УПП

Цитата момента



— Я тебя люблю.
— Хорошо, а теперь то же самое, но своими словами.
© bormor

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: «А вот и я!», и те, кто произносит: «А вот и ты!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Как добиться успеха в деньгах.

Позвольте сказать, что 20% студентов окончивших высшую школу и разбирающихся в денежных вопросах, вполне довольны своим финансовым положением. Без сомнения это значительное достижение и некоторые могут сказать, что это хороший процент успеха. Но как же можно считать хорошим такое положение, если 80% продолжают испытывать смущение в вопросах, касающихся денег и продолжают влачить бессмысленное существование.

Наиболее серьезные последствия игнорирования темы денег при школьном обучении чаще всего начинают проявляться лет через 20 после окончания школы. Тогда большинство начинает замечать, что их карьера приостанавливается, а мечты не сбылись и не сбываются. Напряжение, разочарование и раздражение продолжают накапливаться по мере приближения к пенсии. Для многих людей, особенно для совсем юных, пенсия представляется кошмаром, а не мечтой, потому что они просто никогда не слышали базовых денежных принципов.

Существуют ли печальные факты, подтверждающие мои худшие опасения по поводу того, как невежество в области денег отражается на нашем финансовом будущем? К сожалению, да. В соответствии с данными Американского Департамента Здоровья и Социального обслуживания, только четверо из 100 американцев достигают финансовой независимости.

Более того, из 100 человек, которые начали свою карьеру, к 65 летнему возрасту 25% умирает, 20% имеют доход ниже прожиточного уровня и 51% имеет доход выше прожиточного уровня, но не превышающий 35 тысяч годовых. Из тех, кто составляет этот 51% большинство может быть описано как:

а) страдающих финансово, но стесняющихся попросить помощи;

б) получающих помощь в семье;

с) зависящих от разного рода правительственной поддержки.

Эта схема описывает в основном конец 80х - начало 90х годов. Можете сами себе представить, какая картина предстанет, когда мы будем приближаться в своем анализе к концу 90х годов. Все это иллюстрирует насколько неподготовленными финансово мы приходим в жизнь.

Что же мы могли бы предпринять для того, чтобы критериями оценки успеха образовательной системы стали не степени и отметки, а жизненная польза, которую эта система способна принести.

Принципы получения денег удивительно просты. Вы не обязаны быть интеллигентным или хорошо образованным, чтобы быть богатым. И доказательства этого не требуются. Многие из вас знают хотя бы одного богатого человека, который и не образован и не умен. Вообще, судя по числу бедных профессоров и академиков, высшее образование должно быть на самом деле препятствием к финансовому успеху.

Я многое узнал о деньгах за эти годы, и я не сомневаюсь в том, что финансовый успех требует очень мало знаний. Если вы закончили II ступень обучения, у вас достаточно образования, чтобы стать миллионером. По-настоящему богатые люди - не тет кто добился богатства, занимая или манипулируя другими - это те, кто придерживался строго определенных принципов.

Описание базовых принципов, по которым работает механизм денег, не входит в задачу этой книги. Но для тех, кто хочет обладать этим искусством, я бы очень порекомендовал книгу Джорджа Клэйсона. "Самый богатый человек в Вавилоне". Это чудесное пособие для начала. А пока можете мне поверить, что те вещи, которые вам нужно освоить для того, чтобы стать миллионером, не сложнее правил Монополии. Вы, конечно, можете спросить, если принципы действительно столь просты, почему же в таком случае их не преподают в школе? Вот четыре возможных объяснения.

Возможное объяснение

Если бы все знали принципы денег, образованию пришлось бы отказаться от своей самой большой лжи - нужно ходить в школу, чтобы иметь успех. Эта ложь могла бы быть самой удачной в истории рекламы. Люди продолжают верить в нее, несмотря на избыток свидетельства об обратном действии. Никто еще не доказал, что существует прямая связь между формальным образованием и успехом. Как раз наоборот.

Огромное число преуспевающих людей были посредственностями в школе. Абрахам Линкольн имел менее года формального образования. Гарри Трумен никогда не посещал колледж. Джордж Бернард Шоу, обладатель Нобелевской премии по литературе, покинул школу в возрасте шестнадцати лет, как и премьер-министр Англии Джон Мэйджер.

