УПП

Цитата момента



«В этом году сделал очень мало. Был счастлив».
Из дневников академика А.Любищева…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

5.6.3. Сложность - первое условие прозренний

Фримен и Скарда предположили далее, что быстрая смена состояний и является тем механизмом, который позволяет человеческому мозгу «генерировать прозрения».

Сложность — ключ ко всему. Бабочка не может двигать велосипед взмахами своих крылышек. Устройство велосипеда слишком незатейливо, чтобы сработал эффект бабочки.

Но чисто теоретически бабочка может вызвать ураган. Атмосфера столь велика и наполнена таким количеством разнообразнейших и сложнейших завихрений и потоков, вплоть до молекулярного уровня, что малейшего возмущения достаточно, чтобы повлиять на миллиарды переменных посредством не поддающейся расчету последовательности цепных реакций.

Чем больше сложностей мы вносим в свой мыслительный процесс, тем надежнее обуславливаем драматическое изменение состояния. Сложность, как правило, расширяет пространство для сюрприза.

5.7. ПОДКЛЮЧИТЬ ВСЕ

Каждое возмущение проникает в мозг через строго определенную «точку входа». Затем сигнал обрабатывается, помечается и передается в другую часть мозга для дальнейшей обработки.

В точке входа на сигнал навешивается ярлык и выдается точная инструкция: «С этой штукой нужно обращаться только так!» Таким образом остальные области мозга получают предупреждение о том, что можно не тратить время на ее обработку. Я называю это эффектом уценки.

Для того чтобы создать пространство для эффекта сюрприза, необходимо, чтобы сигналом одновременно занимались самые разные области мозга, но последовательность их подключения должна обеспечивать распространение любого возмущения в мозгу еще до того, как в точке входа ему будет присвоен ярлык и выданы инструкции.

Именно на этом и основан метод просмотра образов и прочие, где используется быстрый поток с обратной связью.

5.7.1. Часы Дали

Представьте себе, что вы взглянули на часы. Примерно через полсекунды зрительная кора сообщит, что перед вами часы, и это сообщение уйдет в мозг. Вот и сработал эффект уценки.

Ваш мозг полагает, что у него есть выбор: можно посмотреть на часы внимательно и узнать время и можно их просто проигнорировать. А что еще можно делать с предметом, на котором висит ярлык «часы»?

А если вы решили не принимать во внимание ярлык? Представьте себе, что вы заблокировали эффект уценки и разные области вашего мозга принялись обрабатывать сигнал так, как будто это вовсе и не часы. Например, вы принялись изучать яркие блики света на стеклянном циферблате, или изящное начертание цифр, или гипнотическое тиканье механизма, или гладкость металлического корпуса… Предположим, что вы задумались над эфемерной природой времени или недолговечностью материи…

Если вы продержитесь в этом состоянии достаточно долго, то сможете испытать неожиданное настоящее смещение восприятия, подобное тому, которое пережил художник-сюрреалист Сальвадор Дали, автор тающих часов — одного из самых поразительных образов современной живописи (рис. 5.2).

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 5.2. Когда вы смотрите на часы, определенная область коры головного мозга объявляет всем остальным областям мозга, что это часы. Те прекращают дальнейшее принятие и обработку сигналов, способных характеризовать часы не только как механизм для отсчета времени. Фактически область распознавания образов присвоила предмету ярлык, уценила его и сказала всем остальным: «Оставим это. Проблема уже решена. Это всего лишь часы». Так работает эффект уценки. Однако, если позволить другим областям мозга, игнорируя ярлык и минуя уценку, продолжить изучение — обычные часы могут предстать художественным шедевром, подобным картине Сальвадора Дали.

5.8. НЕМЫСЛИМО - ЗНАЧИТ, ПРАВИЛЬНО

Помните, в каком смятении был бедняга Кекуле, прежде чем задремать у камина? Кекуле был подавлен и чувствовал, что просто не способен больше работать. Меньше всего он ожидал гениального прозрения, которое помогло найти решение задачи, казавшейся неразрешимой, и которое сделало его знаменитым.

