УПП

Цитата момента



В любовном треугольнике один угол всегда тупой.
Сообрази, о ком это!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Твое тело подтверждает или отрицает твои слова. Каждое движение, каждое положение тела раскрывает твои мысли. Твое лицо принимает семь тысяч различных выражений, и каждое из них разоблачает тебя, показывая всем и каждому, кто ты и о чем думаешь, в каждое мгновение!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

7.17. КОГДА КОНВЕРТ НЕ НУЖЕН

Некоторым читателям, возможно, захочется испытать свои способности к прорицанию, экспериментируя с вопросами, которые, скорее всего, не по зубам левому полушарию. Я имею в виду не какие-то сверхсложные головоломки, а весьма логичные и прямые задачи с ответами, недоступными сознанию. Результаты могут быть столь же забавными, сколь и удивительными.

Ниже приводится несколько примеров таких вопросов:

 «Каков будет результат (некой незавершенной сделки)?»

 «Что станет для меня самым большим сюрпризом на будущей неделе?»

«Какое удивительное открытие будет сделано в результате (какого-либо незаконченного научного эксперимента или экспедиции, подобной предстоящему пролету вблизи Нептуна)?»

 «Что спасет жизнь тому-то и тому-то?»

7.18. ПЕРСПЕКТИВЫ

Поскольку техника исполнения приема бутерброда с вопросами легко вписывается практически в любой распорядок дня, он стал наиболее популярной и эффективной разновидностью метода скрытых вопросов. Через год после его применения в арсенале методов «Проекта возрождения» стало очевидно, что он обладает такими же потенциальными возможностями наращивать связи между различными отделами мозга, как и непосредственный просмотр потока образов.

Практикуя метод скрытых вопросов, мы тренируем мозг воспринимать необычайно слабые ощущения и работать с ними. Неважно, рассматриваете ли вы их как психические явления или как обостренную природную чувствительность, подобную той, которой обладают полинезийские моряки, — развивая свои способности ежедневно, вы формируете связи между особыми отделами мозга, которые трудно развить каким-либо другим путем.

Эти уникальные способности мозга пока так мало изучены, что мы можем только гадать о плодах продолжительной практики. Метод бутерброда с вопросами и непосредственный просмотр потока образов, по-видимому, дополняют друг друга. Каждый из них соединяет те отделы головного мозга, которые не затрагивает другой. Их сочетание вознесет вас к недосягаемым высотам сообразительности.

Глава 8. МОДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В конце 1970-х годов необычайно возрос интерес к теориям ускоренного обучения. В течение многих лет комvнистические правительства финансировали приоритетные программы разработки методов подсознательного обучения. Такие ученые, как Георгий Лозанов и Владимир Райков достигли впечатляющих результатов, но лишь незначительная доля информации просочилась сквозь железный занавес. И только после публикации в 1979 году книги Шейлы Острандер и Линн Шредер под названием «Суперобучение» эти методы стали широко известны на Западе. До этого момента большинство ученых в Соединенных Штатах работали в потемках, пытаясь из обрывков слухов, сплетен и выхолощенных докладов точно воссоздать методологии, использованные коллегами из Советского Союза. В те времена даже прорывы таких пионеров, как Джин Хаустон, Роберт Мастерс и мастер гипноза Милтон Эриксон, были слабо освещены в научной литературе и почти так же недоступны, как результаты советских исследователей.

Именно в годы первых открытий я впервые натолкнулся на технику, ставшую одним из наиболее мощных средств арсенала ускоренного обучения, — модельное мышление. Этот метод позволяет человеку по своему усмотрению становиться на время любой исторической личностью (со всеми ее талантами), будь то Леонардо да Винчи, Микеланджело или Эйнштейн, и раскрывать таким образом собственные неведомые способности.

