ПРИЛОЖЕНИЕ
(Из эссе доктора Юдина «Сон и сновидение»).
I. МЕХАНИЗМ СНА
Приступая к разбору механизма сна, необходимо произвести разбивку данного вопроса на несколько основополагающих частей (аспектов), через последовательное рассмотрение которых мы и придем к пониманию того, что же представляет собой механизм сна.
1. Аспект физиологический.
В физиологическом плане сон – это состояние покоя организма; его естественный периодический отдых, определяемый основным суточным биоритмом и сопровождаемый понижением интенсивности ряда физиологических процессов: уменьшением возбудимости центральной нервной системы, выключением дневного сознания, расслаблением мускулатуры, замедлением сердечной деятельности и дыхания, снижением кровяного давления и т.д. Глаза во время сна обычно закрыты, зрительный нерв перестает передавать в мозг сигналы-раздражения. Ушная мышца, управляющая слуховыми косточками, (молоточком, наковальней и стременем), также находится в расслабленном состоянии, потому многие не слишком громкие звуки ухом не улавливаются. Физиологическая деятельность всех органов сведена, таким образом, к минимуму.
2. Аспект нервно-мозговой.
В плане нервно-мозговой деятельности, во время сна происходит отдых и восстановление нервных клеток коры головного мозга. Здесь сон – это процесс охранительного торможения, захватывающий клетки-нейроны коры и постепенно распространяющийся на более глубокие участки мозга. При этом нейроны перестают отвечать на приходящие к ним сигналы-раздражения и находятся в состоянии торможения. В механизме сна наряду с клетками коры участвуют и подкорковые отделы. Сон, таким образом, есть результат двусторонней связи коры и подкоркового аппарата головного мозга.
3. Химический аспект.
Химический аспект в механизме сна занимает второстепенное место. Суть его сводится к следующему: в процессе бодрствования в мозгу и крови человека накапливаются определенные химические вещества, которые вызывают усталость и от которых организм освобождается во время сна. Однако, наблюдения за сиамскими близнецами, имеющими общее кровообращение, но раздельную нервную систему, показало, что близнецы, как правило, засыпают в разное время – когда одна голова спит, другая может бодрствовать. Если бы химический фактор играл в засыпании одну из доминирующих ролей, т.е., если бы сон наступал только вследствие увеличения в крови определенных химических веществ, близнецы всегда и непременно засыпали бы одновременно. Однако ничего подобного не наблюдается. Таким образом, становится ясно, что химический фактор в механизме сна не самое главное. Он «помогает» заснуть, но не обусловливает сон.
4. Духовный аспект.
Здесь мы подходим к самому важному в определении сна, так как именно духовный фактор играет в механизме сна главенствующую роль. По сути дела, именно он является причиной сна, в то время как три предыдущих фактора есть лишь следствия его проявления.
Как известно, человек состоит не из одного лишь физического, но из нескольких взаимопроникающих, (существующих «в одном месте», но как бы «в разных измерениях»), тел. На данном этапе эволюционного развития центр восприятия человека находится в теле физическом. Именно по этой причине мы с легкостью воспринимаем его и все, с чем оно сообщается посредством пяти органов чувств, но совершенно не воспринимаем свои «тонкие» тела и те миры, в которых они функционируют.
Итак, своей деятельностью в часы бодрствования астральное и ментальное тела постоянно «разрушают» тело физическое. С другой стороны, эфирное (или энергетическое, более «тонкое», хотя и принадлежащее к физическому плану) тело неизменно стремится восстановить равновесие и укрепить то, что более тонкие тела «разрушают». Когда физическое тело устает и приходит в изнеможение, (у здорового человека в нормальных условиях это связано с определенным биоритмом), два «высших» тела, астральное и ментальное, покидают его и поднимаются на соответствующие им Планы. Теперь физическое тело остается проникнутым только телом эфирным и находится в состоянии, описанном в подразделе 1, «Аспект физиологический». Необходимо помнить, что во время сна, хотя астральное и ментальное тела отделяются, они все же остаются связанными с телами физическими, (плотным и эфирным). Полное разделение тел наступает только в момент смерти.
Итак, «тонкие» тела восстанавливаются во время сна на соответствующих им уровнях (Планах), тогда как тело эфирное работает над восстановлением тела физического. Именно благодаря нему нейтрализуются яды и прочие вредные химические вещества, накопившиеся в организме за время бодрствования, (подраздел 3, «Химический аспект»), а также восстанавливаются тканевые и нервные клетки, (подраздел 2, «Аспект нервно-мозговой»).
