Инвентаризация целей
Просмотрите заполненные формуляры и составьте инвентарную опись Ваших целей. Отфильтруйте при этом важнейшие позиции, т. е. те жизненные цели и, цели карьеры, которых Вы хотите достичь.
Думайте при этом и о тех своих желаниях и юношеских мечтах, которые могли быть реализованы посредством существенных единовременных затрат времени и финансовых средств. (Например, совершить кругосветное путешествие, прожить 6 месяцев на острове в теплом море и т. п.). Если Вы сохраните эти цели под рубрикой «То, что я еще хочу совершить», то подобные смелые желания станут конкретнее и будут основой Вашего плана на более поздний период жизни.
Своим представлениям о целях Вы придаете тем самым «вызывающий» характер, что побуждает наконец-то их однажды реализовать.
Инвентаризация целей
Личные цели (цели жизни)
Профессиональные цели (цели карьеры)
Опыт, который я еще хотел бы приобрести: личный—> профессиональный
То, что я еще хотел бы совершить: в личной жизни—>в профессиональной сфере
1.3. Ситуационный анализ
После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных и профессиональных целях, займемся в рамках составленной «инвентарной описи» Вашими личными ресурсами, т. е. средствами для достижения/ целей. При этом будем продвигаться в четыре этапа:
(1)Направляющие вопросы для ситуационного анализа.
(2)Личный баланс успехов и неудач.
(3)Сильные и слабые стороны.
(4)Анализ «цель — средство»
Подобный ситуационный анализ поможет выявить Ваши слабые и сильные стороны и определить, какие сферы Вы можете развить и над чем Вам следует еще работать.
Что Вы делаете для того, чтобы позитивно повлиять на «кривую» жизни?
На последующих страницах Вы найдете целый ряд направляющих вопросов для ситуационного анализа в личной и профессиональной сфере, которые должны способствовать определению Вашего «местонахождения».
Мой жизненный путь: каким были мои крупнейшие успехи и неудачи? |
|
Влияние семьи: детство? юность? родители? братья и сестры? близкие? |
|
Мои личностные параметры, черты характера и сильные стороны? |
|
Моя гармония? В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю? |
|
Дружеские связи? Вражда? |
|
При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? |
|
Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким причинам? |
|
Какие опасности, трудности, проблемы и т. п. могут передо мной возникнуть? В каких областях? |
|
Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения? |
|
Кто из окружающих стимулирует мою жизненную активность? Кто ей препятствует? |
|
В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу против этого сделать? |
|
Какие негативные для меня посторонние воздействия я хочу устранить? |
|
Какие позитивные воздействия я хочу поддержать, использовать? |
|
Чего хотят окружающие? Что я могу им дать? |
|
Кому я могу принести пользу сейчас и в будущем? |
|
Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим? |
|
Какими денежными средствами я мог бы пожертвовать для своих друзей? |
|
Приношу ли я максимальную пользу тем людям, которые приносят максимальную пользу мне? |
|
Кому и какую радость я доставлю немедленно? Завтра? |
|
И т. п. |
(2) Направляющие вопросы для ситуационного анализа в профессиональной сфере |
|
Знаю ли я задачи моей должности? |
|
Знаю ли я, чего от меня ждут? |
|
Согласованы ли мои цели с моим руководством? |
|
Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? |
|
Планирую ли я эти дела? |
|
Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить? |
|
Известны ли мне срочность и важность моих задач? |
|
Устанавливаю ли я приоритеты? |
|
Выполняю ли я своевременно свои задачи? |
|
Часто ли я при этом испытываю давление? |
|
Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обязанностей? |
|
Откладываю ли я свои дела? |
|
Приступаю ли. я самостоятельно к делам? |
|
Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно? |
|
Часто ли я получаю запросы или рекомендации? |
|
Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции? |
|
Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь? |
|
Какую пользу я приношу своими действиями? |
|
На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т. д.)? |
|
Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в обозримое время? |
|
С какими неудачами я должен считаться? |
|
Каковы главные преимущества моей работы? |
Баланс успехов и неудач
Определив, «куда я хочу?», продумайте вопрос, «где я нахожусь?» Надо проанализировать Ваши личные сильные и слабые стороны. С этой целью еще раз рассмотрим Вашу «кривую жизни и с помощью следующего упражнения выявим Ваши до сих пор крупнейшие успехи в работе и в личной жизни. Какие способности, знания, опыт и т. п. были необходимы, чтобы достичь этих успехов? Попытайтесь при этом установить те способности, которые привели к соответствующему результату.
Личные знания + способности
знание производства техника сбыта знание менеджмента специальные производственно-экономические знания общая эрудиция контакты и связи
физическая конституция умение быть в форме выносливость, манера держать себя активность выдержка, коммуникабельность умение выслушать интуиция, приспособляемость готовность прийти на помощь восприимчивость к критике самокритика
пробивная сила. умение убеждать умение распределять обязанности, давать указания умение стимулировать и мотивировать труд отдельных людей и коллектива способность к работе «в команде» и в кооперации
рассудительность творческий потенциал логическое мышление структурное, системное мышление
рациональность и системность в работе техника принятия решений и «снятия» проблем умение концентрироваться, рациональное чтение методика работы, организация труда умение говорить, техника ведения дискуссии и переговоров |
Баланс личных успехов |
|
Мои крупнейшие успехи, достижения и т. п. |
Как я этого добился (способности, которые были для этого необходимы) |
1. 2. 3. Прочие |
Путем анализа своих способностей Вы определите, что вы вообще можете совершить, т. е. каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Речь идет о дальнейшем развитии этого потенциала. Но это лишь одна сторона медали.
С другой стороны, Вы должны ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков.
Составьте также баланс своих крупнейших неудач и поражений и отметьте, следствием отсутствия каких качеств они были. Подумайте далее над тем, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.
Знать свои слабости значит укреплять свои сильные стороны.
Мои крупнейшие поражения, неудачи и т. д. |
Способности, которых мне недоставало |
Как я преодолел неудачи? |
1. 2. 3. Прочие |
Сильные и слабые стороны
Следующим шагом сгруппируйте определенные Вами достоинства и недостатки и выделите две-три важнейшие сильные и слабые стороны. Подобный «срез» личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.
«Срез» способностей |
Сильные стороны (+) |
Слабые стороны (-) |
Профессиональные знания и опыт |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Социальные и коммуникационные качества |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Личные способности |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Способности руководителя |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Интеллектуальные способности, рабочие приемы |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Прочее |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Анализ «цель — средство»
Практические цели (цели действия) развивать избавляться
В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Для этого обратитесь к составленной в предыдущем разделе «инвентарной описи» целей и выберите пять важнейших целей. Определите необходимые для достижения этих целей средства и проверьте, чего Вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели.
Пример:
Цель |
Средства |
Имеется в наличии |
Пребывание на необитаемом острове в теплом море |
6 мес. свободного времени 10000 марок на дорожные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Стать членом правления в дочерней фирме |
|
|
По профессиональным (карьерным) целям под рубрикой «Средства» укажите необходимую для их достижения квалификацию и поставьте конкретные реалистичные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.
Анализ «цель —средство» |
||||
Желаемые цели |
Необходимые средства. Что требуется? |
Ситуационный анализ |
||
Имеется в наличии (способности и т. д.) |
Не имеется в наличии |
Практические цели, меры |
||
1 2 3 4 5 |