СТРЕССЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Что такое стрессы?
Можно ли им противостоять?
Как распознавать и преодолевать бытовые стрессы?
1. Что такое стресс?
Слово «стресс» ассоциируется с понятными на бытовом уровне каждому человеку словами «встряска», «потрясение». Стресс — это ответ человека на «потрясение» или тяжелое событие в его жизни, который имеет место и на телесном, и на психологическом уровне. Это своего рода защитная реакция.
Стресс — явление общераспространенное. Есть ряд жизненных событий, которые любым человеком воспринимаются как «потрясение» и приводят к стрессовым состояниям, например, смерть близкого человека, развод, перемена места учебы или работы. Существуют даже шкалы измерения стресса, которые позволяют выразить в баллах стрессогенное значение различных воздействий.
Важно понимать, что каждый человек имеет свою уникальную жизненную ситуацию и свои задачи внутреннего развития. Поэтому то, что плохо для одного, не обязательно является таковым для другого. Соответственно, помимо общераспространенных ситуаций, несущих в себе стрессовое воздействие на людей, у каждого человека может быть свой набор ситуаций, приводящий его к состоянию стресса.
На телесном уровне стресс может заявлять о себе бессонницей, головными болями, учащенным или неравномерным сердцебиением, болями в спине, болями в области солнечного сплетения, возникновением судорог, спазмов, несварением желудка. Психологические признаки стресса — это рассеянность, расстройства памяти, тревожность, беспричинные страхи, повышенная обидчивость, плаксивость, раздражительность, излишнее беспокойство.
Среди стрессов различают острые (связанные с редким событием или переживанием) и хронические, которые возникают в результате накапливания незначительных, но продолжительных расстройств (например, многие бытовые события, связанные с решением повседневных задач ухода за больным или ребенком, являются стрессами). Если психология острого стресса давно изучена, то повседневные стрессы распознаются не всегда, что делает их особенно опасными.
Но хотя мы все стремимся избегать стрессов, они в жизни все же нужны. Еще Ф.М. Достоевский писал, что каждому человеку для счастья нужно столько же несчастья, сколько счастья. Стресс — это вызов, на который человек отвечает активизацией своих жизненных сил и способностей, после чего нередко выходит на новый уровень бытия.
2. Люблю читать психологическую литературу. Стараюсь делать все «по науке», чтобы избежать стрессов. А они подстерегают повсюду: дома, в транспорте, на работе. Иногда чувствую, что меня охватывает паника: что делать, как избежать возможного стресса?
Похоже, вы чересчур увлекаетесь чтением специальной литературы и, подобно начинающему студенту-медику, пытаетесь «примерить» на себя все существующие болезни. В этом нет необходимости. Желание быть в своей жизни безупречным во всем и не сделать в жизни ни одного неверного шага часто приводит к обратному эффекту. Незаметно для себя вы становитесь сверхтребовательным к себе, а затем к окружающим и к жизни. Вы сами создаете очень жесткие условия существования. Но если сами для себя вы вольны выбирать стиль жизни, то окружающие вас люди вовсе не обязаны следовать всем вашим идеалам. Таким образом, пытаясь в малейших деталях сделать все «по науке», вы невольно создаете конфликтные ситуации вокруг себя. Ведь люди прежде всего нуждаются в том, чтобы к ним относились «по сердцу», то есть проявляя в достаточной мере сочувствие и понимание к их слабостям. Это не то же самое, что поощрение недостатков. Просто общаясь с людьми, помните, что все мы находимся на разных этапах своего внутреннего развития и роста. Кто-то ушел вперед, кто-то его догоняет. Жизнь не стоит на месте. Очень важно не делать однозначных выводов и оставлять людям шанс измениться, «вырасти». Тогда и жизнь окажется не так наполнена стрессами, как вам представляется это сейчас.
