УПП

Цитата момента



Если вы что-то делаете — значит, это вам зачем-то нужно.
И зачем мне нужно с этим спорить?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните старый трюк? Клоун выходит на сцену, и первое, что он произносит, это слова: «Ну, и как я вам нравлюсь?» Зрители дружно хвалят его и смеются. Почему? Потому что каждый из нас обращается с этим немым вопросом к окружающим.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

САМ СЕБЕ АНЕСТЕЗИОЛОГ

Учитесь властвовать собой

Александр Пушкин

Понятно, что от всех неприятностей в жизни не застрахуешься. И если все же случилось так, что вы поранились, получили травму или испытываете боль по какой-либо иной причине, есть смысл обучиться приемам самоанестезии. Все слушатели нашей Академии овладевают ими в обязательном порядке. И потому в большинстве случаев способны избавиться от болевых ощущений в самый короткий срок.

За несколько минут они способны снять у себя самую мучительную зубную боль, остановить сильное кровотечение, за ночь - справиться с простудой. После наших семинаров многие легко нормализовывали у себя артериальное давление, избавлялись от язвы желудка и даже симптомов диабета.

На самом деле боль процентов на сорок - явление чисто психологическое. Научившись владеть своим телом, своим сознанием, своей энергией, мы обретаем и естественную способность справляться с болью.

Это трудно вначале - мы слишком привыкли концентрироваться на своем физическом состоянии. Но потом настолько привыкаешь к самоанестезии, что болеутоляющие средства оказываются не нужны.

Наше тело подчинено нашей воле. И усилием воли можно выгнать из тела многие болезни.

В каждом человеке изначально заложен колоссальный эзотерический и мистический опыт рейки, цигун, йоги. Все это хранится в подсознании.

А мы только показываем правильный путь, учим - как войти в контакт с этим обширным и таинственным опытом.

Главное - понять причину боли. Если она ясна - можно начинать работать с болью. Если нет - необходимо обратиться к врачу и выяснить причину.

Наиболее эффективный путь - сначала отвлечься от боли, опереться на свой предыдущий опыт преодоления болезней, спрогнозировать последствия и решить, готовы ли вы ее терпеть.

Если нет - то действуйте!

Как известно, боли бывают острые и хронические.

Справиться с острой болью помогают следующие приемы.

Прием первый. «Вперед, в пасть льва!»

В одной из самых древних китайских книг написано: «Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность».

Уникальная техника «Вперед, в пасть льва!» - великолепно способствует переломному моменту освобождения от боли.

Представьте, что ваша боль - это костер, в который вы подбрасываете все новые и новые поленья. Сделайте вашу боль сильнее в тысячу, в миллион раз! Разгоните его до бесконечности!

И отпустите…

А теперь снова усильте ощущение боли. Доведите его до максимума. И снова на выдохе избавьтесь от него.

Помните, по этому пути прошли многие сильные люди. Теперь на пути обретения власти - вы. Вы контролируете свою боль. Теперь вы - хозяин своей боли. Вы сумели ее усилить, вы способны и ослабить ее, свести на нет.

И в третий раз разгоните боль до предела. Как можно сильнее почувствуйте ее силу. И снова отпустите ее.

Попробуйте сделать это и в четвертый раз.

Но вы уже наверняка почувствовали, что с каждым разом боль теряет свою силу, «перегорает». В какой-то момент даже захочется зевнуть…

Поговорите со своей болезнью, поблагодарите ее за то, чему она вас научила. Попрощайтесь с нею навсегда.

Прием второй. Изменение ощущения боли.

Когда у нас что-то болит - свет не мил. Мы ни о чем не способны думать, не можем ни на чем сосредоточиться, кроме боли. Но думать о боли тоже нужно умеючи - так, чтобы суметь перебороть боль одной только мыслью.

Сосредоточьтесь на своем ощущении боли.

Какая она - ваша боль? Какого цвета? Какой у нее запах? Каков звук вашей боли? Какова ее консистенция?

