УПП

Цитата момента



Я понимаю, что за все в жизни нужно платить. Но ведь можно же и поторговаться…
Умная женщина.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

КАК ЭТО МОЖНО ПРИМЕНИТЬ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОМ

Теперь давайте посмотрим, как все вышесказанное можно применить к управлению проектом. За эти годы я разработал модель управления проектами, которую я назвал Методом Льюиса®. Эта модель изображается как диаграмма, показывающая последовательность, предпринимаемых шагов по управлению проектом. Модель представлена на рис. 3.3. Как вы видите, в моей модели проекта пять стадий: определение, планирование стратегии, планирование выполнения, выполнение и контроль и завершение.

щелкните, и изображение увеличится

Давайте начнем со стадии определения, которая является как раз той стадией, где многие проекты не получают своего развития из-за неправильно выбранного пути. Поскольку проект начинается как концепция — как нечто расплывчатое в чьем-то мозгу, — то первое, что нужно сделать, — это разъяснить, какова точная цель проекта. Какие ожидаются результаты, что должно быть вложено, чтобы получить эти результаты, и каковы ожидания различных держателей акций относительно результатов проекта?

Часть этого процесса требует аналитических навыков, которыми обычно обладают люди с доминирующим левым полушарием мозга, с сильной склонностью к размышлениям (поэтому эта часть будет включать ISTJ, ESTJ, ISTP и ЕSТР-типы, а также INTR, ЕNТР, INTJ и ENTJ-типы). Другими словами, представители NF-темпераментов вообще исключаются наряду с двумя типами, попадающими в SР-категории (ISFР и ЕSFР). В целом они составляют приблизительно 40% населения, но являются представителями двух групп, наименее представленных в большинстве корпораций, поэтому мы ожидаем, что большинство работников сможет внести свой вклад в этот первый шаг.

Как только получено определение, должна быть сформулирована проектная стратегия. NT — очевидный выбор в этом случае, потому что они составляют довольно существенный процент в большинстве корпораций. Обратите внимание, что стратегию необязательно должен разрабатывать менеджер проектов, но если он не является представителем NT-темперамента, тогда должен быть привлечен к этой стадии проекта член команды с NТ-темпераментом.

Затем приходит очередь планирования исполнения, которое будет состоять из планирования тактики и материально-технического обеспечения. Б этом несомненное преимущество имеют представители SJ -и SР-темпераментов. К сожалению, так как мы, вероятно, столкнемся с отсутствием SР (Ремесленников) в большинстве организаций, нам, скорее всего, придется полагаться на представителей SJS, чтобы одновременно иметь дело с тактикой и логистикой. Они будут сильнее в логистике, чем в тактике, но представители NTS смогут внести вклад в тактику, так что не все потеряно.

Во время выполнения и контроля мы будем нуждаться в сильной поддержке от представителей SJS, потому что многие проблемы будут связаны с материально-техническим обеспечением, в котором они превосходят других. Однако ситуация теперь становится очень динамичной, и вы можете обнаружить нужду в лидере с дипломатическими навыками, что означает потребность в представителях NFS и NTS.

Наконец, во время завершения проекта вы будете нуждаться в соединении навыков. Вы должны быть дипломатичным, чтобы задать «нескромные» вопросы: «Что было сделано хорошо? Что мы должны сделать лучше в следующий раз?» Вам также нужны аналитические навыки, в которых представители NN и SJ.)-темпераментов, вероятно, будут довольно успешны.

Вот некоторые проблемы, но только некоторые. В следующей главе мы увидим, что и именно взаимодействие темпераментов является наиболее важным.

4. ТЕМПЕРАМЕНТ И МОТИВАЦИЯ

Наше поведение мотивируемо не только удовлетворением наших потребностей, но и реализацией наших интересов. Каждому темпераменту свойственны различные интересы и мотивация. В табл. 4.1 они представлены в кратком виде по данным Кейрси (1998, с. 128),

Прежде чем пойти дальше, полезно будет напомнить, что существует очень мало людей, которые являются чистыми представителями темпераментов. Например, мои результаты теста Кейрси по определению темперамента по шкале «Разум — Чувства» (ТF) составляют 5 баллов по «Разуму» (Т) и 15 баллов — по «Чувствам» (F). Поэтому у меня есть характеристики и NF- и NT-темпераментов, однако NF-темперамент является преобладающим. Однако обратите внимание, что сначала я стал инженером (характеристика NТ-темперамента), хотя всегда интересовался людьми. Но мой интерес к людям победил мой интерес к технике (и я получил докторскую степень в психологии), хотя я по-прежнему люблю читать литературу о науке и технике.

