На пути к оценкам
Выводы, которые мы приведем в конце, намного скромнее тех вопросов, с которых мы начали. Их только два.
Ограничения, накладываемые на потенциальных конкурентов, сокращают набор и уменьшают доступность благ-заменителей, а также предоставляют продавцам больше возможностей для увеличения своего собственного богатства, отказывая другим в этимх возмоностях. Конкуренция - это процесс, а не состояние дел. Другими словами, конкуренцию можно увидеть только на кинолпленке, но не на неподвижных фотографиях. Например, тот факт, что цена некоторого блага аболютно одинакова у всех продавцов, абсолютно ничего не говорит от том, достаточно ли конкурентна отрасль, в которой производится это благо .Важный вопрос состоит в том, каким образом все эти цены стали одинакомыми. На удивление часто случается, что даже общественные деятели, которым следовало бы лучше в этом разбираться, делают вывод об отсутствии конкуренции на основании единообразия цены. Самый легкий способ излечиться от подобной ошибки - это вспомнить, что все фермеры, выращивающие пшеницу, назначают одинаковую цену.
Еще одно замечание состоит в том, что неудовлетворительную ситуацию нужно сравнить с теми более желательными ситуациями, которые действительно достижимы. Сравнение неидеальной ситуации с идеальной, но недостижимой - ошибочно. С изменением рыночных структур связаны такие издержки, как расходы на проведение расследования. возбуждение судебного иска, вынесение судебного решения и его исполнение в соответствии с антитрестовскими законами. Только в случае, если эти предельные издержки меньше предельных выгод, можно утверждать, что наше благосостояние возросло бы, если бы мы возбудили судебный процесс, чтобы уменьшить рыночную власть ценоискателей, предотвратить слияние фирм или чтобы запретить поведение, которое постепенно может ослабить конкуренцию.
Повторим вкратце
Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. Конкуренция происходит в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.
У конкуренции больше форм, чем мы можем перечислить, и обычно больше форм, чем могут предусмотреть и предотвратить конкуренты.
Поскольку конкуренция имеет тенденцию прераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных успехов в софистике.
Фирмы часто обвиняют своих конкурентов, внутренних или зарубежных, в том, что они "торгуют по ценам ниже издержек", и обращаются к государству с призывами предотвратить такие "хищнические" действия. Большинство таких обвинений имеет смысл, только если в них идет речь об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения. Они имеют иной смысл, если вспомнить, что продавцы, как правило, предпочитают меньше конкуренции.
Представлять государство Защитником конкуренции от Хищных монополий - означает, вероятно, выдавать желаемое за действительное. Федеральные, местные власти и власти штатов создали и сохраняют для многих фирм специальное привилегированное положение, в результате чего ограничивается конкуренция и сокращаются возможности потребителей.
Правильная и взвешенная оценка значительного числа законов, постановлений комиссий и юридических норм, которые составляют федеральную антитрестовскую политику, еще не опубликована.
Конкуренция - это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов. Но людям не кажется столь же очевидным, что конкуренция также невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как бы вы объяснили тот факт, что, хотя, по мнению многих наблюдателей, в американской экономике ослабевает конкуренция, каждая деловая фирма настаивает на том, что она сталкивается с напряженной конкуренцией?
2. Найдите рабочее определение "олигополии", приведенное в тексте. Согласно этому определению являются ли олигополистами производители сигарет? Являются ли олигополистами владельцы бензозаправочных станций в небольшом городке? Назовите некоторых других продавцов, которые и являются, и не являются олигополистами в соответствии с этим определением.
3. Попытку продавцов сделать свой продукт более привлекательным для потребителей иногда называют дифференциацией продукта.
- а) Является ли дифференциация продукта расточительством, когда она навязывает продавцам издержки большие, чем выгоды, получаемые покупателями? Придумайте случаи, когда она может быть расточительной в этом смысле, и другие случаи, когда это не так.
- б) Оцените следующее рассуждение: "Новые шаги, предпринятые продавцами с целью дифференциации своих продуктов, являются расточительными с точки зрения общества, т. к. они связаны с высокими предельными издержками и низкими предельными выгодами. Но это только означает, что производители уже воспользовались дешевыми и приносящими большую выгоду способами дифференциации продукта; это не свидетельствует о том, что весь процесс дифференциации продукта является расточительным".
4. В ходе опроса, проведенного в
5. Почему эффективное соглашение между продавцами о фиксированной цене должно включать в себя такие ограничения на продажи, как лимитирование выпуска или географический раздел территории, где могут осуществляться продажи?
6. Эта задача составлена для того, чтобы помочь вам оценить радости и горести, связанные с созданием картелей.
Пусть D на рис. 10А - это спрос на нефть, а МС - сумма кривых предельных издержек всех производителей нефти. (Пока не обращайте внимания на прямую, обозначенную Н.)