Если бы только Кекуле знал, что отчаяние было доброй приметой! Его левое полушарие признало свое поражение в попытках найти какой-то смысл в окружающем хаосе. Оно уже было готово сдаться и уйти с дороги.

Чувство растерянности яснее всего говорит о том, что ваш глушитель основательно подавлен. Когда ваш внутренний цензор бдит, вам, напротив, все кажется простым и очевидным. И только когда гениальная мысль начинает пузыриться в котле вашего сознания, вы ощущаете себя озадаченным и растерянным, как Кекуле в момент размышления над огненными змейками.

Не думайте, что пространство для сюрприза окажется чем-то вроде уютной гостиной. Это чуждый пейзаж, наполненный вихрями и сомнениями. Если на вас накатило отчаяние, испейте его до дна. Ощутите вкус сомнений — пусть они извиваются вокруг вас, как змеи Кекуле. Это значит, что ваша победа близка.

5.9. ТИПИЧНЫЙ СЮРПРИЗ

В потоке образов Ричарда По, описанном в главе 3, образ гепарда в африканской саванне совершенно естественно вытекал из первоначального узора с пятнами. В дальнейшем история с гепардом разворачивалась достаточно логично, как в диснеевском мультфильме из жизни дикой природы. Мы могли бы предположить, что скоро пара гепардов устремится в погоню за какой-нибудь газелью. Но это было бы слишком логично, слишком очевидно, слишком уж «несюрпризно».

Вместо этого, без всякого предупреждения, небо раскалывается надвое гигантской фигурой Лукреции Борджиа в наряде пятнадцатого века, которая взирает на нас с небес, по виду и запаху напоминающих лабораторию алхимика.

Подобные картины типичны для снов и потока образов. Они знаменуют внедрение в сознание сообщения из области подсознания. Но такие вторжения не обязательно представляются в причудливой форме. Они могут иметь вполне мирской облик — например, красная туфля на высоком каблуке или автомобильная покрышка, которая упорно появляется снова и снова. Любое неожиданное явление в потоке образов исходит из пространства, недоступного цензору.

В следующей главе мы рассмотрим, как можно расшифровывать загадочные сообщения. Но пока мы только учимся стимулировать подобные прорывы подсознания.

5.10. КАК ВЫЗВАТЬ ЭФФЕКТ СЮРПРИЗА

Нередко приходится заниматься просмотром потока образов достаточно долго и без видимого результата и очевидного эффекта сюрприза. Это особенно характерно для тех, кто недавно практикует методику просмотра образов. В этом случае приходится вмешиваться в ход потока образов.

Вообще говоря, ничего хорошего в таком вторжении нет. Чем более вы поглощены потоком образов, тем сильнее чары правого полушария мозга и тем откровеннее будут предстающие перед вами образы. Любое вмешательство является акцией со стороны левого полушария; оно разрушает наведенные чары и угрожает спонтанности образов.

И тем не менее я разработал несколько способов искусственного вызова эффекта сюрприза, которые почти не нарушают спонтанности. Некоторые из них описаны ниже.

5.10.1. Создание пространства для ответа

Неспособность получить сюрприз, как правило, связана с некоторой формой торможения. Вы можете обмануть свое подсознание, предложив ему выдать сюрприз в пространство для ответа, скрытое от посторонних взоров. Подойдет любой непрозрачный барьер. Представьте себе пространство, отгороженное стеной или находящееся за тяжелой дверью крепостной башни (рис. 5.3).

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 5.3. Метод создания отправных пунктов. Вообразите себе дверь, ведущую в таинственное пространство для ответа. Когда дверь откроется, вы увидите ответ.

Самое главное — оно должно быть недоступно для вас. Фактически вы говорите своему подсознанию: «Если ты положишь свой сюрприз за дверь, я не буду подглядывать, пока ты не уйдешь».

