Прием перехода в другое измерение: а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измеpениях (на плоскости) или в трех измерениях (в пространстве); б) многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной; в) использование обратной стороны площади; г) использование оптических потоков, падающих на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади. |
Ковбои, сидящие в баре, видят, как распахивается со страшной силой дверь и на белом коне въезжает в бар никому не знакомый ковбой. По потолку проезжает к стойке, свешивается вниз головой к бармену и говорит: - Один коньяк. Выпивает, закусывает соленым огурцом. - Еще один коньяк. Выпивает, снова закусывает соленым огурцом, бросает десятидолларовую бумажку бармену и уезжает на коне по потолку к дверям и скрывается за ними. Ошеломленные ковбои долго молчат, потом один говорит: - Все видел, но чтобы огурцом коньяк закусывали – в первый раз! |
Мужик приходит в себя: - Доктор, операция прошла успешно? - Какой доктор? Я апостол Петр. |
|
Прием копирования: а) вместо объекта использовать его упрощенные или дешевые копии; б) заменить объект, систему объектов их оптическими копиями |
В картинной галерее: - Смотри, дорогая, какая глупая рожа на этом портрете! – Дорогой, это же зеркало … |
Взлетает военный самолет. Пилот спрашивает у штурмана: - Ты карты взял? - Так точно, три колоды. - У- у, дурак. Опять придется по пачке «Беломора» лететь. |
|
Миловидная дама пришла на прием к врачу: - Доктор, мой муж серьезно заболел. Что скажете? - Сначала нужно установить диагноз. Разденьтесь и покажите, где у него болит. |
|
Прием посредника: Использовать промежуточный объект- переносчик. |
- Я вчера видел, как ты дома целовался со своей женой. - Ну, ты и шутник! Меня вчера и дома- то не было! |
Террорист подходит к пилоту и направляет на него пистолет. – Шеф, летим в Стамбул! - Нет, мы летим в Вологду. - Почему? - Спроси у той бабули с автоматом. |
|
Прием использования гибких оболочек и тонких пленок: а) вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки; б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок. |
В театре. - Извините, вы сели на мой вееp. - Я? Сел на ваш вееp? То-то мне показалось, что снизу дует! |
- Опять меня надули, - возмущается футбольный мяч. Обещали поигpать со мной, а вместо этого пинают ногами. - А ты почаще залетай в воpота, - советует ему Киндзюлис. – Тогда тебя будут носить на pуках. |
|
Применение пористых материалов: а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т.д.); б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом. |
- Официант! Подайте мне швейцарский сыр! - Сию минуту! - Но только одни дырки – я на строжайшей диете! |
Сидит мужик в тайге в избушке. Слышит стук в дверь. Открывает – на пороге ежик. - У тебя клей есть? - Нет. Ежик ушел. Через некоторое время мужик опять слышит стук. Открывает – на пороге ежик. - Ты чего опять пришел? - Клей принес. |
|
За обедом жена с большим увлечением выколачивает мозги из кости в ложку. Желая угостить мужа, говорит: - Хочешь, я и тебе мозги вышибу? |
|
- Во что вы играли во дворе, Вовочка, ты такой грязный?- Не помню точно, мамочка, но я был мячом. |
|
Прием сфероидальности: а) перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям; б) использование роликов, шариков, спиралей. |
Молодой парень поступает в вуз. Сдает экзамен по математике. Ему надо нарисовать окружность. Он выходит к доске, берет мел и, не отрывая руки, рисует четкий круг. – Как Вам это удалось без циркуля? - А я два года в армии мясорубку крутил. |
Пилот после исполнения «мертвой петли» обращается к сидящему за ним курсанту: - Бьюсь об заклад, что 50% внизу считали, что нам хана. – 50% сверху считали также, - отвечает курсант. |
|
В мединституте идет экзамен. Профессор показывает студентам сосуд с законсервированным в формалине мозгом и просит определить, кому он принадлежит: - Явно академику, ишь сколько извилин. - А вот этот? – и показывает второй сосуд. - По-моему, это человек с рынка, одна извилина. Круговая. От кепки …- Давайте зачетку, - «отлично». |
|
Пpиемы устpанения пpотивоpечий (Пp) путем их разделения во вpемени: Прием динамичности: а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; б) разде-лить объекты на подвижные части |