Подумайте о том, что бояться того, что еще не наступило, — бессмысленно. Вы всегда успеете испугаться, когда наступит время. Потом люди, как правило, боятся сильных эмоций, с которыми не смогут справиться. Для профилактики этого полезно заняться изучением своего внутреннего мира. Существует много методов самосовершенствования, те заниматься им практически — в одиночку или записавшись в группу. Начав делать что-то конкретное, вы сразу почувствуете себя лучше.
Нужно ли так бояться стресса? Стресс — это реакция души и тела на определенные ситуации. Любая реакция - это знак, сигнал. Хорошо ли, что приходящие к вам гости сначала звонят в дверь, а не вваливаются без предупреждения? Если вы восприняли стресс как сигнал к действию для изменения себя, ситуации, отношения к чему-то или кому-то, стресс может оказать вам добрую услугу. У вас есть возможность сделать шаг вперед в своем развитии. Если вы сразу впадаете в панику или начинаете обвинять кого-то, то усложняете свою жизнь и усугубляете свое болезненное состояние. Как не паниковать? Паника — это своего рода внутренний паралич, все события видятся «в куче». Человек видит все только в негативном свете. Часто бывает достаточно проанализировать ситуацию, разложить ее на составляющие, чтобы стало видно хорошее и плохое, и необходимость в панике исчезает.
Как видите, многое зависит от вашего личного отношения.
Стоит ли настраивать себя на обязательное избегание стресса? Избегать — значит убегать, испытывать страх. «Страх перед стрессом» — сама по себе стрессовая ситуация. При такой внутренней установке избежать его не удастся. Как правило подобное притягивает подобное. Если уж вы попали в трудную жизненную ситуацию, лучше встретить ее лицом к лицу, рассматривая как возможность узнать и научиться чему-то важному для себя.
Лучшее лекарство от стресса — ваше собственное разумное отношение к нему. Если жизнь поставила вас в стрессовую ситуацию и вам трудно справиться самому — обратитесь к психологу- Если стресс начинает отражаться на состоянии вашего здоровья — обратитесь к врачу, который назначит соответствующий курс лечения. Лучше одновременно проконсультироваться и у врача, и у психолога. А хорошей профилактикой для сокращения стрессовых ситуаций в жизни являются самопознание и саморазвитие. Живя и действуя в материальном мире, не забывайте о душе, и стрессы будут посещать вас гораздо реже.
3. Есть ли психологическая установка, которая может помочь избавиться от бытового стресса?
Такую установку нужно создавать. В чем ее особенность? Слово «быт» не случайно похоже на слово «бытие»: быт заполняет жизнь и либо сам поглощает человека, который не может противостоять этим мелким, раздражающим повседневным трудностям, либо коварно показывает, что все главное, все лучшее — за пределами его частной жизни, праздники — только у других. Если такое переживание возникает, нужно проанализировать его причины. Действительно ли быта слишком много? Если да — то его нужно ограничить, не допустить внедрения в свою жизнь. Если не получается, нужно понять, почему сделать это трудно (например, Э. Берн выразительно описал синдром «загнанной домохозяйки», которая на самом деле не хочет и не способна заниматься чем-то иным, поскольку только быт позволяет ей сохранить самоуважение и влияние на других). Если быт теряет свой смысл (такое бывает, например, когда дети вырастают, и мать поначалу переживает эмоциональную пустоту, встречая отсутствие благодарности за работу, которая по сути уже никому не нужна), нужно постараться понять, что же вы считаете главным для себя на этом этапе жизни, а чем бы ни за что не могли поступиться? Именно сюда и нужно прикладывать часть усилий, тогда не будет возникать ощущения, что они потрачены впустую. То есть быт не должен становиться полным синонимом бытия, тогда и повседневные неудачи потеряют свой вес.
