УПП

Цитата момента



Женщины — это поезда, которые ходят по настроению.
Почаще бы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



После тяжелого сражения и перед сражением еще более тяжелым Наполеон обходил походный лагерь. Он увидел, что один из его гренадеров, стоя на часах, уснул и у него из рук выпало ружье. Тягчайшее воинское преступление! Кара за сон на посту – вплоть до смертной казни. Однако Наполеон поднял выпавшее ружье и сам стал на пост вместо спящего гренадера. Когда разводящий привел смену, Наполеон сказал ошеломленному капралу: «Я приказал часовому отдохнуть!» Император был единственным, кто, кроме караульного начальника, имел право сменить часового на посту.

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль
Рис. 37. Рабочая матрица для проверки наглядно-образной памяти

Это будет наша рабочая матрица 4Х4. Обозначьте их соответственно «А», «Б», «В», «Г». Далее вы найдете такие же квадраты с вписанными фигурами. Посмотрите внимательно в течение 30 сек. на фигуры квадрата «А» (рис. 38), постарайтесь запомнить сами фигуры и их расположение. После этого воспроизведите фигуры квадрата «А» на подготовленном вами бланке. Точно так же поступайте с квадратами «Б», «В», «Г».

Оценка ставится следующим образом. По каждому квадрату подсчитывается число зарисованных (включая ошибочные) знаков и записывается в числитель дроби. В знаменатель подписывается количество ошибок (по форме и месту расположения). Для выведения оценки все цифры (отдельно для числителя и отдельно для знаменателя) суммируются и полученный балл определяется по табл. 10 (с. 120) .в десятибалльной системе. При переводе в пятибалльную систему следует при 8—9 баллах поставить себе «отлично»; при 6—7 — «хорошо»; при 5 — «удовлетворительно»; ниже — «плохо».

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 38. Тестовые таблицы для проверки наглядно-образной памяти

Общая оценка памяти производится путем вычисления средней арифметической на основе пяти показателей (1—текст непосредственного восприятия; 2—текст отставленного восприятия; 3—воспроизведение чисел; 4—воспроизведение слов; 5— воспроизведение фигур).

Для определения итогов вашего личного эксперимента используется табл. 10.

Пример: результаты выполнения отдельных заданий были:

А—6/1; Б—7/2; В—5/0; Г—7/0. Результат после суммирования (6+7+5+7)/(1+1+0+0) =25/3.

Таблица 10
Оценка наглядно-образной памяти Количество ошибок

щелкните, и изображение увеличится

По таблице на пересечении строки с количеством зарисованных знаков и столбца с количеством ошибок находим оценку. Она равна 6 баллам («хорошо»).

Вывод по тестированию четырех параметров вашей памяти

Если ваша память по названным показателям оценивается на «отлично» (5) или на «хорошо» (4), не успокаивайтесь на достигнутом. Путем целенаправленных тренировок вы можете добиться многого. Если вы оценили себя на «удовлетворительно» (3) или на «плохо» (2) — не огорчайтесь. Специальными интенсивными тренировками вы можете поправить дело.

Итак, вы немного узнали особенности своей памяти. Давайте продолжим рассмотрение особенностей памяти.

Параметры памяти

Тип памяти. Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный.

Как установить свой тип памяти? Допустим, работая с книгой по специальности, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или цифру из только что прочитанного, вы предварительно должны представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Побывав один раз в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место — надо полагать, что у вас лучше всего развита зрительная память. Ярким примером людей со зрительным типом памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на доску, одновременно играют с несколькими партнерами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т. п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.

Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), когда читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память.

Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете,—то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен.

У большинства же людей развита смешанная память, т. е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного, доминирующего (скажем, зрительного).

Емкость памяти. Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8Х 1020 бит информации. Как известно, бит— двоичная единица информации, используемая в вычислительной технике. Ясно, что при таких возможностях повышение скорости чтения в 2—3 раза, т. е. соответствующее повышение оперативной способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к информационным перегрузкам мозга, поскольку здесь есть резервы.

Количество информации, фиксируемой в системе памяти человека при одномоментном ее предъявлении. Впервые экспериментальный количественный тест для оценки человеческой способности к одномоментному восприятию предметов внешнего мира предложил Уильям Гамильтон, шотландский философ XIX в. Он писал: «Если вы бросите на пол горсть шариков то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки». В 1871 г. английский экономист и логик Уильям Стэнли Джевонс сообщил, что, бросая бобы в ящик, он никогда не ошибался в счете, когда бобов было три или четыре, редко ошибался, когда их было пять верно определял их число только в половине случаев, когда их было десять и почти всегда ошибался, если их число достигало пятнадцати. В дальнейшем эксперимент Гамильтона психофизики повторяли много раз с помощью совершенной аппаратуры и тонких методов контроля, которые подтвердили предположения Гамильтона; человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибки до семи предметов, при повышении этого числа ошибки становятся регулярными.

Таким образом, к концу XIX в. возникли интуитивные догадки об ограниченных способностях объема человеческого восприятия. Научное обоснование этому явлению дал американский психолог Дж. Миллер в статье «Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию» (1945). Статья начинается так: «Повсюду меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за мной по пятам, я непременно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает передо мной на страницах самых распространенных наших журналов. Это число принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда несколько меньше, чем бывает обычно, но никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется чем-то большим, нежели простым совпадением. Здесь чувствуется какая-то преднамеренность, все это подчинено какой-то определенной закономерности».

