АСПСП

Цитата момента



Настоящий интеллигент никогда не скажет: "Как была дура-дурой, так ею и осталась", он скажет: "Время над ней не властно".
Интеллигента только молитва исправит…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как только вам дарят любовь, вы так же, как в ваших фальшивых дружбах, обращаете свободного и любящего в слугу и раба, присвоив себе право обижаться.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света

В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. «А что, если… — подумал он тогда, — лететь рядом с лучом света с его же скоростью?»

Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что«много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше».

Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.

1.4.2."Ощущение " относительности

Предположим, что через несколько лет после того, как возник вопрос о луче света, Эйнштейн задался вторым: «А что, если… оседлать луч света и держать перед собой зеркало? Можно ли тогда увидеть свое отражение?» Классическая физика давала бесспорный ответ: нет, поскольку, чтобы достичь зеркала, свет, отражающийся от вашего лица, должен был бы двигаться быстрее светового луча.

Однако Эйнштейн не согласился с таким ответом, несмотря на то, что он соответствовал всем неопровержимым фактам. По каким-то необъяснимым причинам Эйнштейн почувствовал, что это неверно. Ему показалось абсурдным, что, глядя в зеркало, человек ничего не увидит. Доверившись своей интуиции больше, чем известным и общепринятым законам физики, он мысленно представил себе Вселенную, где, даже мчась со скоростью света, можно видеть себя в зеркале. Прошли годы, прежде чем ему удалось подкрепить свои умозрительные представления математически. Именно внутреннее чутье, а не математический расчет, привело Эйнштейна к правильному ответу.

«Открытие не является продуктом логического размышления, — полагал Эйнштейн, — даже если окончательный результат привязан к строгой логической структуре».

1.5. МЕТОД ЭЙНШТЕЙНА

За редким исключением, все великие открытия в науке были сделаны интуитивно, в результате мысленных экспериментов. Эйнштейн не был первооткрывателем этого метода, но являлся самым выдающимся и активным его сторонником. Поэтому мы и назовем такой метод эйнштейновским методом открытий. Широкой известностью пользуется книга на эту тему Сиднея Дж. Парнеса «Игра воображения: искусство развития способности делать открытия», изданная Фондом творческого образования.

Психолог Роберт Б. Дилтс недавно собрал все обрывки информации, характеризующие научное мышление Эйнштейна, проанализировав его переписку с Зигмундом Фрейдом и математиком Жаком Адамадом, а также детально изучив интервью, данное Эйнштейном психологу Максу Вертхеймеру, основателю гештальт-терапии. Биографические исследования дали потрясающие результаты.

«Вместо слов или математических формул, — пишет Дилтс в своем трехтомном труде “Стратегия гения” (Meta Publications, Capitola, CA, 1994), — Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений… Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного — творческого осмысления проблем».

1.5.1. Комбинаторная игра

На самом деле Эйнштейн относил свои выдающиеся научные способности к навыку, как он сам называл, «туманной игры» со «знаками», «образами» и прочими элементами — как «визуальными», так и «мышечными». «Такая комбинаторная игра, — писал Эйнштейн, — по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления» (рис. 1.3).

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 1.3. Эйнштейн описал свои научные прозрения как «комбинаторную игру» чувственных впечатлений, «мышечных ощущений», эмоций и интуиции. Только на заключительной стадии мыслительного процесса он облекал свои теории в слова и уравнения.

О своей теории относительности Эйнштейн говорил Максу Вертхеймеру: «Эти идеи пришли не облеченными в готовые словесные формулировки. Я вообще очень редко думаю словами».

В эйнштейновской «туманной игре с образами и ощущениями» я усматриваю механизм, работающий подобно тому, что помог Бобу С. спасти жизнь своей невесте. Как Эйнштейн, так и Боб С. были не способны решить задачи, стоящие перед ними, путем осознанного размышления: Боб С. смог добиться прозрения с помощью метода просмотра образов, у Эйнштейна был собственный метод. Но оба они получили толчки из области бессознательного.

1.6. НАВЫКИ ГЕНИЯ

Многолетние исследования привели меня к окончательному выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем, что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь собственными смутными, подсознательными ощущениями. Как правило, это умение развивается у них в таком раннем возрасте, что со временем они просто забывают его секрет. Все происходит автоматически, и потому гении, так же как и простые смертные, склонны к самым мистическим представлениям о том, как им удалось достигнуть столь выдающихся результатов.

