Глава 4. Спрос и предложение: процесс координации
В любом функционирующем сообществе, будь оно большим или маленьким, приходится раздавать поручения (tasks) и распределять призы (benefits).
"Кто вынесет мусор?"
"Кому достанется последний кусок пирога?"
Эти вопросы представляют собой две распространенные задачи распределения (allocation issues), которые возникают в самом маленьком из известных нам сообществ - семье.
"Кто будет жить в Белом доме?"
А этот вопрос постоянно возникает в самом крупном функционирующем сообществе, членами которого мы являемся - в государстве. Ответ на него подразумевает распределение некоторых очень важных поручений и призов, служащих предметом сильной зависти.
Один из способов, который может использовать сообщество при раздаче поручений и распределении призов, выражается принципом: "От каждого по способностям - каждому по потребностям". Принцип выглядит разумным; но, чтобы он начал действовать, его необходимо дополнить удовлетворительной системой оценки как способностей, так и потребностей. Вот тут-то и начинаются проблемы.
Распределение поручений и призов
С одной стороны, о своих способностях и потребностях лучше всего могут судить сами индивидуумы: я лучше всех знаю, что могу и чего не могу делать, и что удовлетворит мои потребности. Но, с другой стороны, я меньше, чем кто бы то ни было, способен судить об этом из-за очевидно пристрастного отношения к своим собственным интересам. Существует непреложное и мудрое правило, согласно которому люди не должны быть судьями самим себе. Поэтому общество часто идет на компромисс, делая распределение поручений и призов предметом переговоров между заинтересованными сторонами.
Те переговоры, которые мы имеем в виду, редко проходят в форме заседаний комитетов. Это скорее многочисленные предложения купить или продать (bids and offers), которые мы, живя в обществе, делаем повседневно. Такие предложения основаны на четко установленных правилах игры, когда 99% соответствующих прав и обязанностей воспринимаются как само собой разумеющиеся. "Сделаете ли вы для меня то-то и то-то, если я отплачу вам тем-то?" Обычно нам даже не приходится спрашивать. Мы без приглашения заходим в пиццерию и велим официанту, чтобы нам приготовили пиццу среднего размера с зеленым перцем, черными оливками и дополнительной порцией сыра. Официант не спрашивает нас, что мы готовы сделать со своей стороны. Он просто предполагает, что мы заплатим указанную денежную цену.
Координирующая роль цен
Эти постоянные переговоры и есть то, что экономисты называют игрой спроса и предложения. Денежные цены играют здесь ключевую роль.
В законах природы нигде не записано, что распределение поручений и призов должно происходить на основе предложений о купле-продаже. Но нельзя отрицать, что перед тем, как большая часть благ достигнет своего конечного пункта, должно произойти множество актов распределения. Рассмотрим в качестве примера галлон бензина. Людям и машинам должно быть четко предписано, где и что искать, бурить, выкачивать, транспортировать по трубопроводу, перерабатывать, перевозить и хранить, прежде чем мы заправим свой бензобак на бензоколонке. Координация в этой запутанной системе достигается посредством приспособления денежных цен. Чтобы в конечном итоге мы смогли купить свои пятнадцать галлонов обычного бензина, нужно было, чтобы люди в требуемом количестве, с необходимыми знаниями и навыками и соответствующими машинами появились в надлежащее время в надлежащем месте. Им удалось достичь такой потрясающей координации не потому, что они нас любят или знают нашу потребность в бензине. Они добились этого, преследуя свои собственные интересы. Их усилия оказались связанными воедино (meshed) потому, что координировались постоянно меняющимися сигналами, исходящими от денежных цен.
Мы должны еще раз подчеркнуть, что огромная важность денежных цен для функционирования нашего общества никак не связана с особенностями характера или морали наших граждан. Люди принимают во внимание денежные цены в той мере, в какой хотят сэкономить, т. е. получить от ресурсов, которыми они распоряжаются, как можно больше того, что для них ценно. Конечно, они принимают во внимание не только денежные цены; это было бы абсурдно. Но при изменении цен они меняют свое поведение, чтобы "воспользоваться выгодами" новой ситуации, о которой сигнализируют новые цены. Именно это приводит рынки в равновесие и превращает достижение собственных целей в сотрудничество.
Попытайтесь представить себе взаимодействие спроса и предложения как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь блага становится мало - предложение уменьшается по сравнению со спросом - его цена повышается. Возросшая цена побуждает покупателей приобретать меньше, оставляя тем самым больше другим; она побуждает поставщиков производить больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше; она побуждает покупателей заменять им другие блага и направляет усилия поставщиков на производство других, более ценных благ.
В таком богатом и специализированном обществе, как наше - а оно богато именно потому, что так сильно специализировано, - координация действий представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Для ее успешного решения в первую очередь необходим особый общественный механизм, который способствовал бы быстрому обмену точной информацией об относительной редкости благ и побуждал бы людей действовать соответствующим образом на основе этой информации. Если экономисты уделяют так много внимания денежным ценам, то только потому, что понимают, что именно цены предоставляют необходимую информацию и стимулы.
Стремление фиксировать цены
Для покупателя цена блага - это затраты на него. Соответственно покупатели склонны считать повышение цен несправедливым (imposition). Для поставщика цены обуславливают его доход. И в понижающихся ценах он видит угрозу. Вот, наверное, почему так много людей не может отдать должное координирующей роли, которую играют изменения цен, и почему они часто пытаются заставить правительство не допустить таких изменений. Однако последствия обычно весьма далеки от желаемых, т. к. фиксация цен равносильна отключению механизма социальной координации.
На рис. 4А показана гипотетическая кривая спроса на бензин в США (помеченная DD); цена за галлон отложена по вертикальной оси, а величина спроса (галлоны в месяц) - по горизонтальной. В приведенном диапазоне спрос очень неэластичен: большое процентное увеличение цены приведет к гораздо меньшему процентному уменьшению величины спроса. Это обоснованное предположение, которое хорошо подтверждается опытом. Субституты бензина не слишком привлекают тех, кто его использует.