Рисунок 10А. Рыночный прос на нефть и суммарные кривые предельных издержек производителей |
- а) Если производители нефти являются ценополучателями, поскольку их тысячи и у них нет эффективного картельного соглашения, почему цена нефти будет стремиться к 9 долл за баррель? Что произойдет, если цена будет значительно выше или ниже 9 долл. ?
- б) Теперь предположим, что одна фирма устанавливает контроль над всеми действующими нефтяными скважинами и, следовательно, получает возможность контролировать цену посредством контроля над выпуском. Сколько миллионов баррелей в день (млн. б/д) будет производиться, если цель заключается в максимизации чистой выручки? Какая цена будет установлена?
- в) Слегка изменим предыдущее предположение. Нефтяные скважины остаются в собственности и под контролем тысяч первоначальных владельцев, но каждый владелец дает согласие продавать только по цене, определяемой Организатором цен для Эксплуатации потребителей (ОЦЭП) <По-английски при сокращении получается ОПЕК (OPEC - Organizer of Prices to Exploit Consumers), т.е. аббревиатура звучит так же, как сокращенное название Организации стран - экспортеров нефти. - Прим. перев.>. Этого агента нанимают производители нефти, чтобы он определил и объявил цену на нефть, которая будет самой выгодной для всех производителей нефти. ОЦЭП объявляет, что следует установить цену 29 долл. за баррель. Что должно произойти, если эта цена будет поддерживаться?
- г) Почему отдельные производители нефти хотят продать, каждый в отдельности, количество нефти, которое в сумме дает величину намного большую, чем 13 млн. б/д?
- д) как может ОЦЭП предотвратить расширение выпуска за пределы 13 млн. б/д и, вследствие этого, снижение цены нефти? Если ОЦЭП установит квоты на производство для каждого отдельного производителя нефти, каким образом может он гарантировать, что все производители согласятся, что их квоты "справедливы"? Каким образом может он гарантировать, что индивидуальные производители не превысят свои квоты?
- е) Можно ли предполагать, что кривая спроса на нефть, установившаяся при устойчивой цене нефти в 9 долл. за баррель, не изменится, когда цена нефти поднимется до 29 долл. за баррель, и, согласно ожиданиям, будет оставаться на этом знаительно более высоком уровне в течение ряда лет? Какого рода события могут изменить спрос с течением времени? Какое влияние это будет иметь на производителей нефти, которые создали ОЦЭП?
- ж) Серьезная угроза благосостоянию производителей нефти - членов ОЦЭП - будет, вероятно, исходить от новых производителей, привлеченных в отрасль успехом ОЦЭП в повышении цены нефти. В случае с реальной ОПЕК (Организацией стран - экспортеров нефти) продажи 13 стран-участниц сократились между 1980 и 1985 гг. с 30 млн. б/д до менее чем 15 млн. б/д отчасти в связи с уменьшением совокупного спроса, но главным образом в результате увеличения производства не-членами ОПЕК. Предположим, что H представляла спрос на нефть ОПЕК в те счастливые дни, когда картель начинал функционировать. Сравните цену, выпуск и полную выручку членов ОПЕК, когда спрос представлен кривой Н, с ценой, выпуском и полной выручкой, когда спрос представлен кривой D, - даже если исключить возможность "плутовства" членов картеля.
7. При анализе предыдущего вопроса возникает интересная проблема: почему Организации стран - экспортеров нефти удавалось так успешно и в течение длительного времени повышать мировую цену нефти? Важнейшая часть любого ответа содержится в понятии предельных издержек производства и продажи нефти. Издержки по добыче нефти из разведанного месторождения могут быть очень и очень низкими, столь низкими, что ими практически можно пренебречь. Но реальные предельные издержки - это издержки по добыче и продаже. В 70-е годы многие уважаемые люди предсказывали, что, поскольку спрос на нефтепродукты очень неэластичен, а мировые запасы быстро истощаются, цена барреля может к концу столетия вырасти до 1000 долл. за баррель. Как ожидания таких необычайно высоких будущих цен влияют на ценность альтернатив продаже нефти в настоящее время? Как такие ожидания помогли бы ОПЕК разрешить проблему "плутовства"? Почему эти непомерные ожидания, которые так часто высказывались в 70-е годы, исчезли в середине 80-х годов?
8. В некоторых штатах были законодательно установлены минимальные цены на спиртные напитки, продаваемые в розницу. Считаете ли вы, что это устраняет конкуренцию между розничными магазинами, торгующими спиртными напитками? Как вы считаете, почему розничные торговцы в таких штатах часто бесплатно дают взаймы посуду клиентам, которые ждут гостей?
9. Все маклеры по операциям с недвижимостью в одном районе обычно назначают одинаковый комиссионный сбор за продажу дома, определенный процент от продажной цены, который устанавливается некоторой ассоциацией и которого придерживаются все маклеры по операциям с недвижимостью как "этической нормы" поведения.
- а) Почему было бы неэтично, если бы маклер предложил вам уплатить 5, а не 6% за продажу вашего дома? По отношению к кому это было бы неэтично?
