УПП

Цитата момента



Начните заниматься тем, что вам нравиться, и вам не придется работать ни одного дня в жизни.
Конфуций

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Ориентация на семью

Второй распространенный центр жизненных интересов - семья. На первый взгляд ставка на семью может показаться само собой разумеющейся и достойной одобрения. Семья как сфера приложения сил и долгосрочных инвестиций предоставляет широчайшие возможности для установления прочных отношений, любви, взаимного обмена, многого такого, что придает жизни смысл. Но по иронии судьбы преувеличение роли семьи рано или поздно сведет все эти преимущества на нет.

У людей, ставящих семью на первое место (со значительным отрывом от прочих жизненных интересов), чувство надежности и собственной значимости достигается благодаря традициям, культуре отношений и репутации семьи. Поэтому они необычайно чувствительны к любым изменениям в этих традициях и культуре и остро реагируют на любые внешние воздействия, способные нанести вред репутации.

Родители с ярко выраженной ориентацией на семью не обладают достаточной эмоциональной свободой и силой воспитывать своих детей, имея в виду конечную цель - то, как их дети преуспеют в самостоятельной жизни. Поскольку именно семья дает нам чувство безопасности, желание нравиться детям способна заслонить для таких родителей важность долгосрочных вкладов в их воспитание и развитие. Они либо потакают детям, либо сосредоточивают все свое внимание на правильном поведении детей в данный момент. Любая недостойная выходка сына или дочери подрывает их самоуважение. Они огорчаются и выходят из себя, реагируя на непосредственный раздражитель, а не на перспективное развитие и воспитание ребенка. Склонность переоценивать опасность приводит к неадекватной реакции. Родители начинают обставлять свое отношение к детям условиями; в свою очередь, дети также становятся зависимыми, а затем и контр-зависимыми; в них зреют зерна будущего бунта.

Ориентация на деньги

Вот еще один типичный и логически оправданный центр жизненных интересов.

Экономическая свобода дает человеку возможность эффективно действовать во всех остальных сферах жизни. В иерархии потребностей физическое выживание (зачастую связанное с материальной обеспеченностью) идет первым номером. Пока не удовлетворена - хотя бы на минимальном уровне - потребность в выживании, о прочих потребностях могут и не вспомнить.

Кто не сталкивался с денежными затруднениями! Наше материальное положение зависит от множества внешних причин; его ухудшение чревато такими разрушениями, что мы еще до его наступления склонны испытывать тревогу и озабоченность, даже если это никак не проявляется внешне.

Существуют высоконравственные мотивы зарабатывать как можно больше денег: например, желание достойно содержать семью. В то же время, став манией, погоня за деньгами способна привести к краху семьи.

Рассмотрим еще раз четыре фактора жизнеобеспечения: безопасность, целеустремленность, мудрость и энергию. Предположим, мое чувство безопасности зависит от наличия работы и дохода. Поскольку на экономическую ситуацию влияет множество внешних факторов, я постоянно нервничаю, теряю уверенность, становлюсь мнительным и ощетиниваюсь всякий раз, когда ситуация может потребовать значительных расходов. Но одно лишь наличие работы и денег не гарантирует ни мудрости, ни чувства цели, а только безопасность и энергию - да и то относительно. Чтобы показать ограниченность ориентации на деньги, достаточно одного-единственного финансового кризиса в моей жизни или в жизни моих близких.

Люди, придающие слишком большое значение деньгам, часто отодвигают семью и другие стороны жизни на второй план, как бы заранее предполагая, что материальное благополучие - главное. Один мой знакомый, отец семейства, собирался пойти с детьми в цирк и был уже у двери, когда ему неожиданно позвонили: шеф просил его вернуться в офис для решения неожиданно возникшей проблемы. Мой знакомый отказался. На вопрос жены: может, ему все-таки следует поехать в офис?- этот человек ответил: дела приходят и уходят, а детство неповторимо. Его дети на всю жизнь запомнили этот урок из области приоритетов, проявление безграничной любви к ним.

Ориентация на карьеру

Люди, делающие ставку на карьеру, нередко становятся работоголиками. Они жертвуют собственным здоровьем, привязанностью близких и другими важными сторонами жизни. Их самоопределение (осознание себя как личности) связано с профессией: "Я - врач"; "Я - писатель"; "Я - актер".