Рисунок 4A. Гипотетические кривые спроса и предложения бензина |
Но здесь все-таки есть выбор: вступить в автомобильный пул; купить автомобиль меньшего размера; переехать поближе к месту работы; ездить на автобусе; чаще регулировать двигатель; больше сидеть дома. По мере повышения цены на бензин растут и жертвы, на которые приходится идти для его покупки. В результате, даже если малая часть людей решит вообще не сокращать потребление бензина, большинство найдет способ хотя бы чуть-чуть сэкономить, а некоторые пойдут на значительное уменьшение своих покупок по мере роста цен. Спрос на бензин не является совсем уж неэластичным.
На рис. 4А показана также сравнительно неэластичная кривая предложения бензина, помеченная SS [ценовая эластичность предложения аналогична ценовой эластичности спроса: это процентное изменение величины предложения, деленное на процентное изменение цены. - Прим. авт.]. Элемент времени, играющий столь большую роль в скорости реакции пользователей на изменение цены, еще больше воздействует на реакцию поставщиков. Хранящийся бензин может быть легко пущен в продажу, если высокая цена делает его продажу более привлекательной, чем хранение. Но для того, чтобы в ответ на возросшую цену импортировать бензин из-за границы, потребуется время. Еще больше времени потребуется, чтобы увеличить производство бензина на нефтеперерабатывающих заводах за счет сокращения выпуска других продуктов нефтепереработки, таких как мазут. И, конечно, пройдет еще больше времени, пока под влиянием высокой цены бензина будут установлены дополнительные нефтеперерабатывающие мощности.
А наличие сырой нефти? Разве дефицит бензина в 1973—1974 гг. не был результатом недостаточных поставок этого базисного сырья? Если мы действительно хотим ответить на этот вопрос, нам следует тщательно обдумать свое объяснение. Безусловно, политические неурядицы в Иране в 1978 и 1979 гг. нарушили нормальный импорт нефти в США. Но другие страны ОПЕК располагали достаточными мощностями, чтобы повысить свое производство, и тем самым компенсировать сокращение поставок из Ирана. Они не сделали этого, ибо хотели, чтобы цены на сырую нефть повысились. Именно в этом вся суть. В
Почему она была ограничена? Почему в 70-е годы правительство США установило потолки цен на продаваемую нефть и нефтепродукты? Если судить по делавшимся в то время заявлениям, этот контроль предназначался для того, чтобы не дать возможность "нефтяным компаниям" получить большие незаработанные прибыли за счет потребителей с низким уровнем дохода. Однако сторонники контроля упускали из виду (вероятно, сами того не понимая), что, замораживая цены, правительство рвет ключевую связь в общественном механизме взаимного приспособления и кооперации.
В чем причина дефицитов?
Вернемся к рис. 4А. Если цена бензина составляет здесь 1 долл. за галлон, то покупатели захотят купить ровно столько, сколько продавцы захотят продать. Рынок уравновешивается (clears) при цене в 1 долл.
Предположим теперь, что цена бензина фиксируется законом и не может превышать 80 центов за галлон. При 80 центах величина спроса будет составлять 9,5 млрд. галлонов. Но величина предложения составит только 8,5 млрд. галлонов. Именно это мы и называем дефицитом: величина спроса превышает величину предложения; в данном случае - на 1 млрд. галлонов в месяц.
На рис. 4А дефицит соответствует зазору между кривыми спроса и предложения на уровне цены в 80 центов за галлон. Люди не могут получить столько, сколько хотят, даже если они готовы заплатить запрашиваемую денежную цену. Фиксация цены является причиной дефицита.
Редкость и конкуренция
Никто не бранит градусник за низкую температуру и не рассчитывает всерьез согреть дом в холодную погоду, поднося свечу к термометру. А вот высокие цены на некоторые редкие блага люди ругают часто и действуют так, будто бы редкость можно преодолеть, устанавливая контроль над ценой. Но это как раз и неверно.
Редкость - это отношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будут редкими (в выше приведенном значении термина. - Прим. перев.). Если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могут встречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью.
Из этого сразу следует, что если благо является редким, его приходится распределять (рационировать). Иными словами, требуется установить некий критерий отбора претендентов и определять, кому из них сколько достанется. В качестве критерия может выступать возраст, умение убеждать, расторопность, общественное уважение, готовность платить, и едва ли не все что угодно. Для нашего общества характерно распределение редких благ на основе готовности платить деньги. Но иногда мы используем и другие критерии отбора.
Каждый год в Гарвардский университет (один из самых лучших и престижных университетов США. - Прим. перев.) поступает гораздо больше заявок, чем имеется мест на первом курсе (freshman class), так что Гарвард должен распределять эти редкие места. Он производит отбор на основе школьных оценок, результатов контрольных работ, рекомендаций и других критериев.
В любой момент времени президентом Соединенных Штатов может быть только один человек. Так как число людей, желающих занять этот пост, гораздо больше, мы выработали сложную систему отбора в виде съездов и выборов. Хотя и не вполне ясно, в чем именно состоят здесь критерии, система тем не менее работает. Каждые четыре года только один кандидат достигает цели.
Джо Колледж - самый популярный человек в студенческом городке, и все молодые женщины добиваются его благосклонности. Поэтому ему приходится распределять внимание, которое он уделяет своим поклонницам. Будет ли он руководствоваться критерием красоты, ума, доброты или чем-либо еще, ему так или иначе придется осуществлять отбор.