Я получил степень по окончанию колледжа, но мои финансовые успехи никак с этим не связаны. В действительности, многое из того, что я выучил, начиная со второй ступени школьного обучения, было мною пересмотрено прежде, чем я достиг того успеха, которым я наслаждаюсь сегодня.

II Возможное объяснение

Если бы люди знали принципы действия денег, школы не смогли бы больше использовать тактику страха как мотивацию к учебе и вызубриванию ненужных, скучных предметов.

III Возможное объяснение

Бизнес мира потерял бы свой дешевый труд. Если бы все понимали, как обращаться с деньгами, они бы легко сделали все, что хотели, или все, что им нужно без того, чтобы становиться работниками. Не было бы больше рабов зарплаты, и компании, которые еще зависели от них, должны были бы закрыть свои двери.

IV Возможное объяснение

Система образования просто не знает о принципах действия денег.

Могу ли я это доказать. Я и есть само доказательство. Я - профессиональный учитель. Мой бизнес - образование. Я мог бы спокойно отправиться на пенсию в возрасте 43 лет исключительно благодаря моей учительской зарплате. Да, я не слонялся без дела, разъезжая в круизы или посещая пригородные клубы. Почему? Потому что я люблю то, что я делаю и я никогда это не брошу. Я ненавижу скуку. Только благодаря знанию принципов бизнеса и денег, будучи учителем, я часто в неделю зарабатывал больше многих учителей, зарабатывающих столько же за три года.

Бедность - истинная причина многих зол

Вы только представьте себе, каким бы чудесным мог стать мир, если бы каждый понимал принципы работы денег, если бы не было больше ни смущения, ни ненависти вокруг них. Стало бы меньше преступлений, как уличных, так и преступлений в среде бизнеса и правительства. Все виды преступлений уменьшают благополучие каждого из нас, без сомнения способствуя появлению отчаявшихся людей, опускающихся на самое дно и становящихся в свою очередь способными на преступления. Мы строим все больше тюрем на деньги налогов. Тюрьмы - массовые поставщики новых преступников, и их также вполне можно было бы рассматривать как "начальную школу" преступления. 70% заключенных, содержащихся в федеральных тюрьмах, выйдя на свободу, снова совершают преступления и снова возвращаются в тюрьму на повторный срок. Были ли они успешны в своих финансовых делах? Недавние исследования, проводившиеся в этой области, показали, что средний уровень заработка криминального населения составляется одну треть от низшего нищенского уровня бедного населения страны. Может ли стать возможной ситуация, при которой мы обнаружим лишь несколько преступников в тюрьмах, значительно меньшее количество преступлений и жадности в бизнесе и правительстве, если начнем обучать своих детей принципам работы денег.

Кто руководит в курятнике?

До недавнего времени образование, касающиеся денег, было личным делом каждого. Единственные организации, занимающиеся обучением населения кредитам и сбережениям - это банки и различные финансовые институты. Но если мы посмотрим на отчеты этих банков, становится очевидным, что этим учителям самим еще нужно многому научиться перед тем, как давать советы людям. Разрешение банкам обучать массы кредитам похоже на разрешение лисице охранять курятник.

Если мы избавимся от предрассудков о том, что деньги - олицетворение зла и грязи и начнем обучать детей в соответствии с их точным назначением, в последующие 30 лет мы получим нацию, значительно более защищенную финансово, более толковое правительство и бизнес, всего несколько людей, зависимых от правительственных дотаций и более сильную национальную экономику.

Давайте не будем забывать, что первейшей задачей народного образования является обучение людей базовым навыкам успешного функционирования в обществе. Если это осуществлять не удается, значит что-то существенно не так с системой.

С чего же начать перестройку общества так, чтобы наши мечты о счастье и богатстве реализовались? Ответ очень прост. Мы должны начать с пересмотра вопроса денег не как источника всех зол, а как базового инструмента, принцип действия которого должен быть понят каждым студентом. Держать молодое поколение в невежестве в вопросах денег в современном обществе равноценно отсутствию навыков возделывания почвы, посадки и сбора урожая в аграрном обществе.

