо самоутверждаться за счет женщины. И главное, это невыгодно, поскольку полезная отдача от такой линии поведения очень невелика.

Самоутверждение будет куда эффективнее в плодотворных областях, например, в процессе реализации своих способностей в труде. Был студент – а стал кандидатом наук, доцентом; был инженер – а стал начальником отдела; был рядовой журналист – а стал главным редактором. И так далее. Даже простой квалифицированный специалист, работа которого важна для фирмы, ощущает достаточно уважения к себе со стороны других людей и своего руководства. И поэтому ему уже не нужно принижать жену, чтобы почувствовать себя значимым.

Не случайно многократные наблюдения показали, что жесткие руководители чаще других мужчин бывают весьма покладисты в семье – потому что их самоутверждение, и вообще, сброс агрессивности происходит на работе, а не дома. Как говорил один известный российских политик из прокуратуры, у него с женой такая договоренность: на работе он генерал, а дома – она. И ему не очень хочется дома быть генералом – на работе надоело. Как в известном анекдоте, когда токарь на курорте решил познакомиться с московской проституткой. Она ему ответила: «Мужик, представь, вот приезжаешь ты на курорт, а кругом станки, станки…».

Иное дело, когда самореализация на работе не достигается. Профессиональных успехов нет, денег нет, уважения тоже нет. Да и социальный статус оставляет желать лучшего. Работает мужчина, например, продавцом автозапчастей. Перспективы карьерного роста – туманны, а точнее – никаких. Практически все клиенты выше его по статусу. Технология работы укладывается в алгоритм «подай-принеси-спасибо-пошел вон!». Кто-то захотел его обматерить – и обматерил, а ему пришлось промолчать. В то же время, и разрядиться, и почувствовать себя большим человеком хочется. Приходит он после работы в семью, и начинает всех «строить». Такая вот закономерность.

Но не следует понимать нашу мысль слишком буквально. Мы не хотим сказать, что любой социально успешный мужчина будет в семье покладист, как и не утверждаем, что каждый представитель рабочего класса будет принижать свою супругу. В данном случае мы говорим только о том, что внешние условия оказывают свое вполне конкретное влияние на развитие отношений в семье. Жесткой связи тут нет, но есть связь вероятностная. Как, например, в случае с зимней резиной: из того, что вы ездите зимой на летних шинах никак не следует, что вы обязательно попадете в аварию, но вероятность этого – выше. Условия к тому располагают. Но и наличие зимних шин не даст вам гарантию от аварии.

Моменты, связанные с карьерой, актуальны и в других случаях. В частности, в самом начале книги мы обсуждали модель А.П. Егидеса, описывающую изменение заинтересованности мужчины и женщины друг в друге в зависимости от их возраста. В числе различных факторов, Егидес отмечал постепенное улучшение социального положения мужчины. Это служило одним из оснований роста его привлекательности для женщин и расширения его возможностей по общению с ними.

Однако такое развитие событий имеет место далеко не во всех социальных слоях. Ведь это инженер, врач и им подобные, постепенно совершенствуясь, занимают все более высокие должности, поднимаясь по служебной лестнице, становятся все более уважаемыми и богатыми людьми. Иное в рабоче-крестьянской среде. Ну изменился разряд со 2-го до 6-го, а дальше что? Рост невозможен, существенное увеличение доходов – тоже. Много ли вы знаете примеров, когда слесарь-сантехник, водитель автобуса, продавец автозапчастей достигали в жизни высоких рубежей?

Так что, весьма интересная в целом модель А.П. Егидеса, как и любые модели, имеет свои ограничения. Впрочем, здесь происхождение их естественно. Он, да и другие авторы, использует для иллюстраций примеры людей из своего круга – о написании диссертации, карьере доктора, перехода из науки в бизнес и т.д. В свою очередь, слесари книг не пишут, и примеров про слесарей, соответственно, не имеется.

Впрочем, здесь для нас важнее другое. Мы еще раз упомянули модель Егидеса, чтобы подчеркнуть важность всестороннего развития и разнообразной реализации человека. В противном случае, даже те положительные моменты во взаимоотношениях с противоположным полом, которые должны были проявиться, могут остаться непроявленными.

