ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ
1.
1 |
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, |
2 |
которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, |
3 |
о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти |
4 |
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, |
5 |
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, |
6 |
между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -- |
7 |
всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
8 |
Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. |
9 |
Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, |
10 |
всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, |
11 |
ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, |
12 |
то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. |
13 |
Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. |
14 |
Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. |
15 |
Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. |
16 |
Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. |
17 |
В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. |
18 |
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. |
19 |
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. |
20 |
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. |
21 |
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; |
22 |
называя себя мудрыми, обезумели, |
23 |
и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -- |
24 |
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. |
25 |
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. |
26 |
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; |
27 |
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. |
28 |
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -- делать непотребства, |
29 |
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, |
30 |
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, |
31 |
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. |
32 |
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. |
2.
1 |
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. |
2 |
А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. |
3 |
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? |
4 |
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? |
5 |
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, |
6 |
Который воздаст каждому по делам его: |
7 |
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -- жизнь вечную; |
8 |
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, -- ярость и гнев. |
9 |
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! |
10 |
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-- первых, Иудею, потом и Еллину! |
11 |
Ибо нет лицеприятия у Бога. |
12 |
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся |
13 |
(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, |
14 |
ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: |
15 |
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) |
16 |
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. |
17 |
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, |
18 |
и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, |
19 |
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, |
20 |
наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: |
21 |
как же ты, уча другого, не учишь себя самого? |
22 |
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? |
23 |
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? |
24 |
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. |
25 |
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. |
26 |
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? |
27 |
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? |
28 |
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; |
29 |
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. |
3.
1 |
Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? |
2 |
Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. |
3 |
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? |
4 |
Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. |
5 |
Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). |
6 |
Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? |
7 |
Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? |
8 |
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. |
9 |
Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, |
10 |
как написано: нет праведного ни одного; |
11 |
нет разумевающего; никто не ищет Бога; |
12 |
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. |
13 |
Гортань их -- открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. |
14 |
Уста их полны злословия и горечи. |
15 |
Ноги их быстры на пролитие крови; |
16 |
разрушение и пагуба на путях их; |
17 |
они не знают пути мира. |
18 |
Нет страха Божия перед глазами их. |
19 |
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, |
20 |
потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. |
21 |
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, |
22 |
правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, |
23 |
потому что все согрешили и лишены славы Божией, |
24 |
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, |
25 |
которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, |
26 |
во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. |
27 |
Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. |
28 |
Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. |
29 |
Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, |
30 |
потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. |
31 |
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. |