УПП

Цитата момента



Пессимист видит только бесконечный тоннель.
Оптимист видит свет в конце тоннеля.
Реалист видит тоннель, свет и поезд, идущий навстречу.
Самая маленькая декларация о принятии реальности

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Неуверенный в себе человек, увидев с нашей стороны сигнал недоверия или неприязни, еще больше замыкается в себе… А это в еще большей степени внушает нам недоверие или антипатию… Таким образом, мы получаем порочный круг, цепную реакцию сигналов, и при этом даже не подозреваем о своем «творческом» участии в процессе «сотворения» этого «высокомерного типа», как мы называем про себя нового знакомого.

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Следите за интонацией голоса

Интонация голоса имеет особое значение в общении с ребенком. Даже не вникая в смысл слов, только по интонации, он уже понимает, что вы хотите донести до него. Избегайте в разговоре грубых и резких выражений, не предъявляйте повышенных требований и, прежде всего, не подделывайте свой голос под голос ребенка. Когда вы так делаете, дети чувствуют себя униженными. В разговоре с детьми пользуйтесь словарным запасом, характерным для взрослых, и пусть дети почаще спрашивают у вас значения новых для них слов. Ведите разговор так, как будто вы беседуете с одним из ваших друзей.

Окажите влияние на формирование у вашего ребенка положительного самосознания

Вам знаком голос, существующий в вашем сознании? Голос, который говорит: «У тебя это недостаточно хорошо получается», «Все вышло довольно глупо» или, наоборот, говорящий следующее: «Ты можешь сделать это!», «Все вышло замечательно!» Такой голос нам известен под названием «внутреннего». То, что мы доносим до сознания наших детей, часто становится основой их внутреннего самосознания во взрослой жизни. Наши отрицательные реакции со временем скажутся на формировании у него негативного самосознания. Наоборот, одобрительное отношение к ребенку в конечном итоге сформирует у него положительное самосознание и высокое чувство собственного достоинства. Поэтому будьте предельно внимательными в общении с детьми и отдавайте себе отчет в том, как дети могут воспринять сказанное вами в их адрес. Например, одна мама привыкла ласково называть своего младшего ребенка «малюткой». Со временем она обнаружила, что такое обращение настолько глубоко вошло в сознание ребенка, что девочка почувствовала себя в определенной степени приниженной и беспомощной, обманув все мамины надежды. Поэтому лучше проверить себя, задавая своему ребенку вопрос: «Что ты чувствуешь, когда я…»

Поддерживайте порядок и соблюдайте определенный режим

Какое громадное наслаждение мы испытываем, садясь за руль автомобиля! Ведь мы можем свободно поехать на нем, куда пожелаем, не прилагая для этого никаких сверхусилий. Однако без соблюдения правил дорожного движения поездка на автомобиле оказалась бы невозможной. Свобода, где нет порядка и ответственного отношения к делу, — не что иное, как анархия, при которой каждый может стать жертвой собственной неорганизованности. Важно ненавязчиво внушать детям уважительное отношение к порядку.

Они могут распределять свои дела и время на основе расписания, которого придерживаются в семье. Это не означает, что весь день должен быть строго расписан по часам и минутам. Обычно на каждой неделе есть два или три события, регулярно присутствующие в семейном распорядке дня (семейное собрание, генеральная уборка и т. д.). И вашему ребенку нужно самостоятельно решить, как не сорвать то или иное общее мероприятие. Например, в течение недели у каждого члена семьи может быть свое расписание и свой круг обязанностей, но каждый вторник вечером вся семья собирается вместе за ужином, причем, все обязаны явиться вовремя. Или каждую субботу в определенное время вы можете проводить семейные собрания, по окончании которых вся семья завтракает или обедает вместе.

Порядок в повседневной жизни способствует тому, что ребенок чувствует себя более уверенным.

Проявляйте уважение к их намерениям

Обычно плохое поведение появляется у детей неосознанно, другими словами, дети еще не отдают себе полного отчета в своих поступках. Если вы вовремя и ласковым тоном обратите их внимание на «непослушание», то они вполне могут понять, что действительно не стоит так себя вести.

