УПП

Цитата момента



Никогда не лишайте себя радости. Никогда!
Если, конечно, этого хотите.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

Что такое кризис трех лет?
Как он проходит в материнской семье?
 Как не перепутать проявления кризиса и патологию развития?

1. Моей дочке 2 года 10 месяцев. Ходим в садик уже полгода с перерывом на отпуск. Она постоянно болеет. Две недели ходим в сад, неделю сидим дома. Вечерами после садика, пока не закатит истерику, не наревется вдоволь, — не успокоится. Причем повод может быть любой. Например, просит у меня то, чего сейчас дома нет (рыбку, жвачку), хотя после садика я обычно покупаю ей все, что она просит: конфеты, орешки, жвачки. Когда говоришь ей, что надо переодеться, — не слушает. Не переодевается до тех пор, пока ей от меня что-нибудь не понадобится. Есть у нее еще одна особенность: любит повторять один и тот же вопрос несколько раз. Отвечаешь ей на этот вопрос, она опять спрашивает, опять отвечаешь то же самое… и так до тех пор, пока не повысишь голос. Как с этим бороться, не знаю.

Много причин может стоять за этими особенностями поведения девочки. Прежде всего — кризис 3 лет, во время которого все дети более чем обычно капризничают, противоречат взрослым, во всем оказывают сопротивление, несговорчивы и постоянно склонны торговаться. Но вы пишете, что у нее это давно. Другая причина — отторжение детского сада, что само по себе тоже не удивительно. Конечно, все дети, которым дома живется неплохо, не хотят быть среди чужих людей, да еще в таком нежном возрасте. Вот дочка и сопротивляется как может: болеет, устраивает истерики, чтобы получить побольше внимания и решить некоторые свои проблемы. Возможно, она более других детей испытывает потребность в защите со стороны родителей — это нормально, хотя проявляется очень индивидуально. В таком случае стоит подумать об отказе от садика, может быть, это будет проще и полезнее для здоровья. И наконец, третья возможная причина — это наличие неврологического фона: постоянная раздражительность, повторяющиеся вопросы, - все это полезно обсудить с невропатологом или детским психиатром.

До тех пор, пока вы его не посетите, не расстраивайтесь и не поддавайтесь на истерические провокации, потому что самое худшее для семьи, если маленький ребенок создает вокруг себя конфликты и напряжение взрослых.

2. У меня растет сын трех с половиной лет. У отца другая семья. С ним сохранились нормальные отношения, время от времени он заезжает к нам, но сыном особо не интересуется, больше внимания уделяет мне. Живем мы с родителями. Ребенок растет подвижным и непослушным мальчиком, достаточно агрессивен по отношению ко всем членам семьи. Бабушка и дедушка все чаще и чаще высказывают недовольство им, упрекают и меня, и отца ребенка, и даже ребенка. Ситуация ужасная — ребенок становится все более неуправляемым. Как ее сгладить?

Если у ребенка нет никаких неврологических заболеваний и вам кажется, что он действительно агрессивен, постарайтесь записать его в «мужскую» спортивную секцию или другую группу интересов, где он сможет вести себя активно и где среди педагогов будут мужчины. Однако не исключено, что его агрессия имеет скорее защитный характер, и в связи с этим вам лучше подумать, достаточно ли любви и принятия со стороны близких ему достается. Не чувствуете ли вы, что недовольство бабушки и дедушки ушедшим из семьи отцом переносится и на мальчика? Может быть, они излишне требовательны к нему? Такое нередко бывает в семьях, прошедших через развод.

Понаблюдайте, как протекает ваше с мальчиком общение наедине. Возможно, как вы предполагаете и сами, причина его растущей неуправляемости — непризнание со стороны отца. Подумайте, можно ли это изменить? Если нет, то, по крайней мере постарайтесь вести себя так, чтобы у мальчика не возникало ревности.