8.1. АРЛИНГТОНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В марте 1977 года наша группа решила провести эксперимент на квартире у одного из друзей в Арлингтоне, штат Вирджиния. Нашим принципом было «все или ничего». Мы хотели опробовать множество новых улучшенных методов обучения, используя себя в качестве гвинейских свиней. Хотя тогда еще не были опубликованы точные описания приемов, мы восстановили их насколько возможно по жалким обрывкам доступной научной информации.

Применяя воссозданные методы, мы надеялись, что по крайней мере одному из семнадцати повезет и удастся добиться хоть какого-то результата. Тогда, сконцентрировав все внимание на счастливчике и тщательно исследовав изменения, можно было бы постараться повторить результат и в конце концов разработать рабочую методологию. Оглядываясь назад сегодня, я не припоминаю, чтобы кто-то из нас тогда питал большие надежды.

Однако мы были совершенно ошарашены тем, что произошло. Почти все из опробованных нами методов дали поразительные результаты, причем все участники эксперимента ощутили их лично. Лишь много позднее, занимаясь разработкой метода потока образов, я начал постигать теоретические основы тех успехов. А тогда, на рабочих заседаниях 1977 года, результаты говорили сами за себя.

Одним из наиболее запомнившихся был опыт девушки, которую я назову Мэри. Как и каждый из нас, она согласилась пойти на эксперимент по проверке обучаемости незадолго до начала очередного заседания. Она решила попробовать себя в игре на скрипке. На свой первый урок музыки Мэри отправилась всего за неделю до эксперимента, до этого ее пальцы ни разу в жизни не касались смычка. Поскольку она работала секретарем в офисе в Вашингтоне на полную ставку, времени на занятия у нее почти не было. Тем не менее, когда через неделю после заседания на втором уроке Мэри поиграла несколько минут, удивленный учитель объявил, что он собирается перевести ее в класс наиболее способных учеников! На втором экспериментальном заседании, две недели спустя, Мэри просто поразила нас мастерской игрой.

8.2. ЭФФЕКТ РАЙКОВА

Способности к игре на скрипке развились у Мэри так быстро благодаря эффекту Райкова. Советской психиатр Владимир Райков разработал метод, называемый искусственным перевоплощением. Он основан на использовании глубокого гипноза с целью убедить человека, что он физически стал одним из известных истории гениев.

Когда Райков перевоплощал людей, например, в Рембрандта, у них необычайно быстро проявлялись способности к рисованию. Однако после окончания гипнотического воздействия испытуемые не могли вспомнить ровно ничего. Многие даже недоверчиво усмехались, когда им показывали их рисунки, сделанные в состоянии гипноза.

Райков показал, что таланты, раскрывающиеся под гипнозом, частично сохраняются и впоследствии — несмотря на то, что испытуемые не верят, будто были Рембрандтом (или кем-то другим). Этот потрясающий остаточный эффект и сделал метод Райкова не просто экспериментальным курьезом, а практическим средством ускоренного обучения. Более того, как нам удалось выяснить в Арлингтоне, эффекта Райкова можно достигнуть и не прибегая к гипнозу.

8.2.1. Почему так получаеться?

Эффект Райкова — это несколько больше, чем просто современная версия древнего и весьма могущественного обычая. С доисторических времен пророки, оракулы и шаманы принимали образы богов, духов, животных и неодушевленных предметов, с тем чтобы овладеть знаниями. Наскальные рисунки двухтысячелетней давности, изображающие воинов с головами животных, которые обнаружены в местах, подобных Ласко, скорее всего, воспроизводят экстатические ритуалы, по-разному называемые антропологами: одни именуют их заменой внешней оболочки, другие — полетом духа, третьи — овладением духом. Племена, традиционно занимавшиеся охотой, группировались по кланам, идентифицировавшимся с определенными символами животного мира — например, Клан Орла с орлом, а Клан Медведя с медведем. Члены медвежьего клана должны были участвовать в ритуалах, где, нацепив на себя чучело головы медведя и изображая медвежьи повадки, они превращались на время в медведей, чтобы глубже постичь дикую природу, которая была единственным источником их благосостояния.

