УПП

Цитата момента



Воля любого — сказать что-то в наш адрес, наша же воля — принять это или не принять.
Хм. Принять это — или не принять?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Невинная девушка имеет этот дар Божий - оценивать мужчину в целом, не выделяя (искусственно), например, его сексуальности, стройности и так далее. Эта нерасчленённость восприятия видна даже по её глазам. Дамочка, утратившая невинность, тут же лишается и целомудрия. И взгляд её тут же становится другим - анализирующим, расчленяющим, в чём-то даже нагловатым.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Сценарий жизни большинства людей определяется социальным зеркалом, мнениями, представлениями и парадигмами окружающих. Мы с вами, будучи взаимозависимыми людьми, отдаем себе отчет в том, что тоже являемся частью этого социального зеркала.

Мы можем, сделав осознанный выбор, возвращать людям их четкое неискаженное отражение, способны поддерживать их проактивную натуру и относиться к ним как к людям ответственным, в силах помочь им в создании для себя сценария принцип-центричной, основанной на ценностях, независимой, достойной жизни. И при этом благодаря менталитету изобилия мы знаем, что позитивно отражая других людей, мы никоим образом не унижаем себя. Это, напротив, возвышает нас, поскольку расширяет возможности для эффективного взаимодействия с другими проактивными людьми.

Возможно, в вашей жизни были такие моменты, когда рядом оказывались люди, которые верили в вас, в то время как вы сами сомневались в этом. Они помогли вам написать новый сценарий. Разве это не изменило вашу жизнь к лучшему?

А если бы вы сами стали сценаристом и вдохновителем для других людей? В то время как социальное зеркало тянет людей вниз, вы побуждаете их подниматься вверх, потому что верите в них. Вы слушаете их, проявляя эмпатию; не освобождаете от ответственности, а побуждаете стать проактивными.

Возможно, вам известен мюзикл "Человек из Ламанчи". Это красивая история средневекового рыцаря, который повстречал уличную женщину, проститутку. В глазах окружающих она вполне оправдывала свой образ жизни.

Однако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное — прекрасное и достойное любви. Кроме того, он рассмотрел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. Он дал ей новое имя — Дульсинея, соответствующее новой парадигме.

Девушка не сразу поддалась: слишком силен был старый сценарий. Она отталкивала рыцаря от себя как безумного фантазера. Однако тот не сдавался, постоянно пополняя эмоциональный банковский счет своих с ней отношений вкладами безусловной любви, которые постепенно проникали в ее сценарий. И ответ не заставил себя ждать. Постепенно девушка начала менять свой образ жизни. Она поверила в новую парадигму и действовала на ее основе, приводя этим в смятение всех окружающих.

Позднее, когда прежняя парадигма вновь взяла верх, рыцарь призвал ее к своему смертному одру, спел прекрасную песню "Несбыточная мечта" и, заглянув ей в глаза, прошептал: "Никогда не забывай, что тебя зовут Дульсинея".

Один из классических примеров самореализующегося пророчества — история о том, как в одной из английских школ случайно был неправильно запрограммирован компьютер. По итогам тестирования он назвал слабым класс, в котором учились умные дети, а класс предположительно слабых учеников — сильным. И эти компьютерные данные в начале учебного года стали главным критерием, на основе которого учителя формировали свои парадигмы в отношении учеников.

Когда пять с половиной месяцев спустя администрация школы наконец обнаружила ошибку, было решено провести повторное тестирование учеников, никому не рассказывая о случившемся. Результаты были поразительными. Коэффициент интеллекта сильных учеников существенно снизился. Их воспринимали и к ним относились как к людям интеллектуально ограниченным, не способным к сотрудничеству и трудно поддающимся обучению. Парадигмы учителей обернулись самореализующимся пророчеством.

В то же время показатели слабых учеников выросли. Учителя относились к ним как к отличникам, а энергия, надежда и оптимизм этих детей стали следствием высоких ожиданий по отношению к ним.

