УПП

Цитата момента



Если мальчик хулиганит
Или девочка шалит,
Ловят их и бьют по попе,
Чтобы знали наперед.
Вот

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет мальчикам: злоба – это всегда бой, всегда поединок. Если хочешь перестать злобствовать, говори себе, что ты уже победил. Заранее.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

ЦЕНИТЕ РАЗЛИЧИЯ

Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми — умственные, эмоциональные, психологические. А чтобы делать это, необходимо осознать, что все люди видят мир не таким, какой он есть, а таким, какие они сами.

Если я считаю, что вижу мир таким, как он есть на самом деле, зачем мне ценить различия? Зачем вообще связываться с теми, кто явно "идет не той дорогой"? Моя парадигма состоит в том, что я объективен — я вижу мир таким, каков он есть. Все остальные сосредоточены на деталях, частностях, и только я вижу всю картину в целом.

С такой парадигмой я никогда не стану ни эффективно взаимозависимым, ни даже эффективно независимым человеком. Я буду ограничен заученными парадигмами.

Эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия и оценить богатейшие ресурсы, ставшие доступными ему благодаря взаимодействию с другими людьми. Он ценит различия, поскольку они пополняют его знания об окружающей действительности. Опираясь лишь на собственный опыт, мы постоянно страдаем от недостатка информации.

Логична ли такая ситуация, когда люди не соглашаются друг с другом и в то же время оба правы? Нет, не логична, она психологична, но при этом абсолютно реальна. Вы видите молодую женщину — я старую. Мы видим одну и ту же картинку, и мы оба правы. Перед нами те же черные линии и белые пятна, но мы интерпретируем их по-разному, потому что так были приучены.

И пока мы не начнем ценить различия в восприятии и допускать возможность того, что мы оба правы и почти всегда существует третья альтернатива, нам не удастся преодолеть пределы этого научения.

Я сам вижу только старуху. Но я сознаю, что вы видите что-то другое. И я ценю вас. Я ценю ваше восприятие. Я хочу вас понять.

И когда я убеждаюсь, что мы воспринимаем что-то по-разному, я говорю:

"Хорошо! Вы видите это иначе! Помогите и мне сделать это".

Если два человека имеют одно и то же мнение, один из них — лишний. Мне не принесет никакой пользы общение с тем, кто тоже видит только старуху. Мне неинтересно общаться с тем, кто во всем со мной соглашается. Я хочу общаться с вами, потому что вы видите иначе. И я ценю это различие.

При этом расширяется не только мой кругозор, но и укрепляется ваше мнение. Я обеспечиваю вас психологическим кислородом, снимаю ногу с педали тормоза и нейтрализую ту негативную энергию, которую вы могли бы направить на защиту своей позиции. Я создаю условия для синергии.

Важность такого отношения к различиям хорошо проиллюстрирована в часто цитируемой басне педагога Р. X. Рива "Школа зверей":

"Однажды животные с целью решения проблем «Нового мира» совершили героический поступок — открыли школу. В число изучаемых предметов они включили бег, лазанье по деревьям, плавание и полеты. Для упрощения административных вопросов решили, что все животные будут заниматься по одной программе.
Утка превосходно (даже лучше учителя) плавала и получала отличные оценки за полеты, но сильно отставала в беге. Из-за этого ей пришлось часто оставаться в школе после уроков и даже пожертвовать плаванием для того, чтобы больше практиковаться в беге. Это продолжалось до тех пор, пока ее перепончатые лапки не износились до такой степени, что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок. Но ее средний результат оставался приемлемым, так что никто, кроме самой утки, по этому поводу не переживал.
Кролик вначале был отличником по бегу, но когда его начали интенсивно учить плавать, с ним случился нервный срыв.
Белка отлично лазала по деревьям, но на уроке полетов ее постигло жестокое разочарование, когда учитель велел ей прыгать с земли вверх, а не с верхушки дерева вниз, как она привыкла. Кроме того, от переутомления у нее начались судороги, и она получила «тройку» по лазанью и «двойку» по бегу.
Орел оказался трудным ребенком, и его пришлось приучать к строгой дисциплине, на занятиях по лазанью он быстрее всех достигал верхушки дерева, отстаивая при этом право пользоваться собственным методом.
В конце года лучшим учеником оказался какой-то ненормальный угорь, который великолепно плавал, а также умел бегать, лазать по деревьям и немного летать. Именно ему и поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере.
Луговые собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата уплаченных ими налогов, так как администрация школы не включила в программу рытье нор и подземных ходов. Они отдали своих детишек на обучение к барсуку, а затем вместе с хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу".