Даже в наши дни многие уверены, что в результате можно достигнуть обладания подлинной сущностью другой реальности или другого измерения. В современном мире подобные приемы приобретают облик харизматических христиан, общающихся друг с другом на странных и малоизвестных языках; гаитянских танцоров, становящихся богами Вуду; пришельцев нового времени, говорящих неземными голосами. Психологи, скорее всего, припишут подобные явления замены внешней оболочки процессам острой диссоциации, при которых определенная часть сознания человека отщепляется и живет как отдельная личность.

Какое бы из объяснений мы ни предпочли, ясно одно: мужчины и женщины в течение тысячелетий делили свои телесные оболочки с другими существами — реальными или вымышленными. Имеется масса свидетельств, что, находясь в преображенном состоянии — трансе, люди способны демонстрировать обычно недоступные им умения, таланты, знания и даже физическую силу и ловкость.

8.2.2. Метод Мерлина

Один из путей использования эффекта Райкова иллюстрирует известная сцена из бродвейского мюзикла «Камелот», поставленного по британской легенде о короле Артуре. В ней мудрец Мерлин в своем воображении превращает юношу, который потом станет королем Артуром, в различных животных. Соколом паря в небе, Артур слышит голос Мерлина: «О чем знает сокол и что неведомо Артуру?» Артур смотрит вниз, и ему открываются просторы Британии. Он видит раскинувшееся на земле лоскутное одеяло враждующих племен и принимает решение объединить их.

Этот вымышленный эпизод был навеян традициями кельтского фольклора. Мерлин — один из поздних друидов Древней Британии, способных превращать себя и других в любые живые существа или неодушевленные предметы. Легендарный друид Мак Рос однажды, надев на себя головной убор из птичьего оперения, улетел на небеса. Персонаж старинного Уэльсского эпоса, бард Тельезин похвалялся: «Я могу менять свой облик… я был каплей дождя; я был сияющей звездой… я орлом летал над землей… я был щитом в бою… я был струною арфы… я был всем».

8.2.3. Подгонка?

Возможно, подобные полеты воображения, если они действительно имеют место в жизни, можно объяснить провоцирующим действием подгонки — эффекта де Боно, описанного в главе 7. Другими словами, они способны «включать» творческое мышление всего лишь появлением в мозгу комплекса ощущений, которые редко встречаются вместе. Попытки насильно сочетать необходимые компоненты создают благоприятную почву для рождения нового образа — гештальта.

Такая подгонка сыграла решающую роль во время мозговой атаки в корпорации «Gillette» в 1980 году. Участники получили инструкцию представить себя волосками. И в таком качестве они обсуждали свойства шампуней, которые доставили бы им наибольшее удовольствие. Некоторые жаждали мощного очистителя для удаления грязи; другие, опасаясь за свои секущиеся концы, просили о более мягком воздействии. В конце концов люди-волоски пришли к новой формуле шампуня, которая автоматически удовлетворяла все их пожелания. Изобретенный таким образом «Silkience» остается и сегодня одним из лидеров на мировом рынке.

8.3. ЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Подгонка — важный прием, но он не объясняет и половины явлений, связанных с тем, что я называю модельным мышлением. Человеческий интеллект, по-видимому, имеет почти неограниченные возможности диссоциации — расщепления на отдельные личности. По все еще малопонятным причинам личности-отщепенцы могут обладать способностями и талантами, не присущими их родителю. Как будто мозг время от времени находится во власти то одного, то другого хозяина.