Существуют слова, с помощью которых вы можете избавить ребенка от мучительного чувства своей вины и поддержать в нем уверенность: «Ты говоришь сейчас обидные вещи, но я знаю, что вообще-то ты не хочешь этого делать».

Например, если ваша дочь мучает кошку, можно сказать ей следующее: «Ты делаешь кошке больно. Я знаю, что ты не хочешь так себя вести, потому что обычно бываешь ласковой с ней. Может быть, ты хочешь что-то мне сказать?» А если вы сделаете ребенку замечание, сказав: «Прекрати обижать кошку!», то, скорее всего, плохое поведение дочери только «переметнется» на новую жертву или проявится по-другому.

Пусть ваш ребенок принимает решения сам

Нет ничего проще для нас, чем принимать решения за наших детей. Мы думаем, что все знаем лучше их, и уверены в том, что они не способны принимать ответственные решения самостоятельно. Неправда! Когда наниматель подыскивает нового управляющего или руководителя, то одной из самых важных характеристик нужного человека является его способность принимать самостоятельные решения.

Какой ценный подарок мы можем преподнести ребенку, предоставив ему возможность принимать решения без нашей помощи! Вот пример.

Восемнадцатилетний сын попросил у матери разрешения пойти к другу в 9 часов вечера. Мама едва сдержала себя, чтобы не сказать: «Нет, ты еще не сделал уроки, и уже поздно». Вместо этого она «прикусила язык» и сказала: «Подумай, сколько времени тебе потребуется для выполнения домашнего задания и сколько, чтобы выспаться, а затем — решай сам».

Сын принял решение сходить к другу на пятнадцать минут, затем прийти домой и сделать уроки. Если бы мама поддалась своему первому намерению и высказала сыну свое недовольство, он бы воспротивился и пробыл у друга несколько часов. В результате того, что решение проблемы было предоставлено сыну, он сделал наиболее разумный выбор. От мамы в данной ситуации потребовалось только полностью положиться на него и поверить, что он примет правильное решение.

А это еще один пример, где ребенок решает сам, как ему поступить.

Перед тем как вместе пойти на похороны, к одной женщине пришла сестра. Семилетний племянник задал ей такой вопрос: «А что если я возьму с собой эти конфеты?» Тетя ответила ему: «Мы идем на похороны в дом, где очень тихо, чтобы проводить в последний путь близкого нам человека. Решай сам, как ты хочешь поступить». Мальчик поразмыслил немного, а затем сказал тете, что решил не брать с собой конфеты.

Тете гораздо проще было бы сказать племяннику просто «нет». Но она не пожалела времени, чтобы помочь ему представить последствия своего поведения и самостоятельно найти разумное решение. Мои родители, когда я стала подрастать, ни разу не говорили мне, в какое время я должна быть дома. Обычно они просто спрашивали: «В какое время ты придешь домой?» Они с уважением относились к моей способности принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. И я прилагала все усилия, чтобы никогда их не подвести. Я знала, что они доверяют мне, и не хотела обмануть их ожидания.

Не навязывайте свое мнение детям

Задумайтесь над тем, что мы иногда говорим своим детям.

«Не будь таким глупым!»

«Веди себя тихо».

«Сиди смирно».

«Почему ты не можешь быть таким, как твоя сестра?»

«Перестань плакать!»

«Как тебе не стыдно!»

«В нашей семье так не поступают».

«От тебя столько шума!»

«С тобой одна беда!».

«Ты думаешь только о себе!»

«Ты такой же, как твой отец!»

«Не грусти!»

Мы бесполезно тратим время, говоря детям, чтобы они не были такими, какие, как нам кажется, они есть. Более того — говоря им, чтобы они стали такими, какими мы хотим их видеть. Часто это кончается тем, что, став взрослыми, они, как и прежде, продолжают заниматься делом, которое их абсолютно не вдохновляет. Многие взрослые всю жизнь мечтают избавиться от безрадостной работы, которую они когда-то выбрали по воле родителей.

Отец хотел, чтобы его сын стал зубным врачом. А сын хотел стать музыкантом. И все же он вынужден был против своей воли пойти учиться на зубного врача. В колледже он по-прежнему оставался верен своему призванию и даже сумел переложить сложную стоматологическую терминологию на музыку, наигрывал ее на рояле и помогая студентам быстрее запомнить ее. Получив диплом стоматолога, сын отдал его своему отцу и уехал в Нашвиль, чтобы посвятить себя карьере музыканта.

Для сына важно было поступить так, как хотел его отец, но, к счастью, он не оставил свою прежнюю мечту. Однако отношения отца с сыном могли бы стать значительно лучше, если бы отец признал сыновний интерес к музыке, а не пытался «вылепить» из него что-то свое.

С уважением относитесь к мнениям ваших детей. Единство и сплоченность не могут возникнуть на однообразии мнений.

Помогите ребенку поверить в его интуицию

Однажды, как гром среди ясного неба, прозвучал для меня вопрос сына: «Мама, почему ты такая злая?» Он застал меня врасплох, и я ответила: «Я не злюсь». Но я покривила душой. Оказывается, мысленно я переживала конфликт с одним из своих сотрудников.

Интуиция не подвела моего сына, а я непроизвольно заставила его усомниться в ней.

Поэтому я сказала: «Ты прав, я злилась из-за того, что произошло у меня на работе. Спасибо, что ты заметил и помог осознать мне это».

Чрезвычайно важно говорить детям правду о том, что происходит в нашей жизни. Они невероятно чувствительны и проницательны. Порой мы не говорим им всей правды, чтобы оградить их от неприятностей. Но в том-то вся проблема и состоит, что им так или иначе все бывает известно, а их живое воображение часто усугубляет ситуацию.

У маленькой девочки умер дедушка. Мама, пытаясь уберечь дочь от переживаний, сказала ей, что дедушка просто надолго уснул. Вскоре после этого у дочки возникли проблемы со сном, потому что она не хотела бесконечно спать, как ее дедушка. Важно, чтобы мы говорили правду нашим детям о смерти и других болезненно воспринимаемых нами событиях. Рассказывая им о своих чувствах и взаимоотношениях с людьми, мы увеличиваем их «запас» доверия к нам. Дети знают намного больше, чем мы думаем, а мы иногда сбиваем их с толку, рассказывая всякие небылицы.

Дайте ребенку выразить свои чувства

Мы притупляем чувства детей, высказывая примерно следующее:

«Разве можно так ненавидеть свою родную сестру?!» «Как можно быть голодным, ты ведь только поел!» «Твоя мама уехала всего лишь на несколько дней, поэтому не надо печалиться».

«Большие мальчики не плачут».

«Это же не больно!»

«Ведь ты же не хочешь этого делать!»

Суждения подобного рода лишают ребенка права чувствовать то, что он действительно чувствует. Они учат его не доверять своему собственному мнению. Исследования выявили такую закономерность: если не давать выход своим чувствам, то они накапливаются в нас, и в конечном итоге могут стать причиной заболевания. Когда мы стараемся сдержать эмоции детей, то делаем это по одной простой причине — мы не в ладу со своими собственными чувствами. Поэтому, только находясь в контакте со своими собственными чувствами, мы будем более спокойно реагировать на то или иное выражение детских чувств.

Научите вашего ребенка умению самостоятельно добиваться желанной любви

Отдавая свою любовь другим, мы непроизвольно хотим испытать такое же ответное чувство. Но каждый из нас наделен индивидуальными особенностями, поэтому мы можем отдавать любовь не так, как хочет принять ее другой, близкий нам человек.

Например, мне очень приятно, когда кто-нибудь гладит меня по волосам, и я думала, что моему мужу это тоже нравится.

И только через несколько лет семейной жизни я узнала, что мои поглаживания по волосам были ему абсолютно безразличны, он не воспринимал их как проявление любви. Любовь к себе он чувствовал тогда, когда я говорила о своих чувствах к нему, Поэтому в течение многих лет совместной жизни мы невольно ощущали некий «пробел» во взаимоотношениях.

Нам не приходится рассчитывать на то, что другие безошибочно прочтут наши мысли и чувства. Поэтому важно научить детей умению самостоятельно добиваться желанной любви.