- б) Как маклеры по операциям с недвижимостью конкурируют друг с другом?
- в) Можно ли ожидать, что в отрасли будет слишком много фирм, если в ней удастся зафиксировать на высоком уровне минимальную цену на ее продукт? По вашему мнению, занимается ли маклерским делом по операциям с недвижимостью излишне много людей? Какие доказательства можно использовать при ответе на этот вопрос?
10. В журнале "Гарвард Бизнес Ревью" были опубликованы данные опроса, в ходе которого бизнесменов просили описать неэтичное поведение в их собственной отрасли, которое они больше всего хотели бы видеть устраненным. Из отвечавших 62% упомянули "нечестное установление цен", "нечестную рекламу", "нечестные методы конкуренции" или "обман клиентов". Как вы можете объяснить эти ответы? Как бы вы определили поведение, которое они осуждают?
11. Внимательно прочитайте тот абзац в тексте, где приводится жалоба владельца частной лечебницы. Сколько неверных или вводящих в заблуждение утверждений можете вы насчитать в этом абзаце?
12. Законодательные власти крупного штата недавно рассматривали законопроект, который обязывает все бакалейные лавки и продовольственные магазины, торгующие спиртными напитками, обеспечить отдельные входы в свои отделы, где продаются спиртные напитки. Сторонники законопроекта утверждали, что это необходимо, чтобы подростки не заходили в отделы, торгующие спиртными напитками. Как вы думаете, какое лобби поддерживало этот законопроект? Почему?
13. В исследовании, проведенном несколько лет назад, отмечалось, что в густонаселенном штате на Среднем Западе при выдаче лицензий представителям 73% лицензируемых профессий предъявлялось такое требование, как "хороший характер". Почему? Как можно определить хороший характер? Кто может лучше всего определить, обладает ли содержатель похоронного бюро достаточно безупречным характером, чтобы выдать ему лицензию ?
14. Городской совет Сиэтла прекратил в мае
15. Бывший директор компании АТТ засвидетельствовал в августе
16. В письме, опубликованном 10 марта
17. Президент окружного медицинского общества во Флориде предупредил местных врачей, что если они поместят даже небольшое рекламное объявление в рекламных листках, они будут "немедленно вызваны в исполнительный комитет местной ассоциации, чтобы объяснить свои действия". Он добавил от своего имени, что использование жирного шрифта в рекламном разделе телефонной книги представляет "непрофессиональное поведение".
- а) От какого врача меньше всего можно ожидать, что он захочет воспользоваться рекламой? Какие врачи скорее всего захотят воспользоваться рекламой?
- б) В чем состоит интерес клиента в этом деле? Можно ли ожидать, что использование врачами рекламы приведет к улучшению или ухудшению обслуживания пациентов?
18. Сторонник государственного регулирования деятельности косметологов и парикмахеров в штате Вашингтон заявил, что косметологическое агентство штата получило в прошлом году выручку в размере 756.805 долл., потратив в то же время только 589.014 долл., и, таким образом, обеспечило штату чистый доход. Возникают ли при этом какие-либо дополнительные издержки, связанные с деятельностью агентства?
19. Когда законодательные власти штата Вашингтон обсуждали в
20. В январе
21. В июне
- а) Какова вероятность того, что "Сэйфвэй" или кому-нибудь другому удалось бы монополизировать рынок розничной торговли пищевыми продуктами в двух штатах?
- б) Приписываемая "Сэйфвэй" попытка установить монополию привела к снижению цен для покупателей. Кто, по вашему предположению, жаловался в Департамент юстиции на поведение "Сэйфвэй"?
- в) Какой способ следует использовать для определения издержек, связанных с различными пищевыми продуктами? Продает ли розничный торговец бумажные пакеты ниже издержек, когда он бесплатно предоставляет их покупателям? "Субсидирует" ли (cross-subsidizing) розничный торговец бумажные пакеты? (Более подробно о "субсидировании" см. ниже вопрос 24, особенно часть "д".)
22. Какие из следующих продуктов продаются по ценам ниже издержек? С какими другими продуктами они конкурируют? "Несправедлива" ли эта конкуренция?
- а) Кофе, бесплатно предлагаемый банком своим клиентам.
- б) Столько чашечек кофе после обеда, сколько попросит посетитель дорогого ресторана, без дополнительной платы.
- в) Рекламные телевизионные программы.
- г) Безалкогольные напитки во время авиарейса.
- д) Катушка с фотопленкой (a roll of film), которая вручается каждому взрослому посетителю пиццерии в первую неделю после открытия.
23. Три элемента, которые должны присутствовать, если фирма вовлечена в установление хищнических цен, - это установление цен:
1) ниже издержек, 2) с целью уничтожить соперников и 3) с намерением впоследствии поднять цены, чтобы возместить потери. Какие факторы затрудняют совершение последнего шага в этом процессе? При каких обстоятельствах его можно относительно легко сделать? Можете ли вы привести какие-то примеры, имевшие место в действительности?
