Козловский С.В. Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность
1. Введение
Цель этой работы - дать творческой личности средства в борьбе с внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами за высокую и длительную работоспособность, дать рекомендации преподавателям по теме “Система Любищева”. В данной работе изложены вкратце итоги почти десятилетних экспериментов по повышению работоспособности. Эксперименты проводились автором преимущественно на себе, поэтому результаты требуют широкой проверки и обсуждения, а также большой осторожности при применении. Практика показывает, что наиболее благоприятными условиями при начальном освоении предлагаемой методики являются:
1. склонность к немонотонной, творческой работе, поскольку творческая работа не знает пределов затрат времени;
2. возраст 26-28 лет, поскольку в этом возрасте физиологические ресурсы уменьшаются, падает работоспособность после пика в 25 лет, а собственная система управления временем еще не выработана;
3. мужской пол, поскольку давление внутренних и внешних обстоятельств на мужчин меньше, чем на женщин.
Эти условия не являются фатальными ограничениями - просто в других условиях осваивать методику будет труднее. Автор с благодарностью примет любые отзывы по данной работе. Отзывы и предложения посылать по адресу: 220 052 Минск, ул. Сурганова, д.64, кв.33, Козловскому Сергею Всеволодовичу.
2. Постановка задачи в форме исторической справки
Основные способы организации жизни пришли к человеку извне - ритмическая смена активности и отдыха, оптимизация и рационализация действий, коллективный труд. До определенного момента требование повышения эффективности жизни воспринималось как насилие, в частности - как повышение степени эксплуатации. Вначале человек вел борьбу за свое свободное время, понимая под этим прежде всего борьбу за отдых. Успехи в этой борьбе привели к массовому прогрессирующему “обжорству временем” - оргии немногочисленной античной аристократии сменились спортивными и шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, а также наркоманией и массовым алкоголизмом. По выражению, которое я нашел у Юлиана Семенова, прогресс, в конечном итоге, сводится к борьбе за экономию времени. Такая борьба - сложный вид деятельности, а значит в ней действует общее правило: принудительный труд малопроизводителен.
Только свободная личность может достичь совершенства в использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода - качество необходимое, но не достаточное. Преобладание духовных потребностей и качественный инструментарий - второе и третье необходимые условия.
Возможно, первая письменно зафиксированная попытка сделать управление временем сознательной потребностью человека - это первое письмо из нравственных писем к Луцилию, написанных Луцием Аннеем Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует: - письменный учет всего времени; - деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на безделье; - оценивать жизнь по наполненности прожитого времени. В письме Сенеки есть намек на планирование: “удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего”. Один из приемов управления временем - введение жесткого режима дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил настолько ритмично, что соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Творческие личности в своей массе берегли свое время. Трудно найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, Вавилов и Альтшуллер, адмирал Макаров и академик Берг - все эти люди стремились построить систему расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день - за жизнь. Правда, были исключения. Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих 56 лет жизни в седле, подполье, скитаниях, сумел оставить после себя массу работ, более 270 наименований дошли до нашего времени. Можно предполагать, сколько же не дошло и насколько больше он смог бы сделать в стабильных условиях. Следующий шаг был сделан Александром Александровичем Любищевым (1890-1972). Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни, т.е. 52 года. В этом пожизненном эксперименте были проверены принципы (формулировка моя - К.С.):
1. наличие достойной цели жизни;
2. документальный учет всего времени;
3. деление времени на категории, где критерием выступает достойная цель жизни и задача совершенствования личности;
4. принцип увеличения времени основной категории за счет других категорий работ;
5. равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра, чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений;
6. управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина, чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества;
7. планирование и обратная связь по самоотчетам;
8. выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ от высоких должностей, административной работы;
9. принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего цикла труд-отдых без накопления усталости;
10. управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
Любищев сам формулировал короче:
1. Я не беру обязательных поручений.
2. Не беру срочных поручений.
3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
4. Сплю много, часов десять.
5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.
Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами. Здесь не приводятся конкретные результаты достигнутые А.А. Любищевым, поскольку предполагается обязательное ознакомление с повестью Д. Гранина “Эта странная жизнь”.
3. Критерии успеха и средства борьбы за время
Можно выделить два вида работоспособности: один - сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время; другой - сделать максимум работы за заданное время - день, месяц, год… Главная цель применения системы Любищева - добиться максимума работоспособности второго вида, где срок - вся жизнь. Достижение этой цели должно идти поэтапно: Этап 1 - “Разведка”. Этап 2 - “Перегруппировка сил”. Этап 3 - “Наступление”. Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.