Существует способ, благодаря которому ваши дети смогут приобрести такое умение, — заведите в семье «конверты любви». У каждого члена семьи должен быть свой отдельный конверт. Изготовление и украшение таких конвертов может стать увлекательным занятием и для родителей, и для детей.

В конверт положите маленькие бумажные полоски, на каждой из которых напишите, кто и что должен сделать, чтобы вы почувствовали его любовь к себе. Например: «Папе. Почитай мне книгу», «Сестре. Погладь мои пятки», «Маме. Скажи что-нибудь приятное обо мне» и т. д.

Убедитесь, что просьба может быть исполнена в ближайшее время. Исполнение такой просьбы, как «возьми меня с собой в поездку», потребует времени, а любовь, как вам известно, в кредит не купишь.

Просьбы, связанные с покупками вещей, также не рекомендуются. Вы же не хотите, чтобы любовь вашего ребенка ассоциировалась с теми или иными покупками. Когда у вас или вашего ребенка испортится настроение и вам захочется почувствовать, что вас действительно любят, поднесите конверт любви кому-нибудь из членов семьи для того, чтобы тот извлек оттуда ваше сокровенное желание и тут же исполнил его.

К тому же это — великолепный способ избавиться от проблем, связанных с нежелательным поведением детей. Ведь теперь для того, чтобы привлечь к себе внимание, ребенку не нужно «вести себя плохо». Он может просто принести вам свой конверт и получить желанную любовь достойным образом.

Почаще напоминайте ребенку, что он играет большую роль в вашей жизни

Ребенку в какой-то степени удобно чувствовать себя «ребеночком», от которого ничто не зависит в окружающем мире. Это особенно характерно для подростков. Они склонны считать, что взрослые наделены почти неограниченной властью, а мысли, чувства и поступки подростков не имеют для них никакого значения. Поэтому почаще напоминайте детям, что они играют существенную роль в вашей жизни. Например: «Ты знаешь, тот совет, который ты дал мне по поводу своей младшей сестры, оказался очень полезным. Я попробовал сделать так, как ты предложил: не обращаться с ней, как с малолетним ребенком. И знаешь, она стала гораздо послушнее и самостоятельнее!».

Укрепляйте детскую веру в мечту

Узнайте, каковы заветные желания вашего ребенка, и окажите ему поддержку в их осуществлении. Помогая детям воплощать желаемое в действительность, вы приучаете их к мысли, что мечты сбываются. Это дает им ощущение полноты жизни. Если мы отказываемся от своих мечтаний и надежд, то жизнь становится серой и в какой-то степени бессмысленной. У одного юноши была заветная мечта — играть в хоккейной команде на Олимпийских играх. Его отец приложил максимум усилий и стал владельцем ледового катка, который семья содержала на свои средства. Отец нанял тренера и подготовил хоккейную команду, игроком которой стал его сын. Вера отца в мечту своего сына дала юноше ощущение уверенности в себе.

Я не предлагаю вам бросить любимое дело ради ребенка. Но сделайте все, чтобы помочь и ему осуществить свои заветные желания. Существует множество дел, с помощью которых вы сможете укрепить веру детей в осуществление своей мечты.

Приучайте ребенка вкладывать в любое дело частицу собственной души

Когда ребенок справляется со своими обязанностями, мы иногда бываем настолько благодарны ему, что забываем приучать его вкладывать в любое дело частицу своей души. А произойдет это только тогда, когда вы будете в самое обычное дело вносить нечто свое, не предусмотренное заранее. Даже если этого никто не заметит, вы непременно испытаете в душе чувство удовлетворения. Пусть это будет даже какая-нибудь мелочь: например, поставить на стол цветы или свернуть салфетки необычным образом. Вкладывать в каждое дело частицу собственной души — это реальная возможность ощущать уверенность в своих способностях.