8.3.1. Множественное сознание

Иногда травма в детском возрасте приводит к расщеплению личности на целый спектр индивидуальностей, живущих своей полноценной жизнью. Это явление известно как множественное сознание. Индивидуальности, населяющие жертву, не только отличаются почерком, артистическими талантами и знанием иностранных языков, но им свойственны также и различные аллергические реакции, заболевания и даже восприятие наркотиков. Ученые подтвердили, что страдающие множественным сознанием демонстрируют существенные различия в энцефалограммах при переходе от одной субиндивидуальности к другой, хотя это представляется почти таким же немыслимым, как изменить отпечатки пальцев.

8.3.2. Говорящие призраки

С одним из наиболее странных диссоциативных явлений я столкнулся во время эксперимента, проведенного доктором Раймондом А. Муди-младшим. Заинтригованный загадочной мировой фольклорной традицией использования зеркал и отражающих бассейнов в качестве окон в мир духов, доктор Муди предложил двадцати пяти испытуемым, внимательно вглядываясь в зеркало, попытаться установить контакт с ушедшими в мир иной. В результате двенадцать человек сообщили, что они «видели» умерших. Некоторых видения продолжали преследовать, когда они оставались дома одни, даже по прошествии значительного времени после эксперимента.

В некоторых кругах, и на совершенно законном основании, несомненно, станут утверждать, что эти люди видели настоящих духов. Лично я думаю, более вероятно, что видения представляют собой диссоциированные элементы сознания самих испытуемых. Все они в один голос говорили, что видения были отчетливыми и абсолютно такими же, как в жизни; кроме того, мне кажутся характерными сообщения о продолжительных беседах с привидениями. Причем столь поразительные наблюдения исходили от людей, которые не подвергались гипнозу и были вполне нормальными и здравомыслящими, — никто из них не имел склонности к суевериям или спиритизму.

Ну и наконец, эксперимент Муди раскрыл совершенно новое явление в психологии, которое может подвести нас к объяснению сущности эльфов, фей, гномов, ангелов, гоблинов и других волшебных существ, населявших народные сказания на протяжении всей истории.

8.3.3. Персонажи явных сноведений

«Видения» Муди можно связать с явными снами, обсуждавшимися в предыдущих главах. При первом упоминании о явных сновидениях (Маркус Харвей де Сен-Дени, 1867 г.) Маркус утверждал, что он мог в своих снах «вызывать тени умерших, а также по своей воле превращать людей и предметы».

Я подозреваю, что Маркус не столько изгонял духов умерших, как считалось тогда, сколько создавал диссоциированные персонажи снов — такие жизненные и независимые в своих действиях, что он сам поверил, будто они живые существа. Специфика явных сновидений определила развитие новой научной области, называемой внутриличностной психотерапией; с помощью нее люди избавляются от неврозов, воскрешая и устраивая очные ставки фигурам из своего прошлого — как живым, так и мертвым.

Психолога Поля Толи из Университета Франкфурта, например, беспокоили сны, в которых к нему являлся с угрозами умерший отец. В конце концов во время явного сна Толи вызвал образ отца и словесно сразился с ним, в результате чего тот превратился «в более примитивное существо — что-то вроде животного или мумии». «При этом, — сообщил Толи, — меня переполнило чувство триумфа».

Толи также рекомендует технику, весьма напоминающую преображения друидов, — проникновение в телесную оболочку другого персонажа сна. Он приводит случай с девушкой, которая во время явного сна перевоплотилась в юношу, чьего внимания она тщетно добивалась. Оказавшись «внутри» объекта своей любви, она смогла увидеть вещи его глазами.

«Мне стало ясно, почему он был так сдержан со мной, — рассказывала она впоследствии. — И я поняла, что он никогда не ответил бы на мои чувства». В результате девушка смогла положить конец бесплодной и испепеляющей ее страсти.

8.3.4. Заимствование индивидуальности

Гении уже давно научились использовать технику символического заимствования чужих индивидуальностей как стимулятор творческой активности. Уолт Дисней, например, черпал вдохновение, перевоплощаясь в персонажей собственного производства. «Голос Микки всегда озвучивал сам Уолт, — вспоминал один из мультипликаторов Диснея, — и при этом он так прекрасно чувствовал линию сюжета и общее настроение, что не мог удержаться от жестов и даже движений телом во время диалогов».