Поскольку их "образ себя" неразрывно связано с работой, чувство безопасности у этих людей находится в огромной зависимости от любых катаклизмов в этой области. Их цели связаны с требованиями профессии. Мудрость и энергия ограничены пределами профессиональных интересов; они некомпетентны во всех прочих областях жизни.

Ориентация на собственность

Движущей силой для многих людей стало обладание собственностью, причем под собственностью подразумеваются не только материальные блага: модная одежда, дома, автомобили, яхты, драгоценности,- но и такие неощутимые, как слава, положение в обществе и тому подобное.

Большинство из нас знает по собственному опыту, как ненадежна такая ориентация: ведь собственность имеет свойство внезапно исчезать; обладание материальные благами зависит от множества внешних факторов.

Если мое ощущение безопасности неразрывно связано с моей репутацией или обладанием некоторыми вещами, мне суждено постоянно трястись от страха, что это будет утеряно, похищено или обесценено. В компании людей, чьи достаток, известность, общественный статус или богатство уступают моим собственным, я чувствую себя "на коне". Тем не менее, мое чувство собственной значимости все время колеблется. У меня нет ощущения стабильности, прочности моего положения. Мне приходится заботиться о сохранности имущества и поддержании репутации. Все мы слышали о случаях самоубийства в связи с банкротством, падением курса акций или политическими переменами.

Ориентация на удовольствия

Вот еще один распространенный жизненный интерес, тесно связанный с предыдущим. Решающая роль здесь принадлежит кино и телевидению, усилившим в людях потребность в развлечениях, наглядно демонстрирующим, что можно иметь и делать в свое удовольствие.

Но, хотя блеск такого образа жизни бросается в глаза, а преимущества видны неворуженным глазом, его влияние на внутренний мир человека, его продуктивность и связи с другими людьми далеко не столь очевидны.

Невинные развлечения в умеренных дозах дают разрядку телу и душе, укрепляют семью и прочие отношения. Но сами по себе развлечения не приносят глубокого, прочного удовлетворения. Они быстро приедаются; наступает пресыщение; чтобы испытать наслаждение, людям с установкой на развлечения требуется что-то новое, более яркое и сильнодействующее. Человек впадает в нарциссизм, привыкает смотреть на жизнь с точки зрения удовольствий.

И пошло-поехало! Нескончаемая вереница праздников, кинопремьер, высиживание по много часов перед телевизором или видео. В этой обстановке сплошных каникул человек выбирает путь наименьшего сопротивления и, убивая время, убивает дни, месяцы и годы своей жизни. его способности дремлют; ум и душа погружаются в летаргический сон; сердце пустеет. Где в это время находятся безопасность, целеустремленность, мудрость и энергия? Ясно – в нижней точке континуума!

Малколм Маггеридж пишет в "Скрижалях ХХ века":

"Оглядываясь на свою жизнь (есть такая привычка), я более всего поражаюсь тому, что вещи, некогда казавшиеся вожделенными и значительными, впоследствии представляются пустыми и абсурдными. Например - успех во всех видах, слава, псевдосокровища вроде денег, обладания женщинами и суматошных метаний по белому свету, уподобившись Сатане, превознося и хватаясь за все, что может предложить Ярмарка Тщеславия. Задним числом все эти способы ублажить свое "Я" и изведать наслаждение кажутся мне шарлатанством чистейшей воды - Паскаль называл это 'лизать землю'".

Ориентация на дружбу (вражду)

Это особенно свойственно молодежи, хотя и не только. Быть принятым в группу, стать "своим" - кажется исключительно важным. Кривое, постоянно меняющееся "социальное зеркало" становится источником всех четырех факторов жизнеобеспечения; это влечет за собой высокую степень зависимости от настроений, чувств и поступков других людей.

При этом в центре ваших жизненных интересов может находиться всего один друг - это во многом напоминает брак и приводит к огромной эмоциональной зависимости. Кривая "любви-ненависти" круто взмывает вверх. Результат - тесное взаимодействие с отрицательным знаком.

