УПП

Цитата момента



Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лев Толстой

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если жизни доверяешь,
Не пугайся перемен.
Если что-то потеряешь,
Будет НОВОЕ взамен.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

МЛАДЕНЕЦ И ВСЕ, КТО РЯДОМ

Как укладывать и кормить ребенка?
Как справиться с ревностью к младенцу?
Как быть хорошей матерью и не потерять себя?

1. Девочке 10 месяцев. Вызывает беспокойство тот факт, что она не хочет ни на минуту остаться одна в комнате. Только отойдешь за угол, дочка начинает кричать-звать, поэтому с ней обязательно должен кто-нибудь находиться. А что будет дальше?

Дальше будет лучше. Девочка вырастет и начнет сама перемещаться по квартире, отыскивая тех, кто ей нужен. А сейчас ей нужна мама.

Дети, как, впрочем, и взрослые, обладают различной общительностью. Но все они — существа социальные. Если ребенок сильно привязан к маме, это хорошо, потому что «надежная привязанность» (это термин детской психологии) обеспечивает в дальнейшем уверенность в себе, способность любить других людей и вообще доверие к миру. Предпочтение близкого человека другим у младенцев — это один из показателей их нормального развития. Плохо, если ребенку все равно, есть ли кто-то рядом или нет, если он не чувствует различий между родными и случайно зашедшими на огонек людьми. Детдомовские дети готовы любую случайно появившуюся у них женщину называть мамой, но во взрослом возрасте у них часто имеются проблемы при создании собственной семьи и вообще близких отношений.

Немного позже полезно будет начать формирование множественных привязанностей — в этом случае ребенок доверяет не только маме, но и еще нескольким близким людям. Младенчество моделирует весь жизненный путь человека, и поскольку в жизни взрослых встречаются и привязанности, и расставания, то важно, чтобы ребенок приобрел эти опыты в самом начале, когда его психика пластична и легко поддается воздействию.

Пока же нужно набраться терпения и не оставлять дочку одну, чтобы не допустить у нее появления страха одиночества.

2. Не вредно ли малышу смотреть телевизор? Ему два с половиной месяца, и он очень любит смотреть телевизор. А вот во сне иногда стонет или плачет. Может, от этого?

Нет ничего хорошего в том, чтобы младенец находился в комнате, где включен телевизор. Возможно, что его беспокойство происходит и от этого. А вообще-то он и взрослым не полезен, лучше классическая музыка и живая человеческая речь. У двухмесячного малыша, конечно, много огорчений и без телевизора, но чем позже он познакомится с этим изобретением, тем лучше (и для самочувствия, и для общего развития — речи, чтения и прочего).

3 .Моему сыну 4 месяца. Он очень нервозно и беспокойно себя ведет. Все время хочет спать, но дольше одного часа не спит, почему-то просыпается и не может больше заснуть. Это днем. Ночью — почти такая же история. Врачи говорят, что он здоров. Я воспитываю его одна, так как живу вдалеке от родителей. Помогать мне некому. Вечная беспокойность моего ребенка сводит меня с ума.

До четырех месяцев у младенцев часто бывает очень беспокойный сон, что обычно связано с пищеварением, и это может быть действительно нормой. Ситуация изменится очень скоро, после четырех месяцев. Поэтому сейчас нужно контролировать его питание и пищеварение.

Эти особенности режима, изнуряющие взрослых, могут быть связаны и с повышенным внутричерепным давлением или другими явлениями, вызванными не совсем правильным прохождением родовых путей. Поэтому лучше подстраховаться и посоветоваться с невропатологом, который проверит остальные функции (рефлексы, тонус) и, возможно, сделает томограмму.

Однако может существовать и еще одна причина: после исключения двух первых подумайте о том, каков ваш собственный эмоциональный фон. Бывает так, что ребенок заражается состоянием матери. Достаточно ли вы уверены в себе и спокойны? Нет ли у вас депрессивных явлений? Если есть, нужно от них избавляться, потому что пессимизм матери — основа неврозов ребенка. С этим может быть связан и нарушенный сон.

4. Моему ребенку 4 месяца. Скоро необходимо возвращаться на работу. Ребенок не хочет есть ни через соску, ни с ложки, ни с чашки. Любая попытка пресекается громким криком со слезами. Хочет только грудь. Тренируемся уже несколько дней, результат нулевой. Что делать?

