АСПСП

Цитата момента



Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен.
Древние нищие

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Мы должны видеть связь

Этим самым мы не должны говорить о беспощадности. Наоборот, в этой связи здесь важно вспомнить о потребности № 6: делать добро и давать добро. Связь выглядит следующим образом: чем больше мы растем, чем больше получаем власти или приобретаем благ, тем больше ответственности на нас возлагается. Так как мы живем в запутанном мире, мы не можем узнать полное счастье, если игнорируем беду и нужду других.

Главный аспект потребности в росте звучит следующим образом: мы должны уже только потому расти, что в этом случае можем сделать больше хорошего.

Когда должно быть достаточно?

Это относится тоже и к нашим финансам. Я часто себя спрашиваю: "Сколько же я "должен" иметь или получать? Где граница? Когда я буду удовлетворен?"

Разрешите мне сформулировать это наглядно и ясно: никогда. Нам никогда не будет "достаточно". Мы всегда будем желать больше. Это нормально, и это отвечает нашей природе. Это отвечает природе жизни.

Всю нашу жизнь мы будем ставить себе новые цели и уже только поэтому будем желать большего. Такова человеческая природа. Но мы должны всегда думать о том, что с большей властью, деньгами и большим влиянием растет и наша ответственность. Поскольку у нас тогда больше возможности. И мы не должны избегать недостатков в мире. Не забывайте, что сами деньги счастливыми нас не сделают. Намного больше мы нуждаемся в смысле. Мы должны понимать нашу ответственность и наше задание.

Является ли удовлетворенность хорошей концепцией?

Я считаю удовлетворенность вредной концепцией. Многие из нас уже очень рано в своем воспитании встретились со следующими или подобными выражениями: "Ты должен удовлетвориться тем, что имеешь". Я часто это слышал. И уже маленьким мальчиком я спрашивал себя: "Почему собственно?" Ответ не был очень утешительным: "Потому, что так надо".

Я думаю, что наши родители хотели передать нам хорошую концепцию, но выбрали не те слова. Вот что они должны были сказать:

"Мы должны быть благодарными. Благодарными за все, что имеем. Даже если это немного. Есть ли у нас маленькая машина или небольшая квартира - у нас всегда достаточно основания быть благодарными".

Если мы неблагодарны за вещи, которыми владеем сегодня, то вряд ли будем ощущать больше благодарности, если будем иметь значительно больше. И таким образом, едва ли мы будем счастливее.

Но мы не должны быть удовлетворенными. Удовлетворение усыпляет, приводит нас к застою и способствует медленной смерти. Удовлетворение - это последнее большое искушение, которому многие не в состоянии сопротивляться. То, что нас, людей, отличает и, наконец, разделяет - это удовлетворенность.

Мой наставник это сформулировал так:

"Это схоже с тем, будто мы все едем на поезде, который везет нас к нашей реализации. Но на каждой станции некоторые люди покидают поезд. Они хотят выйти и уютно устроиться. Они хотят остановиться, потому что "достаточно" путешествовали, или потому что им особенно понравилась какая-то местность. При этом они упускают из виду, что поезд привез бы их еще ко многим чудесным местам. Выйти из поезда означает лишить себя вещей, которые облагораживают нашу жизнь. Вещей, для которых по-настоящему стоит жить ".

Удовлетворенность притупляет наше чувство ответственности. Потому что, если кто-то доволен собой, он доволен окружающими обстоятельствами. Такой человек - с большой вероятностью - доволен и отдаленными обстоятельствами, но закрыт перед дурными обстоятельствами. Таким образом, удовлетворенность - это знак безразличия и таит в себе опасность сделать человека эгоцентричным.

И очевидно, что под видом всеми уважаемого понятия "удовлетворенности" в действительности облагораживается лень, тормозится рост, порождается безразличие. Талант и способности погибают. И к тому же, человек, ставший жертвой удовлетворенности, считает себя хорошим и благородным.

Да, удовлетворенность опасна и обманом лишает нас настоящих; Ценностей нашей жизни.