Когда учителей спросили, как у них шли дела в первые учебные недели, они ответили: "Почему-то наша обычная методика преподавания не сработала, и нам пришлось изменить ее". Выданная компьютером информация свидетельствовала о том, что ученики были из категории сильных, и учителя, столкнувшись с неудачей, решили, что неэффективной оказалась методика. Они изменили ее, поступали проактивно и действовали в своем круге влияния. А кажущаяся неспособность детей к учебе оказалась ничем иным, как недостаточной гибкостью учителей.

Каким образом мы отражаем представления других людей о самих себе? И как это влияет на их жизнь? Мы способны значительно пополнить эмоциональные банковские счета других людей! Воспринимая их на основе скрытых возможностей, мы можем пользоваться именно воображением, а не памятью, в общении с женой или мужем, коллегами- или подчиненными. Нам нет необходимости пользоваться устоявшимися ярлыками, так как при каждой новой встрече мы воспринимаем этих людей по-новому. Мы можем помочь им реализовать свой потенциал, стать независимыми, способными поддерживать продуктивные отношения с окружающими.

Гете говорил: "Если относиться к человеку сообразно тому, каков он есть, он останется таким, какой он есть. Если же относиться к нему в соответствии с тем, каким он может и должен быть, то он и станет таким, каким может и должен быть".

БАЛАНС В ОБНОВЛЕНИИ.

Процесс самообновления должен включать в себя сбалансированное обновление всех четырех измерений нашей натуры – физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального.

Хотя обновление каждого из этих направлений является важным, оптимально эффективным этот процесс становится только тогда, когда он разумно сбалансирован и затрагивает все четыре измерения. Пренебрежение одним из них окажет негативное влияние на все остальные.

Я убедился в справедливости этого утверждения как для отдельных людей, так и для организаций. Применительно к организациям физическое измерение выражается в экономических терминах. Интеллектуальное, или психологическое, измерение связано с признанием, развитием и использованием талантов сотрудников. Социально-эмоциональное – с человеческими отношениями, с тем, как обращаются с людьми. А духовное измерение связано с осознанием смысла деятельности организации через определение ее предназначения.

Когда организация пренебрегает одним или несколькими из этих направлений, это негативно отражается на всем. Творческая энергия многих людей, способная привести к огромной позитивной синергии, вместо этого направляется против организации и становится силой сдерживающей ее рост и производительность.

Мне встречались организации, движущей силой, которых были исключительно экономические мотивы – стремление делать деньги. Обычно они не называют эту цель открыто, говоря о чем-то другом, но в глубине души их единственное желание – делать деньги.

Каждый раз сталкиваясь с подобными организациями, я обычно обнаруживаю внутри них огромную массу отрицательной синергии, порождающей такие явления, как соперничество между отделами, самооправдавтельный стиль общения, интриги и диктат. Мы не можем процветать, не зарабатывая денег, но финансовым мотив сам по себе не является достаточной причиной для существования организации. Невозможно прожить без еды, но мы живем не для того, чтобы есть.

С другой стороны я встречал и такие организации, которые сосредотачивались исключительно на социально-эмоциональном измерении. Они проводили что-то вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономических критериев. Они не могли измерить или оценить свою эффективность и в результате теряли ее, вынужденно уходя с рынка.

Встречались мне и такие организации, которые развивали сразу три из перечисленных факторов. Они, например, заботились о службе, хороших экономических показателях, поддержании эффективных отношений между сотрудниками, но пренебрегали выявлением, развитием и использованием талантов своих сотрудников. А когда эти психологические силы отсутствуют, возникает стиль руководства, типа «просвещенного самодержавия», в ответ на который внутри организации растет дух противоречия, зреют разнообразные формы коллективного сопротивления, повышается текучесть кадров, возникают другие серьезные проблемы.

Эффективность организации, как и отдельного человека, требует разумно сбалансированного развития и обновления всех четырех измерений. Пренебрежение одним из этих факторов приводит к возникновению негативного силового поля, противодействующего эффективности и росту. Люди и организации, которые в своих формулах предназначения уделяют внимание всем четырем измерениям, создают благоприятные условия для сбалансированного обновления.