Эта простая коррекция базового восприятия денег способна произвести чудеса. Не то, чтобы наша ответственность на этом закончилась - далеко не так! Но изменив свое восприятие таким образом, мы откроем двери в целый мир новых возможностей, мир, не разделенный больше на имеющих и не имеющих. Мы не можем назвать наше общество ответственным до тех пор, пока честно не признаемся, что делаем все возможное, чтобы обучить и растолковать всем принципы денег. Такое обучение начнется с осознания того, что истинное зло не в деньгах, а в незнании принципов их работы.

8. ЧТО ЕСТЬ ФИНАНСОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ?

Деньги сеют деньги, и первая гинея достаточно тяжелее, чем второй миллион.

Джин Джекис Рузиа (1754)

Что есть защищенность?

Высокооплачиваемая работа? (Достаточно денег, чтобы полностью удовлетворить ваши желания и потребности).

Работа на правительство? (Возможно вас никогда не уволят).

Работа на большую корпорацию? (Высокие доходы и много свободных кабинетов для продвижения по службе).

Деньги в банке? (Приятно иметь сбережения на случай, если что-нибудь пойдет не так).

Инвестиции в акции и облигации (Сверхприбыль без сверхурочных).

Пенсионный план? (Чудесно заглянуть вперед, в тот день, когда больше не нужно будет работать).

Медицинское страхование и страхование жизни? (Если вы заболеете или получите травму, ни у вас, ни у ваших близких не будет причин для финансового беспокойства).

Работа на маленькую компанию? (Где все друг друга знают, и вы трудитесь сообща, поддерживая друг друга).

Работа на себя? (Больше контроля за собственной финансовой жизнью).

Брак с кем-нибудь богатым? (У вас больше никогда не будет болеть собственная голова из-за необходимости делать деньги).

Наличие ружья в вашем доме? (Полицейский департамент так перегружен, самооборона становится жизненно необходимой).

Владение недвижимостью? (Ваше право на собственность свидетельствует о том, что вы никогда это не потеряете).

Охранная система против взломщиков? (Вам надо защитить то, что вы имеете).

Все это традиционные вещи, которые помогают людям чувствовать себя более защищенными. Проблема в том, что ни одна из них не дает железной гарантии. То, что надежно сегодня, может рухнуть завтра. А что тогда гарантированность, если не иллюзия? В безнадежности люди обращаются ко всем вышеперечисленным источникам защищенности, не зная, что еще предпринять. И в конце концов, со временем, пойманные на крючок тем или иным атрибутам надежности, прекращают поиски реальных гарантий.

"Готовим к высокооплачиваемой работе и защищенному будущему? - громогласно заявляет коммерческое радио, приглашая поступать в медико-технические школы. Разъезжая в карете вдоль улиц Сан-Франциско в предобеденные часы, мое воображение рисовало улицы, заполненные толпами мужчин и женщин в черных костюмах, расталкивающих всюду снующих нищих. "Я удивлялся, кто чувствует себя в большой безопасности - эти нищие или славные бойцы корпоративного фронта. Всматриваясь в их лица, работающих и неработающих, было трудно найти среди них хотя бы одного, кто бы выглядел защищенным. Каждый выглядел по крайней мере немного испуганным.

Шел 1981 год, и я, как никто, ощущал на себе груз полнейшей незащищенности. Я потерял вес, подверг риску собственность своего отца и находился в стадии полуобморочного откапывания себя из глубокой финансовой пропасти, предпринимая отчаянные попытки спасти тонущую компанию.

Только одну вещь я четко осознавал, приходя в чувство после обрушившегося на меня удара. И эта вещь заключалась в том, что я не знаю ни одного ответа. Я решил учиться на собственных ошибках. Я всегда претендовал на то, что все знаю, и вот теперь мне предстояло открыть чего же я не знаю.

Я поклялся овладеть искусством бизнеса. Я понимал, что если я им овладею, я более не буду рабом работы и стабильности в экономике. Если я действительно хороший бизнесмен, я смогу делать деньги из чего-нибудь. И если я смогу из чего-нибудь делать деньги, я смогу удовлетворить свое сердце, свою душу и свой дух. Если я действительно хороший бизнесмен, я смогу сделать свой уникальный вклад в этот мир. Это будет величайшим из всех удовольствий.