Ну ладно, о мужчинах мы, пожалуй, сказали достаточно, теперь нужно справедливости ради, сказать пару слов о женщинах. Традиционное мировоззрение указывает женщине на подчиненное место в обществе, как полноценного члена не позиционирует и возможности хоть сколько-нибудь значимой самореализации вне семьи не оставляет. В противовес ему, современная западная культура позволяет женщине принимать активное участие в деловой жизни, внося значительный вклад в развитие общества.

Поскольку для России в большей степени характерен азиатский подход, женщинам часто не хватает социального самоутверждения. Да честно говоря, во многих случаях они к нему и не стремятся, как было показано в предыдущих главах.

Тем не менее, подсознательное стремление к ощущению собственной значимости остается. А в условиях, когда социальный статус жены оставляет желать лучшего, единственным местом для самоутверждения остается семья. И не всегда такое самоутверждение происходит в позитивном ключе.

Не раз приходилось слышать фразы типа: «Что бы ни думал себе мой муж, все равно я будет так, как я хочу. Вопрос лишь в том, сколько времени мне надо его «обрабатывать»; «Муж голова, а жена – шея, куда повернет, туда и выйдет»; «Любой мужчина у меня всегда был не один. И никто из них об этом не догадывался!»; «Мой-то вчера хотел выпить, а я ему не дала!». И тому подобное. Очевидно, что такие высказывания вряд ли возможны, если реально существует союз двух уважающих друг друга самостоятельных личностей.

Попустительство мужчин здесь также играет немалую роль. Например, последняя фраза про выпивку. Вдумайтесь, мужик отдал ей свои заработанные деньги, и теперь выпрашивает у нее на пиво, не зная, даст она ему его же денег, или не даст! Ну не лопух?!

Зато жена ощущает свою значимость, влиятельность. Ведь женщине, если она своевременно не проявила должного профессионального прилежания, и не сумела полноценно вписаться в общественную жизнь, строго говоря, гордиться особо нечем. Руководитель гордится своим положением, творческий человек - своими творениями, мастер высшей квалификации – превосходными результатами своего труда. А кто такая домохозяйка? Чем ей гордиться, где самоутверждаться?

Если говорить о конструктивной, созидательной стороне, приходится признать, что в ее власти остаются только ординарные действия. Сходить в магазин, убрать мусор, приготовить еду. Понятно, что для этого не нужно быть героем. Работы эти порой трудны, но общеизвестно, что труд менее квалифицированный, тем он тяжелее. Кроме того, такие работы легко может выполнить и мужчина, обладающий минимальным жизненным опытом.

Даже если взять заботу о детях. Действительно, «женщина – мать» - это звучит гордо. С одной стороны. Да, ее энтузиазм на этой стезе похвален, если он имеет место. Но с другой стороны, существует целый ряд моментов, которые не позволяют считать ситуацию с самоутверждением женщины, проходящую таким путем, разрешенной. И вот почему.

Во-первых, процесс выращивания потомства не является уникальным деянием. Это не есть специфический человеческий признак – то есть то, что делает человека человеком. Потому что это вообще способ размножения млекопитающих, которым забота о собственных детях присуща не в меньшей степени. Наверняка среди читателей есть любители животных, которым доводилось наблюдать, например, как заботливо бродячая кошка вылизывает своих котят в подвале, как терпеливо она обучает их прыгать, драться, ловить мышей, как самоотверженно она защищает их при опасности. Это хорошо, на этом держится жизнь. Но мы говорим о самоутверждении, а самоутверждаясь, человек стремится сделать нечто особенное, а не стандартное, обыденное.

Второй момент состоит в следующем. Одним из аспектов самоутверждения проходит стремление вырастить своих детей более или менее выдающимися, в некотором смысле реализоваться через них, заставить их достичь того, чего не удалось достичь родителям. Однако это весьма непростая задача.

Непростая она по многим причинам, многие из которых далеко нетривиальны, но одна – очевидна. Дети не могут унаследовать того, чего нет у родителей. Как в случае с материальным наследством, так и с духовным. Бедная семья не оставит детям счетов в швейцарском банке. Родители, чье всестороннее развитие оставляет желать лучшего, не смогут воспитать своих детей развитыми, задать им надлежащий импульс.

Кроме того, настает момент, когда дети вырастают и уходят, а мать – остается, остается наедине со своими достижениями. И если все ее достижения были только в детях, то в некотором роде, она остается ни с чем. Так что самоутверждение через детей – вещь ненадежная. Как считают психологи, в жизни женщины обязательно должны быть и другие цели.

