УПП

Цитата момента



Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы.
Вы не правы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



При навешивании ярлыка «невежливо» следует помнить, что общие правила поведения формируются в рамках определенного культурного круга и конкретной эпохи. В одной книге, описывающей нравы времен ХV века, мы читаем: «когда при сморкании двумя пальцами что-то падало на пол, нужно было это тотчас затоптать ногой». С позиций сегодняшнего времени все это расценивается как дикость и хамство.

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4328/
Мещера-2009. Коллаж

Упражнение 13

Назовите трех лидеров, с которыми вам пришлось работать.

Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.

Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.

Из получившихся девяти характеристик выберите две, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

Нередко о лидерстве можно больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, — так сказать, учиться на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки.

Постарайтесь быть объективным, как ученый, и оценить влияние этих недостатков на себя и на весь коллектив в трех ключевых областях. Возможно, вы обнаружите, что — по выражению председателя совета директоров «Дейви Интернэшнл» Джона Бакли — «практически не существует предела неэффективности работника или коллектива при условии отсутствия поддержки».

Если вам повезло, вы работаете с лидерами, которые воплощают в себе если не все, то большинство принципов, изложенных в этой книге. Если вам повезло еще больше, лидер является одновременно вашим наставником, или ментором.

Само слово «ментор» происходит от греческого имени Ментор — так звали учителя, которому царь Одиссей поручил воспитывать своего сына Телемака, когда отправлялся на Троянскую войну. С тех пор это имя стало нарицательным и обозначает наставника и учителя. Многие руководители в самом начале своей карьеры испытали влияние таких наставников.

Эндрю Карнеги многим обязан своему начальнику, Томасу А. Скотту. Глава восточного отделения Пенсильванской железной дороги сумел распознать у присланного к нему молодого телеграфиста талант и желание учиться. Возлагая на Карнеги все большую ответственность и давая возможность наблюдать и учиться, Скотт укрепил в молодом человеке уверенность в себе и сознание своего успеха. Скотт сам обладал сильным характером и уверенностью в себе, и поэтому его не пугала агрессивность Карнеги. Более того, он отдавал ей должное, поощряя инициативу молодого человека.

Вы можете сказать, что Карнеги повезло с начальником. Везение — в смысле событий или обстоятельств, которые либо помогают, либо мешают вам, — действительно играет определенную роль в карьере любого лидера. Так, например, если бы генерал Готт не погиб в авиационной катастрофе, Монтгомери не назначили бы на пост командующего восьмой армией. Было бы глупо не признавать роли счастливого случая. Это не очень удобный фактор, но он является неизбежным атрибутом жизни.

Как бы то ни было, если вы собираетесь стать эффективным лидером, вам нужно выработать позитивную политику по отношению к удаче. Худшая из всех стратегий — это надеяться на удачу. Приемлемой она может быть лишь в исключительных случаях, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая.

Маркетинговые исследования, например, предназначены для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области производства и продажи товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к вашей карьере лидера. Как это сделать? До определенной степени вы сами творец своей удачи.

История инженера Майкла Мура — прекрасная иллюстрация этого принципа. Он не нашел возможности внедрить свое изобретение и основал собственную компанию.

Независимо от того, где представляются эти возможности, их отсутствие можно считать невезением. Если вы твердо вступите на дорогу лидерства, то научитесь различать их. Возможно, они свалятся на вас неожиданно, а возможно, за них нужно будет бороться.

БЫТЬ ГОТОВЫМ

Иногда мне приходится слышать, как молодые люди цинично рассуждают о том, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая. Это пассивная позиция, о которой я очень сожалею. Было бы лицемерием говорить, что удача — оказаться в нужном месте в нужное время — не играет никакой роли. Тем не менее, когда появляется благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. Непрерывный подъем на позиции превосходства часто сопряжен с тяжелым трудом, постоянным самосовершенствованием и верностью принципам.

Однажды во время моего пребывания главой Белого дома я пригласил к себе помощника — необычайно компетентного работника и прекрасного человека — и предложил ему более ответственную и высокооплачиваемую должность. Я объяснил, что он будет относительно независим в своей работе и нести полную ответственность за принятые им решения. Он задумался на минуту, а потом ответил: «Нет, я не справлюсь. Я привык быть на вторых ролях — и мне кажется, что это у меня хорошо получается, — но я не руководитель. Я не подхожу для такой работы, и я не хочу ее».

Такой ответ удивил меня, но я оценил честность этого человека. Более того, мир нуждается в тех, кто трудится на вторых, третьих, четвертых ролях, — причем каждый из них на своем уровне может быть превосходным работником.