С точки зрения развития ребенка хорошо, что он предпочитает грудь и старается настоять на своем. Такое поведение говорит о жизнестойкости, упорстве — качествах, которые очень важны для достижения жизненного успеха. Но понятно, что вам это сейчас неудобно. Попробуйте кормить через соску своим сцеженным молоком, а не искусственным питанием. Предложите заранее заготовленную бутылочку, прервав обычное кормление грудью, когда ребенок утолит первый голод, будет находиться в удовлетворенном и спокойном, но не сытом еще состоянии. Если ребенок возмутится, вернитесь к груди. Скорее всего нескольких таких попыток окажется достаточно.

Волноваться не надо, будьте совершенно спокойны, потому что ни одно живое существо не будет поступать во вред себе, и после нескольких проб малыш, конечно, примет ваши условия. Для него сейчас самое главное — убедиться, что вы отказываете ему не навсегда. Советуем после выхода на работу сохранить грудное кормление сцеженным молоком вечером и ночью.

Если этот способ приучения окажется затруднительным, поменяйте бутылочную соску и попробуйте предложить ему более сладкое искусственное питание, хотя это менее полезно. Многие дети, распробовав иной вкус, начинают его предпочитать. Привлекательной оказывается чаще всего соска с большой дырочкой, которая экономит усилия ребенка.

5. Моему ребенку 10 месяцев. Чем бы он ни занимался, если что-то у него не получается, он начинает нервничать, злиться, швырять вещи. Как правильно мне себя вести с ним?

Если маленький ребенок раздражается (это бывает потому, что ему не хватает возможностей делать то, что он хочет), лучше его взять на руки, постараться успокоить, возвратить игрушки. Если это мало помогает, покиньте на несколько минут комнату, чтобы у него образовалась устойчивая связь: он капризничает — взрослые выходят. Обычно такая связь формируется в течение нескольких дней. Но еще полезно убедиться, что раздражительность ребенка не связана с его нездоровьем.

6. Как приучить ребенка нормально засыпать? Моему сыну сейчас 11-й месяц, и почти каждое укладывание спать превращается в сплошной кошмар. Он плачет аж до истерики. Отправляем его ползать, играть с игрушками — все равно плачет, трет глазки, зевает. Кладем в кроватку — то же самое. По полчаса приходится стоять над ним, гладить по головке, убаюкивать. Раньше хорошо засыпал во время кормления грудью, но сейчас жена считает, что нужно его отучать. А как?

Ваши трудности носят временный характер, поэтому сейчас нужно решить, чем лучше поступиться. Можно сохранить вечернее кормление еще на некоторое время, до тех пор, пока мальчик не научится самостоятельно ходить и не будет уставать. Тогда и проблемы с засыпанием закончатся.

Если же вы твердо решили отучать его от груди, попробуйте вечером ложиться вместе с ним: лучше, если это будет делать папа, а не мама, чтобы не возникало никаких ассоциаций с кормлением. И за два часа до сна — спокойные игры, прогулка или душ, то, что его больше всего расслабляет.

И еще — сохранился ли у него дневной сон? Может быть, попробовать отказаться от него?

7. Нахожусь в странном состоянии. Десять дней назад родила дочку. Здоровенькую, красивенькую. Роды прошли очень хорошо. В семье полная гармония, любовь и согласие. Но что-то не дает мне покоя. Несколько раз в течение дня на меня накатывает волна какого-то необъяснимого волнения, чувство тревоги, внутри появляется жжение, и я начинаю плакать. Понимаю, что этого нельзя допускать, иначе пропадет молоко, но ничего не могу с собой поделать. Раньше мы с мужем принадлежали только друг другу, теперь появился человечек, которому мы отдаем все свободное время. Я к дочке прикована, так как кормлю грудью по требованию. Не выхожу даже в магазин. Пустышку она не признает, поэтому при малейшем плаче успокоение дочка находит только в маминой груди. Умоляю, помогите найти выход и начать радоваться жизни!

Вы сами почти поставили диагноз происходящему, описав свое состояние. Оно носит название «послеродовая депрессия». Это действительно состояние прежде всего организма (а уже потом — души), оно обусловлено сейчас особенностями биохимических процессов после родов. Изменится биохимия — станет другим и настроение, поэтому пугаться сильно не стоит. Но и бороться с этим состоянием напрямую тоже трудно. Необходимо разобраться, в чем его смысл и каким задачам вашей жизни оно отвечает.

