УПП

Цитата момента



Мало, чтобы гора свалилась с плеч. Важно, чтобы она еще придавила соседа!
Да?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как сделать так, чтобы собеседник почувствовал себя легко и непринужденно? Убедив его или ее, что у них все в порядке и что вы оба чем-то похожи и близки друг другу. Когда вам удается это сделать, вы разрушаете стены страха, подозрительности и недоверия.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Пример из жизни

Десятилетняя Нина рано осталась без папы, но зато сильная и умная мама попыталась компенсировать эту потерю своей беззаветной любовью и мощной передачей жизненного опыта. В результате вырос ребенок с тонкой артистической натурой, способностью к эмпатии и умением управлять собственной любящей мамой. При ней Нина превращается в совершеннейшего ребенка, речь - в нежный лепет, глаза излучают преданность и любовь. С детьми Нина назидательно терпелива, любит делать замечания и давать наставления, подражая даже интонациями своей маме или кому-нибудь из учителей. Со взрослыми она очень аккуратна, подчеркнуто вежлива.

Мама у Нины сильная, быстрая в решениях и движениях женщина. Для Нины такая скорость и сила сами по себе является вызовом, которого желательно избежать. Но и противостоять напору мамы представляется самоубийственным бунтом. Поэтому девочка выработала в себе естественную защитную реакцию торможения. Любое предложение мамы встречается с пониманием и готовностью, но выполняется в нарочито замедленном темпе. При этом и словами, и выражением лица демонстрируется полная лояльность. Например:

- Дочка, пойди, вымой посуду.

- Конечно мамочка. Я сейчас только доиграю, и буду мыть…Я уже почти пошла. Только у меня болит голова, ты помнишь, так же, как три дня назад. Мне так же плохо. Уж и не знаю, как я вообще сегодня уроки буду делать…

Смотрите, какое тонкое знание психологии! Тут и пробуждение в маме естественного чувства жалости со ссылкой (эмоциональной зацепкой) на прошлый опыт детских страданий. И готовность выполнить просьбу, пусть и ценой возвращения этих страданий.

Голос полон нежности и покорности, что неизбежно, как и напоминание о плохом здоровье, пробуждает в маме цепь запрограммированных всем предыдущим опытом реакций.

Детская магия! Между Ниной и близкими образуется некая сладостно-тягучая прослойка, сродни меду или смоле. В нее, как в защитную паутину, она пытается запеленать сильную, доминантную маму и не в меру активных сестер. Паутина делает мамины удары неточными, сбивает прицел, что позволяет избегнуть исходящих от нее мощных импульсов.

Поэтому, для нормального контакта между родителями и детьми, у детей должно быть право сказать нет, сообщить родителям о своих претензиях или проблемах.

Мария Кривенкова.
Записки молодого специалиста

(или отчет в карту китежского психолога о пребывании в приемной семье матери Марии в роли замещающего родителя-воспитателя)

Однажды случилось так, что я решила начать непосредственное общение с детьми на их территории. Я чувствовала в себе новую энергию и решила направить её в мирных целях, а заодно проверить свои силы. Поэтому по возвращении с сессии я решила поселиться в приемной семье Марии (воспитывающей в Китеже семерых приемных детей и собственную дочку - Д.М.) В этих детях есть потенциал, способность к творческому преобразованию себя, и если начинать активную работу, то с детьми этого возраста. Внутри я имела возможность наблюдать непосредственное течение их жизни и поняла, что все мои действия в прошлом году по контролю их поведения и исполнения целей были чистой формальностью: я не видела, чем они живут, не задумывалась над мотивами их поведения в той или иной ситуации. Теперь я жила с ними, и они меня заметили, так возник взаимный интерес, а уже на этой основе начали выстраиваться отношения.