Должен ли христианин желать быть богатым?

Ниже я хотел бы остановиться на некоторых предрассудках относительно богатства, которые следуют из христианского понимания богатства. Наверное, не каждая читательница особенно религиозна. Но все-таки Библия отразилась на нашей культуре больше какой-либо другой книги. Несмотря на то, что каждый из нас думает о Библии, я думаю, что мы можем сойтись на том, что речь идет о мудрой книге. К сожалению, относительно денег возникло много предрассудков, которых в Библии вообще-то и нет. Совсем наоборот! И эти предрассудки в культурном отношении влияли на людей, которые не были прямо религиозными. У них это называется сознанием, этикой, моралью, ответственностью. Но речь идет о тех же предрассудках.

Вам, наверное, приходилось слышать часто цитируемое изречение из Библии: "Скорее верблюд пройдет через ушко иглы, чем богатый попадет в Рай". Как уже указывалось в первом разделе, это изречение, по сути, было переведено неправильно. И с помощью этой неправильной трактовки многие поколения оправдывали свою бедность, причем бедность они представляли как желанную Богом.

Здесь объясним, что действительно имелось в виду: "ушко иглы" - так назывались маленькие ворота в городских стенах восточных городов. Вечером большие ворота закрывались, чтобы жители города могли спокойно спать. А когда купцы или феллахи очень поздно приходили к городу, они не должны были спать под городскими стенами. Они могли воспользоваться маленькими воротами. Но доверху загруженный верблюд не мог во весь рост пройти через эти ворота. Он должен был стать на колени. Это очень не нравилось гордому животному.

Если посмотрите на правильный перевод, он содержит выражение, которое должно заставить нас задуматься: Тот, кто богат, должен, несмотря на это, оставаться покорным. Поскольку богатство не делает человека лучше. Намного больше богатство обязывает и делает нас слугами других, тех, которые имеют меньше. Избыток благосостояния - это свято доверенное имущество, которое обязывает своего владельца всю свою жизнь направлять его на использование во благо обществу. Только тот, кто понял это, тот по-настоящему богат, и к тому же счастлив.

Смирение подходит богатым

Нет ничего хуже и глупее высокомерного и заносчивого человека. Заносчивый думает, что он не должен больше учиться. Смирение делает нас постоянно учениками жизни. Смирение делает нас открытыми, дает нам возможность и шансы видеть. Смирение объединяет сердца.

Хороший способ сохранить смиренную позицию - следующий: каждый день спрашивайте себя, за что Вы благодарны. Это могут быть совсем "простые" вещи, как возможность видеть, возможность ходить, слышать, благодарность за то, что мы хорошо поспали, за то, что можем любить и быть любимыми, жить на свободе… У благодарного человека есть два преимущества:

Во-первых, когда мы благодарны, не может возникнуть страх. Если мы хорошо об этом подумаем, нам станет ясно, что мужество - это не противоположность страху. Потому что мужественным является тот, кто, несмотря на страх идет вперед. Противоположность страху - это благодарность. Страх Вы не можете вытеснить, потому что тогда он становится еще сильнее. Вы не можете просто полностью искоренить страх из Вашей жизни, так как не можете просто искоренить темноту. Но Вы можете быть благодарными. Потому что благодарность побеждает страх, как свет побеждает темноту.

Во-вторых, благодарность не позволяет нам становиться высокомерными. Благодарность действует так, что мы становимся тихими и смиренными. Радуемся дару жизни, дню и шансам, которые он нам преподносит. За вещи, которым мы можем научиться, и что еще есть нескончаемое множество вещей, которым можем научиться в будущем. Придерживаясь такой позиции, целую нашу жизнь мы остаемся учениками. Поэтому нам никогда не будет скучно.

Служить не деньгам, но деньгами

В связи с этим стает ясным изречение: "Ты не должен служить мамоне". Вместо того, чтобы служить деньгам, мы должны направлять их служить другим людям, помогать им. Только тот, кто себя для этого не жалеет, живет в гармонии со своим призванием и испытывает настоящее счастье.