Главное в этой установке — перестать критиковать себя. То, что в каких-то ситуациях вы видите возможность лучшего, чем вам пока удается, способа действия, не значит, что нужно втаптывать себя в грязь. Сегодня вы делаете лучшее из того, что; возможно на сегодняшний день. Ошибка еще не поражение. В определенном смысле она может быть даже полезна, если вы сделаете правильный вывод, уяснив для себя, каким путем идти не следует. Считайте, что вы приобрели полезное знание и в следующий раз поступите по-иному. Почаще говорите себе примерно следующее: «Я люблю себя и одобряю. С каждым днем я совершенствуюсь и приближаюсь к внутренней красоте и гармонии». Зная собственную ситуацию, можете составить для себя позитивное утверждение, в котором будут конкретно отражены те цели, к которым вы стремитесь. Основные правила составления утверждений не сложны. Утверждение:
должно быть персонифицировано, то есть содержать слово «Я»;
должно содержать привлекательную для вас цель (например, стать увереннее в себе);
должно быть выражено в позитивной форме, то есть без частицы «не». Например, вместо «Я не пугливый» следует говорить: «Я смелый»;
должно быть выражено в настоящем времени, например: «Я уверен в себе» или «С каждым днем я становлюсь увереннее в себе»;
должно касаться ваших собственных изменений, а не изменений других людей.
Помните, что вы достойны любви, и не отказывайте себе в ней, — это не значит, что надо стать эгоистом. Относясь к себе действительно с любовью, вы естественно будете стремиться поступать наилучшим образом, сочетая свои потребности с потребностями окружающих вас людей. Когда вы любите себя, то стремитесь к тому, чтобы ваша душа была спокойна, а ведь сознательное причинение вреда другим или использование их в корыстных целях не смогут дать вам душевного покоя. Подобные действия не могут совершаться, если вы полны любви.
4. У меня двое детей, веду хозяйство. Устаю, мне кажется, что постоянно нахожусь в стрессовом состоянии. Муж уговаривает бросить работу. Это выход?
Выход в том случае, если вы по натуре домашняя женщина и дом, дети для вас главный жизненный приоритет. Если профессиональная деятельность для вас важна и без этого вы не будете чувствовать себя реализованным человеком, то вряд ли предложенное решение поможет вам. Возможно, лучше, прежде чем принимать серьезные решения, попытаться разобраться в себе. Что для вас важно? Чего вы хотите от жизни? Ведь причина стресса может быть вовсе не в работе и даже не в том, что вы не справляетесь с какими-то своими обязанностями. Возможно, вы слишком контролируете себя и считаете, что во всем должны быть «отличницей»?
Не исключено, что ваш день слишком насыщен общением. Может, выходом из положения станет выделение какого-то времени «для себя»? Поговорите об этом с мужем и детьми. Иногда ситуация кажется безвыходной только потому, что мы не решаемся обсудить ее с близкими и открыто попросить о помощи.
Причиной душевного дискомфорта может быть и неумение освобождаться от негативных эмоций. Часто человек сам усугубляет свое состояние, говоря себе: «Это стресс, мне плохо, я болен». Стресс — это резко выраженная реакция напряжения. Не так много в жизни единичных событий, которые способны сразу же вызвать состояние стресса. Чаще состояние напряжения накапливается постепенно. Когда внутри уже имеется достаточная «база», какое-то событие становится «последней каплей», и мы говорим о стрессе. Поэтому лучший способ не доводить себя до стресса — не накапливать негативные эмоции. Если вы испытываете неприятные чувства в связи с каким-то конкретным событием, то постарайтесь разобраться именно с ним. Не стоит вспоминать, начиная «от царя Гороха», все случаи, когда вас обидели, или разозлили, или не поняли. Создайте и старайтесь пополнять свой внутренний список приятных неожиданностей, в который вносите все интересное, красивое, приятное, забавное, милое, трогательное, смешное, что попадает в поле вашего зрения. Время от времени просматривайте свою подборку просто так, для создания хорошего тонуса.
Может быть, подобно многим родителям, вы сделали «борьбу с недостатками» своих детей, а заодно и мужа, одним из главных дел своей жизни? Тогда уход с работы не улучшит вашего внутреннего состояния, ведь в этом случае изменится в вашей жизни только одно: появится больше времени на «обнаружение» недостатков. «Лекарством» в данном случае скорее послужит смена психологической установки, чем отказ от работы. Конечно, невозможно в один день изменить устоявшуюся привычку, а психологическая установка — та же привычка. Человек привыкает думать определенным образом и, исходя из своих мыслей, поступает так, а не иначе. Дайте себе время. Поговорите со своими друзьями, проконсультируйтесь с психологом.
