УПП

Цитата момента



Если вы долго будете хорошо себя вести, мы начнем вас любить.
Ваши дети. С приветом!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: «А вот и я!», и те, кто произносит: «А вот и ты!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

НА ЧУЖБИНЕ

Как развивать речь ребенка, живущего в многоязычной среде?
В чем особенности интернациональных браков?
Как адаптировать детей к детскому саду и школе за рубежом?

1. У нас такой вопрос-проблема. Мы живем за границей, дочке 3 года 3 месяца, говорит только по-русски (но начинает понимать и по-польски). Отдали в детский садик (на польском языке), неделю ходила просто с восторгом, а на вторую начала капризничать. Причем плачет, только когда мы уходим из сада, а потом успокаивается и ведет себя хорошо. Обедает, спит, играет. После сна, когда мы ее забираем, начинает говорить, что ей «надоело ходить в садик»-, но рассказывает, как было все вкусно, что они там делали и тому подобное. Воспитательница посоветовала подождать какое-то время, чтобы ребенок привык и стал лучше понимать язык, но не прекращать водить в сад, иначе потом придется все начинать заново. Воспитательница прекрасная, садик достойный. Что вы нам посоветуете?

И все же если вы считаете нужным (или вынуждены) водить девочку в садик, тогда лучше не отступать: вы вполне можете рассчитывать, что дочка с повышенной нагрузкой справится, ведь язык она понимает, а к детям и воспитательнице, судя по всему, относится неплохо. Сохраняйте спокойствие, не позволяйте возникнуть собственной тревоге или чувству вины — ведь то, что вы сейчас предпринимаете, обусловлено интересами ребенка — тогда и девочка привыкнет быстрее. Единственное, что мы вам посоветовали бы, это устраивать в середине недели для дочки разгрузочный день, когда бы она оставалась дома. Это полезно сделать для предотвращения психосоматических реакций (симптомов болезни, которые могут проявиться у ребенка как следствие внутренней неосознаваемой тревоги в том случае, если осознанно она ситуацию принимает).

Скорее всего воспитательница права, и нужно последовать ее совету. Действительно, ребенок испытывает перегрузку: она ограничена в выражении эмоций (потому что окружена чужими людьми, к которым пока не привыкла), переживает напряжение от отсутствия привычной языковой среды, и потому не всегда может адекватно высказать просьбу о помощи или просто пожаловаться. Подобные трудности переживает любой маленький ребенок в момент перехода в «большой социум». Только дети, к примеру, выросшие в детском доме, становятся эмоционально безразличными к перемещениям из одной среды в другую, потому что у них не сформировалось избирательности и предпочтений в общении.

Желание остаться с родителями — это норма, каждый ребенок, которому в семье хорошо, предпочитает родных людей чужим, хотя бы и расположенным к нему. Так что это, скорее, подтверждение хорошего климата в вашей семье.

2. Моей дочке три с половиной года, мы живем в другой стране. У нее есть только одна подруга пяти лет, с которой она может говорить по-русски. И меня волнует, что дочка во всем ей подражает, хочет те же игрушки. Естественно, я не стану покупать ей то же самое, я считаю, что нужно больше развивающих игр; игрушек у дочки всегда было много, и даже в России она страдала скорее от переизбытка, чем от недостатка. Как объяснить ей сейчас, что необязательно носить такое же платье и иметь дома такую же собачку, как у той девочки? Как ей внушить, что лучше купить как раз другое, чтобы выгодно отличаться?

Подражание — естественное проявление детского развития: у маленького ребенка нет практически ничего своего, он все заимствует от других людей, детей или взрослых. Известный психолог прошлого А. Валлон полагал, что главное содержание кризиса трех лет, а ваша дочка сейчас переживает именно этот возраст, — это стремление стать похожим на других, войти в сообщество взрослых и детей, причем одновременно это сопровождается строптивостью и негативизмом в общении со взрослыми. Потом это желание будет насыщено и исчезнет, и, став подростками, дети, напротив, стремятся разными средствами подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других, но для раннего возраста индивидуальность — это еще не ценность.