Но другой стороной отбора является конкуренция. Как только Гарвард объявит свои критерии, потенциальные первокурсники начнут соревноваться, чтобы как можно лучше им соответствовать. Оптимисты тщательно изучают критерии отбора президентов и начинают бороться на их основе задолго до выборов. Если женщины, желающие ходить на свидание с Джо Колледжем, верят, что главным критерием для него является красота, они будут конкурировать друг с другом, стараясь выглядеть красивее.
Совершенно очевидно, что конкуренция присуща не только капиталистическому обществу или обществу, использующему деньги. Это вывод фундаментальной важности: конкуренция есть следствие редкости, и от нее можно избавиться, только устранив редкость. Там, где есть редкость, должно происходить распределение. Распределение - это размещение в соответствии с некоторым критерием отбора. Конкуренция - это просто-напросто то, что происходит, когда люди стараются лучше соответствовать применяемому критерию.
Конечно, многое зависит от того, какой именно критерий используется. Если в обществе распределение осуществляется на основе готовности платить деньги, члены этого общества будут стараться заработать деньги. Если в качестве основного критерия используется физическая сила, члены такого общества будут заниматься культуризмом. И если лучшие колледжи и университеты будут использовать школьные оценки в качестве важного критерия отбора, школьники будут бороться за оценки. Они могли бы бороться за оценки и для приобретения других благ (статус среди одноклассников, похвалы учителей, возможность ездить на семейной машине), но странно, когда колледжи жалуются на то, что для некоторых школьников оценки становятся самоцелью, если их собственные критерии отбора способствуют превращению оценок в самоцель.
Конкуренция при фиксированных ценах
Итак, что же произойдет, когда какое-нибудь благо, вроде бензина, становится более редким, а его денежная цена лишена возможности повыситься? Мы наверняка увидим увеличение денежных затрат на его приобретение, ибо бензин теперь является редким, и потому он обязательно будет рационирован. Если закон мешает функционировать такому механизму распределения, как денежная цена, то по необходимости будут использованы другие критерии и механизмы - возникающие самопроизвольно, либо придуманные. Потенциальные покупатели бензина постараются выявить эти новые критерии для отбора покупателей и начнут на их основе конкурировать друг с другом. Конкуренция между ними повысит общие затраты - денежные плюс неденежные - и будет увеличивать их до тех пор, пока величина спроса не сравняется с величиной предложения.
Лучшим примером, наверное, может служить очередь за бензином. Когда люди опасаются, что они не смогут купить столько бензина, сколько они хотят при цене 80 центов за галлон, они постараются пораньше приехать на бензоколонку: пока запас не распродан. Но других осенит та же идея, так что очереди начнут возникать раньше и станут длиннее. Ожидание в очереди - это, бесспорно, затраты. По мере их повышения вступит в действие закон спроса: потребители меньше ездят на автомобиле, когда за полный бензобак приходится платить 12 долл. плюс полчаса ожидания в очереди, чем когда он им обходится просто в 12 долл.
Некоторые водители решат поискать бензин где-нибудь в округе, а не стоять в очереди. Их дополнительные затраты - расход времени и бензина на поиск. Другие пойдут на сделку: наполнят бак из резервных запасов, дав чаевые заправщику; оплатят стоянку машины на бензоколонке; согласятся провести там техобслуживание; достанут билеты в театр для ее владельца. Все эти формы конкуренции повышают затраты на приобретение бензина. И затраты будут повышаться, пока в конце концов величина спроса не сравняется с величиной предложения.
Конкуренция между людьми, суммарное желание которых приобрести благо не может быть полностью удовлетворено при существующей денежной цене, приведет к повышению затрат на его приобретение. Обычно в таких ситуациях повышается денежная цена. Когда идут вверх другие компоненты затрат, связанные с приобретением блага, мы можем быть вполне уверены, что денежная цена удерживается на заниженном уровне какими-нибудь общественными силами (например, законодательным ограничением). А когда это происходит - т. е. когда удлинение очередей, увеличение времени на поиск или какие-либо специальные комбинации становятся главными методами распределения блага (т. к. величина спроса превосходит величину предложения при установленной денежной цене) - мы говорим о дефиците данного блага.
Экономическое понятие дефицита сфокусировано на денежной цене. Дефициты существуют только тогда, когда денежные цены не могут выполнять свою функцию распределения редких благ между конкурирующими покупателями. В реальной жизни мы обнаруживаем дефицит повсюду, где механизм распределения редких благ повышает неденежные затраты.
Роль продавца в распределении
Мы не удивляемся повышению денежной цены блага, ставшего более редким. Почему? Потому что практически всегда продавцы заинтересованы в повышении денежной цены, а не каких-либо других компонентов затрат на приобретение блага. В конце концов, что выигрывает владелец бензоколонки, когда его клиенты стоят 30 минут в очереди? Ничего (или даже еще меньше, если они, добравшись до насоса, превращаются в малоприятных субъектов). Но увеличение денежной цены галлона бензина на 20 центов добавляет 20 центов за каждый галлон к состоянию владельца бензоколонки. Увеличение неденежных затрат обычно влечет за собой то, что экономисты называют омертвленными затратами (deadweight costs). Это затраты покупателя, которые не приносят выгод продавцу. Прекрасным примером могут служить затраты на ожидание в очереди.
Если продавцы могут извлечь выгоду из омертвленных затрат, они захотят сделать это. И всякий раз, когда продавцы вольны повысить денежную цену поставляемого ими блага, у них под рукой оказывается простое средство для такого превращения. И заметьте, насколько это удобное и гибкое средство. Каждый человек ценит деньги, т. к. обладание ими дает ему возможность распоряжаться огромной совокупностью благ. Каждый привык платить за блага деньги. Обычно продавец является собственником или его доверенным лицом, за которым признается право менять денежные цены. Денежную цену легко двигать вверх или вниз для поиска такого ее уровня, при котором затраты покупателя на приобретение блага в наибольшей степени преобразуются в выгоды поставщика.