24. Вот упрощенная задача о "хищническом установлении цен", чтобы помочь вам получить более ясное представление о некоторых проблемах.
Спрос на услуги по перевозке грузов железнодорожной компании "Мидвестерн" представлен кривой В на рис. 10В. Предельные издержки компании по перевозке грузов составляют 1 долл. за тонно-милю. Кроме своих предельных издержек компания ежемесячно расходует 480.000 долл., чтобы покрыть все те издержки, на которые не влияет объем перевозок железной дороги: налоги на собственность, ипотечные платежи за оборудование (mortgage payments on equipment), большая часть зарплаты, жалованья и т.д.
Рисунок 10В. Спрос на транспортные услуги железнодорожной компании "Мидвестерн" |
- а) Если "Мидвестерн" установит предельные издержки, равные предельной выручке, чтобы максимизировать чистую выпучку от эксплуатации железной дороги, какую плату она установит за тонно-милю? Сколько тонно-милей груза она будет перевозить в месяц? Какие потери она будет нести ежемесячно?
- б) Теперь предположим, что кривая спроса выше 2 долл. - это исключительно спрос производителей угля, а спрос ниже уровня 2 долл. исходит исключительно от грузоотправителей зарна. Если "Мидвестерн" установит различную плату за перевозку угля и за перевозку зерна, какую плату ей нужно будет установить в каждом случае, чтобы максимизировать чистую выручку? Сколько тонно-милей угля и зерна, соответственно, "Мидвестерн" будет перевозить каждый месяц? Чему теперь будут равны ее полные издержки и полная выручка?
- в) Предположим, что до установления отдельной и более низкой цены за перевозку зерна компании, занимающиеся транспортными перевозками по рекам Огайо, Иллинойс и Миссисипи, назначали за перевозку зерна 2 долл. за тонно-милю. Почему они будут огорчены, узнав о политике двойной цены компании "Мидвестерн"? Если они захотят выступить с протестом против назначения компанией "Мидвестерн" цены "ниже издержек", какие доказательства они могут привести в подтверждение своей жалобы? Чему равны "полные издержки" "Мидвестерн" по перевозке одной тонно-мили груза?
- г) Если "Мидвестерн" перевозит зерно по цене "ниже издержек", "субсидирует" ли она зерно, используя "избыточную прибыль" ("excess profits"), полученную от эксплуатации производителей угля? Или уголь она тоже перевозит по цене "ниже издержек"? Как удается "Мидвестерн" получать положительную чистую выручку, назначая "ниже издержек" плату за перевозку всех видов груза? (Чтобы прояснить ситуацию, вы могли бы нанести на график полные издержки "Мидвестерн", приходящиеся на единицу груза, и затем отметить, как соотносятся цена и издержки в случае проведения политики единой цены, и затем в случае политики двойной цены.)
- д) Если бы вы были членом регулирующей комиссии, в обязанности которой входит предотвращение как эксплуатации грузоотправителей, так и хищнической политики цен, направленной на конкурентов, но в то же время забота о прибылях железной дороги, одобрили бы вы или осудили политику двойной цены компании "Мидвестерн"?
25. Принятый в
- а) Президент Национальной ассоциации угольных промышленников (National Coal Association) осудил систему, "позволяющую железным дорогам назначать любую плату, которую только может вынести транспорт", и призвал к возобновлению ее регулирования. Однако многие другие грузоотправители приветствовали значительное ограничение регулирования железных дорог. Почему добытчики угля могли выступить за регулирование оплаты, в то время как большинство других грузоотправителей выступают против нее?
- б) В одном из проведенных в
1983 г. исследований ценовой эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозке зерна в штатах "зернового пояса" коэффициент эластичности был оценен как 3,75, Какова природа конкуренции, которая создает такую высокую эластичность? - в) Как вы думаете, что бы произошло, если бы железные дороги, линии речных перевозок и автотранспортные фирмы в нашей стране могли устанавливать свою плату за перевозки, независимо от государственного регулирования: "разорение клиентов" (более высокие цены) или "разорительное снижение цен" (более низкие цены)? Происходит ли это в других областях экономики, где цены не регулируются государственными органами, - например, в торговле пищевыми продуктами или автомобилями?
26. Каково различие между снижением цен с целью привлечь больше клиентов и снижением цен с целью установить монополию?
27. Сотрудники Федеральной торговой комиссии пытались (безуспешно) в
28. Поразмышляйте над утверждением, высказанным экономистом Адельманом: "Полезным, хотя и не точным показателем интенсивности конкуренции… является негодование неудачливых конкурентов". Как бы вы оценили утверждения других фирм в отрасли по производству конторского оборудования, что ИБМ ведет нечестную конкурентную борьбу?