1.6.1. Бейсбольный гений

Несколько лет тому назад я гостил у своего друга в Чикаго. В то время его сын боролся за место в школьной бейсбольной команде, но боялся, что ему не удастся прорваться из-за низкого индекса среднего числа попаданий по мячу. Я позанимался с мальчиком около часа, использовав методики, с которыми вы познакомитесь в этой книге.

Во время занятий выяснилось, что ему лучше всего удавался удар, когда он наносил его в воображаемую крошечную точку на мяче. Она служила дополнительным фокусом для нанесения удара. Это может показаться тривиальным, но воздействие данного приема на игру было потрясающим. В бейсболе средний индекс попаданий битой 0,250–0,300 считается неплохим. Мальчик же во время первых десяти игр сезона продемонстрировал индекс 0,800! Его не только приняли в команду, но и присвоили ему звание самого результативного игрока года — как в собственной команде, так и во всей бейсбольной лиге.

В течение часа нам удалось найти подход, который позволил мальчику стать бейсбольным гением. Но самое удивительное открытие было еще впереди. Я не встречал его несколько лет. Он продолжал играть в бейсбол и прекрасно помнил нашу встречу, послужившую поворотным пунктом в его спортивной карьере.

Тем не менее он основательно забыл подробности выработанной тогда методики тренировки. Он ничего не помнил о крохотной точке и уже не пытался представлять ее во время удара. Так же как и его товарищи по команде, он совершенно не отдавал себе отчета, как ему удалось стать таким выдающимся спортсменом за столь короткий срок.

1.6.2. Вопрос таланта

Легко возразить, предположив, что, должно быть, мальчик обладал талантом бейсболиста. Лично я в этом не сомневаюсь. Но до нашей первой встречи этот талант ни в чем не проявлялся. По всем объективным признакам мальчик был обречен на неудачу. Его талант активизировался только после того, как мы выработали прием с крохотной точкой.

На самом деле все мы имеем скрытые таланты и как раз в тех самых областях, где считаем себя наименее способными. Несомненно, учеба, практика и упорная работа могут обеспечить некоторые достижения. Но если мы хотим раскрыть наш гений в полную мощь, мы должны отыскать тот уникальный катализатор, подсказку или навык, которые приведут наше тело, чувства и разум к вершине.

Именно этот катализатор я и называю фактором Эйнштейна.

1.7. ВЫ ТАЛАНТЛИВЕЕ, ЧЕМ ДУМАЕТЕ!

Существующие системы образования и профессиональной подготовки весьма успешно подрывают нашу уверенность в себе и душат наши самые яркие мысли. Как правило, мы еще в раннем детстве осваиваем умение подавлять свою естественную гениальность. Подобно юному Томасу Эдисону, мы позволяем другим осаживать нас до тех пор, пока из зеркала на нас не уставится стопроцентный тупица.

В реальности вы гораздо гениальнее, чем представляете себе. Методики, описанные в этой книге, помогут вам повернуть вспять годы, ушедшие на оболванивание. Вы отыщете свою «крохотную точку», которая станет работать на вас. На свете нет двух людей, которые одинаково определили бы свой фактор Эйнштейна. Я не могу предсказать, в какой форме явится ваша «точка», но, несомненно, подсознание, подобно джинну Аладдина, обязательно предстанет перед вами как могучий союзник, сопровождающий вас повсюду, — только не мешайте ему.

Глава 2. ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ ВИДИТЕ СНЫ

Изобретатель Элиас Хове долго и неустанно трудился, создавая первую швейную машину, но ничего не получалось. Однажды ночью ему приснился кошмарный сон: за ним гналась банда людоедов, они уже почти настигли его — он даже видел блеск наконечников копий. Сквозь весь этот ужас Хове неожиданно отметил для себя, что в каждом наконечнике просверлено отверстие, по форме напоминающее ушко швейной иглы. И тут он проснулся, еле дыша от страха.

Лишь позднее Хове догадался, что ему хотело подсказать ночное видение. Для того чтобы швейная машина заработала, нужно было всего лишь переместить ушко иглы с ее середины вниз, к острию. Это и было то самое решение, которое он искал. Так благодаря страшному сну, посетившему Хове, родилась швейная машина.