Мягкие игрушки несут с собой, конечно, не интеллектуальное развитие, а эмоциональное, но, возможно, именно это вашей дочке, живущей в условиях чужой культуры, сейчас и необходимо. Ведь единственная русскоязычная подруга — это островок родной детской субкультуры. Попробуйте предложить ей купить тоже мягкую, но другую игрушку. Только не пытайтесь охладить ее привязанность к подруге посредством критики в адрес девочки; это может привести к осложнению отношений между вами и дочкой. Постарайтесь поговорить с дочкой о том, что у нее получается лучше, что хуже, чем у других детей. Нарисуйте ее с подругой в виде зверюшек или растений, попробуйте понять, какая потребность удовлетворяется в ходе их общения.

Не нуждаться в вещах — не значит не нуждаться ни в чем; каждый человек имеет нереализованные желания, это само по себе неплохо и позволяет ему развиваться. И еще: а нет ли чего-то, чего не хватает сейчас вам самой? Очень часто дети, будучи существами с хорошей интуицией, отражают состояния своих родителей.

3. Нашему сыну 2 года 3 месяца. Он ничего не говорит, кроме «мама». Мы живем в нерусской среде. По телевизору 3—4 языка, но не русский. В общении мальчик может показать что угодно: и как упал, и как поломал, и как налил молоко в стакан, но ничего не скажет. Слышали, что можно устроить «бойкот» — притвориться, что не понимаем его. Пожалуйста, помогите советом.

К сожалению, все современные дети начинают говорить позже, и случается, что активная речь у них возникает лишь в три года, при этом такая картина не выходит за рамки возрастной нормы. Дети, живущие в многоязычной обстановке, часто начинают говорить еще позже и не совсем правильно. Чтобы стимулировать речь, нужно создавать обогащенную среду — развешивать написанные слова по стенам, обращать внимание ребенка на вывески, давать простые книги, возможно, попробовать учить писать. Бойкот не рекомендуем. Притворяться, что не понимаете, тоже не стоит, потому что может возникнуть эмоциональное отчуждение. Полезно рассказывать сказки и ждать активной речи (при условии, что вы уверены в нормальном темпе развития мальчика в целом).

4. Я в тупиковом положении. Мне 28 лет, моей дочери — восемь с половиной. Когда ей было четыре с половиной года, мы развелись с мужем. Развод, как и наша совместная жизнь, был мукой, ужасные отношения до и после развода. Пять месяцев назад я переехала в Испанию, решила коренным образом переменить жизнь, но проблемы добрались и сюда. Девочке приходится изучать 3 языка (каталонский, испанский, английский). Она очень общительна, любит командовать, быстро идет на контакт. Но я установить с ней контакта не могу. Она и в России не отличалась усидчивостью, делала только то, что хотела. Учиться ей не нравится. Может, я очень грубая, но объясняться с ней мне трудно. Обещает начать учиться, а сама опять дурака валяет, никакого чувства ответственности. У нее на уме только одно: «Хочу хорошего и ласкового папу. Умираю, хочу братика или сестричку. Когда у меня все это будет? У других детей есть, а у меня нет». Не знаю, как мне с ней об этом говорить.

Не стоит огорчаться тому, что девочка не стремится учиться хорошо. Это беда всех современных детей — познавательная мотивация у них очень слабая. По-видимому, вашу дочку надо готовить к полноценной женской жизни — давать ей девичье образование, которое пригодится в семейной жизни. Тем более что она и сама на это очень ориентирована. Если ребенку трудно учиться, выход один — стремиться к специализации. То есть пусть она добивается успехов там, где ей это хотя бы немного интересно, а на остальное можно не обращать внимания. И не нужно ругать ее за плохую успеваемость, а нелюбимые уроки лучше делать вместе, при этом помогая ей.

Теперь о другом. Поскольку вы пережили семейный кризис понятно, что настроение у вас не очень устойчивое. Стремясь быстрее воссоздать семью, девочка скорее всего отражает ваше состояние и бессознательное желание. То есть интересы у вас общие и планы правильные, только не надо осуществлять их второпях. Нам кажется, нужно сейчас не уговаривать дочку, а показать ей (на примерах знакомых), что поспешность приводит к неудачам, люди ссорятся и могут вновь развестись. А чтобы выйти замуж, нужно сначала влюбиться. Вы же пока ни в кого не влюблены, поэтому нужно немного подождать, а пока постараться лучше узнать окружающих. Поговорите с ней о лучшем в вашей жизни, о перспективах, о том, как завидуют ей девочки, оставшиеся в России. И нужно применять все, что помогает вам самой и дочке прийти в спокойное состояние духа (магазины, галереи, купание, - все, что любите вы обе), потому что скорее всего вы заражаете друг друга своей тревожностью.

