Глава седьмая
Как правило, на путь самосовершенствования и стремления к Истине человек становится не сразу. К нему выходят окольными тропками, поначалу даже не понимая, куда и зачем идут. Обычно всё начинается с желания улучшить свое материальное положение или повысить социальный статус. Осваивая механизм успеха, человек волей-неволей постигает основополагающие законы бытия и приобщается к высшим ценностям. Постепенно меркантильные интересы отступают на второй план, а жажда духовного развития затмевает все остальные стремления. Становятся актуальными вопросы о «смысле жизни», «Первопричине», «устройстве Мира» Собственно говоря, только с этого момента и начинается Человек. Не биологический вид Homo Sapiens, а Человек Сознающий, (или «Духовный»), – Homo Consciens.
Разумеется, подобная трансформация реализовывается не за одну жизнь. На все требуется время. Но чем более совершенным становится существо, тем быстрее начинает протекать его духовная эволюция. С каждой новой инкарнацией человек неумолимо приближается к моменту, когда на смену мелким своекорыстным притязаниям приходит желание разобраться в Себе и окружающей действительности. Однако нет ничего более ошибочного, чем мнение, будто духовное развитие, должно осуществляться вопреки материальному благополучию. Одно не только не отрицает другого но, скорее напротив, служит для него основанием. Во всем необходимо соблюдать принцип «Золотой Середины». А материальный достаток оказывается неизбежным следствием всестороннего, гармоничного развития личности. В этом и заключается секрет успеха.
Попытки целенаправленно воздействовать на объективную действительность начинаются с попыток воздействовать на окружающих нас людей. И это, разумеется, далеко не случайно. Ведь именно социальная среда является для человека первичной. С ней мы взаимодействуем прежде всего, в ней живем и развиваемся. Даже восприятие Природы и Космоса во многом обусловлено тем социумом, в котором мы функционируем. Изначально любой индивид является членом определенной социальной общности и только после этого для него открывается мир, отличный от социального.
Очень часто проблема воздействия на других людей, проблема манипулирования другими, упирается в то, что принято называть «этическими нормами». Имеет ли право один человек использовать для достижения своих целей другого? Как далеко он может зайти в этом? Не является ли это чем-то предосудительным, безнравственным?..
По своей сути история человечества является историей эксплуатации человека человеком. И, несмотря на то, что грубейшие ее формы, (такие как, например, рабство), уже давно отошли в прошлое, формы более изощренные сплошь и рядом применяются по сей день. Это и насаждение разного рода идеологий, это и обыкновенная реклама, и обилие всевозможных пособий о том, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Манипулировать нами стремятся все, кому ни лень: как государство, различные политические партии и финансовые структуры, так и отдельные личности, (сослуживец, знакомый, друг ).
Однако не стоит приходить в такой ужас. Смею вас заверить, что в стремлении манипулировать «ближним» нет ничего противоестественного, безнравственного или греховного. Нравственными или безнравственными могут быть признаны цели, на худой конец методы манипуляции, но никак не сам принцип. Это как с топором: можно рубить дрова, а можно головы. Но сам топор, (а равно и принцип рубки), это ни «хорошо», ни «плохо».
Существует Закон Бытия, согласно которому воздействие, оказываемое одним существом на другое, осуществляется по нисходящей. (Очередной аспект знаменитого «Что вверху – то и внизу!»). Это означает, что более продвинутая в эволюционном плане форма, вынуждена использовать, для собственного развития, формы менее совершенные. Больше того, подобная «эксплуатация» оказывается выгодной не только для «эксплуататора», но и для «эксплуатируемого». Чтобы развиваться, мы ВЫНУЖДЕНЫ(!) помогать развиваться другим
Невероятно, но, совершенствуясь в искусстве манипуляции, человек не только добивается определенных благ, но и способствует развитию того, кем манипулирует. При этом не важно, осознает он это, или нет.