5.10.2. Создание отправных пунктов

Рано или поздно подглядеть все-таки придется, но сначала вы должны предоставить гению уединение и некоторое время для того, чтобы собрать воедино образ, не докучая своими советами и не заглядывая через плечо. Для того чтобы найти щелку для подглядывания, необходимо использовать метод отправных пунктов. По причинам, которые вскоре станут вам ясны, описанный ниже прием носит название «Через стену».

1. Определите, какую задачу вы хотите решить. Затем отложите ее в отдаленную область своего сознания и займитесь чем-то другим.

2. Заведите таймер или будильник на 7–8 минут. Постарайтесь использовать такие часы, которые издают приятный звон или наигрывают музыку, а не начинают противно дребезжать, разрушая вашу концентрацию внимания.

3. Приступайте к процедуре вызова потока образов, на сей раз пользуясь направленным воображением.

4. Вообразите, что вы находитесь в центре необыкновенно прекрасного сада. Перед вами возвышается высокая стена. Это и есть ваш отправной пункт. За стеной находится пространство для ответа.

5. В течение нескольких минут описывайте сад во всех подробностях.

6. Подойдите к стене и опишите ее. Положите ладони на стену. Прижмитесь к ней лицом. Почувствуйте влажный, скользкий мох на древних камнях (А может быть, ваша стена какая-то другая?), опишите ее запах.

7. Отбрасывайте любую сознательную мысль о вашей проблеме. Сосредоточьтесь только на чувственных впечатлениях.

8. В тот миг, когда вы услышите звон будильника, перепрыгивайте через стену! Здесь важнее всего внезапность. Вы должны разглядеть ответ прежде, чем левое полушарие исказит его сознательными или привычными предположениями.

9. Хватайтесь за самое первое впечатление о том, что лежит за стеной, даже если это впечатление мгновенно. Продолжайте описывать то, что вы видели, по памяти, если сам образ уже улетучился. Ваши описания вскоре вернут его.

Как и в методике потока образов, непредсказуемость и необычность того, что вы увидите за стеной, является верным признаком озарения. Самый тривиальный предмет может быть ключом к ответу на ваш вопрос. Главное, чтобы он был неожиданным.

Если за стеной оказалось что-то обыкновенное и предполагаемое, то, возможно, вы либо недостаточно быстро подпрыгнули, либо позволили своему сознанию заранее запланировать ответ. В этом случае повторите упражнение, стараясь не предвосхищать сюрприз до того, как услышите звон будильника.

Метод создания отправных пунктов — это средство. Не надо рассматривать его как тренировку направленного воображения, когда вы обязаны согласовывать свои действия с определенной программой. На самом деле спонтанный поток образов может хлынуть еще до того, как зазвонит будильник. В таком случае прекратите упражнение, выключите будильник и начинайте описывать свои образы. Несомненно, они приведут вас к сюрпризу гораздо быстрее, чем метод отправных пунктов.

5.10.3. Брифинг

Попробуйте провести такой опыт. Сформируйте какую-нибудь идею о предмете, который представляет для вас интерес. Теперь в нескольких фразах опишите эту идею на листке бумаги. Затем отпечатайте то же самое на пишущей машинке (если она у вас есть), а после этого наберите на компьютере и распечатайте различными шрифтами.

Когда вы будете перечитывать текст, представленный столь разными способами, вы почувствуете, что малейшее отличие в оформлении содержания вызывает заметные изменения в мыслях и восприятии. В опытах с кроликами Фримен и Скарда обнаружили, что электроэнцефалографическая карта может существенно изменяться в зависимости от контекста или ассоциаций, связанных с конкретным восприятием. Я называю это принципом контекста.

Вы можете применить принцип контекста при расшифровке своих сюрпризов. После использования метода отправных пунктов выполните еще один шаг. Вкратце изложите другому человеку или запишите в блокнот все, что вы увидели за стеной, в своем пространстве ответа. Нужно обязательно записать свои впечатления на другой носитель, отличный от того, куда записывался поток образов. Проще говоря, если вы сначала пользовались магнитофоном, то затем для краткого описания пригласите партнера — и наоборот.