5. Мой муж — иностранец, я живу за границей и в силу законов этой страны вышла на работу по достижении сыном 14 недель, а работаю я целый день. Сын, которому сейчас год, находится с бабушкой, не говорящей по-русски. Бабушка его очень любит, балует, и в связи с этим мальчик совершенно ко мне равнодушен, не знает меня и не понимает, когда я говорю с ним по-русски. Работу я бросить не могу. Может быть, мне тоже перейти хотя бы на английский?

В ваших жизненных трудностях можно выделить по крайней мере две стороны: благополучие ребенка и ваши с ним отношения. Что касается развития его языковых способностей и перспектив общения на двух языках, это, конечно же, ему очень пригодится, так что не отступайте от своего, в его возрасте выучить два языка одновременно — не самая большая проблема.

А вот в области ваших с ним отношений вы оказались в ситуации вынужденного перетягивания каната, и это, конечно, не может вас не расстраивать. Сейчас ваше положение не очень благоприятно: у ребенка сформировалась устойчивая привязанность к бабушке, но не стоит расстраиваться и считать ребенка потерянным для своей любви. Сейчас он в том возрасте, когда ему требуется в основном физический и эмоциональный контакт. Обратите внимание, что вам очень повезло с няней: ни один чужой человек не смог бы обеспечить такую замечательную обстановку, которая служит пока одной, но самой главной психологической задаче: закреплению доверия к миру.

Однако скоро это изменится, и тогда возможности, которые предоставите ему вы, будут очень своевременными. А пока пофантазируйте: где бы вам хотелось с ним побывать, что показать? И не оставляйте попыток поддерживать доверие между вами: рассказывайте ему о том, что происходит у вас в жизни, что вас беспокоит, что тревожит, делитесь своими огорчениями, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что вы добровольно «отодвинулись» от него и счастливы. Рассказывайте, что и когда вы о нем подумали, в связи с чем вспомнили, чтобы он чувствовал, что и на расстоянии вы скучаете и помните о нем. Вам это будет нетрудно, потому что все — правда. А для себя решите — так ли уж необходима вам ваша работа? Если да, то вопрос решен и возвращаться к нему нечего; при случае, когда мальчик еще немного повзрослеет, объясните ему, что это был вынужденный шаг.

6. Я замужем за итальянцем, у нас растет чудесный мальчик трех лет. Мой муж, несмотря на нашу разницу в возрасте (10 лет), хочет от меня того же, что и сын, — ласки, объятий, чувствовать себя номером один и т.д., он страдает от нехватки этих чувств. Я подозреваю, что его мама никогда не была с ним слишком ласковой и присутствующей, то есть уделяющей достаточно внимания своему ребенку. Но так как для итальянца мама — это что-то вроде Мадонны, то я даже не знаю, как с ним говорить на эту тему. Они всегда говорят, что им забыли перерезать пуповину при рождении и поэтому они так привязаны к своим мамам. Как мне стать «поласковей» с моим мужем, какую себе дать установку?

Ревность отца к сыну — явление очень распространенное, описано еще Фрейдом, но от этого не менее обременительное для окружающих. Это бывает у мужчин с сильным «внутренним ребенком», к числу которых, судя по всему, относится и ваш муж. Вы скорее всего не ошибаетесь в источниках этого чувства. Однако вы, безусловно, не должны повторять в отношениях с мужем его маму, даже если этого бы и хотелось. Только не пытайтесь вбивать клин между мужем и свекровью, есть опасность, что он может предпочесть ее. Разные люди требуют разного к себе отношения; поэтому сейчас ваша задача — восхищаться им как мужем, как отцом, но не как маленьким мальчиком. То есть комплименты и принятие должны касаться в основном более зрелых проявлений. Подчеркивайте сходство с ребенком, укрепляйте между ними эмоциональную связь. Ни в коем случае не ограничивайте секс, напротив, можно даже усилить эту подпитку, чтобы успокоить ревность мужа.

Попробуйте проанализировать ваши отношения с мужем помимо ребенка — что изменилось в них после рождения сына?

