УПП

Цитата момента



Так получилось, что у меня левая рука коллекционирует ожоги: ожоги нежности. На запястье — ожог от сигареты. Он уже еле виден, но я помню, как тогда (кстати, весной) я обнимал ее и другой рукой неловко ткнул огоньком в левую пятерню. Помню прикосновение ее губ к этому месту на руке. Мы уже давно не вместе, но мне жаль, что шрам от ожога зарастает, хотя вот есть другой. Только недавно появился. На большом пальце. Мы вместе готовили завтрак, смеялись и обжигались. Но было не больно от этой печати нежности.
Ожог, дорогой, ну хоть ты не зарастай…
Алекс ШУГАЛАЙ

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ну вот, еду я в лифте, с незнакомым мужчиной. Просто попутчиком по лифту. Смотрюсь в зеркало, поправляю волосы и спрашиваю его: красивая? Он подтверждает - красивая! - и готов! Готов есть из моих рук. Не потому, что я так уж хороша в свои пятьдесят, а потому…

Светлана Ермакова. Из мини-книги «Записки стареющей женщины»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

КОМУ ЭТО НУЖНО?

– о заинтересованных в браке сторонах

Нужно ли вступать в брак - вопрос, обычно обывателем не проблематизируемый. Массы отвечают «ДА» столь же уверенно, сколь и оглушающе молчат в ответ на последующие вопросы: кому нужно, зачем нужно, каковы цели, какие возможны альтернативы и т.п. Имеющиеся исключения в ответах погоды не делают.

Такая ситуация вызывает удивление – ведь брак, создание семьи – серьезнейшее дело, от качества которого зависит вся дальнейшая жизнь, а порой и судьба. Почему столь важные поступки совершаются необдуманно, неосознанно? Вопрос… Но не будем отвлекаться, попробуем решить поставленную задачу.

Как только приступаешь к анализу, приходит в голову такое соображение. Рассуждать, нужно ли вступать в брак, бессмысленно без внесения уточнений: кому нужно и когда нужно. Разве брачные отношения одинаково необходимы в разные периоды жизни человека? Разве брак в равной степени нужен мужчине и женщине?

Такие вопросы имеют значение не только в так называемом «метафизическом», глобальном смысле, но и в тактическом: в зависимости от того, какая сторона имеет большую заинтересованность в браке, определяется, кто и какие шаги готов сделать навстречу другому, формируется расклад сил в паре, решается вопрос о власти, выявляется сторона руководящая и сторона подчиняющаяся. Степень заинтересованности в значительной степени показывает и степень зависимости от партнера. Данный фактор весьма важен в деле распределения властных полномочий, даже если принимать во внимание, что он не является единственным.

В то же время, надо признаться, само слово «власть» лично мне импонирует не очень, поскольку создает впечатление авторитарности и насильственного принуждения. Однако избежать этого аспекта мы не можем, так как он есть в жизни. Но если учесть, что для современной стадии развития общества из трех составляющих любой власти – силы, денег и знаний (информации), наиболее сильны две последних, то говоря о власти в семье, можно исходить из экономических и манипулятивных рычагов регулирования/принуждения, поскольку непосредственное насилие актуально весьма редко. Тогда будет уместна и рыночно-коммерческая терминология, о которой мы упоминали во введении.

Маркетинговые слова – «конкурентные преимущества», «взаимовыгодность», «справедливая цена», «уровень спроса» - создают демократичную, свободную атмосферу, что не случайно, поскольку в отличие от вертикали власти, предполагающей неравенство, коммерческая деятельность основана на равенстве хозяйствующих субъектов - что, кстати, и отражено в гражданском кодексе. К тому же, такой подход вполне укладывается в нашу рациональную парадигму.

Как и в предыдущих моих работах, я предпочитаю вводить подразделение на внутреннее и внешнее. Хотя такое подразделение в значительной степени условно, оно оказывается весьма удобным для анализа. В данном случае к внешнему будет относиться текущая ситуация на брачном рынке, а к внутреннему – наши возможности по успешному выступлению на нем. Здесь можно провести аналогию с производством. Например, успех предприятия по производству велосипедов зависит от двух составляющих: хочет ли народ покупать велосипеды и соответствует ли выпускаемая продукция понятию «велосипед».