5.10.4. Быстрое создание отправного пункта

Метод быстрого формирования отправного пункта может показаться вам даже более легким, чем все предыдущие. Мой соавтор Ричард По использовал его в том потоке образов, что приводится в главе 3. Когда он заглянул внутрь раскаленной печи, то увидел в ней странный предмет, который сначала показался ему хрустальным шаром, а затем превратился в пульсирующее яйцо рептилии.

Ричард не знал, что находится в яйце, но тут же решил, что из яйца появится ожидаемый ответ. Из яйца вылупился дракон. Это и есть быстрое формирование отправного пункта.

Быстрое формирование отправного пункта является преимуществом уже сформировавшегося потока образов. Вы все еще находитесь во власти правого полушария и вам нет нужды тратить время и силы на установление нейрологического контакта с воображаемой сценой.

Фактически любой непрозрачный предмет, который появляется в вашем потоке образов, может послужить вам отправным пунктом: дверь, штора, чаща леса или обложка книги… Если он физически способен заключить в себе пространство для ответа, значит, может выступать в роли отправного пункта.

Ниже приводится техника быстрого формирования отправного пункта:

1. Начинайте процесс либо когда вы непосредственно занимаетесь просмотром потока образов, либо вернувшись к какой-либо памятной точке из прошлого потока образов.

2. Выберите предмет, который может служить отправным пунктом.

3. «Громко» обозначьте этот предмет в своем описании (например, записав на магнитофон), а затем расскажите о нем очень кратко, только для закрепления его в вашем воображении.

4. Определите, какой вопрос вы хотите поставить. Хорошо начать с вопроса типа «Каков смысл сообщения, содержащегося в этом спонтанном потоке образов?»

5. Произнесите этот вопрос вслух, но тихо, а про себя — как можно «громче».

6. Задавая вопрос, протяните руку и потрогайте тот предмет, который служит вам отправным пунктом. Этот метафорический контакт как бы создает программу для отправного пункта.

7. Расширяйте свой нейрологический контакт с отправным пунктом. Описывайте его подробно, используя все пять чувств.

8. Как только вы будете готовы, внезапно преодолейте отправной пункт, как преграду, или разрушьте его (откройте дверь, войдите в ворота, распахните шторы, пролистайте книгу и т. п.)

9. Уловите свое самое первое впечатление о том, что находится за преградой, и опишите это.

10. Вступите в пространство для ответа и расширяйте свой нейрологический контакт с увиденным, описывая его во всех подробностях.

11. Когда вы полностью сформируете свое восприятие пространства для ответа, найдите в нем некий предмет, который может послужить вам следующим отправным пунктом. Всякий раз, повторяя этот процесс, вы будете все глубже погружаться в чары правого полушария мозга и все ближе подходить к самым неуловимым образам — к гениальному прозрению.

5.11. РАСПАХИВАНИЕ ДВЕРИ

Если вы добросовестно тренировались в применении всех методов, изложенных в первых пяти главах, то наверняка уже поняли, что техника вызова и просмотра потока образов становится тем проще, чем больше опыт вашей практики. Всякий раз, когда вы проходите через дверь, ведущую в поток образов, она распахивается все шире и выше.

Вскоре вы сможете уходить и возвращаться за какие-то секунды.

В конце концов вы научитесь обращаться к вашим мощнейшим ресурсам настолько легко и быстро, что сможете проделывать это в мгновение ока посреди разговора — так, что никто даже не заметит. Метод быстрого формулирования отправного пункта особенно важен для формирования хорошего навыка, поскольку он учит вас взаимодействовать с правым полушарием, учит вести с ним сознательный диалог.

Когда вы достигнете такого уровня подготовки, вы превратитесь в настоящего гиганта интуиции, который в любой ситуации способен произвольно вызывать у себя потрясающие мысли.

