УПП

Цитата момента



Нет таких случаев, когда обиды оправданы.
Кроме случаев, когда обиды целесообразны.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ПРИВЫЧКИ

Как правильно понять смысл привычек?
Чему служат дурные привычки?
Можно ли от них избавиться, и если да, то как?

1. Доченька ковыряет пупок — ночью, днем, прячется, убегает, пожалуйста, помогите! В поликлинике говорят: дурная привычка, само пройдет.

Сколько доченьке лет? Если дошкольница, нужно проверить, нет ли аллергии. Если ничего не замечено, показать психологу. Дурные привычки — способ психологической защиты ребенка или способ наказать самое себя. То есть можно подозревать повышенную тревожность, чувствительность, скорее всего к поведению взрослых. Подумайте о том, кто или что в семье может быть источником напряжения.

Можно попробовать применить психоаналитический метод и поработать с теми потребностями, которые символически выражаются посредством пупка: это и симбиотическая связь с матерью, которая могла быть прервана травмирующим способом, и способность к самовыражению, потому что пуп — это знак уверенности в себе, и эгоцентризм («пуп земли»), и основа жизненных сил человека. Но все эти направления можно прорабатывать только под руководством опытного практического психолога. Вам же стоит просто понаблюдать за поведением ребенка, потому что его смысл может и не сводиться просто к неэстетичному и негигиеничному действию, вызывающему у ребенка и его родителей чувства стыда и брезгливости.

Наказывать за это не следует, и фиксировать (говорить, запрещать, уговаривать) тоже лучше не надо, иначе это действие, пока просто раздражающее взрослых, может превратиться в невроз навязчивости.

2. Нашему мальчику 1 год 3 месяца. В последнее время на прогулке постоянно что-то подбирает с земли и тащит в рот (как камушки, так и различный мусор), если делаешь замечание, слушается не сразу; объяснения, что это грязь, не понимает, ест песок в песочнице, пытаешься увести — слезы. Что делать?

До полутора лет, согласно учению 3. Фрейда, у детей продолжается оральная стадия развития, то есть все переживания и новые впечатления приходят к ним через рот. Поэтому ничего особенно удивительного в антисанитарных и неэстетичных привычках ребенка нет.

Однако его действия могут говорить о высокой чувственности ребенка, что может быть вызвано и нарушениями развития, поэтому нужно посоветоваться с детским психиатром. Обратите внимание на то, что еще выводит ребенка из равновесия, нет ли у него также тяги к пушистым предметам — волосам, меху, всему теплому и мягкому. Сравнивая его с другими детьми, не замечали ли вы особенностей поведения (особых поз, гримас, желания спрятаться от других или, напротив, «липучести», при которой ребенок не чувствует, что другие играть с ним не хотят)?

Если вопрос с психиатром снимется, то нужно воспитывать мальчика по методу «дрессировки», не опасаясь его слез и настаивая на своем без объяснений и оправданий. Однако жесткость должна касаться только гигиенических привычек. В остальном нужно проявлять терпение и избегать лишних запретов.

3. Дочка (1 год и 7 месяцев) постоянно сосет большой пальчик. От пустышки категорически отказывалась всегда. Ребенок хорошо говорит, общается целыми фразами, предложениями. Разговоры на эту тему, объяснения не помогают. Подскажите, что делать в этой ситуации?

Сосание пальца — это очень устойчивая реакция ребенка, которая складывается еще до рождения и приносит ребенку чувство защищенности. Существует множество фотографий человеческих эмбрионов с пальцем во рту. Таким образом они помогают себе сами, то есть это примитивная форма саморегуляции эмоционального состояния (не эта ли задача столь трудна для многих взрослых?). Поэтому не нужно фиксировать привычку, иначе она может только задержаться до взрослого возраста. Не старайтесь применять старинные, но малоэффективные способы воздействия вроде намазывания пальца горчицей. Нужно успокаивать и поддерживать уверенность ребенка разными другими средствами.