Депрессия — это понижение уровня потребностей (ничего не хочется), отказ от целей (не к чему стремиться). Такое явление с эволюционной точки зрения вполне объяснимо: ведь и теперь вы отвечаете не только за себя, поэтому некоторое ослабление жизнерадостности сейчас закономерно. Лучший выход — встроиться в логику депрессии и делать то, к чему она I вас склоняет, потому что противоборство отнимет больше сил.

Вам хочется плакать? Плачьте. Если стесняетесь слез, оставайтесь наедине с собой, но не нужно искусственно приостанавливать поток слез, потому что они снимают напряжение. Вам трудно быть все время с дочкой? Не нужно себя принуждать к этому: ваше состояние создает эмоциональную атмосферу для вашей девочки, поэтому не отказывайтесь полностью от того, что вам нравилось раньше. Хочется выйти погулять — выходите, но не на целый день; такие прогулки очень полезны молодым мамам, особенно в период кормления. Вы вернетесь в лучшем состоянии духа, что пойдет на пользу и ребенку. И самое главное — откажитесь от притязаний на то, чтобы стать идеальной матерью, это все равно невозможно. Лучше стать обычной любящей мамой.

Ребенок — это очень важная часть женского бытия, но, однако же, не все бытие. Поэтому ни в чем не обвиняйте себя и не препятствуйте выражению своих чувств, даже если это «плохие» и неадекватные переживания. Это пройдет обязательно и скоро, а пока постарайтесь придумать те слова, которыми вы будете описывать свои печали, когда придет время делиться опытом с другими молодыми мамами, в том числе и собственной дочкой.

8. У нас 3 недели назад родился мальчик. Но теперь мы с мужем скандалим, так как ребенок часто плачет. Муж говорит, что я его разбаловала и лучше позволить ему плакать, пока он сам не успокоится. Это нормально, если ребенок плачет, когда он не голодный и не больной? Или он на самом деле очень капризный?

Это совершенно нормально, если младенец плачет, поэтому не волнуйтесь. Ведь у него пока нет других средств выражения своих чувств и желаний. Примерно до 3—4 месяцев он будет продолжать плакать по непонятным для вас причинам. Постарайтесь успокоить ребенка, иначе у него могут возникнуть такие осложнения, как грыжа и нервный срыв. Поэтому муж не совсем прав — возможно, он еще не привык к своему отцовству.

9. Племяннице 1 год 4 месяца. Недавно ей привезли брата из роддома. Не знаем, как действовать — девчонка вроде как интересуется, дергает за ножки… Но пока мама была в роддоме, контакт с родственниками прервался. С девочкой были по очереди бабушка, тетя (я), папа, и она за это время научилась «бить» игрушки и всех вокруг (мама перед родами показала прием — бить пол, который «ударил»). Беспокоимся и теперь не знаем, как себя вести.

Правильно беспокоитесь, потому что разница в возрасте детей очень небольшая. Нужно по возможности разделять детей, старшую увозить, уводить, больше общаться наедине, особенно с мамой. Обращаться как с маленькой: держать на коленях, можно предложить попробовать грудь, потому что агрессивность — выражение страха отлучения, показатель того, что теперь она перешла в лагерь взрослых, поэтому любить ее будут меньше.

Пытаться объяснить, что маленького завели ради нее, следует немного позже. Сейчас же нужно баловать и радовать ее; можно даже завести домашнюю зверюшку, чтобы девочка имела хоть над кем-то власть.

Вместо драк лучше попробовать договариваться в игровой форме — с людьми, полом, вещами. И конечно, успокаивать всеми возможными средствами.

10. Младшей дочке исполнился 1 год, она начала ходить, и сын трех с половиной лет последние 2 недели стал вести себя нехарактерно. Несколько дней подряд какал в штанишки, хотя не делал этого с полутора лет. На прогулках просит, чтобы его покатали в коляске сестрички. Мальчик очень ласковый, легко возбудимый. Сестричку очень любит, заботится о ней. Ревности практически не бывает, мы стараемся не давать повода.

Ребенок проявил регрессию — это один из видов психологической защиты, который может возникнуть, чтобы уберечь человека от чрезмерных эмоциональных перегрузок. Таким образом он как бы говорит: я маленький, с меня нечего взять, я ни за что пока не отвечаю, за мной нужно ухаживать и помогать мне.