Глава 11. Прибыль
"Возможно, ни один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как "прибыль". Эта фраза взята из энциклопедической статьи о прибыли, написанной примерно пятьдесят лет тому назад Франком Найтом, выдающимся исследователем данной проблемы. С тех пор ситуация не претерпела больших изменений. Несколько лет назад "Уолл-стрит джорнэл" поместил статью под заголовком "Несколько простых истин о прибыли". Перечислив не менее семи существенно различных определений слова "прибыль", используемых "экономическими экспертами", автор решил, что все они не слишком удачны, и предложил собственное. Через месяц газета поместила семь писем читателей, к которых оценка нового определения и самой статьи колебалась от "превосходно" до "неверно" и даже "смешно".
А что мы будем делать? Мы отпразднуем труса и постановим, что не существует правильного определения прибыли. Смысл каждого слова зависит, в конце концов, от того, как его используют люди; несомненно, что люди (включая экономистов) используют слово "прибыль" во многих различных значениях. Мы, безусловно, не хотим ломать копья над самими определениями. Однако представления о прибыли и таких тесно связанных с ней понятиях, как издержки производства и процент, оказывают влияние на экономическое законодательство, и эти представления в значительной мере определяются тем, что имеют в виду люди, когда используют те или иные термины. Так что в этой главе мы потратим необычайно много усилий, пытаясь решить вопрос о том, как следует называть вещи, но, конечно, лишь постольку, поскольку это действительно необходимо для предотвращения ошибочных разграничений и ошибочных отождествлений. Мы не хотим игнорировать важные явления реальной жизни. Но мы также не хотим, чтобы слова запутывали нас и заставляли видеть то, чего нет.
Прибыль как "полная выручка минус полные издержки"
Чаще всего прибыль определяется просто как полная выручка минус полные издержки. Почти все интуитивно определяют этот термин таким образом, и мы использовали его до сих пор именно в этом смысле. Синонимом будет чистая выручка. После того как фирма оплатила все свои издержки, остается прибыль, или чистая выручка. Однако прежде, чем согласиться относительно размера прибыли, определенной таким образом, мы должны договориться о том, что считать издержками.
Что следует включать в издержки?
Денежные расходы - не то же самое, что издержки, по крайней мере, с точки зрения стоимости альтернативы. Это очевидно в случае, когда хозяин сам ведет дело: часть деловых издержек составляет его собственный труд, даже если он и не учитывает свою зарплату в качестве текущих издержек и не выписывает сам себе еженедельных чеков. Если хозяева платят арендную плату за используемое помещение, они будут учитывать эти платежи в качестве своих издержек; но они могут этого не делать, если сами являются собственниками помещения. Им, однако, следует это учитывать, поскольку они теряют ту сумму, которая могла бы быть получена от сдачи помещения в аренду кому-то другому. Если помещение не может использоваться альтернативным образом, то возникают самые настоящие издержки. Собственники предприятия могут также использовать оборудование, которое они купили и которым теперь владеют. Если они приобрели оборудование при помощи банковского займа, они будут включать процентные платежи по займу в свои издержки. Но предположим, что они купили оборудование из накоплений. В этом случае они отказались от процентного дохода, который могли получать, позволив кому-то другому использовать свои сбережения, а это, несомненно, часть альтернативных доходов. Опять-таки можно включать, а можно и не включать упущенный (forgone) доход в свои издержки. Суть в том, что это следовало бы сделать. Упущенный доход представляет собой настоящие издержки бизнеса. |
Суммарные издержки на ведение дела равны ценности всех возможностей, от которых необходимо отказаться, чтобы вести это дело. |
Существует юридическое определение корпоративных прибылей, поскольку корпорации должны платить налоги на свои прибыли. Но юридическое определение неудовлетворительно с точки зрения альтернативной стоимости. Оно начинается с определения прибыли в терминах здравого смысла, как "выручка минус издержки". Однако из издержек исключаются дивиденды, выплачиваемые по акциям, но включаются проценты, выплачиваемые владельцам облигаций. Действительно ли эти выплаты настолько различаются между собой? И те, и другие можно представить как плату за использование заемных средств. Основная разница между ними состоит в том, что выплаты владельцам облигаций представляют собой фиксированную величину, размер которой оговорен контрактом, в то время как дивиденд, выплачиваемый акционерам, есть своего рода остаток, который может варьироваться от года к году и от квартала к кварталу. Вместе с тем средства, которые дают в долг акционеры, - это средства, которые не приносят им дохода в каком-либо другом месте. Они были одолжены только потому, что акционеры ожидали получить на свои деньги доход, как минимум равный доходу от наилучшей альтернативной возможности помещения средств. Несомненно, некоторая часть выплачиваемых корпорациями дивидендов является деловыми издержками независимо от того, как рассматриваются дивиденды в налоговой декларации.
Почему выплачивается процент?
Однако почему вообще выплачивается процент? Платой за что он является?
