“Раздаточные материалы”
Плакаты (с карикатурами под Скотта Адамса, любимого автора Генерального менеджера Компании):
1. Главное — не скока выпить, а как закусить.
2. Что тайцу смерть — то русскому похмелье.
3. Всегда встречают по уму. А провожают по чему?..
4. Легко ученье, тяжело в бою.
5. А чевой-то вы тут делаете, а? или И де я? — краеугольные вопросы современности.
6. Правильно выбранная позиция избавит вас от лишнего веса.
7. Идея!!! И как вовремя!
Инструкция к заданию 8
Цель Задания:
Продемонстрировать свою творческую готовность к самосохранению.
Суть Задания:
1. Из нижеприведенного Списка предметов, имеющихся на складе, отберите 20 наименований и составьте из них “Набор для выживания —
2. Обоснуйте выбор каждого предмета.
3. Составьте Инструкцию по применению набора (каждого предмета).
4. Утвердите Инструкцию в Главном штабе.
5. Подготовьтесь к выступлению.
Смысл Задания:
Выживание.
Список товаров на складе:
1. Прокладки на каждый день “Bella”, 5 шт. в упаковке
2. Тетрадь в клеточку с полями, 12 листов, 1 шт.
3. Бумага туалетная
4. Мыльница пластмассовая красная “IDEA”, 1 шт.
5. Набор четырехцветных прищепок, 16 шт. в упаковке
6. Набор для шитья “Sewing tool”, состоящий из 13 разноцветных катушек и 17 иголок
7. Фонарик обыкновенный, 1 шт.
8. Часы пластмассовые, детские, в форме сердца, 1 шт.
9. Мыльные пузыри “123 bubble”, 1 упаковка
10. Календарь на 2000 год, 1 шт.
11. “Logex” — металлическая губка для мытья посуды, пропитанная моющим средством, 1 шт.
12. Мячик каучуковый, 1 шт.
13. Батарейка “Varta”, 1 шт.
14. Петарда “Сamelia flowers”, 1 шт.
15. Резиновый, воздушный шарик, 1 шт.
16. Мыло “Savoy”, 1 кусок
17. Клей — карандаш “Glue stick”, 1шт.
18. Шариковая нашейная ручка (на веревочке), 1 шт.
19. Освежитель для унитаза “Прибой”, 1 шт.
20. Говядина с перловой кашей (жестяная банка), 1 шт.
21. Килька в томатном соусе (жестяная банка), 1 шт.
22. Разрыхлитель теста “Баас”, 1 упаковка
23. Сухой пудинг “Баас”, 1 упаковка
24. Отруби пищевые ржаные “Фибромед”, 1 упаковка
25. Горчичный порошок, крестьянского помола, 1 упаковка
26. Соль поваренная “Экстра”, с пониженным содержанием натрия для лечебных и профилактических целей, 1 упаковка
27. Крепежные изделия ОАО “Нормаль”, 1 упаковка
28. Пластмассовая затычка для ванной на пластмассовой цепочке, 1 шт.
29. Ароматизированные платки “Aster”, 1 упаковка из 10 шт.
30. Пакетик с наклейками “Остров сокровищ”, 1 упаковка
31. Зубная паста “Жемчуг”, 1 шт.
32. Весы ручные, контрольные, с крючком, 1 шт.
33. Новинка: “Дохлокс” — уничтожает тараканов, 1шт.
34. Новинка: “Вик-оит” — истребитель тараканов, 1шт.
35. Газета “Московский Комсомолец”, 1 экз.
36. Список может быть продолжен
Приложение 5
Заказчик: Крупная западная компания, имеющая производство в России
Предложения по проведению активного мероприятия в рамках корпоративного совещания
Цели проведения
- Дать возможность участникам поближе познакомиться на эмоциональном уровне
- Получить позитивный опыт совместной деятельности
- Повысить свой творческий потенциал
- На первичном уровне отрефлексировать ожидания и видения участников
- Получить некоторый опыт согласования различий и хороший эмоциональный заряд
- Развлечься
- Отдохнуть
Время проведения
23 июля с 17.00 до 19.00
Место проведения корпоративного мероприятия
Отель “Holliday Inn” в Виноградово, паркинг
Целевая аудитория
Сотрудники московского офиса
Региональные представители
ВСЕГО: 140 — 150 человек
Особенности мероприятия
1. Двухчасовая эмоциональная и физическая разрядка между двумя деловыми сессиями — на солнцепеке
2. Первое большое корпоративное мероприятие Компании
3. Значительное количество новых сотрудников
4. Представленность сотрудников различных уровней и регионов
5. Мультинациональный состав участников.
