ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА
ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
1.
1 |
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в Пророках, |
2 |
в Последние Дни Сии говорил нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего (чрез Которого и веки сотворил). |
3 |
Сей, будучи Сияние Славы и Образ Ипостаси Его и держа все Словом Силы Своей, совершив Собою Очищение грехов наших, воссел Одесную {Престола} Величия на Высоте |
4 |
(будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал Имя). |
5 |
Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты -- Сын Мой, Я ныне родил Тебя, и еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? |
6 |
Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии. |
7 |
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими Духов и Служителями Своими -- Пламенеющий Огонь, |
8 |
а о Сыне: Престол Твой, Боже, -- в век века, Жезл Царствия Твоего -- Жезл Правоты. |
9 |
Ты возлюбил Правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой Елеем Радости более Соучастников Твоих, |
10 |
и: В начале Ты, Господи, основал Землю, и Небеса -- Дело Рук Твоих. |
11 |
Они погибнут, а Ты пребываешь. И все обветшают, как риза, |
12 |
и как одежду свернешь их, и изменятся, но Ты -- Тот же, и Лета Твои не кончатся. |
13 |
Кому когда из Ангелов сказал Бог: Седи Одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в Подножие Ног Твоих? |
14 |
Не все ли они суть Служебные Духи, посылаемые на Служение для тех, которые имеют наследовать Спасение? |
2.
1 |
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. |
2 |
Ибо, если через Ангелов Возвещенное Слово было Твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, |
3 |
то как мы избежим, вознерадев о толиком Спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, |
4 |
при засвидетельствовании от Бога Знамениями и Чудесами, и Различными Силами, и Раздаянием Духа Святого по Его Воле? |
5 |
Ибо не Ангелам Бог покорил Будущую Вселенную, о которой говорим, -- |
6 |
напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: Что значит Человек, что Ты помнишь Его? Или Сын Человеческий, что Ты посещаешь Его? |
7 |
Не много Ты унизил Его пред Ангелами -- Славою и Честью увенчал Его и поставил Его над Делами Рук Твоих. |
8 |
Все покорил под Ноги Его. Когда же покорил Ему все, то не оставил ничего непокоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено, |
9 |
но видим, что за претерпение Смерти увенчан Славою и Честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по Благодати Божией, вкусить Смерть за всех |
10 |
(ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, Приводящего многих Сынов в Славу, Вождя Спасения их совершил через Страдания). |
11 |
Ибо и Освящающий и освящаемые, все -- от Единого (поэтому Он не стыдится называть их Братиями, говоря: |
12 |
Возвещу Имя Твое Братиям Моим, посреди Церкви воспою Тебя, |
13 |
и еще: Я буду уповать на Него, и еще: Вот Я и Дети, которых дал Мне Бог). |
14 |
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы Смертью лишить силы Имеющего Державу Смерти (то есть Диавола) |
15 |
и избавить тех, которые от страха Смерти через всю жизнь были подвержены Рабству |
16 |
(ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет Семя Авраамово). |
17 |
Посему Он должен был во всем уподобиться Братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи Народа |
18 |
(ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь). |
3.
1 |
Итак, Братия Святые, участники в Небесном Звании, уразумейте Посланника и Первосвященника Исповедания нашего, Иисуса, Христа, |
2 |
Который верен Поставившему Его (как и Моисей во всем Доме Его). |
3 |
Ибо Он достоин тем большей Славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с Домом тот, кто устроил его |
4 |
(ибо всякий Дом устрояется кем-либо, а Устроивший всё есть Бог). |
5 |
И Моисей верен во всем Доме Его, как Служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить, |
6 |
а Христос -- как Сын в Доме Его (Дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца). |
7 |
Почему, как говорит Дух Святой, Ныне, когда услышите Глас Его, |
8 |
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в День Искушения в Пустыне |
9 |
(где искушали Меня Отцы ваши, испытывали Меня и видели Дела Мои сорок лет). |
10 |
Посему Я вознегодовал на оный Род и сказал: "Непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они Путей Моих |
11 |
Посему Я поклялся во Гневе Моем, что они не войдут в Покой Мой". |
12 |
Смотрите, Братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого, |
13 |
но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: Ныне, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. |
14 |
Ибо мы сделались Причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца |
15 |
(доколе говорится: Ныне, когда услышите Глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота -- |
16 |
ибо некоторые из слышавших возроптали, но не все, вышедшие из Египта с Моисеем). |
17 |
На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в Пустыне? |
18 |
Против кого же клялся, что не войдут в Покой Его, как не против непокорных? |
19 |
Итак, видим, что они не могли войти за неверие. |
4.
1 |
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается Обетование войти в Покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим -- |
2 |
ибо и нам оно возвещено, как и тем, но не принесло им пользы Слово слышанное, не растворенное Верою слышавших, |
3 |
а входим в Покой мы, уверовавшие, так как Он сказал: Я поклялся в Гневе Моем, что они не войдут в Покой Мой (хотя Дела Его были совершены еще в Начале Мира, |
4 |
ибо негде сказано о Седьмом Дне так: И почил Бог в День Седьмой от всех Дел Своих, |
5 |
и еще здесь: Не войдут в Покой Мой). |
6 |
Итак, как некоторым остается войти в него (а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность), |
7 |
то еще определяет некоторый День (Ныне), говоря через Давида (после столь долгого времени) как выше сказано: Ныне, когда услышите Глас Его, не ожесточите сердец ваших |
8 |
(ибо, если бы Иисус Навин доставил им Покой, то не было бы сказано после того о другом Дне). |
9 |
Посему для Народа Божия еще остается Субботство |
10 |
(ибо, кто вошел в Покой Его, тот и сам успокоился от дел своих -- как и Бог от Своих). |
11 |
Итак, постараемся войти в Покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность, |
12 |
ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и Духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, |
13 |
и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед Очами Его -- Ему дадим отчет. |
14 |
Итак, имея Первосвященника Великого, Прошедшего Небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться Исповедания нашего |
15 |
(ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха). |
16 |
Посему да приступаем с дерзновением к Престолу Благодати, чтобы получить Милость и обрести Благодать для благовременной помощи. |
5.
1 |
Ибо всякий Первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на Служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи -- |
2 |
могущий снисходить невежествующим и заблуждающим (потому что и сам обложен немощью), |
3 |
и посему он должен как за Народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. |
4 |
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (как и Аарон) -- |
5 |
так и Христос не Сам Себе присвоил Славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя! |
6 |
(как и в другом месте говорит: Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека). |
7 |
Он во дни Плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое Благоговение |
8 |
(хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, |
9 |
и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, Виновником Спасения Вечного, |
10 |
быв наречен от Бога "Первосвященником по Чину Мелхиседека"). |
11 |
О сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать |
12 |
(ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить Первым Началам Слова Божия, и для вас нужно "молоко", а не "твердая пища"). |
13 |
Всякий, питаемый "молоком", несведущ в Слове Правды (потому что он "младенец"), |
14 |
"твердая" же "пища" свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |