КОМУ ЭТО НУЖНО?
Нужно ли вступать в брак - вопрос, обычно обывателем не проблематизируемый. Массы отвечают «ДА» столь же уверенно, сколь и оглушающе молчат в ответ на последующие вопросы: кому нужно, зачем нужно, каковы цели, какие возможны альтернативы и т.п. Имеющиеся исключения в ответах погоды не делают.
Такая ситуация вызывает удивление – ведь брак, создание семьи – серьезнейшее дело, от качества которого зависит вся дальнейшая жизнь, а порой и судьба. Почему столь важные поступки совершаются необдуманно, неосознанно? Вопрос… Но не будем отвлекаться, попробуем решить поставленную задачу.
Как только приступаешь к анализу, приходит в голову такое соображение. Рассуждать, нужно ли вступать в брак, бессмысленно без внесения уточнений: кому нужно и когда нужно. Разве брачные отношения одинаково необходимы в разные периоды жизни человека? Разве брак в равной степени нужен мужчине и женщине?
Такие вопросы имеют значение не только в так называемом «метафизическом», глобальном смысле, но и в тактическом: в зависимости от того, какая сторона имеет большую заинтересованность в браке, определяется, кто и какие шаги готов сделать навстречу другому, формируется расклад сил в паре, решается вопрос о власти, выявляется сторона руководящая и сторона подчиняющаяся. Степень заинтересованности в значительной степени показывает и степень зависимости от партнера. Данный фактор весьма важен в деле распределения властных полномочий, даже если принимать во внимание, что он не является единственным.
В то же время, надо признаться, само слово «власть» лично мне импонирует не очень, поскольку создает впечатление авторитарности и насильственного принуждения. Однако избежать этого аспекта мы не можем, так как он есть в жизни. Но если учесть, что для современной стадии развития общества из трех составляющих любой власти – силы, денег и знаний (информации), наиболее сильны две последних, то говоря о власти в семье, можно исходить из экономических и манипулятивных рычагов регулирования/принуждения, поскольку непосредственное насилие актуально весьма редко. Тогда будет уместна и рыночно-коммерческая терминология, о которой мы упоминали во введении.
Маркетинговые слова – «конкурентные преимущества», «взаимовыгодность», «справедливая цена», «уровень спроса» - создают демократичную, свободную атмосферу, что не случайно, поскольку в отличие от вертикали власти, предполагающей неравенство, коммерческая деятельность основана на равенстве хозяйствующих субъектов - что, кстати, и отражено в гражданском кодексе. К тому же, такой подход вполне укладывается в нашу рациональную парадигму.
Как и в предыдущих моих работах, я предпочитаю вводить подразделение на внутреннее и внешнее. Хотя такое подразделение в значительной степени условно, оно оказывается весьма удобным для анализа. В данном случае к внешнему будет относиться текущая ситуация на брачном рынке, а к внутреннему – наши возможности по успешному выступлению на нем. Здесь можно провести аналогию с производством. Например, успех предприятия по производству велосипедов зависит от двух составляющих: хочет ли народ покупать велосипеды и соответствует ли выпускаемая продукция понятию «велосипед».
Какие здесь существуют закономерности? Ответ на этот вопрос был бы неполным без обращения к результатам исследований известного московского психолога А.П. Егидеса. А результаты его таковы.
Женщина подобна розе: лепестки опадают за неделю, шипы остаются навсегда.
Модель заинтересованности мужчины и женщины в браке по А.П. Егидесу
Основная идея данной модели состоит в описании того, как изменяется привлекательность мужчин и женщин на брачном рынке в зависимости от возраста. Точнее, сам А.П. Егидес исследовал привлекательность, начиная вообще с младенчества, но интересная для нас точка отсчета – это брачный возраст, начинающийся в 17-18 лет. Основные идеи Аркадия Петровича следующие.