Если в семье растут двое и больше детей, то такая реакция очень часто возникает как развитие детской ревности к брату или сестре. Не обязательно она должна проявляться тотчас же после рождения младшего; бывает, что это чувство «догоняет» ребенка не сразу после рождения брата или сестры, а когда он почувствовал с его стороны реальную для себя угрозу: младший начал ходить, говорить или каким-то еще образом претендовать на то место в семье, которое раньше занимал старший.

Это естественно, и опасности нет. Как себя вести? Лучше не отказывать ребенку в его на первый взгляд парадоксальных просьбах. Пусть он вернется в детство и изживет свою зависимость. Пусть покатается в коляске, даже штанишки можно постирать, потому что таким образом ребенок проверяет, в какой мере вы терпеливы к нему (не отвергнете ли его с грязными штанишками).

В то же время старайтесь показать ему преимущества взросления (можно никого не просить и самому сходить в туалет, самому есть, бегать и прыгать, а не ждать, когда кто-то покатает).

Поэтому беспокоиться не о чем, а отказывать ребенку или стыдить его не стоит. Это скоро пройдет.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Что такое «возраст малой автономии»?
Как ограничить свободу малыша, не мешая ему развиваться?
Как не утратить радости жизни, если в доме маленький ребенок?

1. Моей дочери полтора года, это спокойный ребенок, с которым никогда не было проблем. После отнятия от соски ее стало очень трудно уложить спать, она играет до 11 — 12 часов. Испробовали все способы: укладываем кукол, считаем, укачиваем. Единственное, что помогает, — это оставить ее в комнате одну, и тогда она, поплакав, засыпает. Но нам это кажется жестоким. Вредно ли, когда ребенок много плачет?

Когда ребенок много плачет, это для него не полезно. Попробуйте посоветоваться с невропатологом, чтобы исключить гипертонус и другие особенности развития, но скорее всего если раньше она вела себя спокойно, то вполне здорова. Постарайтесь также понаблюдать, возбуждается дочка или постепенно успокаивается к вечеру. Спит ли она днем? Может быть, полезно ограничить ее дневной сон.

И еще — чем она мешает своим родителям, играя в одной комнате с ними? Не исключено, что вы прерываете ее игру, не позволяя ей естественно прийти к завершению. Может быть, если не мешать ей играть, девочка постепенно заснет сама, а вам стоит просто находиться около нее или прилечь рядом?

В любом случае лучше не ломать режим дочки насильно, потому что эти неудобства — временные, скоро у нее возрастет физическая нагрузка (девочка будет больше бегать, активнее играть, гулять), и засыпать она станет быстрее.

2. Моему сыну 1 год и 3 месяца. В последнее время он закатывает истерики по малейшему поводу. Например, как-то дала ему не ту ложку, которую он хотел, он кричал, плакал навзрыд, пока я не поняла, чего он хочет. Не может ли быть с этим связано то, что у нас уже неделю гостит бабушка, которая позволяет ему буквально все, он начинает слушаться только ее, потому что она «добрее». Скоро мне придется уехать на месяц, с сыном остается «добрая» бабушка. Не возникнут ли у меня после возвращения проблемы с ребенком, узнает ли он меня, будет ли слушаться?

Вам нужно определить свои приоритеты: либо вы воспитываете ребенка только сами и монополизируете его любовь и послушание, либо вы делите это с бабушкой. Договоритесь относительно важнейших режимных моментов и постарайтесь придерживаться их вместе. Дети всегда чувствительны к воспитательным разногласиям внутри семьи, поэтому не исключено, что ваш ребенок будет стараться манипулировать взрослыми — это вполне естественно и неизбежно. Более того, вполне возможно, что на некоторое время он будет отдавать предпочтение бабушке. Нужно без ревности пережить этот период, ведь все равно у вас нет другого выхода, а затем, по мере его взросления, ребенку будет интереснее с вами. И вам с ним тоже. Вы, наверное, не вспомните ребенка, который в подростковом возрасте больше стремился бы к бабушке.

В раннем же возрасте бабушка — это очень хорошо, потому что до трех лет формируется эмоциональный мир ребенка, а бабушка дает ему много безоценочной любви. Поэтому воспринимайте ее как союзницу, а не соперницу.