Что оказалось утраченным (именно это скорее всего вызывает ревность мужа и препятствует его открытому отцовскому отношению к ребенку)?

Важно также, какой момент личного роста сейчас переживает ваш муж, насколько он успешен в остальных областях жизни. И еще один вопрос — какой он видит вас вне материнской роли?

Нам кажется, слишком отождествлять себя с ребенком тоже не следует, это обеднит вашу жизнь. Попробуйте вспомнить все интересное, что было и есть у вас, помимо мужа и сына, тогда вам будет легче переносить семейные огорчения.

7. Я и мой муж — армяне, и у нас дочь 4 лет и сын 7 месяцев. Я 2 года как работаю в Италии. С сентября по январь я была в отпуске по уходу за ребенком и жила в Армении. А когда мы вернулись, обозначился кризис — девочка наотрез отказывается ходить в итальянский детский сад, каждое утро начинается с истерики. Конечно, проблема в том, что она не говорит и плохо понимает по-итальянски. Теперь она начала еще и чураться сверстников на детской площадке, отказывается даже ходить на встречи армянских детей, которых понимает, у нее возник страх новой обстановки, новых лиц. Все это выливается в публичные истерики. Попытки говорить с ней дома по-итальянски она часто встречает в штыки. Воспитательница говорит, что я не должна идти на поводу у ее капризов и что нужно вопреки всему водить ее в детский сад. Но как можно одеть и насильно привести в детский сад ребенка, извивающегося в истерике, трясущегося от нервной дрожи? Посоветуйте, как мне быть?

Трудно согласиться с вашей воспитательницей. Поскольку ситуация сложная, не стоит «ломать» ребенка, лучше попробовать понять, с чем связан ее протест. Наверняка в Италии к ней хорошо относятся, там много веселого и интересного. Возможно, ее реакции могут быть связаны с рождением младшего брата и вызваны ее сомнением в вашей любви и ревностью. По крайней мере так часто бывает.

Поэтому лучше усилить внимание к ней и попробовать договориться о вещах не столь для нее значимых, как язык. Если в этом будет достигнут успех, девочка станет меньше сопротивляться и в преодолении языкового барьера. Вообще если проблема не поддается силовому решению, лучше ее на время оставить и попробовать просто усилить доверие дочки к родителям. Потому что иначе негативное отношение к языку может усилиться и привести к отторжению культуры, людей и к невозможности для вас жить в Италии вообще. Ведь проблемы языка — это отражение трудностей взаимодействия, и если сейчас вы имеете проблемы с итальянским, то, не решив их радикально, вы можете получить психосоматические расстройства (это язык тела), жадность (это язык вещей), клаустрофобию (это язык территории) и другие неприятные особенности самочувствия и поведения дочки.

Поэтому лучше всего вернуться как бы на шаг назад в ее развитии, разговаривать с ней дома на армянском, не расширять круг общения, а возможно, даже ограничить его на время, понизить уровень требований к дочке и вести себя с ней некоторое время так, как если бы она была моложе по возрасту, чем есть на самом деле. И еще можно рекомендовать применять разные способы расслабления и переключения в состоянии напряженности.

8. Я собираюсь в школу в 12-й класс в другой стране, с английским у меня не очень, подскажите, как мне себя вести в первые дни в школе, чтобы влиться в общественную жизнь и не стать изгоем.

От того, как человек поведет себя с самого начала, многое зависит в последующей школьной жизни. Поэтому ты совершенно правильно об этом беспокоишься. Многие взрослые люди в подобных ситуациях тоже волнуются (учитель, который входит первый раз в новый класс, артисты и актеры, выходя на сцену, и так далее). Поэтому задумалась ты вовремя.

Но трудность эта вполне преодолима. Для того чтобы влиться в коллектив, можно использовать два испытанных надежных средства.

1.       «Подать себя». Это не значит, что ты должна чувствовать себя на сцене, напротив, надень те вещи, к которым привыкла и которые подходят новой школе (избегая всего вызывающего, чтобы никому не пришло в голову над тобой посмеяться). Подумай: чем ты отличаешься и, стало быть, можешь быть интересна своим будущим одноклассникам? Представь, как это можно им продемонстрировать (музыка, спорт, танцы, рисование, — что ты умеешь делать лучше, чем они?). Используй это преимущество и постарайся сразу же невзначай его предъявить. Не смущайся, в российских школах хорошее образование, поэтому наверняка ты будешь в чем-то других ребят обгонять.