Этап 1 - “Разведка”
К целям этого этапа относятся: - поиск достойной цели жизни; - получение представительного материала и его оценка для дальнейшего анализа. Первый успех - если вы смогли регулярно учитывать свое время, хотя бы в течение месяца. Это совсем не маленький успех. Цель Этапа 1 - получение списка видов вашей стандартной деятельности, их характеристики, получение первых навыков учета времени. Вся деятельность делится на две группы: нагрузка и отдых. К отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт - то, что позволяет воссстанавливать нервную систему. Деятельность, которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка. Примерный вид учета на первом этапе:
Минск 7.4.1979
Программирование: АСУ “Абитуриент” - 1,5 часа
Чтение периодики: “Вокруг Света” - 0,5 часа
Беседа с Сергеем К.: - 1 час, из них нагрузка - 0,5 часа
Читал худ. лит.: Б.Г.Кузнецов, Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. -М: Наука, 1970, 650 с. - 3 часа
Отдых: еда - 1,5 часа; сон - 9 часов; передвижение - 1,5 часа
———————————————————————————————
Всего учтенного времени - 18 часов
Нагрузки - 5 часов
Отдых - 13 часов
Коэффициент точности - 18/24=0,75
6 часов неучтенного времени - результат неполной регистрации. Учет времени удобно вести не точнее десятых долей часа. Квантом времени удобно считать 6 минут - 0,1 часа. Начав вести учет, как правило, сталкиваешься с тем, что в среднем за неделю, месяц с толком потрачено мало времени - очень хорошо, если 2-3 часа в день, - это закономерно.
———————————————————————————————
Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно.
———————————————————————————————
Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный материал для дальнейшего анализа. Поэтому месяц для учета следут выбирать обычный - не отпускной, лучше весной или осенью. После накопления данных за месяц, их нужно проанализировать. Для того, чтобы проанализировать полученные данные, нужно составить три списка нагрузок. В первый список, который назовем “основная работа”, войдут те виды деятельности, которые служат поиску или достижению достойной цели жизни и время на которые хочется увеличить. Во второй список, который назовем “навязанная работа”, войдут те виды деятельности, которые навязаны внешними или внутренними обстоятельствами и время на которые желательно сократить. И, наконец, в третий список, который можно назвать “нейтральная работа”, войдут те виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений. Например в моей практике к этому виду работы относилось, в частности, чтение периодики.
Обозначим: “основная работа” как осн.р.; “навязанная работа” как нав.р.; “нейтральная работа” как нейт.р.
Нужно рассчитать: Общую нагрузку за месяц (ОН). Она равна сумме затрат на все три вида работ в часах.
ОН
Среднюю суточную нагрузку (ССН). ССН = ————————
количество суток
сумма всего учтенного времени в часах
Коэффициент точности (КТ). КТ = ——————————————————————
количество суток умножить на 24 часа в сутках
сумма абсол. величин (суточная нагрузка - ССН)
Среднее абсолютное отклонение (САО). САО = ——————————————————————
количество суток
САО
Коэффициент неравномерности (Кнер). Кнер = —— умножить на 100%
ССН
сумма нагрузки по осн.р. и нейт.р.
Коэффициент полезности (КП). КП = —————————————————
ОН
На Этапе 1 следует стремиться увеличить коэффициент точности, расчитанный за недельный период хотя бы до 0,5. Остальные коэффициенты кладутся в основу стратегии, которая применяется на Этапе 2.
Этап 2 - “Перегруппировка”
К целям этого этапа относятся:
- продолжение поиска или достижения достойной цели жизни;
- освоение технологии планирования;
- уменьшение неравномерности нагрузки;
- увеличение полезной работы за счет навязанной работы;
- освоение управления резервами.
Рекомендация: - не стремиться повышать суммарную выработку. Наиболее важным средством достижения целей на Этапе 2 является уменьшение доли навязанной работы и увеличение основной работы за счет навязанной. Не стремитесь увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более разовую суточную нагрузку, даже если у вас остались силы. Усталость накапливается постепенно и может проявиться не сразу. Можно выделить два вида усталости - кратковременная и долговременная. Кратковременная недолго накапливается - от минут до нескольких дней, хорошо чувствуется и требует для ликвидации времени, соизмеримого с временем накопления. Долговременная усталость может не проявляться месяцами, накапливаться незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть по-разному: как быстрая утомляемость, внезапная слабость, скачки кровяного давления, другие неврозы. Для ликвидации долговременного утомления чаще всего нужны месяцы. Будьте осторожны!