Обоснование сценария
За основу мы предлагаем взять креативную игру, направленную на выявление и закрепление общего в видении и ожиданиях сотрудников компании.
Предлагается провести работу в малых группах, сохранив репрезентативное распределение по рабочим группам, уже к тому моменту получившим некоторый опыт совместной деятельности.
Работа направлена на формирование коллективного самосознания с минимальным соревновательным мотивом.
Сценарий мероприятия
1. Вступление — 2—3-минуты
2. Разогрев — 20—30 минут
- все голубоглазые — вправо,
- все кареглазые — налево,
- блондины — направо
- брюнеты — налево
- рыжие — в середину
- поднимите руки, настоящие мужчины
- пошлите воздушный поцелуй, истинные женщины
- крикните те, кто работают в компании
2 года
6 месяцев
1 день
- Разойдитесь по знакам Зодиака
- В Зодиакальных подгруппах:
Выстроитесь по росту
Найдите свою рабочую группу
Делаем вывод — какие различия есть в компании, в том числе различия в ожиданиях по отношению к самим себе.
3. Каждая группа получает заданиеtc "3. Каждая группа получает задание"
Представьте себе, что вся Компания приезжает на торжественное открытие нового N-ого офиса (назвать цифру) в России.
Вам необходимо представить свой отрепетированный видео-клип об открытии нового реп-офиса Компании в России. Место представительства выбираете сами, создаете структуру офиса, распределяете роли и обязанности. Учитывайте “местную специфику”.
Выбранный в каждой группе Warehouse Manager выбирает необходимый реквизит.
В видео-клипе должно быть отражено:
- Местные бренды компании в России
- Местный слоган
- Местный гимн
- Некоторое движение, выражающее корпоративный дух этого офиса
- Organisationa chart нового офиса
- В чем состоят основные преимущества нового офиса
- Основные традиции нового офиса и социо-этнически-гендерно-физиологический состав его сотрудников
- Основные технологии коммуникации с головным офисом
- Кто является основными конкурентами и как с ними бороться
- Соотношение курса доллара и местной валюты
- И так далее, насколько позволит воображение
Каждый клип должен заканчиваться фиксированным стоп-кадром в виде скульптурной группы.
Структура игры
На подготовку отводится 20 минут (реально 30).
Можно использовать любой подручный реквизит.
Тренеры выступают в роли консультантов.
Каждая группа показывает свой клип и отвечает на вопросы доброжелательной аудитории — 10 мин.
Финал игры (20 минут)
Все группы выходят и встают в свои скульптуры.
Смотрят друг на друга, определяют, что есть общего и как можно все объединить.
Каждая группа выполняет свое ключевое движение.
Дальше движение передается по кругу — от одной группы к другой.
Таким образом, рождается новый корпоративный танец XXI века, завершаемый бурными аплодисментами.
Приложение 6
Заказчик: Крупная западная Компания по производству и сетевой продаже пищевых добавок
Цели мероприятия
1. Сформировать у участников ассоциации принадлежности Препарата к Компании.
2. Заложить основы устойчивого восприятия участниками символики и цветов Компании.
3. Закрепить у участников-дистрибьютеров Компании ощущение энтузиазма, подъема и веры в завтрашний день — как атрибут Компании.
4. Создать предпосылки вливания в ряды дистрибьютеров новых работников.
5. Обеспечить благоприятный психологический фон презентации для формирования единения участников мероприятия и закрепить воспоминания участников о мероприятии на бессознательном уровне.
