6.
1 |
Посему, оставив Начатки Учения Христова, поспешим к Совершенству, и не станем снова полагать Основание обращению от мертвых дел и Вере в Бога |
2 |
(учению о крещениях, о возложении рук, о Воскресении мертвых и о Суде Вечном). |
3 |
И это сделаем, если Бог позволит |
4 |
(ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших Дара Небесного, и соделавшихся Причастниками Духа Святого, |
5 |
и вкусивших Благого Глагола Божия и Сил Будущего Века, |
6 |
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему). |
7 |
Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак (полезный тем, для которых и возделывается), получает Благословение от Бога, |
8 |
а производящая терния и волчцы -- негодна и близка к проклятию (которого конец -- сожжение). |
9 |
Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь Спасения (хотя и говорим так), |
10 |
ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд Любви, которую вы оказали во Имя Его, послужив и служа Святым). |
11 |
Желаем же, чтобы каждый из вас -- для совершенной уверенности в надежде -- оказывал такую же ревность до конца, |
12 |
дабы вы не обленились, но подражали тем, которые Верою и долготерпением наследуют Обетования. |
13 |
Бог, давая Обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, |
14 |
говоря: Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя! -- |
15 |
и так Авраам, долготерпев, получил Обещанное. |
16 |
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их -- |
17 |
посему и Бог, желая преимущественнее показать Наследникам Обетования Непреложность Своей Воли, употребил в посредство Клятву, |
18 |
дабы в двух непреложных вещах (в которых невозможно Богу солгать), твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую Надежду |
19 |
(которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во Внутреннейшее за Завесу, |
20 |
куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по Чину Мелхиседека). |
7.
1 |
Ибо Мелхиседек, Царь Салима, Священник Бога Всевышнего (тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения Царей, |
2 |
которому и десятину отделил Авраам от всего), во-первых, по знаменованию имени, -- Царь Правды, а потом и Царь Салима (то есть Царь Мира), |
3 |
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает Священником навсегда. |
4 |
Видите, как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих. |
5 |
Получающие Священство из Сынов Левииных имеют Заповедь брать по Закону десятину с Народа (то есть со своих Братьев -- хотя и сии произошли от чресл Авраамовых), |
6 |
но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил Имевшего Обетования |
7 |
(без всякого же прекословия меньший благословляется б-ольшим, |
8 |
и здесь десятины берут человеки смертные, а там -- имеющий о себе свидетельство, что он живет). |
9 |
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лицо Авраама дал десятину |
10 |
(ибо он был еще в чреслах Отца, когда Мелхиседек встретил его). |
11 |
Итак, если бы Совершенство достигалось посредством Левитского Священства (ибо с ним сопряжен Закон Народа), то какая бы еще нужда была восставать иному Священнику по Чину Мелхиседека, а не по Чину Аарона именоваться |
12 |
(потому что с переменою Священства необходимо быть перемене и Закона), |
13 |
ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному Колену, из которого никто не приступал к Жертвеннику, |
14 |
ибо известно, что Господь наш воссиял из Колена Иудина (о котором Моисей ничего не сказал относительно Священства). |
15 |
И это еще яснее видно из того, что по Подобию Мелхиседека восстает Священник Иной, |
16 |
Который таков не по Закону Заповеди Плотской, но по Силе Жизни Непрестающей |
17 |
(ибо засвидетельствовано: Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека). |
18 |
Отменение же прежде бывшей Заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности |
19 |
(ибо Закон ничего не довел до Совершенства), но вводится Лучшая Надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. |
20 |
И как сие было не без Клятвы |
21 |
(ибо те были священниками без Клятвы, а Сей -- с Клятвою, потому что о Нем сказано: Клялся Господь, и не раскается: "Ты -- Священник вовек по Чину Мелхиседека"), |
22 |
то Лучшего Завета Поручителем соделался Иисус. |
23 |
Притом тех священников было много (потому что смерть не допускала пребывать одному), |
24 |
а Сей, как Пребывающий вечно, имеет и Священство Непреходящее |
25 |
(посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда Жив, чтобы ходатайствовать за них). |
26 |
Таков и должен быть у нас Первосвященник -- Святой, Непричастный злу, Непорочный, Отделенный от грешников и Превознесенный выше Небес, |
27 |
Который не имеет нужды ежедневно (как те Первосвященники) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи Народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в Жертву Себя Самого |
28 |
(ибо Закон поставляет Первосвященниками человеков, имеющих немощи, а Слово Клятвенное, после Закона, поставило Сына, навеки Совершенного). |
8.