А что вы скажете о враге в качестве центра жизненных интересов? Большинство удивится: "Придет же такое в голову!"- и уж во всяком случае, вряд ли кто-то сознательно выберет подобную цель и подобный стиль жизни. И тем не менее, ориентация на врага - чрезвычайно распространенное явление, особенно если конфликтующие в силу обстоятельств вынуждены часто сталкиваться. Если вам кажется, что человек, играющий большую роль в вашей жизни, несправедливо к вам относится, возникает соблазн преисполниться обиды и возмущения, зациклиться на этом человеке, отвести ему центральное место в вашей мини-вселенной. Валить все неудачи на предполагаемого врага - гораздо легче, чем взять на себя ответственность.

Одному моему знакомому, преподавателю университета, не давали покоя гнусные черты характера администратора, с которым у него сложились плохие отношения. Он постоянно думал об этом человеке; со временем это перешло в манию, которая до такой степени завладела моим знакомым, что отравила его отношения с родными, коллегами и членами церковной общины. Наконец он пришел к выводу, что ему ничего не остается, как сменить место работы.

- Если бы не этот администратор, ты предпочел бы по-прежнему работать в университете?- спросил я его.

- Конечно. Но пока он здесь, остаться - значит окончательно испортить себе жизнь. Нет, нужно уходить.

- Зачем тебе понадобилось делать из этого типа пуп земли?

Знакомый был шокирован и, разумеется, не согласился с такой постановкой вопроса. Но я постарался объяснить ему, что он сам допустил, чтобы недостойный субъект неузнаваемо исказил карту его жизни, подорвал веру, испортил отношения с близкими.

В конце концов мой знакомый был вынужден признать: он действительно отвел этому человеку непомерно большое место в своей жизни, но я неправ, утверждая, будто это – сознательный выбор. Вся ответственность лежит на администраторе. Сам он ни при чем.

Однако постепенно в ходе разговора мой друг начал понимать, что, вина лежит на нем самом: он не справился с ситуацией и, следовательно, проявил безответственность.

То же можно сказать о большинстве распавшихся браков. После развода люди еще долго остаются в плену обиды и чувствуют потребность в самооправдании. В отрицательном смысле они все еще женаты: каждый выискивает недостатки у бывшего партнера, чтобы подкрепить свои обвинения.

Многие дети-первенцы проносят через всю жизнь открытую или тайную ненависть к родителям, предъявляя им счет за прошлые обиды, пренебрежение и предпочтение им младших - "любимчиков". Эта ненависть становится средоточием их взрослой жизни.

Человек с ориентацией на друга или врага не чувствует себя в безопасности. Его чувство собственной значимости зависит от настроений и поступков других людей; он руководствуется в первую очередь возможной реакцией окружающих; мудрость ограничена социальной "призмой", параноидальной зацикленностью на "образе врага". Энергия - практически на нуле, а сам человек - марионетка.

Ориентация на веру

Наверное, всякий истинно верующий согласится, если я скажу, что регулярное или даже очень частое посещение церкви не равнозначно высокой степени религиозности. Встречаются люди, столь ревностно блюдущие культ и доктрины, что становятся нечувствительными к насущным нуждам окружающих людей и тем самым вступают в противоречие с этими доктринами. А есть другие, которые реже посещают церковь или не посещают вовсе, но чьи дела и отношение к людям отражают глубокую, искреннюю веру, потому что опираются на основные принципы христианской этики. Иначе говоря, они соблюдают дух, а не букву церковных заповедей.

При ориентации на церковь у человека может развиться преувеличенное представление о необходимости поддерживать видимость - это ведет к двурушничеству, подрывает чувство безопасности и самоуважения. Цель жизни задается не своей, а общинной совестью; является склонность навешивать ярлыки: "активист", "пассивный", "либерал", "ортодокс" или "консерватор". А поскольку церковь обладает всеми признаками формальной организации, со своей программой, практикой и служителями, сама по себе она не может дать человеку неотчуждаемое чувство собственной значимости. Оно дается лишь следованием принципам, а не институтом церкви.

Вера не может служить постоянным внутренним руководством. Люди с религиозной ориентацией бывают склонны жить изолированно от других; считают себя обязанными чувствовать и поступать одним образом по субботам и воскресеньям и совершенно другим – в прочие дни недели. Возникающая при этом раздвоенность подрывает целостность характера и представляет угрозу чувству безопасности; отсюда - склонность к навешиванию ярлыков и самооправданию.

Вера как конечная цель (а не средство достижения конечной цели) не способствует увеличению мудрости и энергии. Да, церковь провозглашает себя способной дать человеку источник силы, но не претендует на то, что она и есть - сила. Религия - просто один из каналов обретения благодати.

Ориентация на себя

Возможно, в наше время это - наиболее распространенный центр жизненных интересов. Крайняя и наиболее явная форма такой ориентации - эгоизм, грубо попирающий высшие ценности человеческого общества. Тем не менее, если присмотреться к типичным подходам к развитию и самореализации многих людей, можно убедиться, что их основа - ощущение себя центром вселенной. В этом замкнутом центре не может возникнуть чувство подлинной безопасности, правильного внутреннего руководства, мудрости и силы. Как Мертвое море в Израиле, он только впитывает – и никакой отдачи. Возникает стагнация.

С другой стороны, если, проявляя заботу о своем "я", вы имеете в виду дальнюю перспективу - развить способности, чтобы эффективнее служить людям, производить больше материальных или нематериальных благ, - это создает условия для роста и укрепления четырех факторов жизнеобеспечения.

Таковы наиболее типичные центры жизненных интересов, опираясь на которые, люди строят свою жизнь. Зачастую бывает легче определить ориентацию другого человека, чем свою собственную. Возможно, вам знаком некто, ставящий на первое место деньги. А энергия другого вашего знакомого в основном уходит на то, чтобы доказать свою правоту в нескончаемом конфликте. Если приглядеться повнимательнее, можно увидеть за поведением человека центр его жизненных интересов.

Ориентация на принципы

Помещая в центр нашей жизни верные принципы, мы создаем надежную базу для развития четырех факторов жизнеобеспечения.

БЕЗОПАСНОСТЬ проистекает из знания о том, что в то время, как другие центры ставят нас в зависимость от людей или явлений, подверженных быстрым и частым изменениям, верные принципы незыблемы. На них можно положиться.

Принципы ни от чего не зависят. Они не сойдут с ума и не начнут вдруг обращаться с нами по-другому. Не потребуют развода и не сбегут с нашим лучшим другом. Не станут лезть вон из кожи, чтобы "достать" нас. Не станут срезать угол или латать дыры на манер "тришкиного кафтана". Они не зависят от поведения других людей, окружающей среды либо моды. О них не скажешь, что сегодня они одни, а завтра - другие. Они не горят в огне, не боятся землетрясения; их невозможно похитить.

Принципы - это глубокие, фундаментальные истины, классические истины, общие родовые признаки. Они накрепко вплетены в ткань нашей жизни, придавая ей аккуратность, прочность, красоту и нетленность.

Даже очутившись среди обстоятельств или людей, игнорирующих принципы, мы черпаем чувство защищенности в знании: принципы сильнее людей и обстоятельств; тысячелетняя история человечества доказала: они неизменно торжествуют. И, что еще важнее, мы всегда можем убедиться в их правильности, применив их на собственном опыте.

Конечно, мы не ясновидцы. Наше знание и понимание верных принципов ограничено неполным знанием природы человека и окружающего мира, а также обилием модных теорий, которые не в ладах с верными принципами. Эти теории могут пригодиться на каком-то отрезке времени, но они, подобно множеству предшественниц, недолговечны, потому что возводятся на песке ложных представлений.

Наши возможности ограничены, но мы способны раздвинуть их пределы. Четкое представление о существовании принципа становления вооружает нас всем необходимым для поиска верных принципов. Чем больше мы знаем, тем прозрачнее призма, через которую мы смотрим на мир. Принципы неизменны; меняется только глубина нашего постижения этих принципов.

При ОРИЕНТАЦИИ НА ПРИНЦИПЫ источником МУДРОСТИ и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ служат точные карты, показывающие истинное положение вещей - в прошлом, настоящем и будущем. Точные карты вооружают нас четким представлением о месте назначения (цели) и как туда лучше добраться. Мы принимаем решения, опираясь на достоверную информацию - это делает их воплощение в жизнь возможным и вполне логичным.