Все это объясняет, почему изменение денежных цен является обычной реакцией на изменение относительной редкости благ и почему экономисты видят в изменении денежных цен средство первостепенной важности для обеспечения координации в обществе. Вне всякого сомнения, существуют такие блага, которые невозможяо распределять посредством меняющихся денежных цен, и другие блага, которые, как согласится большинство людей, не следует распределять таким образом [было бы трудно выделять (assign) всем жителям в городском квартале точное количество уличного освещения, за которое каждый из них готов платить. Мы характеризуем разнообразными уничижительными словами тех людей, которые распределяют свою благосклонность на основе денежных цен. - Прим. авт.]. Но стоит обязательно отметить, что там, где этот механизм достижения общественной координации не применим, намного труднее достичь сотрудничества в широком масштабе.
Правильные и неправильные сигналы
Какова будет реакция поставщиков, если закон лишит их возможности поднять цены на свою продукцию в ситуации очевидного дефицита? Наверное, они будут искать другие способы извлечь выгоды из этой ситуации. Розничные торговцы бензином могут понизить свои затраты на обслуживание клиентов, сократив свои ежедневные часы работы и вообще не работая по выходным. Если можно продать весь выделенный им на неделю бензин за 20 часов, зачем работать 120 часов в неделю? Подобная реакция на дефицит повысит затраты покупателей на приобретение бензина: они столкнутся с еще более длинными очередями; им придется отменить или сократить поездки по выходным дням; они чаще будут чувствовать себя беспомощными, не имея возможности раздобыть горючее; им также придется нести дополнительные затраты, связанные с поиском, беспокойством, и даже риском для жизни (при неправильном хранении и заливе бензина).
Продавцы и покупатели бензина не являются какими-то необычайно эгоистичными или неразумными (inconsiderate) людьми. Дорогостоящий хаос, который мы наблюдали недавно на бензозаправочных станциях, хорошо показывает, насколько важны гибкие денежные цены для обеспечения эффективного сотрудничества в нашем сложном, взаимозависимом обществе и в экономике. Когда цены не сообщают об изменении количества относительной редкости, продавцы и покупатели получают неправильные сигналы. Они не находят способов лучше приспособиться друг к другу, т. к. у них нет стимулов их искать. Очень важно, чтобы люди получали такие стимулы, ибо существует множество самых разных способов (little ways and big ways) взаимного приспособления, которые никакой центральный плановый орган не в состоянии предугадать, но совокупный результат которых определяет разницу между хаосом и координацией. Именно меняющиеся денежные цены при постоянных изменениях спроса и предложения и обеспечивают такие стимулы.
Существует ли система лучше?
Говоря, что денежные цены выполняют указанную функцию, мы не утверждаем, что они выполняют это идеально. Конечно же, нет. В последующих главах мы рассмотрим не только достижения, но и границы социальной координации при помощи системы цен. Мы поставим вопрос о том, при каких условиях денежные цены хуже отражают предпочтения людей, и обнаружим, что "идеальному" функционированию системы цен мешают недостаток знаний, рыночная власть, секретные соглашения, разногласия о правах собственности и неравенство. Однако мы не отбрасываем первый закон механики (который утверждает, что находящиеся в движении тела стремятся продолжать движение) только потому, что в реальном мире существует трение. Схожей ошибкой было бы закрывать глаза на достоинства системы цен только потому, что она не способна обеспечить безупречную координацию.
Система распределения редких благ посредством денежных цен, конечно же, будет направлять (allocate) эти блага тем, кто готов платить. Следовательно, когда распределением управляют цены, бедняки, как правило, получают меньше, чем богатые. Собственно говоря, в этом и заключается экономический смысл слов богатые и бедные. Но и это не все. При ценовом распределении принимается во внимание множество других различий между людьми - различий, которые чрезвычайно трудно учесть надлежащим образом при любой другой форме распределения.
Предположим, мы решили распределить бензин с помощью специальных талонов. Каким образом государство будет выдавать эти талоны? Было бы несправедливо давать поровну одинокому человеку и семье из семи человек, но точно так же несправедливо дать семье в семь раз больше. Было бы несправедливо выдавать одинаковое количество талонов каждому, кто имеет водительские права, и каждому владельцу автомобиля. (Это побудило бы людей держать полуразвалившиеся автомобили около своих гаражей.) Жители густонаселенных городских и пригородных районов ездят на более короткие расстояния и чаще пользуются общественным транспортом. Справедливость требует, чтобы они получили меньше талонов, чем жители малонаселенных регионов страны. Но некоторые ньюйоркцы регулярно ездят на более длинные расстояния, чем те, кто живет в г. Сильвертон, штат Колорадо. Будет ли справедливой система, игнорирующая индивидуальные обстоятельства? Каким образом можно справедливо разделить талоны между постоянно путешествующим агентом по сбыту в Западном Техасе и пожилой жительницей Цедер Рэнидсе (город с населением около ста тысяч жителей в штате Индиана. - Прим. перев.), которая ездит на автомобиле только в церковь? Должны ли человек, ненавидящий сидение за баранкой, и тот, кому это доставляет удовольствие, получать одинаковое количество талонов?
А как быть с деловыми фирмами, использующими бензин? (Адекватная система распределения должна учитывать, что дизельное топливо и бензин конкурируют за одну и ту же нефть и одни и те же нефтеперерабатывающие мощности.) Если фермерам, таксомоторным, компаниям, коммерческим рыболовным флотилиям и фирмам, занимающимся автоперевозкой грузов (мы упоминаем лишь несколько разновидностей деловых предприятий, использующих моторное топливо), будет выдано "все, что им необходимо", то окажется, что им необходимо больше, чем кто-либо мог предвидеть. Если в этой связи мы создадим государственное учреждение и поручим ему выделять конкретное количество каждой отдельной фирме, какими критериями оно будет руководствоваться? Прошлое потребление? Вероятно. Но разве может вчерашнее потребление быть правильным ориентиром для сегодняшнего размещения ресурсов в экономике, где непрерывно рождаются новые фирмы и умирают старые, где одни предприятия расширяют, а другие - сокращают свою деятельность, где постоянно меняются технология и спрос?