Рекомендуемая форма учета на Этапе 2
Февраль 1983 |
7 пн |
8 вт |
9 ср |
… |
Основная: |
||||
А1 |
||||
А2 |
||||
Прочее |
||||
Система Любищева |
||||
Учет |
||||
Исслед |
||||
Прочее |
||||
Навязанная |
||||
…. |
||||
Нейтральная |
||||
…. |
Итого: ССН = САО = Кнер = КП = КТ =
К таблице прилагается список прочитанной литературы и занятий. Примерный вид такого списка:
…
11. Написание доклада на конференцию по теме…
12. Кларк А. Юпитер 5, на англ. яз., 12 стр…
13. Вел протокол заседания отдела… …
Некоторые рекомендации. При выполнении любой работы в ней бывает творческая и нетворческая составляющая. Очевидно, даже если выполняешь основную работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая, время накоторую хочется уменьшить. Поэтому при заполнении таблицы 2 учет времени рекомендуется делать в виде:
индекс работы |
осн.р |
нейт.р. |
нав.р. |
11 |
1,3 |
1,0 |
2,5 |
Это означает, что при написании доклада на конференцию 1,3 часа относится к основной работе, 2,5 часа - к навязанной работе, например, к сбору подписей, и 1 час - к просмотру литературы. Конкретные названия можно внести в список под отдельными индексами. В таблице должен быть резерв на случай появления новых тем. Для этого служит графа “Прочее”, которая вводится в каждом виде работ. Если коэффицинт полезности низок - 15% и меньше, то следует проанализировать, какие внешние или внутренние обстоятельства навязывают неэффективный расход времени, а затем постараться выйти из-под их давления. То же следует проделать после анализа неравномерности нагрузки. Этап 2 можно считать завершенным, если коэффициент полезности превысил 50%, а коэффициент неравномерности составил меньше 25%. Коэффициент точности на этапе 2 большой роли не играет.
Этап 3 - “Наступление”
К целям этого этапа относятся:
- все цели второго этапа;
- овладение планированием по номенклатуре работ;
- освоение приемов повышения общей выработки, доведение ее до физиологического предела.
К началу этапа нужно иметь уверенность в выборе тех работ, которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование и на выполнение планов. Если Этап 1 и Этап 2 прошли успешно, то даже если вы сдерживали рост выработки, объем выполняемых вами работ вырос. Вероятно, у вас уже были срывы - периоды восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на первый потолок - около 1500 рабочих часов в год. На Этапе 3 нужно осваивать передовой инструментарий для ведения рационализации интеллектуальной работы - ведение справочных и творческих картотек, обучение машинописи и т.п. Особое внимание следует уделить освоению передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения изобретательских задач, математика и т.д. Т.е. повышение общей и профессиональной культуры работы, определение достойной цели жизни дает возможность определить набор инструментария для ее достижения. Форма учета близка к приведенной в таблице 2, но более сжата. Длительность Этапа 3 неограниченна.
4. Ритмика работоспособности и ее согласование
Многолетний опыт внедрения системы Любищева показывает: только ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность труда. Основной принцип, который можно назвать принципом бездефицитности, гласит: к началу очередного рабочего цикла организм должен полностью восстановиться. Цикл состоит из двух частей - работы и отдыха. Основной цикл имеет суточный период. Более длительные сверхсуточные периоды, как показали исследования с использованием Фурье-преобразования, навязываются человеку извне. Анализ показал два устойчивых периода - недельный и годовой. Остальные колебания работоспособности носят нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать. Более важны внутрисуточные колебания активности организма, наличие которых общепризнано. Анализ литературы и эксперименты показали, что пики и спады чередуются так:
подъемы |
5-6 |
11-12 |
17-18 |
23-24 |
||||
спады |
8-9 |
14-15 |
20-21 |
2-3 |
Эти подъемы и спады, как правило, можно отследить с помощью обыкновенного термометра. Но такая ярко выраженная ритмика может отсутствовать. Ритмику можно сбить, сдвинуть, рассогласовать. Например, при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь часы пиков, а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов. Это не нарушает чередования спадов и подъемов и не снижает работоспособности. Но если попытаться интенсивно работать в часы, когда организм входит в периоды спада активности, то могут возникнуть стрессы, неврозы, гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности становятся невыраженными, работоспособность обязательно падает. Рекомендуется: согласовывать работу с пиками активности, а в периоды спадов во время бодрствования полежать 10-20 минут или даже вздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада - чем глубже торможение нервной системы при спаде, тем скорее она восстанавливается. Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов позволяет разбить календарные сутки на несколько физиологических и в сумме сократить время на сон. По мнению некоторых исследователей это один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении новой информации. Многие творческие личности приходили к использованию внутрисуточной ритмики. По свидетельству Фукса - секретаря А.В.Суворова, - режим дня генералиссимуса во время итальянской кампании в 1799 году был таков:
3 часа 30 минут - подъем, гимнастика;
с 4 часов 30 минут до 8 часов - работа;
с 8 часов до 12 часов - обед с гостями;
с 12 часов до 17 часов - сон, причем Суворов засыпал мгновенно;
с 18 часов до 19 часов 30 минут - ужин с гостями;
с 19 часов 30 минут до 23 часов - работа;
с 23 часов до 3 часов 30 минут - сон.
итого: работа 5-7 часов; сон около 9 часов; еда, беседы 5,5 часа.
Суворову идет 70-й год. Ел он мало - после его обедов гости шли обедать по-настоящему. Пики и спады сдвинуты ровно на полсуток, но не сглажены, а наоборот - ярко выражены. День и ночь поменялись местами. Возможно здесь сказалась военная специфика - внезапность и скрытность передвижения лучше всего достигается ночью и под утро. Похожий режим принят и в современной американской армии, как это следует из публикаций в журнале “Огонек” за 1988 год.
- 1
- 2