6. Обеспечить чередование моментов релаксации с концентрацией внимания участников с целью повышения эффективности восприятия учебного материала в течение 6-часового рабочего дня.
Время проведения
Май
С 10.00 до 18.00
Перерыв с 13.00 до 15.00
Место проведения
Спортивный комплекс “Олимпийский”
Целевая аудитория
Торговые представители Компании из Москвы и СНГ
ВСЕГО: 30 000 участников
Особенности проведения
1. Участники во время презентации находятся в зрительном зале и не имеют возможности перемещаться.
2. На сцену постоянно выходят разные преподаватели, “вдалбливают” учебный материал и накачивают энтузиазмом.
3. Преподаватели обладают очень разной степенью артистизма (от нуля до максимума) и работают содержательно в одном стиле, что создает монотонный фон.
“Материальное” обеспечение мероприятия — технологические циклы
Применение логотипа Компании, а также родственных форм, композиций и цветов для оформления помещения, а именно:
- Изготовление и распространение среди участников флажков с изображением рекламного макета мероприятия на одной стороне и макета фирменного знака Компании с другой стороны.
- Изготовление и распространение среди участников футболок и жокеек фирменных цветов с изображением фирменного знака компании
- Украшение помещения воздушными шарами, по цвету и композиции соответствующими фирменному стилю Компании.
- Изготовление и распространение среди участников постеров-календарей с изображением Президента Компании, держащего в руках логотип Компании.
- Создание соответствующего стилю Компании музыкального сопровождения мероприятия; главная музыкальная тема должна присутствовать непосредственно перед началом мероприятия, при открытии и во время церемонии закрытия. Возможно использование разработанного музыкального ряда в специальных паузах и процедурах награждения.
- Закрепление положительных эмоций целесообразно произвести за счет одного из древнейших способов якорения — по запаху: в заключительной части презентации использовать запах полыни как запах, соответствующий архетипическим ассоциациям фирменного стиля компании; в дальнейшем в массовых акциях компании — повторять использование этого запаха.
Предложение по психологическому сопровождению юбилейной презентации Компании и продвижения нового препарата
Упражнения
(все упражнения проводятся в течение дня в паузах между докладчиками)
1. По команде двигать каждым пальцем на руках отдельно, начиная с мизинцев. Для сосредоточения.
2. Гомеостаз: выбрасывать пальцы — синхронизировать с соседями в ряду.
3. Медитация на дыхание: слушаем свое дыхание, дыхание соседа справа, слева, в ряду, в зале, в здании, в микрорайоне, в городе, в стране, во Вселенной — и обратно: в убыстряющемся темпе. Это упражнение на отдых, на объединение и концентрацию энергии.
4. Поперебрасываться через ряды “кушами” — мохнатыми резиновыми шариками.
5. Все встали, резко перегнулись в поясе и выдохнули со звуком: “Здра-а-асьте!”
6. Все встали, руки в стороны, издали звук “М-М-М!”, руки вперед, звук “У-У!”, руки вверх, выкрикнули “А-а!”.
7. Медитация о запахе: дорога, поле, полынь.
8. Медитация о звуке и запахе: соловей, тишина, отдаленный шум грома, гром, всполох молнии, тишина, резкий запах полыни и щебет птиц.
9. “Кумиров надо знать в лицо”: из зала камера выхватывает отдельные лица и проецирует их на экран. Все встают и выкрикивают: “Это — я!” Потом: “Это — мы!”
10. Лицо на экране: “Это — я!”, потом: “Это — команда!”
11. Лицо на экране: “Это — я!”, потом: “Это — семья!”
12. Фирменный клич (периодически): “У-ху!”
13. Медитация об успешном возрасте: с детства — до сегодня, узнай свой успешный возраст, как ты себя тогда чувствовал, это — сегодня с тобой, это — всегда с тобой.
Приложение 7
Заказчик: Крупный международный холдинг по кадровой рекламе, рекрутменту и консультированию
Время проведения
Январь 1998 года
10.00 — 17.00
13.00 — 14.00 — “рабочий” ланч
Место проведения
Аббатство Ковентри (Великобритания)
Целевая аудитория
Первые и вторые лица английских и других европейских компаний холдинга.
