УПП

Цитата момента



Мужчина женится, потому что влюбился. Женщина влюбляется, потому что хочет выйти замуж.
И в этом также проявляется женская мудрость!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



…Никогда не надо поощрять жалоб детей и безоговорочно принимать их сторону. Дети сами разберутся, кто из них прав, кто виноват. Детские ссоры вспыхивают так часто и порой из-за таких пустяков, что не стоит брать на себя роль арбитра в них.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

Упражнение 13

Вспомните, как в упражнении 3, чем вы занимались неделю назад. Если вы выполняете это упражнение в среду, вы должны попытаться восстановить, с максимально возможной полнотой, что вы делали в течение дня в прошлую среду.

Упражнение 14

Вспомните 5 правил гигиены мозга, названных в уроке 2. Напишите их: 1. 2. 3. 4. 5.

Упражнение 15

Вспомните 4 стиха из урока 3. Воспроизведите их по памяти. Если что-нибудь забыли, прочитайте стихи несколько раз и затем повторите по памяти.

Упражнение 16

Повторите упражнение "мозговые ящики", но на этот раз поменяв ваши 3 сюжета сосредоточения.

Урок 8

Естественный ход запоминания

Три главных условия по фиксации идей, фактов или данных:

1. Впечатление

2. Ассоциация

3. Повторение

Именно в этом порядке их надо вводить в действие. Если вы не используете один из этих факторов, это не помешает вам поневоле запомнить что-либо. Но когда вы хотите запомнить что-либо специально, необходимо применять весь процесс фиксации в памяти: впечатление, ассоциацию, повторение.

Этим можно объяснить то, что мы, например, запомнив на собрании фамилию повстречавшегося человека, ухитряемся не запомнить фамилию другого на том же собрании. В первом случае вы обратили достаточное внимание (впечатление) на человека; может быть, выработали в своем сознании (осознанно ли нет) некоторые ассоциации в связи с ним, и его имя несколько раз было упомянуто (или вы его повторили для себя несколько раз).

Во втором случае вы не обратили, может быть, на него недостаточно внимания (откуда недостаточное впечатление) или же в вызвали какую-либо ассоциацию, или вам не повторялось его имя.

Хорошо создавайте впечатление!

Вот как вы должны действовать, чтобы все четко закреплялось:

Первым условием для фиксации впечатления является желание. Чтобы иметь желание, нужен реальный интерес к человеку или событию, которое необходимо запечатлеть. Вы будете иметь большие трудности с фиксацией вашего внимания на том, что вас не интересует. Именно по этой причине вы не запоминаете фамилию человека, которого встретили, но который вас не интересует в действительности.

К тому же, если у вас нет подавляющего намерения помнить что-либо, вы рискуете не придать этому достаточно внимания. Это объясняет, почему вы плохо помните некоторые вещи, которые вы видели, но которые, по вашему мнению, не пригодятся в будущем. Пример: сколько человек было в булочной вчера, когда вы туда зашли? Вот правило самого Фрейда, отца психоанализа: "Намерение - главный фактор, чтобы все помнить или забыть".

Мы помним о вещах, о которых мы хотели вспомнить, и мы забудем то, что мы имеем намерение забыть (осознанно или бессознательно). Более просто правило Фрейда для нас можно перевести так: "Чтобы запомнить что-либо, нужно сознательно желать это сделать".

Чтобы иметь хорошую память, необходимо сознательно закреплять ваше внимание и учиться не быть рассеянным. Это то, что называют сосредоточенностью.

Для этого мы уже делали упражнения на сосредоточение. Эти упражнения, сами по себе не совершенствуя память, создают хорошие условия для ее работы.

Не забывайте правила:

Чтобы хорошо закреплять впечатления, нужно уметь сосредотачиваться.

Если вы делаете зарубку на куске металла, она будет настолько глубока, насколько сильно вы ударите. То же происходит в вашей памяти. Отпечаток будет тем лучше закреплен, чем сильнее впечатление. Если вы когда-нибудь видели, как разбивается о землю охваченный пламенем самолет, вы не забудете этого никогда. Если вы видели тонущего человека, которому вы не в силах оказать помощь, вы этого также не забудете.