В Библии богач даже вознаграждается

В Библии, впрочем, богатство очевидно поддерживается. Например, мы находим притчу о богатом человеке, который отъезжает и доверяет своим слугам десять, пять и одну золотую монету. Когда через некоторое время он возвращается, то требует отчета. Первый слуга удвоил свои десять золотых монет. Хозяин очень доволен им. Он хвалит его и ставит на ответственную должность. Тоже самое читаем о втором слуге, получившем пять золотых монет. Он тоже удвоил свою часть и, соответственно, получил похвалу и вознаграждение.

А третий слуга боялся риска. Он предпочел закопать свою золотую монету (сегодня можно было бы сказать, что он положил на сберегательную книжку). Его цель была: только бы ничего не потерять. Так как у него и так было мало.

Реакция хозяина интересна. Он называет осторожного слугу "злым и ленивым ". Он отнимает у него золотую монету и дает ее первому слуге со словами: "У тех, у кого мало, отнимется и то малое. А тем, кто имеет много, воздается еще больше".

Это совсем не звучит так, будто бы богатство - это что-то плохое, не правда ли? Наоборот, богатый будет награжден за свое богатство еще большим богатством. Как бы это странным не казалось, деньги притягиваются людьми сильными и властными, которые уважают деньги и открыты к ним.

Я твердо убежден в этой мысли, и всегда повторяю: деньги "ведут себя" и "отвечают" как существо. Если с ними хорошо обращаться - это значит, что они желанны, и они с радостью приходят к тебе и остаются у тебя. Если ними пренебрегать и обращаться с ними без уважения, они неохотно будут приходить в твою жизнь. И если, заблудившись, прибьются к тебе, они скоро снова исчезнут из твоей жизни.

Итак, не забываем: богатство "желанно" Богом. Большинство людей, жизненные истории которых описаны в Библии, были очень богатыми. Это неблагородно - быть бедным. Если хотим что-то дать другим, то нет ничего лучше, как сначала самим чем-то обладать.

Еще кое-что в завершение этого хода мыслей. Главное послание Библии и церкви гласит: будь подобным Богу. И здесь ясно одно: как мы всегда воспринимаем Бога? Бог очень богат!

Должен ли другой что-то потерять?

Важный вопрос, связанный с нашей потребностью роста и умножения денег, остается пока открытым. Не должно ли у кого-нибудь сначала что-то отняться, прежде чем мы получим? Если это так, то нелегко будет ответственному, думающему человеку проводить жизнь в изобилии и этому радоваться. Потому что каждая марка, которой у нас больше, недостает другим.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала себя спросить, какая философия за этим кроется. В конце концов, такая позиция имеет корни в мысли о недостаточности. Поэтому выше названная теория была бы правильной тогда, когда все деньги и все имущество, как и все идеи и возможности в этом мире были бы ограниченными. Тогда всего вместе было бы ровно столько и не больше. И ограниченное множество должно было бы заново перераспределяться. Тогда мы должны были бы смотреть, что бы распределение состоялось как можно справедливее. Вследствие чего каждый очень богатый человек жил бы за счет многих бедных и должен был бы иметь очень нечистую совесть, если бы у него была хотя бы искра приличия и человечности.

Было очень много сторонников этой теории. В частности, некоторые экономисты в прошлом (некоторые еще и сегодня) были склонны к тому, что бы принимать это утверждение как допустимое.

Много новых экономистов представляют другую мысль и противоречат старой, темной картине.

И это они делают по праву, как мы сможем ясно увидеть на следующих примерах. Возьмем тему, предмет постоянных дискуссий: ограниченность нашего сырья. Поставим себе вопрос: ограничено ли наше сырье в действительности или нет?

Как это было с нефтью?

