АСПСП

Цитата момента



Лучше делать и каяться, чем не делать — и каяться.
А если делать, то делать — по-большому!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Человек боится вечности, потому что не знает, чем занять себя. Конструкция, которую мы из себя представляем рассчитана на работу. Все время жизни занято поиском пищи, размножением, игровым обучением… Если животному нечем заняться, психика, словно двигатель без нагрузки, идет вразнос. Онегина охватывает сплин. Орангутан в клетке начинает раскачиваться взад-вперед, медведь тупо ходит из угла в угол, попугай рвет перья на груди…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Козловский С.В. Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность

1. Введение

Цель этой работы - дать творческой личности средства в борьбе с внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами за высокую и длительную работоспособность, дать рекомендации преподавателям по теме “Система Любищева”. В данной работе изложены вкратце итоги почти десятилетних экспериментов по повышению работоспособности. Эксперименты проводились автором преимущественно на себе, поэтому результаты требуют широкой проверки и обсуждения, а также большой осторожности при применении. Практика показывает, что наиболее благоприятными условиями при начальном освоении предлагаемой методики являются:

1. склонность к немонотонной, творческой работе, поскольку творческая работа не знает пределов затрат времени;

2. возраст 26-28 лет, поскольку в этом возрасте физиологические ресурсы уменьшаются, падает работоспособность после пика в 25 лет, а собственная система управления временем еще не выработана;

3. мужской пол, поскольку давление внутренних и внешних обстоятельств на мужчин меньше, чем на женщин.

Эти условия не являются фатальными ограничениями - просто в других условиях осваивать методику будет труднее. Автор с благодарностью примет любые отзывы по данной работе. Отзывы и предложения посылать по адресу: 220 052 Минск, ул. Сурганова, д.64, кв.33, Козловскому Сергею Всеволодовичу.

2. Постановка задачи в форме исторической справки

Основные способы организации жизни пришли к человеку извне - ритмическая смена активности и отдыха, оптимизация и рационализация действий, коллективный труд. До определенного момента требование повышения эффективности жизни воспринималось как насилие, в частности - как повышение степени эксплуатации. Вначале человек вел борьбу за свое свободное время, понимая под этим прежде всего борьбу за отдых. Успехи в этой борьбе привели к массовому прогрессирующему “обжорству временем” - оргии немногочисленной античной аристократии сменились спортивными и шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, а также наркоманией и массовым алкоголизмом. По выражению, которое я нашел у Юлиана Семенова, прогресс, в конечном итоге, сводится к борьбе за экономию времени. Такая борьба - сложный вид деятельности, а значит в ней действует общее правило: принудительный труд малопроизводителен.

Только свободная личность может достичь совершенства в использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода - качество необходимое, но не достаточное. Преобладание духовных потребностей и качественный инструментарий - второе и третье необходимые условия.

Возможно, первая письменно зафиксированная попытка сделать управление временем сознательной потребностью человека - это первое письмо из нравственных писем к Луцилию, написанных Луцием Аннеем Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует: - письменный учет всего времени; - деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на безделье; - оценивать жизнь по наполненности прожитого времени. В письме Сенеки есть намек на планирование: “удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего”. Один из приемов управления временем - введение жесткого режима дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил настолько ритмично, что соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Творческие личности в своей массе берегли свое время. Трудно найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, Вавилов и Альтшуллер, адмирал Макаров и академик Берг - все эти люди стремились построить систему расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день - за жизнь. Правда, были исключения. Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих 56 лет жизни в седле, подполье, скитаниях, сумел оставить после себя массу работ, более 270 наименований дошли до нашего времени. Можно предполагать, сколько же не дошло и насколько больше он смог бы сделать в стабильных условиях. Следующий шаг был сделан Александром Александровичем Любищевым (1890-1972). Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни, т.е. 52 года. В этом пожизненном эксперименте были проверены принципы (формулировка моя - К.С.):

1. наличие достойной цели жизни;

2. документальный учет всего времени;

3. деление времени на категории, где критерием выступает достойная цель жизни и задача совершенствования личности;

4. принцип увеличения времени основной категории за счет других категорий работ;

5. равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра, чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений;

6. управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина, чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества;

7. планирование и обратная связь по самоотчетам;

8. выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ от высоких должностей, административной работы;

9. принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего цикла труд-отдых без накопления усталости;

10. управление качеством работ, в частности, переход к надцели.

Любищев сам формулировал короче:

1. Я не беру обязательных поручений.

2. Не беру срочных поручений.

3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.

4. Сплю много, часов десять.

5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.

Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами. Здесь не приводятся конкретные результаты достигнутые А.А. Любищевым, поскольку предполагается обязательное ознакомление с повестью Д. Гранина “Эта странная жизнь”.

3. Критерии успеха и средства борьбы за время

Можно выделить два вида работоспособности: один - сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время; другой - сделать максимум работы за заданное время - день, месяц, год… Главная цель применения системы Любищева - добиться максимума работоспособности второго вида, где срок - вся жизнь. Достижение этой цели должно идти поэтапно: Этап 1 - “Разведка”. Этап 2 - “Перегруппировка сил”. Этап 3 - “Наступление”. Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.