Предположим, например, что один из ваших важных клиентов попросил вас ему позвонить в субботу после обеда. Мы вам покажем, каким образом помочь вашей памяти вспомнить о звонке в нужное время. С этого момента следует знать, что вы уменьшите риск забыть о звонке, если свяжете это событие с сильным впечатлением. Представьте себе, что в момент вашего звонка клиенту он подписывает крупный чек в оплату своего заказа. И, напротив, представьте своего клиента, спускающего вас с лестницы после того, как вы забыли ему позвонить. Представление занимает всего несколько секунд, а вы получаете простую и сильную ассоциацию, которая улучшит запоминание без особых усилий с вашей стороны.

В дальнейшем мы покажем, как способ ассоциаций может вам оказывать различные услуги в различных областях, где применяется память. Правило, которое мы только что привели, объясняет, почему полезно все время использовать сильные умственные образы и даже необычные, так как все, что сильно и необычно, гораздо лучше запечатлеется в памяти.

Для облегчения запоминания создавайте сильные образы.

Упражнение 17

Вы сейчас сделаете упражнение 4, но по-другому: задумайте сделать что-либо, например задумайте позвонить одному из друзей завтра перед обедом или зайти в аптеку после работы. Попытайтесь применить описанный способ "сильных образов". Например: представьте себя искаженным болью от того, что вы забыли сходить в аптеку, или аптекаря, причиняющего вам силой боль, и т.д.

Упражнение 18

Выберите трудную книгу автора, известного своим сухим или абстрактным стилем. Начните читать десяток предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите смысл того, что читаете. Возьмите словарь, если нужно. Читайте в очередной день десяток следующих фраз, перечитывая то, что вы видели в предыдущие дни. В конце первой недели запишите все, что вы запомнили. Это одно из лучших упражнений для развития умственных способностей. Когда вы завершите упражнение, нужно будет его повторять, по меньшей мере, 2 или 3 раза в неделю.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 11

Тест и упражнение – напоминание

Перед тем, как изучать ассоциации, очень важную тему, которую мы начнем со следующего урока, мы сделаем несколько упражнений на повторение и напоминание.

Упражнение(тест чтения) 24

Прочтите текст внимательно, но только один раз, затем перейдите к следующей странице.

Текст для чтения:

Шестого марта, около Шато-Тьери, произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельс. Состав состоял из 34 вагонов; в 16-ти была солярка, а в 18-ти - вино. Две цистерны солярки по 40 м2 и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на национальную автостраду, что послужило причиной хода в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовика получил легкие ушибы.

Контрольный вопросник упражнения (теста) 24

Ответьте на следующие вопросы:

1. Куда направлялся поезд?

2. Каких вагонов было больше -с вином или с соляркой?

3. Сколько цистерн с вином было повреждено?

4. Чего больше разлилось - вина или солярки?

5. Сколько было всего вагонов?

6. В какое время суток произошло крушение?

Проверьте результаты.

Этот тест служит упражнением на сосредоточение и покажет вам, что обычно положение таково, что мы, увлекаясь цифрами, часто забываем понятия и простые вещи.

Упражнение 25

Продолжайте упражнение18

Упражнение 26

Постарайтесь записать различные подразделения пяти первых уроков: заглавия, подзаголовки, изложенные правила.

Урок 12

Естественный ход запоминания (продолжение)

Ассоциация

Создавайте ассоциации, это настоящий секрет хорошей памяти. Вильям Джеймс писал: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…"

Каждая ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность.

Следовательно, ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего воспроизведения (вызова) их.

В начале курса мы говорили: чем больше память загружается, тем эффективней она становится. Теперь мы можем сказать: чем больше фактов и сведений у вас в памяти, тем легче для вас создать связь между новым фактом и хранимыми в памяти сведениями.