3. Моему сыну 1 год 10 месяцев. Меня пугает его агрессивность. Когда ему что-то запрещают, он начинает кидать игрушки на пол, если же в этот момент в руках ничего нет, он пытается «ударить» стол, шкаф и т.д., а также маму и бабушку (всех, кроме папы — папу он побаивается, потому что тот может «рыкнуть»- басом или сильно дать по попе). На ребенка очень сложно воздействовать. Я перепробовала разные тактики от «ата-та» до «посажу в кровать» или «оставлю одного». Объяснения типа «шкафчику больно, он плачет, давай его пожалеем», «кидать ничего нельзя» или «маму бить нельзя» не очень действуют. Причем стараюсь его не баловать. Недостатка во внимании он не испытывает. К сожалению, сам не играет и в общем-то учиться играть не хочет. Что вы можете посоветовать по этому поводу?

давайте ему простые поручения, когда заняты повседневными делами, чтобы потом было за что похвалить. Пусть будет рядом, когда вы моете посуду, стираете, убираете квартиру, тогда он будет получать не только нацеленное, но и расфокусированное внимание, когда вы рядом, но заняты не с ним. Такое опосредствованное общими делами общение часто создает спокойную деловую обстановку, в которой истерики неуместны.

Постарайтесь выделить также время для бесцельного, на первый взгляд нефункционального общения, когда вы вообще ничего вместе не делаете, а, например, любуетесь на него, открывая похожие на вас черты. Может быть, такого «баловства» ребенку сейчас не хватает, а очень многие дети лучше воспитываются через поощрение, чем через наказание.

Если вы сумеете «разбавить» его обременительные выходки периодами мирного и продуктивного общения, вы сможете быть более терпеливой с сыном, когда он все же будет вас раздражать, что неизбежно происходит в процессе воспитания, и родительство будет приносить вам больше радости.

Агрессивность в возрасте 2 лет — нормальное явление, потому что это возраст «автономии с оглядкой», когда происходит развитие воли ребенка, вот он и проверяет, от кого из взрослых ждать опасности, а кого можно испытывать долго. Мальчик избирателен в своем поведении — на папу реагирует не так, как на женщин, что очень хорошо. Вам же нужно постараться с ним вообще не взаимодействовать, когда он ведет себя агрессивно: уходите в другую комнату, не отвечайте на просьбы, чтобы он понял, что таким способом ничего от вас не добьется, что подобное поведение неэффективно.

Однако постарайтесь укрепить взаимопонимание с сыном в те периоды, когда он миролюбив, это даст дополнительное положительное подкрепление его спокойному поведению. Легко ли он вступает в контакт, умеет ли играть со взрослыми? Постепенно приучайте его к любой совместной деятельности: пусть он будет рядом с вами не только для того, чтобы развлекаться,

4. Нам уже скоро 2 года, а слов мы произносим мало: мама, папа, дед, баба, дай, на, да, бра (убрал). Беспокоит то, что он и не стремится ни повторять, ни пробовать, книжки в виде сказок его не интересуют (интересуют только в том случае, когда я читаю ему перед сном), сказки на кассете тоже… Хотя понимает и выполняет все, что говорю. Сын родился крупным ребенком: вес — 4140 г, рост — 54 см, кесарево сечение, 8—9 Апгар. Окружность головы у него примерно на 1—2 см превышает норму, данную в графиках, но у нас с мужем тоже большие головы. Насколько серьезны эти отклонения от нормы?

Те нормы, по которым на протяжении десятилетий оценивали психическое развитие ребенка, сейчас очень сильно изменились. Например, нередки случаи, когда ребенок начинает говорить активно только с трех лет, но зато практически одновременно с этим учится и читать. Развитие речи сейчас отстает практически у всех детей, что часто бывает связано с информационной перегрузкой.

Для начала необходимо сделать самое простое — проверить у мальчика слух. Пониженный слух отмечается, к сожалению, у многих современных детей, а поскольку этот дефект не бросается в глаза, с ним и не пытаются бороться. Сделать это можно у невропатолога, отоларинголога или логопеда.

Постарайтесь исключить телевизор, компьютер, ограничить круг общения мальчика. Впечатления должны быть богатыми, но не будоражащими, а способствующими концентрации — познавательные игры, совместное чтение книг. Общаться с мальчиком нужно постоянно, он должен слышать разную речь — не только инструктивную (поручения, просьбы, указания), но и повествовательную (даже если вам покажется, что он понимает не все, старайтесь рассказывать ему о своих впечатлениях и переживаниях, о том, что с вами происходило в простых житейских ситуациях — на улице, в магазине).