АНАЛИЗ СИЛОВОГО ПОЛЯ

Во взаимозависимой ситуации синергия особенно полезна как средство преодоления негативных сил, препятствующих развитию и переменам.

Социолог Курт Левин создал модель, названную им "анализом силового поля", в которой любой уровень деятельности или бытия рассматривается как состояние равновесия между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами, препятствующими ему.

Движущие силы обычно являются позитивными, разумными, логичными и сознательными. Напротив, сдерживающие силы чаще всего бывают негативными, эмоциональными, нелогичными, бессознательными и социально-психологическими. Однако и те, и другие силы вполне реальны, и в процессе перемен их следует учитывать.

В каждой семье, например, существует свой климат — определенный уровень позитивного или негативного взаимодействия.

Предположим, вы хотите изменить его, создав обстановку более позитивного, уважительного, открытого и доверительного общения. Причины, побуждающие вас, представляют собой движущие силы, направленные на повышение уровня.

Но одного увеличения движущих сил недостаточно. Вашим усилиям противостоят сдерживающие силы — дух соперничества между детьми, различия в представлениях супругов о том, какими должны быть семейные отношения, устоявшиеся привычки, профессиональные потребности или что-то другое, требующее вашего времени и энергии.

Увеличение движущих сил может принести свои плоды, но лишь на некоторое время. Вместе со сдерживающими силами увеличивать движущие силы становится все труднее. Это похоже на сжимание пружины: чем сильнее сжимаешь, тем труднее это делать, и в конце концов ее сила одним махом возвращает все в прежнее состояние.

Из-за подобного эффекта маятника, когда все возвращается в исходное состояние, после нескольких попыток у вас создается впечатление, что люди просто такие, как они есть, и изменить их очень трудно.

Но включая; в работу синергию, вы используете мотив Привычки 4, умение Привычки 5 и взаимодействие Привычки 6 для прямого воздействия на сдерживающие силы; создаете атмосферу, в которой можно свободно, без опаски говорить об этих силах; достигаете нового понимания, преобразуя эти сдерживающие силы в движущие; привлекаете других людей к этой проблеме.

В результате создаются новые совместные цели, и процесс развивается зачастую совсем не так, как ожидалось первоначально. Радостное воодушевление, порожденное этим поступательным движением, создает новую культуру. Интересы людей, вовлеченных в данный процесс, тесно переплетаются, и новое, свежее мышление, творческие альтернативы и возможности окрыляют их.

Мне несколько раз приходилось принимать участие в переговорах между враждующими людьми, которые нанимали адвокатов для отстаивания своих позиций. И все это лишь усугубляло проблему, так как межличностное общение резко ухудшалось, когда дело доходило до юридических разбирательств. Уровень доверия между этими людьми был настолько низким, что им казалось, будто иного выхода, кроме обращения в судебные инстанции, не существует.

"Не хотелось ли вам поискать взаимовыгодное решение, которое по-настоящему устроило бы обе стороны?" — спрашивал я.

Ответ, как правило, был утвердительным, но в большинстве случаев люди не занимались этим.

"Готовы ли вы начать процесс непосредственного общения друг с другом, если смогу убедить другую сторону согласиться на это?"

И снова ответ, как правило, был утвердительным.

Почти в каждом случае результаты оказывались потрясающими. Проблемы, которые месяцами были предметом юридических и психологических баталий, решались за пару часов или дней. Большинство решений были не компромиссными, как обычно делалось в суде, а синергическими, превосходящими те, что предлагались ранее каждой из сторон. И в большинстве случаев налаженные отношения продолжали развиваться, даже если сначала казалось, что уровень доверия настолько низок, что восстановить их уже невозможно.