Примером утверждений о недостаточности был Римский Клуб в 1970 году. Тогда нам пророчили конец света. На протяжении 20 лет должны были исчерпаться все последние резервы нефти. И вообще, вскоре должен был всему наступить конец, потому что все исчерпывалось. Одновременно большой прирост населения. Все большая часть людей должна была голодать и умирать, потому что Земля попросту не может накормить столько ртов. Угроза войн из-за отчаяния.

Сегодня многие поддакивают этому, только с явно актуальными аргументами. Они говорят: даже если недостаток еды можно еще урегулировать, то рано или поздно придет конец, если наша вода станет ограниченной. Частично это правда. Но проблема расширяется. И это не может долго продолжаться, потому что вырубают лес… Каждый день такой площадью как Бельгия… Все вы знаете, эти мрачные прогнозы, которые содержат немного правды.

Дело в том, что мы не можем полностью закрыться от этих устрашающих сообщений. Поэтому большинство людей вытесняют из сознания такие мысли.

Впрочем, Римский Клуб со своими прогнозами был не прав. Не только в 1990 году не была израсходована нефть, но и по сути нефти стало еще больше, чем в 1970. Что произошло? Римский Клуб не принял во внимание потенциал человеческого роста. За эти 20 лет мы значительно улучшили наши технологии. Поэтому мы нашли новые залежи нефти и научились добывать в тех местах, где раньше это было немыслимо.

Вы, наверное, возразите, что каждое ископаемое когда-нибудь должно окончиться. Но ответ не так однозначен, как может показаться. Он звучит: да и нет.

Да, потому что, в самом деле, имеется ограниченное множество. Часто качество намного выше, чем думали раньше. Сегодня мы знаем, что обладаем нефтью минимум на следующие 150 лет.

Нет, потому что я не верю, что наши залежи нефти когда-нибудь израсходуются. Намного раньше, чем это случится, мы будем знать новые возможности, как отапливать наши дома и приводить в движение наши машины. Возможности, которые не будут разрушать окружающую среду.

Одного только у нас с уверенностью неограниченное количество: возможностей, технологий, потенциала развития - потенциала стать умнее, образованнее и, прежде всего, разумнее и ответственнее. Потому что это отвечает нашей потребности роста, дальнейшего развития. Чтобы мы открывали все лучшие возможности и делали их для себя доступными.

Что в действительности означает мысль о недостаточности

Тот, кто говорит о недостаточности, думает, прежде всего, об ограниченном множестве всего. Поэтому он должен искать решение в перераспределении имеющегося по-другому. Это с одной стороны чудовищное ограничение человеческого потенциала. И потом, следствия этого образа мысли совсем не воодушевляющие. Теории о перераспределении, как правило, ведут к тому, что у богатых нужно что-то отнять.

Но я не думаю, что мы поможем бедным, если заберем что-то у богатых. Даже если деньги, добытые этим способом разделить среди нуждающихся, то в каждом случае мы создадим облегчение только на короткий промежуток времени. Потом проблемы станут еще большими.

Поэтому нужно, прежде всего, менять отношение к деньгам. Помните пример высохшего ручейка? Новые деньги очень быстро займут то самое русло, что и старые. Если вещи должны нам менять людей, тогда мы первыми должны себя изменить.

Я думаю, что мир нуждается в ответственных богатых людях. В людях, которые были бы примером. В людях, которые указывают направление. Люди, которые показывают, какой красивой и полной может быть наша жизнь.

Мы не будем помогать бедным, если этим мы делаем то, что они сами могут или должны делать. Так мы бы подтолкнули их к еще большей зависимости и полностью разрушили их собственную инициативу.

Речь идет о нашей основной ориентации

Какая точка зрения правильная? Без сомнения, мы можем найти аргументы как для одной, так и для другой стороны. Как мы решим, сильно зависит от нашей основной ориентации. Положительно ли вы настроенная женщина или негативно, пессимистически.

Как и всегда, не забывайте, что Вашу позицию можно всегда изменить. Спросите себя, какая позиция вам помогает. Какая точка зрения позволяет вам легче достичь Ваших целей и жить счастливой жизнью.