ВСЕГО: 50 — 100 человек.
Проблемы:
1. Различия между нациями
2. Различия между компаниями
3. Различия между направлениями бизнеса (рекрутмент, кадровая реклама, кадровый консалтинг и вновь образуемый общий отдел продаж)
4. Некоторая соревновательность, существующая между направлениями
5. Короткое время, прошедшее с момента присоединения к Холдингу
6. Быстрый рост и вопрос: “Кто мы?”
Ключевая проблема
Самоидентификация и принадлежность:
- Как я отличаюсь от тех, кто не Холдинг
- Что у меня общего с теми, кто Холдинг?
Цели мероприятия
1. Сделать шаг на пути преодоления этих различий, противоречий к некоторому осознанию своей самоидентификации и принадлежности.
2. С другой стороны, мы уверены, что хотя и делу — время, но хоть час — да потехе! — словить кайф от совместности!
Задачи
1. Лучше узнать друг друга.
2. Получить опыт командного взаимодействия и успешного решения проблем.
3. Лучше понять, как рекрутеры, рекламщики и консультанты могут быть полезны друг другу.
4. Получить позитивный эмоциональный опыт принадлежности к большой группе Холдинга.
5. Оттянуться по полной программе.
Особые задачи для группы консультантов
1. Получить и продемонстрировать опыт успешной работы в международной команде
2. Оттянуться в квадрате
Предложения по сценарию вечера
1. Разогрев (чтобы помочь каждому почувствовать себя в большой группе комфортно, безопасно, обнаружить у себя и других забавные и объединяющие “похожести”):
1) — У кого глаза голубые? — Поднимите руки и издайте вопль!
— Кто любит кататься на лыжах? — Поднимите руки и !
— Кто считает себя настоящим мужчиной? — Поднимите все, что можете!
— Кто считает себя настоящей женщиной?
И так далее.
2) Участники делятся на четыре большие группы в соответствии со стихией своего Знака Зодиака (Огонь, Вода, Воздух, Земля). Каждая группа находит свое особое движение, выражающее и привносящее в большую энергию Стихии.
2. Группа делится на 4 (или 8, в зависимости от количества участников) репрезентативных гетерогенных Рабочих групп.
3. Задача каждой группы — “создание Нации” под следующими названиями:
- Холдинг-Рекламщик,
- Холдинг-Рекрутер,
- Холдинг-Продавец,
- Холдинг-Консультант
Необходимо продумать и отрепетировать целую кучу важных составляющих:
- внешность,
- стиль общения с клиентами, в семье, с властями, с детьми, с женщинами и мужчинами и т.д.,
- любимые национальные блюда,
- мечты,
- чувство юмора,
- национальные анекдоты,
- история,
- за что сражаются,
- народные танцы,
- национальный гимн,
- и так далее.
3. Парад-карнавал Объединенных Наций Холдинга.
4. Во время ланча группы сидят вместе и веселятся.
5. После ланча каждая группа делегирует несколько человек в две смешанные группы, которые будут работать над созданием и представлением “Холдинговая Нордстромовская Триада” (Обыгрывается нордстромовский подход к менеджменту, с идеей внедрения которого носится верхушка Холдинга и о котором никто почти ничего не знает.) Рабочие группы осуществляют поддержку и консультирование.
6. Смешанные группы представляют свои конструкции.
7. Группы пытаются объединить свои конструкции в одну.
8. Заключительная процедура, в которой есть место чувствам и рефлексии.
- О чем напоминает вам эта (эти) конструкция(и)?
- Что вы по этому поводу чувствуете?
- Что бы сказал Нордстром?
- Что бы сказал Энди (генеральный директор)?
- И так далее.
Что дальше
1. Отдохнуть и переодеться для вечеринки
2. Потусоваться на вечеринке
Роль консультантов
Фасилитация процесса
Комментарий
Видеозапись с целью создания корпоративного ролика.
Необходим некоторый реквизит для игры.