Сон, таким образом, есть результат разделения плотного и «тонких» тел с целью их отдыха, восстановления и приведения в порядок, следствие чего является снижение физиологической и нервно-мозговой активности физического тела и косвенной причиной чего было появление в крови определенных химических веществ, вызывающих утомление и усталость и стимулирующих тем самым физическое тело ко сну.
Следует отметить, что количество времени, необходимого для полного высыпания, величина индивидуальная. Обычно она колеблется от 6 до 9 часов, хотя некоторым людям может быть достаточно 2-х часов для того, чтобы выспаться, иным же не хватает 12-и. Кроме того, время, необходимое для сна, увеличивается или уменьшается в соответствии со здоровьем человека, с его возрастом и некоторыми другими факторами.
II. СНОВИДЕНИЕ
Сновидение – промежуточное состояние между сном и бодрствованием; способ реагирования души на действующие во сне раздражители, (внутренние и внешние).
Сновидения – столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидение является не нарушителем сна, но, напротив, оберегает сон, устраняя нарушающие его (психические) раздражения путем галлюцинаторного удовлетворения. Сновидения необходимы человеку так же, как дыхание или пищеварение. У людей, лишенных способности видеть сны, появляются неврозы, чувство страха, тревоги, напряженности.
Сон со сновидениями, это совсем особое состояние организма, при котором мозг работает столь же интенсивно, как и при бодрствовании, однако работа эта иначе организована и гораздо более «засекречена». Во время сна мозг находится не в пассивном состоянии: добрая половина его нейронов у спящего работает даже активнее, чем днем. Это относится, прежде всего, к глубинным отделам мозга.
Сновидения, таким образом, есть часть душевной жизни во сне, которая имеет известные аналоги с душевной жизнью в состоянии бодрствования и в то же время обнаруживает резкие от нее отличия. Одно из таких отличий заключается в том, что сознание спящего обычно лишено критической способности, то есть, самые невероятные, фантастические события во сне воспринимаются спящим как нечто обыкновенное, естественное, в то время как дневное сознание критической способностью обладает всегда и всенепременно, (если человек здоров и психически нормален).
Обычно во сне у спящего человека бывают задействованы три из пяти органов чувств: зрение, осязание и кинестезия, слух. Однако иногда к ним могут добавляться так же обоняние и слух.
Возвращаясь к механизму сна, следует отметить, что обычный сон делится на быстрый и медленный. Человек в фазе медленного сна спокоен и неподвижен, все физиологические функции его сведены к минимуму, (см. п. I. 1.) У человека же в фазе сна быстрого, (называемого также «парадоксальным»), учащается дыхание, изменяется сердцебиение, могут шевелиться или подергиваться руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Именно в фазе быстрого сна человек видит сновидения! За 6-8 часов сна, медленный сон, (сон без сновидений), продолжительностью около 60-90 минут, несколько раз сменяется сном быстрым – на 10-20 минут. Таким образом, за ночь у человека бывает 4-5 «десяти-двадцатиминуток», когда сознание позволяет себе погулять по стране сновидений.
Чем же обусловлены сновидения? Вспомним, что в состоянии сна два «высших» тела человека, (астральное и ментальное), отделяются от тела физического и поднимаются на высшие, соответствующие им Планы. Там они заняты восстановлением своего ритма, в то время как тело эфирное работает над восстановлением тела физического. Центр же сознания, («душа», Эго), может в этот момент находиться либо в одном из высших тел, либо же подняться еще «выше», на Планы Буддхи или Нирвана, (область фактического бессознательного). В любом случае, так как высшие проводники отделены от проводника эфирного, воспоминаний об увиденном и пережитом на «тонких» Планах по пробуждении у человека, как правило, не сохраняется.
Именно такому полному разъединению тел соответствует фаза медленного сна. Фаза сна быстрого, напротив, соответствует явлению, когда высшие проводники на 10-20 минут «опускаются» и входят в соприкосновение с телом эфирным. Именно в такие моменты у человека появляется возможность увидеть и сохранить в памяти те или иные фрагменты своей «потусторонней» жизни – жизни в «тонких» мирах.
Конечно, большинство сновидений сумбурны, так как «ось восприятия» сильно перекошена из-за неправильного взаимоотношения тел. Память также искажена этим несообразным положение проводников, в результате чего большинство снов забывается человеком либо сразу по пробуждении, либо спустя относительно короткий промежуток времени.
Изучая сновидения, можно произвести следующую классификацию:
1. Игра, когда ум «бесцельно» и «бессмысленно» блуждает, посылая сознанию причудливые картины и образы. В этом случае центр сознания чаще всего находится в теле астральном. Именно эти сновидения осуществляют галлюцинаторное удовлетворение тех или иных психических потребностей, мешающих нормальному сну, и служат тем самым обереганию и сохранению сна.
2. Послание, очень часто наше подсознание пытается передать то или иное сообщение сознанию, однако, поскольку в бодрствующем состоянии этого осуществить не удается, подсознание «решает» воспользоваться сновидением и передать свое сообщение сознанию в форме символических образов. В этом случае центр сознания находится в теле ментальном.
3. Игра-послание, или компиляция всего, указанного выше. «Игра» и «Послание» как бы объединяются, перемешиваются в одном сновидении, в результате чего сновидение становится более загадочным и необычным. Центр сознания постоянно перемещается и может находиться как в астральном, так и в ментальном телах.
Именно на трех данных типах сновидения З. Фрейд основывал свою работу по анализу и толкованию сновидений. Приступая к толкованию, Фрейд исходил из того, что видевший сон обязательно знает, что означает его сновидение, но не подозревает о том, что знает, и поэтому полагает, что ничего не знает. То, что обычно называют сновидением, Фрейд назвал текстом сновидения, (или явным сновидением), а то, что необходимо найти, что предполагается за сновидением – скрытыми мыслями сновидения. Цель анализа: превратить явное сновидение в скрытое и представить себе, каким образом это последнее становится первым.
Вначале Фрейд требовал от видевшего сон освободиться от впечатления явного сновидения, направляя его внимание от целого, к отдельным фрагментам содержания сновидения и предлагая сообщать по порядку все то, что приходит ему в голову по поводу каждого из этих фрагментов, какие у него возникают ассоциации, если он рассмотрит их в отдельности. Здесь нельзя забывать, что ассоциации к сновидению еще не есть скрытые мысли сновидения. Последние содержатся в ассоциациях, как в маточном растворе, но не целиком. В данном случае используется схема: реакция на постороннее слово-раздражитель является посредником между этим словом и затрагиваемым им комплексом, а реакция на сновидение, (то есть, производное от комплекса), является заместителем бессознательного, то есть того, откуда это сновидение исходило.
Очень распространено мнение о том, что невозможно увидеть во сне того, что ранее не было бы воспринято мозгом. (В подтверждение этого, нередко, приводится и тот факт, что слепые от рождения люди не видят во сне зрительных образов). Данное утверждение верно, однако, лишь отчасти. Центр нашего сознания, (наше Эго), находится в физическом теле. С момента рождения и до момента смерти мы можем, («нам дозволено»), оперировать только той информацией, которую мы получаем непосредственно, при помощи пяти органов чувств этого тела. Именно по этой причине мир эфирных, астральных или ментальных образов ограничивается предметами, физические образы которых мы воспринимаем физическими органами чувств. Те образы, которые выхватываются сознанием на высших планах помимо «дозволенных», по возвращении сознания в физическое тело, как правило, стираются из памяти – забываются. Однако нет правил без исключений. (Кстати, разработаны специфические техники и упражнения, позволяющие обучить «слепого с рождения» видеть предметы реальности. А достигается это путем пробуждения в нем способности астрального или эфирного «зрения»). Существует разновидность сновидений, которая дает возможность увидеть то, чего мы никогда не могли видеть ранее. Более того, не просто увидеть, но и «принести» увиденное с собой и даже – сохранить его в памяти физического тела. Этот не совсем обычный и реже всего встречающийся тип сновидения называется «астральной проекцией», или «астральной деятельностью».
4. Астральная деятельность, наименее часто встречающийся, и наиболее значимый из всех четырех типов сновидения. У спящего, занятого астральной деятельностью, центр сознания находится в одном из высших проводников, чаще всего в проводнике астральном. Человек воспринимает и созерцает при помощи соответствующих астральных «органов чувств» события, происходящие на этом плане, а затем, в полном сознании и, сохраняя память об увиденном, «возвращается» в физическое тело.
Восхождение на высшие планы Эго начинает с низших проводников. В момент быстрого сна, когда наиболее тонкие проводники соприкасаются с эфирным телом, сознание переходит в них, а затем поднимается вместе с ними выше, оставляя эфирное тело в периоды медленного сна трудиться над восстановлением тела физического. Необходимо помнить, что переход этот осуществляется сознательно, и что сознание человека, осуществляющего этот переход, в корне отличается от сознания обычного спящего. У человека, занятого астральной деятельностью, несмотря на то, что он спит, сознание обладает критической способностью, то есть, подобно обычному, бодрствующему сознанию.
Некоторым людям способность видеть подобный тип сновидений дается от рождения, естественным образом, однако большинству, для того, чтобы овладеть техникой астральной деятельности, необходима специальная подготовка и длительная практика.
Саис, 1996г.