Если жизнь строится на фундаменте принципов, ЭНЕРГИЯ личности - это энергия сознательного, вооруженного знанием, проактивного индивида, не ограниченная чувствами, мыслями и поступками других людей или обстоятельств.

Единственное ограничение - это естественные последствия самих принципов. Мы вольны выбирать образ действий, основывая свой выбор на знании верных принципов, но мы не властны выбирать последствия этих действий. "Наступишь на один конец палки - другой ударит тебя по лбу".

Принципы чреваты естественные последствиями. Последствия могут быть положительными, если мы в ладах с принципами, или отрицательными - когда мы пренебрегаем ими. Но поскольку эти принципы верны буквально для всех, независимо от степени владения истиной ("Незнание закона не освобождает от ответственности"), это ограничение носит универсальный характер. Чем больше мы знаем, тем больше наша личная свобода - и тем выше вероятность принять мудрое решение.

Помещая в центр наших жизненных интересов вечные, незыблемые принципы, мы создаем базовую парадигму эффективной жизни. Это - центр, позволяющий увидеть остальные центры в правильной перспективе.

При ориентации на принципы ваше чувство собственной значимости основано на верных принципах, которые не меняются в зависимости от внешних условий жизни. Вы черпаете уверенность в том факте, что можете многократно применять их на практике. В качестве меры самоусовершенствования верные принципы всегда действуют со свойственными им точностью, постоянством, красотой и мощью. Верные принципы помогают лучше понять законы вашего развития, придают вам уверенности в себе, усиливают жажду знаний и таким образом способствуют ясности сознания. Как источник безопасности, принципы помогут вам обрести неизменный и нерушимый стержень, ядро личности, и вы станете относиться к переменам без страха, как к волнующему приключению и новой возможности проявить свои дарования.

Вы обладаете надежным компасом, который указывает верное направление и подсказывает, какую выбрать дорогу. Вы пользуетесь достоверной информацией, поэтому принимаемые вами решения логичны и выполнимы. Вы поднимаетесь над жизненными ситуациями, эмоциями, обстоятельствами и воспринимаете мир в целом. Ваши решения и образ действий годятся как на короткой, так и на длинной дистанции. В любой ситуации вы сознательно и проактивно определяете оптимальный вариант.

Ваши суждения берут в расчет широкий спектр отдаленных во времени обстоятельств и отличаются мудрой уравновешенностью; от вас веет спокойной уверенностью. Вы по-другому смотрите на вещи и, следовательно, мыслите и действуете иначе, нежели реактивное большинство. Вы смотрите далеко вперед и воспринимаете мир сквозь базовую парадигму эффективной жизни. Вы смотрите на все, что вас окружает, с точки зрения: что вы лично можете сделать для мира и других людей? Вы занимаете активную жизненную позицию, стремитесь приносить пользу и способствовать развитию других людей. Вы стараетесь извлекать пользу и учиться на любом жизненном опыте.

Ваше могущество ограничено только знанием естественных законов и верных принципов, а также пониманием естественных последствий самих принципов. Вы становитесь знающим, сознательным, способным к анализу, проактивным индивидом, не зависящим от отношения и поведения других людей. Ваши возможности простираются далеко за рамки ваших собственных ресурсов благодаря высокому уровню взаимозависимости. Ваши решения и дела не испытывают на себе влияния настоящих финансовых или иных ограничений. Вы взаимозависимы и поэтому свободны.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Не пожалейте времени на то, чтобы записать ваши впечатления от воображаемых похорон, описанных в начале этой главы.

2. Запишите ваши нынешние жизненные роли. Вы довольны зеркальным отражением своей жизни?

3. Найдите время для того, чтобы, полностью отрешившись от повседневных дел, начать работу над индивидуальной программой.

4. Подумайте над тем, в чем центр ваших жизненных интересов. Соответствует ли этот образ вашему эталону личности? Удобно ли вам в его рамках?

5. Начните собирать выписки, цитаты, афоризмы, способные послужить материалом для создания индивидуальной программы.