Участник одного из наших семинаров для руководителей рассказал о том, как постоянный клиент возбудил иск против производителя, обвинив его в срыве поставок. Каждая сторона была уверена в собственной правоте, считая оппонента недостойным доверия, а его поведение — неэтичным.

Но стоило им применить на практике Привычку 5, как выяснились две вещи. Во-первых, изначальные проблемы общения привели к недопониманию, которое впоследствии усилилось из-за взаимных обвинений. Во-вторых, обе стороны с самого начала действовали с добрыми намерениями и не хотели прибегать к судебному разбирательству, но иного выхода не нашли.

Как только стороны прояснили для себя эти обстоятельства, возобладал дух Привычек 4, 5 и 6, и проблема была быстро решена, а отношения между партнерами продолжали успешно развиваться.

Другой случай. Однажды утром мне позвонил один застройщик, отчаянно нуждавшийся в помощи. Банк собирался отказать ему в праве выкупа закладной на землю из-за нарушения графика выплат за выданный кредит. Чтобы избежать этого, он подал на банк в суд. Этому человеку требовалось дополнительное финансирование для завершения работ по застройке района, чтобы он мог из вырученных от продажи построенной недвижимости денег расплатиться с банком. Однако банк не предоставлял ему дополнительных средств, ожидая, пока он произведет запланированные выплаты. Это была проблема "курицы и яйца" в сфере финансов.

Тем временем участок приходил в упадок. Улицы зарастали сорняками и превращались в пустыри, а владельцы нескольких уже построенных домов, видя, как стремительно падает стоимость их недвижимости, приготовились к бою. Городские власти тоже были озабочены тем, что проект обустройства такого отличного района отстает от графика и становится бельмом на глазу. Судебные издержки обошлись сторонам уже в несколько десятков тысяч долларов, а дело было обречено еще несколько месяцев дожидаться своей очереди.

Оказавшись в отчаянном положении, застройщик все же согласился испытать принципы, заложенные в Привычках 4, 5 и 6. Он договорился о встрече с официальными представителями банка, которые были настроены еще более скептично.

Встреча началась в восемь утра в одном из конференц-залов финансового учреждения. Напряжение и недоверие были очевидными. Юрист банка призвал представителей администрации только слушать, ничего не говоря. Ему не хотелось, чтобы какое-то лишнее слово смогло ослабить позицию банка в суде.

В течение первых полутора часов я рассказывал о Привычках 4, 5 и 6. В 9.30 подошел к доске и письменно изложил наше понимание интересов банка. Сначала представители банковской администрации не произносили ни слова, но чем активнее мы демонстрировали свое желание достичь обоюдной победы и старались понять другую сторону, тем больше они стремились что-то объяснить и уточнить.

Как только они почувствовали, что мы их понимаем, вся атмосфера совершенно изменилась, и стало очевидно, что решить проблему мирным путем вполне возможно. Несмотря на протесты юриста, представители банка открылись настолько, что заговорили даже о личных тревогах: "Как только мы выйдем отсюда, президент первым делом спросит: «Мы получили свои деньги?» Что мы ему скажем?"

К одиннадцати часам они все еще были убеждены в своей правоте, но, чувствуя, что их понимают, уже не проявляли былой настороженности и упрямства. К этому моменту они достаточно открылись для того, чтобы выслушать заботы бизнесмена, которые мы письменно изложили на другой части доски. В результате обе стороны поняли друг друга и осознали, что во взаимном недопонимании и возникновении нереалистичных ожиданий виновно предшествующее негативное общение. Изначально взаимодействуя в духе "Победа/Победа", они могли бы не допустить возникновения и развития тех серьезных проблем, с которыми им пришлось столкнуться.

Понимая свои и чужие проблемы и осознавая значительный прогресс, достигнутый на этом пути, стороны продолжали переговоры. К полудню, когда по предварительной договоренности встреча должна была завершиться, позитивный, созидательный, синергический процесс был в самом разгаре. Стороны решили продолжить беседу.