Возьмем пример: вы открываете книгу по археологии, в которой описываются сокровища Ореста (вблизи Баля). Вы читаете: "Монеты находятся в прекрасном состоянии, на них выгравированы изображения Константина Великого, Константе I, Константе II"- и о Магненсе, вы достаточно легко запомните описание клада. Но, если вы ничего не знаете об этих четырех исторических личностях, вам будет чрезвычайно трудно вспомнить через некоторое время содержание текста о сокровищах.

Если до этого вы читали или слышали что-либо о Константине (император, предоставивший свободу христианскому вероисповеданию, перенесший столицу Римской империи в Бизанс, переименованный в Константинополь); если вы знаете, что перед смертью Константин разделил империю между своими тремя сыновьями: Западную империи отдал Константину II и Константу,Восточную-Констансу;если вы помните, что Константин II был убит при попытке присвоить владения Константа, что через 10 лет после этого сам Констант был убит эмиссаром Магненса, который узурпировал его трон; если вы не забыли, что Магненс пытался договориться с Констансом о разделе Империи; если вы знаете, что у Констанса было не больше морального права, чему Магненса, на единоличное владение Империей, т.к.по его приказу были убиты дядя (братья его отца Константина) и двоюродные братья, за исключением Жюльена (впоследствии император Жюльен), то вся эта сложная история дополнится в вашей голове несколькими новыми фактами-и вы гораздо легче запомните состав сокровищ Ореста.

Мы привели этот пример, т.к. он иллюстрирует сложность, с которой сталкивается большинство студентов при подготовке к экзаменам по предмету, о котором у них мало предшествующих знаний.

Очень трудно выучить все о Французской Революции, если в школьные годы вы постепенно не накопили знаний по этому периоду истории.

Чтобы запомнить что-либо, надо уметь ассоциировать это с каким-нибудь фактом, хранящимся уже в памяти.

Будет очень полезно в начале изучения новой науки или языка начинать с простейшего пособия, с тем чтобы составить базу для ассоциаций при дальнейшем углубленном изучении предмета.

Естественно, логические ассоциации очень важны, однако не всегда их можно сформировать. Поэтому не пренебрегайте нелогичными, "притянутыми за уши " ассоциациями, они вам окажут хорошую службу. Вы в этом убедитесь по ходу курса - при ознакомлении с мнемотехникой.

Если вы хотите запомнить имя человека, постарайтесь сформировать максимум ассоциаций в отношении этого человека и скажите себе: "Господин Дельбар служит инспектором продаж, как и мой друг Ледюк". Приглядитесь к его внешности и установите следующую ассоциацию: этот господин Дельбар носит пышные усы, похожие на щетку для ногтей. Когда его вам представили, он болтал с подругой вашей супруги мадам Морен. Вообразите: "Господин Дельбар также является другом мадам Морен". Вновь представьте их вдвоем, болтающими в углу салона, где они находились в момент, когда вы вошли. Вообразите, что фамилия Дельбар немного похожа на фамилию Дельбек, однако физически они очень отличаются. Таким образом вы создали (реализовали) многочисленные ассоциации.

Вы можете даже создать так называемые глупые ассоциации типа "каламбур". Мадам Морен кусает какой-нибудь фрукт (и вы ее представляете в своем воображении, кусающей этот фрукт). Это лишено всякого смысла, но это эффективно. Можно даже сказать, что чем страннее ассоциация, тем она более эффективна.

Почему вы вспомните конфигурации поверхности Италии на карте лучше, чем, например, Венгрии? Потому что вы ассоциировали ее форму с формой сапога, в то время как относительно формы поверхности Венгрии не возникает никаких ассоциаций.

Когда вы пытаетесь вспомнить о чем-либо, мысленно вызовите идеи или обстоятельства, ассоциирующиеся с этим.

Чтобы вспомнить какой-нибудь стих, подумайте о предыдущих стихах либо о тех, которые за ним следуют, и вновь их процитируйте. Чтобы вспомнить о том, куда вы убрали ваш фотоаппарат, постарайтесь вспомнить, когда вы им пользовались в последний раз, вспомните, как вы им пользовались, затем представьте себя возвращающимся домой и кладущим фотоаппарат в прихожей, и чуть позже говорящим себе: "Я его сейчас уберу". В этот момент вы имеете наибольшую возможность вспомнить место, куда вы его убрали.