Если цвет вашей боли жгуче-красный - постарайтесь ее окрасить в какой-нибудь более холодный цвет, например, голубой.

Если звук боли представился вам скрежещущим - сделайте его приятным пением птиц, спокойным шелестом травы.

Если запах показался резким, неприятным - замените его запахом ландыша, розы, фиалки.

Если консистенция боли представилась тугой, тягучей - сделайте ее разреженной, переведите ее в состояние легкого прозрачного воздуха.

Как только вы проделаете все эти мыслительные процедуры - заметите, что боль отступила.

Прием третий. Выдыхание боли.

Порой острая боль бывает настолько невыносимой, что даже становится трудно дышать. Тем более есть смысл сосредоточиться на своем дыхании и с его помощью избавиться от боли.

Сделайте глубокий вдох и такой же глубокий выдох.

Представьте, что с каждым выдохом вы выдыхаете свою боль наружу. С каждым выдохом ее остается все меньше и меньше. В конце концов вы полностью выдыхаете свою боль и таким образом освобождаетесь от нее.

Прием четвертый. Злость.

Вы наверное замечали, что стоит сильно разозлиться - и боль, как рукой снимает. Против злости - боль бессильна.

Скажите себе громким голосом: «А ну, разозлись!» Постарайтесь раскачать свою злость до предела.

А потом представьте ее в образе огромного голодного крокодила, который с раскрытой пастью несется за своей добычей. Щелчок острозубых челюстей - и боль исчезает в огромной пасти злости.

Прием пятый. Техника пустотности.

Отвлечение от боли - эффективный способ борьбы с ней. Когда мы отвлекаемся - мы забываем о ней, а она - о нас.

Согните руки в локтях, распрямите кисти рук, соедините пальцы. Кисти должны быть под углом в 60 градусов ладонями вниз, руки на весу сантиметрах в сорока от глаз.

Сосредоточьте все свое внимание на руках и постарайтесь почувствовать, какая из них - правая или левая - тяжелее?

Предположим, левая рука оказалась тяжелее.

Теперь постарайтесь их уравновесить.

А потом сделайте так, чтобы тяжелее оказалась правая рука. Представьте, что на нее положили гирьку.

И снова уравновесьте обе руки.

Повторите это упражнение еще раз.

По окончании тренинга вы заметите, что никакие другие мысли вам во время упражнений и в голову не приходили! Вы отвлеклись от боли! Значит, вы способны таким образом справиться с ней.

С хронической болью приходится работать иначе.

Представьте свою боль в виде какого-нибудь образа и проведите с нею переговоры. Используйте все известные вам способы уговоров. Постарайтесь ее чем-нибудь ублажить, может быть, даже принести ей какую-либо жертву. А может вам удастся уговорить ее временно переместиться в то место, где боли нет.

Если же ничего не помогает, тогда просто перестаньте работать с болью и примите ее. Скажите себе: да, это должно болеть и я буду жить с этим. Часто принятие боли ослабляет ее.

И еще один прием, который поможет вам остановить кровотечение.

Представьте, что вы порезали ножом палец на руке. Рана глубокая и кровотечение сильное.

Используйте самую быструю технику разгонки уверенности: цветом, музыкой, словом, образом. Усильте свою уверенность в два раза, в десять раз.

А теперь сосредоточьтесь на ране и представьте, что вы дышите через палец.

Вдох - и края раны медленно стягиваются.

Вдох - кровь становится более густой, края раны сходятся все ближе и ближе.

Вдох - кровь подсыхает.

Максимально сосредоточьте свое внимание на месте пореза. Еще вдох - и рана закрывается. Еще вдох - и шрам уменьшается, становится просто царапиной, кожа становится гладкой.

Теперь, когда вы овладели основами приемами самоанестезии, остановки кровотечений, рубцевания ран, пора задаться вопросом: а в какой момент одолела вас болезнь?

Вспомните свою последнюю серьезную травму. А теперь припомните - о чем вы думали накануне, какие чувства обуревали вас? Какое у вас было отношение к миру в тот момент - вы его видели, слышали, ощущали?