Таблица 4.1

Интересы

Идеалисты

Ремесленники

Опекуны

Рационалисты

Образование

Человеческие

ценности

Искусство и труд

Коммерция

Науки

Заботы

Моральный дух

Техника

Нравственность

Технологии

Профессия

Персонал

Оборудование

Материалы

Системы

ИНТЕРЕСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Интересы Идеалистов (NF)

Идеалисты тянутся к человеческим ценностям и в связи с этим к профессиям, которые требуют выражения идей словами. Они любят общаться с людьми. Из них получаются хорошие писатели, многие становятся преподавателями литературы.

Человеческие ценности состоят не только из литературы, однако очень многие идеалисты тянутся к социальным наукам, особенно к психиатрии, к консультированию в области персонала или религии (Кейрси, 1998, с. 130). Фактически мотивация многих представителей NF-темперамента состоит в том, чтобы помогать людям. Представители NF-темперамента склонны к самоактуализации — под этим термином Абрахам Маслоу подразумевал то, что они склонны полностью реализовывать себя. Если использовать вербовочный слоган американской армии, то самоактуализация — это «Быть всем, чем вы можете быть».

Идеалисты также беспокоятся о моральном духе. К тому, что понимают под этим обычные люди, они прибавляют имидж, самоуважение, чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Они заботятся о том, чтобы люди в команде имели высокий моральный статус, поэтому во время принятия решений представители NF-темперамента очень подробно обдумывают, как это решение затронет чувства других. Именно здесь может возникнуть конфликт между представителями NF- и NТ-темперамептов, поскольку NT-представители больше заботятся об экономических или технических проблемах, а представители NF — о чувствах. На крайних точках шкалы NF-темперамент может рассматриваться как «кровоточащее сердцем, а NT-темперамент как холодный и незаботливый. Конечно же, трудно представить, что кто-то может достичь того или другого абсолюта.

Идеалисты (NF).

Идеалисты тянутся к человеческим ценностям. Они выражают идеи словами. Они заботятся о чувствах других.

Когда представитель NF-темперамента находит работу в службе персонала, вы можете быть уверены, что в списке приоритетов на первом месте окажутся потребности людей. Представители этого темперамента будут высказываться за развитие человеческих ресурсов, за справедливое обращение с людьми, за устранение сексуального преследования на рабочих местах и вообще за то, чтобы люди чувствовали себя на работе, как дома. Однако многие администраторы человеческих ресурсов (также как и многие менеджеры) являются Опекунами, и хотя нельзя сказать, что они незаботливы, они все же не заботятся о людях так, как Идеалисты. Фактически многие служащие, которые предлагают свои рекомендации по персоналу или какую-либо другую личную помощь, не находят «заботливого» ответа, которого они ожидали, потому что администратор-опекун просто не приспособлен к защите интересов персонала так, как идеалист.

Интересы Ремесленников (SР)

Так как Ремесленники в матрице Кейрси находятся диаметрально противоположно от Идеалистов, мы ожидаем, что их интересы будут разносторонни, что, собственно, и происходит. В школе они всегда первые в искусствах и ремеслах. Им часто наскучивают школьные учебные планы, по большей части ориентируемые на Опекунов, и они стараются разогнать свою скуку способами, которые преподаватели часто находят неприемлемыми. Именно эти дети часто диагностируются как «гиперактивные», и их заставляют принимать лекарства, чтобы их поведение можно было контролировать. Так как они составляют приблизительно 17% населения, то довольно существенное количество из них — это дети.

В любом случае искусства и ремесла — это не только живопись или скульптура. Они также включают атлетику, кулинарию, литературу, театр, военную науку, промышленность и, как назвал это Дональд Трамп, «искусство сделки» в бизнесе. ремесленники склонны превосходить других в любой из этих областей.

Ремесленники действительно достигают высокой степени мастерства. Обратите внимание, что мы не говорим о «технологии», которой они могут избегать в действительности. «Техника» включает игру на музыкальных инструментах, живопись, скульптуру, спорт и использование различных инструментов. Касается ли это написания речей, заключения сделок или работы по дереву, представители SР-темперамента тянутся к «технике» подобно мухам, летящим на мед.

