УПП

Цитата момента



Я понимаю, что за все в жизни нужно платить. Но ведь можно же и поторговаться…
Умная женщина.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть в союзе двух супругов
Сторона обратная:
Мы — лекарство друг для друга,
Не всегда приятное.
Брак ведь — это испытанье.
Способ обучения.
Это труд и воспитанье.
Жизнью очищение.
И хотя, как два супруга,
Часто нелюбезны мы,
Все ж — лекарства друг для друга.
САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

ФИЛЬТРЫ

Парадигмы не только отражают наши убеждения о мире и управляют нашим поведением, но они действуют и как фильтры поступающей информации. Мы склонны видеть мир таким, каким его подтверждает наше убеждение. Поэтому, если мы верим, что люди скупы, противны и недружелюбны, тогда мы будем видеть их именно так, независимо от того, являются ли они такими на самом деле.

Это фильтрование осуществляется через стирание и искажение поступающей информации. Мы не воспринимаем информацию, которая может разрушить наше убеждение. Мы даже не замечаем такой факт. А если нас заставят узнать о нем, мы интерпретируем это таким способом, чтобы поддержать наше убеждение. Это искажение информации.

Оба примера можно взять из одной семейной консультации, когда мужчина жаловался, что жена никогда не демонстрировала, как она заботится о нем. (Я подозреваю, что он имел высокую потребность в том, чтобы ему выражали привязанность.) Психоаналитик несколько сессий наблюдал и пришел к выводу, что это не так. Жена очень хорошо относилась к мужу. Поэтому психоаналитик спросил, заметил ли мужчина ее жесты, и оказалось, что он их не замечал. Однако теперь, когда ему сказали о чем-то, что происходило, но чего он не осознавал, муж признал возможность этого, но сказал: «О, она делает это только для вас». Сначала он удалял информацию из своего восприятия, но когда его заставили осознать эту информацию, он изменил ее значение, так что он мог продолжать думать, что его жена была сдержанна.

ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ПАРАДИГМЫ

Вопрос: почему каждый из нас имеет общие убеждения о том, что такое люди? Ответ в том, что эти убеждения формируются еще в детстве. Если, например, ребенок приходит в школу и по каким-то причинам воспринимается отличным от других детей, эти дети могут дразнить его и делать несчастным. Когда я был ребенком, то видел, что такая ситуация складывалась, например, в отношении детей из бедных семей. Они носили одежду, типичную для бедных детей, и из-за этого их дразнили.

Можно ожидать, что некоторые из этих детей придут к выводу, что другие люди не очень хорошие, и это убеждение останется с ними всю жизнь. Другими словами, несколько плохих жизненных впечатлений — и человек приходит к выводу, что мир — не самое приятное место.

ФИЛЬТРЫ. Парадигмы также фильтры поступающей информации. Мы склонны видеть мир таким, каким его подтверждает наше убеждение.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС НЕГАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛЮДЕЙ

Первая мысль — вам не стоит быть менеджером. Но кто сказал, что ваш взгляд на мир — это навсегда? Он может быть изменен. Вопрос в том, как?

Я должен признать, что это нелегко, но вот подход, который я нашел довольно полезным. Сначала позвольте мне рассказать вам о некоторых моих убеждениях относительно природы людей. Я не утверждаю, что они истинны, но они полезны. Конечно, они не могут быть истинными для каждого человека, но, возможно, в общем они истинны, что и является важным. Вопрос в том, почему люди ведут себя именно так, как они себя ведут. Вот мои ответы:

Все поведение — это попытка удовлетворить потребности человека.

Поскольку человек изучил только одно поведение, которое сработало в прошлом, можно сказать, что он делает лучший или единственный доступный выбор, чтобы удовлетворить данную потребность.

Человек — это не его поведение! Мы склонны ставить на людях клеймо «плохой» или «сумасшедший» из-за отрицательного впечатления от их поведения, но человек проявляет себя своим поведением ничуть не больше, чем компьютер своими программами.

Все поведение имеет смысл исходя из ожиданий стороннего наблюдателя. Единственная причина, почему поведение кажется нам необъяснимым, в том, что мы не разделяем ожиданий этого человека.

Люди имеют убеждения относительно того, что такое мир, которые называются моделями действительности, и они склонны вести себя в соответствии с этими убеждениями.

Люди сохраняют свои модели действительности, отбрасывая то, что в них не укладывается.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В своей основе все поведение — это попытка удовлетворить потребности человека. Поскольку существует очень широкий диапазон человеческих потребностей, нам нелегко понять потребность, которую кто-то пытается удовлетворить.