Конструктивное предложение, сделанное застройщиком, всеми было расценено как первый шаг в направлении обоюдной победы. В процессе синергии оно было усовершенствовано, и к 12.45 застройщик и оба представителя банка выработали согласованный план для совместного представления его Ассоциации домовладельцев и городским властям. Несмотря на все возникшие впоследствии осложнения, суда удалось избежать, и строительные работы были с успехом продолжены.

Я не хочу сказать, что судебные разбирательства: вообще не нужны. В некоторых случаях они совершен-» но необходимы. Но я рассматриваю суд как последнее, а не первое средство решения проблем. Когда к этому прибегают слишком рано, порой даже в предупредительных целях, то возникающий страх и юридическая парадигма отражаются на мышлении и практических действиях, совершенно не способствующих синергии.

ВСЕ В ПРИРОДЕ СИНЕРГИЧНО

"Экология" — это слово, которое, в сущности, описывает синергию в природе: всё взаимодействует со всем. Как созидательная энергия достигает максимума именно во взаимодействии частей, так и истинная сила Семи Привычек заключена в их взаимосвязи, а не просто в каждой отдельно взятой привычке.

Силу взаимодействия между частями следует учитывать и при создании синергической культуры внутри семьи или организации. Чем активнее отдельные участники вовлечены в анализ и решение проблем, чем более искренним и устойчивым является их участие в этом процессе, тем выше творческая отдача каждого и тем сильнее их приверженность к тому, что они создают. Я убежден, что именно в этом заключается сила японского подхода к ведению бизнеса, кардинально изменившего ситуацию на мировом рынке.

Синергия работает. Она является высшим достижением всех предшествующих привычек. Синергия — это эффективность во взаимозависимой реальности, создание единой команды, развитие сплоченности и творческого взаимодействия с другими людьми.

Хотя вы и не можете контролировать парадигмы других людей или сам процесс синергии, значительная часть ее факторов располагается внутри вашего круга влияния.

Ваша внутренняя синергия целиком находится в этом круге. Вы способны относиться с уважением к обеим сторонам своей натуры — аналитической и творческой, вы способны ценить различия между ними и использовать их в качестве катализатора творческого процесса.

Вы способны поддерживать внутреннюю синергию, даже находясь во враждебном окружении. Не следует воспринимать нападки как личное оскорбление: вы способны уклониться от воздействия негативной энергии, вы способны видеть хорошее в других людях и использовать его, каким бы чуждым оно вам ни казалось, для совершенствования своей точки зрения и формирование иного взгляда на вещи.

Вы способны во взаимозависимых ситуациях проявлять мужество, необходимое для того, чтобы открыто выражать свои идеи, чувства, делиться опытом, побуждая других людей открыться вам.

Вы способны ценить различия между собой и окружающими. Если кто-то не согласен с вами, вы можете сказать: "Прекрасно! Вы воспринимаете это по-другому". Вам не обязательно соглашаться с другим мнением — достаточно признать его существование, а потом постараться понять.

Если вы видите лишь два варианта решения — свой и "неправильный", — вы способны приступить к поискам синергической третьей альтернативы, которая существует почти всегда. Действуя в согласии с философией "Победа/Победа" и стремясь ко взаимопониманию, вы можете найти решение, которое окажется наилучшим для всех заинтересованных сторон.

шей проблемы, ценя отличную от вашей точку зрения, которую вы, скорее всего, услышите.

Составьте список людей, вызывающих у вас раздражение. Может быть, их взгляды, не похожие на ваши, могли бы привести к синергии, если бы вы обладали большей внутренней безопасностью и сильнее ценили различия?

Определите определенную ситуацию, в которой вам хотелось бы добиться более плодотворного сотрудничества и синергии. Какие условия необходимо обеспечить для ее поддержания? Что вы можете сделать для создания таких условий?

В следующий раз, когда у вас возникнет спор с другим человеком, попытайтесь понять подспудные заботы, лежащие в основе его позиции. Предложите творческий и взаимовыгодный подход к проблеме с их учетом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

1. Вспомните человека, который обычно воспринимает все иначе, чем вы. Подумайте, как можно было бы использовать эти отличия в качестве ступенек, ведущих к поиску третьей альтернативы. Например, вы могли бы поинтересоваться его мнением относительно реализуемого в настоящее время проекта или возникшей проблемы, ценя отличную от вашей точку зрения, которую вы, скорее всего, услышите.