Ремесленники (SР)

Ремесленники стремятся высокой степени мастерства. Они тянутся к искусствам и им нравится писать речи и заключать сделки.

Они любят работать со всеми видами оборудования. Им следует водить гоночные автомобили пилотировать самолеты, управлять теплоходами, работать скальпелем и т. д. Кейрси говорит, что в доисторические времена - «Ремесленники, наверное, были главными охотниками и лучшими воинами. Петля, дубинка, копье, лук и стрелы; этими вещами были вооружены древние представители SР-темперамента для их смертельного искусства» (Кейрси, 1998, с. 45).

Интересы Рационалистов (NТ)

В отличие от Идеалистов и Ремесленников, не склонных к наукам, националисты тянутся к ним. Однако они избегают гуманитарных наук, в то время как два других темперамента очень к ним расположены. Кейрси говорит, что Рационалисты скорее должны работать с системами, чем с материалами, инструментами или персоналом (Кейрси, 1998).

Дальше он говорит:

Давным-давно Рационалисты были в своих племенах волшебниками, делавшими попытки подчинить природу своей воле; позже, в Средневековье, они были алхимиками, искавшими философский камень. Сегодня учебные планы в большинстве начальных и средних школ в значительной степени скучны для представителей NT-темперамента просто потому, что для них они составлены неправильно. Что пробуждает свойственное им любопытство, так это научная работа — логические исследования, критические эксперименты, математическое описание — все это может захватить их на всю жизнь (Кейрси, 1998, с. 176-177).

Рационалисты заботятся о технологии, которую они считают «логикой построения», в то время как Ремесленники интересуются «навыками строительства». Рационалисты могут спроектировать здание, а Ремесленники будут его строить. На самом деле Рационалисты могут быть либо инженерами, либо архитекторами.

Рационалисты (NТ).

Рационалисты тянутся к наукам, и наука может на всю жизнь.

Они заинтригованы механизмами и организмами. Организмы изучают антропологи, биологи, этнологи, физиологи и социологи, а механизмами занимаются всякого рода инженеры. Сложность этих органических и технических систем очаровывает Рационалистов.

Интересы Опекунов (SJ)

Хотя Опекуны и Рационалисты представляют всего 50% населения, Кейрси считает, что они составляют приблизительно 80% персонала корпораций. Это интересно, потому что они находятся диаметрально противоположно по отношению друг к другу в матрице темпераментов. Опекуны объединяются в использовании инструментов и конкретны в общении, в то время как Рационалисты — прагматики в использовании инструментов и абстрактны в общении. Естественно, что их интересы также диаметрально противоположны.

Опекуны очень беспокоятся о нравственности (не о моральном духе), правильном и неправильном способах вести себя. Они склонны к коммерции и могут испытывать неприязнь к технологии. Рационалисты — полная противоположность Опекунам, так что вы можете ожидать конфликта между двумя этими темпераментами. Так показывает мой опыт общения с ними. У них наблюдаются трудности в общении друге другом — Опекуны предпочитают конкретные, основанные на фактах утверждения, а Рационалисты говорят абстрактными терминами о концепциях, глобальных картинах, взаимодействиях систем и тому подобное. Опекун хочет видеть, что правила соблюдаются, особенно правила, касающиеся использования инструментов (помните, «инструмент» означает все, что угодно, от реального инструмента до автомобиля), а Рационалист думает, что правила нужны для других, но не для него самого.

Опекуны (SJ).

Кейрси утверждает, что Опекуны составляют около 80% персонала корпораций. Опекуны превосходят других в логистике и являются организаторами от природы.

Далее. Существует столкновение коммерции и технологии. Я работал с инженерами — представителями ИТ-темперамента, которые не имеют никакого представления о бюджете или о крайних сроках сдачи проекта. Они находятся во власти мечты о создании совершенного механизма, преследуют эту мечту и проклинают график работ! Они жалуются, что «дедлайн» не позволяет им сделать хорошую работу. Они действительно подразумевают, что они не могут сделать работу совершенной, хотя по определению совершенство недостижимо. Труднее всего им приходится в процессе «убеждения самих себя», — процессе создания работы «достаточно хорошей» на данный момент, чтобы возвратиться к ней позже для улучшения. Если бы вы поручили выпуск новых изделий таким «совершенствующим» инженерам, изделия никогда не были бы выпущены, потому что эти инженеры всегда нашли бы способ сделать их лучше.