Однако я советую любому молодому человеку, имеющему амбиции, не спешить делать вывод об отсутствии у него качеств лидера. Мне часто приходилось видеть, как человек, сомневавшийся в своих способностях, оказывался на высоте положения и проявлял высокую эффективность, когда ему выпадал шанс.

Дуайт Д. Эйзенхауэр

Чем глубже вы исследуете свою жизнь (так, как ученые исследуют природу), тем меньшая доля в вашей карьере остается на волю случая или удачи — если вы будете бескомпромиссно честными с собой. Одна из зрительниц, наблюдавших за соревнованиями по гольфу, сказала знаменитому игроку: «Какой удачный удар». Игрок повернулся к ней и ответил: «Мадам, чем больше я тренируюсь, тем удачнее становятся мои удары». Если вы упорно трудитесь над стоящей перед вами задачей — в данном случае лидерством. — благоприятные возможности будут притягиваться к вам как к магниту. Вашим девизом должен стать призыв: «Будь готов!» Когда Луи Пастера поздравляли со сделанным им случайным открытием, он ответил: «Удача благоволит к подготовленному уму». Поэтому секрет заключается в следующем: нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и крупные обязательно найдут дорогу к вам.

Вашу реакцию на высокий руководящий пост невозможно предсказать, пока вы не окажетесь в этой должности. Вы можете опустить ее до уровня своей некомпетентности или самим подняться до ее высот. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию. В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства.

Кит в университете получил образование инженера-механика и начал работать в авиационной промышленности. Через несколько лет он обнаружил, что его интерес к людям — неменьший, чем к механизмам, — привел его на руководящие должности. Идея лидерства как основы управления не давала ему покоя. Он говорил, что «распоряжения получают люди, проекты выполняют люди, продукция выпускается машинами, которыми управляют люди, а предприятие строится и комплектуется людьми; другими словами, люди являются самым главным ресурсом в процессе создания материальных ценностей». В 35 лет после обучения и самостоятельных занятий он стал начальником производства — эта должность прежде для него являлась пределом мечтаний. Однако вскоре Кит понял, что ему нравится руководить, и после долгих размышлений принял предложение занять пост управляющего одним из канадских подразделений компании, занимавшимся выпуском авиационного оборудования. В настоящее время он поставил себе цель: к 45 годам занять пост руководителя крупного акционерного общества.

Ваша готовность посвятить то, что Пастер называл «терпеливыми исследованиями и последовательными усилиями», развитию своего потенциала лидерства в первую очередь зависит от вашей способности поддерживать огонь желания добиться успеха в области лидерства. Без высокой степени мотивации вы отступитесь при появлении первых же трудностей. Моцарт испытывал страстное желание сочинять и играть музыку, потому что был гениален в этой области. Если вы чувствуете, что лидерство является вашим призванием, вы должны развивать свой дар. В противном случае вы будете несчастны. Однако отчасти лидерство является следствием вашей приверженности идее. «Мне нужен такой капитан в красном мундире, — говорил Кромвель, — который знает, за что он сражается, и который любит то, что он знает». Ваша мотивация стать лидером может быть усилена, если вы найдете область деятельности, которая представляется вам интересной, сложной и полезной. Тогда вы проявите заражающую других приверженность своему делу.

Если вы достаточно хорошо мотивированы для лидерства и разработали программу самосовершенствования (которая может включать в себя помощь внешних обучающих консультантов), то для подготовки к поджидающим вас благоприятным возможностям необходимо заранее обдумать еще одну возможность — возможность неудачи. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачей, поскольку большой успех невозможен без готовности работать на грани провала. Воспользовавшись моделью трех кругов, необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала — как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или организацию.

Успех человека складывается из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед… Мне говорили, что хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот — человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.
Эмерсон

Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент одной американской компании: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

Основные элементы самостоятельного развития лидерства:

1) знание принципов;

2) максимум практики;

3) обучение посредством обратной связи.

ЛИДЕРСТВО КАК УДОВОЛЬСТВИЕ

Моя обязанность руководителя — управлять так, чтобы удовлетворить потребности дела, а также моих коллег и мои собственные. При этом я обязана следить, что мои подчиненные имеют возможность получать удовлетворение и радость от своей работы. Совершенно верно — радость. Трудные задачи обычно не предполагают удовольствия и радости, но когда работа не приносит радости, нужно серьезно задуматься, способны ли вы справиться с ней. Сегодня от руководителя также требуется чувство юмора.