Этап 1 - “Разведка”

 К целям этого этапа относятся: - поиск достойной цели жизни; - получение представительного материала и его оценка для дальнейшего анализа. Первый успех - если вы смогли регулярно учитывать свое время, хотя бы в течение месяца. Это совсем не маленький успех. Цель Этапа 1 - получение списка видов вашей стандартной деятельности, их характеристики, получение первых навыков учета времени. Вся деятельность делится на две группы: нагрузка и отдых. К отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт - то, что позволяет воссстанавливать нервную систему. Деятельность, которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка. Примерный вид учета на первом этапе:

Минск 7.4.1979

Программирование: АСУ “Абитуриент” - 1,5 часа

Чтение периодики: “Вокруг Света” - 0,5 часа

Беседа с Сергеем К.: - 1 час, из них нагрузка - 0,5 часа

Читал худ. лит.: Б.Г.Кузнецов, Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. -М: Наука, 1970, 650 с. - 3 часа

Отдых: еда - 1,5 часа; сон - 9 часов; передвижение - 1,5 часа

 ———————————————————————————————

Всего учтенного времени - 18 часов

Нагрузки - 5 часов

Отдых - 13 часов

Коэффициент точности - 18/24=0,75

6 часов неучтенного времени - результат неполной регистрации. Учет времени удобно вести не точнее десятых долей часа. Квантом времени удобно считать 6 минут - 0,1 часа. Начав вести учет, как правило, сталкиваешься с тем, что в среднем за неделю, месяц с толком потрачено мало времени - очень хорошо, если 2-3 часа в день, - это закономерно.

———————————————————————————————

Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно.

———————————————————————————————

Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный материал для дальнейшего анализа. Поэтому месяц для учета следут выбирать обычный - не отпускной, лучше весной или осенью. После накопления данных за месяц, их нужно проанализировать. Для того, чтобы проанализировать полученные данные, нужно составить три списка нагрузок. В первый список, который назовем “основная работа”, войдут те виды деятельности, которые служат поиску или достижению достойной цели жизни и время на которые хочется увеличить. Во второй список, который назовем “навязанная работа”, войдут те виды деятельности, которые навязаны внешними или внутренними обстоятельствами и время на которые желательно сократить. И, наконец, в третий список, который можно назвать “нейтральная работа”, войдут те виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений. Например в моей практике к этому виду работы относилось, в частности, чтение периодики.

Обозначим: “основная работа” как осн.р.; “навязанная работа” как нав.р.; “нейтральная работа” как нейт.р.

Нужно рассчитать: Общую нагрузку за месяц (ОН). Она равна сумме затрат на все три вида работ в часах.

ОН

Среднюю суточную нагрузку (ССН). ССН = ————————

количество суток

сумма всего учтенного времени в часах

Коэффициент точности (КТ). КТ = ——————————————————————

количество суток умножить на 24 часа в сутках

сумма абсол. величин (суточная нагрузка - ССН)

Среднее абсолютное отклонение (САО). САО = ——————————————————————

количество суток

САО

Коэффициент неравномерности (Кнер). Кнер = —— умножить на 100%

ССН

сумма нагрузки по осн.р. и нейт.р.

Коэффициент полезности (КП). КП = —————————————————

ОН

На Этапе 1 следует стремиться увеличить коэффициент точности, расчитанный за недельный период хотя бы до 0,5. Остальные коэффициенты кладутся в основу стратегии, которая применяется на Этапе 2.

Этап 2 - “Перегруппировка”

К целям этого этапа относятся:

- продолжение поиска или достижения достойной цели жизни;

- освоение технологии планирования;

- уменьшение неравномерности нагрузки;

- увеличение полезной работы за счет навязанной работы;

- освоение управления резервами.

Рекомендация: - не стремиться повышать суммарную выработку. Наиболее важным средством достижения целей на Этапе 2 является уменьшение доли навязанной работы и увеличение основной работы за счет навязанной. Не стремитесь увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более разовую суточную нагрузку, даже если у вас остались силы. Усталость накапливается постепенно и может проявиться не сразу. Можно выделить два вида усталости - кратковременная и долговременная. Кратковременная недолго накапливается - от минут до нескольких дней, хорошо чувствуется и требует для ликвидации времени, соизмеримого с временем накопления. Долговременная усталость может не проявляться месяцами, накапливаться незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть по-разному: как быстрая утомляемость, внезапная слабость, скачки кровяного давления, другие неврозы. Для ликвидации долговременного утомления чаще всего нужны месяцы. Будьте осторожны!

Рекомендуемая форма учета на Этапе 2

Февраль 1983

7 пн

8 вт

9 ср

Основная:

А1

А2

Прочее

Система Любищева

Учет

Исслед

Прочее

Навязанная

….

Нейтральная

….