А есть они не всегда. Вот и получается, что стремясь повысить свою оценку хотя бы в собственных глазах, женщина самоутверждается на муже. Не случайно поэтому «для женщины, как и для строптивого ребенка, очень важно настоять на своем, сказать последнее слово, топнуть ногой, похвастаться перед подругой: «И тут я ему дала по мозгам!» [8;14]. Кто не в состоянии самоутвердиться в жизни, делает это в семье.

Приведенные выше рассуждения, разумеется, не являются исчерпывающими. Их задача – послужить иллюстрацией того, что гармония в семейной жизни человека зависит от его реализации вне семьи. Кстати, и наоборот. Тот, у кого в семье все благополучно, кто счастлив, бывает успешнее и в делах. Интересны статистические исследования, проведенные за рубежом. Оказалось, что мужчины, которых перед уходом на работу с любовью целует жена, реже других мужчин попадают в дорожно-транспортные происшествия, находясь за рулем.

А в целом, стремиться прожить свою жизнь целостно, достичь всестороннего развития и полезно и интересно. Как стать таким, всесторонне развитым человеком, какова технология его успеха – вопросы очень интересные, но они выходят за рамки настоящей работы. Кроме того, в значительной степени они были раскрыты мной ранее, поскольку являлись центральными в моей предыдущей книге – «Мистер Эго. Как жить в обществе и быть свободным от общества». Кроме того, как я теперь могу указать во второй редакции этой книги, весьма сильные технологии достижения успеха описаны в моей недавней работе «Сам себе творец». Поэтому здесь мы не будем подробно обсуждать технологии социального успеха, и далее сконцентрируемся на путях достижения успеха в семейных отношениях.

В практической жизни теорию полезно знать заранее.

Афоризмы от Кащея.

Путь к гармоничному и эффективному совместному существованию

Как вы, наверное, заметили, логика данной работы разворачивалась в следующем порядке. В начале мы поставили проблему. Суть ее сводилась к тому, что существующая система «жизни как заведено» не выдерживает испытания практикой, в подтверждение чему была приведена статистика разводов и количество несчастливых семей в современном обществе. Затем, после обоснования необходимости осознанной жизни, следовала в некотором роде описательная часть, где мы разобрали несколько популярных стереотипов, а далее – сформулировали обобщенное понимание главных принципов, вооружившись которыми можно довольно успешно следовать к благополучному совместному бытию. В силу своей универсальности, принципы представляют собой обобщение достаточно высокого порядка.

Однако закономерным шагом, завершающим изложение, было бы некоторое конструктивное предложение по решению проблемы, поставленной в начале. Поэтому сейчас настало время его сформулировать.

Все дороги идут из прошлого, но не все ведут в будущее.

Афоризмы от Кащея

Преодоление традиционной модели семьи

Если традиционная модель дискредитировала себя, не может надежно обеспечить жизнь высокого качества, то следует избрать другую модель. Избирать модель нужно осмотрительно: есть достаточно оснований полагать, что наши возможности по творению жизни не безграничны, и новая модель должна соответствовать складывающимся тенденциям общественного развития. Самонадеянные попытки «изнасиловать реальность», когда она к тому не склонна, заведомо обречены на провал. Неудачи с построением коммунизма/социализма в России и ряде других стран – красноречивое тому свидетельство. Поэтому выбирая альтернативную модель необходимо исключительно внимательно учитывать современные тенденции, складывающиеся в обществе, чтобы гармонично вписаться в них.

К счастью, процесс инновационного развития культуры западного типа дает достаточно материала, чтобы сделать адекватные выводы. Поэтому есть все основания для уверенности в том, что предлагаемая нами эволюционная трансформация жизни не окажется чем-то искусственным, но напротив, будет шагом в дальнейшем культурном развитии человечества.

Для начала нужно определиться с прежней моделью. Что конкретно она собой представляет и в каких именно аспектах себя изжила? И вообще, почему мы говорим о модели в единственном числе, хотя сами, выше, утверждали, что существующих моделей – неисчислимое множество?