Можно сделать еще немало предположений о причинах вашего душевного дискомфорта. Подлинные причины стресса могут быть самыми разными, и в этом-то и следует разобраться в первую очередь. Тогда вам легче будет принять правильное решение.
5. Недавно мы делали прививку нашему четырехлетнему сыну. Ребенок вел себя отвратительно, был совершенно неуправляемым, устроил истерику. Медсестра мне посоветовала обратиться к психологу, мотивируя тем, что он вел себя неадекватно. На боль у него обычно всегда такая бурная реакция, да и успокоиться долго после этого не может, но в остальном с ним можно договориться, отвлечь. Посоветуйте, пожалуйста, требуется ли нам что-то с этим делать?
Нам кажется, проще стерпеть нормальную (хотя и бурную) реакцию ребенка и приспособиться к ней, это будет легче с возрастом, а пока подумайте ведь не каждый день вы делаете прививки! Это вполне адекватно, что ребенок сопротивляется тому, что переживает как физическое насилие — не примиряться же сразу. Профессиональная задача детской медицинской сестры состоит в том, чтобы ребенок не сопротивлялся, не испытывал боли и страха.
Конечно, если всерьез отнестись к ее пожеланию, можно поиграть в докторов, объяснить мальчику смысл прививок, рассказать о микробах и бактериях. Просвещение всегда полезно. Но если в остальном с мальчиком договориться легко, это не настолько серьезная проблема, чтобы заниматься ею специально. Лучше сберечь силы для воспитания более полезных ребенку навыков.
6. Нашему сыну скоро исполнится 4 года. Мальчик очень подвижный, энергичный, можно сказать, с избытком энергии. Несколько дней назад, когда он пришел из детского садика, мы заметили, что он заикается в начале предложения. Доходило даже до того, что он, пытаясь что-то сказать, сильно напрягался, а потом в сердцах почти кричал: «Я не могу сказать!». Психолог рекомендовал ни в коем случае не заострять на этом внимание и вести себя с ним обычным образом. Ребенок почти замолчал. Только короткие фразы и местоимения он произносит с легкостью. Я пытался выяснить у воспитательниц детского сада, что произошло, но они говорят, что все было как обычно. Мы отправили ребенка к бабушке на выходные, и она у него как-то хитро выведала, что в садике его били. Остается только понять, правда это или нет. Как можно справиться с проблемой? Как вести себя с ребенком? Отдавать ли его в садик и когда?
С мнением коллеги можно согласиться только наполовину. Действительно, заострять внимание на проблеме не стоит, и стимулировать мальчика давать развернутый ответ тоже не нужно, это только привьет ему ощущение неудачи. Что же касается причин произошедшего, то вполне возможно, что мальчик действительно перенес психологическую травму, связанную с испугом, наказанием, физическим или эмоциональным насилием. В 4 года для этого не нужно очень многого, достаточно быть насильно накормленным или оставленным для наказания в темной комнате. Поэтому работать с мальчиком нужно, так как мутизм (отказ говорить) может быть началом равивающегося процесса отчуждения.
Нужно устанавливать и поддерживать с мальчиком контакт неречевыми средствами (телесно, эмоционально, через совместную деятельность). Очень полезной была бы игротерапия, особенно в песочнице. Если не прибегать к поддержке профессионала-психолога, то следует построить стратегию работы с ребенком на принципах общей творческой деятельности, не требующей речевых инструкций (лепка, конструктор, рисунок), можно построить песочницу дома и населить ее разными игрушками, тогда в ходе игры откроется и содержание того, что произошло в детском саду. Вообще же, если ситуация будет усугубляться, лучше ребенка из сада забрать.