Во второй главе мы вкратце касались принципов эволюционного развития. Так было сказано, что Вселенная есть единство Матери и Духа. И первое, и второе – два полюса одной и той же Субстанции. Периодически данные полюса стираются, и Вселенная обретает свойства однородной Первичной субстанции. Затем вновь происходит ее «разделение» на Материю и Дух. Вселенная наделяется свойствами Мировой субстанции. Мировая субстанция состоит из нескольких взаимопроникающих друг друга Планов, каждому из которых присущи свои пространственно-временные и субстанциальные свойства.
Было так же сказано, что Человеческий Дух (душа) является «частицей» Абсолютного Божественного Духа, и что кроме Человека во Вселенной существует множество других форм одухотворенных существ, как менее развитых, чем он, (минералы, растения, животные), так и стоящих на эволюционной лестнице выше него. В процессе развития Абсолютного Духа, Его «составные частицы» отделяются от Него и, облекаясь в различные формы материи, проходят цикл индивидуального развития. Существуют макро- и микроциклы развития Индивидуальных живых Душ. По завершении каждого макроцикла Мировая субстанция «перерождается» и обретает свойства субстанции Первичной, в которую и погружаются Индивидуальные живые Души.
А теперь кое-что добавим к уже изложенному. Субстанциальные Перерождения происходят в условные промежутки времени, независимо от того, пройдены ли отдельными Индивидуальными Душами той или иной Эволюционной Волны соответствующие макроциклы полностью или только частично. Индивидуальные Души, успевшие продвинуться в своем развитии за период данного макроцикла лишь частично, возобновляют свою «работу» после Перерождения Субстанции обратно в Мировую, с того момента, на котором эта «работа» была прервана. Такие души будут считаться отставшими, а их индивидуальное развитие с каждым «отставанием» будет все более замедляться и затрудняться. В итоге это может привести к отрыву Индивидуальной живой Души от своей Эволюционной Волны и присоединению ее к Волне следующей, более поздней.
Данная теория была весьма оригинально изложена в работах философов-эзотериков Ордена Розенкрейцеров. Макроциклы у них назывались «Периодами», а каждой Эволюционной Волне они давали определенное мифологическое имя. Схема эволюции проводится через пять Планов Мировой субстанции за семь Периодов Проявления, в течение которых Индивидуальные живые Души должны развиться сначала в Человека, а затем в Творца. Периодам даются следующие названия:
1. Период Сатурна
2. Период Солнца
3. Период Луны
4. Период Земли
5. Период Юпитера
6. Период Венеры
7. Период Вулкана
(Здесь следует сразу же оговориться, что перечисленные названия не имеют ничего общего с планетами Солнечной Системы).
Индивидуальные живые Души Эволюционной Волны, являющейся человечеством нынешнего Периода, (Периода Земли), названы «Девственными Духами». Человечество предыдущего Периода, (Периода Луны), получило название «Ангелы», Периода Солнца – «Архангелы», а периода Сатурна – «Повелители Разума». Несмотря на мифологическую оболочку, розенкрейцеровская концепция достаточно точно отражает реальное положение вещей. Именно поэтому, желая проиллюстрировать действие принципа «эволюционной эксплуатации» Низшего Высшим, я решил обратиться к ней. На мой взгляд, использование мифа делает пример более живым и эмоционально насыщенным.
Итак, согласно теории Розенкрейцеров, личный прогресс Индивидуальной живой Души зависит от того, «насколько развивающаяся сущность гибка, приспособляема и пластична, чтобы быть в состоянии примениться к новым условиям, или же она кристаллизована, неподвижна и неспособна к изменению. Приспособляемость – это качество, которое способствует прогрессу независимо от того, находится ли сущность на высокой или низкой ступени развития. Отсутствие этого качества является причиной отставания духа и регресса формы. Это относится как к прошлому, так и к настоящему, и к будущему, и, таким образом, разделение на годных и негодных («отставших», – А. Т.) происходит при посредстве точной и беспристрастной справедливости Закона Следствия («Кармы», – А. Т.)».