Это было довольно суровое решение - предпринять обучение вместо того, чтобы делать доллары, как делало большинство моих друзей в эти шумные 80е. И я обнаружил, что на этом тяжелом поворотном пути моей жизни, я должен вложить всю свою энергию не в зарабатывание, а в обучение. На какой-то миг я осознал свой высочайший приоритет, гораздо более важный, чем деньги. Даже если у меня будет значительно меньше денег, чем у моих друзей в течение первых нескольких лет, мое истинное богатство (знание) будет неуклонно увеличиваться, и так будет происходить до конца моей жизни.

Пока я подрастал, я выучивал все об инвестициях. Я узнал, как делать деньги из денег. Когда моя мама советовала мне усердно учиться с тем, чтобы получить хорошую работу, я не слушал ее. Я был уверен в том, что все это уже знаю. Я разбогатею через инвестиции. Как бы то ни было, инвестиции не сделали меня продуктивным многообещающим членом общества. К 1977 году я чувствовал себя некомпетентным и нереализовавшимся. Тогда я решил стать бизнесменом и принялся строить бизнес. Вначале все было замечательно, но потом я прогорел. Было бы легко сказать, что я потерпел крах из-за обмана моего партнера, который просто сбежал со всеми деньгами. Но не в этом была истинная причина. Я потерпел неудачу, потому что я продолжал действовать так, как будто знал все ответы. Какие бы внешние факты не способствовали моему падению, в глубине души я знал, что потерял свои деньги потому, что не хотел признать для себя необходимым знать о бизнесе больше. Мое высокомерие стоило мне очень дорого.

После того, как я потерял свою компанию, мне сделали несколько выгодных предложений по работе. Я рассмотрел их очень внимательно. Хотя деньги были предложены хорошие, учитывая мои проблемы с банками и кредиторами, я все же отклонил каждое из предложений. Вместо этого я продолжал свое образование, вложив все, что можно в обучение тому, как стать совершенным бизнесменом.

Но это еще не все, чему я учился. Часть моего открытия состояла в том, что для того, чтобы быть хорошим бизнесменом, я собирался стать человеком более открытым и добрым. После четырех лет в морской академии и шести лет в Морском Офицерском Корпусе я стал довольно суровым. Я обращался с людьми своей компании так, как если бы они были бойцами военного подразделения. Я вел себя отчужденно не только со своими партнерами, но и с моей женой, которая покинула меня.

К 1984 году я стал немного более цивилизованным в обоих моих бизнесах и в личной жизни. Тогда я встретил свою жену Ким, на которой я женился в 1986 году. В 1987 году мы праздновали самое важное финансовое событие в нашей жизни с тех пор, как я потерял компанию. Наконец-то график моего успеха достиг нулевой отметки. Мы дико радовались. Это была новая веха. Вы можете спросить, почему мы праздновали появление нулевого показания? Потому что в течение нескольких лет мы наблюдали показания гораздо ниже нулевого уровня, и ноль на этом фоне выглядел достаточно оптимистично. Наконец-то мое имущество равнялось тому, чем я владел.

Пять лет спустя, изучив фундаментальные принципы бизнеса и освоив их на практике, мы с Ким при желании уже могли отойти от дел. Наша основная причина того, что мы не бросили дела, заключалась в том, что от работы ради зарабатывания денег мы эволюционировали к работе, которая доставляла удовольствие. Деньги продолжали литься рекой, это правда. Но теперь мы имели бесценную роскошь наблюдать свою работу как вклад в развитие общества.

Мое определение надежности радикально изменилось с того дня, как я впервые размечтался о собственном бизнесе. Сегодня надежность означает:

1. Работать, когда я хочу, где я хочу и с кем я хочу.

2. Знать, как наслаждаться процветанием независимо от прибыли.

3. Быть готовым все потерять и знать, что когда я все верну, я стану мудрее.

4. Не работать над тем, что тебе не нравится.

5. Не проводить несколько часов в неделю в транспортных пробках.

6. Достигать всего, чего я хочу, не причиняя вреда себе, моей семье, окружающей среде или кому-либо еще.

7. Способность увеличивать или уменьшать мой доход по желанию.

8. Свободу от любых денежных волнений.

9. Свободу жить там, где я выберу.