7. У меня сложный ребенок, мальчик, 10 лет, неполная семья, группа риска. Последние три года были особенно трудными, я с ошеломляющей регулярностью срывалась, орала на ребенка, пускалась в истерики и, как мне кажется, запустила ему в подсознание все, что категорически запрещается матери во взаимоотношениях с детьми. Сейчас проблем у нас стало поменьше, жизнь спокойнее, мне хотелось бы начать «собирать камни». Существуют ли механизмы ранней компенсации того вреда, который я причинила мальчику?
Ваш вопрос требует большой дополнительной информации. Дело в том, что дети обладают очень пластичной психикой и способны вырабатывать против многих вредностей и стрессов жизни естественные защиты. Поэтому судить о состоянии ребенка можно только при наличии дополнительной информации — возможно, что его психическое и эмоциональное состояние вполне сохранно, а возможно, и нет. 10 лет — относительно спокойный период детства, в котором нарушения проявляются нечасто.
По-видимому, вы сами пережили напряженный момент жизни, потому что вопрос, который вы задаете, возник скорее всего давно. Почему вы считаете, что нанесли ребенку вред? Какие установки вы могли «загнать» мальчику в подсознание и с каким вашим состоянием это могло быть связано? Что побуждает вас сейчас об этом задуматься и на что вы готовы, чтобы что-то исправить? Скорее всего, если вы ответите на эти вопросы, картина вашей жизни станет намного яснее.
Не нужно переоценивать негативное влияние, которое, возможно, вы оказали. Мать — всегда источник любви и силы для ребенка, другое дело, что гармоничные люди и любят гармонично, а неспокойные — противоречиво, но, как правило, дети бессознательно умеют «вносить поправки» в отношение к ним со стороны родителей, разводя то, что является свойством характера взрослых, и то, что характеризует отношение к ребенку. Поэтому если вы сами выработаете более устойчивое мироотношение и решите проблемы своего «внутреннего» ребенка, то с мальчиком можно будет и не работать отдельно.
8. В семье моей подруги трудная проблема: после несчастного случая ребенок долго болел, и, мне кажется, он «захватил» своей болезнью всех членов семьи. Его родители как-то душевно устали, стали хуже относиться друг к другу, да и к мальчику тоже. Наверное, они неправильно себя ведут. Но как — правильно?
Такая ситуация в первую очередь должна рассматриваться как психотравмирующая. К ребенку, да и ко взрослому тоже, в этом случае нельзя предъявлять такие же требования, как в спокойной ситуации. Страх смерти, длительная неподвижность, боль, невозможность вести тот же образ жизни, что и раньше, приводят к снижению фона настроения, к появлению повышенной слезливости, агрессивности, апатии.
Необходимо помочь ребенку отвлечься от постоянных мыслей о болезни или смерти, но в то же время нельзя делать вид, что ничего не происходит. Отсутствие информации, мысли, что взрослые что-то скрывают, усугубят тяжелое состояние ребенка и снизят вероятность выздоровления. С ребенком надо разговаривать о том, что происходит с ним или его близкими, рассказывать, что надо делать, чтобы выздороветь, внушать оптимизм. Не стоит ругать ребенка за то, что он не может справиться со страхами и тяжелыми эмоциями, ему необходима эмоциональная поддержка, более тесный телесный контакт. Даже после выздоровления долгое время влияние произошедшего продолжает сказываться.
В такой ситуации у ребенка может сформироваться комплекс симптомов, при котором личность поражается на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
На биологическом уровне важную роль играют нарушения центральной и вегетативной нервной системы, с которыми поможет справиться врач-невропатолог.
Симптомы психологической травмы можно разделить на три группы: во-первых, это симптомы повторного переживания (ночные кошмары, повторяющиеся игры, сильный дистресс, постоянные воспоминания о болезни или травматическом событии и навязчивые мысли), во-вторых, симптомы избегания (уход от мыслей и чувств, связанных с болезнью, избегание напоминания о болезни, «вымывание» из памяти деталей событий, чувство отчуждения, обеднение эмоций) и, в-третьих, симптомы повышенной возбудимости (нарушения сна, раздражительность, затрудненная концентрация внимания, психологическая чувствительность к связанным с травматическим событием стимулам, тревожность, взрывные реакции).