Наверняка, ваши мысли были далеко от места событий и вы варились в своих негативных эмоциях.

Медицина называет это синдромом потери контакта с внешним миром.

Так всегда бывает, когда думаешь об одном, а делаешь другое. Именно в такие моменты люди чаще всего ранятся, обжигаются, ломают руки или ноги. В такие моменты лишаются жизни, попав под машину или, поскользнувшись, неловко упав навзничь.

Мы с вами живем, как минимум, в двух параллельных мирах.

Наш внутренний мир - это мир эмоций, фантазий, чувств, памяти… Это наше и только наше пространство, часто закрываемое от других, никогда до конца не понятное другим. Не случайно говорится: «Чужая душа - потемки».

Но существует и мир внешний - это окружающие нас люди, вещи, природные ландшафты и явления. Это мир для всех. События, происходящие в нем, по сути - нейтральны. Все зависит от нашего к ним отношения. Когда у нас праздничное настроение, мы можем не заметить даже унылый осенний дождь. Но когда пасмурно на душе, мы и солнца не замечаем…

Наши отношения с внешним миром формирутся миром внутренним. И если мы слишком погружены в свои мысли и эмоции - мы непременно рискуем потерей контакта с внешним миром. А это ведет к непредсказуемым последствиям.

К известному спортсмену, каратисту, обратился сосед: «Помоги, захлопнулась дверь». С полчаса провозившись с замком, оба стали нервничать, злиться. Наконец, сосед говорит: «Все! Давай вышибай дверь. Ты же каратист. Покажи, как нужно ударить по двери, чтобы замок вышибить». И каратист, кроя эту дверь на чем свет стоит, бьет ее - и ломает себе лодыжку. Он профессионал, по кирпичам, по бетонным плитам бил и травм не получал, а тут такое!

Да, в момент боя или тренировки он всегда был спокоен, сосредоточен. А тут разозлился, разнервничался, потерял контакт с внешним миром - и в результате серьезно травмировался.

Итак, что же нужно реально делать, дабы улучшить контакт с внешним миром? Чтобы не травмироваться? Чтобы реже испытывать стрессы, ведущие к болезням? Чтобы не ломать и не терять нужные вещи?

  1. Первое: присутствовать во всем, что делаешь.
  2. Второе: контролировать свое эмоциональное состояние.
  3. Третье: относиться к вещам, как к живым существам.

…К нам на занятия ходила одна супружеская пара. Привела их к нам, можно сказать - общая беда. У жены руки были сплошь в порезах и ожогах. Она проклинала свои сковородки и ножи, от которых спасу нет. У мужа была другая проблема: он везде забывал свой портфель, который был вместилищем всего самого важного и необходимого. Супруга на наших тренингах усердно работала с огнем, стеклами, ножом. Супруг силился освоить техники концентрации внимания. Наконец, мы им предложили самый простой выход из положения: назвать непокорные вещи - именами. Да-да, сковородку - Машей, нож - Сашей, а портфель - Яшей. Через неделю жена убрала с кухни аптечку. А муж изумленно поведал: «Был я на днях на одном банкете. Поздравили мы юбиляра, выпили, пора уж и честь знать. Спускаюсь я по лестнице, а что-то гложет меня изнутри, вроде забыл кого-то в ресторане. Ба! Друга Якова оставил! Стремглав назад. А он там лежит под столом, пригорюнившись. Я на радостях еще один тост произнес: за друзей!»

СИЛА ВАШЕГО РОДА

Глубочайшим стремлением человеческой натуры является желание быть значительным.

Джон Дьюи

До недавнего времени не только во дворцах царствующих династий, но и в домах простых людей было принято развешивать на стенах портреты и фотографии своих родственников.

В этом был смысл. Глядя на лица людей, кровь которых есть и в тебе, иначе ощущаешь свою значимость в этом мире. Особенно, когда среди них есть герои, люди умные, сильные, энергичные. А этим, как правило, бывает отмечен каждый род.