Может быть, девочка обладает высокой чувствительностью и переживает страхи, неведомые близким. Тогда стоит попробовать обсудить или даже проиграть с ней то, что ее беспокоит, если ее развитие это позволяет. Если пока еще нет — усилить телесный контакт, гладить, прижимать, держать на коленях, не оставлять одну и стараться обращаться с ней так, как если бы она была моложе, чем есть (разумеется, не прекращая развивающих интеллект занятий).

Работать нужно не с привычкой, а с источником беспокойства.

4. Сыну 1 год 8 месяцев. Он все свои машинки выстраивает вдоль стен в определенном порядке. Так же и с мячиками. Что это может значить?

Чем большими возможностями влияния на свою жизнь человек обладает, тем больше в нем творчества и интереса к жизни. Дети и старики, как правило, более консервативны по сравнению с людьми среднего возраста. Маленький ребенок стремится упорядочить мир, в котором живет, всеми доступными ему средствами, поэтому ничего особенно странного в играх мальчика нет. Однако если в поведении ребенка раннего или дошкольного возраста будет проявляться навязчивое стремление к порядку, то можно посоветоваться с психологом. Особенно если вдруг появятся какие-либо еще странности.

Возможно, конечно, что в жизни ребенка уже имел место эпизод, когда он был кем-либо наказан за беспорядок (например, бабушкой в отсутствие родителей, которые об этом не узнали). Поскольку ребенок скорее всего еще не может словесно пожаловаться или убежден в своей виновности, то подобный инцидент вполне мог остаться незамеченным, но произошла фиксация (образ или поступок слились с сильным чувством), и поведение изменилось. Вполне возможно даже, что в присутствии впечатлительного малыша наказали за разбросанные игрушки кого-то из старших детей. Однако все это — лишь возможности, сущности, которые мы подтвердить скорее всего не можем.

Поэтому пока вам беспокоиться не о чем, педантичность — качество полезное, в первую очередь, для его обладателя. Главное, чтобы игра у него все же развивалась, чтобы его привычки не тормозили развития в целом (чтобы он принимал на себя роли, умел изображать эмоции, переживания, со временем — умел понять позицию других персонажей). Вот за этим нужно последить.

5. Моей дочке 3 года. Она не может спокойно заснуть, обязательно начинает пыжиться, это может продолжаться почти полчаса. Мне кажется, что она не может прекратить пыжиться, когда процесс уже начался. Я начинаю гладить ее, разговариваю с ней спокойным, тихим голосом, кладу ее спать рядом с собой, но ничего не помогает. Пыжиться перед сном она начала примерно с семи месяцев, данное поведение возникает периодически, например, с июня до начала октября она засыпала спокойно. Еще одна особенность — дочка ходит в садик, там этой привычки нет. С чем это может быть связано, как от этого избавиться?

Лучше всего сначала отсечь какие-либо претензии со стороны невропатолога (потому что напряжение может ведь возникать как судорога). А затем — понаблюдать за особенностями поведения дочки в целом. Обратите внимание, что привычка угасала летом, когда скорее всего вы уделяли ей больше времени. Для нас как психологов важно также, как вы сами относитесь к ее «пыженью» — раздражаетесь, умиляетесь, безразличны? Может быть, она получает именно ту реакцию, которая ей нужна, благодаря своей необычной привычке.

Попробуйте класть ее с собой, гладить и успокаивать с опережением, возможно, тогда исчезнет необходимость демонстрировать напряжение.

6. Моему сыну 3 года, недавно пошел в садик. Он не писался с года, и вот уже месяц как писается во время дневного сна. Воспитатели говорят, что перед сном он не забывает это сделать. Дома может проспать всю ночь и не описаться. Подскажите, пожалуйста, может, стоит его наказывать или больше говорить на эту тему?