Что касается языка, лучше сразу самой пошутить над собственным «poor english» и попросить говорить медленнее.

2.       Постарайся сделать для будущих друзей что-то хорошее (может быть, самое простое — принести русских конфет и угостить в честь знакомства), СРАЗУ же принять участие в каком-то не обязательно важном, но общем деле — принести тряпку, стереть с доски, переставить стулья, открыть окно, то есть стать полезной. Не стесняйся спрашивать — чем ты можешь помочь?

Тогда тебе легче морально будет самой обратиться за помощью, а за общими делами люди лучше узнают друг друга.

В дальнейшем общении чаще в разговоре вспоминай своих российских приятелей (даже если их было не очень много) и те общие развлечения и занятия, которые у вас были.

Твое романтическое положение иностранки дает тебе множество преимуществ. Используя их, ты можешь приобрести много новых друзей.

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Чем можно объяснить странности в поведении детей?
В чем особенности одаренных детей?
Какие трудности могут возникнуть у леворукого ребенка?

1. Дочке скоро будет полтора года. Иногда она ведет себя достаточно агрессивно (дерется). Ситуации бывают разные, иногда ее поведение можно объяснить: например, она уже встала, а я все не могу проснуться, или у нее отобрали что-то опасное для ребенка, или я ее кормлю (она до сих пор на грудном вскармливании), и позвонили в дверь. Живем мы отдельно от родителей, и я, и муж — люди ласковые. Есть еще одна странность — если ей что-то не нравится, она может начать биться головой иногда о кровать, иногда о мою ногу. Подскажите, как нам себя вести?

Для начала нужно посоветоваться с невропатологом, потому что битье головой — реакция не очень хорошая, не исключено какое-либо органическое поражение мозга. Что же касается поведения, то нужно оттормаживать по типу условного рефлекса — если дочка начинает проявлять агрессию, либо вставать и уходить, либо тут же шлепать (понятно, что не сильно). Когда бьется головой — уходить в другую комнату. Обычно такие связи закрепляются, только нужно продержаться несколько дней. И ни в коем случае не поощрять слезы и драку.

А вообще нужно разнообразить жизнь — окружающую среду, людей, впечатления, тогда спектр эмоций тоже будет расширяться.

2. Моей дочери 2 годика, она никак не хочет спать одна. До 3 месяцев она спала в детской кроватке, потом мы надели ей шины Белинского (у нее дисплазия тазобедренных суставов), носили их постоянно до 6 месяцев, и все 3 месяца я спала с ней, потому что ребенок был очень капризный. В 8 месяцев надели гипс на 6 месяцев, и все это время мне пришлось опять спать с ней, когда я рядом, ей было легче. Гипс мы давно сняли, она уже бегает. Но посреди ночи она просыпается и зовет меня, приходится мне идти и опять спать с ней до утра. Я очень устала от такой беготни, да еще и весенний авитаминоз. Помогите советом, как нам быть.

Ваша усталость вполне понятна: действительно, постоянное недосыпание может сделать раздражительным даже ангела, а уж на кого это раздражение выльется, тому несдобровать. Однако в вашей ситуации мы бы посоветовали еще ненадолго набраться терпения, свет в конце тоннеля близок. Вы так много уже перенесли, что не нужно ускорять события ценой детских неврозов. Скоро наступят по крайней мере два хороших изменения: во-первых, лето, и ребенок будет больше гулять, а стало быть, станет спокойнее, во-вторых, она вырастает и скоро будет себя утомлять достаточно, чтобы хорошо и крепко засыпать.

Поэтому лучше отложить беспокойства до осени, а пока просто придумайте, как вам обеспечить себе более-менее полноценный отдых днем: может быть, кто-то посидит с ребенком, а вы просто погуляете по городу или сумеете выспаться во время ее дневного сна. То есть лучше пока изменить ваш день, а не ее ночь. Ведь вы же понимаете, что капризы дочки возникли не на пустом месте, скорее всего виной тому неправильное родовспоможение, стало быть, взрослые все же перед девочкой виноваты.