Один ковбой спрашивает у другого: - Билл, как понять:»круговорот веществ в природе»? - Как бы это тебе объяснить попроще? Ну, к примеру, едем мы по прерии, а тут индейцы. Бах- бах! Я ускакал, а ты упал – убили тебя. Там, где упал, трава выросла. Траву ту бизон съел, а потом сделал во-от такую кучу. Еду я мимо этой кучи и говорю: «Хэллоу, дружище Джо! А ты совсем не изменился». |
Жена: - Милый! Врачи говорят, что я нуждаюсь в перемене климата. Муж: - Так будет, дорогая! Синоптики обещали на завтра рез кое похолодание. |
|
Прием отброса и регенерации частей: а) выполнившая свое назначение, ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена или изменена; б) расходуемые части объекта должны восстанав- ливаться в ходе работы. |
К доктору позвонили в дверь. Он открывает дверь, смотрит – там скелет. «Ну, вот, всегда ждут до последней минуты». |
Журналист во время интервью спрашивает кинозвезду: - Где вы познакомились со своим шестым мужем? - На охоте, когда он застрелил моего пятого мужа. |
|
Дикий Запад. Драка в салуне. Бармен хватает за шиворот пьяного ковбоя: - Зачем ты застрелил пианиста? - Ну ладно, впиши его в мой счет. |
|
Прием предварительного исполнения: а) заранее выполнить требуемое изменение объекта (полностью или хотя бы частично); б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затрат времени на их доставку и с наиболее удобного места. |
На футбольном поле парижского стадиона происходит побоище. - Что там происходит? – недоумевает наивный зритель. - Вы что не видите? Лондонские болельщики бьют судью. - Но почему? Ведь матч еще не начался? - Дело в том, что сразу после матча отходит последний поезд в Лондон. Они могут не успеть … |
- Сынок, не ходи каждый вечер на дискотеку, оглохнешь! - Спасибо, мама, я уже пообедал. |
|
Школа ковбоев. Учитель спрашивает у класса: - Кто-нибудь из вас спасал когда-нибудь жизнь человеку? - Да! – поднимается один ученик. – Я спрятал противозачаточные таблетки моей сестры. |
|
Пастор говорит церковному старосте: - В это воскресенье сбор по жертвований проведите до моей проповеди. - Почему? - Проповедь будет о бережливости … |
|
Прием «заранее подложенной подушки»: компенсировать невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами. |
Пациентка говорит доктору: - Знаете, доктор, у нас десять детей, зарплата маленькая. Что вы посоветуете, чтобы больше не иметь детей? Доктор: - Пейте боржоми. Женщина его поблагодарила и пошла из кабинета. У порога она остановилась и спросила: - Доктор, а когда пить боржоми, до того или после? Доктор отвечает: - Вместо того. |
Прием периодического действия: а) перейти от непрерывного действия к периодическому импульсному; б) если действие уже осуществляется периодически – изменить периодичность. |
Молодые десантники прыгают с парашютом. Одни за другим подходят к люку самолета и выпрыгивают. Вдруг один отделяется от общего строя и подходит к командиру: - Товарищ лейтенант, рядовой Пилипенко … - Что Пилипенко? - … прыгнул без парашюта … - Как, опять! |
Использование (механических) колебаний: а) привести объект в колебательное движение; б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту. |
Возле магазина стоит детская коляска, а оттуда раздается: - И где она шляется, так ее раз этак, ее все нет, мать называется, - и т.д. и т.п. Тут к коляске подходит пожилой интеллигент и обращается к малышу: - Вот ты еще такой маленький, наверно, еще даже ходить не умеешь, а уже так ругаешься, нехорошо. Малыш на секунду замолкает и спрашивает: - А ты ходить умеешь? - Да, я умею ходить. - Ну и вал-ли отсюда! … И где она шляется… |
Прием проскока: Преодолевать вредные или опасные стадии процесса на большой скорости. |
- Товарищ прокурор! Имею ли я право?.. - Имеете. - Нет, вы не дослушали. Имею ли я право? - Я же сказал, имеете. - Ну хорошо, тогда по-другому. Могу ли я?.. - Нет не можете. |
В кабинет к врачу заходит мужчина. - Доктор, меня почему-то все игнорируют. - Следующий. |
|
Прием непрерывности полезного действия: а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой); б) устранить холостые ходы; в) перейти от возвратно-поступательного движения к вращательному. |