10. Путешествовать и наслаждаться временным отдыхом.

Когда я думаю о концепции надежности в нашем обществе, я всегда вспоминаю об одной истории, которая произошла, когда я был пилотом во Вьетнаме. Во время военной миссии каждый пилот, "в целях личной безопасности" был снабжен пуленепробиваемым жилетом или "пулеотскакивателем", как мы его называли.

Однажды я наблюдал, что случилось с пилотом, в бронежилет которого попала крупнокалиберная пуля. Она не отскочила. Наобоpoт, когда она пробила жилет, он сработал как есть, поймав пулю, и направив ее импульс на обширную территорию полностью пробив внутренности пилота. Что за надежность? - подумал я. На следующий день, когда я готовился к своей миссии в особенно горячей зоне, я определился с этим жилетом, понимая, что он нужен лишь для обеспечения чувства личной безопасности. Что еще хуже, он сдерживал движения моих рук, ухудшая мою способность летать. Я знал в тот день, что моей единственной надежностью были знания - то, что я знаю о боях и полетах - знания, которые я приобрел долгими часами пыток и провалов, ошибок, их исправлениями и обучением на них. В тот день я выбросил жилет и никогда его больше не надевал.

Безопасность в реальном мире здорово напоминает тот жилет. Наша безопасность должна проистекать от доверия себе самому, а не со стороны внешних факторов таких, как пуленепробиваемые жилеты современной жизни - различные степени, работающие на компании, которые предлагают высокие прибыли или даже работу на правительство, откуда никого не увольняют. Каждый раз я рискую, совершаю ошибки, изучаю, что пошло не так и исправляю это. Моя безопасность растет потому, что мое богатство (знания) постоянно увеличивается.

Безопасность будет всегда ускользать от тех, кто придерживается школьных правил - быть хорошим, делать, как говорят, не совершать ошибок и т.д. Эти все правила не просто останавливают процесс обучения и личностного развития. В сегодняшнем, быстро меняющемся мире, истинная безопасность может быть найдена только самостоятельно в обмен на наше знание о том, что мы еще не знаем, и что может потребовать от вас новая ситуация.

Большинство из нас озабочено идеей безопасности, так как чувствует себя несчастным на работе день за днем и год за годом. Истина в том, что чувство неудовлетворенности только увеличивает ощущение опасности. Мы начинаем думать, что у нас нет другого выхода кроме, как продать душу дьяволу в обмен на безопасность. Когда мы обрекаем себя на жизнь подобного рода, тяжело видеть, как мы жертвуем собой каждый момент, каждый день ради ложного чувства безопасности, обеспеченного "пуленепробиваемым жилетом", который в действительности не работает.

Каждый из нас одинок в создании собственных иллюзий собственной безопасности. Наше общество, начиная с первых школьных лет, навязывает нам убеждения, что если мы будем носить "пулеотскакиватель", все будет хорошо. К тому времени, как мы подрастаем, мы перестаем сомневаться в этом убеждении даже тогда, когда становимся свидетелями несрабатывания защитных устройств. И даже если их ношение сковывает наши уважения, мы продолжаем цепляться за них.

Наша социальная система создает боязливых профессиональных тунеядцев, которые верят, что их жизненную безопасность сможет обеспечить хорошая работа с устойчивым уровнем дохода. Показателен пример северо-западных Штатов в этой связи. В течение долгого времени оставаясь зависимой от такого простого продукта как лес, их индустрия позднее стала подвергаться нападкам движения за охрану окружающей среды, автоматики и экспорта. То, что однажды произошло с индустрией с достаточно высокой степенью надежности, сейчас происходит повсеместно. Люди, однажды поверившие в то, что у них есть работа на всю жизнь, вдруг обнаруживают себя вынужденными начать все с самых основ новой индустрии, в которой у них слишком маленький опыт, либо он полностью отсутствует.

Если бы они были универсальными, думающими о своем будущем, они могли бы подготовить себя к переменам. Перемены всегда несут новые возможности. Хотя эти возможности не сразу становятся очевидными. Часто они должны быть созданы в перспективе, для чего могут потребоваться навыки универсала. Но до тех пор, пока мы не научимся, обучаясь, задавать вопросы, мы не сможем стать ничем более роботов, тотально зависимых от других, способных обеспечить нас рабочим местом и зарплатой в конце недели.