Что нам помогает, когда мы сконцентрированы почти исключительно на негативном и когда, например, приходим к выводу, что было бы почти преступлением в этом безнадежном и плохом мире рождать детей?

Не лучше ли будет нам и нашим детям, если мы сконцентрируемся на красивых вещах жизни, и добьемся немного счастья? Если мы откроем наше сердце, наблюдая, как играют и наслаждаются жизнью наши дети? И если мы в такие моменты почувствуем полное счастье, то сколько в нас как в человечестве красоты и потенциала?

Ограничено ли количество денег?

Долгое время, действительно, количество денег было "ограниченным". Так как выпускалось столько денег, сколько содержалось в золотых резервах. Например, на старых долларах было написано: "Paid to the bearers value". Это значит, что на каждый доллар имелось соответственное количество золота, и что можно было свои доллары обменять на золото.

Сегодня Вы на долларах этого не прочитаете. Сегодня там стоит: "In God we trust" (Мы доверяем Богу). Потому что эквивалента в золоте уже давно не существует. У нас приблизительно в семь раз больше на счетах, чем наличных. Поэтому если все люди какой-то страны захотели бы одновременно снять свои деньги со счетов, тогда выплаты получила бы лишь седьмая часть, потому что просто больше не имеется.

Похожее мы переживаем и с акциями. Времена, когда акции представляли исключительно материальную ценность фирмы, уже давно позади. Сегодня нематериальные ценности оцениваются не меньше:

идеи, планы, знания, контакты с клиентами. При этом ожидаемый курс развития играет такую же роль, как и слухи. Некоторые фирмы в действительности имеют только небольшую часть стоимости, которая получается, если сложить все акции.

Деньги, таким образом, превратились в фиктивную величину. Это, с одной стороны, вселяет страх. С другой стороны, это открывает невероятные шансы. Ибо если деньги не требуют больше эквивалента, тогда их можно творчески создавать.

Деньги - это энергия

Деньги - это некоторая форма энергии. А энергия бесконечна. Мы не должны сначала у кого-то отнять энергию, прежде чем она придет к нам. Энергию мы можем создавать. Из всего и из ничего. Нам нужно только принять ее в нашу жизнь и быть готовыми ее отпустить, чтобы она могла умножиться. Чем больше энергии мы готовы инвестировать в действительно важные области жизни, тем больше энергии плывет к нам.

Но для этого мы должны быть открытыми и готовыми. Мы должны признать себя ответственными за наши основные потребности.

Каково Ваше мнение относительно основной человеческой потребности, которая называется развитием? Думаете ли Вы, что должны стать лучшим человеком, каким можете быть? Почему? Почему нет? Или Вы скорее думаете, что людям приличнее довольствоваться тем, что имеют? Почему? Почему нет?

Насколько Вы верите, что деньги осуществляют вашу потребность развития? Думаете ли Вы, что это хорошо, если Вы замахнетесь на большую сумму? Осознаете ли Вы, что для этого Вы не должны ни у кого ничего отнимать?

Одно переживание из моего детства

Не забуду, как я дедушке и бабушке, приехавшим из ГДР, с гордостью показал свою копилку. Вместо того, чтобы похвалить меня за мое стремление быть бережливым, они сказали следующее: "Ты не должен копить. Господь заботится о своих. Если ты будешь в нужде, он тебе поможет. Когда ты копишь деньги, то этим показываешь, что ты ему не доверяешь".

Услышанное впечатлило меня надолго. Только много времени спустя я осознал, что такими утверждениями дедушка и бабушка в первую очередь хотели оправдать свою собственную ситуацию. У них не было ничего. Очевидно, что виной этому прежде всего ситуация в бывшей ГДР. Но в первую очередь это была их позиция. Их программа отрицания богатства.

Каждый может для себя решить, как ему обходиться с этими вещами. Но мы не должны забывать, что мы не одни в этом мире. Наши решения влияют всегда и на других. Люди, которых мы любим, должны, при известных условиях, платить за наши упущения.