У многих детей во время болезни и после нее наблюдается регрессивное (свойственное более раннему возрасту) поведение: энурез, болезненная привязанность к родителям. В таком случае необходимо обратиться к психологу, который поможет правильно преодолеть психологические последствия болезни как ребенку, так и родителям.
9. Бывает ли депрессия у детей, и если да, то как она протекает?
Нужно различать просто подавленное настроение («депрессия» и означает подавление), которое время от времени встречается у каждого, и депрессию как явление, заслуживающее внимание клинициста. В быту мы нередко склонны называть депрессиями все, что отличается от бурного веселья, однако это не совсем точно.
Депрессивный синдром у детей бывает, и протекает он так же, как и у взрослых: преобладает либо дисфорическое, подавленное, грустное, злое настроение, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются потеря аппетита, изменение веса, усталость, потеря энергии, бессонница либо чрезмерная сонливость, изменение психомоторной активности, замкнутость, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, жалобы на здоровье. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, чувство никчемности и вины (часто нереальной), навязчивые мысли о смерти, может предпринимать суицидальные попытки, может проявлять несвойственную раньше агрессивность и одновременно — ожидание наказания. Таким детям свойственны высказывания типа «Я грустная и злая», «От меня всем одни неприятности».
Можно говорить о депрессивном расстройстве, если симптомы не проходят в течение нескольких недель. Детскую депрессию можно не заметить или неправильно диагностировать, если симптомы осложнены другими типами поведения, такими, как, например, гиперактивность, задержки развития, проблемы в школе или психосоматические жалобы. Причины детской депрессии аналогичны взрослым: вспышка может быть вызвана потерей любви или внимания со стороны человека, который заботится о ребенке, долгим отсутствием, эмоциональным отдалением или смертью любимого человека. Но в отличие от взрослых маленькие дети склонны еще и заражаться депрессивным состоянием взрослых, которые, никак вербально не выражая, способны прививать его ребенку бессознательно.
Как правило, депрессия в детстве вызвана не единичным происшествием или фактом, а связана с уязвимостью ребенка или накапливающимися стрессами, для чего необходимо рассматривать жизненный контекст ребенка в комплексе.
В некоторых семьях существует негласный запрет на отрицательные чувства, такие, как злость или страх. Поскольку чувства эти естественны, то время от времени их испытывают все, в том числе и дети. Когда же они не имеют возможности выразить их, потому что «бояться — это стыдно» или «хорошие дети не злятся», негативные переживания накапливаются. Но любому терпению приходит конец, контролировать себя постоянно невозможно, и рано или поздно негативные эмоции где-то прорываются, например, в виде грубости, агрессивного поведения. Подобные прорывы, как правило, отрицательно оцениваются взрослыми, что добавляет ребенку чувства вины. Он и сам себя внутренне обвиняет, ведь «хорошие дети так не делают». В результате может сложиться порочный круг — сдерживаемые негативные эмоции, «прорыв», обвинение, еще большее напряжение, новый «прорыв» и новые обвинения.
Чтобы этого не происходило, важно научиться принимать чувства ребенка, давать ему право иметь свою точку зрения на людей и события. Нужно предоставить ему возможность физически больше двигаться, позволять играть в шумные игры — таким образом дети часто «отыгрывают» накопившиеся внутри негативные эмоции.
Более часто, чем у детей, депрессивное состояние встречается у подростков. Оно выражается в беспокойстве, брюзгливости, не-гативистском, асоциальном или агрессивном поведении; подросток может стать угрюмым, избегать контактов в семье или в других сферах жизни, перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе. С другой стороны, он может казаться чрезмерно эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками, может быть подвержен алкоголизму, токсикомании.
Поскольку депрессия иногда маскируется под совершенно другие состояния, она часто остается нераспознанной, и родители пытаются наказывать то, что нужно лечить. Поэтому в случае появления любых нехарактерных ранее особенностей состояния и поведения ребенка лучше обратиться к психологу.