5.
1 |
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог -- на Небе, а ты -- на Земле; поэтому слова твои да будут немноги -- |
2 |
ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. |
3 |
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни -- |
4 |
лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. |
5 |
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: Это -- ошибка! Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих |
6 |
(ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, -- много суеты, но ты бойся Бога)? |
7 |
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому, потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; |
8 |
превосходство же страны в целом есть Царь, заботящийся о стране. |
9 |
Кто любит серебро -- тот не насытится серебром, и кто любит богатство -- тому нет пользы от того. И это -- суета! |
10 |
Умножается имущество -- умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им -- разве только смотреть своими глазами? |
11 |
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест -- но пресыщение богатого не дает ему уснуть. |
12 |
Есть мучительный недуг, который видел я под Солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему; |
13 |
и гибнет богатство это от несчастных случаев; родил он сына -- и ничего нет в руках у него; |
14 |
как вышел он нагим из утробы матери своей -- таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. |
15 |
И это -- тяжкий недуг (каким пришел он, таким и отходит); какая же польза ему, что он трудился на ветер |
16 |
(а он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде)? |
17 |
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть, и пить, и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под Солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог (потому что это -- его доля). |
18 |
И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них, и брать свою долю, и наслаждаться от трудов своих, то это -- Дар Божий! |
19 |
Недолго будут у него в памяти дни жизни его -- поэтому Бог и вознаграждает его радостию сердца его. |
6.
1 |
Есть зло, которое видел я под Солнцем (и оно часто бывает между людьми): |
2 |
Бог дает человеку богатство, и имущество, и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он, -- но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек. Это -- суета и тяжкий недуг! |
3 |
Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром, и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: Выкидыш -- счастливее его, |
4 |
потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком; |
5 |
он даже не видал и не знал Солнца; ему покойнее, нежели тому, -- |
6 |
а тот, хотя бы прожил две тысячи лет, и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? |
7 |
Все труды человека -- для рта его, а душа его не насыщается. |
8 |
Какое же преимущество мудрого пред глупым, какое -- бедняка, умеющего ходить пред живущими? |
9 |
Лучше видеть глазами, нежели бродить душою! И это -- также суета и томление духа! |
10 |
Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это -- человек и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. |
11 |
Много таких вещей, которые умножают суету, -- что же для человека лучше |
12 |
(ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень, и кто скажет человеку, что будет после него под Солнцем?)? |
7.
1 |
Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти -- дня рождения. |
2 |
Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира -- ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. |
3 |
Сетование лучше смеха -- потому что при печали лица сердце делается лучше. |
4 |
Сердце мудрых -- в доме плача, а сердце глупых -- в доме веселия. |
5 |
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых, |
6 |
потому что смех глупых -- то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это -- суета! |
7 |
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. |
8 |
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. |
9 |
Не будь духом твоим поспешен на гнев -- потому что гнев гнездится в сердце глупых. |
10 |
Не говори: Отчего это прежние дни были лучше нынешних? -- потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. |
11 |
Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих Солнце, |
12 |
потому что под сению ее -- то же, что под сению серебра, но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. |
13 |
Смотри на Действование Божие -- ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? |
14 |
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья -- размышляй; то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. |
15 |
Всего насмотрелся я в суетные дни мои -- праведник гибнет в праведности своей, нечестивый живет долго в нечестии своем. |
16 |
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым -- зачем тебе губить себя? |
17 |
Не предавайся греху и не будь безумен -- зачем тебе умирать не в свое время? |
18 |
Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого, потому что кто боится Бога -- тот избежит всего того. |
19 |
Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. |
20 |
Нет человека праведного на Земле, который делал бы добро и не грешил бы -- |
21 |
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя |
22 |
(ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других). |
23 |
Все это испытал я мудростью; я сказал: Буду я мудрым! -- но мудрость далека от меня. |
24 |
Далеко то, что было, и глубоко -- глубоко; кто постигнет его? |
25 |
Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, |
26 |
и нашел я, что горче смерти -- женщина, потому что она -- сеть, и сердце ее -- силки, руки ее -- оковы (добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею). |
27 |
Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. |
28 |
Чего еще искала душа моя -- и я не нашел? Мужчину одного из тысячи я нашел -- а женщину между всеми ими не нашел. |
29 |
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым -- а люди пустились во многие помыслы. |
8.
1 |
Кто -- как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется. |
2 |
Я говорю: Слово царское храни -- и это ради клятвы пред Богом. |
3 |
Не спеши уходить от лица его и не упорствуй в худом деле -- потому что он, что захочет, все может сделать. |
4 |
Где слово Царя -- там власть; и кто скажет ему: Что ты делаешь?. |
5 |
Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла, сердце мудрого знает и время, и устав |
6 |
(потому что для всякой вещи есть свое время и устав); а человеку -- великое зло оттого, |
7 |
что он не знает, что будет; и как это будет -- кто скажет ему? |
8 |
Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. |
9 |
Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под Солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. |
10 |
Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от Святого Места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это -- суета! |
11 |
Не скоро совершается суд над худыми делами -- от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. |
12 |
Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред Лицом Его, -- |
13 |
а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. |
14 |
Есть и такая суета на Земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: И это -- суета! |
15 |
И похвалил я веселие, потому что нет лучшего для человека под Солнцем, как есть, пить и веселиться, -- это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под Солнцем. |
16 |
Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на Земле и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна, |
17 |
тогда я увидел все Дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под Солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, -- он не может постигнуть этого. |