Чтобы вспомнить чью-то фамилию, постарайтесь вообразить обстоятельства, при которых вы этого человека видели в последний раз. Вспомните его слова, жесты. Попытайтесь вновь пережить обстоятельства вашей встречи.

Поступайте всегда подобным образом, если хотите что-то вспомнить. Не пытайтесь вспомнить мгновенно, где находится вещь, которую вы хотите найти, но подумайте о деталях, с ней связанных, вызовите ассоциации. Если вы вспоминаете фамилию какого-нибудь поэта из целой плеяды, не тратьте напрасно свои усилия на фамилию, которая от вас ускользает. Назовите вслух или шепотом фамилии поэтов, которые вспомните, повторяйте их, называйте вслух других писателей. Если через несколько минут вам не удастся вспомнить фамилию, прекратите ваши поиски на 2 минуты, подумайте о чем-нибудь другом, а затем попытайтесь вспомнить посредством ассоциаций.

Дальше мы увидим главную роль, которую играют ассоциации в мнемотехнике.

Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени.

Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто вы должны представить себе, что находитесь в кассе, у окошка, где продают билеты, и получаете от кассира "гору" шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко "гору" шоколада. Когда, спустя неделю, вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором встанет "картина" - большое количество шоколада и заставит вспомнить вас о покупке.

Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью, либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании.

Упражнение 27

Продолжайте, как в упражнении18.

Упражнение 28

Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т.д.). Таким образом вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

Упражнение 29

Возьмите лист бумаги и напишите ряд ключевых слов из известных вам сюжетов. Например, Канада, Наполеон, фотография, овощи и т.д. Затем попытайтесь написать на листах все, что вы помните по выбранным темам. Например, о Наполеоне вы вспомните некоторые данные, которые остались от экскурсий в Музей инвалидов, замок Фонтенбло и т.п.

Урок 13

Метод ассоциаций картин

Прежде всего начнем с нового упражнения-теста:

Упражнение (тест) 30

Читайте в течение 2 минут список слов, приведенных ниже с целью запомнить максимальное количество этих слов: шляпа, телефон, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол(письменный) , дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвертка, крючок (рыболовный), кот, книга, фара, рис.

Попытайтесь написать эти слова в той последовательности, как они даны в упражнении. Вам этого сделать не удастся. Тогда попытайтесь запомнить, по возможности, большее количество слов из этого списка. Вы отметите, что многие слова вы не записали, просто вы использовали для запоминания негодный способ.

Как запомнить перечень (названий, предметов и т.д.) способом образных ассоциаций.

Этот очень интересный способ прекрасное применение на практике того, ассоциации на предыдущем уроке.

Если вы хотите без каких-либо усилий запомнить список слов в той же последовательности, вы должны сделать следующее: создайте серию последовательных ассоциаций, начиная с первого слова и заканчивая последним.

Эти ассоциации должны быть очень странными, комичными или глупыми, поэтому мы в качестве примера дали намеренно разнородный список. Единственное правило, которое нужно выполнить, хорошо представить зрительно ассоциации. Создайте очень четко картины в вашем сознании, т.к. именно они должны будут вам помочь запомнить слова. В качестве примера приведем одну цепь ассоциаций, из десятка других, которые вы можете построить.

Представьте себе шляпу, в которую поместили телефон, телефонная трубка которого утыкана колючками, потому что это кактус; эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом; в пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги; один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющий особую форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша. Карандаш, как ракета, стартует, летит и попадает в куртку нашего человека; куртка довольно любопытная, т.к. вся в кружевах, а на ее средней пуговице висит носок, к которому подвешена отвертка, она летит и попадает в миску с рисом, который ест кот, этот кот кладет себе на голову книгу, убегает и прячется под автомобильную фару; фара излучает мощный свет на огромный крючок.