Но давайте не будет останавливаться на северо-западе. Такой же сценарий индустрии распространен повсеместно. Это происходит в автоиндустрии, металлургии и дюжине других отраслей, которые в течение двух-трех поколений поддерживают города мира. Изменения происходят так быстро, требуя внедрения столь же быстроменяющихся технологий, что само понятие гарантированной работы становится устаревшим, становится некоим умирающим динозавром. Вот почему каждый должен быть во-первых, универсалом, а во-вторых специалистом.

Статус универсала позволяет человеку извлекать выгоду из позиции постоянных перемен вместо поражения или борьбы за каждый дюйм пути.

Универсал обладает навыком построения нового стиля жизни, создания альтернатив со-зависимым отношениям с компаниями, которые предполагают ложную безопасность и упорно противостоят переменам. Такая личная цель заслуживает борьбы, тем более, что она хорошо оплачивается.

Поверьте мне, я знаю, что такое все потерять и быть как последний нищий на улице - или даже хуже, нищий, с долгами значительно превышающими сумму, которую большинство людей не заработает за всю жизнь. Я знаю, что такое быть погребенным под долгами и просыпаться среди ночи с мыслью о том, смогу ли я когда-либо отыскать выход.

Это ужасное искушение - просто успокоиться на время, как делает большинство людей. Но часто именно перед лицом подобных катастроф нашей жизни начинается наше истинное образование. Часто только достигнув дна, больно об него ударившись, мы становимся способными честно взглянуть на свои ошибки и начать обучаться, впервые обучаться по-настоящему.

И вот тогда только тогда мы начинаем отыскивать тропинку к истинной безопасности, основанной на знании себя, своих способностей и недостатков на знании того, как создать для себя возможность, которыми нас не обеспечит мир или другие люди. И тогда мы обнаруживаем, что наш первый урок заключается в том, чтобы забыть все, чему нас до сих пор учили, и начать обучение как стать универсалом.

Cтолкновение с подобными трудностями в моей жизни обеспечило мне путь к безопасности и доходности, которых раньше я не мог себе даже представить и мечтать о них. И сегодня я могу честно сказать, что это самое простое и достойное решение, которое я когда-либо принимал. Хотя я не испытываю сожаления по поводу прошедших лет, я виноват в том, что произошло со мной, что мне пришлось пережить личностный кризис, который вовсе не был мне необходим и который бы не случился, если бы наша образовательная система обучала нас быть во-первых универсалами, а во-вторых специалистами.

Что означает быть универсалом? Это один из предметов, который будет исследован на протяжении всей книги. Есть пара наблюдений, которыми бы мне хотелось с вами поделиться прямо сейчас и которые нацелят нас на понимание этой концепции. К примеру, Джон Гарднер - основатель общего курса и бывший президент Общества Карнеги "За эффективное обучение" однажды написал: "Чего мы должны достичь, так это концепции постоянного саморазвития, трансформации, реализации своего потенциала, чтобы каждый стал достойной личностью".

Быть универсалом означает находиться в постоянном движении в поисках горизонта, который никогда не может быть достигнут. Кэвет Роберт писал в своей книге "Успех через человеческую империю и мотивацию", что подготовка к будущему более не означает подготовки к специфической работе. Мир меняется настолько быстро, что даже в специфических сферах таких, как медицина, право или экономика, человек должен быть готовым по крайней мере четыре раза за свою жизнь поменять профессию. Он утверждает: "Предъявляя требования к знаниям, мы должны осознавать, что подготовка - непрекращающийся и бесконечный процесс изменений. Он должен всегда двигаться, никогда не замирать. Обучение никогда не должно прекратиться для человека, который хочет добиться успеха.

Быть универсалом, таким образом, означает всегда оставаться открытым и готовым к переменам. Наша постоянная безостановочная подготовка себя встречается с постоянными и безостановочными переменами в мире, окружающем нас. Девиз универсала, который сегодня становится более важным, чем когда-либо ранее в истории, заключается в том, что успех - это путешествие, а не место назначения. Кроме всего прочего, универсал - это тот, кто никогда не перестает расти.



Страница сформирована за 0.86 сек
SQL запросов: 172