Какие здесь существуют закономерности? Ответ на этот вопрос был бы неполным без обращения к результатам исследований известного московского психолога А.П. Егидеса. А результаты его таковы.

Женщина подобна розе: лепестки опадают за неделю, шипы остаются навсегда.

Афоризмы от Кащея

Модель заинтересованности мужчины и женщины в браке по А.П. Егидесу

Основная идея данной модели состоит в описании того, как изменяется привлекательность мужчин и женщин на брачном рынке в зависимости от возраста. Точнее, сам А.П. Егидес исследовал привлекательность, начиная вообще с младенчества, но интересная для нас точка отсчета – это брачный возраст, начинающийся в 17-18 лет. Основные идеи Аркадия Петровича следующие.

В ранний период преимущество имеет слабый пол. Действительно, девушки к указанным годам расцветают, юноши же пока не могут похвастаться особой привлекательностью, поскольку не вышли из подросткового состояния. Причем девушки, обращает внимание Егидес, привлекательны как для своих ровесников, так и для тех, кто старше их по возрасту и уже обладает достаточным жизненным опытом, знаниями и нередко деньгами. Юноше с такими старшими товарищами конкурировать сложно, точнее – практически невозможно.

Кроме того, как отмечают психологи, в том числе и Егидес, у мужского и женского пола неравномерно происходит развитие психотехники общения. Не буду здесь приводить график, но смысл в том, что девушки обучаются эффективному общению раньше юношей, полностью юноши их догоняют практически в зрелом возрасте – где-то к 30 годам. Далее психотехника общения и у мужчин, и у женщин находится на приблизительно одинаковом уровне. Но в молодости мужчинам порой не хватает навыков общения, что отрицательно сказывается на потенциальном успехе у слабого пола.

Финансовое положение в молодости тоже зачастую не может быть козырем в руках молодого мужчины. Несмотря на то, что, как правило, мужчины зарабатывают несколько больше женщин, в начале карьеры сумма заработка обычно невелика. В то же время, родители молодой девушки чаще всего находятся в трудоспособном возрасте и готовы помочь своей дочери материально – то есть, благосостояние молодой особы в среднем является приемлемым.

Если говорить о совместной жизни, то здесь дополнительным козырем девушки оказываются ее навыки ведения домашнего хозяйства, которые даже если еще и не развиты в достаточной степени, то почти наверняка превосходят аналогичные навыки ее спутника, который в домашнем хозяйстве несведущ. Часто молодая хозяйка просто руководит своим мужем в таких вопросах, и без этого руководства он вряд ли способен к эффективным действиям.

щелкните, и изображение увеличится

Таким образом, перечисленные показатели – внешняя привлекательность, хорошая психотехника общения и относительная финансовая независимость от супруга, по Егидесу, в сумме приводят к тому, что в случае распада брака двух совсем молодых людей, молодая жена скорее найдет замену своему молодому мужу.

Этот вывод основывается на внутренних факторах, характеризующих персональные возможности соискателя. Однако в данный период и внешние факторы – состояние брачного рынка – оказываются в пользу молодой девушки.

Известно, что количество мужчин и женщин, желающих вступить в брак, неодинаково. Но их соотношение меняется в зависимости от возрастной категории. По статистике, до 24-летнего возраста число неженатых мужчин больше, чем женщин. Причем разница достаточно существенна. Иными словами, молодым женихам просто физически (количественно) не хватает молодых невест, отчасти и потому, что девушки нередко выходят замуж за мужчин старше себя. Ввиду указанного дефицита, молодые люди также вынуждены обращаться к женщинам старше. По данным Егидеса, таких браков около 10%, то есть, значительная величина, хотя и не каждый брак из этих десяти процентов обусловлен обсуждаемым дефицитом.

Примерно после 24-летнего возраста супругов вносить свой вклад в отношения между мужем и женой начинает ребенок, часто появляющийся к этому времени. Согласно описываемой модели это тоже аргумент в пользу женщины, ведь считается, что любовь к ребенку и желание его вырастить удерживает мужчину в семье. Эта идея существует уже тысячелетия. Вот цитата из Библии про Лию, жену Иакова: «И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов» [3;31]. Кроме того, нередко женщина факт наличия ребенка превращает в орудие давления, грубых манипуляций и шантажа (типа «Разойдемся – ребенка не увидишь!»).