2.1.ПРОБЛЕМА СНОВ

История богата эпизодами, похожими на случай с Хове. Еще с библейских времен сны вдохновляли властителей, художников, ученых и изобретателей. Но они имеют и дурную славу, поскольку не подвластны контролю. Мы еще не научились вызывать сны по собственной воле (хотя однажды это может случиться), нам неизвестно заранее, что приснится, и чаще всего мы быстро забываем содержание ночных видений.

2.1.1. Явные сны

Психофизиолог Стефан Лаберже пытался разрешить проблему запоминания увиденного, используя методику явных снов, — он тренировал у людей способность приходить в сознание посреди сна.

Первый шаг в освоении этой методики — вырабатывание привычки задавать себе вопрос «А сон ли это?» через короткие промежутки времени в течение всего дня. Как только эта привычка укоренится, тот же вопрос начинает возникать и ночью. И когда вы, наконец, ответите на него «да», — вас можно поздравить. Вы увидели свой первый явный сон.

Люди, способные видеть явные сны, быстро обучаются контролировать ход событий в них и умеют избегать ужасных и будоражащих видений. Многие рассказывают о поразительных эпизодах парения в облаках, исследованиях подводных царств, превращениях в животных и прочих волшебных трюках, совершаемых по собственной воле. Таким образом можно вновь и вновь общаться с полюбившимися героями снов, бороться с неврозами, противостоять страхам. Можно даже остановить ночной кошмар в самом разгаре. Те, кому это интересно, могут обратиться к замечательным книгам Лаберже «Явные сны» (1985) и «Исследование мира явных снов» (1990).

Метод Лаберже обещает стать эффективным средством раскрытия тайных богатств подсознания, но все же он не является панацеей, которой его провозглашают некоторые энтузиасты. Критики явных снов заявляют, что Лаберже сознательно принижает сложность освоения своего метода. По-видимому, одним он дается легче, другим — намного труднее. Нередко требуется оборудование, которое может стоить от 275 до 1000 долларов — к примеру, такое, как «NovaDreamer». Световыми и звуковыми сигналами это устройство отмечает момент, когда обучаемый входит в фазу быстрого сна — Rapid Eye Movement (REM-фазу сна), где и рождаются сновидения.

Мой же собственный опыт подсказывает, что даже если удается преодолеть эти трудности, техника явных снов примерно в половине случаев не приносит желаемого результата. Глубокий транс REM-фазы сна открывает нашему сознанию глубинные мысли и эмоции, столь отдаленные от наших повседневных забот, что они так и остаются непостижимыми. И хотя всегда полезно поработать со своим сном, не говоря уже о том, что это увлекательнейшее занятие, все же, если вы ставите своей целью развитие творческих способностей и решение конкретных задач, вам следует дополнить имеющийся арсенал значительно более действенными методами.

2.2. СНЫ НАЯВУ

Как же лучше подступиться к желанному потоку подсознательных ощущений? Я полагаю, что за последние двадцать пять лет работы мне удалось найти ответ на этот вопрос. Разработанный мной метод просмотра образов открывает сознанию не менее богатый поток символических картин, чем в сновидении. К тому же, в отличие от сна, в нем можно практиковаться и бодрствуя — в любое время и в любом месте. Десяти минут ежедневных занятий вполне достаточно, чтобы существенно изменить свою жизнь к лучшему.

2.2.1. Поток образов

Факт остается фактом — мы постоянно о чем-то мечтаем или видим сны. По оценкам психологов, 50% времени мы тратим на дневные мечтания и более 8% — на ночные сновидения. Это означает, что 58% всей нашей жизни уходит на пассивное восприятие подсознательных ощущений. Цифры поражают, и все же мне они кажутся преуменьшенными.

Есть основания предполагать, что поток образов никогда не иссякает. Даже когда наш ум занят работой, разговором или другими требующими внимания делами, чувственные механизмы сознания продолжают генерировать воображаемые картины, звуки, запахи, вкусы и ощущения. Большая часть из всего этого — воспоминания, вызванные случайными ассоциациями, а что-то является и отражением сознательных мыслей в настоящий момент.

Это один из тех немногих случаев, когда внутренний цензор полезен. Если бы вы не фильтровали свой поток образов, то, управляя самолетом или оперируя пациента, вы подвергали бы опасности жизни людей, — поток образов отвлекал бы ваше внимание от работы.