Постарайтесь представить в воображении различные ассоциации: например видите, как карандаш взлетает, точно ракета, с письменного стола и приземляется на вашу куртку; видите кота, кладущего книгу на голову, и т.д. Теперь вы легко сможете воспроизвести список из 20 слов. И то, что вы заложили в памяти, будет прочно. На следующий день вы вновь сможете воспроизвести данный список, т.к. по-прежнему легко восстановите цепь ассоциаций, в то время как без использования данного способа вы забудете 50 % слов.

Этот способ может найти широкое применение при изучении естественных наук, физики или географии. Возьмем один из примеров. Вам надо запомнить основные отрасли промышленности Бельгии. Составьте сводную таблицу или, просто говоря, список слов, которые необходимо запомнить. Затем свяжите их цепью ассоциаций посредством указанного способа.

Отрасли промышленности Бельгии следующие: металлургия, производство цинка, свинца, хрусталя, текстильная промышленность, механические конструкции, химическая промышленность, пищевая промышленность, производство извести и цемента, кожевенное производство.

Чтобы облегчить задачу, вы начинаете с образов: металлургия будет обозначена стальной балкой: слово витрина будет обозначать производство свинца и стекла, прилавок в кафе - производство цинка, химический сосуд (колба) - химическую промышленность.

Связка сосисок - пищевая промышленность, текстиль будет представлен символом моток пряжи, производство извести и цемента - стройкой, производство кожевенных изделий -ботинком, производство хрусталя - чашей, производство механических конструкций - мотором.

Отсюда следует список: стальная балка, витраж, прилавок кафе, колба, сосиски, моток пряжи, стройка, ботинок, чаша, мотор.

Мы вам предоставляем возможность построить цепь ассоциаций.

Чтобы избежать путаницы между разными странами, нужно, чтобы слова, символизирующие одну и ту же отрасль промышленности, были различными для каждой страны. Например, кожевенная промышленность в различных странах может обозначаться: перчатки, сумочка, пояс и т.д. Кроме того, вы должны связать первое слово цепи ассоциаций с названием этой страны. Не бойтесь создавать невероятные и даже глупые ассоциации. Важно, повторяем это еще раз, хорошо мысленно представить эти картины. Постарайтесь смешивать движущиеся картины (как карандаш, отвертка, книга в нашем первом примере) с картинами неподвижными. Это облегчит запоминание цепи. Вам часто придется прибегать к способу "ассоциированных картин", вам удастся создавать цепи ассоциаций за 2-3 минуты, то есть за промежуток времени гораздо меньший, чем этого требует обычное механическое запоминание.

Упражнение 31

Создайте цепь ассоциаций картин по перечню основных отраслей промышленности Бельгии, воспользовавшись ключевыми словами, указанными в уроке. Мы не приводим других упражнений сегодня потому, что не хотим, чтобы вы запутались во всех этих ассоциациях. Но мы возвратимся к этому в ближайшие дни.

Урок 13 (бис)

Мысленные картины

В многочисленных способах по улучшению памяти часто прибегают к ассоциациям мысленных картин. Абсолютно необходима натренированность в создании таких картин. Это называется "представить их визуально" С этой целью мы вам дадим сейчас несколько советов и упражнений.

Прежде всего, хорошо нужно понять, что картины, которые образуются в нашем мозгу, сохраняются гораздо легче, чем отвлеченные идеи.

Возьмем пример. Вот стихи Лафонтена (дословный перевод):

"По неудобной песчаной дороге, ведущей в гору,

Под палящим солнцем

Шесть сильных лошадей тащили дилижанс" …

А вот три строки из стихотворения Поля Валери:

"Лишь только я могу сдержать твой страх,-

Мои покаяния, мои сомнения, моя скованность

Являются изъянами твоего большого бриллианта"…

Попытайтесь заучить эти стихи наизусть и вы увидите, что гораздо легче запомнить три строки Лафонтена, чем три строки Валери. Почему? Все очень просто. Первые стихи наполнены конкретными картинами, в то время как стихи Валери вызывают обобщенные мысли. Проведем небольшое исследование со стихами Лафонтена.