В чем Опекуны действительно превосходят других, так это в логистике — управлении материально-техническим обеспечением, военным оборудованием и поставками. И здесь снова лежит источник конфликта с Рационалистом, который от природы является стратегическим мыслителем, видя глобальную картину, грандиозный план, в то время как Опекун думает о разных «мелких» деталях: как накормить исполнителей этого грандиозного плана, разработанного Рационалистом. Интересно, что в течение Второй мировой войны немцы твердо усвоили, как важно материально-техническое обеспечение тогда, когда они забросили свои отряды в Африку и не смогли сражаться, потому что у них не было боеприпасов и тылового обеспечения.

Опекуны - организаторы от природы. Они любят занятия, которые связаны с управлением материально-технической базой, организацией вещей, планированием, наблюдением за тем, чтобы все шло гладко, и составлением отчетов. Они — стабилизаторы, пытающиеся держать судно на плаву, в то время как NT-Рационалисты хотят изменить направление движения судна. На самом деле видимые лидеры часто обнаруживают, что менеджеры среднего звена, являющиеся Опекунами, могут блокировать изменения в процедурах, которые они (Видимые лидеры) пробуют осуществить. Однако это не преднамеренный саботаж. Опекун был нанят именно для того, чтобы стабилизировать ситуацию.

МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

Я уже говорил о том, что мотивацией для нас является возможность удовлетворить потребности и что эти потребности можно разделить на пять больших групп. Также справедливо утверждение, что каждый человек удовлетворяет эти потребности по-своему — участвует в каком-либо виде деятельности или следует какой-либо модели поведения. В качестве примеров можно привести инновационное и экспертное поведение, выявление проблем, обучение, саморазвитие, помощь, организацию, «защиту»- и преподавание. Естественно, что каждый темперамент склонен к определенной модели поведения, основанной на типичных интересах, которые свойственны этому типу темперамента.

Мы можем предсказать, что большинство Опекунов будут «защитниками» - и организаторами. «Защитники» — это те, кто очень обеспокоен точным соблюдением правил, инструкций и различных процедур. Стереотипом в этом смысле является бюрократ, и не приходится сомневаться, что большинство бюрократов — Опекуны.

NF-Идеалисты склонны к тому, чтобы быть помощниками. Они часто делают карьеру во вспомогательных профессиях, к которым, по моему мнению, относятся профессиональные дипломаты. NF-Идеалисты также стремятся к саморазвитию, но саморазвитию особого рода — они часто стремятся к духовным целям, стараются стать «лучшими представителями рода человеческого». Представители NТ-темперамента могут стать писателями или преподавателями. Если они становятся писателями, то они, скорее всего, будут новаторами в использовании некоторых слов. В качестве преподавателей (что можно расценивать как вспомогательную профессию) они также могут быть новаторами, подобно Джейму Эскаланте, но это может возбудить негодование более традиционных SJ-преподавателей.

Ремесленникам нравится достигать высокого мастерства, что можно расценивать и как саморазвитие, и как стремление стать высококлассными рабочими. По нраву им и выявление проблем.

NТ-Рационалисты определенно склонны к инновационной модели повеления. Эти интуитивные мыслители любят проектировать системы, создавать красивые здания и т. п. Они могут быть и экспертами. Они обладают различной информацией и любят вопросы, на которые они могут ответить. NТ-Рационалисты склонны быть «вечными студентами», как говорили раньше, изучая науку и технику.

На самом деле довольно легко определить модель поведения, которая мотивирует человека. Причина в том, что эти модели повторяются. То есть мы склонны следовать одной и той же модели поведения каждый раз, когда нас мотивируют, так что разгадка в том, чтобы изучать ситуации, в которых люди мотивированы, и выявлять модель поведения этих людей.

Занимаемая должность

Чтобы выявить модель поведения, я делаю следующее. Я прошу, чтобы человек рассказал мне о какой-нибудь ситуации во время работы, которая действительно заинтересовала его. «Это была работа, которой вы действительно наслаждались, с нетерпением ждали ее, возможно, много думали о ней по пути на работу, — говорю я. — Можете ли вы припомнить что-нибудь подобное?»