Участие в утреннем и вечернем туалете детей, преимущественно девочек, сблизило меня с ними: девочки между делом начали говорить о главном. В частности, после очередной разборки с мамой Марией грустная, уставшая после долгого дня Синди пришла ко мне причесывать волосы. Я спросила, что произошло. Синди ответила, что только что говорила с мамой (разговор был о том, что девочка не выполняет просьбы, обманывает). Причёсывая её, я спросила, зачем умная Синди, которая все понимает, обманывает и притворяется глупой и безынициативной? Синди ответила, что, да, она действительно умная, понимает, почему её ругают и почему она так поступает. Я спросила: «Так зачем ты это делаешь?»

«Боюсь, это страх мешает быть открытой».

Я уточнила, чего именно она боится. Девочка сказала, что не знает, но после более точного вопроса, ответила, что знает, но пока не готова сказать. Она промолчала, я тоже. На каникулах Синди старалась установить личный контакт, очень осторожно и издалека, видимо, сопоставляя и ища параллели между нами, поскольку расспрашивала о моём детстве, очевидно, стремясь в ответ рассказать о своём. Гуляя, мы долго разговаривали о танцах, балете. Между делом Синди рассказала, как её злило, что Люся ставила ее в угол, а Маша (жена фермера) заставляла перемывать посуду по несколько раз. Поведала о том, что, стоя у Люси в углу, от скуки отрывала обои, и никто этого не замечал. А у мамы Марии она обои не обдирает, поскольку обои интересные, красивые, и вместо того, чтобы обдирать, она их рассматривает.

После месяца совместной жизни я убедилась в том, что Синди провоцирует своим поведением окружающих на негативную оценку и даже агрессию. Похоже, что это демонстративная манифестация независимости и непризнанности. Синди считает, что её недооценивают, и таким способом пытается заявить о себе. Она получает такое количество однотипных замечаний, что правильное поведение могло бы уже перейти в условный рефлекс, однако она продолжает делать одни и те же «ошибки», заранее зная реакцию взрослых. Возможна такая цепь: я знаю себе цену -окружающие меня недооценивают - я сделаю вид, что я «никчёмная дура, раз вам так угодно» - чувство жалости к себе, которое, оттеняет сладостное ощущение непризнанности, исключительности и непонятое™. Может это не такое уж случайное совпадение, что в спектакле именно ей так удалась роль Золушки - она и в жизни классическая «золушка» с потребностью в постоянном «гонении» для поддержания внутреннего состояния и самооценки. В отличие от всех остальных приемных девочек в семье, Синди почти никогда не старается отстоять себя или агрессивно и упорно доказывать свою правоту - почему? Может быть, она в этот момент получает то, что ей нужно? Однако в творчестве (театр, игра на музыкальных инструментах), когда Синди забывает о своей «роли», она полна энтузиазма, открыта, перестаёт провоцировать. Вывод: постоянно реализуется одна и та же схема, и возможность выхода из неё - в получении подтверждения её уникальности другими способами и в других ситуациях и более интенсивно.

Случилось так, что я поселилась в комнате девочек на втором этаже, и с Ниной у нас завязался эмоциональный контакт. Может быть, поэтому я заметила, что поведение Нины после отъезда мамы резко меняется - в свободной от ролевой игры атмосфере она теряется и начинает пробовать новые образы - начинается поиск себя.

1) разговор вечером: что ты помнишь из своего детства?

Перед сном разговорились, и я попросила рассказать о её детстве. На том конце молчание, потом спокойным, утробным голосом начинает повествование: «Мы жили очень бедно. К нам никто не приходил в гости…» В этот момент я неожиданно, и в интонациях, и в самих словах, и в построении речи увидела маму Марию, которая пару недель назад так же об этом рассказывала. Затем я попросила продолжить рассказ, задавая вопросы: «Что, действительно никто не приходил, ты ни с кем не играла?» В процессе оказалось, что взрослые и дети иногда заходили, но самое главное - изменялся тон и настроение повествования: с каждым новым воспоминанием они становились более детскими, оптимистичными, вызывали улыбку. Возможно, что огромный пласт непосредственно детских воспоминаний изрядно «припорошен» восприятием мамы и её воспоминаниями, или тем, что она хочет видеть как воспоминания. В связи с этим, нам, возможно, долго придётся пробираться в каждой отдельной ситуации к настоящей Нине.