1-я строка: мысленно представьте дорогу, ведущую в гору. Она покрыта песком, на ней полно рытвин, выбоин, больших булыжников (удается ли вам, закрыв глаза, представить эту дорогу?).

2-я строка: Жаркое солнце вертикально висит над дорогой, на обочинах которой растет низкий кустарник, но нет ни единого дерева.

Представьте себе сцену этих двух строк либо в виде фотокарточки, либо картины на экране телевизора.

3-я строка: две вереницы огромных лошадей с трудом тащат телегу.

Если вам удастся хорошо себе представить сценку, то вы легко запомните эти три строки, т.к. они вызывают конкретные картины.

Со стихами Валери дело обстоит труднее, т.к. строки не содержат сцен, которые можно представить мысленно.

Очень важно привыкнуть формировать в воображении ясные и четкие картины, т.к., создавая их, мы значительно облегчаем процесс запоминания.

Для этого выполним следующие упражнения.

Важно: приведенные ниже упражнения должны выполняться только постепенно и раздельно, а не сразу одно за другим. Переходите ко второму упражнению лишь тогда, когда почувствуете, что хорошо усвоили первое, затем, после прочного усвоения второго, переходите к третьему и т.д. Выполняйте упражнения один-два раза в день в течение нескольких недель.

1-е упражнение. Закройте глаза и представьте себе последовательно следующее: кота, часы, дерево, словарь, кресло, друга или подругу (которую хорошо знаете), машину, карандаш, электрическую лампу и т.д. Затем составьте другой список слов. Для каждого предмета попытайтесь добиться, по возможности, наиболее четкой картины. Весьма вероятно, что в вашем сознании возникнут различные картины одного и того же предмета или существа. Это неважно. Вернитесь к тем же картинам и закрепите на них ваше внимание. Через некоторое время переходите к другому предмету.

2-е упражнение. Глаза закрыты по-прежнему, представьте себе два предмета рядом: карандаш положен на книгу, пара очков лежит на газете, вилка лежит с тарелкой, кресло стоит рядом со шкафом, рядом с ботинком щетка для чистки, расческа лежит рядом с флаконом, шина рядом с бензоколонкой и т.д.

3-е упражнение. Глаза закрыты, попытайтесь теперь мысленно объединить три предмета: ключ, спичечная коробка и часы; стакан, тарелка и ложка; пара ботинок и брюки; собака, кот и мяч и т.д.

4-е упражнение. Попытайтесь представить себе движущуюся картинку. Потренируйтесь с чисто вымышленными картинками, т.к. этот тип представлений будет полезен вам в ходе упражнений по запоминанию. Пример: представьте чайную ложку, которая планирует в воздухе и затем погружается в чашку кофе. Молоток, который сам бьет по гвоздю. Нож, который разрезает кусок ткани надвое. Пузырек чернил, который опрокидывается на скатерть. Затем птицу, которая ныряет в озеро. И так далее…

Соедините два каких-либо предмета таким образом, чтобы один из них двигался по направлению к другому и сталкивался с ним. Это упражнение является важным, т.к. в случае, когда вам мысленно необходимо соединить два предмета, вы получите в вашем мозгу более устойчивое изображение, если один из предметов движется. Произвольное создание мысленных образов , или визуализация, играет также значительную роль в процессе личного развития. Мы не можем вдаваться здесь в детали, т.к. предмет курса - память.

Отметим только себе важный закон психологии, открытый Вильямом Джеймсом: "Все идеи, прочно внедренные в наш мозг, обладают внутренней силой самоосуществления". Т.е. если идея прочно "засела" в нас, то, независимо от того, что мы можем сделать для ее осуществления, она сама создаст силы, которые незаметно ведут нас к ее материализации.

Таким образом, чтобы хорошо внедрить идею в наше сознание, ее необходимо представить себе в форме мысленных изображений.

Техника телепатии, телегипноза, внушения на расстоянии и т. д.также широко использует визуализацию.