В ранний период преимущество имеет слабый пол. Действительно, девушки к указанным годам расцветают, юноши же пока не могут похвастаться особой привлекательностью, поскольку не вышли из подросткового состояния. Причем девушки, обращает внимание Егидес, привлекательны как для своих ровесников, так и для тех, кто старше их по возрасту и уже обладает достаточным жизненным опытом, знаниями и нередко деньгами. Юноше с такими старшими товарищами конкурировать сложно, точнее – практически невозможно.
Кроме того, как отмечают психологи, в том числе и Егидес, у мужского и женского пола неравномерно происходит развитие психотехники общения. Не буду здесь приводить график, но смысл в том, что девушки обучаются эффективному общению раньше юношей, полностью юноши их догоняют практически в зрелом возрасте – где-то к 30 годам. Далее психотехника общения и у мужчин, и у женщин находится на приблизительно одинаковом уровне. Но в молодости мужчинам порой не хватает навыков общения, что отрицательно сказывается на потенциальном успехе у слабого пола.
Финансовое положение в молодости тоже зачастую не может быть козырем в руках молодого мужчины. Несмотря на то, что, как правило, мужчины зарабатывают несколько больше женщин, в начале карьеры сумма заработка обычно невелика. В то же время, родители молодой девушки чаще всего находятся в трудоспособном возрасте и готовы помочь своей дочери материально – то есть, благосостояние молодой особы в среднем является приемлемым.
Если говорить о совместной жизни, то здесь дополнительным козырем девушки оказываются ее навыки ведения домашнего хозяйства, которые даже если еще и не развиты в достаточной степени, то почти наверняка превосходят аналогичные навыки ее спутника, который в домашнем хозяйстве несведущ. Часто молодая хозяйка просто руководит своим мужем в таких вопросах, и без этого руководства он вряд ли способен к эффективным действиям.
Таким образом, перечисленные показатели – внешняя привлекательность, хорошая психотехника общения и относительная финансовая независимость от супруга, по Егидесу, в сумме приводят к тому, что в случае распада брака двух совсем молодых людей, молодая жена скорее найдет замену своему молодому мужу.
Этот вывод основывается на внутренних факторах, характеризующих персональные возможности соискателя. Однако в данный период и внешние факторы – состояние брачного рынка – оказываются в пользу молодой девушки.
Известно, что количество мужчин и женщин, желающих вступить в брак, неодинаково. Но их соотношение меняется в зависимости от возрастной категории. По статистике, до 24-летнего возраста число неженатых мужчин больше, чем женщин. Причем разница достаточно существенна. Иными словами, молодым женихам просто физически (количественно) не хватает молодых невест, отчасти и потому, что девушки нередко выходят замуж за мужчин старше себя. Ввиду указанного дефицита, молодые люди также вынуждены обращаться к женщинам старше. По данным Егидеса, таких браков около 10%, то есть, значительная величина, хотя и не каждый брак из этих десяти процентов обусловлен обсуждаемым дефицитом.
Примерно после 24-летнего возраста супругов вносить свой вклад в отношения между мужем и женой начинает ребенок, часто появляющийся к этому времени. Согласно описываемой модели это тоже аргумент в пользу женщины, ведь считается, что любовь к ребенку и желание его вырастить удерживает мужчину в семье. Эта идея существует уже тысячелетия. Вот цитата из Библии про Лию, жену Иакова: «И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов» [3;31]. Кроме того, нередко женщина факт наличия ребенка превращает в орудие давления, грубых манипуляций и шантажа (типа «Разойдемся – ребенка не увидишь!»).
В материальном смысле при разводе также больше страдает мужчина, и Егидес даже говорит об имущественном крахе мужчины, когда ему приходится оставлять жене с ребенком квартиру и практически начинать все с нуля.