Обретение силы своего рода - один из краеугольных камней обретения сверхвозможностей.

Англичане, благодаря своему знаменитому консерватизму, сохранили традицию изучения истории своих предков до седьмого колена. Эту часть генеалогии каждый ребенок до семи лет должен обязательно освоить. Имея такой багаж, он с раннего детства начинает ощущать и себя значимой частью своего рода. Более того, он понимает, что и факты его биографии станут не только предметом ознакомления для следующих поколений, но и подражания или предостережения от ошибок.

А насколько хорошо вы знаете свою генеалогию? Какие качества родового характера вам присущи?

Постарайтесь вспомнить максимальное число своих родственников, представить их лица, вспомнить походку, интонации голоса. А теперь вспомните свое самое любимое место отдыха, где вы чувствуете себя комфортно и спокойно.

Закройте глаза и представьте, что вместе с вами там же находятся и все ваши родственники. Вы их видите всех сразу. Все вместе вы действительно похожи на дерево, у которого много сильных раскидистых ветвей. И вы - одна из этих ветвей. В ваших жилах течет кровь многих поколений ваших предков, их гены - ваши гены.

А теперь определите лучшего из вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми? Как он переживал победы и поражения? Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала вашей силой.

А теперь попробуйте подойти к другим, избранным вами представителям рода. Обратитесь к ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вас не станет на этой земле и вы для кого-то станете Ангелом-Хранителем. И ваши потомки будут вспоминать вас, гордиться вами.

Так попросите эту силу сейчас у своих предков. Поблагодарите их и попрощайтесь.

Сделайте глубокий вдох, выдох - и вернитесь в этот мир.

Глава восьмая. ИГРА В СКАНДАЛ ИЛИ БОДРЯЩИЙ ДУШ КУРАЖА

Если ты не куражишься перед жизнью, жизнь куражится перед тобой.

Известный российский дипломат

Фрак куража может надеть каждый, но не каждый сможет его носить.

Известный российский политик

Александра Розенбаума как-то спросили в лоб: с фамилией Розенбаум ему живется веселее, чем с фамилией, будь он например, Сидоров? В ответ тут же раздался раскатистый хохот:

- А как же! Когда мне скучно, я еду туда, где у нас в Питере всегда торгуют экстремистской прессой. Подхожу к какому-нибудь борцу за идею освобождения России и говорю: «Ну, что тут о нас пишут? Сколько литров крови невинных младенцев мы выпили на этот раз?» - Продавцы не знают, куда деваться: ведь я же автор казачьих песен! Собирается толпа зевак, все меня узнают. Тогда я начинаю скупать все газеты подряд. Любить так любить, стрелять так стрелять, куражиться так куражиться!

Творческим людям вообще свойственно впадать в меланхолию. А кураж - лучшая встряска, когда проваливаешься в безвоздушную яму пессимизма. Один молодой московский прозаик, после долгого сидения за письменным столом, реанимирует себя, куражась в метро. После возлияния в буфете ЦДЛ он заходит в метро и ошарашивает пассажиров каким-нибудь скандальным изыском типа: «Граждане пассажиры! Сам я не местный. Но зато я сын генерала Макашова! Кто имеет что сказать против моего отца?» Народ безмолвствует. Надо ли говорить, что в вагоне на следующей станции остаются только ленивые.

«Кураж, кураж и еще раз кураж! Это единственное, что спасает, когда провожаешь по 20-30 покойников в электрическую печь ежедневно. Иначе организация прощания с умершим будет формальной,»- говорила нам служащая крематория, отработавшая тем пятнадцать лет. Кто возьмется ее оспорить?

И правда - скучно жить без куража! Все равно, что изо дня в день одни макароны беззубым ртом жевать.

Представьте - включаете вы телевизор, а том ведущий с постным лицом уныло вещает о последних новостях в мире поп-музыки. Плевать вы хотели на эту попсу! И ведущий вызывал у вас бурю праведного возмущения своими эпатажными выходками. Но вы чувствовали в нем живой пульс жизни и в вас пробуждались чувства живого человека. А теперь перед вами поставили унылый манекен - и что? Зеваете? Скучно?