СДЕЛАЙТЕ ЛУЧШИЙ ВЫБОР

Поведение человека может иногда казаться причудливым, и мы можем задаться вопросом, почему кто-то ведет себя подобным образом. Некоторые действия, например, являются пагубными, и интересно, почему человек не видит того, что он вредит себе.

Интересно то, что он знает о своем самоубийственном поведении, но говорит вам, что он не может помочь себе. Вы можете наблюдать такое поведение и на причудливых ток-шоу. Некоторые гости этих ток-шоу, странны, но мы не должны судить их слишком строго, потому что они действительно не чувствуют себя способными сделать что-нибудь по-другому.

Это обычно происходит потому, что они знают только один способ удовлетворять какую-либо потребность и у них нет гибкости, чтобы вести себя по-другому.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ

Я боюсь, что у менеджера проектов с отрицательным взглядом на людей будут серьезные неприятности. У простого менеджера будут проблемы из-за отрицательного взгляда на людей, но хуже, если эти проблемы будут у менеджера проектов. Можно ожидать от руководителя отдела, имеющего отрицательный взгляд на людей, что он будет управлять своими людьми «железной рукой». Каждый их шаг будет контролироваться. Они не будут иметь свободы действий. Скорее всего, им придется долго ждать от руководителя одобрения каждого своего шага.

Представим что, этот менеджер станет менеджером проектов, когда люди в проектной команде не принадлежат ему, и попробуем предположить, что произойдет. Он будет все время задаваться вопросом, выполняют ли они работу хорошо, потому что он не сможет в должной мере контролировать их или управлять ими. Я предполагаю, что он может доставить функциональным менеджерам — (людям, перед которыми отчитываются работники) много неприятностей, потому что он будет постоянно проверять каждого.

Смысл всего этого в том, что как лидер вы должны многого ожидать от людей, в противном случае вы немногого добьетесь от них. Кроме того, если вы много ожидаете, а работники соответствуют этим ожиданиям, то помните, что они желают оценки себя. Планируйте маленькие победы. Поощряйте их. Убедитесь, что они разделяют ваше видение конечного результата работы. И дайте им знать, что вы цените их работу, а не просто ждете, что они будут делать эту работу, потому что

СЛОВО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТАХ

Беспокойство, которое я испытываю относительно использования темпераментов для понимания людей, состоит в том, что очень легко начать мыслить стереотипно. Вы начинаете полагать, что если человек является представителем SJ - темперамента, то тогда он должен быть таким-то, таким-то и таким-то, но в реальной жизни этот человек оказывается другим, и вы сбиваетесь с вашей классификации. Одна причина в том, что большинство людей не являются чистыми представителями S или чистыми J. Они имеют немного N в своем темпераменте, а также немного Т, поэтому у них могут быть общие характеристики с NТ-темпераментом. Другая причина (наиболее важная) в том, что система Майерса—Бриггса рассматривает всего четыре измерения индивидуальности, а их, без сомнения, намного больше. Лучшее, что вы можете сказать о темпераментах — это то, что они дают вам общую идею о склонностях человека.

9. ОБЩЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО

Существует теория лидерства, называемая теория «большого рта?-, которая предполагает, что более общительные люди, становятся лидерами. Отчасти это так. Но точнее было бы сказать: люди, умеющие хорошо выражать свои мысли, становятся лидерами. Уинстон Черчилль считался очень хорошим оратором. Как выразился о нем один писатель:

Он говорил: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота», но все эти предложенные трудности не объясняют, как сэр Уинстон Черчилль привел Союзные силы к победе во Второй мировой войне. Можно добавить, что благодаря ораторскому искусству Черчилля была выиграна большая часть войны (Джонатан Лон, неопубликованная статья).

Интересно, что и речи Адольфа Гитлера хорошо объясняют его восхождение на вершину власти, потому что его речи имели гипнотический эффект. Меня всегда поражало, как он стал канцлером Германии, родившись в Австрии в бедной семье и не получив должного образования. Надо отметить, что факт его влияния объясняется не только способностью говорить, но и тем, что он умело разжигал национальную рознь. То есть он сделал ставку на эмоции людей и показал им, как они могли обратить «несправедливости», которые были допущены по отношению к ним во время Первой мировой войны, в «правильные вещи».

Поскольку множество изданий освещает проблему общения, то я не намерен сильно углубляться в этот предмет, но я хочу коснуться тех аспектов общения, о которых должен знать лидер проекта, особенно тех навыков, которые необходимы для эффективности лидера.

ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Общение состоит из двух компонентов. Есть содержание или переданное сообщение, и есть определение взаимоотношений говорящего с другим человеком. Например, если я говорю кому-то: « Подай-ка мне вон ту бумаг», я фамильярной формой обращения пытаюсь показать, что у меня более высокий статус. Но если я скажу: «Передайте мне ту бумагу, пожалуйста», я буду вежлив и взаимоотношения станут равными.

Отношения с равным статусом называются симметричными, а отношения с неравным статусом — дополнительными. Характер симметричных взаимоотношений непостоянен, поскольку каждый человек будет видеть то, что отношения всегда слегка неравны в настоящий момент. Лучшее, чего можно ожидать, это их усредненность. Если ожидаются взаимоотношения постоянно равного статуса, невозможно, чтобы это ожидание сбылось, скорее всего, различие образует трещину во взаимоотношениях.

Дополнительные взаимоотношения устойчивы в том случае, если один человек не хочет превратить их в симметричные. Иногда это называется борьбой за власть, и мы обратимся к этой проблеме позже.

Теперь предположите, что я общаюсь таким способом, когда определение взаимоотношений, которое я предлагаю другому человеку, является недопустимым. Например, если я буду общаться со своим боссом, как если бы мы были равны, он может оскорбиться. С другой стороны, если я общаюсь с равным мне или с коллегой по работе, как если бы я видел наши отношения как дополнительные, он также может оскорбиться и ответить: «Ты мне не начальник».

Теперь мы видим, что важно не то, что мы говорим, а то, как мы это говорим, потому что то, как мы говорим, определяет наши отношения с другим человеком.

Общение состоит из двух: компонентов

1. Содержание или переданное сообщение

2. Определение взаимоотношений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК КОНФЛИКТА

Пока обе стороны не будут принимать в отношениях определение взаимоотношений, конфликт (в отношениях мужчины и женщины, например) будет существовать. Если один человек определяет ситуацию как роман, а другой хочет лишь дружбы, знайте, что в результате случится конфликт.

Другой пример, который может показаться смешным: незнакомый человек подходит к вам на вечеринке и начинает изливать свою душу. Его жена только что оставила его и забрала детей, собаку и чековую книжку, и бедняга чувствует себя одиноким. Единственная причина, его прихода на вечеринку состоит в том, чтобы напиться до бессмысленного состояния и уйти от действительности.

Тем не менее эти очень интимные излияния определяют его взаимоотношения с вами как близкие и личные, хотя в действительности вы чужие люди. Это несоответствие между определением, которое он предлагает, и действительностью заставляет вас чувствовать некоторый дискомфорт, и вы пытаетесь либо пересмотреть ваши взаимоотношения, либо просто побыстрее покинуть его.

Для менеджеров проектов эта проблема определения взаимоотношений может быть очень важна, потому что вы часто находитесь в такой ситуации, когда люди «вашей» команды — это не «ваши» люди. Они были приглашены из различных функциональных групп либо временно, либо в качестве матричного проекта, и в этом случае они все еще отчитываются своим функциональным менеджерам.

В таких ситуациях вы должны использовать свое влияние, чтобы добиться цели, но у вас ничего не получится, если вы определяете ваши взаимоотношения с ним таким образом, что он отклоняет их. Это означает, что вы должны скорее просить, чем указывать, скорее убедить, чем приказывать. А иногда вы должны умолять!

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Следующая вещь, которую мы должны учитывать, — это то, что информация и значение - не одно и то же. Утверждение «Два плюс два — четыре» будет означать абсолютно разные вещи для двухлетнего ребенка, шестилетнего ребенка и взрослого человека. Двухлетний ребенок вообще не поймет, о чем идет речь. Шестилетний ребенок поймет, что это означает, но свяжет это исключительно с тем, что 3. Общение и лидерство он недавно изучал на уроке математики. Взрослый может задаться вопросом, почему вы говорите ему это или какое скрытое сообщение вы пытаетесь передать. Вы думаете, что он глуп? Вы шутите? Что происходит?

Один из принципов НЛП (это сокращение от термина «нейро-лингвистическое программирование») состоит в том, что значение сообщения проявляется в ответе, получаемом на это сообщение. Не имеет никакого значения, что вы намеревались передать, значимо лишь то, что на самом деле слышит другой человек, что определяет, как он ответит на это. Если вы скажете женщине, что два плюс два будет четыре и ей почудится, что вы считаете ее глупой, она ответит вам с негодованием. Тот факт, что вы просто «думали вслух» после того, как обнаружили, что вы неправильно сложили что-то в вашей чековой книжке, не имеет значения. Она теперь сердита на вас, и вам придется объяснить, что конкретно вы делали и имели в виду.