Джордж С. Паттон утверждал, что его появление на свет — результат перевоплощения великих генералов прошлого. Это досужее убеждение, быть может, послужило катализатором мрачного гения, «переплавившего» уроки древних баталий в приемы ведения современных механизированных войн.

Микеланджело представлял свои статуи живыми существами, замурованными внутри каменных глыб и ожидающими, когда его молоток и долото освободят их. Образы, существовавшие в его голове, возбуждали гения, извлекавшего великолепные формы из камня.

8.4. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ

В своей книге «Думай и богатей», увидевшей свет в 1937 году, великий подвижник и педагог Наполеон Хилл писал, что работа команды близких по духу личностей является наиболее мощным средством достижения поставленной цели. Такую «координацию знаний и усилий… двух или более людей» Хилл называл высшим сознанием, или коллективным разумом, который по своим возможностям превосходит простую сумму его частей. Собственный «коллективный разум» Хилла включал в себя персонажей, существовавших только в его воображении. В книге Хилл описывает технику, которой он пользовался для общения с воскрешенными им же великими гениями прошлого.

Каждый вечер, перед сном, Хилл закрывал глаза и воображал себя в компании девяти «советников-невидимок», изготовленных по образу и подобию девяти его самых любимых героев: Ральфа Уолдо Эмерсона, Томаса Пайна, Томаса Эдисона, Чарльза Дарвина, Авраама Линкольна, Лютера Бербанка, Наполеона Бонапарта, Генри Форда и Эндрю Карнеги. «Я задался целью, — писал Хилл, — переделать свой собственный характер в сплав характеров моих воображаемых советников».

Хилл обращался к каждому члену своего «кабинета» по имени, покорнейше прося даровать ему качество, которое он так ценил в нем. У Эмерсона он запросил «великолепное понимание природы»; у Наполеона — способность вдохновлять народ; у Линкольна — обостренное чувство справедливости и т. д. Чтобы выработать желаемый характер, Хилл неустанно изучал жизнеописания своих советников. После нескольких месяцев вечерних «диалогов» пораженный Хилл обнаружил, что его герои живут своей собственной жизнью. «У Линкольна появилась привычка опаздывать, — вспоминал Хилл, — а Бербанк и Пайн частенько позволяли себе острословить, что шокировало остальных членов кабинета».

Представления стали настолько неподдельными, что Хилл даже на несколько месяцев приостановил встречи, испугавшись навсегда утратить чувство реальности. Однажды, не в состоянии более отказывать в компании столь августейшим и интереснейшим особам, он вернулся к этой практике. Хилл утверждал, что он всегда рассматривал «заседания кабинета» лишь как «плод своего воображения», тем не менее мудрость, которая пришла к нему таким путем, была совершенно реальной.

«Они открыли передо мной перспективу славных побед, — писал он, — возродили понимание подлинного величия, поощряли творческие искания и помогали искреннему выражению мыслей».

8.5. МОЗГ КАК СОЦИУМ

Возможно, что диссоциативные явления коренятся в самой структуре мозга. За последние годы широкое распространение получила концепция «мозга как социума», предложенная доктором Михаэлем Гацаниго. Он полагает, что наше сознание состоит из независимых «модулей», каждый из которых представляет собой «сознательную» личность, способную независимо мыслить, действовать и даже переживать. Похоже, что индивидуальности гениев, перенимаемые испытуемыми Райкова во время «искусственного перевоплощения», являли собой не что иное, как артистические или интеллектуальные модули социального мозга, по какой-то причине не проявлявшиеся ранее. Исследования по этому вопросу в ближайшие годы, несомненно, будут продолжены. Тем не менее не следует дожидаться теоретических объяснений, чтобы воспользоваться эффектом Райкова. С его помощью, применяя методы, описанные ниже, можно добиться поразительных результатов уже сегодня.