СИНЕРГИЯ В ОБНОВЛЕНИИ

Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для синергии. Все, что вы предпринимаете для "затачивания пилы" в любом из направлений, позитивно отражается на остальных измерениях, поскольку все они взаимосвязаны. Ваше физическое здоровье отражается на психическом; духовная сила влияет на социально-эмоциональную. Совершенствуясь в одном измерении, вы одновременно наращиваете свои возможности в других.

Семь Привычек высокоэффективных людей создают оптимальную синергию всех четырех измерений. Обновление любого фактора укрепляет хотя бы одну из Семи Привычек. И хотя они составляют последовательный ряд, совершенствование в одной из них синерёгически усиливает вашу способность жить в соответствии с остальными.

Чем больше вы проактивны (Привычка 1), тем большей эффективности можете достичь в руководстве собой (Привычка 2) и самоуправлении (Привычка 3). Чем больше вы эффективны в управлении своей жизнью (Привычка 3), тем больше обновляющих действий из квадранта II способны совершить (Привычка 7). Чем больше усилий вы прилагаете к тому, чтобы понять другого человека (Привычка 5), тем более эффективным будет ваш поиск взаимовыгодных решений на основе синергии (Привычки 4 и 6). Чем больше вы укрепляетесь в любой из привычек, ведущих к независимости (Привычки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы будете во взаимозависимых ситуациях (Привычки 4, 5 и 6). А обновление (Привычка 7) — это процесс укрепления всех Семи Привычек.

Обновляя физическое измерение, вы укрепляете самовосприятие (Привычка 1), парадигму самоосознания, свободной воли, проактивности и понимания того, что вы вольны действовать сами, а не быть объектом чужого воздействия, можете выбирать свою реакцию на любой стимул. В этом, пожалуй, величайшая польза физических упражнений. Каждая ежедневная личная победа обеспечивает дополнительный приход на ваш личный счет внутренней безопасности.

Обновляя свое духовное измерение, вы развиваете способность руководить собой (Привычка 2), развиваете способность жить, опираясь на воображение и совесть, а не только на память, учитесь глубоко понимать свои фундаментальные парадигмы и ценности, формировать внутри себя ядро из правильных принципов, определять свое уникальное жизненное предназначение, переписывать свой сценарий таким образом, чтобы жить в гармонии с правильными принципами и пополнять энергию из внутренних источников. Насыщенная личная жизнь, подкрепленная духовным обновлением, становится колоссальным вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности.

Обновляя свое интеллектуальное измерение, вы развиваете способность управлять собой (Привычка 3). Занимаясь планированием, вы заставляете себя сосредоточиться на деятельности из квадранта II, на приоритетных целях и делах, что способствует наиболее эффективному использованию времени и энергии и позволяет организовывать свою жизнь в соответствии с внутренними принципами. Постоянная учеба помогает расширять базу знаний и круг возможностей. Ваша экономическая безопасность зависит не от места работы, а от вашей способности производить — думать, учиться, создавать, адаптироваться к различным ситуациям. В этом заключается истинная финансовая независимость. Ее суть не в обладании материальными ценностями, а в способности производить материальные ценности. Это ваше внутреннее качество.

Ежедневная личная победа (выделение как минимум одного часа в день на самообновление в физическом, духовном и интеллектуальном направлениях) является ключом к закреплению в себе Семи Привычек и целиком находится в пределах вашего круга влияния. Это время сосредоточения на квадранте II, необходимое для внедрения данных привычек в вашу жизнь. Оно поможет вам стать человеком, центрированным на принципах.

Кроме того, это основа для ежедневной общественной победы, источник внутренней безопасности, необходимой для "заточки пилы" в социально-эмоциональном измерении. Она повышает вашу способность концентрироваться на своем круге влияния во взаимозависимых ситуациях, смотреть на других людей сквозь призму менталитета изобилия, по-настоящему ценить их отличия от вас и радоваться их успеху. Это создает фундамент для поиска истинного понимания, выработки в процессе синергии обоюдовыгодных решений, применения Привычек 4, 5 и 6 во взаимозависимой реальности.

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ

Обновление — это принцип (и процесс), позволяющий нам двигаться по восходящей спирали роста и перемен, а также постоянного самосовершенствования.