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВ

Однажды король Лидии Кроезус советовался с дельфийским оракулом, не отправиться ли ему в поход против Персидской империи. «Если ты сделаешь это, — предрек оракул, — то разрушишь Великую империю».

Кроезус был окрылен. Какая империя может сравниться с Персией? И он разрушит ее! Убежденный в победе, лидийский король выступил со своими войсками… — и был разбит персами. Поспешно ухватившись за «воодушевляющее» предсказание оракула, Кроезус впопыхах забыл спросить, о какой империи шла речь. А это было его Лидийское королевство, что превратилось в руины.

6.1. ТРИ ПОДВОДНЫХ КАМНЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Интерпретация слов дельфийского оракула не так уж сильно отличается от расшифровки информации, содержащейся в потоке образов. Существует всего три подводных камня, на которые можно наткнуться по пути к верной интерпретации своих образов. Король Кроезус не обошел ни один:

1. Ожидание определенного ответа на поставленный вопрос.

2. Готовность довольствоваться общими словами в ущерб описанию деталей.

3. Излишняя поспешность в выводах.

Кроезус был уже в предвкушении войны, и, по-видимому, он в любом случае услышал бы положительный ответ, независимо от сказанного оракулом. Это и был первый подводный камень. Слова оракула о том, что король Лидии разрушит Великую империю, были лишь пустой общей фразой. Кроезус мог бы заметить, что она звучит неоднозначно. Но он обратил внимание лишь на то, что лежало на поверхности, тут же наткнувшись на второй камень.

Третий подводный камень оказался для него роковым. Поразмысли Кроезус немного — и ход мировой истории был бы изменен. Ведь все, что ему нужно было сделать, — это спросить: «О какой империи идет речь?»

6.2. ВОСЕМЬ ШАГОВ НА ПУТИ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ

С практикой процесс интерпретации, как и собственно просмотр образов, облегчается. В один прекрасный момент у вас возникнет инстинктивное понимание языка вашего правого полушария, что позволит вам без труда интерпретировать образы. Но если вы новичок, запомните следующие восемь правил:

1. Определите для себя, является смысл образа буквальным или символическим.

2. Различайте факты и эмоции.

3. Идентифицируйте ключевые ассоциации.

4. Пользуйтесь своим персональным декодером.

5. Применяйте критерий причинности.

6. Помните: последнее — самое лучшее.

7. Пользуйтесь методами отправных пунктов и вопросов, чтобы досконально разобраться в деталях.

8. Генерируйте моменты «Ага!»

6.2.1. Интерпритируйте только свои образы

Первое правило интерпретации гласит: «Следует только самостоятельно интерпретировать свои образы». Нет ничего плохого в новых идеях: любое мнение извне, будь то мнение друга, супруги, психолога или даже популярной сегодня книги, может помочь вам при анализе образов. Но следует опасаться возникновения зависимости от чужого ума. Любые оглядки не только останавливают развитие у вас навыка самоинтерпретации, они также делают вас потенциальным объектом манипуляций со стороны других, как умышленных, так и случайных. Гораздо важнее для вас, особенно на ранних стадиях, приобрести собственный навык интерпретации, нежели разобраться досконально в каком-то отдельном образе. Лучше самостоятельно сделать неверные заключения, чем, сэкономив время, принять готовое чужое, пусть даже верное, толкование.

Работая с партнером, вы, конечно же, будете постоянно делиться с ним впечатлениями о явившихся образах. Но партнер должен воздерживаться от высказывания своих интерпретаций вашего потока, то же касается и вас. Даже при индивидуальных занятиях у большинства людей возникает желание поделиться. Главное правило при работе в одиночку — прежде чем обсуждать поток образов с кем-то еще, пройти все восемь шагов самостоятельно.