Итого: ССН = САО = Кнер = КП = КТ =

К таблице прилагается список прочитанной литературы и занятий. Примерный вид такого списка:

11. Написание доклада на конференцию по теме…

12. Кларк А. Юпитер 5, на англ. яз., 12 стр…

13. Вел протокол заседания отдела… …

Некоторые рекомендации. При выполнении любой работы в ней бывает творческая и нетворческая составляющая. Очевидно, даже если выполняешь основную работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая, время накоторую хочется уменьшить. Поэтому при заполнении таблицы 2 учет времени рекомендуется делать в виде:

индекс работы

осн.р

нейт.р.

нав.р.

11

1,3

1,0

2,5

Это означает, что при написании доклада на конференцию 1,3 часа относится к основной работе, 2,5 часа - к навязанной работе, например, к сбору подписей, и 1 час - к просмотру литературы. Конкретные названия можно внести в список под отдельными индексами. В таблице должен быть резерв на случай появления новых тем. Для этого служит графа “Прочее”, которая вводится в каждом виде работ. Если коэффицинт полезности низок - 15% и меньше, то следует проанализировать, какие внешние или внутренние обстоятельства навязывают неэффективный расход времени, а затем постараться выйти из-под их давления. То же следует проделать после анализа неравномерности нагрузки. Этап 2 можно считать завершенным, если коэффициент полезности превысил 50%, а коэффициент неравномерности составил меньше 25%. Коэффициент точности на этапе 2 большой роли не играет.

Этап 3 - “Наступление”

К целям этого этапа относятся:

- все цели второго этапа;

- овладение планированием по номенклатуре работ;

- освоение приемов повышения общей выработки, доведение ее до физиологического предела.

К началу этапа нужно иметь уверенность в выборе тех работ, которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование и на выполнение планов. Если Этап 1 и Этап 2 прошли успешно, то даже если вы сдерживали рост выработки, объем выполняемых вами работ вырос. Вероятно, у вас уже были срывы - периоды восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на первый потолок - около 1500 рабочих часов в год. На Этапе 3 нужно осваивать передовой инструментарий для ведения рационализации интеллектуальной работы - ведение справочных и творческих картотек, обучение машинописи и т.п. Особое внимание следует уделить освоению передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения изобретательских задач, математика и т.д. Т.е. повышение общей и профессиональной культуры работы, определение достойной цели жизни дает возможность определить набор инструментария для ее достижения. Форма учета близка к приведенной в таблице 2, но более сжата. Длительность Этапа 3 неограниченна.

4. Ритмика работоспособности и ее согласование

Многолетний опыт внедрения системы Любищева показывает: только ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность труда. Основной принцип, который можно назвать принципом бездефицитности, гласит: к началу очередного рабочего цикла организм должен полностью восстановиться. Цикл состоит из двух частей - работы и отдыха. Основной цикл имеет суточный период. Более длительные сверхсуточные периоды, как показали исследования с использованием Фурье-преобразования, навязываются человеку извне. Анализ показал два устойчивых периода - недельный и годовой. Остальные колебания работоспособности носят нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать. Более важны внутрисуточные колебания активности организма, наличие которых общепризнано. Анализ литературы и эксперименты показали, что пики и спады чередуются так:

подъемы

5-6

11-12

17-18

23-24

спады

8-9

14-15

20-21

2-3

Эти подъемы и спады, как правило, можно отследить с помощью обыкновенного термометра. Но такая ярко выраженная ритмика может отсутствовать. Ритмику можно сбить, сдвинуть, рассогласовать. Например, при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь часы пиков, а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов. Это не нарушает чередования спадов и подъемов и не снижает работоспособности. Но если попытаться интенсивно работать в часы, когда организм входит в периоды спада активности, то могут возникнуть стрессы, неврозы, гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности становятся невыраженными, работоспособность обязательно падает. Рекомендуется: согласовывать работу с пиками активности, а в периоды спадов во время бодрствования полежать 10-20 минут или даже вздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада - чем глубже торможение нервной системы при спаде, тем скорее она восстанавливается. Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов позволяет разбить календарные сутки на несколько физиологических и в сумме сократить время на сон. По мнению некоторых исследователей это один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении новой информации. Многие творческие личности приходили к использованию внутрисуточной ритмики. По свидетельству Фукса - секретаря А.В.Суворова, - режим дня генералиссимуса во время итальянской кампании в 1799 году был таков:

3 часа 30 минут - подъем, гимнастика;

с 4 часов 30 минут до 8 часов - работа;

с 8 часов до 12 часов - обед с гостями;

с 12 часов до 17 часов - сон, причем Суворов засыпал мгновенно;

с 18 часов до 19 часов 30 минут - ужин с гостями;

с 19 часов 30 минут до 23 часов - работа;

с 23 часов до 3 часов 30 минут - сон.

итого: работа 5-7 часов; сон около 9 часов; еда, беседы 5,5 часа.

Суворову идет 70-й год. Ел он мало - после его обедов гости шли обедать по-настоящему. Пики и спады сдвинуты ровно на полсуток, но не сглажены, а наоборот - ярко выражены. День и ночь поменялись местами. Возможно здесь сказалась военная специфика - внезапность и скрытность передвижения лучше всего достигается ночью и под утро. Похожий режим принят и в современной американской армии, как это следует из публикаций в журнале “Огонек” за 1988 год.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.93 сек
SQL запросов: 170