Что ж, переключите программу. Громче, громче звук - все же Маша Распутина поет! Таких голосов, как у нее - всего шесть-семь во всем мире. Да только кто б ее знал, кроме нескольких ценителей, если б Маша не откалывала какие-нибудь номера на каждом своем концерте! И кому какое дело было бы до того, как взахлеб рыдала Маша над сдохшим от натуги попугаем, пытавшимся продублировать ее песню «Я родилась в Сибири»… Но - виртуозный кураж! И тележурналисты наперебой показывают, как она хохочет, сидя на коленях у Борового, и грозится родить от него ребенка. И пресса сладострастно сообщает, что очередной новый ухажер дарит ей очередной мерседес, и что вообще она объект страсти чуть ли не всей сильной половины человечества. Интере-есно!

Талантливому человеку вообще без куража - никуда! Если за тобой не тянется шлейф шокирующих легенд и баек, то велик риск и с талантом остаться молью бледной.

Уж какой голосина у Шаляпина был, а все же и Федор Иванович понимал, что публику надо брать не одним только голосом. И из куража охотно демонстрировал целый букет своих странностей и причуд. Как-то в Америке Шаляпин пел знаменитую партию Дона Базилио, подчеркнуто щеголяя торчащим из кармана грязным носовым платком. Он то вытаскивал его, то клал обратно в карман, то делал вид, что сморкался. Эта его выходка тут же попала в газеты: «Неужели Шаляпин не имеет возможности хотя бы для сцены купить чистый носовой платок? Какое неуважение к публике! Разве она недостойна чистого платка?»

Перебирая ворох газет, Шаляпин довольно улыбался, по обыкновению ворча: «Бездарные лошади! Шаляпин может купить чистый платок, а вот Дон Базилио - не мог бы…»

«Жизнь ведь тоже - спектакль, - говорит Жан-Поль Готье известный французский модельер, - мы испытываем необходимость в игре. Спектакль позволяет мечтать, помогает уйти от реального серого быта и дает сильные эмоции». Готье продолжает «Мы живем в игре привычек и традиций. Вот я и стараюсь шокировать, вывести публику из равновесия. Я пытаюсь встряхнуть всех».Готье называют «хулиганом» в моде, возмутителем, смутьяном.

Ох уж эти таланты! Им само провидение велит куражиться. Куражатся артисты, сатирики, поэты… Состояние куража постоянно используют профессиональные танцоры. У них это называется «жить на втором этаже». То есть повыше. Некоторые представляют себя парящим над землей воздушным шариком. Профессиональный танцор, как только облачается в соответствующий танцу костюм, автоматически в ходит в состояние куража.

Даже великий Сальвадор Дали однажды выступил перед студентами, облачившись в скафандр. Кураж!

А если вы не наделены никаким особым талантом - что ж вам пропадать, что ли? Да полно! Абсолютных бездарей единицы - в их число еще надо попасть. Так что напрягитесь и вспомните, какие такие свои таланты вы зарыли в землю и памятник им не поставили. Каждый человек владеет каким-нибудь даром, который часто, как замороженные овощи, лежит в холодильнике души. Разморозьте пакет - и такое в себе откроете!

Жизнь человека коротка, как жизнь мухи. Так жужжите так, чтобы вас услышали. Или хотя бы разбегитесь так, чтобы пыль ураганом за вами пронеслась. Как в том анекдоте:

Буря, ураган в степи - стадо ежей несется. Слышен только зычный голос вожака: «Быстрей, еще быстрей, ребята!» Молнией залетают в лес, останавливаются по команде: «Стоп! Разойтись покормиться!» Тычутся ежи носиками в траву, а вожак самодовольно чешет пузо: «Ну, чем не кони?!»