Отставшие были в каждой Эволюционной Волне каждого без исключения Периода. Сущности, отставшие в Лунный Период от Ангельской Эволюционной Волны, у Розенкрейцеров получили название «Духов Люцифера». В сознании обычного человека имя Люцифера ассоциируется с чем-то темным, дьявольским, с воплощением стопроцентного зла. Однако, как уже говорилось, объективно во Вселенной не существует ни «Зла», ни «Добра».
Духи Люцифера в Лунный Период продвинулись значительно дальше основной массы тех, кто составляет сейчас самую передовую часть нашего человечества. В то же время, они не смогли продвинуться так же далеко, как Ангелы. Таким образом, Люциферы оказались в роли «неприкаянных». От своей Эволюционной Волны они безнадежно отстали, а наше нынешнее человечество опередили настолько, что для них стало невозможным принять плотное физическое тело, как это сделали мы. И все же, для дальнейшего развития Духам Люцифера требовался такой внутренний орган, как физический мозг. Единственный путь, который они смогли найти для самовыражения, был использование физического мозга человека.
С точки зрения Розенкрейцеров, дальнейшие события развивались так. В то время, когда наши древние предки, — человекоподобные обезьяны, — еще мало чем отличались от животных, с ними вступили в контакт Духи Люцифера. Это они подтолкнули человека к дальнейшему развитию. Это благодаря им наши пращуры сумели выделиться из Царства Животных и обрести зачатки разума. А сделали они это вовсе не из любви к человеку или сентиментальности. Люциферы преследовали личную, глубоко корыстную(!) выгоду – обрести знание по мере обретения его человеком.
«Они принесли ему (человеку, – А. Т.) боль и страдания, которых до этого не было, но они так же принесли ему неоценимое наслаждение освобождения от внешнего влияния и руководства, тем самым устремив его по пути развития его собственных духовных сил – развития, которое, в конце концов, даст ему возможность построить себя с мудростью, подобной мудрости Ангелов и других Существ, которые руководили им до того, как он впервые проявил свободную волю »
Эта легенда великолепно, со свойственной мифу поэтикой, иллюстрирует каким образом мнимое «зло» превращается во вполне реальное «добро». Как стремление удовлетворить корыстные интересы может оказывать позитивное воздействие на обоих участников этого «действа». Примерно то же самое происходит и среди людей. Разве сумели бы мы постичь принципы гуманности, человеколюбия, не будь в свое время рабства? Разве возможно было перепрыгнуть через эту «позорную» ступеньку в истории человечества? Конечно же, нет!!. Точно так же осваивая искусство манипулирования другими, конкретная личность добивается тех или иных материальных благ, развивается духовно и, вместе с тем, оказывает положительное воздействие на развитие того, кем манипулирует.
Искусство воздействовать на людей имеет одну особенность. Управлять (манипулировать) другими людьми можно лишь сообразуясь с соответствующими Законами Мироздания. А законы эти таковы, что любая негативная, излишне эгоистическая мысль, а тем более поступок, имеют тенденцию к саморазрушению, тогда как мысли и поступки позитивного качества склонны к разрастанию и укреплению. Все эти свойства вытекают из специфической особенности Астрального Плана привлекать друг к другу подобные по качествам формы. Однако на разных полюсах Астрала эффект от такого «привлечения» оказывается диаметрально противоположным. В высших слоях Астрального Плана схожие по природе формы, притягиваясь друг к другу, объединяются. В низших же слоях подобные формы аннигилируют, распадаются. А именно низшие слои Астрала являются местом обитания всего негативного, злобного, эгоистичного
Таким образом, известное библейское изречение « давайте, и дастся вам» не пустой звук. Прежде, чем учиться манипулировать другими, следует научиться управлять собой, своими мыслями, желаниями и поступками. Безудержное стремление требовать, приводит к тому, что человек гораздо больше теряет, чем приобретает. Эгоизм, зависть, злоба — все это верный путь к тому, чтобы превратиться из манипулирующего в манипулируемое. Прав был Конфуций, смеявшийся над человеком, укорявшим соседа за снег на его крыше, когда у него самого был не метен порог. И нет ничего прискорбнее, чем слушать, к примеру, ругань супругов, каждый из которых обвиняет другого, считая его источником собственных бед.