8.6. ПОДХОД МОДЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

К сожалению, глубокого гипноза, применявшегося Владимиром Райковым, достичь весьма трудно. Вместе с тем это и несколько опасно, особенно в неумелых или «нечистых» руках. Поэтому я был изумлен и еще больше обрадован во время нашего арлингтонского эксперимента, когда понял, что новоявленной скрипачке Мэри удалось получить эффект Райкова, не прибегая к гипнотическому трансу.

Мэри попросту закрыла глаза и представила себя Яшей Хейфицем, упиваясь гаммой ощущений, полученных однажды. Она постоянно находилась в ясном сознании и никогда не подвергалась внешним воздействиям на подсознание. Однако и ей довелось совершить столь же впечатляющий скачок в обучении, как и в случаях, зафиксированных самим Райковым.

Все это послужило основой для впоследствии созданного мной метода модельного мышления — негипнотического аналога метода Райкова, обладающего такой же эффективностью.

8.6.1. Замена головы

По существу, техника модельного мышления является имитацией доисторического ритуала. Шаманы каменного века «становились» оленями, водрузив на себя выпотрошенную оленью голову. Мы поступим так же, вообразив, что надеваем головы тех, чьим подсознанием мы хотим воспользоваться.

Как и метод потока образов, процесс замены головы совершенствуется по мере тренировок. Однажды вы научитесь черпать вдохновение практически из любого гения по вашему выбору. Вам удастся добиться большего эффекта при заимствовании гения, если вы сначала потратите некоторое время на укрепление «мышц», участвующих в замене головы, и выполните следующие упражнения.

1. Вспомните какой-нибудь красивый пейзаж. Это может быть восход солнца над обращенным к солнцу и ветру и поросшим дикими цветами холмом; нерукотворный храм, созданный природой из гигантских деревьев в дремучем лесу, — короче, любой вид, поразивший вас своей необыкновенной красотой.

2. Закрыв глаза, опишите этот пейзаж во всей полноте красок слушателю или сделайте запись на магнитофонную пленку.

3. Ваша память хранит множество других видов, удивительно похожих на этот, но выбранный вами — особенный. Его прелесть необычайна. Сосредоточьтесь в своих описаниях на уникальности его красоты.

4. Представьте себе, что у вас появился чрезвычайно восприимчивый компаньон — самый чувствительный наблюдатель в мире. Быть может, это ваш знакомый, историческая личность или просто воображаемый персонаж. Предоставьте вашему подсознанию решить, кем быть этому персонажу, — пусть оно удивит вас.

5. Помогите выбранному персонажу утвердиться в вашем сознании, подробно описав его.

6. Ощутите тепло и гостеприимство, исходящие от него. Наслаждайтесь создавшейся доброжелательной атмосферой, опишите ее.

7. Теперь вы почти готовы проникнуть «внутрь» этого сверхчувствительного наблюдателя и ощутить себя на его месте. Остается только представить, что вы стоите позади него на расстоянии вытянутой руки. Теперь проникните в его тело так, чтобы ваши глаза и уши слились воедино. Этого можно добиться и несколько иначе: положите руки наблюдателю на уши и представьте, что аккуратно снимаете голову с плеч. Затем, как шлем, наденьте ее на себя и оттолкните обезглавленное туловище, как резиновую куклу.

8. Теперь вы видите тот же ландшафт, но уже глазами проницательного наблюдателя. Во всем богатстве ощутите его впечатления и чувства.

9. Теперь, когда вы смотрите его глазами, некоторые детали пейзажа предстанут перед вами по-новому. Заострите внимание на отличиях и подробно опишите их. Продолжайте это занятие в течение 3–5 минут.

10. Снимите голову наблюдателя и верните ее на место.

