УПП

Цитата момента



Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
Да, и не только у меня…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Не смей меня истолковывать! Понимаешь — и понимай себе, а истолковывать не смей! Понимать, хотя бы отчасти, — дело всех и каждого; истолковывать — дело избранных. Но я тебя не избирал меня истолковывать. Я для этого дела себя избрал. Есть такой принцип: познай себя. А такого принципа, как познай меня, — нету. Между тем, познать — это и значит истолковать.

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Психотехника для боя

Известен исторический факт — превращение воина в дикого зверя (разумеется, не в буквальном смысле, а психоповеденческом)… Воину оно давало силу и ловкость, отвагу и ярость того зверя, что был тотемом данного племени.

Франко Кардини

Приоритет в области боевой психотехники несомненно принадлежит древним мыслителям: шаманам, жрецам, колдунам, отшельникам. Они детально разработали целый ряд методов, помогавших соплеменникам входить в состояние боевого транса, впадать в так называемое «безумие воина». Самый старый, и в то же время один из самых надежных и эффективных среди них — метод подражания (или, по-другому, метод ролевого поведения).

Его суть сводится к следующему. Человек выбирает себе объект для подражания (отождествления). Этим объектом может быть как реальное лицо (знаменитый воин, мастер боевого искусства), так и вымышленное (мифический герой, персонаж кинофильма), а также хищное животное. Неважно, насколько реален избранный объект. Важно твердо верить в то, что этот идеальный образец в любой ситуации рукопашного боя вел бы себя наилучшим образом — всех бы побил, все преодолел. Затем человек тем или иным способом пытается отождествить себя с объектом подражания по принципу «он — это я, я — это он». Именно так поступали скандинавские берсерки, воображая себя волками, псами или медведями, именно так действовали адепты «звериных» стилей ушу.

Благодаря вхождению в подобное психическое состояние становится возможным смотреть на ход боя, анализировать изменения ситуации, управлять своими действиями как бы со стороны. Иначе говоря, можно на какое-то время внутренне (психологически) СТАТЬ ТЕМ, ЧЬЮ РОЛЬ ИГРАЕШЬ, и вести бой как бы от его лица. В результате сознательная часть психики (экран сознания) на какое-то время отключается, поведением начинает управлять ее бессознательная сфера — помещенный туда в качестве эталона идеальный образец. Никаких «собственных» эмоций индивид, перевоплотившийся в дикого зверя, легендарного героя или вымышленный персонаж не испытывает, тем более нет у него в это время никаких мыслей. Он сражается автоматически, не думая, на «автопилоте». А этот автопилот — мысленный образ объекта подражания.

Хочу подчеркнуть, что боевое мастерство не может появиться из ничего. Поэтому речь не идет о том, что неловкий, физически недостаточно тренированный человек вдруг ни с того, ни с сего начнет прыгать, бить, маневрировать так, словно он стал выдающимся мастером каратэ или кик-бокса. Я говорю о другом. О том, что у него господствующей эмоцией будет ярость, пропадет скованность, он максимально задействует свой собственный боевой потенциал. Между тем, «любой человек обладает физическими возможностями, достаточными для того, чтобы в течение двух-трех секунд убить другого, даже килограммов этак на 20-30 тяжелее. Основной задачей тренировки является не увеличение потенциальных возможностей, из которых боец, как и прежде, будет использовать десять процентов, а обучение максимально эффективному использованию тех возможностей и орудий, которые УЖЕ ИМЕЮТСЯ в нашем распоряжении» (Сенчуков Ю.Ю. Дацзешу — искусство пресечения боя, с. 24).

Иными словами, вхождение в образ идеального воина позволяет сражаться самым эффективным для данного человека способом, соответствующим его физическим и техническим возможностям на пределе их проявления. А это — очень даже немало. Тем более, что в ситуациях самозащиты при хулиганских, разбойных и им подобных «наездах» нашими противниками становятся отнюдь не мастера дзю-дзюцу. Максимум, кто может нам угрожать, это ребята, имеющие в своем багаже несколько лет занятий спортивными единоборствами, со всей присущей им ограниченностью возможностей.