Живя в панельном доме, я очень часто становлюсь невольным свидетелем подобных перебранок. В соседнюю с моей квартиру не так давно въехали молодожены. Не понимаю, что заставляет этих людей быть вместе. Каждый божий день у них начинается со скандала. Муж обвиняет жену в том, что она продолжает спать, когда он (ОН!!!) опаздывает на работу. Завтрак у нее не готов, чай не заварен, его(!) костюм до сих пор не выглажен На что жена отзывается вполне резонным: «я тебе не домработница!», «оставь меня в покое!», «тебе надо – ты и делай!» Все это перемежается отборнейшей бранью.
Вечером они продолжают выяснять отношения. Снова взаимные обвинения и упреки, снова скандал. Самое смешное, что каждый из них, на полном серьёзе, пытается убедить другого в своей правоте. Каждый требует, вместо того, чтобы спрашивать с себя. Понятно, что в итоге и он, и она остаются при своем мнении, а многочасовая перебранка не дает ничего, кроме головной боли и испорченных нервов. Глуп тот, кто позволяет другому садиться себе на шею. Верно! Но еще глупее тот, кто с упорством мухи, колотящейся об оконное стекло, пытается взобраться на чужой хребет, несмотря на то, что его раз за разом стряхивают оттуда на землю.
В противоположность этому, могу привести другой пример. Когда я «окончательно и бесповоротно» решил стать писателем, (а было мне тогда чуть более восемнадцати лет), то понял, что в современном мире писатель без компьютера все равно, что художник без мольберта и кисти, или хирург без скальпеля. Разумеется, необходимой суммы на покупку столь дорогого приспособления у меня в то время не было. Оставалось одно – занять деньги, с обязательством вернуть долг в течение одного, а то и двух лет. Прекрасно! Но кто согласится одолжить такую кучу денег, да еще на такой срок?!. Выбор пал на одного моего приятеля. Человека, по тогдашним меркам весьма состоятельного.
Отлично понимая, что требовать с него шестьсот с лишним долларов у меня нет никакого права, я набрался терпения и стал выжидать подходящего момента. Очень скоро такой момент наступил. Когда, после очередного скачка доллара, рубль начал стремительно падать и все кинулись срочно вкладывать свои «деревянные» во что попало, (лишь бы успеть их потратить, пока рубль совсем не обесценился), общему соблазну не мог не поддаться и мой знакомый. Вот тогда-то я и предложил ему «вложить» деньги в мой компьютер.
Описывая преимущества такого капиталовложения, я всеми силами старался подчеркнуть насколько для него(!) выгодна эта сделка, (долг я обязывался выплачивать по курсу доллара на момент выплаты, а курс этот рос не по дням, а по часам), и практически не упоминал о тех выгодах, которые смогу получить от своевременной покупки компьютера сам. Через пару дней новенький Pentium стоял у меня на столе. Курс доллара очень скоро стабилизировался, я нашел подходящую работу и сумел вернуть долг значительно раньше назначенного срока. Что выиграл от этого мой приятель? Ровным счетом ничего! А вот я действительно приобрел то, что мне было необходимо и именно тогда, когда это оказалось как нельзя кстати. Вот уж воистину: « кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость».
В самом обобщенном виде принципы манипуляции были прекрасно изложены еще Дэйлом Карнеги. В последнее время стало чуть ли ни признаком хорошего тона во всеуслышание смеяться над книгами этого автора. Сейчас его хают с тем же остервенением, с каким всего несколько лет назад превозносили. А, по большому счету, напрасно хают.
Никто не спорит, советы Карнеги применимы не ко всем случаям жизни. И срабатывают его рекомендации далеко не всегда. Однако виноват в этом не автор. Виноваты сами читатели, так поспешно обожествившие писателя и, ослепленные нарисованными им перспективами, не сумевшие разобраться в сущности данного метода.
Перечислив основные положения искусства манипуляции, я попытаюсь объяснить, почему так часто простого следования правилам оказывается недостаточно для того, чтобы добиться успеха.