В материальном смысле при разводе также больше страдает мужчина, и Егидес даже говорит об имущественном крахе мужчины, когда ему приходится оставлять жене с ребенком квартиру и практически начинать все с нуля.

С нашей точки зрения, аргумент насчет ребенка – спорный, да и квартиру в добровольном порядке оставлять необязательно, а все остальное весьма близко к реальности. Поэтому можно в определенной степени согласиться с Аркадием Петровичем, что в молодом возрасте большинство преимуществ находится на стороне женщины. Для женщин, предлагающих себя на брачном рынке, это так называемый рынок продавца. (Рынок продавца/покупателя – понятие, показывающее, кто на данном рынке определяет политику, диктует условия: продавец или покупатель). К счастью для мужчин, потом ситуация изменяется, и все факторы оказываются в их пользу. Полностью это происходит примерно к 40-летнему возрасту.

Начнем с внутренних факторов. Мужчина, по выражению Егидеса, «матереет и приобретает мужскую привлекательность». Женщина же наоборот – стареет, причем часто очень быстро, и уже после 30 ее внешние данные существенно ухудшаются (а у некоторых - и раньше).

Материальная сторона вопроса у мужчин с возрастом успешно разрешается – карьерный и профессиональный рост существенно увеличивают доходы. У женщины же, в большинстве случаев, если и происходит увеличение зарплаты, то куда меньшими темпами и до ощутимо меньших абсолютных показателей. А поддерживавшие ее ранее родители теперь сами нуждаются в поддержке, так как достигли к этому времени пенсионного возраста.

Развитость навыков общения и у мужчин, и у женщин к этому времени выравнивается, но эффективность использования их отличается, теперь уже в пользу мужчин. Изменение эффективности обуславливают уже упомянутые факторы – внешняя привлекательность и материальная обеспеченность. Взрослый мужчина умеет красиво ухаживать, а наличие денег облегчает этот процесс. Женщина сохраняет способность красиво принимать ухаживания, но их (ухаживаний) становится все меньше.

Количественная статистика также изменяется в пользу мужчин. По статистике, приводимой А. Егидесом, в районе 40-летнего возраста число незамужних женщин превышает число неженатых мужчин более, чем в 2 раза. Тому есть естественные причины – среди мужчин выше смертность, как от заболеваний, например внезапных инфарктов, так и от внешних воздействий - войны, катастрофы, криминал, несчастные случаи. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, спиваются, а также попадают в заключение, выбывая таким образом из группы конкурентоспособных женихов.

Оставшиеся же мужчины в большинстве своем смотрят отнюдь не на ровесниц. В модели Егидеса приводятся данные, согласно которым 13,4% мужчин в возрасте 40-44 лет и 32,9% в возрасте 35-39 лет сочетаются браком с женщинами моложе 30 лет. Глядя на такую динамику становится интересно узнать, каков же процент мужчин в возрасте 30-34 лет выбирает в жены ровесниц…

Дети в рассматриваемом периоде жизни супругов также перестают быть сдерживающим фактором. Во-первых, они уже достаточно взрослые, во-вторых, у них сложились определенные отношения с родителями, и еще вопрос, кого они больше уважают. Кроме того, с отцом, как правило позволяющим детям больше свободы, и помимо этого обеспеченным материально, детям просто выгодно иметь хорошие отношения.

В довершении всего, взрослый мужчина обладает достаточными хозяйственными навыками. Жизнь, что называется, заставила научиться. Причем нередко хозяйственные дела мужчина осваивает даже лучше женщины. Помню, в нашей компании был парень около 40 лет, имевший достаточный стаж холостяцкой жизни. Он был совершенно незаменим при выездах на различные корпоративные пикники и т.п., поскольку умел не только быстро развести в лесу костер и починить в полевых условиях любой автомобиль, но и приготовить высококачественную еду из каких угодно продуктов, причем в части последнего один стоил нескольких женщин.