Но вполне вероятно, что беспокоящее вас поведение укладывается в рамки кризиса трех лет, и тогда мальчик даже без дополнительного воздействия скоро станет более покладистым.

3. Сыну 2 года 4 месяца, он очень плохо ест, аппетита практически нет. Во время еды отвлекаю разговорами, читаю ему книжки, когда был маленький — давала разные штучки, которые он вертел в руках. Стала за собой замечать, что иногда уже просто не могу сдерживаться, начинаю на него кричать, шлепать. Недавно у нас появилась проблема еще и с нормальной работой кишечника. Уговорить сесть на горшок невозможно. Трачу на это целый вечер. Еще одна проблема: почти не воспринимает слов «нельзя», «не разрешаю», хотя запрещаем мы ему лишь то, что может представлять угрозу травмы (брать нож, прыгать на краю дивана, махать палкой). Причем с няней он ведет себя намного лучше, чем со мной, и ест лучше. Может, мне пора обращаться к психиатру? Я хочу радоваться своему ребенку, но уже не знаю, как это сделать.

Вполне возможно, что все описанные особенности поведения связаны с кризисом трех лет, внешним выражением которого является негативизм по всем основным линиям взаимодействия со взрослыми. Для вас главное — сохранять (или обрести) внутреннее спокойствие. Поэтому к психиатру идти не обязательно, а к психологу, может быть, полезно обратиться, чтобы поработать с вашим собственным «внутренним ребенком», эмоциональное насилие над которым вы скорее всего совершаете.

Пищевое поведение часто бывает связано с общим эмоциональным состоянием ребенка, его готовностью бороться за выживание, принимать от жизни ее радости. Точно так же и проблемы туалета возникают как протест против того, чтобы с чем-то расстаться, то есть как защита от внешнего мира, постоянно чего-то требующего. Но вместе с тем кормление и «горшок» как бытовые проблемы — это мелочи, на которые не надо тратить слишком много времени и сил. Имейте в доме простую | еду, которую ребенок ест (например, холодную вареную картошку), и фрукты. Или что-то еще, от чего он не отказывается. И попробуйте изменить режим кормления. Может быть, ему достаточно есть два, а не три раза в сутки.

Что касается запретов, то сначала нужно посоветоваться с невропатологом — отсутствие «чувства края» бывает иногда связано с гиперактивностью. Если невропатолог вас успокоит, попробуйте следовать «педагогике естественных последствий» Ж.Ж. Руссо — не ограничивая, дать возможность ребенку испытать опасности и боль (немного обрезать палец или обжечься иногда бывает полезно). Вообще же ни один ребенок не стремится причинить себе вред.

4. Меня беспокоит поведение моего сына, которому 2 года 3 месяца: когда я забираю его из детского сада, он отказывается идти домой, не слушает ни меня, ни воспитателя. Силой забирать не хочется, уговоры и подкупы уже не действуют — почувствовал мою слабинку. Воспитатель тоже теряет авторитет. Уже дома сын ведет себя спокойно, но приходит в истерике.

Ребенок демонстрирует строптивость, он уже следует к кризису трех лет, а сейчас находится в возрасте так называемой малой автономии, когда дети стараются проверить границы своих возможностей. Конечно, не все дети ведут себя подобным образом, но ваши трудности, возможно, связаны с темпераментом мальчика, со складом его нервной системы. Через этот момент, однако, нужно пройти, не теряя авторитета. В чем-то это период знаковый: если «дать слабину», у ребенка нарушатся представления о социальной иерархии, о том, кто в доме главный, и будет ущемлен его инстинкт стаи, который присутствует у каждого социального существа и предписывает подчиняться авторитету, демонстрирующему силу.

Поэтому лучше всего вам поступить следующим образом. Не торгуясь и не обсуждая, быстро одеть ребенка, если надо, применяя силу, но не уговоры (поймать, одеть и вывести на улицу). Ваша речь в это время может относиться к чему угодно, только не к происходящему (говорите о том, что вы видели, что купили, где были, что происходит на улице). Ни в коем случае не нужно вступать в диалог по поводу его желания или нежелания уходить — на эту тему просто не нужно откликаться. В первый раз это будет трудно, во второй — уже легче, а затем у ребенка закрепятся навыки послушания.