Другой метод стимулирования развития речи — это развитие тонкой моторики (пальчиковая гимнастика, игры, мозаика, любого рода доступные ремесла — то, что способствует точным движениям руки).

Что касается превышения размера головы, то возможность гидроцефального синдрома обычно отмечает невропатолог. Если вам ничего такого не говорили, скорее всего все в порядке.

5. Моему ребенку 2 года. В возрасте около года, при переходе на твердую пищу, он стал плохо есть, я пыталась кормить его насильно, так как педиатр был недоволен нашим весом. Теперь понимаю, что была не права, потому что сейчас мы попали в замкнутый круг: он не хочет ни есть сам, ни чтобы его кормили. В последнее время он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если удастся накормить, его тут же рвет. Все, что советовал наш педиатр по поводу плохого аппетита, не помогает — ни витамины, ни желудочные капли, ни режим кормления, я чувствую, что скорее всего наша проблема психологического характера, что у сына закрепилась негативная реакция на процесс кормления.

Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания и взаимодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто биологического аспекта, можно говорить еще и о символике кормления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи, средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих пирожков…» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинарно-рекламный смысл. Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения, причем особенно глубоко эти проблемы изучались в психоанализе.

Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в которой оно проявляется, и не может справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются (отсюда — неспособность пережевывать то, что под нажимом он все же взял в рот). Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки желанию представляет собой одну из форм физического насилия, которая по своим психологическим последствиям вполне сопоставима с сексуальным. Вы совершенно правы в том, что это положение дел нужно менять.

Прежде всего убедитесь, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не возникло невроза (если еще не возникло), следует сделать следующие шаги.

Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится больше.

Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.

Одновременно можно попробовать применять игровые приемы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще одно пожелание: задумайтесь о том, что для вас значит пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существуют у вас сейчас, помимо сложностей воспитания малыша. Возможно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняшние проблемы, потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосоматики — единственный, которым он владеет в совершенстве.

6. Моей дочке 2 года и 4 месяца, она ни в коем случае не ложится спать без меня, при этом, если я в командировке или задерживаюсь на работе, она без проблем укладывается самостоятельно. Может, мне просто ждать того момента, когда она повзрослеет и сама меня «отпустит»? Единственная проблема — это то, что я ничего не успеваю сделать, ведь хочется и с мужем пообщаться.

Нет ничего удивительного в том, что такой маленький ребенок продолжает сохранять привязанность к вам, это действительно может быть еще долго, потому что насыщение потребности в эмоциональном контакте с матерью — вещь индивидуальная. Нам кажется, проще смириться и просто распределять свое время, чтобы муж не чувствовал себя обделенным. Во всяком случае, беспокоиться не о чем. Можно только попробовать перейти на более удобное для вас камерное общение с девочкой (без остальных членов семьи, днем). Может быть, это смягчит ее вечернюю «липучесть». Правда, по вечерам и чувствительность тоже увеличивается.

7. Наша девочка (2 года 9 месяцев) перенесла грипп с высокой температурой. Для понижения температуры мы несколько раз воспользовались свечами. В результате после выздоровления она не желает пользоваться горшком. Правда, писает в горшок, но не более. Терпит до последнего. Может сходить на горшок ночью, почти во сне. Понятно, что это не проблема боли, а чисто психологическая проблема. Как уговорить?

Уговаривать бесполезно, это только привлечет дополнительное внимание к существованию проблемы. Нужно приучать заново в состоянии глубокого расслабления. Если с такой проблемой работает психотерапевт, он часто использует легкий гипноз или трансовое состояние — ребенок интуитивно подсказывает вам, как ему можно помочь. Попробуйте и вы сажать дочку на горшок в полусне, как она и сама к этому стремится. Может быть, даже простимулировать смену режима туалета легкими послабляющими средствами. А днем наберитесь терпения и не расстраивайтесь из-за временных неудач. Если все получится, тогда после нескольких удачных опытов прежние навыки должны восстановиться.