Это учреждение могло бы менее всего заботиться о несправедливости своих решений. Так как фирмы поставляют товары не только конечным потребителям, но и другим фирмам, то ошибки, вовремя не обнаруженные и не исправленные, вызовут эффект домино. Неверное размещение ресурсов может привести к закрытию целой отрасли, невзначай помешав производству или транспортировке какого-нибудь, на первый взгляд, малозначительного, но на самом деле незаменимого ресурса. При произвольном распределении моторного топлива между фирмами было бы просто невозможно поддерживать сложные взаимосвязи в современной развитой экономике.
Инфляция и контроль за квартирной платой
Неприязнь общественности к распределению посредством денежных цен усиливается в периоды инфляции, т. к. люди ошибочно отождествляют рост денежных цен и снижение уровня жизни. Большинству из нас трудно понять, что наши денежные доходы обычно повышаются вместе с ценами тех благ, которые мы покупаем. Когда расходы на некоторое благо составляют большую часть нашего месячного бюджета, мы становимся особенно чувствительными к повышению цены на него. Если к тому же цена меняется не часто, и, следовательно, если меняется, то большими скачками, мы негодуем еще больше по поводу этих изменений. А общественное недовольство образует плодородную почву для законодательного вмешательства в движение денежных цен.
Самым лучшим примером может служить контроль за квартирной платой. Во время инфляции цены на продукты питания и одежду потихоньку ползут вверх, и поэтому обычно на них не обращают внимания; ставки же квартирной платы, как правило, остаются неизменными в течение длительных промежутков времени, а затем повышаются скачкообразно. Рост квартирной платы со 150 долл. до 225 долл. пробивает большую брешь в бюджете и кажется неоправданно большим, даже если средние цены других покупаемых нами товаров увеличились более чем на 50% за тот же самый период. В подобных случаях люди ищут козлов отпущения, и домовладельцы (само это слово возбуждает негодование) оказываются главными кандидатами на эту роль. В примере с квартирной платой есть своего рода злая ирония.
Так как ставки квартирной платы являются исключительно "негибкими" ("sticky") и, как правило, отстают от роста других цен, то во время быстрых инфляций средний реальный уровень квартплаты падает. Так, если с 1967 по
Но это падение ставок квартирной платы было вызвано плохим функционированием системы цен, а не каким-нибудь изменением условий спроса и предложения. В результате в одном американском городе за другим начало снижаться относительное количество вакантных квартир. Будучи результатом заниженных цен на жилье, это сокращение количества вакантных квартир стало еще одним аргументом в пользу контроля за квартплатой. "Мы не можем допустить завышения квартплаты, когда доля вакантных квартир меньше 1%". Или еще лучше: "Мы должны установить контроль за квартплатой до тех пор, пока доля вакантных квартир не достигнет приемлемого уровня в 3%". Так как низкая доля вакантных квартир является следствием низкой квартирной платы, то это довод (осознанно или нет) в пользу постоянного контроля над арендной платой. Обратите внимание, что это специальное запрещение повышать цены выделило как раз тех поставщиков, цены которых и так уже не поспевают за темпом инфляции.
Если закон или обычай удерживает денежные ставки квартирной платы на более низком уровне, чем тот, что уравнивает спрос и предложение, то появятся иные способы рационирования. Домовладельцы могут отбирать по возрасту, сексуальным предпочтениям, личным привычкам, размеру семьи, рекомендательным письмам, наличию домашних животных, продолжительности проживания в районе и готовности соблюдать мелкие домашние правила. Те счастливцы, которые проживали в квартире в момент установления контроля за квартплатой, постараются как можно дольше занимать как можно большую площадь, а освобождая ее, - передать квартиру приятелю или сдать вподнаем. Домовладельцы будут понижать качество предоставляемых услуг, т. к. знают, что существует длинная очередь готовых вселиться, если кто-либо из нынешних жильцов окажется недовольным.
Все это вызовет потребность в дорогостоящих административных комиссиях по надзору и в дополнительных законах, запрещающих домовладельцам использовать определенные меры. Долгосрочным результатом будет окончательное исчезновение домовладельцев по мере обветшания существующих зданий или преобразования их в кондоминиумы, по мере прекращения строительства нового жилья для сдачи в аренду. Но даже самый непримиримый противник домовладельцев должен признать, что трудно снять квартиру, когда ее никто не сдает.
Излишки и редкость
Многие употребляют слово "излишек" (surplus), подразумевая, что определенное благо не является редким. Но это не имеет большого смысла. Давайте рассмотрим широко обсуждающуюся проблему фермерских излишков.
В течение многих лет излишки сельскохозяйственной продукции вызывают постоянную тревогу в Соединенных Штатах. Фермеры и их сторонники утверждают, что цены на сельскохозяйственную продукцию должны повышаться примерно теми же темпами, что и на остальные блага. Они убедили Конгресс установить паритетные цены, чтобы отношение между ценами, которые фермеры получали за свой урожай, и ценами, которые они уплачивали за приобретаемые ими блага, поддерживались на уровне 1910-1914 гг. (периода процветания фермерства). Как правило, предусматривалось достижение 90% паритета.