С нашей точки зрения, аргумент насчет ребенка – спорный, да и квартиру в добровольном порядке оставлять необязательно, а все остальное весьма близко к реальности. Поэтому можно в определенной степени согласиться с Аркадием Петровичем, что в молодом возрасте большинство преимуществ находится на стороне женщины. Для женщин, предлагающих себя на брачном рынке, это так называемый рынок продавца. (Рынок продавца/покупателя – понятие, показывающее, кто на данном рынке определяет политику, диктует условия: продавец или покупатель). К счастью для мужчин, потом ситуация изменяется, и все факторы оказываются в их пользу. Полностью это происходит примерно к 40-летнему возрасту.
Начнем с внутренних факторов. Мужчина, по выражению Егидеса, «матереет и приобретает мужскую привлекательность». Женщина же наоборот – стареет, причем часто очень быстро, и уже после 30 ее внешние данные существенно ухудшаются (а у некоторых - и раньше).
Материальная сторона вопроса у мужчин с возрастом успешно разрешается – карьерный и профессиональный рост существенно увеличивают доходы. У женщины же, в большинстве случаев, если и происходит увеличение зарплаты, то куда меньшими темпами и до ощутимо меньших абсолютных показателей. А поддерживавшие ее ранее родители теперь сами нуждаются в поддержке, так как достигли к этому времени пенсионного возраста.
Развитость навыков общения и у мужчин, и у женщин к этому времени выравнивается, но эффективность использования их отличается, теперь уже в пользу мужчин. Изменение эффективности обуславливают уже упомянутые факторы – внешняя привлекательность и материальная обеспеченность. Взрослый мужчина умеет красиво ухаживать, а наличие денег облегчает этот процесс. Женщина сохраняет способность красиво принимать ухаживания, но их (ухаживаний) становится все меньше.
Количественная статистика также изменяется в пользу мужчин. По статистике, приводимой А. Егидесом, в районе 40-летнего возраста число незамужних женщин превышает число неженатых мужчин более, чем в 2 раза. Тому есть естественные причины – среди мужчин выше смертность, как от заболеваний, например внезапных инфарктов, так и от внешних воздействий - войны, катастрофы, криминал, несчастные случаи. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, спиваются, а также попадают в заключение, выбывая таким образом из группы конкурентоспособных женихов.
Оставшиеся же мужчины в большинстве своем смотрят отнюдь не на ровесниц. В модели Егидеса приводятся данные, согласно которым 13,4% мужчин в возрасте 40-44 лет и 32,9% в возрасте 35-39 лет сочетаются браком с женщинами моложе 30 лет. Глядя на такую динамику становится интересно узнать, каков же процент мужчин в возрасте 30-34 лет выбирает в жены ровесниц…
Дети в рассматриваемом периоде жизни супругов также перестают быть сдерживающим фактором. Во-первых, они уже достаточно взрослые, во-вторых, у них сложились определенные отношения с родителями, и еще вопрос, кого они больше уважают. Кроме того, с отцом, как правило позволяющим детям больше свободы, и помимо этого обеспеченным материально, детям просто выгодно иметь хорошие отношения.
В довершении всего, взрослый мужчина обладает достаточными хозяйственными навыками. Жизнь, что называется, заставила научиться. Причем нередко хозяйственные дела мужчина осваивает даже лучше женщины. Помню, в нашей компании был парень около 40 лет, имевший достаточный стаж холостяцкой жизни. Он был совершенно незаменим при выездах на различные корпоративные пикники и т.п., поскольку умел не только быстро развести в лесу костер и починить в полевых условиях любой автомобиль, но и приготовить высококачественную еду из каких угодно продуктов, причем в части последнего один стоил нескольких женщин.
Таким образом, сумма перечисленных факторов позволяет заключить, что с определенного момента брачный рынок превращается в рынок покупателя, где покупатель – мужчина. Данная ситуация имеет и ряд других последствий, связанных с изменениями взаимоотношений в семье. Тем, кого данная тема заинтересовала, рекомендую обратиться к первоисточнику – книге А.П. Егидеса «Лабиринты общения», из которой и было почерпнуто приведенное описание модели.
Цепям семьи во искупление,
Бог даровал совокупление,
А холостые, скинув блузки,
Имеют льготу без нагрузки.