2) обида на сестру Машу и маму;

Спектакль, подготовленный детьми на Новый год («Золушка») позволил по-новому взглянуть на Нину. Её роль мачехи была самой яркой, характерной среди женских, и актёрская работа была по достоинству оценена. Возможно, это дало опору Нине в проявлении себя, и она решительно заболела. Это дало ей шанс стянуть на себя внимание семьи и немного побыть без помех (общественных дел) с приехавшим старшим братом, пока в доме царила семейная идиллия. А потом мама уехала на несколько дней в гости, и это явилось неожиданным «ударом» для Нины. Но обида, а тем более на маму, табуирована в её сознании как грех.

Я осталась ночевать на втором этаже, а Нина выбрала мамину комнату, в которой спала заболевшая старшая сестра. На следующий день Нина пришла днём в мою комнату расстроенная. Я обняла девочку и начала расспрашивать о причинах. Вначале Нина демонстративно, скучая, уверяла меня, что всё хорошо. Я попросила меня не обманывать, иначе я не буду с ней говорить. Нина взбрыкнула, но вдруг заявила: «Меня никто не любит». Далее последовал примерно такой диалог, который я дам здесь с купюрами.

- Что случилось, ты обиделась на маму за то, что она осталась в Орионе?

- (испуганно) Я обиделась? Я ни на кого не обижалась!!!

- Нина, ты сейчас меня обманываешь.

- Нет, я тебя не обманываю!

После долгих препирательств и явно саркастичных выпадов Нина сказала, что её не любят.

- Кто?

- Маша.

- Почему ты так подумала?

- (с этого момента и далее театральным, страдающим голосом) Я вчера попросила у неё стакан холодной воды, а она мне не разрешила. Я так хотела пить, мама мне всегда разрешает.

- Нина, мы были очень заняты.

- Но я так хотела пить.

- Нина, а вот это действительно эгоистично. Детей было много, и мы не могли уделить тебе персональное внимание.

- Хорошо, я поняла (закрылась, сделала это демонстративно).

- Не хорошо, есть что-то ещё, что тебя расстроило?

- (и это было самое главное) Сегодня ночью было очень жарко, а я ещё сплю на второй полке там очень жарко, и я попросила Машу чуть- чуть открыть окно, а она не открыла. И я полночи не могла заснуть. Я же просила всего капельку открыть.

- Нина, ну ты даёшь. Во-первых, мы спрашивали у тебя, где ты будешь спать, и было два варианта: наверху или внизу. Ты сама выбрала спать внизу…

- Да, но неужели нельзя было хоть чуточку приоткрыть?

- Нет, нельзя. Ты не заметила, что Маша приехала из Ориона, потому что заболела. Если бы она открыла хоть чуть-чуть, ей было бы на утро очень плохо.

- (Нина корчится от моего «непонимания») Но чуть-чуть бы ей не повредило.

- Нина, вот сейчас ты, вместо того, чтобы подумать о здоровье своей сестры, думаешь только о себе. Сейчас как раз ты поступаешь эгоистично.

Здесь Нина пытается встать с кровати и уйти. Я удерживаю её, объясняя, что общаться с ней буду только в том случае, если она будет стараться быть честной и слушать мнение других. Уверила, что я её друг и именно по этой причине иногда буду с ней беспощадна. В этот момент ребёнок смотрел на меня откровенно свысока. Затем я предложила в данный момент думать не о своих обидах и о том, что сестра её не любит, а о том, как она может показать сестре любовь сейчас.

- Ей не нужна моя любовь, каждый раз, когда я подхожу к ней, меня отталкивает.

- Потому что следует выбирать время и подходящую ситуацию, чтобы выразить любовь, а не просто к месту и ни к месту вешаться на сестру.