Совершенно неверно представлять дело так, что процент является платой за использование денег, как, например, деньги, выплачиваемые нами компаниям "Герц" или "Авис", являются платой за использование автомобиля. ("Герц" и "Авис" - крупные американские фирмы, предоставляющие автомобили напрокат. - Прим. перев.) Мой наниматель платит мне деньги в обмен на мои услуги; я передаю эти деньги продовольственным магазинам, коммунальным службам, другим людям, чтобы получить блага, которые они продают и которые мне нужны; они, в свою очередь, используют полученные от меня деньги для выплаты зарплаты своим работникам, и так далее. Никто из нас не платит никакого процента за использование денег, переходящих из рук в руки таким образом. Более того, если я решу спрятать пару двадцатидолларовых банкнот под матрас на черный день, а черный день не наступит в течение нескольких лет, выпустивший эти банкноты Федеральный резервный банк не потребует с меня платы за использование банкнот в это период. Сравните это с вероятной реакцией компаний "Герц" или "Авис", если бы я на черный день поставил одну из их машин в свой гараж. |
Мы не платим никакой ренты Федеральным резервным банкам за использование бумажных денег, которые они произвели и пустили в обращение. |
Стандартный способ получить деньги - заработать их, продав кому-нибудь услуги. Мы платим процент только тогда, когда занимаем деньги. Займ - это способ получить деньги, которые мы не заработали - пока. Заемщики хотят иметь деньги сейчас, хотя в настоящий момент у них нет ценных услуг, которые они могли бы предложить в обмен на них. Они убеждают кредиторов дать им деньги сейчас, обещая заплатить позже. Отношение того, что будет возвращено позже, к тому, что получено сейчас, определяет ставку процента. |
Люди платят проценты для того, чтобы получить ресурсы в текущее распоряжение. |
Тем самым процент есть цена, которую люди платят за то чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые можно эти ресурсы купить. Лучше всего рассматривать процент как надбавку (premium) за то, чтобы распоряжаться ресурсами в настоящее время. В таком случае, чтобы объяснить, почему выплачивает процент, мы должны разобраться в том, почему сегодняшние ресурсы в общем случае ценнее будущих ресурсов. Это не очень трудно понять. Владение ресурсами в настоящий момент расширяет спектр доступных человеку возможностей. Текущее распоряжение ресурсами часто позволяет нам предпринимать действия, которые приводят с течением времени к росту наших возможностей получить доход, и в результате у нас в некоторый будущий момент времени окажется больше ресурсов, чем мы могли бы иметь в ином случае. Когда мы видим такую возможность, мы хотим занять деньги. И мы готовы, если необходимо, платить некоторую надбавку - процент - до тех пор, пока этот процент меньше того, что мы ожидаем выиграть в результате займа. |
Текущее распоряжение ресурсами ценится обычно выше, чем будущее распоряжение теми же ресурсами. |
Предположим, что Робинзон Крузо, издавна используемый в рассуждениях экономистов, добывает себе пищу, изо дня в день выкапывая ногтями ракушки в прибрежных камнях. Работая целый день, он может добыть таким способом самое большее пять ракушек. Пяти ракушек в день едва хватает, чтобы душа не рассталась с телом, так что Робинзон живет на грани голодной смерти. Если бы у него была лопата, он мог бы утроить дневную производительность до 15 ракушек. К несчастью для Робинзона, для изготовления пригодной лопаты потребовался бы месяц работы, в течение которого он не смог бы добывать ракушки и был бы, следовательно, обречен на голод.
Сколько ракушек был бы готов отдать Робинзон впоследствии в обмен на 150 ракушек сегодня, или, точнее, за пять ракушек ежедневно в течение тех тридцати дней, которые он полностью посвятил бы изготовлению лопаты? Он может себе позволить отдать до 300 ракушек в конце второго и каждого из последующих месяцев, поскольку сегодняшний кредит в 150 ракушек увеличит его производительность в будущие месяцы именно на такую величину. Предположительно он будет готов отдать любое меньшее число ракушек, если у него не будет другого способа обзавестись лопатой. |
Издержки производства лопаты: 30 дней работы или 150 ракушек. |
Сегодняшние ракушки стоят больше будущих, если, как в нашем примере, распоряжение сегодняшними ракушками дает человеку возможность увеличить их будущее производство. Пропорция, в соответствии с которой сегодняшние ракушки обмениваются на будущие, представляет собой ставку процента в мире Робинзона Крузо. И она не будет иметь никакого отношения к деньгам. |
Ценность обладания лопатой: 300 ракушек в месяц. |
Почти все задачи могут быть решены более эффективно с помощью подходящих инструментов, или, другими словами, с помощью капитала. Капитал в экономической науке - это произведенные блага, используемые для увеличения производства будущих благ. Примерами капитала являются лопата Робинзона, весовые аппараты в магазинах, прокатные станы на металлообрабатывающей фабрике, картотеки в библиотеках, все заключенные в человеческом теле навыки и умения, позволяющие людям производить больше благ, чем до приобретения этих навыков и умений. Пока люди считают, что они могут увеличить свою будущую производительность, получив ресурсы в распоряжение сегодня и создав из них капитал, они будут готовы платить надбавку за получение ресурсов сейчас, чтобы ждать, пока их удастся "заработать".