Почаще устраивайте «праздники вдохновения»

«Праздник вдохновения» можно устроить за обеденным столом, на семейном собрании, где угодно, в любом месте, в любое время. Это прекрасная возможность сосредоточиться на том, что мы любим друг в друге, а не на том, что нам не нравится в поступках близких людей. Для этого в импровизированный круг помещают кого-нибудь из членов семьи. Взявшись с ним за руки, каждый поочередно говорит ему: «Я люблю в тебе…» Когда все закончат, «виновник торжества» сам высказывается по поводу того, что ему нравится в себе, а затем выбирает следующего члена семьи, приглашая его в середину семейного круга. И так далее… Поверьте, вы будете просто поражены атмосферой духовной близости, которая возникает на «праздниках вдохновения».

Действуйте так, будто ваш ребенок может справиться самостоятельно

Часто нам бывает проще сделать что-нибудь за своего ребенка, потому что, по правде говоря, мы умеем делать все гораздо быстрее и рациональнее. Но, поступая таким образом, мы лишаем его возможности познавать жизнь на собственном опыте. Если ваш ребенок пытается надеть ботинки и говорит вам: «Я не умею», а вы знаете, что раньше он справлялся с этим сам, улыбнитесь и выйдите из комнаты. Ни в коем случае не упрашивайте его и не стойте у него «над душой».

Вы дадите ребенку ощущение, что в него верят, а это чувство способно подтолкнуть его к совершению таких поступков, которые он считал непосильными для себя.

Убедитесь, что у вашего ребенка есть определенные обязанности и он вносит свой вклад в семейные дела.

Один из лучших способов помочь ребенку ощутить свое достоинство — дать ему как можно больше возможностей, чтобы принести пользу всей семье. По возможности, меньше загружайте его «делами низкого достоинства», такими как вынос мусора и уборка грязи за собакой. Включайте в его обязанности составление семейного бюджета, покупки или приготовление пищи. Пусть ребенок знает, насколько важен его личный вклад в семейные дела.

Сразу переходите от слов к делу

Иногда мы, доведенные до белого каления, прекращаем возмутительное поведение детей с помощью таких высказываний, как «нельзя», «перестань», «прекрати», «успокойся» и т. д.

Если ребенок не идет навстречу вашей просьбе, немедленно переходите от слов к делу. Когда вы говорите «прекрати», а ребенок продолжает в том же духе, тотчас же сделайте так, чтобы он не смог вести себя подобным образом. Например, если на вашу просьбу перестать стучать игрушкой по столу, ребенок продолжает это делать, то ласково заберите у него эту игрушку, и вам не понадобится бесконечно повторять ему одно и то же.

Избегайте говорить ребенку «нельзя»

Мы очень часто говорим детям «нельзя» и редко — «можно». От этого не становится легче ни нашим детям, ни нам самим. Слишком много раз мы произносим «нельзя» по поводу того, что на самом деле не очень-то важно. Поэтому лучше спросите себя: «Что для меня важнее — позволить ребенку познать неизведанное или сохранить в доме порядок?» Вместо того чтобы говорить: «Нельзя рисовать на стенах», скажите следующее: «Стены — не для того, чтобы на них рисовали. Вот тебе бумага».

Сравнения порождают соперничество!

Сравнения порождают соперничество среди детей и вызывают у них излишнюю тревогу. Иногда в результате этого они перестают нравиться самим себе. Ощущение, что им надо доказать, что они не такие, какими их считает кто-то другой, заставляет их отказываться от собственных интересов, «подгонять» себя под некий стандарт, под «правильность».

Подчеркивайте личные заслуги детей без сравнения с заслугами других

Приучайте ребенка ставить перед собой собственную цель и делать все, от него зависящее, чтобы достичь ее. Спрашивайте его примерно так: «Все ли ты сделал, что от тебя зависело?», а не так: «Ты это сделал лучше, чем другие?» Когда заслуги вашего ребенка не ставятся в сравнение с заслугами кого-то еще, он гораздо охотнее делает все, что от него требуется. Это также поможет избавить его от чувства разочарования в случае, если кто-то окажется лучше, чем он. А такой всегда найдется. Пусть ваш ребенок получает удовлетворение от того, что он делает сам, а не от того, в чем он может превзойти другого.