Нина вспыхнула, убежала и хлопнула дверью. Я продолжила чтение книги. Видя мою невозмутимость, ребёнок хотел меня спровоцировать на подобные эмоции: два раза, демонстративно не замечая меня, заходила в комнату - искала что-то в ящике (я не отреагировала); принесла мне резинку для волос, мою, не глядя на меня (я в ответ односложно поблагодарила). Через некоторое время распахнулась дверь, и ребёнок с вызовом обратился: «Ну, как я могу показать ей свою любовь?!».

- Ты можешь сделать ей горячий чай, аккуратно обнять и сказать, что ты её любишь.

Дверь закрылась, ребёнок ушёл; Через некоторое время вернулся в несколько другом состоянии:

- Я сделала, как ты мне советовала.

- Молодец, как Маша отреагировала?

- Сказала «спасибо», теперь спит.

Состояние девочки резко изменилось, хотя она продолжала демонстрировать независимое поведение.

3) Душевное общение;

Я посадила Нину на колени, как ребёнка, она бурчала, но оставалась на коленях, и голос становился всё более детским, и по-детски обиженным.

- Нина, нельзя думать только о себе. Тебя окружают люди, и каждый человек имеет своё мнение. Следует учиться говорить и понимать разных людей. Мир будет редко поступать, как ты хочешь, даже очень редко. Всё это было сказано очень спокойно и серьёзно, девочка выслушала, не обижаясь и не убегая, так как получила возможность посидеть на коленях и почувствовать свою избранность. Я торжественно пообещала говорить ей правду и призывала её к ней прислушиваться. Конфликт был исчерпан. Таким образом, всплеск эмоций позволил хоть что-то продвинуть в закрытую сферу сознания Нины.

4) Мачеха - Байрон - маленькая девочка - Фемина - четыре сменяющие друг друга ипостаси Нины;

Изменившиеся условия внешней среды лишили Нины, в некотором смысле, опоры и безопасности, спровоцировали на поиски новых форм взаимодействия с окружающими. До сих пор самым распространённым оставался образ «маленькой девочки» и образ «кокетки, маленькой женщины». Первый находил стопроцентный отклик у мамы и старшей сестры, другой, непонятно откуда взявшийся, у умиляющихся взрослых, особенно гостей. А в новых условиях маму сменила я - новая «старшая сестра», а внешний мир, раньше надежно экранируемый маминой силой и заботой, вдруг придвинулся вплотную и стал требовательным и болезненно плотным. Привычные инструменты - обида и припадки «плохого здоровья» - вдруг отказались служить, зато появилась свобода, то есть пространство для выхода «созревших» внутренних ролей. Так родились «мачеха» - в которой нашла отражение лидерская активность Нины, которая вследствие неумелого управления носила агрессивный и экспансивный характер; в попытке привлечь внимание родился образ «Байрона» - «меня никто не любит, всё лишено смысла, ничего не буду делать», при этом подчёркнуто замедленный характер действий, апатичное с вызовом выражение лица, не менее вызывающая поза: Нина закинула ноги на рабочий стол, скучает, отказывается (лениво, с оттяжкой) от выполнения домашних заданий. Ожидание ребёнка в этот момент: взрослый начнёт меня уговаривать, я получу свою долю внимания, появится механизм управления взрослым. Моя реакция: заглянула в комнату, спросила, почему Нина не делает уроки, девочка ответила из своей роли, что не будет делать; я спокойно откомментировала: «через десять минут зайду, ты должна начать» и вышла, больше не заходила; однако через неплотно закрытую дверь увидела, что ребёнок начал «трудиться». Когда Нина хочет чего-то добиться, но не уверенна в успехе мероприятия, она всегда начинает с «ребёнка», если это не проходит, то вступает «кокетка», и только потом - «мачеха». Ипостась «мачехи» наиболее, на мой взгляд, близка «настоящей» Нине на данный момент времени, это первые серьёзные попытки открыто проявлять свою силу и поэтому они, подчас, агрессивны. Именно этот внутренний образ позволил проявиться творческим и организаторским способностям Нины, которые, безусловно, присутствуют. В результате Нина и Синда написали два стихотворения, переделали песню, выступили в столовой перед Общиной, написали на заказ стихотворение для мамы. Таким образом, проявление новой социальной роли позволило проявить скрытую активность и талант, но для этого необходимо было, чтобы порушились привычные роли и «образы».

