16.
1 |
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа -- ответ языка. |
2 |
Все пути человека -- чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. |
3 |
Предай Господу дела твои -- и предприятия твои совершатся. |
4 |
Все сделал Господь ради Себя -- и даже нечестивого блюдет на день бедствия. |
5 |
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем -- можно поручиться, что он не останется ненаказанным. |
6 |
Милосердием и правдою очищается грех, и Страх Господень отводит от зла. |
7 |
Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. |
8 |
Лучше немногое с Правдою, нежели множество прибытков с неправдою. |
9 |
Сердце человека обдумывает свой Путь, но Господь управляет шествием его. |
10 |
В устах Царя -- слово вдохновенное, уста его не должны погрешать на суде. |
11 |
Верные весы и весовые чаши -- от Господа, от Него же -- все гири в суме. |
12 |
Мерзость для Царей -- дело беззаконное, потому что Правдою утверждается Престол. |
13 |
Приятны Царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. |
14 |
Царский Гнев -- вестник смерти, но мудрый человек умилостивит его. |
15 |
В светлом взоре Царя -- жизнь, и благоволение его -- как облако с поздним дождем. |
16 |
Приобретение мудрости -- гораздо лучше золота, и приобретение разума -- предпочтительнее отборного серебра. |
17 |
Путь праведных -- уклонение от зла; тот бережет душу свою, кто хранит Путь свой. |
18 |
Погибели предшествует гордость, и падению -- надменность. |
19 |
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. |
20 |
Кто ведет дело разумно -- тот найдет благо, и кто надеется на Господа -- тот блажен. |
21 |
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. |
22 |
Разум для имеющих его -- Источник Жизни, а ученость глупых -- глупость. |
23 |
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. |
24 |
Приятная речь -- сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. |
25 |
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их -- путь к смерти. |
26 |
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. |
27 |
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его -- как бы огонь палящий. |
28 |
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. |
29 |
Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; |
30 |
прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство. |
31 |
Венец славы -- седина, которая находится на Пути Правды. |
32 |
Долготерпеливый -- лучше храброго, и владеющий собою -- лучше завоевателя города. |
33 |
В полу бросается жребий, но все решение его -- от Господа. |
17.
1 |
Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. |
2 |
Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство. |
3 |
Плавильня -- для серебра, и горнило -- для золота, а сердца испытывает Господь. |
4 |
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. |
5 |
Кто ругается над нищим -- тот хулит Творца его, кто радуется несчастью -- тот не останется ненаказанным. |
6 |
Венец стариков -- сыновья сыновей, и слава детей -- родители их. |
7 |
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному -- уста лживые. |
8 |
Подарок -- драгоценный камень в глазах владеющего им, куда ни обратится он -- успеет. |
9 |
Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем -- тот удаляет друга. |
10 |
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого -- сто ударов. |
11 |
Возмутитель ищет только зла -- поэтому жестокий Ангел будет послан против него. |
12 |
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. |
13 |
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. |
14 |
Начало ссоры -- как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. |
15 |
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного, оба -- мерзость пред Господом. |
16 |
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. |
17 |
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. |
18 |
Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. |
19 |
Кто любит ссоры -- любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои -- тот ищет падения. |
20 |
Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. |
21 |
Родил кто глупого -- себе на горе, и отец глупого не порадуется. |
22 |
Веселое сердце -- благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. |
23 |
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. |
24 |
Мудрость -- пред лицом у разумного, а глаза глупца -- на Конце Земли. |
25 |
Глупый сын -- досада отцу своему и огорчение для матери своей. |
26 |
Нехорошо и обвинять правого, и бить Вельмож за правду. |
27 |
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный -- хладнокровен. |
28 |
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои -- благоразумным. |
18.
1 |
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. |
2 |
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. |
3 |
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием -- поношение. |
4 |
Слова уст человеческих -- глубокие воды; источник мудрости -- струящийся поток. |
5 |
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. |
6 |
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. |
7 |
Язык глупого -- гибель для него, и уста его -- сеть для души его. |
8 |
Слова наушника -- как лакомства, и они входят во внутренность чрева. |
9 |
Нерадивый в работе своей -- брат расточителю. |
10 |
Имя Господа -- Крепкая Башня: убегает в нее праведник -- и безопасен. |
11 |
Имение богатого -- крепкий город его и как высокая ограда в его воображении. |
12 |
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. |
13 |
Кто дает ответ, не выслушав, -- тот глуп, и стыд ему. |
14 |
Дух человека переносит его немощи, а пораженный дух -- кто может подкрепить его? |
15 |
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. |
16 |
Подарок у человека дает ему простор и до Вельмож доведет его. |
17 |
Первый в тяжбе своей -- прав, но приходит соперник его и исследывает его. |
18 |
Жребий прекращает споры и решает между сильными. |
19 |
Озлобившийся брат -- неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. |
20 |
От плода уст человека наполняется чрево его, произведением уст своих он насыщается. |
21 |
Смерть и жизнь -- во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. |
22 |
Кто нашел добрую жену -- тот нашел благо и получил Благодать от Господа. |
23 |
С мольбою говорит нищий -- а богатый отвечает грубо. |
24 |
Кто хочет иметь друзей -- тот и сам должен быть дружелюбным, и бывает друг, более привязанный, нежели брат. |
19.