Логика психофизических исследований привела к материалистическому объяснению «магии» числа семь. И недаром это число часто встречается в народных пословицах и поговорках: Один с сошкой, семеро с ложкой; Семь раз примерь, один раз отрежь и т. д., в русских народных сказках и сказках народов мира. В сказке «Репка» семь персонажей: репка, бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Исследования советского ученого В. Я. Проппа, изучившего 100 русских сказок, показали, что, различаясь по сюжету, все они однотипны по количественному и качественному составу участников: их всегда не более семи: вредитель, даритель, помощник, царевна (или ее отец), отравитель, герой, ложный герой. Видимо, фольклорное искусство также подчинялось общим законам человеческого восприятия.

Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира. «По-видимому,—пишет Дж. Миллер,— наш организм имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности воспринимать информацию и обусловленный, в свою очередь, либо процессом научения, либо самим строением нашей нервной системы».

Как было установлено Дж. Миллером в последующих экспериментах, при восприятии имеет значение именно общее число элементарных блоков информации, а не их содержание. Иначе говоря, объем оперативного восприятия зависит по существу не от количества суммарной информации, а от числа группировок блоков символов, или «кусков» информации. Это число постоянно и равно 7 ±2. Данное правило имеет большое значение и для быстрого чтения. В самом деле, если число одномоментно воспринимаемых «кусков» информации структурно постоянно, то для повышения эффективности чтения нужно сделать их содержание более емким.

Кодировать информацию можно цифрами, словами, предложениями и даже текстами и идеями. Очевидно, наибольшее количество информации передается кодом идей, который является самым емким и экономичным.

Следовательно, для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения). Значит, быстрое чтение, повышая скорость, вместе с тем обеспечивает и высокое качество ее усвоения при правильной организации этого процесса.

Изложенное позволяет предложить методические приемы для обучения быстрому чтению. Суть их в том, чтобы выработать рациональные способы перекодирования исходного текста с учетом указанной закономерности Миллера. Здесь нужно вспомнить, что уже одно из первых упражнений методики быстрого чтения помогает решить эту задачу. В самом деле: семь блоков интегрального алгоритма чтения есть не что иное, как надежное средство укрупнения считываемой информации, основанное на рассмотренной закономерности 7+2.

Перейдем теперь непосредственно к характеристике запоминания — процессу памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным. Запоминание—активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.

Произвольное запоминание—особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т. д.

Непроизвольное запоминание — вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: «Запомнилось само собой».

Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности.

Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый, творческий характер. Для чтения это означает, что, если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.

Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.

Отсюда следует, что при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.

Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.

Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н. А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Изложенное позволяет в значительной степени идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем это свидетельствует о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл сохраняется. При чтении текста запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только обозначаются.

Из этого следует четвертый вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т. е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание.

Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.

Забывание—довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на рис. 39.

В первые же часы после запоминания свежего материала кривая стремительно падает вниз. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 10 часов со 100 до 35%. Таким образом, повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его прочтения. По этому поводу К. Д. Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 39. Кривая забывания

Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Для лучшего сохранения прочитанного в памяти необходимо повторить изученный материал сразу же после окончания чтения. При этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.

Итак, мы разобрали основные особенности механизма памяти. Встает вопрос: как же развить и улучшить природную память?

Советы и практические упражнения по воспитанию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно, полезны, но при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.

Упражнение 8.1. Тренировка памяти при чтении

8.1.1. Провести анализ и установить свой тип памяти в соответствии с рекомендациями, изложенными на с. 121.

8.1.2. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить на несколько дней» в соответствии с табл. 11. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращения к прочитанному допустимы только после невозможности вспомнить необходимое в течение 2—3 мин. напряжения памяти. В приведенных упражнениях мы даем рекомендации, взятые из книги Ф. Лезера «Тренировка памяти». Они касаются правил повторения прочитанного для двух режимов: запомнить на несколько дней и запомнить надолго.

Первый режим характерен для учащихся и студентов в период подготовки к экзаменам. Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация из трех дней, отведенных для подготовки: два с половиной дня вы отдыхаете, а оставшуюся половину дня и ночь готовитесь к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой. Предлагаемый в табл. 11 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.

Таблица 11
Режим повторения учебного материала перед экзаменами

Повторения

Время

Первое

Сразу по окончании чтения

Второе

Через 20 мин. от окончания предыдущего повторения

Третье

Через 8 часов

Четвертое

Через сутки (лучше перед сном)

Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенным выше определением. Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено 4 дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники при начальном изучении предмета нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды «непослушные» школьники, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проведенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате гам, где обычно школьник ограничивается одним учебником, наши ребята прочитывали еще несколько книг, затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным. Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали: нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.

Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.

Повторение — это практически ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2—3 мин.

Закончив первое повторение, отдохните 20 мин. и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили в 15 часов. Отдыхайте до 15 часов следующего дня. На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритма. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.

Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т. п.

8.1.3. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить надолго» в соответствии с табл. 12. Объем запоминаемого материала не более 30 тыс. знаков. Определение вида повторения то же, что и в предыдущем упражнении.

В заключение урока прочитайте контрольный текст № 8, используя все приемы техники быстрого чтения.

Особое внимание обратите на фиксацию и запоминание фактографической информации. Подсчитайте и запишите результаты измерения скорости чтения.

Таблица 12
Методика повторения для режима “Запомнить надолго”

Дни недели

1

2

3

4

5

6

7

Первое повторение сразу по окончании чтения.

Второе — через 20 мин. после первого повторения

Повторение через 24 ч. после преды

дущего

Отдых

Повторение

Отдых

Отдых

Повторение



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 172