3. Я воспитываю дочь 4 лет одна — в разводе. Эмоционально она немного запаздывает в развитии, и кризис трех лет у нас в самом разгаре. Я стала ловить себя на том, что моя любимая девочка раздражает и утомляет меня до того, что я готова ее ударить, и делаю это (шлепаю, иногда бью по губам, хватаю за плечи и встряхиваю, один раз ударила ремешком по попе). Возникает впечатление, что она специально этого добивается (например, комментируя: «Вот я сейчас козы из носа буду на простыню мазать»). Часто она не видит границ между реальностью и игрой — если ей что-то не нравится, рычит на детей, как зверек («Я — гиена»). В интеллектуальном развитии несколько опережает свой возраст. Вследствие подвывиха в шейном отделе и недостаточности питания левой половины мозга наличествуют легкие нарушения в виде эмоциональной лабильности и взрывчатости.

Что же касается вашего к ней отношения, то настраивайте себя так: один день не похож на другой, один месяц — на следующий. Но все это время она — ваша дочь, и сейчас в ней зарождаются не только те поступки, которые будут огорчать вас, но и то, что будет радовать. Поэтому не распространяйте огорчения дня сегодняшнего на всю жизнь.

Можно девочку сводить и к детскому психиатру, потому что последствия травмы могут быть разными. Но это ни в коем случае не отменяет психологической работы с ребенком.

Скорее всего причины для протеста у девочки есть, но она не может их сформулировать, в этом и состоит ее трудность: ведь известно, что бессловесность делает человека агрессивным. Нужно предложить ей другой язык, чтобы она могла объяснить, в чем дело. Например, попробуйте рассказать ей сказку с таким зачином: «Жила-была одна девочка. Была она ласковая, как котенок, всем нравилась и всех любила. И вот однажды проснулась совсем на себя непохожая: обзывается, ругается, щиплется, кусается. И вообще мама с бабушкой стали думать: а наша ли это девочка? И почему же она такая стала? И что же с ней будет потом?» А затем предложите дочке продолжить сказку. Если откажется, попросите нарисовать картинку к вашему рассказу. Если не удастся получить от нее и этот продукт, попробуйте поиграть с ней в игру с подобным сюжетом. Вот то, что мы стали бы с ней делать на консультации.

4. Нашей дочери 8 лет. В детский сад она не ходила. В первый класс пошла в одном городе, во второй — в другом. Ребенок общительный, но сдержанный. В общении с детьми у нее проблем нет. Но учеба в школе дается с огромным трудом, многое она очень туго усваивает. Особенно предметы, где требуется логическое мышление. Нет интереса практически ни к чему. Что бы она ни делала, все делает без особого желания. Может ли это быть связано с ее рождением? Жена пролежала всю беременность в больнице, была угроза выкидыша. Затем — кесарево сечение, дочка родилась на 2 балла по шкале Апгар, сама не дышала, рефлексы отсутствовали, долгое время пролежала в барокамере, у нее была недостаточность кислорода. Накладывает ли это отпечаток на сегодняшнее ее состояние?

То, что вас беспокоит, действительно может быть связано с органическими нарушениями (минимальная мозговая дисфункция или какое-либо осложнение при рождении) или быть характерологической особенностью (то есть просто индивидуальной характеристикой — ведь есть дети более быстрые и продуктивные и менее быстрые). Поэтому вам было бы полезно показать девочку хорошему невропатологу и, если это возможно, нейропсихологу. Однако, судя по всему, у нее может быть просто астенический характер. Это значит, что ей как бы не хватает жизненных сил, чтобы все делать быстро и хорошо. Поэтому ваша задача — найти ей область специализации (посмотреть, что ей все же больше нравится и получается у нее лучше всего и лучше, чем у других детей). Акцентировать именно эти виды деятельности (может быть, это рукоделие или что-то связанное с растениями или животными, то есть требующее интуиции, а не логики). Повышать самооценку, не ругать за неудачи, вести «дневник побед», куда записывать все, что за день удалось лучше, чем раньше. Промахи не фиксировать. Вот, в общем, основные советы. Если будут трудности в школе, может быть, перевести на индивидуальное обучение, но постараться найти кружок или что-то для общения и увлечений.

5. Мой ребенок — левша. Чем это грозит?