1 |
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый. |
2 |
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. |
3 |
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. |
4 |
Богатство прибавляет много друзей -- а бедный оставляется и другом своим. |
5 |
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь -- не спасется. |
6 |
Многие заискивают у знатных, и всякий -- друг человеку, делающему подарки. |
7 |
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него -- гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. |
8 |
Кто приобретает разум -- тот любит душу свою, кто наблюдает благоразумие -- тот находит благо. |
9 |
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь -- погибнет. |
10 |
Неприлична глупцу пышность -- тем паче рабу господство над Князьями. |
11 |
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него -- быть снисходительным к проступкам. |
12 |
Гнев Царя -- как рев льва, а благоволение его -- как роса на траву. |
13 |
Глупый сын -- сокрушение для отца своего, и сварливая жена -- сточная труба. |
14 |
Дом и имение -- наследство от родителей, а разумная жена -- от Господа. |
15 |
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. |
16 |
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих -- погибнет. |
17 |
Благотворящий бедному дает взаймы Господу -- и Он воздаст ему за благодеяние его. |
18 |
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. |
19 |
Гневливый пусть терпит наказание -- потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. |
20 |
Слушайся совета и принимай обличение -- чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. |
21 |
Много замыслов в сердце человека -- но состоится только определенное Господом. |
22 |
Радость человеку -- благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. |
23 |
Страх Господень ведет к Жизни, и кто имеет его -- всегда будет доволен, и зло не постигнет его. |
24 |
Ленивый опускает руку свою в чашу -- и не хочет донесть ее до рта своего. |
25 |
Если ты накажешь кощунника -- то и простой сделается благоразумным, и если обличишь разумного -- то он поймет наставление. |
26 |
Разоряющий отца и выгоняющий мать -- сын срамной и бесчестный. |
27 |
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума. |
28 |
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. |
29 |
Готовы для кощунствующих суды, и побои -- на тело глупых. |
20.
1 |
Вино -- глумливо, сикера -- буйна, и всякий, увлекающийся ими, -- неразумен. |
2 |
Гроза Царя -- как бы рев льва, кто раздражает его -- тот грешит против самого себя. |
3 |
Честь для человека -- отстать от ссоры, а всякий глупец -- задорен. |
4 |
Ленивец зимою не пашет, поищет летом -- и нет ничего. |
5 |
Помыслы в сердце человека -- глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. |
6 |
Многие хвалят человека за милосердие -- но правдивого человека кто находит? |
7 |
Праведник ходит в своей непорочности -- блаженны дети его после него. |
8 |
Царь, сидящий на Престоле суда, разгоняет очами своими все злое. |
9 |
Кто может сказать: Я очистил мое сердце, я чист от греха моего!? |
10 |
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое -- мерзость пред Господом. |
11 |
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. |
12 |
Ухо слышащее и глаз видящий -- и то, и другое создал Господь. |
13 |
Не люби спать -- чтобы тебе не обеднеть, держи открытыми глаза твои -- и будешь досыта есть хлеб. |
14 |
Дурно, дурно!, говорит покупатель, а когда отойдет -- хвалится. |
15 |
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь -- уста разумные. |
16 |
Возьми платье его, так как он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. |
17 |
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою, -- но после рот его наполнится дресвою. |
18 |
Предприятия получают твердость чрез совещание -- и по совещании веди войну. |
19 |
Кто ходит переносчиком -- тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот -- с тем не сообщайся. |
20 |
Кто злословит отца своего и свою мать -- того светильник погаснет среди глубокой тьмы. |
21 |
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. |
22 |
Не говори: Я отплачу за зло! -- предоставь Господу, и Он сохранит тебя. |
23 |
Мерзость пред Господом -- неодинаковые гири, и неверные весы -- не добро. |
24 |
От Господа направляются шаги человека -- человеку же как узнать Путь свой? |
25 |
Сеть для человека -- поспешно давать обет и после обета обдумывать. |
26 |
Мудрый Царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. |
27 |
Светильник Господень -- дух человека, испытывающий все глубины сердца. |
28 |
Милость и истина охраняют Царя, и милостью он поддерживает Престол свой. |
29 |
Слава юношей -- сила их, а украшение стариков -- седина. |
30 |
Раны от побоев -- врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. |