«Вхождение в образ» устраняет страх и сомнения, значительно снижает порог болевой чувствительности, дает возможность своевременно реагировать на любую возникающую в ходе схватки угрозу. Все эти эффекты обеспечиваются за счет того, что управление телом почти полностью берет на себя правое полушарие головного мозга, тогда как активность левого резко снижается. В этой связи еще раз обращаю ваше внимание на значение технической подготовки. Наш «автопилот» может пускать в ход только те двигательные клише (шаблоны, стереотипы), которые стали навыками. Мало ЗНАТЬ какой-то прием, мало УМЕТЬ его выполнять. Надо дойти до того, чтобы пользоваться этим приемом НЕ думая. Лишь в этом случае его сможет употребить во время сражения тот идеальный боец, которым вы стали. А одной храбрости для победы не всегда бывает достаточно.

Мой объект подражания — это биоробот, киборг. То есть вымышленное существо, соединяющее в себе преимущества машины и человека. Образ киборга давно уже фигурирует в фантастических романах и кинофильмах. Киборг обладает огромной силой, колоссальной выносливостью, молниеносно реагирует на любое действие противника, обращая его против агрессора, и не способен ощущать боль. Киборг сражается так, чтобы как можно быстрее и надежнее выводить из строя всех врагов, независимо от того, сколько их, чем они вооружены, каковы по своим габаритам. Если надо — он их искалечит, если надо — убьет. Но то и другое — по необходимости. Желание сплясать танец победителя на теле поверженного противника у него отсутствует.

Единственная эмоция, присущая боевому роботу — это холодная ярость. Она не имеет ничего общего ни с отчаянием, ни с ослепляющим желанием крушить и ломать все вокруг. Это полностью контролируемое чувство, если хотите — энергетика данного существа. Оно похоже на то, что испытывает хищный зверь по отношению к любому травоядному животному. Неважно, есть ли у того рога, копыта, острые зубы, большое оно или маленькое, находится в стаде или бегает само по себе. Это животное — всего лишь пища для хищника, а все его метания, брыкания и вопли не более, чем гарнир к обеду. Животное обречено изначально. Так и у киборга. Враги интересуют его исключительно в одном аспекте — как удобнее их бить. Остальное не имеет никакого значения.

Конечно, вы можете выбрать себе иной объект для подражания. Если говорить о мире животных, то наиболее соответствует славянской ментальности волк. Но, конечно, не тот глупый смешной волк, что фигурирует в сказках и мультфильмах, а настоящий огромный волчара. Рассказы о нем можно найти в книгах путешественников, охотников и натуралистов прошлых времен. Ему было по силам в одиночку растерзать целую свору сторожевых собак, перегрызть горло паре-тройке охотников и спокойно уйти через линию «красных флажков» с тушей лося в зубах!

Или вообразите своим эталоном какого-нибудь выдающегося мастера мордобоя из мира кино. Например, такого как Брюс Ли, Дон Уилсон, Джефф Спикмэн, Се Косуги, либо несколько киногероев сразу. Забегая вперед, скажу, что работа с таким объектом потребует иметь собственный видеомагнитофон и набор кассет с фильмами. Из этих фильмов надо переписать одни лишь боевые сцены, притом не все подряд, а такие, в которых ваш кумир побеждает. Эпизоды, где его гоняют по площадке и тычут головой в стену, не нужны. И это еще не все. Надо также выбросить самые неправдоподобные моменты, вроде прыжков вверх выше головы, бегание по потолку, пробивание стен и им подобные. А потом смотрите свой монтаж как можно чаще, притом не только «обычным взглядом», но и в состоянии гипнотического транса, о способах достижения которого речь впереди.

Итак, цель определена: надо научиться «входить в образ» идеального бойца в нужный момент. Это значит, на всем протяжении боя психологически и поведенчески быть не самим собой, а тем, с кем себя отождествляешь, чью роль играешь. Но играешь, в отличие от плохих актеров, самозабвенно. «Не помня себя» в точном смысле этих слов.