Б.М. Мастеров, Н.Ю. Тумашкова. Использование в организационном консалтинге и тренинге
Описывая два конкретных случая из практики консультирования и тренинга в организации, мы отразим только одну линию — работу с видением организации и организационных взаимодействий (vision) членами организации. Согласование субъективных видений или, по крайней мере, выявление и взаимный обмен ими — обязательный, часто основной компонент работы по формированию команды, оптимизации делового взаимодействия в организации. В свою очередь, из этой линии мы вычленим и представим читателю такую ее составляющую, как использование метафор (метафорического языка) в качестве инструмента выявления и согласования субъективного видения организационных взаимодействий. Уточним также, что речь пойдет о свободных метафорах (в диагностике, консультировании, тренинге используются также заданные метафоры, например: “Если бы ваша компания была государством, то каким? Монархией? Парламентской или президентской республикой? Опишите то государство, которое вам представляется, когда вы думаете о вашей компании” и т.п.)
Консалтинг — это всегда интервенция. Даже диагностика организации уже является таковой, не говоря уже об активных этапах консультативного процесса — тренинге, внедрении структурных и функциональных изменений и инноваций (reengineering), организации процедур принятия решения в управленческой команде и т.д. Конструктивность интервенции во многом зависит от используемых средств. И здесь можно говорить об особенностях и даже преимуществах использования такого инструмента, как метафора, при работе с субъективными видениями сотрудников какого-то фрагмента организационной реальности по сравнению с использованием рациональных, понятийных конструктов.
Метафора — это иносказание, в котором объекты описываемой реальности, связи и отношения между ними заменяются иными, сохраняя при этом и подчеркивая главные с точки зрения генератора метафоры характеристики отображаемых в ней реальных объектов и их отношений. Это преимущество заложено в самой природе метафоры.
Использование метафор активизирует ассоциативное и образное мышление. В силу этого метафора — прекрасный материал для личностных проекций. Порождая метафорический образ, человек вкладывает в него не только то, что он осознает в отображаемой реальности, но и свои бессознательные ее видения, их эмоциональную окраску, ценностное отношение к этой реальности. Все это весьма важно при проведении диагностики.
С ассоциативностью и образностью связано также такое преимущество метафоры, как ее эвристичность. Кроме заложенного в них генератором образа, метафорические объекты, их связи и отношения несут в себе свои собственные характеристики — образ обладает относительной самостоятельностью. Поэтому, анализируя и развивая метафорический образ в соответствии с этими характеристиками, можно не только увидеть ранее не осознаваемые компоненты реальности, но и/или прийти к такому ее видению, которое поможет изменять ее в желательном направлении (например, увидеть пути решения проблемы).
Выявляя осознаваемые и бессознательные компоненты субъективных видений, метафора тем самым преодолевает или смягчает возможные психологические защиты ее создателя, возникающие, например, как естественная реакция на психологическую интервенцию (при проведении интервью, на тренинговой сессии и т.п.). Одновременно метафора выполняет защитную функцию. Во-первых, метафорическое описание — это всегда “как бы”, не совсем “по-настоящему”. Во-вторых, метафора всегда многозначна, она может быть прочитана, проинтерпретирована по-разному. Поэтому за метафорой можно “укрыться”, если описываемая реальность является значимой или травмирующей, или когда описание в прямой рациональной форме представляется для интервьюируемого психологически небезопасным. Видение, выраженное метафорически, легче принимается другими. То же самое можно сказать о принятии обратной связи, данной другим человеком и описывающей его видение тебя самого в метафорической форме. Неоднозначному “как бы” не стоит серьезно противостоять, нет нужды его оспаривать, даже если ты с этим видением не согласен (или если это вызывает негативный эмоциональный отклик).
И, наконец, можно говорить о высокой операциональности метафоры, усиленной игровым потенциалом, заложенным в ее “как бы”: можно развивать метафорический образ словесно или в рисунке, можно метафору инсценировать и развивать драматическое действие в соответствии с логикой ее персонажей, объектов, их отношений на тренинговых сессиях и т.д.
Высказав эти общие замечания, перейдем к описанию и анализу конкретных фрагментов консультативной и тренинговой работы.