Чтобы движение по этой спирали было последовательным и целенаправленным, мы должны учитывать еще один аспект обновления, который относится к уникальным свойствам человека и направляет данное движение, — нашу совесть. Как говорила мадам де Сталь: "Голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем не спутаешь".

Совесть — это дар, позволяющий ощущать наше соответствие или несоответствие правильным принципам и поднимающий нас (если он достаточно развит) до высоты этих принципов.

Как для высококлассного спортсмена жизненно необходима тренировка нервов и мышц, а для ученого — тренировка ума, так для истинно проактивного человека необходима тренировка совести. Однако этот процесс требует еще большей концентрации, дисциплины, последовательности и честности. Он требует, чтобы мы регулярно занимались чтением вдохновляющей литературы, были исполнены благородных помыслов и, самое главное, жили в гармонии с голосом своей совести, который все равно остается слабым.

Как спортсмен может потерять форму из-за неправильного питания и недостатка тренировок, так и все непристойное, грубое, грязное может питать темные стороны нашей натуры, заглушать более высокие чувства и подменять естественную, или божественную, совесть, задающуюся вопросом: "Что хорошо, а что плохо?", совестью социальной, озабоченной лишь вопросом: "Разоблачат меня или нет?"

Даг Хаммаршельд говорил:

"Невозможно заигрывать с животным началом в себе и не превратиться при этом в животное; заигрывать с ложью и не потерять право на истину; заигрывать с жестокостью и не потерять душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков".

Учитесь.

Действуйте

Обязуйтесь

Учитесь

Учите»

Действуйте

Обладая самоосознанием, мы должны выбирать цели и принципы для своей жизни, иначе вакуум заполнится помимо нашей воли, и мы потеряем свое самоосознание и уподобимся низшим тварям, существующим только ради выживания и размножения. Люди, живущие на подобном уровне, не сами живут, а "их живут". Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о своих уникальных качествах, дремлющих у них внутри в неразвитом состоянии.

И развитие этих качеств никак нельзя ускорить, т. е. каким-то образом сократить путь. Здесь правит закон урожая: что посеешь, то и пожнешь — не больше и не меньше. Закон справедливости непреложен, и чем крепче будут наши правильные принципы, тем объективнее мы сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы — карты, благодаря которым мы ориентируемся на территории, т.е. в жизни.

Я убежден, что, двигаясь по восходящей спирали роста и развития, мы должны проявлять прилежность в процессе обновления, занимаясь тренировкой и просвещением своей совести и повинуясь ее голосу. Этот непрерывный процесс выведет нас на путь внутренней свободы, безопасности, мудрости и власти над собой.

Движение по восходящей спирали требует от нас: учитесь, обязуйтесь и действуйте. Мы обманываем себя, если думаем, что можно обойтись лишь одним из этих элементов. Чтобы постоянно двигаться вперед, нам необходимо учиться, брать обязательства и действовать — и снова учиться, брать обязательства и действовать — и опять учиться, брать обязательства и действовать.

щелкните, и изображение увеличится

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

1. Составьте список мероприятий, которые помогут вам поддерживать хорошую физическую форму, будут соответствовать вашему образу жизни и доставлять удовольствие.

2. Выберите одно из них и запишите его в качестве личной цели на будущую неделю. В конце недели оцените свои достижения. Если вы не достигли поставленной цели, проанализируйте, почему это произошло: вы подчинили ее более значительной ценности или не сумели сохранить верность своей?

3. Составьте аналогичный список обновляющих мероприятий по духовной и эмоциональной сфере, перечислите отношения, которые вам хотелось бы улучшить, или особые обстоятельства, в которых общественная победа смогла бы обеспечить большую эффективность. Выберите один пункт по интеллектуальному и социальному направлениям и внесите их в список целей на будущую неделю. Выполните намеченное и оцените его.

4. Обязуйтесь каждую неделю составлять план конкретных действий по "заточке пилы", выполнять их и оценивать результаты.

И СНОВА "ИЗНУТРИ — НАРУЖУ"

Господь действует изнутри — наружу. Общество действует извне — вовнутрь. Оно пытается вытащить людей из грязи. Христос вытаскивает грязь из людей, и тогда они вытаскивают себя из грязи. Общество пытается формировать людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет человека, который затем изменяет свою среду обитания. Общество пытается воздействовать на поведение человека, а Христос способен изменить его природу.