Постарайтесь в остальных вопросах учитывать его мнение и пожелания, а также не наказывать по незначительным поводам. Нужно, чтобы у мальчика сложилось мнение о важных и

не очень важных требованиях. Через эту ситуацию, по форме представляющую собой насилие, а по сути — социализацию ребенка, вращивание его в мир больших и маленьких, нужно обязательно пройти, потому что дети из-за своей слабости склонны к манипулятивному поведению, которое приносит много неприятностей как взрослым, так впоследствии и им самим. Поэтому ограничения просто учат их гибкости и уходу от собственного эгоцентризма.

5. Моему сыну 3 года. Ребенок с самого рождения «рос на руках» — один не спал и не соглашался оставаться ни на минуту. Со временем стал очень капризным, нервным и плаксивым, никаких уговоров и попыток объяснить, почему нельзя что-то делать, не слушает, своеволен абсолютно, хотя на поводу у него стараемся не идти, не переносит посторонних. Невропатолог утверждает, что виновато внутричерпное давление, но лечение в течение двух лет никаких результатов не дает. В развитии он опережает сверстников, в семье все благополучно, так что же вызывает такую реакцию у малыша? Я сама с детства очень нервная и думаю, что у сына это может быть наследственное. Подскажите, пожалуйста, как воздействовать на ребенка.

Поскольку темперамент в основном наследуется от матери, то скорее всего вы угадали и сын действительно заражается тревогой от вас. Поэтому попробуйте работать не над его состоянием, а над своим собственным, постарайтесь использовать все средства естественного успокоения и расслабления, которые вам доступны (секс, аутотренинг, в небольших дозах алкоголь, искусство, покупки, спорт — все, что вам подходит). Ребенка нужно ограничивать, это необходимо и для вас, и для него. Поэтому в важных моментах идти у него на поводу не стоит.

Имейте в виду, что сейчас он переживает кризис трех лет и особенно раздражает окружающих. Через несколько месяцев он станет более покладистым, просто следуя логике своего возрастного развития. Если он по каким-то причинам не способен отрываться от вас, не нужно этот процесс форсировать, пусть будет «под колпаком» столько, сколько нужно для его ощущения безопасности. Возможно, его мучают страхи эндогенного

происхождения (вне личного опыта), при этом нужно только успокаивать и быть спокойной самой.

Если же вы готовы попробовать себя в психологическом! творчестве, можно сделать следующий нетривиальный, но эффективный педагогический ход. Когда мальчик в очередной раз начнет вас раздражать, попытайтесь парадоксальным образом («от противного») разрешить и усилить его обременительное поведение: например, если он резко уводит вас от чужого человека, скажите ему: «Вот молодец! Если бы не ты, мы бы потеряли столько времени, самой мне уходить было неудобно, а ты очень помог!». Если он настаивает на чем-то, что вы ему запрещаете, скажите: «Прекрасно! Мне просто хотелось посмотреть, насколько своевольным ты можешь быть. Молодец, умеешь настоять на своем!». Скорее всего, вы столкнетесь с неожиданной реакцией ребенка, смысл которой может вас озадачить, но очень часто подобное поведение помогает преодолевать трудности.

6. Моему сыну 2 года 10 месяцев. Характер у него, как мне кажется, не очень простой: одновременно упрямый и эмоциональный, легко возбудимый и смешливый, но последние 2—3 месяца стал и вовсе неуправляемым. Такое ощущение, что ему нравится испытывать наше терпение, делая то, что вызывает осуждение. Например, он может во время чтения сказки или игры вдруг снять штанишки и радостно полить ковер. Все формы негодования, которые мы испробовали, ни к чему не привели. Он с готовностью обещает исправиться, но через 3 минуты может повторить свои действия на том же самом месте! Более того, теперь он еще стал писать в постель во время сна, чего с ним не случалось уже очень давно. Что это, одно из проявлений того самого «кризиса трех лет» или нечто другое? Что бы вы посоветовали нам в данном случае?