Еще о факторах заинтересованности при вступлении в брак
А мы вернемся к нашим задачам. Хотя, как было подчеркнуто во введении, мы не сводим взаимоотношения между мужчиной и женщиной к бизнес-процессу, на данном этапе представляется целесообразным продолжить разговор в категориях бизнеса. Это не означает, что основным мотивом является борьба – борьба друг с другом за отстаивание собственных интересов, захват и удержание собственной доли. Возможен и позитивный взгляд, открывающий созидательные перспективы.
Конечно, в наше время непросто сохранить в душе хорошее отношение к бизнесу, особенно для разносторонне образованного человека. Все мы являемся свидетелями отвратительно низкого культурного, морального и духовного уровней многих современных бизнесменов, их безнравственной и нередко разрушительной деятельности, преследующей исключительно эгоистические цели, что порой наносит серьезный вред обществу в целом. В то же время, никому еще не была полезна концентрация на негативе.
Ведь если отвлечься от неприглядных моментов реальности, можно отметить, что в основе бизнеса лежит достаточно привлекательная идея – идея взаимовыгодности, когда наличие определенных потребностей позволяет людям с помощью своего труда стать нужными друг другу и вести эффективную жизнь, совместно приумножая благо.
Какие же объединяющие моменты подобного рода можно найти в семье? Выделим несколько основных:
- желание произвести на свет и вырастить детей, что затруднительно вне брака (особенно вырастить);
- желание оградить себя от одиночества в старости;
- желание оградить себя от одиночества в повседневной жизни;
- желание более эффективно организовать систему ведения хозяйства, что при совместной жизни проще, нежели при раздельной;
- желание вести сексуальную жизнь с меньшими затратами денег и времени, а также с меньшими рисками.
Перечень основных совместных задач практически исчерпывается перечисленным. Совместные задачи – это причины для вступления в брак. Разумеется, указанные факторы все вместе присутствуют не всегда, а сочетаются в различных комбинациях. Да и не в любом случае возможна реализация каждой конкретной задачи.
К сожалению, наличие общих задач не гарантирует равновесности ситуации. Рассмотренный вы1ше подход А.П. Егидеса создает впечатление некоего баланса, хотя и растянутого по времени. В начальный период перевес на стороне женщины, который затем переходит к мужчине. Но несмотря на то, что рассуждения этого уважаемого автора основаны на реальных фактах, нельзя согласиться с ними полностью. Акценты следует расставить несколько иначе.
Для этого следует подробнее выяснить, какие факторы в реальности побуждают молодых людей вступить в брак – ведь они не сводятся к перечисленным рациональным посылам. Далее, из суммы факторов нужно выделить те, которые действительно обладают реальным значением, и те, которые эфемерны, и тогда станет понятно, кто же в действительности более заинтересован.
Допустим, в 20-22-летнем возрасте супругов складывается семья. Посмотрим, что толкает на этот шаг молодых людей. При этом вынесем за скобки подсознательный биологический механизм, вызывающий в определенном возрасте инстинктивное стремление к созданию семьи и продолжению рода. Ряд исследователей утверждает, что такой механизм обязательно присутствует, но при нашем подходе он, образно выражаясь, попадает в обе части уравнения, так как присущ и мужчинам и женщинам, и следовательно, как в математике может быть сокращен – поскольку не вносит ясности, кто же больше заинтересован в браке. Кроме того, данный фактор не является определяющим, ибо в своей жизни современный человек руководствуется не только инстинктами. Присутствие такого механизма, если он есть, в нашей модели лишь создает благоприятную почву для заключения брака в целом.
Блестя глазами сокровенно,
Стыдясь вульгарности подруг
Девица ждет любви смиренно,
Как муху робко ждет паук.
Заинтересованность женщины
Здесь все более или менее ясно. Стандартные намерения здесь – скорее выскочить замуж, закрепив таким образом свои социальные (а порой и материальные) позиции, рожать детей и смотреть с высока на незамужних подруг (занятно наблюдать за последним, кстати).