Эзра Тафт Бенсон

Я хочу поделиться с вами эпизодом из своей жизни, который, как мне кажется, отражает суть этой книги. При этом я надеюсь, что вы сумеете связать события с лежащими в их основе принципами.

Несколько лет назад я взял отпуск в университете для работы над книгой и вместе с семьей поселился на это время на Гавайях.

Устроившись на новом месте, мы вскоре выработали такой распорядок жизни и работы, который оказался не только продуктивным, но и весьма приятным.

После утренней пробежки по пляжу мы отправляли двух наших детей (в шортах и босиком) в школу, после чего я уходил в уединенный домик на краю плантации сахарного тростника, где оборудовал себе

кабинет для работы. Это было очень тихое, красивое и спокойное место — без телефона, встреч и срочных дел.

Этот домик примыкал к территории колледжа, библиотеку которого я часто посещал. И вот однажды, когда я прохаживался между книжными полками, меня заинтересовала одна книга. Я открыл ее наугад, и мое внимание привлек абзац, оказавший сильное влияние на всю мою дальнейшую жизнь.

Я перечитал его несколько раз. В сущности, там выражалась простая мысль о том, что между стимулом и нашей реакцией на него существует промежуток, или пространство, и наше развитие и счастье определяются тем, как мы используем его.

Мне трудно передать, какое впечатление произвела на меня эта идея. Хотя я был воспитан на философии самодетерминизма, даже слова, которыми была выражена эта мысль — "промежуток между стимулом и реакцией", — поразили меня с невероятной силой. Это было как откровение, внутренняя революция. Это была идея, время которой пришло.

Я вновь и вновь возвращался к этой мысли, и она начала оказывать серьезное воздействие на мою жизненную парадигму. Я стал наблюдать за собой как бы со стороны: мысленно помещал себя в этот промежуток и оттуда смотрел на стимулы, наслаждался внутренним ощущением свободы выбирать свою реакцию (свободы даже самому стать стимулом или хотя бы влиять на него) вплоть до отмены его воздействия.

Вскоре после этого случая и отчасти благодаря этой "революционной" идее мы с Сандрой начали практиковать углубленное общение, разговоры по душам. Незадолго до полудня мы садились на старенький мотоцикл, брали с собой двух наших детей-дошкольников, усадив одного между собой, а другого у меня на колене, и ехали по проселочной дороге через плантации тростника, начинавшиеся у домика с моим рабочим кабинетом. Мы ехали около часа, не торопясь, спокойно беседуя.

Дети с интересом смотрели вперед, не издавая ни звука. Мотоцикл тарахтел не слишком громко, другого транспорта на дороге почти не попадалось, так что было хорошо слышно друг друга. Обычно мы доезжали до берега и пешком преодолевали еще примерно двести ярдов до уединенного местечка, где устраивали пикник.

Песчаный пляж и пресноводная речка полностью занимали внимание детей, так что мы с Сандрой могли спокойно продолжать разговор. Наверное, не нужно много воображения, чтобы представить, какого уровня понимания и доверия мы смогли достичь, проводя в подобном общении по два часа в день ежедневно на протяжении года.

На первых порах мы говорили обо всем, что нас интересовало, — о людях, идеях, событиях, детях, моей работе и так далее. Но постепенно наше общение становилось все глубже, и мы все чаще начинали говорить друг с другом о своем внутреннем мире — о воспитании, жизненных сценариях, чувствах и сомнениях. С головой погрузившись в общение, мы в то же время как бы со стороны наблюдали за этим процессом. Нам предоставились новые интересные возможности использования промежутка между стимулом я реакцией, и это заставляло нас задуматься о том, как мы были запрограммированы и как эти программы влияли на восприятие нами окружающего мира.

Мы отправились в интереснейшее путешествие в свой внутренний мир и обнаружили, что это самое восхитительное, увлекательное и захватывающее занятие из всех, что были нам известны во внешнем мире.