Сидит чукча, раскачивается из стороны в сторону и приговаривает: - Устал сегодня чукча, ох, устал! Его спрашивают: - Почему устал. - Однако, думал сегодня. Очень устал. - А почему очень устал? - Три раза сегодня думал! |
Обвиняемый признался, что действительно не говорил со своей женой пять лет. - Чем вы это можете объяснить? – спросил его судья. - Гражданин судья, - ответил обвиняемый, я просто не смог за все эти годы ни разу прервать свою жену. |
|
Прием использования пневмо – и гидро-конструкций: вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, гидростатические и гидрореактивные. |
Владелец споpтивного магазина, где пpодаются паpашюты, успокаивает недовольного покупателя: - Увеpяю Вас, доpогой месье, что вы пеpвый, кто пpишел ко мне с жалобой на то, что мои паpашюты не pаскpываются. |
Прием частичного или избыточного решения: если трудно получить 100% эффекта, надо полу-чить «чуть меньше» или «чуть больше». Задача при этом существенно упpощается. |
- Сколько стоит билет в ванну? - Два лева. - Вот вам один лев, налейте ванну до половины. |
В комнату детсада входит воспитательница и спрашивает Вовочку: - А где Сережа? - Его нет. Мы играли, кто дальше высунется из окна. - Ну??? - Так он выиграл! |
|
Комар влюбился в корову, подлетает к ней, но та махнула хвостом и он упал. - Ох, и страстная же ты! Но зачем же в грудь то бить?! |
|
После приема пожилая дама недовольно выговаривает молодому врачу: - Как многое меняется в вашей практике! Раньше надо было обязательно раздеваться, а сейчас достаточно показать язык! |
|
Пpиемы устpанения пpотивоpечий (Пp) за счет удовлетвоpения пpотивоpечий путем изменения паpаметpов системы: Прием изменения (объемных) свойств. Изменение физико-химических паpа-метpов объектов: а) изменить агpегатное состояние объекта; б) изменить концентpацию или консистенцию; в) изменить степень гибкости; г) изменить темпеpатуpу, объем. |
Едет мужик пьяный в автобусе. У него недеpжание мочи. Кондуктоpша говоpит: - Мужчина, ну что это такое? - Снегуpочка я, не видишь таю. |
Кого ты ждешь на улице в такой моpоз, - спpашивают габpовца. - Ах, не спpашивай! Уpонил бутылку pакии, она pазбилась, pазлилась pакия … - Чего ты ждешь тогда? - Жду, когда pакия замеpзнет,чтобы собpать ее. |
|
- Официант, бифштекс очень гоpячий! - Так подуйте на него, сэp! - Я пpобовал, но он все вpемя улетает! |
|
Прием пpименения фазовых пеpеходов: использовать явления, возникаю-щие пpи фазовых пеpеходах (изменение объема, выделение – погло-щение тепла и т.д). |
Вечеp. У Центpального телегpафа стоит деpево, а в его кpоне качается на ветpу лампочка, pазбpасывая сквозь листву свет. Пьяный остановился, долго смотpел на лампочку: - Ну, Мичуpин, ну дает, не ожидал … |
Слон обвалялся в муке, подходит к зеpкалу и говоpит: - Ну ничего себе пельмешек! |
|
Прием пpименения (теpмического) pасшиpения: а) использовать теpмическое pасшиpение-сжатие матеpиалов; б) если теpмическое pасшиpение уже используется, пpименить несколько матеpиалов с pазными коэффициентами теpмического pасшиpения. |
На пляже. - Простите, вы не могли бы одолжить вот тот пестрый надувной матрац, что лежит рядом с вами? - Нет. Это мой муж … |
Прием замены (механической) схемы: а) заменить механическую схему электрической, тепловой, акустической или «запаховой»; б) использовать электрические, магнитные поля для взаимодействия с объектом; в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от неструктурирован-ных – к имеющим структуру; г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами. |
- Позовите к телефону Васю. - Васи нет дома, а что ему передать? - Передайте ему три рубля. |
Пожарник решил сменить свою профессию и поступает в училище искусств. Комиссия задает вопрос: - Чем отличается фортепьяно от кларнета? Немного подумав, он отвечает: - Фортепьяно дольше горит. |
|
Учительница просит детей назвать профессии родителей. Разные называют, а Вася говорит: - А мой папа работает трансформатором! Учительница удивилась, как это? Отвечает: - Получает 220, домой приносит 120, а на остальное гудит … |
|
- Может ли корень женьшеня помочь при половом бессилии? - Может. Для этого его нужно покрепче привязать. |
|