11. Тепло поблагодарите наблюдателя. Возможно, вы удивитесь проявлению ответного чувства благодарности за то, что вы разделили с ним столь замечательный опыт.

12. Вернитесь в окружающую действительность с чувством бодрости, сохранив в памяти невероятное приключение.

8.6.2. Гений напрокат

Основной прием модельного мышления — заимствование гения — гений напрокат. Вы выбираете образ гения и позволяете подсознанию символически войти в его (или ее) телесную оболочку, обретая таким образом все преимущества оригинального взгляда симпатичной вам личности. Ниже приводится описание этой процедуры.

1. Выберите определенный навык, который вы хотели бы приобрести, или предмет, изучением которого вы готовы заняться. Продумайте также, какое занятие сразу же после эксперимента поможет на практике проверить эффективность приема в вашем исполнении.

2. Выберите гения, олицетворяющего для вас высшие достижения в интересующей области. Он может быть вашим знакомым, исторической личностью или просто воображаемым персонажем. Это и есть ваша собственная модель гения.

3. Закройте глаза и представьте себя в изысканно красивом саду.

4. Опишите сад во всех деталях партнеру.

5. Медленно поворачиваясь на 360 градусов, описывайте все, что вы видите. Продолжайте в течение 4–6 минут. Это позволит вам осознать свое положение в пространстве.

6. Как обычно, доверьтесь своему потоку образов. Если сад вдруг перестанет быть садом — ничего страшного, следуйте дальше. Вы можете продолжать упражнения по заимствованию гения в любой обстановке, по выбору вашего подсознания.

7. Представьте, что ваша модель гения явилась, чтобы составить вам компанию в саду.

8. Начните подробно описывать модель гения в своем восприятии.

9. Описывая, представьте, что ваш гений тепло приветствует вас. Насладитесь его доброжелательным присутствием в течение 3–5 минут.

10. Теперь, когда установлен прочный нейрологический контакт с моделью гения, настало время взглянуть на все изнутри. Вы должны осознать, каково это — быть гением. Встаньте за спиной у вашего гения на расстоянии вытянутой руки. Теперь войдите в его тело. Это можно сделать двумя способами. Вы можете вселиться в него подобно духу или же аккуратно взять его за уши (точно так же, как описано выше), приподнять его голову и надеть на свою, как шлем, после чего оттолкнуть обезглавленное тело.

11. Разместитесь внутри оболочки гения. Пусть ваши глаза встанут на место его глаз, чтобы вы могли все видеть так же, как он. Проделайте то же самое с ушами, со всеми остальными частями тела.

12. Окиньте взором сад. Вы смотрите глазами гения и сразу же замечаете, что некоторые вещи изменили свой облик и выглядят теперь иначе. Опишите эти различия с точки зрения гения в течение 4–6 минут.

13. Наступило время заняться тем, в чем преуспел ваш гений. Предположим, что он — Рахманинов. Направьтесь в уголок сада, где установлено фортепьяно. Садитесь за инструмент и в образе Рахманинова начинайте играть. Продолжайте в течение 4–6 минут.

14. Пока вы играете на фортепьяно (или выполняете другое конкретное задание, исследование, работу и т. п. по вашему выбору), опишите, как Рахманинов, полную гамму своих ощущений от всего кругом: цвета, звуки, запахи, очертания предметов, вкус. Каковы характерные жесты Рахманинова? Какие позы он принимает? Как ведет себя каждая часть его тела, когда он играет в упоении? Какие чувства написаны на его лице? Намеренно заострите внимание на телесных ощущениях. Отведите на это 3–6 минут.

15. Обратитесь теперь к тому моменту в жизни гения, когда его посетило высочайшее вдохновение или прозрение, — к самому главному моменту «Ага!», когда все соединилось воедино и произвело на свет нечто идеальное.

16. Постарайтесь описать этот момент, свои ощущения и прозрения. Потратьте на это 3–7 минут.



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 169