ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА
ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ
1.
1 |
Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, |
2 |
и все находящиеся со мною братия -- церквам Галатийским: |
3 |
благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, |
4 |
Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; |
5 |
Ему слава во веки веков. Аминь. |
6 |
Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою такскоро переходите к иному благовествованию, |
7 |
которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. |
8 |
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. |
9 |
Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. |
10 |
У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. |
11 |
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, |
12 |
ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. |
13 |
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, |
14 |
и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. |
15 |
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил |
16 |
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, -- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, |
17 |
и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. |
18 |
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. |
19 |
Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. |
20 |
А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. |
21 |
После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. |
22 |
Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, |
23 |
а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, -- |
24 |
и прославляли за меня Бога. |
2.
1 |
Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. |
2 |
Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. |
3 |
Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, |
4 |
а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, |
5 |
мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. |
6 |
И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. |
7 |
Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных |
8 |
[ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], |
9 |
и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, |
10 |
только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. |
11 |
Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. |
12 |
Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. |
13 |
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. |
14 |
Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? |
15 |
Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; |
16 |
однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. |
17 |
Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. |
18 |
Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. |
19 |
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, |
20 |
и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу воплоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшегоСебя за меня. |
21 |
Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.c |
3.
1 |
О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? |
2 |
Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? |
3 |
Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? |
4 |
Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! |
5 |
Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через делали закона сие производит, или через наставление в вере? |
6 |
Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. |
7 |
Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. |
8 |
И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. |
9 |
Итак верующие благословляются с верным Авраамом, |
10 |
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. |
11 |
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. |
12 |
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. |
13 |
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], |
14 |
дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. |
15 |
Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. |
16 |
Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. |
17 |
Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. |
18 |
Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. |
19 |
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. |
20 |
Но посредник при одном не бывает, а Бог один. |
21 |
Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; |
22 |
но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. |
23 |
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона,до того времени, как надлежало открыться вере. |
24 |
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; |
25 |
по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. |
26 |
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; |
27 |
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. |
28 |
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. |
29 |
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.c |
4.
1 |
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличаетсяот раба, хотя и господин всего: |
2 |
он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. |
3 |
Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; |
4 |
но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего[Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, |
5 |
чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. |
6 |
А как вы -- сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" |
7 |
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
8 |
Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. |
9 |
Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? |
10 |
Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. |
11 |
Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. |
12 |
Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: |
13 |
знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам впервый раз, |
14 |
но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. |
15 |
Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. |
16 |
Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? |
17 |
Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. |
18 |
Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. |
19 |
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! |
20 |
Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потомучто я в недоумении о вас. |
21 |
Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? |
22 |
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. |
23 |
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. |
24 |
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, |
25 |
ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; |
26 |
а вышний Иерусалим свободен: он -- матерь всем нам. |
27 |
Ибо написано: возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленнойгораздо более детей, нежели у имеющей мужа. |
28 |
Мы, братия, дети обетования по Исааку. |
29 |
Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. |
30 |
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабыне будет наследником вместе с сыном свободной. |
31 |
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.c |
- 1
- 2