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не идентичны. Один из них обязательно берет на себя главную роль (доминирует), а другой подчиняется. Правая или левая рука оказывается ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений. Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга контрлатеральными отношениями: если правая рука ведущая, то доминирует левое полушарие. Однако иногда возможны и другие сочетания, которые труднее распознать. Поскольку в нашей культуре принято поддерживать в качестве доминирующей правую руку, то леворукость можно рассматривать как фактор риска слабой адаптации ребенка к обучению в школе.

Леворукость бывает разной. Среди леворуких детей можно выделить нормального и патологического левшу, в зависимости от того, берет правое полушарие функции левого на себя естественно или в результате какого-либо нарушения. К 6—7 годам не всегда формируется доминирование той или иной руки, хоть и редко, но встречаются случаи, когда к 9—10 годам доминанта меняется. Левшество — школьная проблема, задача психолога заключается в том, чтобы выявить доминирующую руку (а также ногу, ухо) без учета давления окружения. Ребенок должен писать доминирующей рукой. При невозможности выявить доминирование той или иной руки, когда ребенок одинаково часто и одинаково ловко манипулирует обеими руками, лучше руководствоваться здравым смыслом. Правше в мире праворуких существовать комфортнее.

Некоторые признаки скрытой леворукости: большая кисть левой руки, большее развитие вен левой руки, лучшее развитие мимических мышц слева, при переплетении пальцев большой палец левой руки лежит сверху, при аплодировании активна левая рука.

С точки зрения нейропсихологии у левшей изменена функциональная специализация полушарий, могут выявляться затруднения с речью, тонкой и грубой моторикой. Левшам сложно существовать в правостороннем мире, в котором все приспособлено к правой руке: тексты, освещение, расположение дверей, парт и так далее. Левша в каком-то смысле — «белая ворона». Левши могут испытывать трудности общей телесной ориентации, трудности организации времени и пространства, особенно при обучении чтению и письму. У них возможно запаздывание по сравнению с праворукими детьми формирования фонематического слуха, трудности переключения с деятельности на деятельность. В силу того, что полушария специализируются и в области эмоций, левши чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко.

Необходимо иметь эти трудности в виду и помогать ребенку в их преодолении.

Однако человеческая психика пластична: выстраивая «обходные пути», левша может быть не менее успешным, чем его праворукие сверстники.

6.

6. Как реагировать на поведение ребенка, который в детской группе постоянно строит из себя шута? Я часто испытываю неловкость за моего сына. Сейчас он еще ходит в детский сад и его выходки можно списать на то, что он маленький. Но что будет, когда он пойдет в школу?

Не видя ребенка, трудно сказать, какие причины побуждают его к этому. Понаблюдайте сами за его шутками. Возможно, это творческий ребенок, умеющий увидеть комическую сторону в обыденных ситуациях. Его веселые розыгрыши идут от полноты собственного существа, переполненного радостью. Он демонстрирует смешную сторону той или иной ситуации, не принижая себя или кого-то. Тогда это редкий дар. Возможно, он не всегда и не всем будет нравиться, но это талант, который нужно скорее поддерживать, чем осуждать.

Другой вариант. Ваш ребенок излишне самоуверен, и его шутки задевают других людей, подчеркивая их слабые стороны. Смешно ему, смешно окружающим, но только не тому, кого эта шутка касается. Это действительно неприятное проявление стремления самоутвердиться за счет других. В таком случае стоит показать ребенку сильные стороны тех людей, ситуаций, над которыми он шутит. На примере тех, которых он любит, нужно объяснить малышу, что у всех людей есть сильные и слабые стороны, и это не повод высмеивать кого-то. Сильные и слабые стороны есть и у него самого.

Не нужно читать сыну нравоучения, это редко когда помогает. Скорее стоит обратить его внимание на те жизненные ситуации и тех людей, которые вызывают в нем сочувствие. Если же вы просто будете ругать ребенка за то, что он плохой, злой мальчик, то непонятно, принесет ли это желанные плоды. Если человек жаждет самоутвердиться, значит, в глубине души он сомневается в том, что достоин любви. Он хочет показать всем и самому себе, что другие хуже, а значит, он больше достоин любви, чем они.