То, что взрослым предстает как неприятная, вредная привычка, на самом деле может быть болезнью или невротическим изменением поведения. Энурез может быть связан с инфекциями мочевыводящих путей, поэтому на всякий случай надо сдать анализы. А чисто психологическая сторона явления состоит в том, что ребенок испытывает тревожность, адаптируясь к саду. Нужно попытаться узнать, что (или кто) является источником этой тревожности — воспитатель, дети, режим, — и при возможности исключить этот фактор (подружиться с родителями других детей, чаще приходить, раньше забирать, расположить к себе воспитательницу). Стыдить неуместно (потому что у мальчика это происходит против желания) и бесполезно, дело может осложниться еще и другими невротическими явлениями. Поэтому нужно всеми возможными средствами расслаблять, не ругать, ни в коем случае за писанье не наказывать, а исподволь формировать новую социальную ситуацию. Может быть, вы отдали мальчика в сад слишком рано.

7. Моему сыну пять лет. До года он был спокойный ребенок. В год он перенес тяжелую травму (ожог), после этого стал очень чувствительно на все реагировать (требуя своего, может устроить истерику). С полутора лет у него появились навязчивые привычки: ковырять в носу, грызть ногти. Сейчас он ходит в детский сад, и эти проблемы у нас остались до сих пор. Не знаю, что с этим делать.

Привычки вашего сына не обязательно нужно связывать с травмой. Возможно, наоборот, что и травма в какой-то мере произошла от его пониженной способности к самозащите, что связывают обычно с другими событиями в жизни семьи: в какой момент ребенок был зачат и рожден, какие проблемы решали остальные члены семьи, что осталось невыполненным и явилось фактором стресса? Все эти вопросы требуют тщательного изучения.

Сейчас же для вас важно следующее. Привычки ребенка — это способы себя наказать (аутоагрессия) и защитить, понижая чувство вины (скорее всего бессознательное и незаслуженное). Фиксировать внимание на этих привычках нельзя, так как это усиливает любые навязчивости.

Можно поработать в направлении усиления его уверенности в себе, эмоциональной защищенности, тогда неприятные привычки как средства самопомощи станут ненужными. Но если это делать не очень грамотно, существует риск того, что одна проблема трансформируется в другую.

Поэтому сейчас нужно ребенка хвалить, расслаблять, ни в коем случае не дразнить и не ругать за антисанитарные привычки. Эффект наступит обязательно, но с некоторой задержкой (не раньше чем через одну-две недели спокойной жизни). Детсадовские стрессы также нужно по возможности исключить.

8. Моей дочери 6 лет. У нее есть неприятная привычка — чуть что бросаться в драку: она часто дерется с детьми в детском саду, со своим двоюродным братом. Я стараюсь ее убеждать, не наказывая, но нередко срываюсь, особенно когда мне жалуются на шишки и так далее. С одной стороны, она себя не дает в обиду, даже защищает других детей, но…

Очень важно обратить внимание на то, как реагируют другие дети: чувствуют ли они себя обиженными или признают высокий статус девочки? В зависимости от этого нужно изменять ее поведение.

Не видя девочки, в качестве причин ее драчливости можно предположить следующее. Во-первых, у нее может быть понижен болевой порог, и она с трудом представляет себе, что чувствуют другие люди. Во-вторых, у нее, возможно, повышена агрессивность, что может быть связано с чем угодно: с вашим давлением на нее, которое она передает дальше, с внутренними конфликтами, с неуверенностью в себе, с тем, что она просто не умеет достаточно хорошо общаться. В-третьих, она может и просто бессознательно копировать поведение кого-то из членов семьи.

Многому можно ребенка просто научить, и это можете сделать вы сами, рассказывая, что чувствуют другие люди, как они взаимодействуют друг с другом и так далее. Если это трудно, лучше посоветоваться с профессиональным психологом-консультантом, который может увидеть в поведении девочки и другие особенности.