Дальше жизнь развивалась стремительно - дети занимались творчеством: один из средних братьев, Саша, начал писать картины акварелью и проводил за этим занятием в одиночестве по три часа ежедневно (кстати говоря, сейчас он пробует свои первые работы маслом и продолжает писать акварелью), несмотря на то, что вначале «покосилась» его успеваемость, он справился и с тем, и с другим; Нина и Сандра писали стихи, размышляли о дальнейших совместных подвигах. Нина заявила о желании некоторое время провести в Обители 2. На основе её желания и собственных наблюдений Педсовет принял решение переселить Нину к нам в дом.

Но тут вернулась мама Мария и Нина начала жаловаться на головную боль, горло и общий упадок сил. Привычная программа вернулась.

По решению педсовета для отработки самостоятельности и умения строить отношения, Нина переехала к нам с Юлей в обитель и, безусловно, сразу попала в обстановку, потребовавшую большего напряжения и перестройки реакций. Мы с ней не сюсюкались, были более требовательны, менее подвержены манипуляциям. Уже в первый вечер Нина в ответ на предложение самой подумать над задачей, сообщила о намерении пойти домой к маме - она поможет (подразумевалось - а вы жесткие.)

Мы объяснили Нине, что:

- задание ей вполне по силам, именно по этому мы и не помогаем;

- мама воспримет её приход настороженно и подумает, что произошло неприятное; как следствие, расстроится и будет волноваться всё остальное время;

- и последнее - если Нина решила жить у нас некоторое время, то не следует бегать меж двух домов; у неё всегда есть возможность вернуться, если что-то не понравится.

Нина приняла это, но, чувствуя, что поддержка в лице мамы рядом, усилила натиск на «устав нашего монастыря». Следующие ночи Нина плакала, не говоря нам ни слова, но с удовольствием рассказывая об этом маме. Ребёнок получал свою порцию материнской жалости, ощущая удовлетворение от того, что я оставалась не в курсе. Это добавляло переживаний маме Марии, в глазах которой мы выглядели нечуткими и невнимательными «родителями».

На следующий день мы готовили творческий «десант» в «Орион», репетировали сценку - было много веселья и открытий. Выступление в «Орионе», как и сам выезд туда, были выходом из привычного круга событий. Нина просто блистала как артистка. С ее стороны за эти два дня не было ни одной попытки манипуляции или каприза. К сожалению, привязка сознания к месту сработала сразу по возвращении домой. Молодые специалисты, то есть мы, решили отпраздновать успех кампании и рассказать «о подвигах», что мы и сделали у нас дома. Нина сочла, что ей в этих историях и самом празднике уделено мало внимания и на другой день рассказала маме, что мы ее обсуждали и «говорили что-то и смеялись». Последовали неприятные объяснения между взрослыми и Нина, увидев, что спровоцировала конфликт, изменила легенду, сообщив, что ей и наш разговор и сама мама приснились. Так девочка окончательно запутала нас, «пригласила» в мир сказок и легенд, в которых чувствует себя очень уверенно. Осознаёт ли она свои действия? И в какой степени? В любом случае механизм действия «через голову», без попытки разобраться - один из основных в поведении девочки.

Последние несколько дней мы всё время проводим с Ниной вместе: смотрим «Гарри Поттера», читаем одноименную книгу вслух, катаемся на коньках. Я стараюсь ненавязчиво структурировать её время и пространство, включая пространство мысли. За эти дни я прояснила для неё только один важный момент: она в Обители не на исправлении, а в попытке осознать свои возрастные изменения и попробовать себя в новом качестве, поскольку исправление подразумевает что-то плохое, содеянное ранее, а этого не было.