1 |
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел Одесную Престола Величия на Небесах |
2 |
и есть Священнодействователь Святилища и Скинии Истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. |
3 |
Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв, а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, чт-о принести. |
4 |
Если бы Он оставался на Земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по Закону приносят дары, |
5 |
которые служат Образу и Тени Небесного (как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению Скинии: Смотри, сказано, сделай все по Образу, показанному тебе на Горе). |
6 |
Но Сей Первосвященник получил Служение тем превосходнейшее, чем Лучшего Он Ходатай Завета, который утвержден на Лучших Обетованиях |
7 |
(ибо, если бы Первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места Другому). |
8 |
Но Пророк, укоряя их, говорит: "Вот, наступают дни", говорит Господь, "когда Я заключу с Домом Израиля и с Домом Иуды Новый Завет -- |
9 |
не такой Завет, какой Я заключил с Отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из Земли Египетской (потому что они не пребыли в том Завете Моем, и Я пренебрег их)", говорит Господь. |
10 |
"Вот Завет, который завещаю Дому Израилеву после тех дней:", говорит Господь, "Вложу Законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим Народом, |
11 |
и не будет учить каждый ближнего своего и каждый Брата своего, говоря: Познай Господа!, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, |
12 |
потому что Я буду Милостив к неправдам их, и грехов их, и беззаконий их не воспомяну более". |
13 |
Говоря Новый, показал ветхость Первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. |
9.
1 |
И Первый Завет имел Постановление о Богослужении и Святилище Земное -- |
2 |
ибо устроена была Скиния Первая, в которой был Светильник, и Трапеза, и Предложение хлебов (и которая называется Святое), |
3 |
за Второю же Завесою была Скиния (называемая Святое святых), |
4 |
имевшая золотую Кадильницу и обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, где были золотой Сосуд с Манною, Жезл Ааронов Расцветший и Скрижали Завета, |
5 |
а над ним -- Херувимы Славы, осеняющие Очистилище (о чем не нужно теперь говорить подробно). |
6 |
При таком устройстве в Первую Скинию всегда входят священники совершать Богослужение, |
7 |
а во Вторую -- однажды в год один только Первосвященник (не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения Народа). |
8 |
Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт Путь во Святилище, доколе стоит Прежняя Скиния. |
9 |
Она есть Образ Настоящего Времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, |
10 |
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до Времени Исправления. |
11 |
Но Христос, Первосвященник Будущих Благ, придя с б-ольшею и совершеннейшею Скиниею, Нерукотворенною (то есть не такового устроения), |
12 |
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во Святилище и приобрел Вечное Искупление -- |
13 |
ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, |
14 |
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, Непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для Служения Богу Живому и Истинному! |
15 |
И потому Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие Смерти Его, бывшей для Искупления от преступлений, сделанных в Первом Завете, призванные к Вечному Наследию получили Обетованное |
16 |
(ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, |
17 |
потому что завещание действительно после умерших -- оно не имеет силы, когда завещатель жив). |
18 |
Почему и Первый Завет был утвержден не без крови -- |
19 |
ибо Моисей, произнеся все Заповеди по Закону перед всем Народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую Книгу, так и весь Народ, |
20 |
говоря: Это -- кровь Завета, который заповедал вам Бог |
21 |
(также окропил кровью и Скинию, и все Сосуды Богослужебные). |
22 |
Да и все почти по Закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. |
23 |
Итак, Образы Небесного должны были очищаться сими, Самое же Небесное -- лучшими сих жертвами |
24 |
(ибо Христос вошел не в рукотворенное Святилище, по Образу Истинного устроенное, но в Самое Небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лицо Божие, |
25 |
и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как Первосвященник входит во Святилище каждогодно с чужою кровью -- |
26 |
иначе надлежало бы Ему многократно страдать от Начала Мира). Он же однажды, к Концу Веков, явился для уничтожения греха Жертвою Своею. |
27 |
И как человекам положено однажды умереть, а потом -- Суд, |
28 |
так и Христос, однажды принеся Себя в Жертву (чтобы подъять грехи многих), во второй раз явится не для Очищения греха, а для ожидающих Его во Спасение. |