6.2.2. Шаг первый: буквально или символически

Иногда образы бывают абсолютно буквальными по смыслу. Когда Боб С. увидел дефектную покрышку машины своей невесты, в этом не было ничего таинственного — просто изношенная покрышка! По понятным причинам буквальные образы значительно проще поддаются интерпретации. К сожалению, их буквальность не всегда очевидна с самого начала. Бобу потребовалось несколько минут, чтобы понять, где же он видел эту покрышку раньше.

Известно, что получить доступ к информации, которая находится в подсознании, намного легче в расслабленном состоянии. Для этого попробуйте заняться дыхательными упражнениями, описанными в главе 3. Добившись расслабления, подумайте о появившемся образе в течение некоторого времени и подождите, не придет ли вам что-нибудь в голову.

Если вас так ничего и не осенит, значит, образ, по всей видимости, символический. Переходите к следующему шагу.

6.2.3. Шаг второй:факты или эмоции

Анализируя сны, последователи Карла Юнга четко разграничивают наблюдение реальных событий во сне и предположения, которые мы высказываем после совершившегося факта. Такой подход помогает прорваться через искажения, неизбежно вносимые нашим сознанием, и добраться до сути вещей.

При просмотре потока образов факты гораздо важнее и надежнее, чем любые из наших эмоций или впечатлений по поводу этих фактов. Например, в главе 3 мой соавтор Ричард Поу так рассказывал о своих впечатлениях во время сеанса просмотра образов:

Я вижу водопой, около него зебры, все залито солнечным светом, травянистая степь тянется до горизонта. Я чувствую кожей горячий ветер, я чувствую единение с гепардом. Мы вместе, я не чужой в этой стране, мы оба охотники и осматриваем стада, и я ощущаю дуновение ветра.

Первая половина этого отрывка полностью построена на фактах. Перед нами физическое описание и ничего более. Но в дальнейшем Ричард утверждает, что он ощущает единение с гепардом, и исходит из этого. То есть он передает уже не суть, а свои собственные эмоции и впечатления о том, что происходит. Они могут быть как верными, так и ложными, что согласуется с одной из основных идей методики просмотра образов. Заметьте, что ранее при описании тех же образов Ричард сказал:

…и я вижу голову гепарда. Он поворачивается ко мне, и я могу притронуться к его голове. Я трогаю его уши и чувствую их податливость, они словно резиновые, я чувствую, что из его рта капает слюна, когда я глажу его по голове, и он поворачивается и смотрит на меня, смотрит настороженно, нет, не настороженно, а приветливо, словно я часть его гепардовой семьи…

Первое впечатление Ричарда — настороженный взгляд гепарда. Правда, позже он меняет свое мнение и решает, что тот уставился на него «приветливо». А может быть, взгляд гепарда был сначала осторожным, а затем стал дружелюбным. Рассказ Ричарда не дает окончательного ответа. Позднее он убедил меня, что, возвратившись к прежним переживаниям, он вспомнил, что не видел никакой определенной эмоции в глазах гепарда, — кошачьи черты ни о чем не говорили. Так сознание Ричарда стремилось заполнить пустые места, предлагая одну за другой две совершенно противоположные трактовки.

Впечатления Ричарда о настроении гепарда все же полезны, но их следует рассматривать как вторичную реакцию. Можно сравнить конкретные образы с Торой — вдохновенным Словом Божьим, а вторичные эмоции Ричарда по поводу этих образов — с Талмудом, коллекцией комментариев раввинов. Для христиан — это разница между священным писанием и проповедью.

Подобно талмудистам, пробующим свои силы в теологии, мы должны строить выводы, опираясь на Тору как на основу. Азарт интерпретатора может завести в дебри рассуждений, но каждую «версию» следует сверять с библейскими фактами.

Как это ни парадоксально, умение отличать факты от вторичных наслоений дает нам больше свободы для исследования эмоций и ассоциаций. Факты, подобно маякам в море эмоций, будут всегда указывать путь к дому, как бы далеко мы ни забрели в своих предположениях.



Страница сформирована за 0.86 сек
SQL запросов: 171