Но не все было гладко в этом процессе. Полностью раскрываясь друг перед другом, мы порой задевали обнаженные нервы и испытывали боль и смущение — этот процесс делал нас очень уязвимыми. И все-таки мы не хотели отказываться от этих занятий. Выходя на поверхность после погружения в эти потаенные деликатные вопросы, мы чувствовали себя в каком-то смысле исцелившимися.

При этом мы проявляли друг к другу заботу и чуткость, поддержку и эмпатию, что позволило нам быть полностью откровенными.

Постепенно мы выработали два негласных правила общения. Первое — не выпытывать. Раскрывая друг перед другом свои уязвимые проблемы, мы должны были не допрашивать друг друга, а лишь проявлять эмпатию. Выпытывание — слишком грубое вторжение во внутренний мир другого человека. Кроме того, оно ориентировано на логику, и в основе его лежит подспудное желание контролировать собеседника. Мы исследовали новое неизведанное, и это не могло не вызывать страха и сомнений. Нам хотелось все больше и больше открытий, но мы научились уважать друг в друге потребность и право открываться только тогда, когда для этого придет время.

Второе правило заключалось в том, что если общение становилось слишком болезненным, то беседа в этот день просто прекращалась. И на следующий день мы либо продолжали с того же места, где остановились, либо выжидали, пока сами не почувствуем, что готовы возобновить эту беседу. Мы носили в себе неразрешенные вопросы, зная, что каждый из нас хотел бы их поведать. Но времени у нас было вдоволь, и мы понимали, что рано или поздно вернемся к прежним темам и так или иначе их закроем.

Самой трудной, но, в итоге, самой плодотворной была та часть нашего общения, когда в контакт входили наши особо чувствительные и уязвимые стороны. В такие минуты мы обнаруживали, что промежуток между стимулом и реакцией исчезал. На поверхности оказывались негативные чувства. Но нашим обоюдным желанием и молчаливой договоренностью было все-таки настроить себя и начать с того места, где мы остановились, чтобы в конце концов разобраться со своими чувствами.

Один из таких трудных эпизодов был связан с характерной особенностью моей личности. Мой отец был очень замкнутым, сдержанным и осторожным человеком. Мать же была и по сей день остается очень общительной, открытой и непосредственной натурой. Я нахожу в себе проявления и той, и другой тенденции, и когда не чувствую себя в безопасности, то склонен замыкаться, как и мой отец. Делал это, я наблюдаю с безопасного расстояния.

Сандра больше похожа на мою мать — общительная, естественная, непосредственная. За годы совместной жизни у нас не раз возникали ситуации, когда ее открытость казалась мне неуместной, а она считала, что моя замкнутость и невосприимчивость к чувствам других людей вредит не только нашим отношениям, но и мне самому как человеку. Все это и многое другое выявилось во время нашего углубленного общения. Я по достоинству оценил проницательность и мудрость Сандры и то, как она помогла мне раскрыться, стать более отзывчивым, чутким и общительным.

Другой трудный эпизод был связан с тем, что я считал недостатком Сандры, изводившим меня многие годы. Она, казалось, помешалась на электробытовых приборах фирмы "Фриджидэйр", и я никак не мог этого понять. У нее и мысли не возникало купить изделие другой марки. Даже когда мы только начинали совместную жизнь и были весьма стеснены в средствах, Сандра настаивала на поездке за пятьдесят миль в "большой город", где продавались товары фирмы "Фриджидэйр", которых в нашем маленьком университетском городке в то время не было.

Меня это очень раздражало. К счастью, эта проблема возникала только при покупке бытовых приборов. Но при этом я заводился с полуоборота. Происходящее было для меня символом иррационального мышления и порождала целый спектр отрицательных эмоций.

В таких случаях я обычно уходил в себя. Мне казалось, что наилучший способ справиться с этой проблемой — не обращать на нее внимания. В противном случае я просто потеряю контроль над собой. Бывало, я срывался и говорил что-то лишнее, за что потом приходилось извиняться.