Рассмотрим другую ситуацию. Вы пытаетесь что-то объяснять группе. Один член группы не воспринимает вас. Вы думаете, что хорошо связаны с группой, потому что все остальные члены группы следуют

Это прекрасно, но у вас есть один человек, до которого «не доходит» информация, и если вы хотите, чтобы этот человек что-то понял, вы сталкиваетесь с необходимостью общаться в другом стиле. Возможно, вы должны отступить назад, до какого-то момента, который предшествовал вашему объяснению. Вам, вероятно, придется построить некоторую основу, фундамент, прежде чем человек сможет понять вас.

В любом случае способ, при помощи которого вы обращаетесь к группе в целом, не работает для этого отдельного человека, и вам придется изменить ваш подход.

Это ведет к другому принципу НЛП: ответственность за общение лежит на том, кто говорит, а не на том, кто воспринимает информацию! Многим людям это трудно понять. Мы считаем глупым любого, кто не понимает нашей «ясной» речи; т. е. мы обвиняем их, если они не понимают нас. Теперь нам говорят, что мы ответственны за то, чтобы этот человек был способен понять нас. Это уж слишком!

Но как менеджер проектов вы должны спросить себя, каков для вас желаемый результат. Вы хотите быть убежденными в своей правоте и продолжать иметь в команде человека, который ничего не понимает, или вы все-таки хотите, чтобы он вас понял? Выбор за вами.

КАК ОБЩАТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО

Если вы хотите общаться эффективно, запомните три правила, которых нужно придерживаться:

1. Общайтесь.

2. Обладайте чувствительностью, чтобы понять, получаете ли вы желаемый результат.

3. Будьте гибким, чтобы изменять свой подход, пока вы не получите желаемый результат.

Вы когда-нибудь встречали кого-то, кто был жестким или неприятным в общении и кто не имел бы об этом ни малейшего понятия? Другими словами, человек понятия не имел, какой эффект производит его поведение на других людей.

Без сомнения вы видели инструкторов или профессоров, которые абсолютно не обращали внимания на «потерю» ими большинства студентов. Вот почему второе правило из приведенного выше списка настолько важно.

Третье правило обычно тоже игнорируется такого рода людьми. Если вы скажете им: «Извините, но я не понимаю того, что вы только что сказали, существует огромная вероятность того, что преподаватель всего лишь предложит то же самое объяснение в тех же самых словах, что и в первый раз! Вы наверняка закричите: «Если бы эти слова работали, я бы понял с первого раза. Ради всего свято го, объясните это, используя другие слова!»

Один довольно распространенный пример на эту тему — когда взрослые пытаются объясниться с детьми. Если ребенок не понимает, взрослый говорит ребенку: «Будь взрослее». Это смешно. Если бы ребенок был взрослее, он бы сразу понял. Поэтому другое правило общения с людьми состоит в следующем: вы должны иметь с ними дело на том уровне, на каком они находятся в данный момент, а не на том, где вам хочется.

В случае с детьми это означает, что вы должны общаться с ними на уровне ребенка, а не взрослых.

КАК ЛЮДИ ОБРАБАТЫВАЮТ ИНФОРМАЦИЮ

Все мы собираем и обрабатываем информацию с помощью пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. В идеале каждый из нас должен уметь одинаково хорошо обрабатывать информацию всеми пятью способами, но дело обстоит не так. Некоторые люди предпочитают думать образами. Другие используют звуковой (слуховой) способ в качестве доминирующего. А третьи предпочитают «чувствительный» способ (часто его называют кинестетикой).

Обработка информации. Все мы собираем и обрабатываем информацию с помощью пяти физических чувств:

Зрения

Слуха

Вкуса

Осязания

Обоняния

Например, подумайте о «кофе». Что приходит на ум?

Вы увидели чашку кофе?

Вы услышали звук кофемолки или кофеварки?

Вы ощутили аромат кофе, который ассоциируется у нас с утренней чашкой?

Или у вас возникло ощущение? Или мысль о вкусе свежеприготовленного кофе?

Независимо от того, как вы сделали это, с помощью одного способа или их комбинации, вы использовали один или более сенсорный способ или более.

Подведем итог, сформулировав различные способы мышления.

Зрительный. Вы мыслите образами. Вы представляете идеи, память и воображение как умственные образы.