Таким образом, сумма перечисленных факторов позволяет заключить, что с определенного момента брачный рынок превращается в рынок покупателя, где покупатель – мужчина. Данная ситуация имеет и ряд других последствий, связанных с изменениями взаимоотношений в семье. Тем, кого данная тема заинтересовала, рекомендую обратиться к первоисточнику – книге А.П. Егидеса «Лабиринты общения», из которой и было почерпнуто приведенное описание модели.

Цепям семьи во искупление,
Бог даровал совокупление,
А холостые, скинув блузки,
Имеют льготу без нагрузки.

И. Губерман

Еще о факторах заинтересованности при вступлении в брак

А мы вернемся к нашим задачам. Хотя, как было подчеркнуто во введении, мы не сводим взаимоотношения между мужчиной и женщиной к бизнес-процессу, на данном этапе представляется целесообразным продолжить разговор в категориях бизнеса. Это не означает, что основным мотивом является борьба – борьба друг с другом за отстаивание собственных интересов, захват и удержание собственной доли. Возможен и позитивный взгляд, открывающий созидательные перспективы.

Конечно, в наше время непросто сохранить в душе хорошее отношение к бизнесу, особенно для разносторонне образованного человека. Все мы являемся свидетелями отвратительно низкого культурного, морального и духовного уровней многих современных бизнесменов, их безнравственной и нередко разрушительной деятельности, преследующей исключительно эгоистические цели, что порой наносит серьезный вред обществу в целом. В то же время, никому еще не была полезна концентрация на негативе.

Ведь если отвлечься от неприглядных моментов реальности, можно отметить, что в основе бизнеса лежит достаточно привлекательная идея – идея взаимовыгодности, когда наличие определенных потребностей позволяет людям с помощью своего труда стать нужными друг другу и вести эффективную жизнь, совместно приумножая благо.

Какие же объединяющие моменты подобного рода можно найти в семье? Выделим несколько основных:

  • желание произвести на свет и вырастить детей, что затруднительно вне брака (особенно вырастить);
  • желание оградить себя от одиночества в старости;
  • желание оградить себя от одиночества в повседневной жизни;
  • желание более эффективно организовать систему ведения хозяйства, что при совместной жизни проще, нежели при раздельной;
  • желание вести сексуальную жизнь с меньшими затратами денег и времени, а также с меньшими рисками.

Перечень основных совместных задач практически исчерпывается перечисленным. Совместные задачи – это причины для вступления в брак. Разумеется, указанные факторы все вместе присутствуют не всегда, а сочетаются в различных комбинациях. Да и не в любом случае возможна реализация каждой конкретной задачи.

К сожалению, наличие общих задач не гарантирует равновесности ситуации. Рассмотренный вы1ше подход А.П. Егидеса создает впечатление некоего баланса, хотя и растянутого по времени. В начальный период перевес на стороне женщины, который затем переходит к мужчине. Но несмотря на то, что рассуждения этого уважаемого автора основаны на реальных фактах, нельзя согласиться с ними полностью. Акценты следует расставить несколько иначе.

Для этого следует подробнее выяснить, какие факторы в реальности побуждают молодых людей вступить в брак – ведь они не сводятся к перечисленным рациональным посылам. Далее, из суммы факторов нужно выделить те, которые действительно обладают реальным значением, и те, которые эфемерны, и тогда станет понятно, кто же в действительности более заинтересован.

Допустим, в 20-22-летнем возрасте супругов складывается семья. Посмотрим, что толкает на этот шаг молодых людей. При этом вынесем за скобки подсознательный биологический механизм, вызывающий в определенном возрасте инстинктивное стремление к созданию семьи и продолжению рода. Ряд исследователей утверждает, что такой механизм обязательно присутствует, но при нашем подходе он, образно выражаясь, попадает в обе части уравнения, так как присущ и мужчинам и женщинам, и следовательно, как в математике может быть сокращен – поскольку не вносит ясности, кто же больше заинтересован в браке. Кроме того, данный фактор не является определяющим, ибо в своей жизни современный человек руководствуется не только инстинктами. Присутствие такого механизма, если он есть, в нашей модели лишь создает благоприятную почву для заключения брака в целом.