Больше всего меня беспокоило не то, что Сандре нравятся приборы марки "Фриджидэйр", а то, что она с таким упорством, как мне представлялось, совершенно нелогичным и неоправданным, возвышала эту фирму над остальными, не имея никаких на то фактических оснований. Если бы она просто признала, что ее отношение к этой марке не имеет рациональной основы и являемся чисто эмоциональным, думаю, я бы; смог это принять. Но ее упрямство было невыносимым.

Тема "Фриджидэйр" возникла в наших задушевных беседах где-то в начале весны. Все предыдущее общение подготовило нас к этому. Строжайшие правила уже были установлены и усвоены — не выпытывать и: оставить разговор, если он становится слишком болезненным для одной или обеих сторон.

Никогда не забуду тот день, когда обсуждалась эта тема. Мы тогда не стали, как обычно, останавливаться на пляже, а просто продолжали ехать по полю, может быть, потому, что не хотели смотреть друг другу в глаза. Ведь у нас с этой проблемой ассоциировалось огромное психологическое напряжение, и мы столько времени позволяли ей вызревать. Казалось, в тот день мы были близки даже к разрыву наших отношений, но когда пытаешься создать прекрасные и прочные отношения, важно учитывать все вопросы, по которым есть разногласия.

Мы с Сандрой были потрясены тем, сколь многому мы научились благодаря этому разговору. Это была синергия чистой воды. Казалось, Сандра и сама впервые поняла, что же было причиной ее так называемого "заскока". Она начала с рассказа о своем отце, о том, как он многие годы преподавал историю в школе и как ему пришлось заняться торговлей электроприборами, чтобы свести концы с концами. Во время экономического кризиса он столкнулся с серьезными денежными затруднениями и сохранил свой бизнес только благодаря финансовой поддержке фирмы "Фриджидэйр".

Сандра поддерживала с отцом необыкновенно нежные и теплые отношения. Когда он усталый возвращался домой и ложился на кушетку, она растирала ему ноги и что-нибудь напевала. Это были прекрасные мгновения, которыми они наслаждались почти каждый день в течение многих лет. Он делился с дочерью тревогами и волнениями, деловыми проблемами, и именно он привил Сандре глубокое почтение к фирме "Фриджидэйр", поддержавшей его в тяжелые времена.

Это общение отца с дочерью пришлось как раз на то время, когда происходит наиболее интенсивный процесс написания сценария для ребенка. В такой период дети "снимают защиту", становясь очень восприимчивыми, и всевозможные образы, мысли и идеи глубоко укореняются в их подсознании. Возможно, Сандра сама забыла обо всем этом, пока чувство внутренней безопасности, порожденное нашим углубленным общением в течение года, не позволило ему проснуться естественным и непосредственным образом.

Сандре этот разговор помог лучше понять себя, она докопалась до эмоциональных корней своего отношения к марке "Фриджидэйр". Я тоже многое осознал и проникся к ней еще большим уважением. Я понял, что Сандра говорила не об электроприборах, а о своем отце и верности его памяти.

Помню, в тот день наши глаза были полны слез — не столько из-за сделанных открытий, сколько из-за возросшего чувства уважения друг к другу. Мы обнаружили, что даже самые простые, на первый взгляд, вещи часто имеют глубокие эмоциональные корни. Ориентироваться только на внешние проявления, не разглядев за ними более глубокой и тонкой материи, — значит грубо попирать священный покров человеческой души.

Эти месяцы общения принесли много плодов. Наше взаимопонимание настолько углубилось, что мы научились почти мгновенно обмениваться мыслями. Покинув Гавайи, мы решили не прекращать начатую практику. С тех пор вот уже многие годы мы регулярно катаемся по округе на своем мотоцикле или, если плохая погода, в машине просто ради того, чтобы поговорить. Мы чувствуем, что для сохранения любви нужно говорить друг с другом обо всем, особенно о чувствах, и стараемся общаться по несколько раз в день, даже если я нахожусь в отъезде. Это все равно что вернуться в стены родного дома, где сосредоточены счастье, чувство безопасности и высшие ценности жизни. ;

Томас Вулф был неправ. Домой вернуться можно, если твой дом — дорогие тебе отношения, дружба и любовь.



Страница сформирована за 0.84 сек
SQL запросов: 170