Теперь я укажу способы достижения этой цели, а затем познакомлю с их методикой. Исходным этапом психотренинга всегда является состояние релаксации (СР). Оно включает в себя мышечное расслабление, успокоение дыхания и работы сердца, сосредоточение внимания на телесных ощущениях. Данный этап потому считают исходным, что только в СР можно вводить ту или иную программу в наш биокомпьютер. Само же СР достигают одним из двух методов: нервно-мышечным расслаблением, либо аутогенным расслаблением.

Добившись СР (которое, кстати говоря, настолько приятно и полезно, что многие люди дальше его и не идут), необходимо перейти к следующим процедурам:

Блок А

1. Запрограммировать себя «пакетом команд» мировоззренческого плана.

Блок Б

2. «Пропитать» себя через медитацию образом идеального бойца, избранным в качестве объекта отождествления.

3. «Прокручивать» в своем воображении, тоже посредством медитации, различные варианты ведения боя в этом образе.

Блок В

4. Выработать конкретный пусковой механизм вхождения в боевой транс на основе самогипноза.

5. Периодически проверять достигнутый результат с помощью упражнения «перешагни черту».

ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО ТО, ЧТО ВСЕ ТРИ БЛОКА ПРОЦЕДУР МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРОХОДЯ ИХ ОДИН ЗА ДРУГИМ, ТАК И ПАРАЛЛЕЛЬНО. Все зависит от наличия времени, упорства, способностей. Можно также ограничиться каким-то одним блоком — любым из трех. Но наилучший результат дает, конечно, только выполнение развернутой программы психологической подготовки.

Период освоения и отработки процедур блока А требует, в среднем, 1 месяц ежедневных занятий; блока Б — 2 месяца, блока В — 3 месяца. Заниматься следует 2-3 раза в день, по 15-30 минут каждое занятие. В дальнейшем достаточно осуществлять поддерживающий тренинг 2-3 раза в неделю, по одному разу в день. Если кто-нибудь станет уверять вас, что всю психологическую подготовку можно «втиснуть» в один месяц, — он просто лжец или шарлатан! И еще одно замечание: психотренинг предполагает весьма специфические умения, типа умения «слышать» свое сердце, дыхание, внутренние органы. Иначе говоря, нужна определенная душевная тонкость — врожденная либо приобретенная. Отсюда и большие различия в сроках. Например, процедуру расслабления с помощью аутотренинга один человек может полностью освоить всего за два занятия (лично со мной в свое время было именно так). А другому понадобятся два или даже три месяца. Но при наличии упорства успех придет к каждому!

ДОСТИЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЛАКСАЦИИ. Как уже сказано выше, СР характеризуется мышечным расслаблением, замедлением сердечного ритма, более глубоким и редким дыханием. Используя научную терминологию, можно сказать, что в ответ на СР в организме происходит разнообразные функциональные сдвиги. Они подразделяются на 3 группы: устранение психического напряжения (эффект успокоения); ослабление проявлений утомления (эффект восстановления); усиление психофизических реакций на словесное и образное воздействие (эффект программируемости). В рамках обсуждаемого здесь вопроса наибольшее значение имеет последний из перечисленных феноменов — программируемость.

Метод нервно-мышечного расслабления разработал в 1929 году американский психолог Эдмунд Джекобсон. Метод аутогенного расслабления создал немецкий врач Иоганн Шульц в 1932 году. С тех пор они успешно применяются во всем мире. Оба метода позволяют достигать одного и того же состояния. Различие прежде всего в том, что нервно-мышечное расслабление доступно людям, не прошедшим предварительного обучения и лишенным богатого воображения. Напротив, аутотренинг (АТ) требует хотя бы нескольких подготовительных занятий. В принципе, оба метода можно считать двумя последовательными этапами процесса обучения технике релаксации. Однако для реализации программы «вхождение в образ бойца» метод АТ более эффективен.



Страница сформирована за 0.84 сек
SQL запросов: 169