9. Нашему сыну почти 7 лет, он первоклассник. Но вот уже около года как изменилось его поведение: он не «отлипает» от витрин и постоянно что-нибудь выпрашивает. Мы придерживаемся такой семейной политики — хорошие, желанные подарки на день рождения, Новый год; на выходных — прогулки, театр или кино, кафе с покупкой «кин-дера», «чупа-чупса» с сюрпризом, покупаем книги, небольшие игрушки, журналы. Недавно сын стал требовать карманные деньги, увидев их у своего друга и оценив при этом, что мы богаче, а денег свободных ему не даем. Сын пригрозил нам в старости тоже не давать денег, проявил «сообразительность» — деньги можно брать у нас в кошельке. Как нам правильно себя вести в таких случаях?

Скорее всего ядро вашей проблемы — не просто дурные привычки выпрашивать что-либо, а искажение эмоционального развития. Материальные предметы — это особый язык для выражения чувств, оценки своего статуса, для подтверждения самооценки. Не самый точный язык, однако употребляемый часто, как правило, людьми не очень зрелыми. Очень часто дети заменяют игрушками и вещами другие неудовлетворенные потребности — в признании, похвале и одобрении, любви, доверии. Поэтому в вашем случае было бы полезно провести общее психологическое обследование мальчика, возможно, курс сказко- или игротерапии. Потому что все же не совсем понятно, какие потребности у него не удовлетворены. Что же касается игрушек и покупок, нужно его ограничивать, не оправдываясь, а просто объясняя, что денег на все не хватает.

Но не только эмоциональная депривация может объяснять болезненное отношение к покупкам и вещам. Возможно, у него вследствие избалованности не сформировано ограничительное поведение, что и стало особенно явным, когда он пошел в школу. ведь школа — это первая встреча с законом и государством. Ребенок должен сознавать барьеры. Поговорите с ним о том, что хочется вам, от чего вы отказываетесь, в чем ограничиваете себя и почему.

Важно также задуматься, почему он может вам пригрозить — откуда взялись образцы этого поведения? Что и кого он копирует? Возможно, взрослым членам семьи полезно было бы проявлять большую сдержанность в высказываниях.

10. Мой друг играет на автоматах и проиграл уже достаточно большие деньги. Он мне не раз обещал, что больше не будет играть, но все заканчивается новым проигрышем. Что можно сделать в этой ситуации? Вести его к психиатру, психологу или самим можно как-то решить эту проблему?

Понятно ваше беспокойство, но «вести» уже взрослого человека вы все равно никуда не сможете. Вредные и опасные привычки — это результат «залипания», вид навязчивых действий и представлений, с которыми бороться очень трудно (вспомните «Игрока» Ф.М. Достоевского). Один из способов изменения этого саморазрушительного поведения — создание новых жизненных целей и перевод энергии человека в новое, приемлемое русло.

Психологи работают с различными видами зависимостей (чаще всего это алкоголизм и наркомания), но работа эта небыстрая, включает в себя восстановление моментов, когда пристрастие возникло, анализ переживаний, которые в то время были у человека, и их причин. Можно предположить, что когда-то в детстве вашего друга ругали за жадность и поощряли в нем щедрость, которая в искаженном виде трансформировалась в расточительность игрока, но вполне возможно также, что его привлекает в игре азарт, моменты высокого напряжения от неопределенности (выиграл — проиграл), что свойственно многим молодым людям, не решающим в своей жизни серьезных задач. Однако пока это только гипотезы.

Очень часто к работе привлекаются члены семьи клиента, потому что, с одной стороны, они могут быть причиной возникновения пристрастия, а с другой — им придется принять на себя трудности, которыми сопровождается любое отвыкание.

Поэтому работать можно, но для этого требуется решимость и ответственность вашего друга. За него и без его согласия ничего сделать невозможно.



Страница сформирована за 0.77 сек
SQL запросов: 169