8. Девочка почти двух лет в ответ на наши замечания кусает себя за ручку или бьет ладошкой по голове, а потом сразу говорит, что у нее «бобо», и требует, чтобы ей поцеловали больное место. Пробовали говорить ей, что раз уж она делает себе больно сама, то жалеть ее не будем, но она идет тогда за жалостью к куклам или даже к собаке. Чувствуем, что делаем что-то не так, но не можем понять, где проблема. Пожалуйста, объясните, как нам вести себя в таких ситуациях.

Смысл странных поступков девочки — выпрашивание или зарабатывание сочувствия к себе, признание ее слабости. По-видимому, вам хочется видеть дочку более взрослой, чем она есть, а она этому сопротивляется. Девочка критична к себе, принимает ваши замечания и готова понести за них наказание, но сразу же начинает бессознательно торговаться — провоцировать немедленное прощение и дополнительную ласку. Лучше не обращаться пока к ее разуму — до четырех лет у детей можно только вырабатывать привычки, поощряя или оттормаживая их. То есть лучше, чтобы вы сами ее наказывали, а не переводили стрелки ответственности на нее саму («Ты понимаешь, как надо себя вести?» нужно превратить в «Нужно себя вести так, а так — нельзя»).

Реакции, подобные описанной, поддерживать не нужно — если она себя наказала, значит, было за что, и можно переходить к следующей ситуации. Но скорее всего если вы не будете бояться наказывать ее, то все пройдет само.

9. Моей дочери 1 год 3 месяца. Кормить ее грудью я перестала в 1 год, но до сих пор она просыпается ночью через каждые четыре часа. Я работаю, поэтому мне это утомительно. Ночью ест молоко дважды. Посоветуйте, как ее отучить просыпаться ночью.

Попробуйте подходить к дочке не сразу, а после того как она позовет вас в течение минут пяти. Затем нужно подойти, но не вытаскивать из кроватки, а только успокоить. Если крик повторится, то подойти уже через десять минут. В следующий раз — через пятнадцать. Если выдержите одну-две ночи, новый режим скорее всего закрепится. Если же нет, то не переживайте слишком сильно, потому что тот метод, который мы вам предложили, еще не прошел длительной проверки, и никто не знает, как складываются отношения матери с ребенком, «хорошо» приученным к удобному режиму его родителей.

Поэтому примите свои временные неудобства как вклад в будущие близкие отношения.

Конечно же, режим нормализуется естественным путем, если вы будете сохранять спокойствие.

10. Ребенку 2 года 3 месяца. Последнее время он стал плохо спать ночью: засыпает с трудом около 1 часа ночи, часто просыпается. Днем спит максимум 1 час. Вообще в последнее время он стал раздражительным — если что-нибудь хочет, то начинает просто кричать, пока не добьется своего. Знакомые посоветовали давать по четвертинке димедрола, но я что-то сомневаюсь. Может быть, лучше делать успокаивающие ванны или массаж? Не очень хотелось бы медикаментозного вмешательства, потому что у ребенка с детства больной желудок. Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь!

Действительно, без димедрола можно и обойтись. Хотя и в этом случае решающее слово за вами — если вам нужно сделать срочную работу или предвидится трудный день, понятно, что не спать ночью вам нельзя. А если есть возможность утром попозже подняться, можно немного помучиться ночью, но обойтись без лекарств. Два года — это возраст «малой автономии», когда ребенок отвоевывает очередную долю свободы, в связи с чем возможны возрастные капризы и раздражительность. Не исключено, что он переходит на режим без дневного сна вообще.

Однако нельзя исключать, что его раздражительность связана с общим недомоганием: ведь и дети, и взрослые именно так реагируют на плохое самочувствие. Может быть, тот же желудок причиной. Поэтому полезно показать ребенка педиатру и детскому невропатологу.

Что же касается других ваших возможностей, то нужно использовать варианты режима: прогулка на ночь, спокойные игры к вечеру, достаточная физическая нагрузка днем.

11. Моей дочери 1 год и 9 месяцев. В последнее время она приобрела привычку чуть что кидаться на пол и кричать. Доводит себя до настоящей истерики. Советы из книжек — типа не обращать внимания и сохранять спокойствие — не работают. Она может начать кусаться или щипать меня. Как себя вести, особенно если это происходит на улице или в магазине?

Само по себе описанное вами поведение не опасно. Понаблюдайте за его динамикой — не возникает ли оно от того, что ребенок чаще устает, хочет спать, истощается, находится в подавленном настроении, устает от общения? Подумайте и о смене режима — может быть, вы недавно отучили его от дневного сна?