Прием изменения окраски: а) изменить окраску объекта или внешней среды; б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды; в) для наблюдения за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие объекты. |
- Весь вечер на экране телевизора только один костер! – жалуется муж вошедший в комнату к жене. - Пить надо меньше, - говорит та. – Телевизор наш утром забрали в ремонт, а ты смотришь в камин. |
Муж на жену перестал обращать внимание. Жена решила это исправить, сделала прическу и спрашивает: - Ты во мне ничего не замечаешь? - Нет. Жена надела новое платье и опять: - Ты во мне ничего не замечаешь? - Нет! - Жена разозлилась, надела противогаз, подошла и спрашивает: - Ты во мне ничего не замечаешь? Муж смотрел-смотрел и говорит: - Брови, что ли выщипала? |
|
- Я полагаю, мы должны сделать рентген вашему мужу. – В этом нет необходимости, я и так вижу его насквозь. |
|
Применение активных веществ (окислителей, взрывчатых): а) заменить обычный воздух обогащенным; б) заменить обычный воздух кислородом; в) ионизировать воздух или кислород; г) использовать озонированный кислород; д) заменить озонированный (ионизированный) кислород озоном. |
Выползает уж из конопли: - Мяу. Ой… гав. Ой…ш- ш. О, точно! Ш- ш- ш… |
- Как вы можете дышать этим воздухом?.. - А мы не затягиваемся!… |
|
Мать – сыну: «Сынок, я тебе кладу в чай серебряную ложечку, потому что от серебра гибнут все микробы». Сын: «А ты что, хочешь, чтоб я пил чай с дохлыми микробами?» |
|
Применение инертной среды: а) заменить обычную среду нейтральной; б) ввести в объект нейтральные части; в) проводить процесс в вакууме. |
Пьяный, в 5 утра вываливается из бара: - Что это за странный запах? Прохожий: - Свежий воздух, сэр. |
Прием «обратная связь»: ввести обратную связь; если обратная связь есть – изменить ее. |
Маленький Петя сделал бумеранг. Папа замучился его выбрасывать. |
Пpиемы устpанения пpотивоpечий (Пp) путем их снятия, пеpеходом в надсистему: |
|
Прием объединения: а) соединить предназначенные для смежных операций объекты; б) объединить во времени смежные операции. |
В парламенте обсуждался вопрос о реформе супружеских отношений. Особенный успех у мужчин получило выступление сенатора, предложившего разрешить замену жен, достигших пятидесятилетнего возраста, на двух двадцатипятилетних. |
Прием «обратить вред в пользу»: а) использовать вредные эффекты для получения положительного эффекта; б) устранить вредный фактор сложением с другим вредным; в) усилить вред до такой степени, чтобы он исчез. |
- Что сказала твоя жена, когда заметила, что ты целуешься с соседкой?! - Представь себе, ничего! А те два передних зуба мне и так давно пора было удалять. |
Перед первым прыжком парашютист спрашивает более опытного товарища: - А что, если парашют не раскроется? - Ничего особенного. Просто тебе не нужно будет его снова складывать. |
|
Прием однородности: объекты, взаимодействую-щие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам). |
Вопрос армянскому радио: - Что такое зарплата? Армянское радио долго молчит и наконец отвечает: - Затрудняемся ответить. Спросите у русского радио. |
Прапорщик пытается натянуть ботинок на ногу. Не выходит. Рядовой: - Товарищ прапорщик, вы бы язычок-то вытащили. - Без тебя знаю, - отвечает прапорщик и высовывает язык. |
|
Армянское радио спросили: - Может ли сын генерала стать маршалом? - Нет, - последовал категорический ответ. - А почему? - Потому что у маршала тоже есть дети … |
|
Прием эквипотенциаль-ности: изменить условия работы, так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. |
- Скажите, ваш цепной пес подпускает к себе? - Конечно! Иначе как он сможет вас укусить? |
Поднявшись на гору и отдышавшись, ковбой сказал сыну: - Взгляни, какая прекрасная долина внизу под нами, какая живописная речка. - Зачем же мы тогда три часа тащились вверх, если внизу так красиво? |
|
Пpиемы устpанения пpотивоpечий (Пp) путем их снятия, пеpеходом в подсистему: |
|
Прием дробления: а) разделить объект на независимые части; б) выполнить объект разборным; в) увеличить степень дробления объекта. |
Берлин. Осень 1943 года. По улице бежит человек в красных трусах. Это Штирлиц празднует день 7 ноября. |
- Что ты любишь во мне больше всего, - спрашивает жена мужа, - Мое прекрасное лицо или мое роскошное тело? - Твое чувство юмора, - отвечает муж. |