6. Набросайте перечень дел, которыми вам придется заниматься в ближайшем будущем, и примените принцип мысленного творения. Зафиксируйте на бумаге желаемые результаты и какие шаги могут приблизить вас к их достижению.

9. Поделитесь принципами Навыка 2 с членами своей семьи или трудового коллектива; предложите им участвовать в создании семейной или коллективной программы.

НАВЫК 3. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИОРИТЕТЫ. ПРИНЦИПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

«Наиважнейшие вещи не должны зависеть от наименее важных».

Гете.

Прервите ненадолго чтение и попробуйте письменно дать краткие ответы на следующие два вопроса. Они пригодятся вам при овладении Навыком 3.

Вопрос 1. Что — одно-единственное — вы могли бы сделать такого, чего не делаете сейчас, но что, если делать это систематически, весьма существенным и положительным образом повлияло бы на вашу личную жизнь?

Вопрос 2. Какое действие, предпринятое вами в деловой сфере, даст такой же результат?

Мы еще вернемся к этим вопросам. А сейчас обозначим перспективу Навыка 3.

Навык 3 — это ваше личное достижение, практическое применение Навыков 1 и 2. Смысл Навыка 1 заключается в следующем: «Вы — творец, вы несете ответственность». Он держится на четырех уникальных способностях человека: ВООБРАЖЕНИИ, СОВЕСТИ, НЕЗАВИСИМОЙ ВОЛЕ и САМОСОЗНАНИИ, или СПОСОБНОСТИ К САМОАНАЛИЗУ. Вы всегда вправе сказать: «В детстве и юности для меня написали неправильную программу. Меня не устраивает этот, оказавшийся неэффективным, сценарий. Я хочу и могу изменить себя».

Навык 2 — первое, или мысленное, творение. В его основе лежат ВООБРАЖЕНИЕ — способность предвидеть, разглядеть потенциальные возможности, создать в уме образ того, чего не видят глаза — и СОВЕСТЬ: способность осознать себя как уникальную личность и установить морально-этические границы, в пределах которых мы можем добиться наивысших результатов. Благодаря совести мы находимся в постоянном контакте с высшими моральными ценностями.

Навык 3 — второе, физическое творение. Здесь мы имеем дело с осуществлением, реализацией замысла. Навык 3 — естественное следствие Навыков 1 и 2, применение на практике НЕЗАВИСИМОЙ ВОЛИ, кропотливая — день за днем, минута за минутой — работа.

Навыки 1 и 2 играют первостепенную роль в создании предпосылок для Навыка 3. Невозможно глубоко усвоить ориентацию на принципы, если прежде не уяснить и не развить свойственную человеку от рождения проактивность, не осознать свою жизненную философию, не овладеть механизмом смены парадигм и приведения своих представлений о мире в соответствие с принципами. И еще: нельзя построить жизнь на принципиальной основе без того, чтобы наглядно представить себе и сосредоточиться на решении уникальных задач, которые под силу только вам — и никому больше.

Зато, если эти предпосылки налицо, можно постепенно переориентировать свою жизнь на принципы — день за днем, миг за мигом применяя на практике Навык 3 — эффективной самоорганизации.

Не забудьте: менеджмент (управление) коренным образом отличается от руководства. Руководство — это высокопродуктивная деятельность правого полушария головного мозга. В нем больше от искусства; оно опирается на философию.

Вырабатывая стратегию внутреннего руководства, мы имеем дело с высокими материями, «вечными» вопросами бытия.

После того, как вы задали себе эти вопросы и ответили на них, встает задача — эффективно управлять собой, чтобы построить жизнь в соответствии с этими ответами. Степень этой эффективности не играет абсолютно никакой роли, если вы находитесь «не в тех джунглях». Зато, стоит очутиться «в тех», как она приобретает важное значение. Высокое качество управления (и самоуправления) определяет качество и даже само существование второго творения. Менеджмент — это умение «разложить по полочкам», трезвый анализ, строгая последовательность конкретных мер — все то, что относится к «привязанной ко времени» деятельности левого полушария головного мозга. Моя формула личной эффективности звучит так:

«Управляй слева, руководи справа».



Страница сформирована за 0.92 сек
SQL запросов: 169