Скорее всего вы правильно определили все происходящее с ребенком как возрастные изменения, кризис трех лет. Отсюда — его желание идти наперекор, выводить родителей из терпения и любым способом проверять границы их родительских чувств. Поэтому словесное воздействие здесь малоэффективно. Если мальчик демонстративный, то ваше «Какой ужас, хорошие мальчики так не поступают» — это именно то поощрение, которое он сам для себя зарабатывает. Поэтому попробуйте вести себя «от противного» — либо в шутку похвалить: «Как далеко ты, однако, научился писать! А через годик-другой что-то еще будет?» (скорее всего он обидится на такое замечание, потому что вы продемонстрируете таким образом ему свою неуязвимость), либо просто не замечать раздражающего поведения и уходить в другую комнату, стараться говорить о другом, не прерывая собственных занятий.

Если вас беспокоит его неспособность следовать правилам и вы подозреваете нечто вроде гиперактивности, можно посоветоваться и с невропатологом. В этом случае вас расспросят о режиме сна, питания и прочих бытовых привычках. Полезно также сдать анализ мочи — нельзя исключать, что у мальчика позывы возникают слишком часто просто из-за инфекции. А в остальном вы не должны сильно волноваться.

7. Нашему сыну 2 года 7 месяцев, и он писает и какает на пол специально, прекрасно умея это делать в горшок. Мы пытались с ним просто говорить о том, что так делать нельзя, что он маму и папу своим поведением очень расстраивает, и обижаться пробовали, и не разговаривать, не играть; пытались ограничивать в вещах, которые он любит, наказывать — начинается истерика, может назло еще написать, накакать, оторвать обои. Просим убирать за собой — иногда вытирает тряпкой, а иногда не заставишь! Может, нужно какое-то время не обращать на это внимание, молча все убирать? А если не поможет? Как мне кажется, любви, ласки, внимания он получает достаточно.

Можно предложить два объяснения происходящему. Во-первых, вы представляете себе ребенка более взрослым, чем он есть на самом деле, а он напоминает вам о том, что это не так. Постарайтесь сохранять дистанцию и поддерживать иерархию в семье, подумайте в связи с этим о том, кто у вас главный.

Второе объяснение состоит в том, что ребенок пытается манипулировать взрослыми, привлекая к себе внимание, расширяя границы своего личного контроля, что особенно ярко проявляется на подходе к возрастному кризису. Подобное характерно для многих демонстративных детей. Попробуйте усилить внимание к нему в других сферах, не касающихся гигиены. Поэтому постарайтесь не огорчаться и не пытаться взывать к его совести и сознанию, это бесполезно. Попробуйте, воздержавшись от словесных оценок и угроз, просто немного его «по-дрессировать»: например, если он ведет себя как надо — тут же поощрить его заранее заготовленной маленькой игрушкой, картинкой, маркой или чем-то еще, что он воспринимает как подарок. А если он «промахнулся», то можно слабо, но ощутимо наказать его физически: слегка ущипнуть, уколоть, шлепнуть, при этом ничего не говоря по поводу туалетных дел.

Убирать за собой заставлять не стоит, это должны все же делать взрослые, настаивать на том, чтобы он убирал все тряпкой, не нужно. Попутно полезно спросить себя о том, что для вас означают детские физиологические отправления — вызывают восторг, брезгливость, представляют собой средство контроля взрослых? Как вы сами воспринимаете физиологию и естественные человеческие отправления?

Конечно, вы справитесь с возникшей проблемой, но могут возникнуть и другие, имеющие также манипулятивную цель.



Страница сформирована за 0.12 сек
SQL запросов: 169