Прав был Егидес, тут надо торопиться. Во-первых, впарить себя кому-то следует до того, как будет утрачен товарный вид, во-вторых, хороших мужиков быстро разбирают, и конъюнктура брачного рынка быстро изменяется не в пользу женщин – это все описано выше. В послетридцатилетнем возрасте, по свидетельству ищущих мужа дам, остаются либо придурки, либо разведенные, а последние, как говорят, обладают очень существенными недостатками. Поэтому многие обывательницы спешат настолько, что забывают даже о материальной составляющей. Поясню.
Для женщины, которая не собирается строить свою жизнь за счет собственных усилий, качество жизни всецело зависит от мужчины. Как он сможет ее обеспечить, так она и будет жить. А степень обеспечения зависит от его социального статуса. Особенно это верно для России, где хорошо живет не тот, кто хорошо работает, а тот, кто высоко сидит. Так было в советские времена, так есть и сейчас. Поэтому в общем случае, жена пролетария будет таскать тяжеленные сумки с самой дальней продуктовой базы (потому, что там дешевле), трястись на дачу в электричке, торчать кверху задом на огороде – и так всю жизнь.
Отсутствуют гарантии благополучия и для детей. Навряд ли ее муж-рабочий сумеет должным образом сориентировать сына – привить любовь и стремление к познанию, обучению, настроить на поступление в институт. Возможно, он и попытается это сделать, но указывать путь кому-то легче тогда, если ты уже прошел этот путь сам, и трудно в противном случае. Когда я учился в школе, мать мне сказала: поступить в институт нужно хотя бы потому, что студенчество – это самый счастливый период в жизни. Я проверил, это действительно так. Рабочий же такого совета дать не может, ибо не имеет соответствующего опыта. Да и в целом для его жизни характерны несколько другие ценности и другое социальное окружение.
Получение высшего образования имеет не только далеко идущие последствия в виде потенциальной карьеры, но и краткосрочные. Ведь не сумевшего обеспечить себе отсрочку от службы в армии молодого человека туда обязательно заберут, возможно направят в «горячую точку», и т.п.
Иную ситуацию закономерно ожидать в случае, если женщина является, например, женой главного бухгалтера преуспевающей компании. Она будет ходить в дорогих шубах, покупать продукты в приличном супермаркете, ездить на подаренном мужем автомобиле. Ее сын поступит в престижный университет. О том, что он не пойдет ни в какую армию, не стоит и упоминать.
По отношению к указанной проблеме женщин можно подразделить на две категории. К первой, как отмечено выше, относятся особы, готовые выскочить замуж хоть за канавокопателя, забыв о том, что тем самым отрезают себе и, как правило, своим детям, путь к благосостоянию навсегда (вдумайтесь: НАВСЕГДА!).
Ко второй категории относятся те, которые всю жизнь ищут выгодный вариант, что в принципе разумно, хотя в предельном случае это предстает как своего рода вид проституции. Действительно, с принципиальной точки зрения нет разницы между женщиной, которая стремится отдаться богатому мужчине за деньги на одну ночь, стоя на Тверской, и женщиной, которая стремиться отдаться богатому мужчине, вступая с ним в брак (то есть, на много ночей). Идея в обоих случаях идея одинакова, а если использовать маркетинговые термины, как мы условились, то первый случай соответствует оптовому рынку (разовые продажи на рынке, как правило, по более высоким ценам), а второй – заключению долгосрочного контракта.
В этой связи интересен следующий опыт. В свое время я активно сотрудничал с брачными агентствами, пытаясь найти себе супругу. На этом пути я узнал много интересных вещей. В том числе увидел, что большинство женщин, ищущих мужа в брачном агентстве, рассматривают последнего исключительно как средство обеспечения собственных потребностей – чтобы кормил, одевал и т.п. Грубо выражаясь, их интересует не человек, а его кошелек. В результате у мужчин выработались защитные меры: желая, чтобы интересовались ими, а не их деньгами, состоятельные мужчины скрывают свое материальное положение различными способами. Например, скромнее одеваются, избегают приезжать на встречи на дорогих автомобилях, либо на время одалживая у друзей недорогие машины, а если такой возможности нет, то пользуются метро. В разговоре дозировано выдают информацию. И т.п.