Теперь-то вы заинтересованы в тщательном проведении упражнений, с тем чтобы уметь как можно быстрее "визуализировать" предмет: животное, персонаж или действие. Чем изображение является точнее, чем оно легче возникает, тем запоминание (или ассоциация с целью запоминания) будет эффективнее.

Вначале у вас может сложиться впечатление, что вы не­способны прочно закреплять мысленное изображение предмета. Это естественное явление. Процесс происходит так, как будто предмет появляется в нашем "поле мысленного зрения", а затем быстро исчезает. Это почти всегда так. Однако достаточно снова восстановить в памяти изображение-и оно продлится немного дольше, но опять исчезнет, и т.д.

С движущимися картинками вы мало-помалу придете к возможности просмотра настоящего маленького внутреннего фильма, составленного из последовательности изображений.

Вы будете иметь возможность практически отработать эту технику визуализации на многих уроках данного курса. Однако, начиная с настоящего момента, готовьте себя к этому, выполняя первые упражнения. Тренируйте себя каждый день до тех пор, пока хорошо не овладеете визуализацией.

5-е упражнение: представьте себе любую сцену, в которой центральный персонаж (например вы) находится среди других и в которой что-нибудь происходит. К примеру: вы находитесь на почте и получаете денежный перевод, вы покупаете хлеб в булочной, вы играете со своими друзьями в карты или беседуете с ними, вы находитесь в поезде и беседуете с контролером и т.д.

Все эти упражнения являются обязательными, т.е. мысленное образное представление - важнейшее условие в процессе произвольного запоминания. Оно позволяет устойчиво сохранять в памяти ассоциации.

Урок 14 (продолжение и конец)

Естественный ход запоминания. Повторение.

Повторение является известным принципом работы памяти. Это способ, который дети совершенно естественно используют, когда начинают чему-нибудь учиться.

Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить вам, вводя в действие механические рефлексы вашего мозга, запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Таким образом вы можете - в силу повторений - запомнить поэму на языке, который вам совершенно неизвестен.

Эта чисто механическая память намного лучше у детей, чем у взрослых. Она уменьшается с возрастом. И наоборот, способность делать различные ассоциации с годами возрастает. Следовательно, то, что теряется с одной стороны, широко восполняется с другой.

Независимо от этой механической памяти, повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний - и это в любом возрасте.

Повторите все, что вы только что узнали, и сделайте это через какие-то промежутки времени. Не пытайтесь все запомнить за один раз. Наоборот, возвращайтесь к заданию многократно.

Когда вы выучите что-нибудь, проверьте, по возможности, что вы узнали.

Чтобы удержать в памяти фамилию, адрес, повторяйте их в уме много раз, одновременно пытайтесь найти ассоциации.

Томас Аквинский дал нам этот же совет в своей книге: "Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти".

Аристотель заметил: "Особенно время является разрушителем".

Наши воспоминания постепенно стираются временем, если мы ничего не делаем для их сохранения. Способ сохранения простой - повторение.

Повторяйте то, что вы узнали, и память получит новую энергию.

Но для того, чтобы повторение не было слишком долгим, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы и т.д., помогут вам освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться.

Так же, помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час-вместо полного перечитывания.

Закон Жоста.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в пять минут.

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что-то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером - перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец,, через 5-6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15-16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Упражнение 32

Проделайте последний раз упражнение 18, затем сделайте резюме (краткое изложение) всего, что вы прочитали в вашей книге, начиная с 7 утра. Перескажите своими словами то, что вы запомнили.

Упражнение 33

Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:

Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.

Вернемся к наблюдательности. Это качество никогда не бывает слишком развито.

Вот упражнение на наблюдательность, которое легко выполнить в течение дня. Остановитесь на 15 секунд перед витриной аптеки, парфюмерного, или бакалейного магазина. Рассмотрите хорошо все, что там находится. Продолжая путь, попытайтесь вспомнить максимальное количество предметов, находящихся на витрине.

Урок 14 (Бис).

Как мгновенно запомнить список

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

- купить газету;

- отправить письмо по почте;

- забрать фотографии у фотографа;

- отнести врачу рентгеновский снимок;

- купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

- позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

 



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 169