Обычно каждый человек может рассказать мне по крайней мере об одном опыте работы, который был мотивирующим, но если он не может этого сделать, я переключаюсь на другую категорию или я могу попросить его описать «идеальную» работу. На что она была бы похожа? Чем бы он конкретно занимался, т. е. какую бы роль он играл?

Пока человек рассказывает мне об этом опыте работы, я делаю мысленные заметки. Нужно очень внимательно слушать человека, чтобы запомнить каждую деталь.

Хобби или спорт

После разговора о работе я прошу собеседника рассказать мне о какой-нибудь деятельности, не связанной с работой, в которой он участвует. Это должна быть именно деятельность, а не что-нибудь подобное вроде лежания под солнцем на пляже. Это не мотиватор (как деятельность), но способ расслабления. Я имею ввиду хобби или спорт. Это может быть гольф или работа по дереву.

Здесь нужно определиться, чем конкретно человек занимается. Например, я знал людей, которые могли спокойно играть в гольф в одиночку. Я могу почти гарантировать, что такие люди являются Ремесленниками, которых заботит только совершенствование их техники игры. Социальный аспект их вообще не интересует.

С другой стороны, есть такие люди, которые и не подумали бы играть в гольф в одиночку. Гольф для этих людей — социальное явление, и здесь важен не столько счет в игре, сколько социальный компонент. Без сомнения, эти люди Экстраверты (те, кто черпает энергию из внешнего мира), и для них моделью поведения может быть просто социальное взаимодействие.

Но есть и люди, которых настолько захватывает дух соперничества, что они также не смогли бы играть в гольф в одиночестве, потому что их цель — победить конкурента. Для них неважно, «как вы играете», им важна победа. Модель их поведения сводится к доказательству своего превосходства.

Фантазии или мечты

После всего вышесказанного я прошу человека, чтобы он рассказал мне о чем-нибудь, что он всегда хотел сделать, но у него никогда не было возможности для этого. Я называю это фантазией или мечтой, «списком его желаний». Множество людей говорят мне, что они хотели бы путешествовать. Здесь вы снова должны получить конкретную информацию. «Вы бы предпочли увидеть четыре города за три дня или провести неделю в одном месте? Вы бы хотели провести время, живя в местной семье или только осматривая достопримечательности? Вы предпочитаете осматривать достопримечательности с организованной тургруппой или в одиночестве?»

Я иногда спрашиваю: «Что такое, по вашему мнению, большая сделка? Что бы вы от нее получили?» Ответы на такие вопросы говорят вам о многом, что мотивирует человека.

Определить модели поведения

Когда вы выявите эти три вида деятельности, вы обнаружите, что существует какая-то «нить», которая их связывает. Каждый отдельный вид деятельности будет содержать одну и ту же модель поведения. Важно не содержание этой деятельности, а что человек делает с этим содержанием.

Когда вы только учитесь делать это, то лучше всего проводить такие исследования в группе из трех человек. Третье лицо может помогать вам обрабатывать данные, которые вы получили от интервьюируемого. Потом вы можете поменяться местами так, чтобы каждый из вас побывал на месте интервьюируемого, берущего интервью и помощника.

Вы обнаружите, что большинству людей не свойственны абсолютно «чистые» модели поведения. Например, я помощник / новатор. Я люблю создавать что-нибудь новое и, если это еще и помогает людям, то я получаю двойную отдачу. Я также использую преподавание в качестве моей вспомогательной профессии. Я мог бы стать клиническим физиологом и наслаждался бы этим, но я войду в контакт с гораздо большим количеством людей с помощью литературы и преподавания, и в этом состоит мой подход к помощи.

Однако я начинал как инженер, и мне искренне нравилось разрабатывать коммуникационное оборудование. Это прорывался NTкомпонент моей личности, потому что во мне есть часть Т и часть F но F-компонент является более сильным. Поэтому я разделяю некоторые мотивации обоих темпераментов. Вы, вероятно, обнаружите, что большинство людей подобны мне в этом отношении, если, конечно, их показатели по Т—F, J—P, S―N не концентрируются на шкале в одном направлении, т. е. если человек не целиком Т или F, J или Р и т. д. Однако такое редко можно обнаружить на практике.



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 171