Когда мой дедушка не мог сам себя больше обслуживать и хотел пойти в приют, потому что он с сыновьями не понимали хорошо друг друга, то это сказалось на их кармане. Он мог быть рад, что они не придерживались его советов. Тогда они не смогли бы финансировать его пребывание в приюте. Если даже часть своей жизни он не был ими доволен - на основе их "жадного существования" - то в конце он порядочно этим воспользовался.

Что на Вас отразилось?

Перенеситесь назад в Ваше детство. Что Вам сообщили о деньгах Ваши родители или другие люди, которые имели влияние на Вас?

Много лет назад я ставил себе этот вопрос - и результат был потрясающим: почти все поучения или сцены, которые глубоко укоренились во мне, обосновывали программу отрицания богатства. Среди множества переживаний в связи с деньгами особенно запомнились следующие случаи:

  • Первое послание денег: моя мать ссорилась с моим отцом, потому что она хотела купить шубу, а отец не хотел дать денег. Я посчитал недостойным, что моя мать должна просить денег. Дискуссия накалялась, и моя мама разбила фарфор. (Что я из этого понял: тема "деньги" вызывает нечто совсем иное, чем радость).
  • Второе послание денег: я всегда должен был носить кожаные брюки, потому что нормальные брюки я очень быстро снашивал. Поэтому я чувствовал себя нехорошо. (Урок для меня: деньги важнее приятных чувств).
  • Третье послание денег: дедушка и бабушка подарили мне сберегательную книжку сегодняшней стоимостью приблизительно 350 евро. Каждые несколько лет я слышал о них, но увидеть их я мог только в 19 лет. (Урок: ты слишком мал, чтобы заниматься деньгами).
  • Четвертое послание денег: моя мать часто ездила в отпуск, но на крестьянскую усадьбу, чтобы это не стоило так дорого. А мой отец оставался дома и работал. (Урок: деньги ограничены. В то время, когда один их тратит, другой должен тяжело работать.)
  • Пятое послание денег: как-то раз к нам в гости пришел знакомый моего отца, который работал продавцом часов. При нем была коллекция часов для юношей. Я должен был одни из них себе выбрать. Я спонтанно показал на те, которые мне особенно нравились. Оказалось, что эти часы намного дороже других. Мой отец радовался моему хорошему и дорогому вкусу и купил часы. (Урок: если мы делаем подарок другим, то дарим не то, что нам нравится, а то, что действительно нравится другим).
  • Шестое послание денег: одно время, придя из церкви, перед обедом я должен был учить церковное песнопение. Только когда что-нибудь выучил, мне давали есть. (Урок: результат вознаграждается. К сожалению, результат, который мне был совсем неприятен).

Все это на мне отразилось. Подавляющие программы отрицания богатства, которые развились из этих опытов, постарались, что я в 26 лет был совсем без денег. Деньги не были чем-то хорошим. Свободное развитие было чем-то неприемлемым.

Я должен был найти свою дорогу и выяснить свое понимание нашей не вызывающей сомнения потребности развития. При том мне очень помог негативный опыт дедушки и бабушки - куда, в конце концов, привела их экстремальная позиция.

Наши программы отрицания богатства парализуют нас. Мы верим, что много вещей нельзя делать и многого нельзя добиться. Пока мы не признаем нашей позиции относительно денег и не изменим ее, никакая книга о финансах нам ничего не даст.

Мы не можем спрятаться. Ни перед развитием нашей личности, ни перед деньгами. Кто к деньгам поворачивается спиной, поворачивается спиной и к личности, которой он может стать.

Знаете ли Вы, что происходит, когда не удовлетворяется одна наша потребность? Ответ не нужно будет искать: тогда мы недовольны. Несчастливы. Нам чего-то не хватает. Мы страдаем симптомами недостатка. Для продолжительного счастья необходимо учитывать все наши потребности.

Из всего это я сформулировал девиз моей жизни. Я называю его: ПУИР. Эта аббревиатура означает: "Постоянно Учиться и Расти". Это только иное выражение нашей потребности роста.



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 170