Через Корпорацию товарного кредита (Commodity Credit Corporation), являющуюся подразделением Министерства сельского хозяйства, федеральное правительство предлагает фермерам бесплатно хранить любую часть урожая, которую они не могут реализовать по установленной паритетной цене, одновременно давая фермерам.в ссуду стоимость зерна, которое они решили хранить. Эти ссуды являются невозвратными (nonrecourse), что означает, что фермеры могут просто положить эту ссуду себе в карман, оставляя Корпорации находящуюся на хранении продукцию. По существу, фермеры используют такие государственные закупки как последнее средство, обеспечивающее гарантированную цену за любую сельскохозяйственную продукцию, которую "поддерживает" государство. В результате образуются излишки, что, однако, вовсе не означает, будто пшеница, кукуруза, хлопок и другая продукция, поддерживаемая государством, не являются редким благом. Это просто свидетельствует о том, что Конгресс не желает допустить падения сельскохозяйственных цен до такого уровня, когда величина текущего потребительского спроса будет соответствовать количеству, которое хотят произвести фермеры.
Американская медицинская ассоциация (АМА) предупреждает нас об ожидающемся в скором времени излишке врачей. В
В последние годы излишек учителей также превратился в проблему, во всяком случае - для самих учителей. С точки зрения школьных советов и местных налогоплательщиков, здесь скорее открывается благоприятная возможность. При более низких ставках заработной платы школьные округа готовы нанять больше учителей. Кроме того, при более низких ставках заработной платы некоторые из тех, кто предлагает свои услуги в качестве преподавателей, решили бы делать карьеру в других областях. Если оклады не могут быть сокращены - либо из-за договоров с профсоюзами, либо просто потому, что "было бы неправильно" платить меньше тем, кому мы доверяем сердца и души нашей молодежи, - то будут найдены иные способы сбалансировать предложение и спрос. Повышение жалованья, отстающее от темпа инфляции, сокращает реальную заработную плату. Школьные советы могут также расширить круг учительских обязанностей, сокращая плату за единицу выпускаемой продукции путем получения большей продукции при неизменном жалованье.
Если эти меры окажутся недостаточными для того, чтобы сбалансировать величины предложения и спроса, то придется использовать другие критерии для распределения дефицитных учительских вакансий. (Излишек учителей есть одновременно дефицит учительских вакансий.) Очевидным и широко используемым критерием распределения является старшинство. Этот критерий нравится учителям с большим стажем, но не кажется привлекательным молодым или будущим учителям. И уж наверняка он не способствует возникновению ситуации, при которой те, кто сильнее всех хотят учить, получат больше шансов открыть дверь школьного класса.
Поставщики, которые равнодушны к цене
Когда некоторое благо становится более редким, конкуренция между покупателями, как правило, приводит к повышению его цены. Обычно продавцы рады сотрудничать с покупателями в достижении этой цели, т. к. им выгодны более высокие цены. Но что произойдет, если некоторое благо станет более редким, а те, кто его поставляет, ничего не выиграют от повышения цены?
Хорошим примером может служить место на посадочных площадках некоторых наиболее загруженных аэропортов страны. По прогнозам федерального управления авиации (ФУА) (Federal Aviation Administration), к концу 80-х годов 23 аэропорта в США будут испытывать серьезные проблемы в связи с перегруженностью, а к концу века число таких аэропортов удвоится. Почему это происходит?
Увеличение спроса, даже большое и быстрое увеличение спроса, не обязательно вызывает дефицит. Яркий пример - отсутствие дефицита персональных компьютеров. Когда большее число людей хочет отправиться в полет, авиакомпании просто предлагают больше рейсов. Если необходимо, они нанимают больше людей и покупают больше самолетов. Конечно, на это им приходится тратить деньги, но авиакомпании с удовольствием идут на подобные расходы, т. к. рассчитывают, что дополнительная выручка перекроет дополнительные затраты.
Узкие места возникают в аэропортах, т. к. сами аэропорты и окружающее их воздушное пространство не находятся в частной собственности, и поэтому цены на их использование не служат средством получения прибыли. Дополнительные пассажиры, которые заставляют радостно биться сердца менеджеров авиалиний, приносят одну головную боль тем, кто управляет аэропортами, потому что "владельцы" аэропортов и окружающего их воздушного пространства не повышают цены, когда поставляемые ими блага становятся более редкими.
Ваш очень собственный аэропорт
Чтобы легче разобраться в существе дела, представьте себе, что вы владеете Национальным аэропортом в Вашингтоне, округ Колумбия, одним из наиболее переполненных аэропортов страны, и что вы вольны управлять им так, как считаете необходимым. "Перегруженность" исчезла бы в одно мгновение, превратившись в "работу с полной загрузкой мощностей". (Беспокоятся ли владельцы театров о перегруженности, распродав все билеты?) Различные авиалинии все равно стремились бы направить больше рейсов в Национальный аэропорт, т. к. он расположен в нескольких минутах езды от столицы, что устраивает большинство пассажиров, прибывающих в Вашингтон. Но вы - жадный до денег негодяй - заставили бы раскошелиться их на посадочные площадки, т. к. хотите извлечь из посадочных тарифов как можно больше выручки. В результате конкуренции цена повысилась бы до уровня, отражающего альтернативную стоимость для первого неудовлетворенного покупателя (excluded bidder). Вы заработали бы кучу денег. Но одновременно (благодаря вам!) имеющиеся посадочные площадки были бы предоставлены тем, кто ценит их выше остальных, если судить по их готовности платить посадочный тариф, уравновешивающий рынок.
Однако не пострадают ли от ваших меркантильных действий пассажиры? Весьма вероятно, что при новых порядках в Национальном аэропорту авиакомпании несколько надбавили бы к стоимости билетов. Но, тем самым, это редкое место для посадки досталось бы тем пассажирам, для которых удобство приземления рядом с центром города привлекательнее, чем час езды от аэропорта Даллеса, расположенного далеко в Вирджинии.
На самом деле многие пассажиры выиграли бы, если бы желающим прилететь в Национальный аэропорт пришлось платить надбавку. Авиакомпании стали бы направлять больше рейсов на почти пустые посадочные полосы аэропорта Даллеса. В результате многие пассажиры, которые с самого начала не собирались посещать Вашингтон, или которым просто необходимо сделать там пересадку, с удовольствием воспользовались бы удобным и более безопасным аэропортом Даллеса.