Но не будем слишком строги к корыстолюбию слабого пола. Есть и другие причины, заставляющие женщину пытаться сесть кому-нибудь на шею. Далеко не каждая женщина обладает такими способностями, чтобы удовлетворить все свои потребности (масштаб которых, нередко, нескромен). Хотя и в меньшей степени, чем от социального положения, но благосостояние зависит и от квалификации человека. А квалификация женщин часто ниже уровня мужчин, да и способность к плодотворному труду тоже.
В каких бы организациях я ни работал, везде наблюдал одну и ту же картину. Среди молодых сотрудников, юноши в большинстве своем амбициозные, трудолюбивые люди, для которых работа – часть самоутверждения, поэтому они в ней весьма заинтересованы. Иное девушки. Зачастую относящиеся к работе как к ненавистному труду, они с трудом высиживают рабочий день, и в шесть часов готовы бросить любую проблему, сколь важной она ни была бы. Налицо отсутствие должных профессиональных амбиций и прилежания. Хотя, конечно, и с теми, и с другими бывали исключения.
Еще один штрих. Понаблюдайте за отдыхающими компаниями. Вот, допустим, проходит корпоративный выезд на природу. Пожарили шашлыки, выпили, завязался разговор. О чем говорят мужчины? После стандартных бесед на тему автомобилей и женщин, вдруг кто-то высказал мысль о работе. И началось обсуждение производственных проблем – жаркое, заинтересованное! Глядишь, вот так, на свежем воздухе, и найдено какое-то решение, которое будет воплощено как только они вернутся в офис. А теперь вспомните, как часто вы наблюдали, чтобы женщины во время отдыха обсуждали производственные проблемы? Угадайте, как это сказывается на эффективности производственной деятельности?
Но неэффективной деятельностью слабого пола дело не ограничивается. В течение рабочего дня женщина становится разносчиком сплетен, интриг, пустых разговоров, конфликтов, связанных с выяснением отношений с соперницами и всякого другого, что никак не увеличивает ее конструктивный трудовой вклад. Иногда вообще начинает казаться, что на работе, параллельно с деловой атмосферой существует еще одна – атмосфера слухов, сплетен, обсуждений и пр., которую поддерживают и питают женщины. Это совсем другой мир, где вопросы профессиональной эффективности находятся на последнем месте, а на первом – вопросы, кто с кем спит, кто кому изменяет, кто где встречается и т.п.
Конечно, все сказанное выше – некие усредненные рассуждения. Из этого не следует характеристика женщин как таковых, в принципе. Это всего лишь наблюдения за реальностью. Какая реальность – такие и наблюдения. Иногда приходится видеть и обратную картину. В той же организации наблюдал, как молодой человек, сочетавший две весьма нежелательные с профессиональной точки зрения черты – он был бездельником, а кроме того – тупым, начисто проигрывал молодой, но толковой и исполнительной девушке.
Но это к слову. Подводя черту под рассуждениями о степени заинтересованности женщины, констатируем, что несамостоятельной женщине совершенно необходим муж. В лучшем случае – потому, что тот, кто не сумел реализоваться в трудовой деятельности или в общественной жизни, должен реализоваться хотя бы в семье. В худшем – потому, что тот, кто не может должным образом стоять на собственных ногах, должен сесть кому-нибудь на шею. Так что женщина подобного типа всегда будет зависима от мужчины в достаточно большой степени и, соответственно, будет больше заинтересована в браке, чем мужчина и чем самостоятельная женщина. Причем в любой период жизни.
О юность, юность… Ради юбки,
Самоотверженно и вдруг
Душа бросается в поступки
Руководимые из брюк.