Воскресенье, 5 февраля, конец второй недели пребывания Нины в обители 2:

- за полтора часа и почти самостоятельно Нина сделала четыре предмета;

- Нина читает «Поттера» несколько часов подряд;

- она всё также прячет от меня свои переживания и симпатии, хотя в обращении стала свободнее;

- начала выполнять свои обязанности по дому - моет посуду, стирает со стола, готовила себе еду;

- расположение выражает либо объятиями, либо сделанными чаем или морсом;

- и последнее, очевидно, что внутри течёт жизнь, тщательно оберегаемая от «вторжения» взрослых, будь то мама или я с Юлей; во внутреннем мире уже даётся оценка молодым людям, себе, окружающим и ситуациям; миру взрослых демонстрируются лишь отдельные решения или сомнения. Прекрасной иллюстрацией этого может стать разговор Нины и Сандры, случайно «подслушанный» мной подлинный фрагмент детской жизни.

Преамбула: за час до начала ярмарки Нина предложила испечь манник, поскольку она, Светик и Синди хотят копить финансы совместно. Я согласилась и пригласила на помощь Синди, которая была заявлена как участник проекта. Реакция Нины на появление Синди дома была резко отрицательной: первая - «зачем ты пришла» (я напомнила, что Синди включена в их бизнес); вторая - «пусть остаётся» (рассерженное выражение лица, подчёркнутое молчание). Нина хотела сделать манник вместе со мной, тем самым укрепить свои личные позиции хозяйки и признание индивидуального успеха, но проговорить, даже осмыслить это ребёнок не мог, он просто точно знал, что Синди -это препятствие, что и нашло выход в агрессии. Я предложила девочкам разобраться друг с другом самостоятельно и удалилась. Сразу после ухода состоялся примерно следующий диалог:

Синди: Ты что не хочешь, чтобы я тебе помогала?

Нина: (сквозь зубы) Хочу!!!

- Ты говоришь это неискренне.

- О, Синди, у меня скоро все пломбы из зубов выпадут. Я всегда сжимаю зубы, когда злюсь!

- Ты на меня злишься?

- Нет, Синди, хватит.

- Если хочешь, я могу уйти.

- Ты хочешь, чтобы я попросила тебя остаться, хорошо: Синди, останься пожалуйста!!!

- Это ты неискренне говоришь.

В этот момент Синди решила выйти и увидела меня, смутилась, но не сказала Нине обо мне, как я и просила. Это был интересный момент: девочки вели себя очень взросло, было очевидно, что Нина злится из-за проницательности Синди, но правду сказать стыдно. Нина начинает истерить; интересно, что в сложных ситуациях, непредсказуемых, это обычная реакция.

Трудно говорить о каких-то успехах. Остаются ещё две недели официального срока пребывания Нины у нас. И вся жизнь впереди…

ЛЮБОВЬ

щелкните, и изображение увеличится Помните, в 70-х был фильм с таким названием. Доронина в роли стюардессы, песня «Я мечтала о морях и кораллах», долгий путь двух цельных, умных людей друг к другу. Это фильм о возможности соединить узами тепла и понимания два разных образа мира, принадлежащих физику и стюардессе.

Так вот, никто из наших детей, и даже молодых сотрудников не видел этого фильма. Название главы вызвало у них совершенно иные ассоциации. Однажды я спросил всех детей Китежа, какие фильмы про любовь они знают. В числе набравших наибольшее количество баллов оказались « Ромео и Джульетта», «Титаник» и мультик « Шрек». Правда, были названы среди прочих «Сто дней после детства» и «Офицеры».

Откуда у маленького бродяги может появиться образ любви? Слово он слышал, значит так или иначе ищет в окружающей жизни образ того, что подходит под это понятие. Первое, что попадется ему на глаза, имеет наибольший шанс навсегда остаться в его памяти под кодовым словом - любовь.