Следовательно, процент не является чем-то специфическим для капиталистической экономики, и в еще меньшей степени его существование можно объяснить стремлением банкиров и других кредиторов к наживе и власти. И уж точно процент нельзя устранить, попросту увеличив количество доступных денег. О процентных ставках говорят обычно как об издержках на заем денег просто потому, что деньги являются стандартным средством получить в распоряжение сегодняшние блага. Однако процент существовал бы и в экономике, функционирующей без денег, поскольку в своей основе он представляет собой разницу между ценностью сегодняшних и будущих благ.
Мы не хотим создавать впечатление, что большая ценность сегодняшних ресурсов по сравнению с их ценностью в некоторый будущий момент вызвана только лишь производительностью капитала. Потребителям, в свою очередь, свойственно то, что экономисты называют "положительной нормой временного предпочтения" (a positive rate of time preference): люди, как правило, придают большую субъективную ценность потреблению в ближайшем будущем по сравнению с потреблением в более отдаленном будущем. Некоторые авторы интерпретируют это как свидетельство близорукости; или же неспособности представить отдаленное будущее так же живо и красочно, как мы представляем себе ближайшее будущее; или же внутренне присущей человеку склонности смотреть на будущее сквозь розовые очки. Каждое из этих объяснений рождает сомнения в "рациональности" временного предпочтения. Учитывая, однако, что человек смертен, а также принимая во внимание все прочие превратности судьбы, выбор синицы в руках вместо журавля в небе вовсе не обязательно нерационален или близорук. Более того, если у людей есть причина полагать, что со временем их доход возрастет, они могут сделать вполне логичный вывод, что отказ от чего-нибудь сейчас влечет за собой большую субъективную жертву, чем отказ от значительно большего количества того же самого блага в будущем, которое должно принести рост доходов.
Какова бы ни была относительная роль каждого фактора, очевидно, что убежденность людей в производительном характере капитальных благ и присущая им склонность предпочитать более близкое потребление более отдаленному в итоге обуславливают существование надбавки к цене на сегодняшние блага по сравнению с будущими благами, и тем самым к положительной ставке процента во всех известных обществах. Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале данного раздела, мы можем сделать вывод, что процент платится для того, чтобы побудить людей отказаться от текущего распоряжения ресурсами. Это плата, которая компенсирует кредиторам ценность упущенных возможностей, плата, которую готовы вносить заемщики за счет тех возможностей, которые открывает перед ними заем.
Фактор риска в процентных ставках
Процентные ставки, взимаемые банками с корпораций-заемщиков, универмагами с покупателей, имеющих открытые кредитные счета, или же отдельными людьми, кредитующими ссудо-сберегательные ассоциации, - все они отражают чистую норму временного предпочтения в данном обществе. Помимо этого они также включают в себя различного размера премии за риск плюс издержки, связанные с переговорами о займах. Как правило, ваши издержки на получение займа в коммерческом банке (в расчете на занятый доллар) будут выше, чем аналогичные издержки крупной, успешно функционирующей корпорации. Однако это не значит, что вы на самом деле платите более высокую ставку процента. Вы оплачиваете еще и издержки банка по изучению вашего финансового положения и ведению счетов, которые связаны с вашим займом. Кроме того, вы платите своего рода страховую премию, которую банк собирает с кредиторов, опасаясь убытков, обусловленных издержками на возврат кредитов и банкротствами заемщиков. Если бы банк не мог получить эту премию, он не считал бы привлекательным кредитование заемщиков с высоким уровнем риска. Поэтому, когда законодатели фиксируют верхний уровень "годового процента", который могут законно назначать кредиторы, они не столько уменьшают ставки процента, сколько лишают некоторые категории заемщиков возможности получить кредит. Поскольку заемщики не стали бы брать кредит, если бы не считали его привлекательным, трудно понять, каким образом законы, ограничивающие ставку процента, идут на пользу заемщикам с низким уровнем дохода.
Это важный момент не только потому, что он опровергает некоторые распространенные и ошибочные представления о законодательном ограничении процентных ставок. Доход, который требует кредитор за предоставление ссуды, зависит от того, что он мог бы получить, кредитуя другого заемщика, плюс риск, связанный с данной конкретной ссудой. Коммерческие кредиторы в этом отношении ничем не отличаются от других. Представьте себе облигации двух корпораций, одна из которых - Экссон, а другая - компания с шатким положением, балансирующая на грани банкротства. По каждой из облигаций обе корпорации должны выплатить 1000 долл. по истечении срока займа, который и в том, и другом случае истекает через год. По каким ценам эти облигации будут продаваться и покупаться на рынке?