Дело в том, что хотя моделей и существует множество, в главной в России является одна. Для того чтобы как-то обозначить ее, назовем эту модель азиатской. Ее суть состоит в том, что доминирование мужчины в семье рассматривается как само собой разумеющееся. Женщине же отводится подчиненная роль: она должна сидеть дома, обслуживать мужа и детей, а муж в свою очередь, должен содержать семью. Хозяйственные функции женщины также рассматриваются как нечто от нее неотъемлемое.

Называя такое понимание семьи «азиатским» я не хочу ничего плохого сказать в отношении Азии и никого не осуждаю. Осуждает обычно обыватель. Это его излюбленные категории «хорошо – плохо». При более или менее глубоком подходе становится совершенно очевидно, что выйти на некий абсолют, чтобы оттуда, подобно трансцендентному Богу, судить и оценивать, возможным не представляется. Все зависит от точки зрения и исходных данных. Что для одного хорошо, для другого плохо, а для третьего – безразлично. Поэтому определение модели как «азиатской», во-первых, безоценочно, во-вторых, принято по внешним признакам – так как данная модель в большей степени соответствует восточному - и особенно – азиатскому менталитету, а в-третьих – условно. Условно – потому, что такая модель не является исключительно достоянием Азии, или шире – Востока. В прежние времена она была распространена по всему миру. Но когда начала развиваться прогрессивная цивилизация современного типа, начала меняться и система общественных отношений, в результате чего азиатская модель, которая еще может быть названа традиционной, сегодня характерна для Запада в меньшей степени. Она уходит.

На мой взгляд, это хорошо. Я, как философ и мыслитель, придерживаюсь западной культурной парадигмы и разделяю западные культурные ценности. А восстанавливает Домострой или распространяет Шариат пусть кто-нибудь другой. Собственно, в моем понимании вне западной парадигмы сложно быть философом. Много ли вы знаете азиатских философов? Видимо мало, и неспроста. Критическое переосмысление себя и стремление к новому – характерная черта исключительно западной культуры. Но вернемся к стержню наших рассуждений.

Идея осознанного вершения бытия, в первую очередь, предполагает сознательный выбор. И если выбор был именно таким, то, теоретически, не столь важно, какую именно модель использовать. Так что если кто-то сочтет использование азиатской модели целесообразным, исходя из особенностей своих персональных жизненных реалий, то на здоровье. Суть же нашей мысли состоит в том, подчеркнем это еще раз, что использование азиатской модели, взятое масштабах общества, в современных условиях эффективным не является, поэтому необходимо переходить к модели другого типа.

Но дело не ограничивается ее неэффективностью. Жизнь по азиатской модели имеет следствия, которые с нашей точки зрения, безусловно, должны быть отнесены к недостаткам, требующим искоренения. Назовем несколько из них.

Тезис о главенстве в семье мужчины, очевидно, не совместим с идеей равенства в семье. На практике такое неравенство выливается в отсутствие уважения к женщине, причем не только в семье, но и в обществе в целом. В тех кругах, где распространена азиатская модель семьи, женщина рассматривается как человек второго сорта. Такое отношение особенно ощущается на контрасте. Дамы из интеллигентных слоев не раз мне жаловались, что в российской глубинке, в деревнях они нередко сталкивались с ситуацией, когда мужик, беседующий с женщиной, начисто перестает ее замечать, если к ним присоединяется еще один мужик (в данном случае речь идет именно о мужиках, а не о мужчинах).

Еще более яркую иллюстрацию дают воспоминание солдат американской оккупационной армии, вторгшихся в Ирак в 1991 году. Как известно, в эмансипированной Америке в вооруженных силах служит много женщин, среди которых, в свою очередь, значительную часть составляют офицеры, порой старшие. И даже есть генералы женского пола. Естественно, они принимали участие и в компании против Ирака. Однако взаимоотношение даже с лояльными иракцами складывались у них непросто. Менталитет иракского мужчины не позволял воспринимать женщину как человека, заслуживающего уважения, и тем более – как вышестоящего человека. Поэтому для женщин-офицеров возникала трудность с руководством иракскими мужчинами, принявшими сторону армии США – они в упор не хотели замечать таких женщин. В результате, приходилось находить обходные пути. Например, женщина-офицер дает приказание не иракцу, а рядовому солдату – американцу, после чего он пересказывает все аборигену, и в этом случае тот его уже слушает, поскольку говорит с мужчиной.