2.3. НЕОБЫЧНОЕ РАССТРОЙСТВО

Великий югославский изобретатель Никола Тесла в детстве страдал необычным расстройством: ему досаждали ослепляющие вспышки света и яркие образы припоминаемых сцен, возникавшие перед его глазами безо всякого предупреждения. Отдельное слово, произнесенное кем-то, могло неожиданно вызвать живой образ человека или вещи, о которых шла речь. Образы были настолько реальны, что Тесла часто сам затруднялся определить, где действительность, а где — плод воображения. Все это доставляло ему большое беспокойство и создавало дискомфорт. Со временем ему удалось преодолеть расстройство с помощью упорных упражнений и постоянного напряженного самоконтроля.

В 20-е годы нашего столетия русские психологи заинтересовались журналистом по имени Соломон Шерешевский, пытаясь разгадать секрет его парадоксальной памяти. Необычайный талант Шерешевского приоткрыл некоторые до сих пор неразгаданные загадки. Слова в разговоре, случайные мысли или воспоминания могли вызывать у него бурные всплески потока ощущений, управляющие спектром всех пяти чувств.

«Слыша звуки, я неизбежно вижу игру цвета, — рассказывал он. — Если, скажем, человек говорит слово, я вижу это слово. Но как только вклинивается голос другого человека, все смазывается. Это происходит и со слогами произнесенных слов, так что я просто не могу понять, что же говорится на самом деле».

В беседе с великим советским психологом Л. С. Выготским Шерешевский заметил: «Какой у вас ломкий желтый голос». А вот голос выдающегося кинорежиссера С. М. Эйзенштейна понравился Шерешевскому гораздо больше: «Когда я слушал его, мне казалось, что языки пламени приближаются ко мне. Я был так очарован, что не смог уловить смысл его слов».Однажды Шерешевский подошел к уличной торговке и спросил, какое мороженое она продает. В ответ раздалось: «Тутти-фрутти».

«Но она произнесла это таким тоном, — рассказывал он позднее, — как будто бы куча угля и пепла вырвалась из ее уст. Я был не в силах заставить себя купить мороженое». Тесла и Шерешевский не страдали галлюцинациями в строгом клиническом смысле этого слова. Их подсознание реагировало на мир вполне нормально. Им просто недоставало способности, которой обладает большинство из нас, — при необходимости подавлять потоки образов.

2.3.1. Дар Теслы

Хотя интенсивность потока образов доставляла Тесле неприятности, тем не менее она же и стимулировала его талант. Среди прочих дарований Тесла обладал замечательной способностью видеть в мельчайших деталях свои изобретения еще до того, как приступал к их графическому изображению. Он мог в уме деталь за деталью построить новое устройство и опробовать его, используя только силу воображения. Его мысленные чертежи были столь точны, что он мог диагностировать неисправность в машине, просто представляя себе ее в работе.

«Мне было абсолютно неважно, испытываю ли я турбину мысленно или проверяю ее в мастерской, — писал он. — Результат во всех случаях один и тот же. Я даже определяю, правильно ли она сбалансирована».

Все основные принципы и составляющие современных энергетических систем, включая переменный ток, высоковольтные трансформаторы, линии электропередачи и гидроэлектрогенераторы, были разработаны Теслой именно таким путем.

2.3.2. Человек, который запоминает все

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов — он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва
2. на са на ма ва
3. са на ма ва на
4. ва са на ва на ма
5. на ва на ва са ма
6. на ма са ма ва на
7. са ма са ва на
8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

2.4. СЕКРЕТ ШЕРЕШЕВСКОГО

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений».

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, — вспоминал он позднее. — Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди — разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска».

2.4.1. Волшебник - недоучка

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, — жаловался он,— меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений».

2.5. В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию — использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

2.6. ФЕНОМЕН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СНА

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров — химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь — пусть даже посреди ночи, — запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

2.6.1. Тренировка и развития навыка

Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий.

Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку.

Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение.

2.7. КАК ВЫЗВАТЬ ПОТОК ОБРАЗОВ

Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов:

1. Вы должны описывать образы вслух — либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.

2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.

3. Составляйте свои описания в настоящем времени.



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 171