В западной психологии кураж соотносят с состоянием потока, полета, вдохновения. В восточной - с состоянием творческого просветления, перевоплощения, так называемого сатори. Но в нашем воплощении кураж существенно отличается и от восточного, и от западного понимания. Не случайно кураж имеет основу «раж». А прийти в раж, как известно, это значит впасть в некое вдохновенное неистовство, экзальтацию, сопряженную с риском.

Итак, рассмотрим подробнее все три позиции.

Куражиться по-западному - это значит на пике эмоций войти в состояние потока, в состояние чрезвычайной творческой активности. Это особое состояние сознания, концентрации, полета. Возникает такое ощущение, будто за тебя все делает какая-то особая сила. Движения отточены до автоматизма, речь легкая, льющаяся непрерывным потоком. Многие ораторы знают «эффект десяти минут» - в течение этого времени нужно разговорить себя, а далее тебя уже несет.

Такое состояние люди испытывают в момент творческого подъема, публичного выступления, а в быту, например, самозабвенно играя с детьми.

Как войти в состояние потока? Западный вариант включает в себя три момента.

  1. Первое: нужно от большой задачи перейти к маленькой.
  2. Второе: найти свой путь, начать мыслить оригинально, делать что-то по-другому, уйти от трафаретов.
  3. Третье: преодолеть чувство самоконтроля, избавиться от него и начать работать в спонтанном режиме.

Если достигнут баланс между навыками, умениями и чем-то совершенно новым, значит, вы свободно владеете языком куража по-западному.

Кураж по-восточному - это вхождение в состояние сатори, что являет собой квинтэссенцию дзен-буддизма. Суть дзен-буддизма - научиться смотреть на жизнь по-новому, избавиться от стереотипов восприятия, мешающих человеку быть свободным. Сатори - это состояние измененного сознания, которое возникает, как правило, эпизодически.

Постоянно пребывать в таком состоянии невозможно.

Каковы же признаки сатори?

Первое: иррациональность, необъяснимость.

Возникает ощущение чего-то потустороннего. Что-то вроде управляет тобой, словно ты проник в какую-то другую реальность. Разрывается оболочка обыденности.

Второе: интуитивное прозрение.

Вспышка озарения: ты постиг мир, ты понял что-то ранее неведомое, ты видишь мир иными глазами, тебе хорошо и спокойно.

Третье: утверждение позитивного отношения к миру, сопряженное с приятными эмоциями.

Через напряжение ты приходишь к спокойствию.

Похож кураж на сатори, но кураж активнее, экзальтированнее, внезапнее. Западный «поток»- культурный, приглаженный. А у нас кураж всегда сопряжен с риском, с шокирующим эффектом, он гораздо энергетичнее. Это некий прорыв из обыденности в праздник. Это потрясающее ощущение внутренней свободы - будто крылья за спиной, будто несет нас какая-то неведомая сила. Это состояние внутренней спонтанности. Это выход на свое истинное «я», ключ к творческому потенциалу. Это ощущение новой реальности: человек в такой момент живет более полной, более интересной, эмоционально насыщенной жизнью.

Кураж - это всегда веселье, приподнятое настроение. Редко люди куражатся, находясь в дурном расположении духа.

Кураж всегда идет в паре со смелостью. Мы делаем то, что в обычном состоянии никогда не сделали бы.

Примером тому анекдот:

Бандиты собрались брать банк: маски надевают, передергивают стволы, гранаты по карманам рассовывают. А один, рыжий, сидит в углу, курит. И вдруг заявляет: «Нет, ребята, я не пойду». Тут же шквал возмущения: «Ты чего? Умом тронулся? Сдрейфил?» Рыжий затоптал бычок, сплюнул: «Да куражу нет!»

Как же запустить двигатель куража?

Первое: пойти на риск. Второе: не побояться шокировать своим поведением окружающих, показать себя с другой стороны, сломать стереотип восприятия вас окружением. В-третьих, самое главное, - решить определенную творческую задачу.

А что не позволяет войти в состояние куража? Боязнь рисковать и привязанность к формальным действиям.

Кураж куражу - рознь.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 169