--------------------------
<в США постоянные покупатели могут открывать в крупных универмагах счета, на которые они периодически вносят некоторые суммы денег. В тех случаях, когда стоимость их покупок превышает имеющиеся на их счетах средства, магазин кредитует их и, естественно, взимает за это проценты. - Прим. перев.>
<Экссон - крупнейшая американская нефтяная корпорация, финансовое положение которой можно считать эталоном надежности. - Прим. перев.>
Предположим, что облигации Экссон продаются по 893 долл. Сегодняшние 893 долл. стоят столько же, сколько 1000 долл. по истечении срока займа (через один год), если ставка процента равна 12%. Цена 893 долл. на самом деле означает, что люди готовы держать облигации Экссон за 12% годового дохода, потому что 893 долл., умноженные на 1,12 (основная сумма плюс процент), равны 1000 долл. Однако облигации корпорации с шатким положением будут продаваться за гораздо меньшую сумму, даже если покупателями окажутся те же самые люди, которые покупают облигации Экссон. Вероятность банкротства во втором случае настолько велика, что покупателей можно убедить подвергнуться этому риску, только если дать им возможность получить очень высокий доход. Если ценные бумаги второй корпорации будут проданы за 714 долл., это значит, что покупатели требуют возможности получить 40% годового дохода. |
$1000/1.12=$892.46 |
|
$1000 |
$1000 |
Если все окончится благополучно, они получат на 179 долл. больше, чем они получили бы от владения облигациями Экссон. Однако с таким исходом связана большая доля неопределенности, и существует также вероятность того, что они потеряют значительную часть или даже всю вложенную сумму. Более высокая "ставка процента" на вторую облигацию должна, таким образом, интерпретироваться не как чистый (pure) процент, а как премия за риск. Возможно, перед тем как ограничивать максимальную ставку процента, законодателям стоит спросить себя, покупали ли они когда-нибудь облигации с большим дисконтом (скидкой. - Прим. ред.) относительно номинальной цены.
Неопределенность как источник прибыли
Давайте теперь подведем итог. Полные издержки - это стоимость альтернативы, поэтому они включают в себя не только то, что фирма заплатила другим за использованные товары и услуги, но также и неявно выраженную (implicit) ценность любых благ - труда, земли, капитала, - которые поставляет сама фирма. Процентные платежи являются частью издержек фирмы, причем в них входит часть выплачиваемых акционерам фирмы дивидендов, примерно равная тем процентным доходам, которые акционеры могли бы получить, одолжив вложенные в акции деньги кому-нибудь еще. Если мы включаем в расчет полных издержек все эти слагаемые, измеряя их стоимостью альтернативы, то не видно никаких причин, почему какая бы то ни было фирма обязательно должна получать выручку, превышающую издержки. Фирмы могут получать нулевую прибыль и продолжать функционировать. Они даже могут считаться благополучными фирмами и иметь возможность занимать дополнительные средства для расширения производства - до тех пор, пока их выручки достаточно для покрытия всех их издержек.
На самом деле, если бы фирма могла проникнуть в такую сферу бизнеса, которая гарантировала бы выручку большую, чем соответствующие издержки, разве в эту сферу не устремилось бы столько людей, что конкуренция между ними свела бы разницу между выручкой и издержками к нулю? Помните, что под издержками понимаются все издержки, включая фактическую или неявную плату за организацию и ведение дела. Гарантированность дохода, превышающего такие издержки, наверняка привлечет новые фирмы. Их приход в данную сферу увеличит объем выпуска, уменьшит цену продукции в соответствии с законом спроса и тем самым сократит разрыв между полной выручкой и полными издержками. Этот разрыв может одновременно сокращаться и с другой стороны, по мере того как новые фирмы увеличат спрос и повысят издержки на приобретение ресурсов, используемых для производства своей продукции. Когда разрыв между полной выручкой и полными издержками исчезнет, т. е. когда прибыль уменьшится до нуля, не останется больше стимулов для проникновения в данную сферу новых фирм.
В реальном, постоянно изменяющемся и всегда неопределенном мире такого не происходит. Люди видят, что некоторые сферы бизнеса прибыльны, но не знают, каким образом они сами могут поучаствовать в извлечении этой прибыли. В мире, где информация является редким благом, многие могут даже не подозревать о существовании такой прибыли. И поэтому прибыли существуют и продолжают существовать: конкуренция не сводит их к нулю. Однако это происходит по причине неопределенности, в отсутствии которой все, относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, все возможности ее получения были бы полностью использованы, и, следовательно, прибыли везде равнялись бы нулю.
Те же рассуждения приложимы к убыткам. Никто не связывался бы с деловым предприятием, зная, что полная выручка не покроет полных издержек. Но будущее неопределенно; события не всегда развиваются в соответствии с надеждами инвесторов; принимаемые решения и совершаемые действия на поверку оказываются ошибочными; так что в действительности возникают убытки.
Поскольку в мире без неопределенности не было бы ни прибылей, ни убытков, мы можем сделать вывод, что прибыли (или убытки) являются следствием неопределенности. Тем самым прибыль не является платой за получение тех или иных ресурсов. Это остаток; это то, что остается от выручки, когда оплачены все издержки; это результат более точного, по сравнению с большинством людей, предсказания будущего.