Более того, если имеется способ расширить пропускную способность вашего аэропорта, вы рассмотрите его самым тщательным образом. И если затраты на расширение окажутся меньше его ценности, измеряемой готовностью авиакомпаний (а в конечном счете пассажиров) платить за посадку, вы незамедлительно осуществите такое расширение. Вы не станете вести себя, как ФУА, которое вопит о "кризисе", но объявляет о программе модернизации авиадиспетчерского оборудования, рассчитанную на десятилетний период [материал для этого примера в основном взят из статьи в "Уолл-стрит джорнэл" за 5 апреля
Задержки полетов, аварийные ситуации и другие признаки дефицита воздушного пространства можно непосредственным образом связать с нашей системой собственности на воздушное пространство. Действующие правила игры практически не дают возможности купить его тем, кто выше всего его ценит, оттеснив тех, кто не готов платить столь же высокую цену. Тихоходному самолетику с пропеллером и шестью пассажирами на борту позволят в час пик совершить посадку в Национальном аэропорту в Вашингтоне или в аэропорту О'Хейр в Чикаго, задержав два широкофюзеляжных реактивных авиалайнера с 600 пассажирами, потому что правила игры не дают возможности 600 пассажирам посредством торгов отспорить у шестерки необходимую им посадочную полосу. Хотя спрос и предложение действуют и в подобных случаях, они не приводят к взаимному приспособлению.
Цены, комитеты и диктаторы
Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать то, что требуется. Для эффективного сотрудничества большого количества людей, едва знакомых друг с другом, необходимо, чтобы условия обмена были ясными, простыми и стандартизированными.
Денежные цены являются чрезвычайно эффективным средством для упрощения, прояснения и стандартизации. Доводилось ли вам когда-нибудь удивляться, почему комиссии достигают таких скромных результатов, отнимая так много времени и энергии у своих членов?
Это происходит потому, что комиссии являются плохим средством для упрощения, прояснения и стандартизации имеющихся возможностей. Если комиссии все же удается выработать процедуры для выполнения этих задач, она перестает быть похожей на комиссию и становится скорее кооперативным предприятием (cooperative venture).
Конечно, существует еще один метод обеспечения работоспособности комиссий: можно позволить одному человеку принимать все решения. Диктаторы делают дела быстро. Диктаторские методы принятия решений в большом обществе могут выполнять многие функции ценовой системы по упрощению, прояснению и стандартизации.
Другой стороной медали является то, что система цен позволяет прийти к общественному сотрудничеству при отсутствии диктаторов. Это безусловное преимущество для тех, кто их не слишком любит.
Повторим вкратце
Редкость - это отношение между наличием и желательностью, или между спросом и предложением. Благо перестает быть редким, только когда люди могут получить любое его желаемое количество без каких бы то ни было затрат.
Денежные цены предоставляют информацию об относительной редкости.
Изменения относительных цен создают стимулы к изменению поведения: используя меньше, производить больше при повышении цен и, используя больше, производить меньше при падении цен.
Спрос и предложение - это процесс взаимодействия, в ходе которого определяются относительные цены. Это процесс взаимного приспособления и координации.
Система денежных цен, которые быстро реагируют на изменение условий спроса и предложения, является жизненно необходимым механизмом координации поведения в экономических системах с высокой степенью специализации.
Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предполагает использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.
Когда благо становится более редким, а его цена не может быть повышена, образуется дефицит: величина спроса при преобладающей цене превышает величину предложения.
Излишек - это ситуация, когда величина предложения превосходит величину спроса при преобладающей денежной цене. Если зафиксировать цену излишка на достаточно высоком уровне, возникает избыточное предложение любого блага, каким бы редким в обычном смысле слова оно ни было. Если конкуренция не может повысить цены, она повысит другие компоненты затрат на приобретение. Эти затраты часто оказываются омертвленными: в отличие от денежных платежей, такие затраты покупателей не приносят выгод продавцам.
Дефицит побуждает продавцов повышать денежные цены для извлечения выгоды из омертвленных затрат.
Когда продавцы ничего не выигрывают от более высоких цен, быть может, из-за того, что редкие ресурсы не находятся в частной собственности, денежные цены станут менее чувствительны к меняющимся условиям редкости, и будет труднее обеспечить сотрудничество в использовании редких ресурсов.
Денежные цены перемещают права и обязанности в пользу лиц с высокими денежными доходами. Но при этом удается также добиться того, чтобы раздача поручений и призов в обществе происходила с учетом индивидуальных потребностей и способностей его членов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Вот одна из проблем общественной координации, о которой вы, быть может, захотите поразмышлять. Ежегодно миллионы американцев меняют место своего жительства, причем многие из них переезжают на большие расстояния, в новые и незнакомые районы. Каким образом все они находят место для жилья? Кто заботится о том, чтобы практически каждый человек или семья, переезжающие в новый штат, нашли кого-нибудь в этом штате, кто был бы готов им продать или сдать в аренду дом или квартиру, соответственно их вкусам и обстоятельствам? Кто следит за тем, чтобы в тех штатах, которые растут особенно быстро, новое строительство обеспечивало расширение жилого фонда с такой скоростью, которая соответствовала бы росту их населения?
2. Если у родителей один телевизор и трое детей, следует ли предоставлять право выбора программы тому ребенку, который более всего на этом настаивает? Каким образом родители делят между конкурирующими детьми клубнику за обедом? Если для родителей лучше разделить эти редкие блага в соответствии со своими представлениями о справедливости и порядке, то разве не лучше будет и для Министерства энергетики разделить редкие энергетические ресурсы между конкурирующими гражданами в соответствии со своим министерским чувством справедливости и порядка? В чем тут разница?