Если еще что-то будет тревожить, то примерно до 3 лет лучше разбираться вместе с невропатологом, чем с психологом. С ним нужно обязательно посоветоваться, потому что подобные реакции могут свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении или других неврологических отклонениях.

Что же касается вашей собственной эмоциональной реакции, то старайтесь выражать свое недовольство. Можно передразнить дочку (разумеется, не в магазине) — это очень хорошо действует, только сильно. Скорее всего то, что вас беспокоит, обусловлено возрастной проверкой «границ»: что позволено, а что наказуемо. Но границы эти устанавливать все же нужно. Самое эффективное воздействие на детей такого возраста — телесное: взять дочку под мышку и унести, при этом никак не комментируя и не объясняя своего поведения словами. В этом случае у нее возникнет бессознательное уважение к силе, не требующей доказательств, и есть шанс, что управлять ее поведением будет легче.

12. Нашему сынишке 2 года и 2 месяца. Он очень умный и хорошо развит. Не писается, все понимает и говорит. Но последние два месяца он стал просто неузнаваем — все время ноет и на все говорит «нет». Сегодня вечером сказали, что конфету он получит только после ужина, так он отказался от ужина и закатил истерику. Плач, плач, плач… Что делать? Психологи советуют за агрессию наказывать, но как?

Если мальчик плачет и в подавленном состоянии, скорее всего он ощущает недомогание или тяжело переживает переход на новый режим дня — подумайте, что больше отвечает вашей ситуации. Нужно внимательно понаблюдать за аппетитом, режимными привычками, возможно, просто посоветоваться с хорошим педиатром. Наказывать ребенка в подавленном настроении бессмысленно, поэтому лучше, напротив, не противоречить ему и создать для него максимальный комфорт. Может быть, его нытье — это регрессии поведения (опускание на более ранний период), что тоже говорит о его плохом самочувствии. В общем, нужно сына успокаивать и потакать, потому что раздражительность и агрессия — это не одно и то же.

13. Моей дочери 1 год и 2 месяца. Подскажите, пожалуйста, с какого возраста ребенка лучше отдавать в ясли, сад или правильнее нанимать няню (может быть, всего на несколько часов или через день), чтобы не навредить?

Если у вас нет в том острой необходимости, лучше вообще не отдавать ребенка в сад и воспитывать дома. Если вас тревожит перспектива его трудностей в отношениях с другими детьми, то можно водить дочку в школу искусств или какой-либо иной кружок. Мы считаем, что ребенка нужно держать «под колпаком» до школы, если он не выразит желания бывать с другими детьми (случается, что ребенок буквально «прилипает» к забору детского сада, завороженно глядя на других детей, но и это желание нередко бывает иллюзорным). Поэтому постарайтесь представить те цели, сформулировать те ожидания, которые вы возлагаете на детское дошкольное учреждение, а уж затем принимайте решение.

Если вам необходимо отлучаться, то надежная няня все же лучше. Объем и продолжительность общения вы определите исходя из реакций ребенка на разлуку.

14. Дочь в 2 года 5 месяцев начала посещать детский сад. Начиная с третьего дня посещения садика она просит не отправлять ее туда и стала плохо спать: разговаривать во сне, плакать. Воспитательница утверждает, что в течение дня моя дочь не плачет, ведет себя спокойно, не грустит, играет с детьми. Вечером у нее тоже хорошее настроение. Но утром, конечно, не хочет идти и остается в группе, плача. Может быть, стоит давать ей вечером перед сном что-либо из успокоительных, чтобы ее не мучили по ночам эти кошмары?

Нет ничего удивительного в том, что ребенок, который сменил дружелюбную обстановку семьи на менее дружелюбную, старается бороться с этим доступными ему средствами. Едва ли стоит давать лекарства (разве что легкий травяной чай). Если посещение девочкой детского сада приводит к стрессу, который требует медикаментозного вмешательства, с садом нужно расставаться. Лучше подумать о няне или отложить детский сад до последнего года перед школой.

Если вы не можете изменить ситуацию и вынуждены водить дочку в детский сад, лучше ограничиться несколькими часами посещения, побыть там вместе с ней, покормить, показать туалет, постараться помочь ей завести друзей. И налаживайте контакты с воспитательницей всеми доступными способами, потому что она отныне — ваш заместитель.



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 169