Ну, а что попадает, вы сами знаете. Так откуда он может узнать, что любовь имеет самое непосредственное отношение к самопожертвованию, терпению, безусловному приятию другого, а не своих инстинктов.

Короткие фразы из моих бесед с подопечными довольно ярко демонстрируют пренебрежение родителей будущим счастьем своих детей.

- Я помню, фильм, там двое целовались на фоне луны. Это было красиво. Ничего другого на ум не приходит.

- Я это слово услышал в школе, когда мальчишки на сеновале чем- то занимались со старшей девочкой.

- Со мной родители об этом никогда не говорили. Они и слова то такого никогда не произносили… Но почему-то все- таки думаю, что они любят друг друга и меня, хотя не уверен.

щелкните, и изображение увеличится Ни один не сказал, что любовь - это состояние души, когда хочется отдавать, а не брать, оберегать, но не превращать в собственность. Похоже, что из ткани общественного сознания просто исчезло понятие служения и самопожертвования.

Одно и то же слово любовь обозначает совершенно разные явления, чувства в сознании сорокалетнего инженера, двадцатилетнего «тусовщика», артиста эстрады и выпускника сельского специального технического училища. Важнейшее в жизни каждого человека понятие выведено за рамки объединяющего образа. Где уж тут нам договориться с молодым поколением о нравственных началах гражданского общества. Ведь это самое гражданское общество понемногу становится похожим на вавилонское столпотворение. Люди перестают понимать друг друга, потому что слова больше не обозначают тех понятий и явлений, ради которых были созданы.

Дети замечают в окружающем мире только то, что их научили распознавать. Хотя часто хватает всего одной беседы для того, чтобы помочь подрастающей личности разобраться в иерархии ценностей и осознать, что любовь все-таки есть.

А родители часто боятся обсуждать с детьми этот самый важный вопрос. И тогда дети начинают думать, что с родителями говорить об этом стыдно, а говорить можно только со сверстниками во дворе.

Лет двадцать назад, когда я был вожатым в пионерском лагере, засиделся с несколькими ребятами за чашкой чая. Другие дети из моего отряда предположительно спали после отбоя. Вдруг тишину темного коридора нарушили странные рыкающие звуки.

- Что такое? - спросил я ребят.

- А, фигня, - это Пашка.

- Ну и что он делает?

- А так, блюет.

- Почему?

- Делать ему нечего.

- Так и мне делать нечего, но я себя спокойно веду.

Поняв, что отвертеться не удастся, а доверительно-шутливый тон разговора и не позволяет начать играть в «не выдавай товарища взрослым», ребята признаются:

- Ну, Инну он любит.

-Разве от этого такое бывает?

- Бывает. Он ацетона налил в пакет и напялил себе на голову. Это он от несчастной любви.

Конечно, мы его отпоили молоком, на другой день наказали, но дело не в этом.

Девятиклассник Пашка весил более 80 килограммов, был выше меня ростом, но не имел опыта сердечных страдания. Поэтому он пытался «забыться» таким образом. А как еще он мог выплеснуть ураган страстей, раздирающий его душу? Его, по идее, должны были подготовить к этому интеллигентные и благополучные родители.

Человеческая личность так устроена, что обязательно должна найти некий внешний выход для стихийных страстей, поднимающихся из недр бессознательного. Но для этого нужен образ, и лучше, если его дадут родители.

Из разговора с десятиклассником в Китеже.

- Что такое, по-твоему, любовь?

- За время жизни в Китеж слышал много версий. Недавно разговаривал с Шуриком и теперь думаю, что любовь - это когда благостно все. Когда ты спокоен, душа удовлетворена. Нет, когда душе есть к чему стремиться. Когда идеал досягаем… Или нет… Не знаю. Любовь - это любовь. Душа нашла идеал, и она к нему стремится. Если я даже что-то выдумываю, я выдумываю с собой реальным, не рыцаря в доспехах, а себя нынешнего.



Страница сформирована за 0.77 сек
SQL запросов: 171