3. В этом учебнике утверждается, что система цен обеспечивает сотрудничество в обществе в значительной мере за счет упрощения процедуры выбора из имеющихся возможностей. Другая система, которая эффективно делает то же самое, - дорожный светофор. Справедливы ли светофоры? Учитывают ли они особые обстоятельства подъезжающих к ним водителей? Предпочли бы вы такую систему контроля за дорожным движением, которая всегда дает право проезда водителю с самым срочным делом?
4. Если бы распределение доходов было абсолютно равным, стали бы все покупать автомобили одинакового качества? Против кого осуществляют дискриминацию автомобильные цены? При равном распределении дохода стали бы все семьи одинакового размера приобретать или снимать жилую площадь, одинаковую по размеру и по качеству? Против кого осуществляет дискриминацию квартирная плата?
5. Когда федеральные регламенты по защите окружающей среды заставили ввести более жесткие ограничения на стоянку машин в Нью-Йорке, возросла плата за стоянку в гаражах. Почему? Руководитель управления по делам потребителей в Нью-Йорке призвал покончить с "бессовестно наживающимися" владельцами гаражей. Что произошло бы, если бы закон обязал понизить плату за стоянку в гараже?
6. Муниципалитет Сиэттла принял решение "дать передышку тем, кто паркует машины в центре города" в понедельник, 22 февраля
7. Во время второй мировой войны был законодательно установлен потолок цен на многие блага. Каким образом они рационировали редкие блага?
8. Принадлежащие штатам колледжи и университеты устанавливают очень низкую плату за обучение. Каким образом они рационируют свои ограниченные возможности? Как вы думаете, кто выигрывает от такой системы? Почему профессура и администрация учебных заведений штатов может быть заинтересована в том, чтобы ограниченные возможности не рационировались посредством более высокой платы за обучение?
9. На многих городских автомагистралях не взимается плата за проезд в часы пик. Каким образом рационируется ограниченное пространство?
10. В университетских городках место для парковки машины часто продается по нулевой цене. Каким образом рационируется ограниченное пространство? Если университет берет 100 долл. в год в качестве платы за регистрацию автомобиля со всех имеющих их студентов, является ли эта плата средством рационирования ?
11. В письме редактору дается совет: "Если потребуется, бензин следует рационировать в соответствии с необходимостью - подлинной необходимостью". Каким образом лица, ответственные за рационирование, будут устанавливать подлинную необходимость?
12. Оцените следующие системы рационирования бензина с точки зрения их справедливости по отношению к семьям с одним автомобилем и семьям с несколькими автомобилями.
а) Владельцы автомобилей с номерным знаком, оканчивающимся нечетной цифрой, могут покупать бензин только по нечетным дням; владельцы автомобилей с номерным знаком, оканчивающимся четной цифрой, покупают бензин по четным дням.
б) Люди должны выбрать один день в неделю, когда их автомобиль не будет использоваться. Автомобилям приписываются номера (от 1 до 7), которые должны быть на них изображены. Полиция задерживает любой автомобиль, который эксплуатируется в запрещенный для него день.
в) Никому не разрешается покупать бензин по воскресеньям.
г) Никому не разрешается покупать бензин на сумму меньше 10 долл.
13. Путешествуя летом по западным штатам, вы чаще будете сталкиваться с нехваткой площадок в кемпингах, чем с нехваткой комнат в мотелях. Почему?
14. Когда мотели повышают свои цены "в сезонное время" и понижают их "в несезонное время", эксплуатируют ли они клиентов, или способствуют лучшему использованию ресурсов?
15. Правительство не вводило контроль за ценами на сахар в
16. Как вы думаете, что произошло бы, если бы государство установило потолок цен на кофе в
17. Если бы был установлен потолок цен в 1 долл. за килограмм клубники, где бы вы могли ее купить?
18. В мае
19. Одной из причин, по которой местные власти иногда устанавливают контроль за квартирной платой, является именно намерение воспрепятствовать тому, чтобы денежные цены рационировали ограниченную площадь жилого фонда. Достигает ли контроль поставленной цели? Как вы считаете, каким образом получилось так, что в большинстве квартир с контролируемой платой в Нью-Йорке проживают довольно богатые люди?
20. Предположим, Министерство обороны решило закрыть военную базу на побережье и передать землю частным лицам. Эта земля находится недалеко от густонаселенного района, и с расположенных на ней участков открываются прекрасные виды.
а) Если участки будут распределены посредством лотереи, кто в конечном итоге будет строить на них дома?
б) Очевидно, что одни участки гораздо привлекательнее других. Если они распределяются при помощи лотереи, будут ли более дорогие дома строиться на более привлекательных участках?
в) Отвечая на предыдущие вопросы, предполагали ли вы, что государство не устанавливает никаких ограничений на перепродажу? В чем была бы разница, если бы правила лотереи, под угрозой штрафа или конфискации, запрещали продавать выигранные участки в течение пяти лет после их приобретения?
г) Какое распределение участков справедливее: через лотерею, или по готовности платить?
21. Федеральному комитету по телерадиовещанию (ФКТ) необходимо каким-то образом распределять ограниченное количество лицензий на право телевещания для маломощных телевизионных станций. Всего подано 5000 конкурирующих заявок. Помогите комитету принять правильное решение, указав на основные недостатки и преимущества следующих систем. Лицензии предоставляются:
а) по самым высоким ценовым заявкам;
б) по квалификации претендентов;
в) посредством лотереи;
г) посредством лотереи, предусматривающей больше шансов тем группам, которые хуже всего представлены на телевещании, но при условии, что победители лотереи достаточно квалифицированны.
Можете ли вы понять, почему, после того как Конгресс велел использовать метод "г", ФКТ заявил, что не в состоянии придумать такую систему, которая была бы способна выдержать иски неудовлетворенных претендентов?