Поощряйте в своем ребенке полную самоотдачу в любом деле

Многие из нас научились жить спустя рукава, не выкладываясь «на все сто», чтобы добиться желаемого. Поощряя в ребенке полную самоотдачу в любом деле, мы помогаем ему испытать чувство гордости за добросовестно выполненную работу. Он начинает понимать, что недостаточно быть в этой жизни «простым прохожим» или «наблюдателем».

Сумейте подвести своего ребенка к самостоятельному выполнению задания

Вместо того чтобы говорить ребенку: «Позволь мне это сделать», лучше научите его с помощью наводящих вопросов поразмышлять над тем, как можно самостоятельно прийти к успеху в том или ином деле. Например: «Я заметил, как в прошлый раз ты делал… и у тебя довольно хорошо все получилось. Как ты думаешь, может быть, и на этот раз у тебя это получится?»

Стихийное недовольство

К сожалению, первая реакция на плохое поведение ребенка, как правило, указывает на наше неодобрительное отношение к нему. Родители зачастую выражают свое недовольство, высказываясь примерно так: «Джонни, что с тобой происходит? Как ты мог такое сделать?» Такое импульсивно выраженное разочарование может только закрепить в его сознании уже существующее представление о своей неполноценности: «Я все-таки ни на что не гожусь. Я не знаю, как мне найти себя в каком-нибудь деле, приносящем пользу. На меня обращают внимание только тогда, когда у меня что-то не получается».

Сдержите первый порыв высказать ребенку свое недовольство. Отреагируйте так, чтобы помочь разочарованному ребенку снова обрести веру в себя.

Я уверена, что каждый из нас остро нуждается в доброте и поддержке, что только с помощью доброжелательных взаимоотношений можно выработать правильное самовосприятие и установить в семье атмосферу согласия и духовного единства.

Поощряйте сам поступок, не расхваливая того, кто его совершает

Вместо того чтобы расточать ребенку бесконечные комплименты, выражайте признательность за его конкретный вклад в то или иное полезное дело. Пользуйтесь примерно такими высказываниями: «Ты здорово помог мне в мытье посуды. Вместе с тобой мы сделали эту работу намного быстрее», вместо таких: «Сегодня ты была хорошей девочкой». Ваша конкретность в словах вдохновляет ребенка на дальнейшее сотрудничество с вами.

Расхваливая ребенка, вы непроизвольно делаете его зависимым от поощрений. Причем, у него может возникнуть ощущение, что любой его поступок непременно должен получать одобрение. И напротив, ваше доброе, подбадривающее слово, относящееся к самому поступку, заставляет ребенка сосредоточиться на том, что он чувствует сам по этому поводу (внутренний фактор поощрения).

Используйте такие фразы: «Похоже, что ты получил удовольствие, рисуя эту картину», а не такие как: «Ты хороший мальчик».

Этот воспитательный прием помогает ребенку ощутить свою полезность, уверенность в своих силах и способностях к творчеству.

Подчеркивайте личную заинтересованность ребенка в его поступках

Когда вы хотите поощрить ребенка за то, что он уже совершил, лучше всего делать это так, чтобы подчеркнуть его личную заинтересованность в этом поступке. Например, если ваша дочь приносит из школы хорошие отметки, скажите: «Похоже, что учеба доставляет тебе удовольствие» или «Должно быть, твоя учеба идет тебе на пользу». Такие слова намного эффективнее, чем фразы типа: «Я уверена, что с такими отметками ты превосходишь всех учеников в классе», или «Ты у меня такая умница», или «Я по-настоящему горжусь тобой».

Если вам не удастся пробудить в ребенке личную заинтересованность в своих действиях, то со временем единственным стимулом того, чтобы что-либо делать, для него может стать поощрение окружающих, то есть внешний фактор.

Девушка в возрасте чуть более 20 лет никак не могла выйти из состояния депрессии. Спустя несколько месяцев после того, как у нее умер отец, ее отчислили из колледжа за неуспеваемость и, забросив все домашние дела, она проводила большую часть времени в полном бездействии. А вообще-то она всегда выделялась примерной учебой. Ее хорошая успеваемость имела определенный смысл: она поступала так в угоду отцу, исключительно ради того, чтобы он мог ей гордиться. Смерть отца унесла с собой и мотивы позитивного поведения дочери.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 169