Еще один вариант — ребенок не очень уверенный в себе, слабый, не умеющий постоять за себя. В своих шутках он часто сам «подставляется» под удар. Тогда его поведение одновременно и средство защиты («Я первый себя ударил, так что вы уже можете не стараться»), и способ привлечения внимания к себе. Постарайтесь на примерах показать малышу, как выглядит подобная клоунада со стороны. Помогите ему открыть свои собственные достоинства, увидеть свою индивидуальность. Скажите, что вы видите в нем много интересного, достойного внимания, и вам больно наблюдать, как он строит из себя дурачка, как будто это единственное, что есть в нем хорошего. Не поощряйте подобное поведение в своем присутствии. Без отчитывания и грубости дайте понять ребенку, что вам подобное шутовство неприятно. Проявляйте больше внимания и интереса к малышу в то время, когда он не дурачится.

Прекрасно, если вы сможете время от времени приглашать ровесников сына в гости и немножко поиграть вместе с ними. Дети в этом возрасте охотно принимают участие взрослого. Вы можете предлагать такие игры, занятия, где бы ваш сын мог проявить себя с наилучшей стороны. Это помогло бы ему постепенно обрести уверенность в себе и освоить «не шутовские» способы общения со сверстниками.

И наконец, еще один вариант «шутовского» поведения может быть связан с наличием неврологических особенностей развития ребенка, которые мешают ему хорошо учиться и общаться, и в таком случае эта ниша используется ребенком в качестве психологической защиты. «Шутовство» может быть признаком начинающейся болезни. Чтобы ее не пропустить, полезно посоветоваться с нейропсихологом, который может обнаружить дефицит некоторых функций головного мозга.

7. Мой ребенок сильно отличается от других, учителя говорят, что он — одаренный. Что надо иметь в виду, чтобы правильно его воспитывать?

Одаренность и талант — это подарок, но нужно уметь им правильно распорядиться. Одаренный ребенок — это тот, который развивается раньше других, по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, не терпит никаких ограничений в своих исследованиях мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным «аппетитом» и способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. С самого детства он увлекается построением собственных схем и систем, обладает отличной памятью, его отличает способность классифицировать и категоризировать информацию.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключено зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с низким порогом отключения, то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, погруженность в задачу. Такому ребенку важнее доделать плотину на ручейке, чем не попасть под дождь. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не в состоянии справиться.

У одаренного ребенка больше развита рефлексия, мышление, направленное на себя, на то, как его собственная психика справляется с задачей (это называют в психологии метакогнитивными процессами). Он способен самостоятельно выявить причину сбоя в решении задачи.

Замечено, что одаренные дети в младенчестве спят меньше и отказываются от дневного сна раньше, чем их менее талантливые сверстники. Одаренные дети с трудом могут развести реальность и фантазию, причем фантазии такого ребенка очень яркие, прихотливые. Во взрослом состоянии одаренный человек сохраняет элемент игры в работе, творческую раскованность и легкость. Преувеличенные ожидания взрослых от талантливого ребенка приводят к тому, что ребенок становится эмоционально зависимым, нетерпеливым, у него появляется много преувеличенных страхов, он становится раздражительным. Одаренные дети часто страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников и учителей, что развивает негативное восприятие самого себя.

Однако способности не сохраняются вечно. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», что может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Условия эти, с одной стороны, повышают планку требований, связанных с сохранением интеллектуального превосходства над сверстниками, а с другой стороны, лишают ребенка возможности эту планку преодолеть. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным. Вот некоторые из типичных проблем одаренного ребенка.

1. Неприязнь к школе. Подобное отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, а это нередко приводит как к нежеланию учиться, посещать школу, так и к проблемному поведению ребенка.

2. Другие игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, вследствие чего одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Неконформность. Одаренные дети нередко отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.

4. Погруженность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня, причем свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимается. Такой ребенок относится критически к собственным достижениям, часто не удовлетворен, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать (стремление к совершенству и является той силой, которая приводит их к достижениям).

9. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

11. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Как видите, одаренному ребенку нелегко, ему необходим индивидуальный подход, индивидуальное обучение, в то же время ему необходимо создавать возможность играть со сверстниками, общаться. В тех сторонах деятельности, где ребенок не отличается от других — например, в спорте, — он должен участвовать в занятиях со сверстниками наравне с другими, ему надо помогать дружить, чтобы он не вырос одиноким и непонятым.



Страница сформирована за 0.9 сек
SQL запросов: 169