Блестя глазами сокровенно,
Стыдясь вульгарности подруг
Девица ждет любви смиренно,
Как муху робко ждет паук.

И. Губерман

Заинтересованность женщины

Здесь все более или менее ясно. Стандартные намерения здесь – скорее выскочить замуж, закрепив таким образом свои социальные (а порой и материальные) позиции, рожать детей и смотреть с высока на незамужних подруг (занятно наблюдать за последним, кстати).

Прав был Егидес, тут надо торопиться. Во-первых, впарить себя кому-то следует до того, как будет утрачен товарный вид, во-вторых, хороших мужиков быстро разбирают, и конъюнктура брачного рынка быстро изменяется не в пользу женщин – это все описано выше. В послетридцатилетнем возрасте, по свидетельству ищущих мужа дам, остаются либо придурки, либо разведенные, а последние, как говорят, обладают очень существенными недостатками. Поэтому многие обывательницы спешат настолько, что забывают даже о материальной составляющей. Поясню.

Для женщины, которая не собирается строить свою жизнь за счет собственных усилий, качество жизни всецело зависит от мужчины. Как он сможет ее обеспечить, так она и будет жить. А степень обеспечения зависит от его социального статуса. Особенно это верно для России, где хорошо живет не тот, кто хорошо работает, а тот, кто высоко сидит. Так было в советские времена, так есть и сейчас. Поэтому в общем случае, жена пролетария будет таскать тяжеленные сумки с самой дальней продуктовой базы (потому, что там дешевле), трястись на дачу в электричке, торчать кверху задом на огороде – и так всю жизнь.

Отсутствуют гарантии благополучия и для детей. Навряд ли ее муж-рабочий сумеет должным образом сориентировать сына – привить любовь и стремление к познанию, обучению, настроить на поступление в институт. Возможно, он и попытается это сделать, но указывать путь кому-то легче тогда, если ты уже прошел этот путь сам, и трудно в противном случае. Когда я учился в школе, мать мне сказала: поступить в институт нужно хотя бы потому, что студенчество – это самый счастливый период в жизни. Я проверил, это действительно так. Рабочий же такого совета дать не может, ибо не имеет соответствующего опыта. Да и в целом для его жизни характерны несколько другие ценности и другое социальное окружение.

Получение высшего образования имеет не только далеко идущие последствия в виде потенциальной карьеры, но и краткосрочные. Ведь не сумевшего обеспечить себе отсрочку от службы в армии молодого человека туда обязательно заберут, возможно направят в «горячую точку», и т.п.

Иную ситуацию закономерно ожидать в случае, если женщина является, например, женой главного бухгалтера преуспевающей компании. Она будет ходить в дорогих шубах, покупать продукты в приличном супермаркете, ездить на подаренном мужем автомобиле. Ее сын поступит в престижный университет. О том, что он не пойдет ни в какую армию, не стоит и упоминать.

По отношению к указанной проблеме женщин можно подразделить на две категории. К первой, как отмечено выше, относятся особы, готовые выскочить замуж хоть за канавокопателя, забыв о том, что тем самым отрезают себе и, как правило, своим детям, путь к благосостоянию навсегда (вдумайтесь: НАВСЕГДА!).

Ко второй категории относятся те, которые всю жизнь ищут выгодный вариант, что в принципе разумно, хотя в предельном случае это предстает как своего рода вид проституции. Действительно, с принципиальной точки зрения нет разницы между женщиной, которая стремится отдаться богатому мужчине за деньги на одну ночь, стоя на Тверской, и женщиной, которая стремиться отдаться богатому мужчине, вступая с ним в брак (то есть, на много ночей). Идея в обоих случаях идея одинакова, а если использовать маркетинговые термины, как мы условились, то первый случай соответствует оптовому рынку (разовые продажи на рынке, как правило, по более высоким ценам), а второй – заключению долгосрочного контракта.