В некотором роде обратный случай произошел с американцами в Москве. На этот раз американцы были представлены не вооруженными силами, а студентами, прибывшими на две недели в Россию в порядке ознакомления с культурами разных стран.

Как то у них состоялся разговор на тему семьи с русскими студентами. Американские девушки (которых в группе было большинство) оказались весьма удивлены, когда выяснилось, что видение нашими студентами модели семьи весьма далеко от их западного понимания, и предполагает, что мужчина – это однозначный глава и кормилец семьи, а женщина – несамостоятельное существо, занимающееся домашним хозяйством. С точки зрения американских девушек, слышать это было очень странно: с виду русские похожи на европейцев, а менталитет – как у азиатов! Подчеркну, возмущались именно девушки. И это правильно, потому что для здравомыслящего человека очевидно, в насколько невыгодную позицию ставит женщину указанный подход к отношениям в семье. Чтобы спасти честь русского мужчины, тогда в качестве цивилизованного примера даже пригласили меня, попросив побеседовать с американцами и показать, что русские мужчины тоже могут признавать женщину как равную и не пытаться поставить себя выше исключительно по половому признаку.

Пример с американцами нравится не всем. Не любят их в России. И это можно понять. Но личные симпатии/антипатии не должны подменять собой деловой подход. А беспристрастный взгляд говорит, что на сегодня США – ведущая мировая держава, не без оснований претендующая на мировое господство. В основе мощи этой страны, конечно, лежат многие причины, но, несомненно, одна из них – это устройства гражданского общества, менталитет людей, что позволило эффективно функционировать процессам самоорганизации и в кратчайшие сроки привело страну к изобилию.

Поэтому целесообразно нам поучиться у американцев. Это не стыдно, тем более, что поучиться есть чему. Стыдно, когда наоборот, сидят «в лаптях» и при этом гордятся – зато в своих! Впрочем, в лаптях не всегда. Я много раз встречал так называемых «патриотов», которые готовы рвать рубаху на груди, отстаивая некую «русскую идею» и кляня «прогнивший запад», но в то же время почему-то не пользующимися товарами нашей родины. Автомобили, телевизоры, мобильные телефоны, обувь, костюмы, и даже исподнее – все у них импортное! Кроме лоснящейся хари.

Так что надо быть честным хотя бы с самим собой. И в этом плане лучше уж быть похожим на американца, чем на полудикого араба из приведенного выше примера.

Оснований для этого достаточно. Ведь азиатская модель семьи сложилась не случайно. В прошлые времена жизнь была существенно тяжелее, чтобы выжить, требовалось усилие двоих, а также жесткое распределение ролей. Работала известная закономерность: чем сложнее условия, тем строже порядок. В наше время условия изменились, и в России они не самые плохие. Поэтому допустимая степень свободы существенно больше.

Азиатская же модель сегодня не только неэффективна, но и невыгодна ни мужчине, ни женщине. Женщине она невыгодна потому, что принижает ее социальный статус и человеческое достоинство, принижает в моральном плане, но им не ограничивается и, переходя в план материальный, вовсю эксплуатирует женщину, загружая тяжелым хозяйственным трудом. На мой взгляд, то, что в этом случае мужчина обязан заплатить за нее, например, в ресторане, перечисленного не компенсирует.

Мужчине такая модель тоже невыгодна, поскольку, хотя и наделяет статусом главы семейства, одновременно превращает его в кормильца всех своих иждивенцев, в результате чего он тоже теряет многое, начиная от личной свободы и заканчивая здоровьем, поскольку чтобы прокормить семью ему приходится и много работать, и много переживать по этому поводу.

Не станем разбирать здесь возможные извращение – когда нарушаются и правила азиатской модели – и мужчина, не обеспечивая должным образом семью, все равно считает женщину обязанной его обслуживать, или когда женщина, находящаяся на содержании, в то мужа, в то же время мужем и руководит. Такого рода нарушения зависят уже не от модели, а от нравственного и культурного уровня супругов. Хотя косвенно это указывает и на недостатки модели, которая, в принципе, должна минимизировать такие проявления на системном уровне.

Можно и дальше критиковать азиатскую модель, но мы на этом остановимся. Пора переходить к конструктиву. Итак, какой же должна быть новая модель семьи, чтобы в большей степени соответствовать современной реальности и быть свободной от недостатков предыдущей?

Приносить пользу надо домой.

Артур Васильев



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 169