2. Составьте список людей, вызывающих у вас раздражение. Может быть их взгляды не похожие на ваши, могли бы привести к синергии, если бы вы обладали большей внутренней безопасностью и сильнее ценили различия?

3. Определите определенную ситуацию, в которой вам хотелось бы добиться более плодотворного сотрудничества и синергии. Какие условия необходимо обеспечить для ее поддержания? Что вы можете сделать для создания таких условий?

4. В следующий раз, когда у вас возникнет спор с другим человеком, попытайтесь понять подспудные заботы, лежащие в основе его позиции. Предложите творческий и взаимовыгодный подход к их проблеме с их учетом.

Часть 4. ОБНОВЛЕНИЕ

Навык 7. ЗАТАЧИВАЙТЕ ПИЛУ

ПРИНЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО САМООБНОВЛЕНИЯ

Порой, когда я вижу, к каким серьезным последствиям приводят мелочи.» я склонен думать… что их не бывает.

Брюс Бартон

Представьте себе, что гуляя по лесу, вы видите человека, который с ожесточением пилит дерево.

- Что вы делаете? — спрашиваете вы.
- Вы что, не видите? — следует ответ. — Я пилю дерево.
- Вы выглядите очень уставшим, — сочувствуете вы. — Давно пилите?
- Более пяти часов, — отвечает человек. — Едва на ногах стою! Трудная работа.
- Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? — советуете вы. — Дело наверняка пошло бы гораздо быстрее.
- Нет у меня времени точить пилу! — заявляет человек. — Я слишком занят.

Привычка 7 как раз и заключается в том, чтобы выделять время для заточки пилы. Она окружает кольцом остальные шесть привычек, так как делает возможным применение всех остальных.

ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ

Привычка 7 — это ваши личные СП. Она сохраняет и развивает самый важный ресурс — вас самих. Она постоянно обновляет четыре фактора вашей природы — физический, духовный, интеллектуальный и социально-эмоциональный.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ

Физические упражнения, питание, борьба со стрессом.

2. СОЦИАЛЬНОЕ/ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

Служение, эмпатия, синергия, внутренняя безопасность.

3. ДУХОВНОЕ

Прояснение ценностей и приверженность им, учеба и медитация.

4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Чтение, визуализация, планирование, письмо.

Хотя термины могут использоваться самые разные, большинство жизненных философий явно или исподволь имеют дело именно с этими четырьмя факторами. Так, философ Герб Шеперд описывает здоровый образ жизни как баланс четырех ценностей: перспективы (духовный фактор), автономии (интеллектуальный), связности (социальный) и тонуса (физический). Джордж Шихан выдвигает четыре роли человека: хорошее животное (физический фактор), хороший специалист (интеллектуальный), хороший друг (социальный) и святой (духовный). Любая мало-мальски разумная теория мотивации и организации включает в себя эти четыре фактора мотивации — экономический (физический) фактор, обращение с людьми (социальный), развитие и использование человеческого потенциала (интеллектуальный) и смысл деятельности — вклад, вносимый организацией (духовный).

"Заточка пилы" — это, в сущности, выражение данных четырех мотиваций. Это регулярное и последовательное, мудрое и сбалансированное проявление всех четырех факторов нашей природы.

Для успеха в данном деле необходимо быть проактивным. Время, затрачиваемое на "заточку пилы", относится к квадранту II, а такого рода деятельность требует инициативы. Деятельность из квадранта I не требует инициативы с нашей стороны, поскольку в силу своей срочности сама действует на нас, оказывая постоянное давление. Развитие же личных СП требует постоянной работы над собой, пока определенная деятельность не станет для нас полезной привычкой. Наши СП находятся в центре нашего круга влияния, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить их развития. Мы должны сделать это сами.

Это самое крупное капиталовложение, которое мы можем сделать, т. е. инвестиция в самих себя — в тот единственный инструмент, которым мы располагаем для преодоления жизненных невзгод и внесения личного вклада. Мы являемся инструментами собственных достижений, и для эффективности должны признать необходимость регулярного выделения времени на заточку пилы во всех четырех измерениях.



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 169