Слуховой. Вы думаете звуками. Вы можете говорить с собой, слышать звуки музыкальных инструментов или песен или другие звуки.

Чувственный. Вы мыслите чувствами, которые могут быть внутренними эмоциями или мыслями о физическом контакте. Люди, имеющие чувственный способ мышления, должны что-то испытать, чтобы до конца понять это.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ ПО ГЛАЗАМ

Оказывается, можно узнать, какой способ мышления человек использует в данный момент, наблюдая за движением его глаз. Когда глаза поднимаются вверх, человек думает образами. При этом, если глаза движутся вправо относительно человека (влево, если вы стоите лицом к нему), человек строит образы в воображении. Если его глаза движутся влево (для вас вправо), он вспоминает образ, который он видел прежде. Человек может также смотреть прямо перед собой, слегка вне фокуса. В данном случае он может как помнить образы, так и создавать их в своем воображении.

Когда глаза двигаются горизонтально влево или вправо — это слуховое мышление. Когда глаза движутся влево (для вас вправо), он вспоминает какой-то звук, возможно чей-то голос. Если глаза движутся вправо, он думает о том, как что-либо выразить словами.

Наконец, если его глаза опускаются в левый нижний угол, он ведет внутренний диалог с собой. Если глаза человека движутся вправо, он обращается к своим чувствам по отношению к кому-то или чему-то. Это называется кинетическим мышлением. Различные положения, в которых могут находиться глаза, показаны на рис. 9.1.

щелкните, и изображение увеличится

ЯЗЫК И СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ

Язык, который мы используем, также указывает на способ нашего мышления. Человек, который думает образами, будет использовать выражения типа:

«Я вижу, что вы хотите сказать».

«Мне это не кажется (для меня это не выглядит) правильным»

«Мне не нравится этот взгляд на вещи».

Для слухового мышления это фразы:

«Это звучит правдоподобно!»

«Это музыка для моих ушей!»

А от кинестетиков вы можете услышать:

«Я чувствую себя отвратительно по поводу того, что произошло».

«Я не могу справиться с этим».

«Меня тошнит, когда я думаю об этом».

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Без сомнения вы задаетесь вопросом, почему все это так важно. Ответ прост. Вы не можете эффективно общаться с человеком или влиять на него, или убеждать его в чем-то, если вы не установите с ним связь.

Известно, что каждый человек чувствует, когда другой человек понимает и разделяет его заботы. Это жизненно важно. Каждый раз, когда вы чувствуете, что другого человека не беспокоит то, что заботит вас, у вас исчезают всяческие основания для дружественных взаимоотношений. Одно из определений конфликта звучит так:

Конфликт происходит, когда один человек (или сторона) расстраивает дела другого человека (или стороны). Под делами подразумеваются ценности, цели или другие интересы человека.

Поскольку почти все переговоры предполагают существование конфликта между вовлеченными сторонами, важно, чтобы менеджер знал, как установить связь с человеком, с которым он ведет переговоры (если он хочет достичь успешного результата).

Теперь вспомните, что чувство различия между людьми автоматически создает впечатление: «Вы не понимаете меня, потому что мы разные».

Также вспомните, что мы начали эту главу с обсуждения аспектов содержания и взаимоотношений в общении, и сказали, что общение подразумевает определение взаимоотношений. Поэтому, если между двумя людьми нет связи, то каждый будет рассматривать их взаимоотношения как недружелюбные и некооперируемые.

Поэтому очень важно установить связь с другим человеком перед попыткой повлиять на него каким-либо образом. Один из способов установить такую связь состоит в том, чтобы общаться с этим человеком с помощью предпочитаемого им способа мышления. Если он ориентирован зрительно, тогда вы должны говорить на языке образов, рисовать ему картинки или показывать диаграммы, которые помогут ему понять вашу точку зрения.

Человеку с доминированием кинестетики вы должны говорить о чувствах, помогать пережить то, что вы пробуете объяснить, или фактически «провести его через это»-. Например, если вы пытаетесь убедить его купить автомобиль, вам нужно предоставить ему пробную поездку, чтобы он сам мог «почувствовать» автомобиль.

К человеку с доминирующим слуховым мышлением вы должны обращаться с помощью слухового способа мышления.

Дело в том, что слушая, как говорят люди, и добавляя к этому наблюдение за движением их глаз, вы можете определить доминирующий(ие) способ(ы) мышления, с помощью которых они обрабатывают информацию, а также соотнести ваш собственный стиль мышления с их доминирующим способом.



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 170