В этой связи интересен следующий опыт. В свое время я активно сотрудничал с брачными агентствами, пытаясь найти себе супругу. На этом пути я узнал много интересных вещей. В том числе увидел, что большинство женщин, ищущих мужа в брачном агентстве, рассматривают последнего исключительно как средство обеспечения собственных потребностей – чтобы кормил, одевал и т.п. Грубо выражаясь, их интересует не человек, а его кошелек. В результате у мужчин выработались защитные меры: желая, чтобы интересовались ими, а не их деньгами, состоятельные мужчины скрывают свое материальное положение различными способами. Например, скромнее одеваются, избегают приезжать на встречи на дорогих автомобилях, либо на время одалживая у друзей недорогие машины, а если такой возможности нет, то пользуются метро. В разговоре дозировано выдают информацию. И т.п.

Но не будем слишком строги к корыстолюбию слабого пола. Есть и другие причины, заставляющие женщину пытаться сесть кому-нибудь на шею. Далеко не каждая женщина обладает такими способностями, чтобы удовлетворить все свои потребности (масштаб которых, нередко, нескромен). Хотя и в меньшей степени, чем от социального положения, но благосостояние зависит и от квалификации человека. А квалификация женщин часто ниже уровня мужчин, да и способность к плодотворному труду тоже.

В каких бы организациях я ни работал, везде наблюдал одну и ту же картину. Среди молодых сотрудников, юноши в большинстве своем амбициозные, трудолюбивые люди, для которых работа – часть самоутверждения, поэтому они в ней весьма заинтересованы. Иное девушки. Зачастую относящиеся к работе как к ненавистному труду, они с трудом высиживают рабочий день, и в шесть часов готовы бросить любую проблему, сколь важной она ни была бы. Налицо отсутствие должных профессиональных амбиций и прилежания. Хотя, конечно, и с теми, и с другими бывали исключения.

Еще один штрих. Понаблюдайте за отдыхающими компаниями. Вот, допустим, проходит корпоративный выезд на природу. Пожарили шашлыки, выпили, завязался разговор. О чем говорят мужчины? После стандартных бесед на тему автомобилей и женщин, вдруг кто-то высказал мысль о работе. И началось обсуждение производственных проблем – жаркое, заинтересованное! Глядишь, вот так, на свежем воздухе, и найдено какое-то решение, которое будет воплощено как только они вернутся в офис. А теперь вспомните, как часто вы наблюдали, чтобы женщины во время отдыха обсуждали производственные проблемы? Угадайте, как это сказывается на эффективности производственной деятельности?

Но неэффективной деятельностью слабого пола дело не ограничивается. В течение рабочего дня женщина становится разносчиком сплетен, интриг, пустых разговоров, конфликтов, связанных с выяснением отношений с соперницами и всякого другого, что никак не увеличивает ее конструктивный трудовой вклад. Иногда вообще начинает казаться, что на работе, параллельно с деловой атмосферой существует еще одна – атмосфера слухов, сплетен, обсуждений и пр., которую поддерживают и питают женщины. Это совсем другой мир, где вопросы профессиональной эффективности находятся на последнем месте, а на первом – вопросы, кто с кем спит, кто кому изменяет, кто где встречается и т.п.

Конечно, все сказанное выше – некие усредненные рассуждения. Из этого не следует характеристика женщин как таковых, в принципе. Это всего лишь наблюдения за реальностью. Какая реальность – такие и наблюдения. Иногда приходится видеть и обратную картину. В той же организации наблюдал, как молодой человек, сочетавший две весьма нежелательные с профессиональной точки зрения черты – он был бездельником, а кроме того – тупым, начисто проигрывал молодой, но толковой и исполнительной девушке.

Но это к слову. Подводя черту под рассуждениями о степени заинтересованности женщины, констатируем, что несамостоятельной женщине совершенно необходим муж. В лучшем случае – потому, что тот, кто не сумел реализоваться в трудовой деятельности или в общественной жизни, должен реализоваться хотя бы в семье. В худшем – потому, что тот, кто не может должным образом стоять на собственных ногах, должен сесть кому-нибудь на шею. Так что женщина подобного типа всегда будет зависима от мужчины в достаточно большой степени и, соответственно, будет больше заинтересована в браке, чем мужчина и чем самостоятельная женщина. Причем в любой период жизни.

О юность, юность… Ради юбки,
Самоотверженно и вдруг
Душа бросается в поступки
Руководимые из брюк.

И. Губерман



Страница сформирована за 0.89 сек
SQL запросов: 170