Наибольшее удовлетворение от руководства коллективом я получала в тех случаях, когда задача была действительно трудной, но я чувствовала серьезную поддержку и энтузиазм своих сотрудников. Я убеждена, что усилия, которые прилагал каждый член коллектива для достижения общей цели, далеко выходили за рамки того, что требовала сама задача. И это очень приятно. Попытка оценить эти усилия похожа на стремление угадать, поправится ли больной после воспаления легких, если не будет принимать неприятных на вкус лекарств. Больной никогда об этом не узнает, но он счастлив, что выжил. Создание такой рабочей атмосферы, которая приносит удовлетворение работникам, само по себе может являться целью. Это не значит, что людям должно быть легко, но атмосфера обязана способствовать получению удовлетворенности от работы.

Не нужно быть гением, чтобы понять, что сначала требуется произвести продукт, а уже потом распределять его. Однако люди, не имеющие отношения к производству, не всегда понимают, что именно этот неоспоримый факт заставляет многих руководителей стремиться внести свой вклад в успех компании, и отрицают, что любая успешная компания должна быть в первую очередь прибыльной. Именно сочетание энтузиазма, желания достичь поставленной цели, стремления задействовать все ресурсы и способности воодушевить других является признаком успешного лидера.

Многие руководители согласятся со мной, что истинное лидерство — это не власть; это законное право человека вести за собой людей посредством примера и самодисциплины. Большинство из нас по меньшей мере замечают проявления такого лидерства, восхищаются ими и отвечают на них.

Энн Мэнсел

В приведенной выше цитате Энн Мэнсел следует отметить одну важную мысль: лидерство должно приносить радость и удовлетворение. Если вы будете смотреть на лидерство под этим углом, вам захочется совершенствоваться в нем.

Когда речь заходит об усилении желания, помните, что сила воли следует за воображением. Школьники мечтают стать знаменитыми: они представляют себя исследователями неизвестных земель или изобретателями. Целеустремленные мечты — это подготовка к будущему. Если вы хотите усилить свою мотивацию, включите воображение. Представьте себе, каким вы хотите стать и как действовать. Не отступайте, если на первых порах ваша мотивация не очень сильна. До определенной степени вы сможете исправить положение, особенно когда лучше узнаете, что эффективнее всего высвобождает вашу энергию.

Упражнение 14

Вы уверены, что не ошиблись в выборе области проявления лидерства?

Как вы оцените степень своей мотивации или желания развивать свои способности лидера?

Бушующий огонь

Теплое пламя

Тлеющие угли

Погасший огонь

Можете ли вы представить себя в должности высшего руководителя? Однажды кто-то назвал гольф «игрой для скромных». Еще в большей степени это относится к лидерству. Здесь вы сражаетесь преимущественно с самим собой.

Если вы усиленно подкармливаете свои сильные стороны и держите впроголодь слабости, если вы придерживаетесь принципов лидерства, то ваша эффективность как лидера значительно повысится, однако вам предстоит еще многому научиться.

Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что овладели искусством планирования, контроля и оценки.

А как насчет лидерства в целом? Впереди маячит еще одна вершина — способность вдохновлять. Так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, вы начинаете понимать, что одних навыков и приемов недостаточно.

Эффективность в смысле безупречности практических действий может быть достигнута естественным путем, в борьбе за существование. Однако существует нечто большее – высшая точка, легкое, но безошибочное прикосновение любви и гордости, выходящее за рамки простого умения; нечто приближающее к вдохновению, которое придает всей работе законченности, граничащую с искусством. Это и есть искусство.
Джозеф Конрад

Если эта книга достигла поставленной цели, то вы получите некоторое представление о том, что такое это «легкое, но безошибочное прикосновение любви» в контексте лидерства.

Упражнение 15

Самосовершенствование

Выберите из приведенного ниже списка три цели для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства на следующие пять лет:

1. Пройти по меньшей мере два курса обучения в области «человеческих отношений в бизнесе», например ораторскому искусству, коммуникации, лидерству, навыкам проведения интервью, принятия решений или творческого мышления.

2. Побеседовать — официально или неофициально — с пятью признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Из этих пяти лидеров не более трех человек должны работать в вашей отрасли или профессии.

3. Расспросить десять человек в вашем коллективе или организации, что они больше всего ценят в поведении своего лидера и что меньше всего. Записать их ответы.

4. Прочесть в течение каждого года не менее одной стимулирующей книги по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на основе каждой из них.

5. Ответить в течение трех следующих месяцев на вопросы:

 Каковы мои цели с точки зрения карьеры?

 Какой жизненной цели они служат?

 Какое значение я придаю достижению этих целей?

 Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?

 На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?

 Как я могу улучшить эффективность своей работы?

 Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал лидера. Познакомиться с программой организации по развитию ваших лидерских качеств на данный период и оценить ее. (Внимание: вам может потребоваться больше смелости, чем у вас есть в данное время, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

7. Разработать план на случай непредвиденных обстоятельств — если организация не предоставит вам реальной возможности проявить себя как лидера в течение следующих пяти лет.

8. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерства или если она не использует все ваши способности, выберите другую область деятельности (общественная работа, местные органы власти, церковь, политика), в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

9. Предложите добровольно и бесплатно выполнить оценку лидерства в какой-либо местной организации (например, благотворительной), где дела идут не очень хорошо. Для диагностирования недостатков используйте модель трех кругов. Предложите программу действий — включая обучение лидерству — и осуществите ее.

10. «Знание — сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель, но и не более трех месяцев), которая углубит и расширит ваши знания об управлении в целом — финансами, маркетингом, производством и кадрами. Разработайте план, как убедить компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

Какие три цели вы выбрали?

 Цель №

 Время завершения

 _________________

 ________________

 _________________

 ________________

 _________________

 ________________

Заключение

Ваша программа самостоятельного развития лидерства должна отражать страстное желание и твердое намерение максимально использовать свои таланты. Она должна быть сфокусирована на практических шагах. Если вы будете действовать правильно, то станете лидером.

Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Не ждите, пока появится нужное отношение, — на это могут потребоваться годы. Действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, — опираясь на пример реальных лидеров, — тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему развитию. Теория и практика, успех и неудача, друг и враг — все это тем или иным способом будет помогать вам.

Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот в своей карьере. Хорошей новостью можно считать то, что лидерство неисчерпаемо. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства.

Самое главное — непрерывно двигаться вверх по дороге лидерства, оставляя позади неудачи и разочарования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА

Составили ли вы к настоящему моменту программу действий, которая включала бы в себя:

Краткосрочный план (завтрашний день— 12 месяцев)

 

Среднесрочный план (1 —3 года)

 

Долгосрочный план (4—10 лет)

Да

Нет

Внесли ли вы в свой ежедневник даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

Да

Нет

Можете ли вы обсудить свои планы с кем-нибудь из коллег или не связанных с вашей работой людей и сделать вывод, что они:

слишком честолюбивые

 

слишком скромные

 

слишком туманные

 

слишком нереалистичные

 

 

Да

 

Да

 

Да

 

Да

 

 

Нет

 

Нет

 

Нет

 

Нет

Какова, по вашему мнению, ключевая фраза всей книги? Запишите ее.

Да

Нет

Готовы ли вы через шесть месяцев еще раз прочесть эту фразу и оценить,  оказала ли она влияние на ваше лидерство?

Да

Нет

Вы выбрали три цели из упражнения «Самосовершенствование» и включили их в свою программу?

Да

Нет

Выберите еще три цели на ближайший год — те, что не присутствуют в программе. Вы можете это сделать?

Да

Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение 1

Расположите следующие качества в порядке наибольшей ценности для руководителей высшего звена.

  1. Способность принимать решение
  2. Лидерство
  3. Честность
  4. Энтузиазм
  5. Воображение
  6. Готовность упорно трудиться
  7. Аналитические способности
  8. Понимание других людей
  9. Способность находить благоприятные возможности
  10. Способность справляться с неприятными ситуациями
  11. Способность быстро приспосабливаться к переменам
  12. Готовность идти на риск
  13. Предприимчивость
  14. Способность ясно и понятно говорить
  15. Проницательность
  16. Способность к эффективному администрированию
  17. Непредвзятость
  18. Целеустремленность
  19. Готовность к сверхурочной работе
  20. Честолюбие
  21. Настойчивость
  22. Способность ясно излагать свои мысли на бумаге
  23. Любознательность
  24. Математические способности
  25. Абстрактное мышление

Упражнение 2

1. Быстро развивающиеся компании, сталкивающиеся с проблемами, вызванными быстрыми переменами, с высокой или передовой технологией, и относительно небольшого размера.

2.

1) Полезный и безопасный продукт

2) Поощрение обучения персонала, стремящегося приобрести новые знания и навыки.

3) Консультация с людьми и привлечение их к принятию решений посредством ясной и откровенной коммуникации.

4) Назначенные лидеры, которые отличаются оптимизмом, бодростью и энтузиазмом.

5) Формирование позитивного климата или стиля, который поощряет руководителя стараться изо всех сил.

3. Нет? Сначала я тоже так думал. Но если поразмыслить над этим вопросом еще раз после прочтения всей книги, то вы увидите, что основные принципы лидерства могут быть применены к любой организации, правда, различными способами и в различной степени. Поэтому не торопитесь давать ответ на этот вопрос.



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 169